Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






В воспитании личности студентов: контекстный подход




Г.Н. Казанцева аспирант ГОУ ВПО «СГПА им. З. Биишевой»

Современное понимание педагогического процесса предполагает синтез обучения и воспитания, формирование личности студента в процессе обучения. Современный компетентностный подход смещает акцент в подготовке специалиста на профессиональное развитие его личности, поскольку компетенции – это способности, выступающие неотъемлемой частью личности профессионала. На наш взгляд, одно из наилучших определений личности дал С.Л. Рубинштейн, утверждавший, что личность – это не набор заданных качеств, а способность проявлять свое отношение к миру и самому себе [3]. В развитие этого тезиса можно определить личность как осознанную и ответственную социальную позицию человека как субъекта, то есть его позицию по отношению к себе, другим людям и обществу в целом (другими словами, личность – система социальных установок субъекта).

Очевидно, что только личность может воспитать другую личность, что выдвигает особые требования к педагогу. В основе процесса помощи в развитии личности учащегося, студента должен быть опыт преподавателя по осознанному формированию своей собственной личности. В свою очередь, развитие личности представляет собой реализацию субъектом психологической культуры. В современном понимании культура – это система норм и правил, направляющих человека и общество в целом на трансцендирование, превосхождение природной данности, как в плане внешней, предметной деятельности, так и во внутрипсихическом плане.

В психолого-педагогическом аспекте культура предполагает «возделывание» человека-личности в человеке-индивиде, а значит – образование специфически человеческого способа рефлексивного сознания и саморегуляции, неслучайно названное в культурно-исторической концепции Л.С. Выготского «высшими психическими функциями». Следовательно, именно психологическая культура обеспечивает формирование и функционирование личности.

Среди исследователей, разрабатывающих проблему психологической культуры личности, следует выделить Т.Е. Егорову, Л.С. Колмогорову, Н.И. Лифинцеву, Г.И. Марасанова, К.М. Романова, О.Н. Романову, Л.Т. Селезнёву, В.В. Семикина и др. Обобщая их трактовки данного явления, мы можем предложить собственное определение: психологическая культура – это совокупность средств и определенная степень познания, регулирования и развития психики, обеспечивающие формирование высших психических (то есть осознанных, субъектно управляемых) функций человека. Следовательно, психологическая культура предстает в первую очередь как культура саморазвития и саморегуляции, степень развития которых обуславливает качество предметной и социальной деятельности человека.

Так, низкий уровень психологической культуры многие исследователи (И.В. Дубровина, А.К. Маркова, А.Б. Орлов, А.А. Реан, В.В. Семикин и др.) называют причиной профессиональных деформаций личности педагога и его негативного воздействия на обучающихся и воспитанников. При этом для педагогической сферы особенно значимой становится такой компонент психологической культуры, как эмоциональная культура.

В последнее время это новое понятие постепенно входит в лексикон психологической науки в работах таких авторов, как Е.С. Асмаковец, Л.В. Колтырева, М.Б. Коробицына, М.И. Кряхтунов, О.М. Кулеба, Л.М. Митина, Н.А. Рачковская, М.Г. Резниченко, Г.А. Ястребова и др. На основании анализа их работ дадим собственное определение этого феномена. Под эмоциональной культурой мы понимаем способность осознания субъектом собственных и чужих эмоций, ценностной дифференциации эмоциональных состояний и на этой основе эмоциональной саморегуляции деятельности и общения.

Как отмечают исследователи, наличие сформированной эмоциональной культуры необходимо для успешного педагога (Л.М. Митина и Е.С. Асмаковец), тогда как ее отсутствие губительно сказывается на личностях воспитанников (А.А. Реан, М.Г. Резниченко, Г.А. Ястребова) в силу деструктивного стиля общения педагога и демонстрации им негативных образцов эмоционального реагирования в сложных ситуациях. И это притом, что эмоциональная культура для студентов многих специальностей (руководители, педагоги, психологи, музыканты, специалисты сферы обслуживания и др.) является важнейшей компетенцией, обеспечивающим эффективность их будущей профессиональной деятельности!

По нашему убеждению, методологической основой развития личности студентов, в плане ее психологической (и конкретно – эмоциональной) культуры может стать контекстный подход к обучению, разрабатываемый с начала 1980 гг. в научной школе А.А. Вербицкого [2]. Данный подход демонстрирует, что усвоение содержания обучения реально осуществляется не путем простой передачи информации от преподавателя студенту, а в процессе собственной, личностно мотивированной активности обучающегося. Психологический контекст здесь выступает в качестве психологической категории и согласно классическому определению А.А. Вербицкого понимается как «система внутренних и внешних факторов и условий поведения и деятельности человека, влияющих на особенности восприятия, понимания и преобразования конкретной ситуации, определяющих смысл и значение этой ситуации как целого и входящих в него компонентов» [1].

Моделирование предметного и социального (социо-культурного) контекстов предстоящей студенту профессиональной деятельности в формах его познавательной деятельности придает учению личностный смысл и обеспечивает возможность формирования системы ключевых профессиональных и социальных компетенций. Соответственно, развитие личности и ее психологической, а также конкретно – эмоциональной культуры – также осуществляется в определенной системе контекстов. Таковыми общими контекстами являются: 1) внутренний контекст – существующие на данный момент установки субъекта, определяющие восприятие им любой новой информации («внешнее преломляется через внутреннее» по С.Л. Рубинштейну); 2) внешний контекст – социальная ситуация развития, а также предметная среда, которые в совокупности и осуществляют стимулирование и дают обратную связь в ответ на активность субъекта (действия других субъектов, изменение предметов).

Более конкретно формирование личности можно описать с помощью ее самоопределения в системе концентрически расширяющихся контекстов жизнедеятельности. Первичный контекст – интрапсихический (бытие собственным телом и психикой, отождествление с ними), далее контекстом развития личности выступает семья (малая группа, связанная кровным родством), затем – коллектив (друзья, учебная, деловая или другая формальная малая группа, связанная совместной деятельностью), шире – общество (большие группы – от населения села до человечества в целом), а далее – все живые существа (все, кто помимо человека населяют Землю), и «неживая» материя (в том числе сама Земля, понимаемая как живой организм, и даже вся Вселенная), в пределе – мироздание как целостная система-Абсолют (что является целью религиозно-мистических практик и, строго говоря, выходит за пределы развития личности, почему и получило название «трансперсональной психологии»).

Таким образом, развитие личности предполагает постановку субъекта во все более широкие контексты мироздания и вследствие этого максимальное расширение сферы осознанной и ответственной самоотождественности субъекта как личности.

Несомненно, в этом процессе немаловажную роль играет эмоциональная культура. Согласно известному тезису отечественной психологии, личность взаимодействует с окружающим миром на основе единства аффекта и интеллекта. Поэтому формирование системы ценностей, убеждений, самоотношения и других установок, составляющих самую суть личности, необходимо вести в контексте регуляторного влияния эмоциональных состояний. Более того, можно утверждать, что психологическая культура (и эмоциональная культура как ее важнейшая составляющая) выступают в качестве контекста любой человеческой деятельности – как внутрипсихической, так и внешней.

Соответственно, развитие способностей рефлексии собственной эмоциональной сферы и навыков ее саморегуляции студентами в их будущей профессиональной деятельности и межличностном общении должно соотносится с указанными контекстами. Однако, как было отмечено, формирование эмоциональной культуры как одной из основ личности студента необходимо начинать с самих педагогов. Для этого необходимо создать условия фасилитации целостного развития личности (и особенно эмоциональной культуры) педагогов силами психологической службы вуза, колледжа, школы, поскольку эмоциональная культура педагога является его критической компетенцией в плане развития личности студента.

Литература:

1. Вербицкий А.А. Контекст (в психологии) // Общая психология. Словарь /Под ред. А.В. Петровского // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в 6 тт. / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. М., 2005. С. 137-138.

2. Вербицкий А.А. Концепция знаково-контекстного обучения в вузе // Вопросы психологии. 1987. №5. С. 31-39.

3. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. Т. 1. М., 1989. С. 130-135.

e-mail: transmeta1@yandex.ru

 

Критерии качества образовательных систем:

Контекстный подход

vikidalka.ru - 2015-2018 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных