Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Контекстная педагогика в системе повышения квалификации и переподготовки кадров образования




И.Л. Булыгин, Оренбург

Целью данной статьи является рассмотрение теории контекстного обучения как концептуального основания разработки теоретических, методологических и технологических подходов к модернизации системы повышения квалификации педагогических кадров.

Переход на стандарты третьего поколения буквально заставляет высшие учебные заведения меняться. С чего должны начаться действительные изменения, а не их имитация? О.С.Свиридов, анализируя ситуацию образования в России, пишет, что, несмотря на нововведения последнего периода, российская система образования во многом находится в плену традиционной средневековой дидактики. Автор особо выделяет необходимость методологической перестройки подготовки профессорско-преподавательского состава; создание системы непрерывного образования, охватывающей всю деятельную жизнь человека [4].

Поиск новых подходов к образованию взрослых, адекватных «обществу перемен» [6], должен обязательно включать в себя разработку методологии фундаментально-технологических оснований системы обучения «обучателей», способных воплотить в жизнь необходимые для действительных перемен идеи эффективного обучения тех, кого они обучают.

Невозможно перейти к новой образовательной парадигме, адекватной современным реалиям и в короткие сроки только по воле государства. Технология перехода может быть разработана, смоделирована и внедрена в конкретную образовательную систему лишь с порой на адекватную психолого-педагогическую теорию.

Рассматривая проблему смены классической образовательной парадигмы, А.А.Вербицкий подчеркивает, что речь идет о новом типе обучения, переход к которому означает не только принятие другой исходной концептуальной основы педагогики, но и новую модель организации образовательной практики.

Смыслообразующей категорией теории контекстного обучения А.А.Вербицкого выступает контекст (внутренний и внешний), представляющий собой систему внутренних и внешних условий жизни и деятельности человека, влияющую на процесс и результаты восприятия, понимания и преобразования человеком конкретной ситуации действия и поступка [1].

Контекстный подход в педагогической психологии и в педагогике обучения студентов уж во многом является реальностью. Логически необходимым следующим шагом должно стать исследование методологии использования теории и практики контекстного подхода применительно к педагогике образования взрослых – специалистов, уже имеющих базовое образование.

В чем же действительная особенность контекстной педагогики обучения взрослых, отличающая его от контекстного обучения студентов? В чем проявляются и как определяются компетентности преподавателя, осуществляющего действительный компетентностный подход? Как и чему надо обучиться современному преподавателю? И, наконец, как, где и кем должна быть организована обучающая деятельность по овладению компетентностями обучения компетентностям? Ответив на эти и другие вопросы, мы получим представление о том, из чего складываются эмпирические (практически-деятельностные) основы контекстной педагогики, для теоретического обоснования и методологического обеспечения исследуемого явления.

В завершение, следует выделить идею психологического сопровождения образования взрослых. Дело в том, что процесс взросления, начинаясь в детстве, должен получить свое продолжение в особым образом организованной деятельности с обязательным фасилитационным сопровождением - технологией личностного роста.

К.Роджерс в своей человекоцентрированной теории образования оперирует данными психотерапевтической практики и выдвигает проблему психологических условий фактически компенсационного развития личности взрослых в процессе индивидуальной и групповой психотерапии, перенося их в область обучения и воспитания [3]. Можно не соглашаться с идеей прямой проекции методов «взрослой» психотерапии на работу с детьми разных возрастов, однако, введение в практику обучения взрослых необходимых в определенных случаях методов психотерапевтического (фасилитационного) характера является, по нашему мнению, необходимым педагогическим действием процесса в системе повышения квалификации.

В заключение отметим актуальность поиска путей решения таких задач, как определение содержания обучения специалистов системы повышения квалификации; разработка профиля их профессиональной деятельности, модели базовых компетенций, на основе овладения социальными компетентностями, выраженными в требованиях к новым стандартам образования детей, педагогов и преподавателей.

Литература:

1. Вербицкий А.А.Категория «контекст» в психологии и педагогике: монография / А.А.Вербицкий, В.Г.Калашников. М.: Логос, 2010.

2. Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М,: «Прогресс», «Универс», 1994.

3. Cвиридов О.А. Теория и методология функционирования образовательных систем / О.А.Свиридов. – Оренбург: ОГИМ, 2009.

4. Тоффлер О. (Toffler O.F.)/ Футурошок. СПб. Лань, 1997.

 

igoreken@mail.ru

 




Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2018 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных