Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






О.Г.Ларионова, Братский государственный университет




Новые образовательные стандарты для высшей школы построены на основе компетентностного подхода, что проявляется в формулировании компетенций, которыми должны владеть выпускники различных направлений бакалавриата. Достижение планируемых ФГОС ВПО компетентностных результатов возможно в условиях реализации технологий контекстного обучения, которые конструируются как система методических компонентов.

Методические компоненты технологий контекстного обучения – это «деятельностные модули, обеспечивающие общение и взаимодействие субъектов образовательного процесса на выбранном содержании обучения, направленные на становление и развитие индивидуального опыта познавательной, коммуникативной, интеллектуальной, социальной и в целом будущей профессиональной деятельности» [1].

Методические компоненты несут в себе и содержание обучения, и способы освоения информации, и воспитательные аспекты, выступая средством профессионального становления специалиста. В контекстном обучении предполагается достижение также целей развитие личности профессионала, его интеллектуальной, предметной, социальной, гражданской и духовной компетентности; развитие способности к непрерывному образованию, самообразованию.

Конкретные цели в контекстном обучении определяются в зависимости от того, на каком этапе, в рамках каких учебных дисциплин и для формирования и развития каких социально и профессионально важных качеств (компетентностей) реализуется соответствующий методический компонент.

В контекстном обучении выделены три базовые формы деятельности студентов и множество промежуточных. К базовым относятся учебная деятельность академического типа, квазипрофессиональная и учебно-профессиональная деятельность. Базовым формам деятельности соответствуют три обучающие модели: семиотическая, имитационная, социальная. Семиотическая обучающая модель представляет собой вербальные или письменные тексты, содержащие теоретическую информацию о конкретной области профессиональной культуры и предполагающие ее индивидуальное присвоение каждым студентом, например, лекционный материал. И если семинарские занятия, лабораторные работы и др. несложно перестроить и реализовать в нетрадиционном варианте, то лекция по своему смыслу – наиболее традиционная форма обучения в высшей школе. Однако использование компьютерных технологий может существенно обогатить традиционную лекцию и активизировать позицию студентов. Таковой может быть лекция-презентация.

В Братском государственном университете в 2010-2011 учебном году для преподавателей вуза была организована серия семинаров, программа которых предусматривала два этапа обучения. На первом, обязательном для всех, рассматривались особенности новых образовательных стандартов, варианты организации лекционных, семинарских, практических занятий и лабораторных работ в нетрадиционных формах, возможности организации нетрадиционного контроля знаний в разных учебных дисциплинах. Проведенные семинары обеспечили возможность своевременной подготовки новых рабочих программ по всем учебным дисциплинам для всех направлений бакалавриата и магистратуры вуза.

На втором этапе преподаватели знакомились с вариантами организации учебных занятий с помощью компьютерных технологий и разрабатывали собственные лекции в формате презентации. В качестве программного пакета, с помощью которого может быть организована лекция-презентация, был выбран Microsoft PowerPoint. Достаточно богатые возможности этого пакета не используются, если преподаватель не знаком с основными положениями когнитивной визуализации. Простая демонстрация образов на экране, конечно, может обогатить изложение учебного материала, но для этого можно воспользоваться и рисунками в учебнике или на плакатах.

Под когнитивной визуализацией понимается такое представление информации, в ходе которого зарождается осмысление различных процессов. И если простая демонстрация по большей части направлена на запоминание, то когнитивная визуализация предполагает инициирование мыслительной деятельности слушателей, побуждение к построению собственных мыслеобразов, то есть активную позицию студента в обучении.

При разработке лекций-презентаций для каждой учебной дисциплины требуется определить стабильные элементы визуального языка: общепринятые или авторские символы, способы пространственной организации информации, логику динамических процессов в данной научной области. Так, например, для математики основными проблемами оказались вывод формул, доказательство теорем, демонстрация решений примеров. Для экономики – процессы вычислений и заполнения разных таблиц. Для садово-паркового строительства – изображения вариантов организации пространства и т.п.

Для когнитивной визуализации важными являются правила построения визуальной модели, которые осваиваются обучающимися как варианты действий с информацией любого вида. Так, эти правила предполагают, что визуальная модель должна: представлять информацию в свернутом виде, соотноситься со способами мысленного представления информации, учитывать пропускную способность зрительных анализаторов человека, предлагать образцы правильных научных представлений и соответствовать методологическим основаниям изучаемой дисциплины, выдерживать соотношение структурных схем с семантикой учебной информации, обеспечивать феномен понимания.

Визуализировать с соответствующими динамическими эффектами можно любые названия, объекты, таблицы, процессы, алгоритмы, схемы и пр. В целом когнитивная визуализация – это заранее продуманный процесс представления системы визуальных моделей, оформленных с помощью специфического визуального языка и имеющих определенное целевое назначение.

В ходе обучения многие преподаватели делали для себя педагогические и психологические открытия, связанные с правильным оформлением и представлением информации, формулированием определений и правил, составлением схем. Следует заметить, что слушателями на этих курсах были преподаватели разных дисциплин и с разным стажем работы. Легкость освоения пакета PowerPoint позволяет большую часть времени обучения посвятить методическим и психолого-педагогическим аспектам работы преподавателей.

Конечно, для подготовки цикла лекций требуется время, но оно окупается в дальнейшем. Так, лекции-презентации по математике, реализованные по сформулированным правилам, обеспечили возможность: сокращения времени на изложение учебного материала, параллельного обучения студентов оформлению конспектов, эффективной организации продуктивного общения преподавателя со студентами и студентов между собой. Управляя экраном, преподаватель может в любой момент остановить изложение, обсудить варианты развития событий, вернуться в нужную точку лекции и пр. Если управление экраном происходит с помощью пульта, то преподаватель имеет возможность находиться внутри аудитории и контролировать скорость и успешность работы всех студентов. В этом случае основное внимание обучающихся уделяется информации, а не преподавателю.

По отзывам студентов лекции в таком формате более интересны и эффективны, так как преподаватель не отвлекается на доску, а постоянно держит в поле зрения всех студентов, реагируя на затруднения и отвечая на вопросы. За счет того, что все незнакомые слова и символы написаны разборчиво на доске, увеличивается скорость понимания и запоминания. Многие студенты отмечают также, что они познакомились с новым для себя способом применения компьютерных технологий. В целом лекции-презентации существенно активизируют учебную деятельность студентов и уменьшают физические нагрузки преподавателя по сравнению с традиционным способом (доска и мел) представления информации.

Повышение квалификации преподавателей по данной программе обусловило полную загрузку лекционных аудиторий с плазменными панелями на предстоящий учебный год и появление заявок от кафедр на установку аналогичного оборудования в других аудиториях.

Таким образом, существенным резервом при разработке новых методических компонентов для лекций в контекстном обучении является активное педагогически обоснованное систематическое использование компьютерных технологий. Но для этого необходимы опора на психологические закономерности когнитивной визуализации (визуального мышления), усилия всего педагогического коллектива и администрации вуза.

Литература

1. Вербицкий А.А. Личностный и компетентностный подходы в образовании: проблемы интеграции / А.А.Вербицкий, О.Г.Ларионова. ‑ М.: Логос, 2009. ‑ 336 с.

Эл. почта: larolya18@mail.ru

 

 

vikidalka.ru - 2015-2018 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных