Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Н.В Крятова, Астраханский государственный технический университет




Все чаще в научной среде можно встретить утверждение или пожелание, что современная Россия развивается как социальное государство, то есть выстраивает свою политику прежде всего в интересах населения, и всех слоев населения [1]. Поэтому, на наш взгляд, следует еще раз взглянуть на проблему образования инвалидов, а именно на ее социальные аспекты.

Предоставление возможности получения образования всем членам общества, в том числе и людям с инвалидностью, имеет глубокий политический смысл, т.к. способствует смягчению социального неравенства, имеющегося в этой области. Существующее специальное образование для детей-инвалидов, с одной стороны, является элементом социальной защиты уязвимых детей и предоставляет им возможность одновременного лечения и обучения. С другой стороны, специальное образование, сегрегируя детей-инвалидов в отдельные школы, способствует воспроизводству сложившейся социальной структуры, в которой люди с инвалидностью занимают маргинальные статусные позиции [2]. В результате подобной депривации оказываются ограниченными шансы молодых людей с инвалидностью на получение высшего образования, трудоустройство, полноценную социальную интеграцию. Эти факторы предопределяют социальную изоляцию и одиночество.

Существующие траектории обучения инвалидов предусматривают два варианта: обучение вместе со сверстниками в школе, либо обучение в школах-интернатах.

В Астраханской области действует 12 коррекционных школ интернатов для детей с различными ограничениями по здоровью. В них обеспечивается высокий уровень реабилитационной, коррекционной, воспитательной и иной работы с детьми-инвалидами[1]. Для этого создаются все необходимые материальные, организационные, технические и др. условия. Эти учреждения являются нижним уровнем образовательной подготовки.

Однако обучение детей-инвалидов в подобных учреждениях не позволяет им продолжать обучение в профессиональных учреждениях среднего специального и высшего уровня. Программа подготовки едва дотягивает до программы 9 класса общеобразовательной школы. Поэтому дальнейшую профессиональную подготовку выпускники коррекционных учебных учреждений проходят в профессиональных училищах. В очень редких случаях дети могут поступить в колледжи, и эти случаи единичны.

В данной ситуации говорить о выполнении институтом образования функции социальной мобильности не приходится. Мы не можем утверждать, что дети-инвалиды по уровню своего развития не могут осваивать программу общеобразовательной школы. Современные достижения науки, техники, методики обучения детей с различными ограничениями здоровья позволяют утверждать о возможности создания условий для их полноценного обучения. Проблема в том, чтобы грамотно выстроить последовательную процедуру своевременной постановки диагноза, назначения лечения, использования современной аппаратуры для обучения детей, индивидуальной корректировки программы обучения каждого ребенка, и, как следствие, выявление его действительного потенциала и подготовка к дальнейшему профессиональному обучению в рамках различных федеральных и региональных программ. Пока же существующая система образования детей-инвалидов создает непреодолимый барьер на пути восходящей социальной мобильности.

И пропагандируемое ныне инклюзивное образование не способно обеспечить детям-инвалидам равные возможности. Непреодолимым препятствием инклюзивного обучения встают архитектурная неприспособленность школьных зданий, несформированность корпуса педагогических кадров со специальной подготовкой, отсутствие специального медицинского сопровождения образовательного процесса детей-инвалидов. Поэтому говорить о развитии инклюзивного образования в Астрахани и области преждевременно.

Следует сказать о реализуемом проекте дистанционного образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Дистанционное образование организовано в 2009 году в рамках приоритетного национального проекта «Образование». Основной целью деятельности является создание условий детям-инвалидам города Астрахани и области для реализации гражданами РФ гарантированного государством права на получение общедоступного и бесплатного общего образования. Обучение осуществляется дистанционно с использованием Internet-технологий. Проект реализует программы основного общего, среднего (полного) общего образования. Министерство образования и науки Астраханской области создало на базе Областного государственного образовательного учреждения «Астраханский технический лицей» структурное подразделение «Дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья». Проект рассчитан на детей-инвалидов, способных обучаться дистанционно и получить образование в таком же объеме, как и в общеобразовательной школе. Для реализации проекта был оборудован и эстетически оформлен кабинет (i-класс), а учащиеся 7-11 кл. получили к 1 сентября персональные компьютеры, которые оснащены специальным техническим оборудованием в зависимости от диагноза заболевания. В сентябре 2009 года были обучены 10 детей с ограниченными возможностями, не посещающих образовательные учреждения по состоянию здоровья и их родители основам работы в информационной среде (1 ученик 7-го класса, 3 ученика 9 класса, 1 ученик 10 класса, 5 учеников 11 класса). Все дети после обучения были подписаны на учебные курсы, соответствующие их возрасту и знаниям. В 2010 г. – 2 выпускника 11 класса сдавали экзамены по русскому языку, математике и физике в форме ЕГЭ, 2 ученика сдавали экзамены по русскому языку и математике в щадящем режиме. Разумеется, в численном выражении достижения выглядят достаточно слабо, однако мы наблюдаем усилия института образования все-таки преодолеть существующие барьеры на пути продвижения детей с ограничениями здоровья по социальной структуре. По-прежнему система образования не может гарантировать равные условия для повышения социального статуса.

Институт образования в целом имеет для решения проблемы профессионального образования инвалидов необходимый потенциал. Это и новые современные образовательные программы, инновационные методики передачи знаний, наличие необходимого технического оснащения, профессиональные кадры педагогов и преподавателей. Поэтому системе образования не следует замыкаться на поисках новых технологий и методик образования инвалидов. На наш взгляд следует пересмотреть принципы образования инвалидов с концептуальной точки зрения.

Литература:

1. Кочетков В. Социальное государство и мировой кризис: парадигма преодоления/ В. Кочетков, Л. Кочеткова// Власть. – 2009. - №3. – С. 13-16.

2. Балабанова, Е.С. Социально-экономическая зависимость и социальный паразитизм: стратегии «негативной адаптации» / Е.С. Балабанова // Социологические исследования. – 1999. – №4. – С. 46-57.

e-mail: krjatova.natalja@gmail.com

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных