Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






РЕАЛИЗАЦИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ




Е.Б. Гаврильчак, Л.И. Дугаева, Л.И. Гречишкина, Н.Б. Артемова,

В.М. Бабкина, Е.А. Соскова, О.И. Гусейнова, Н.В. Смыгалина,

С.М. Данилова, Е.В. Редникова – ГОУ СОШ «Школа здоровья» № 266 СВАО г.Москвы)

 

Задача здоровьесбережения в образовательном про­цессе заклю­чается в обеспечении таких условий обучения, которые не оказывают негативного воздействия на здоровье уча­щихся. Однако, на протяжении веков вплоть до сегодняшнего дня учебный процесс в школе не выстраивается природосообразно человеческой деятельности, что влечет за собой разрушение психо-соматического здоровья школьников.

Разрешение проблемы организации здоровьесохраняющей учебной деятельности школьника возможно на принципах системно-деятельностного подхода, что предполагает проектирование новых психолого-педагогических условий организации учебного процесса.

Исходя из основополагающего принципа об ориентировочной функции психики в деятельности человека, учебный процесс необходимо рассматривать как целенаправленное формирование у школьника ориентировочной основы разных видов его учебной деятельности. Такую основу можно сформировать у любого ученика независимо от его индивидуальных особенностей и способностей, без причинения вреда психическому и соматическому здоровью.

Для этого необходимо научить ученика строить в материализованной форме «схему ориентировочной основы» его деятельности, а затем интериоризировать ее содержание в умственный, «психический» план. Такая схема превращается в психический образ, опираясь на который каждый школьник может успешно строить свою учебную деятельность в собственном временном и психосоматическом режиме, своей образовательной траектории. На протяжении 11 лет учебный процесс организован на основе здоровьесберегающих образовательных технологий, разработанных автором концепции «Школа здоровья» О.М. Коломиец [2].

Технология организации учебно-исследовательской деятельности.

Схема ориентировочной основы деятельности не дается ученику в готовом виде, он строит ее сам. Для этого специальной программой организуется учебно-исследовательская деятельность каждого школьника по производству им самим, с одной стороны, конкретно-предметных знаний – математических, химических, лигвистических, географических и т.д., а с другой стороны, знаний о своей учебной деятельности: как исследовать объект и производить новое знание о нем, как строить свою деятельность по решению практических задач, как усваивать новый материал и т.д. Использование принципов системного подхода к обучению позволяет изучаемый предметный материал распредметить как системно-структурное образование - выделелить его внутреннюю структуру и содержание [4]. Метод системного анализа выступает тем способом организации исследовательской деятельности, которым может овладеть любой школьник и использовать при изучении любой предметной области.

Технология обобщения знаний и построения схемы ориентировочной основы деятельности

 

Произведенные в учебно-исследовательской деятельности конкретно-предметные знания обобщаются учеником с помощью знаково-символических средств в схеме ориентировочной основы деятельности двух типов. В схемах первого типа обобщаются статичные знания об изученном объекте, их форма представления – системно-структурная, обеспечивающая формирование системного мышления и высокую скорость, правильность и точность актуализации знаний в практической деятельности. Только такие знания – полные, обобщенные, системные, произведенные самим школьником в его исследовательской деятельности, поэтому осознаваемые и доступные ему – легко применимы на практике и обеспечивают отсутствие ошибок у ученика при решении различных практических задач.

Система

                   
 
 
   
       
         
 
 


Cтруктура:

Уровни системы

Элементы уровня


Одноуровневые системообразующие связи

Межуровневые системообразующие связи

 

Для правильного осознанного решения практических задач школьникам необходимы схемы ориентировки второго типа, в которых обобщаются знания о компонентах выполняемой деятельности (цель, предмет, метод, средства, формы, состав действий и операций, продукт) и системообразующих связях между ними в процессе решения практических задач. В отличие от демонстрации учителем готовых образцов способов решения задач или задаваемых в «готовом виде» алгоритмов действий, в нашем случае ученикам раскрывается сама практическая деятельность во всем богатстве ее содержания и имеет место обучение школьников самостоятельно строить ее. Это приводит к отсутствию непонимания и трудности в решении задач, к успешности в учебном процессе, к высокому уровень успеваемости, развитию мотивации к учебной деятельности и т.д.

Технология интериоризации схем ориентировочной основы деятельности

Учебная деятельность школьников имеет следующие особенности: 1) отсутствует многократный тренинг и механическое заучивание содержания схем; 2) его усвоение происходит в процессе решения практических задач; 3) деятельность ученика строится по этапам в соответствии с этапами формирования психического образа; 4) используется внешняя речь – вслух проговариваются выполняемые действия и составляющие их операции; ученик объясняет, какие знания и при выполнении какой операции или действия следует использовать при решении задачи; 5) сначала организуется совместная деятельность учителя с учеником, позволяющая контролировать правильность выполняемых действий и операций, своевременно выявлять допускаемые отклонения от плана действий, обсуждать причины их появления, корректировать и т.д. После этого ученики могут переходить к решению задачи самостоятельно, без чьей-либо помощи, не допуская ошибок.

Технология формирования логического мышления

Важное значение для усвоения школьниками учебного материала имеют логические умения: выделять признаки в объекте, сравнивать, создавать определение понятия, группировать, классифицировать, систематизировать, подводить под понятие, ограничивать понятие, располагать понятия в логической последовательности, выводить следствие, строить причинно-следственную связь, выполнять логический перенос и др. Теоретическое овладение ими предполагает знание ученика о том, из каких действий и операций оно состоит. Например, в состав действия сравнения входят операции: 1) подобрать предметы для сравнения, 2) выделить основание для их сравнения, 3) сопоставить предметы по выделенному основанию, 4) найти сходство или различие между предметами, 5) сделать вывод о том, по какому основанию предметы схожи, а по какому основанию они различны. Знание о составе операций конкретного логического действия выступает действенной схемой ориентировки при решении любых задач.

Технология формирования общедеятельностных знаний и умений.

Овладение школьниками компонентами деятельности и ее структурными этапами позволяет каждый раз строить ее осознанно, правильно и легко, а не стараться повторить заданный извне образец или алгоритм, не понимая его происхождения и содержания. Это предполагает, с одной стороны, необходимость научиться при построении любой деятельности определять ее цель, предмет, подбирать необходимые для ее выполнения метод, средства и формы, планировать состав действий и операций, и получать тот продукт, который был в скрытой форме задан в цели. С другой стороны, вести ориентировку в условиях деятельности, планировать способ ее построения, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию деятельности.

Технология выполнения самоконтроля, самооценки и самокоррекции

Схемы ориентировки первого и второго типов выступают эталоном нормативной исследовательской и практической деятельности, являются образцом для самоконтроля и самокоррекции учеником выполняемой деятельности. Для объективной самооценки ученику предлагаются нормативные критерии, в которые включены количественные и качественные показатели. Все это обеспечивает полную самостоятельность школьника и исключает помощь ему извне, приводит к высокой эффективности усвоения материала, не разрушает психосоматическое здоровье: отсутствует тревожность, психоэмоциональные перегрузки, утомляемость как следствие раскованности учеников, отсутствия боязни, смелости, уверенности, понимания той деятельности, которую они могут сами выстраивать в учебном процессе.

Литература:

1. Гальперин П.Я. Оперативные схемы мышления//Вопросы возрастной и генетической психологии. – М., 1986.

2. Коломиец О.М., Николаева А.В., Будник Н.Е., Никульшина И.А. Организация деятельности школьника на основе здоровьесберегающих образовательных технологий. Материалы экспериментальной деятельности школ // Сб. науч. тр. – М.: УМЦ СВАО, 2007. – С. 57-73.

3. Коломиец О.М., Факушина Т.В. Роль схемы ориентировочной основы действия в учебной деятельности школьника/Педагогическая антрополо-

гия // Вестник МГЛУ. – 2008. – Вып. № 539, серия Педагогика. – С. 17-29.

4. Формирование системного мышления в обучении / Под ред. З.А.Реше-товой. – М.: Единство, 2002. – 344 с.

Адрес. schl266@ yandex.ru

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных