Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Т.Д. Дубовицкая, Стерлитамакская государственная педагогическая академия им. Зайнаб Биишевой




Модернизация профессионального образования на современном этапе столкнулась с рядом проблем, связанных с падением числа выпускников школ, с ограничением бюджетных мест по ряду специальностей, нерациональным подходом старшеклассников к выбору ЕГЭ, заинтересованностью вузов в студентах, обучающихся на контрактной основе и как следствие трудностью их отчисления, неэффективной молодежной политикой в регионах. В этой связи возникает необходимость целенаправленного привлечения абитуриентов с наиболее высокими баллами ЕГЭ, что является одним из видов маркетиноговой деятельности.

Для успешной маркетинговой деятельности администрация вуза и лица, осуществляющие прием документов у абитуриентов, должны обладать маркетинговым мышлением, которое можно определить как тип мышления, проявляющийся в ситуации экономического взаимодействия субъектов, заключающийся в исследовании потребностей клиента и принятии на этой основе решений с целью обеспечения востребованности предлагаемых клиенту товаров и услуг.

Для подготовки сотрудников приемной комиссии вуза к работе с абитуриентами предлагается следующий опросник, который позволяет выявить уровень развития маркетингового мышления, а также определить содержание деятельности по привлечению большего числа абитуриентов. Опросник включает инструкцию, 10 вопросов и варианты ответов к ним. Работу лучше всего проводить в форме коллективного обсуждения. В этой связи предлагается комментарий психолога к каждому вопросу.

Инструкция: Прочтите внимательно предложенные Вам утверждения и выберите тот вариант ответа, который соответствует вашему мнению. Отметьте соответствующую букву в бланке ответов.

1) Абитуриент всегда знает, какую именно профессию/ специальность он хочет получить: а) Да; б) Нет.

Комментарий. Абитуриент, подавая документы в вуз, далеко не всегда знает, какую именно профессию/специальность он хочет выбрать. Чаще всего он выбирает город, вуз, факультет, но может затрудняться в выборе конкретной специальности. Порой для абитуриента главнее – «поступить в вуз». Он может испытывать сомнения в выборе специальности. Поэтому при приеме документов у абитуриента нужно выявить его опасения, помочь развеять сомнения, предоставить информацию, в которой он нуждается, показать перспективы трудоустройства.

2) Какое высказывание по отношению к абитуриенту, на Ваш взгляд, является наиболее приемлемым?

а) Абитуриент отдает предпочтение профессиям, которые приносят пользу людям, востребованы в обществе.

б) Абитуриент отдает предпочтение тем профессиям, приобретение которых поможет ему удовлетворить его потребности.

Комментарий. Как правило, абитуриент смотрит на свою будущую профессию не с позиции, какую пользу он принесет людям, а с точки зрения того, что профессия даст лично ему, какой социальный и материальный статус он приобретет. Необходимо помочь абитуриенту увидеть эти перспективы, а также условия их достижения. Если профессия будет соответствовать интересам, задаткам и способностям человека, то при определенном трудолюбии и настойчивости вероятность достижения успехов значительно возрастает.

3) Привлекательность вуза для абитуриента обеспечивается:

а) высоким уровнем качества преподавания и профессиональной подготовки будущего специалиста;

б) соответствием предлагаемых специальностей интересам и запросам абитуриентов, созданием условий для успешного обучения.

Комментарий. Качество преподавания и профессиональной подготовки будущего специалиста является привлекательным фактором, но не всегда решающим. Высокий уровень требований к студентам может отпугивать абитуриентов. Прогрессивные вузы отслеживают котируемые специальности, прогнозируют их, предлагают дополнительные специализации, тесно взаимодействуют с работодателями, обеспечивают студентов необходимыми учебными материалами и оборудованием.

4) Работа с абитуриентом по привлечению в вуз должна, прежде всего, быть направлена на то, чтобы:

а) убедить абитуриента поступать именно к вам, преодолеть его сопротивление;

б) выявить потребности абитуриента, понять, что он хочет от своей будущей профессии.

Комментарий. Важны оба фактора, но для того, чтобы убедить абитуриента поступать именно к вам, необходимо понимать, что хочет студент от вуза, от своей будущей профессии. Окончание вуза приходится на достаточно молодой возраст. Начав работать, молодой человек может пройти курсы переподготовки, получить второе высшее образование. Поэтому необходимо знать/узнать, каким абитуриент видит себя в будущем, чего хочет добиться, показать, каким образом он может придти к этому посредством получаемой профессии).

5) В общении с абитуриентом придерживаться строго официального тона, делового стиля: а) Да; б) Нет.

Комментарий. Стиль общения должен быть дружественным, располагающим к себе, вызывать положительные эмоции. Обращение к абитуриенту по имени, тактичность, оказание необходимой поддержки, готовность ответить на любой вопрос – это то, что должно соблюдаться в общении с абитуриентом.

6) Основная задача вуза состоит в том, чтобы:

а) найти абитуриентов для всех своих специальностей;

б) открывать специальности/факультеты, привлекательные для абитуриентов.

Комментарий. Открытие новых и закрытие старых специальностей является сложной задачей. Вузу необходимо отслеживать динамику числа поступающих на разные специальности. И если отмечается спад, необходимо заранее продумывать план действий: закрывать специальность, объединять студентов разных специальностей по ряду общих учебных предметов или открывать новые специальности.

7) Какая цель рекламной кампании, на Ваш взгляд, более оптимальна для привлечения студентов?

а) «Главное – уговорить абитуриента поступать именно к вам, используя для этого все возможные средства!»

б) «Главное – помочь абитуриенту выбрать то направление/специальность, которые будут интересны ему!»

Комментарий. Навязчивость в убеждении абитуриента поступать именно к вам может носить отталкивающий характер. Нужно понимать, что не только вуз набирает себе будущих студентов, но и абитуриент выбирает вуз. Вузу нужно думать, чем он может быть интересен абитуриенту, быть привлекательным для него.

8) Какая цель вуза, на Ваш взгляд, более предпочтительна?

а) Привлечь как можно большее число абитуриентов, особенно готовых обучаться на контрактной основе.

б) Превзойти своих конкурентов по открытию специальностей и предоставлению условий/возможностей/услуг, соответствующих запросам абитуриентов.

Комментарий. Привлечение как можно большего числа абитуриентов, готовых обучаться на контрактной основе, может быть обеспечено за счет специальностей и условий обучения, соответствующих запросам абитуриентов. Для этого необходимо иметь гибкую политику в деятельности вуза, ориентированную на удовлетворение запросов абитуриентов.

9) Какая стратегия поведения по отношению к клиенту, на Ваш взгляд, более предпочтительна?

а) «Вуз ищет абитуриента, а абитуриент ищет вуз, важно найти друг друга!»

б) «Работать так, чтобы абитуриент сам захотел придти в ваш вуз и остаться в нем!»

Комментарий. Абитуриент действительно ищет вуз, в который он будет поступать. Но этим вузом в итоге может оказаться не ваш. Поэтому деятельность вуза на рынке образовательных услуг должна быть такой, чтобы абитуриент заранее видел себя в том вузе, в котором он будет учиться. Дни открытых дверей, олимпиады, зимние и летние школы для старшеклассников, с последующими фотосессиями на сайте вуза, достижения вуза создают у абитуриентов определенное представление о вузе, делают его частью жизни.

10) Какой девиз во взаимодействии с абитуриентом, на Ваш взгляд, более приемлем?

а) «Главное – привлечь побольше контрактников!»

б) «Главное – удовлетворить запросы абитуриентов!»

Комментарий. Абитуриенты, готовые обучаться на контрактной основе, несомненно, «лакомый кусочек» для вуза. Но такие абитуриенты востребованы многими вузами. Выиграть в данной конкуренции непросто. Роль может сыграть любой фактор: статус вуза, его название, фасад здания, дизайн помещений и территории и др.

Работа по приему документов у абитуриентов это лишь часть маркетинговой деятельности вуза, которая носит комплексный характер. Важную роль в повышении ее эффективности может сыграть психологическая служба вуза.

e-mail: tatdm@mail.ru

 

vikidalka.ru - 2015-2018 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных