Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Н.В. Емельянова, Братский государственный университет




В нашей стране уже в течение более тридцати лет разрабатывается теория контекстного обучения, которая остается актуальной для высшего профессионального образования. Согласно определению ее автора, А. А. Вербицкого, контекстным является такое обучение, в котором на языке наук и с помощью всей системы форм, методов и средств обучения целенаправленно и последовательно моделируется предметное и социальное содержание будущей профессиональной деятельности студентов [1].

Одним из основных положений теории контекстного обучения является то, что предметное содержание конкретного учебного предмета как дидактически преобразованной научной дисциплины дополняется содержанием будущей профессиональной деятельности, представленной в виде перечня основных функций специалиста и решаемых им проблем и задач. В контекстном обучении происходит подчинение целей, содержания и логики изучения учебного материала интересам овладения будущей профессиональной деятельностью, в результате чего обучение приобретает осознанный, предметный, контекстный характер, способствуя усилению познавательного интереса и познавательной активности студентов. По нашему мнению, конструктивное информационно-деятельностное моделирование предметного и социального контекстов профессии студент, может быть реализовано, в частности, и с помощью метода проектов.

Метод проектов представляет собой способ обучения, основным методическим компонентом которого является учебный проект. Г.К. Селевко рассматривает проект с разных позиций: 1) замысел переустройства чего-либо согласно определенным правилам; 2) разработанный план, целостный образ будущего объекта: сооружения, конструкции, процесса, мероприятия, изготовления чего-либо; 3) определенная форма организации совместной деятельности людей по осуществлению крупных, относительно самостоятельных начинаний, кампаний, дел, имеющих определенные цели. Учебный проект – это специально организованный педагогом и самостоятельно выполняемый учащимися на основе субъективного целеполагания комплекс действий, завершающихся созданием продукта, состоящего из объекта труда, изготовленного в процессе проектирования, и его представления в рамках устной или письменной презентации [3].

По нашему мнению, посредством погружения в ситуацию учебного проекта создаются условия, в которых студент приобретает опыт различных видов профессиональной деятельности. Проект реализуется по определенной схеме, включающей ценностно-ориентационный, планировочный, конструктивный, презентационный и оценочно-рефлексивный этапы (см. Рис.). Этой же логике подчинена и деятельность студентов [2].

Ценностно-ориентационный этап проектной деятельности,будучи связанным с процедурами диагностирования и осознания проблемы, целеполагания и выбора концепции ее решения, создает условия для приобретения опыта различных видов изыскательской и экспериментально-исследовательской профессиональной деятельности.

Рис. Структура проектной деятельности

 

Планировочный этап представляет собой поиск средств реализации проекта и определение конкретных задач для достижения поставленной цели, что дает возможность освоения видов профессиональной деятельности, связанных с распределением обязанностей между сотрудниками.

Конструктивный этап учебной проектной деятельности подразумевает реализацию разработанной на предыдущем этапе технологии, и учит будущих специалистов исполнению инструкций, алгоритмов, четкому выполнению порученных заданий в запланированные сроки.

Этап презентациивключает подготовку проекта к защите и демонстрацию полученного продукта перед аудиторией. Необходимость представить им самостоятельно изготовленный продукт обеспечивает понимание ответственности за результаты своей работы перед коллегами по проекту, руководителем, перед самим собой. А для будущих специалистов любого производства принятие ответственности является показателем социальной зрелости.

На оценочно-рефлексивном этапе проводится анализ выполненной работы – как своей собственной, так и своих соратников, устанавливается степень достижения цели и оцениваются полученные результаты.

В контексте будущей профессии у студентов на этом этапе формируется потребность критично относиться к своей работе, вырабатываются критерии для самооценки, совершенствуется умение прогнозировать результаты своей деятельности.

Каждый этап работы над проектом способствует освоению определенных видов будущей профессиональной деятельности. Так, ценностно-ориентационный, планировочный и конструктивный этапы представляют собой прообразы деятельности по созданию материального объекта. Презентационный и оценочно-рефлексивный этапы приучают студентов к критичному отношению к собственной работе, к необходимости оценки ее результатов, формируют способность принимать ответственность на себя и признавать собственные ошибки.

Проектная деятельность носит характер промежуточной, она объединяет элементы учебной деятельности студента и профессиональной деятельности специалиста. Работая над учебным проектом, студенты неизбежно проходят все его этапы и осваивают соответствующие действия, операции и процедуры, создавая при этом собственные модели профессионального поведения в будущем и корректируя их в процессе общения с коллегами и руководителем.

Таким образом, применение метода проектов как одной из технологий контекстного обучения позволяет студентам уже на младших курсах обучения в вузе приобретать опыт разных видов будущей профессиональной деятельности, что создает условия для постепенной трансформации учебной деятельности в профессиональную.

 

Литература:

1. Вербицкий А.А. Личностный и компетентностный подходы в образовании: проблемы интеграции / А.А.Вербицкий, О.Г.Ларионова. ‑ М.: Логос, 2009. ‑ 336 с.

2. Емельянова Н.В. Проектная деятельность студентов в учебном процессе // Высшее образование сегодня. – 2011. – №3. – С. 82 – 84.

3. Селевко Г.К.Энциклопедия образовательных технологий.– М.: НИИ школьных технологий, 2006.

Эл. почта: larolya18@mail.ru

vikidalka.ru - 2015-2018 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных