Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






О.Н. Мачехина, к.п.н., доцент, Московский институт открытого образования




Приоритетом федеральных и региональных целевых программ развития образования, включая национальную образовательную инициативу «Наша новая школа» и «Государственную программу развития Московского образования на период 2012-2016 годы», является модернизация и совершенствование процесса планирования деятельности образовательных учреждений. Одним из главных условий успешности реализации этого направления является организация образовательного процесса на основе научно обоснованной и практико-ориентированной программы развития.

Программа развития – стратегический документ образовательного учреждения, переходящего или перешедшего в инновационный режим деятельности и принявшего за основу идеологию развития. Эту программу можно рассматривать также как проект системного реформирования образовательного учреждения, при котором инновации затрагивают существенные стороны образовательного процесса.

Для обеспечения перехода от формального написания программы развития как конкурсного документа к содержательной разработке стратегии развития образовательного учреждения, его индивидуального педагогического профиля необходимо заниматься стратегическим планированием на профессиональном уровне. Всесторонне разработанная стратегия обеспечит максимальное достижение заданных целей [4].

Стратегия – это долгосрочное качественно определенное направление развития организации, касающееся сферы, средств и формы ее деятельности, системы взаимоотношений внутри организации, а также позиции организации в окружающей среде, приводящее организацию к ее целям. Стратегию следует выбирать с учетом конкурентной позиции образовательного учреждения в данной сфере (зоне) деятельности, перспектив развития самой стратегической зоны деятельности, ресурсов, которыми располагает школа.

Какова характеристика ресурсного подхода к стратегическому проектированию развития школы? Под ресурсом мы понимаем средства, позволяющие с помощью определённых преобразований получить желаемый результат. Заимств. во второй половине XIX в. из франц. яз., где ressource «ресурсы» < «вспомогательные средства», суф. производное от ressourdre «подниматься». Представляет интерес трактовка этого слова, приведённая в этимологическом словаре: «Ресурс - РЕСУРСЫ. Заимств. во второй половине XIX в. из франц. яз., где ressource «ресурсы» < «вспомогательные средства», суф. производное от ressourdre «подниматься».

Этимологический словарь, 2004 г.от франц. ressource – вспомогательные средства, суффиксальное производное от глагола ressourde – подниматься. [5]. Ресурсный подход в образовании – это подход к планированию и осуществлению деятельности образовательного учреждения, связанный с выявлением, анализом и ранжированием имеющихся в арсенале средств для достижения поставленной цели и решения целесообразных задач. При этом можно выделить Заимств. во второй половине XIX в. из франц. яз., где ressource «ресурсы» < «вспомогательные средства», суф. производное от ressourdre «подниматься». потенциальные и актуальные ресурсы. Заимств. во второй половине XIX в. из франц. яз., где ressource «ресурсы» < «вспомогательные средства», суф. производное от ressourdre «подниматься».

Потенциальные ресурсы – комплекс средств, номинально имеющихся в образовательном учреждении, но либо не использующихся часто, либо не использующихся никогда и не воспринимающихся как нечто необходимое.

Актуальные ресурсы – комплекс средств, реально использующихся для решения поставленных школой задач и воспринимаемых как хорошо освоенные и необходимые для качественной профессиональной деятельности большинством представителей коллектива.

В настоящее время, на основании разработанного нами опросника «Ресурсы развития школы» мы проводим анализ около тридцати ресурсов. Назовём ресурсы, наиболее часто выявляемые по результатам опроса: набор образовательных услуг; технологизация образовательного процесса; создание в школе инновационного методического пространства для развития профессионализма учителя; оптимизация образовательного процесса; активное информационное взаимодействие; дистанционные формы обучения и повышения квалификации; выстраивание образовательного процесса на основании выявления внутреннего контекста и освоения внешнего контекста.

Этот последний является, с нашей точки зрения, одним из наиболее важных для успешного стратегического проектирования развития школы. Средняя общеобразовательная школа предстает как социально-контекстное образовательное пространство, под которым мы понимаем объективную категорию места, в котором осуществляется общение участников образовательного процесса в режиме диалога и полилога, где системно и целенаправленно происходят личностно значимое комментирование, ситуативно‐событийная интерпретация и проживание увиденного и услышанного на основании взаимодействия внутреннего и внешнего контекстов субъектов образовательного процесса.

Контекст является основным понятием в теории контекстного обучения, более 30 лет разрабатываемой в научно-педагогической школе А.А. Вербицкого, к которой принадлежит и автор статьи. Контекст является системой внутренних и внешних условий жизни и деятельности человека, которая влияет на восприятие, понимание и преобразование им конкретной ситуации, придавая смысл и значение этой ситуации как в целом, так и ее компонентам. Внутренний контекст представляет собой индивидуально‐психологические особенности, знания и опыт человека; внешний – предметные, социокультурные, пространственно‐ временные и иные характеристики ситуации, в которых он действует [2; 3].

Гармоничное развитие социально-контекстного пространства современной школы определяет уровень мотивации педагогического, ученического и родительского коллективов к освоению новшеств и развитию инновационной деятельности, что является одним из наиболее важных направлений современного, в особенности, столичного образования. Именно поэтому нам представляется чрезвычайно актуальной экспериментальная деятельность по разработке диагностического инструментария для выявления особенностей внутреннего контекста участников образовательного сообщества конкретной школы и определение наиболее значимых для субъектного профессионального и творческого развития и саморазвития внешних контекстов.

Результатом такой диагностики может стать моделирование эффективного учебно-воспитательного процесса. Такой ресурс, как «моделирование образовательного процесса на основании особенностей внутреннего и внешнего контекстов деятельности участников образовательного сообщества» представляется нам наиболее перспективным для исследования влияния использования ресурсного подхода к стратегическому проектированию развития школы.

Реализации ресурсного подхода в процессе стратегического проектирования развития школы может выглядеть следующим образом. Выявленные и описанные в результате использования диагностического опросника ресурсы позволяют руководителям образовательного учреждения увидеть уровень развития каждого из них, определить то влияние, которое они оказывают на функционирование организации. Такое влияние может быть как позитивным, так и негативным. Соответственно, грамотное использование в управленческой деятельности, особенно в определении траектории движения, имеющихся ресурсов, позволяет образовательному учреждению не только эффективно функционировать, что, бесспорно, является одной из главных задач, но и создавать проекты, ориентированные на развитие.

Немаловажным является и возможность снизить рискоёмкость процесса перехода из режима функционирования в режим развития. Нам представляется интересным в этом контексте мнение Н.Г. Багдасарьян: если прежде равновесие в ситуации ошибочной траектории достигалось стихийно, по принципу гомеостаза, то теперь в условиях применения современных способов моделирования цена рисков может быть минимизирована. [1].

Таким образом, ресурсный подход, позволяющий определить траекторию развития школы, основан на выявлении тех ресурсов, которые имеются в арсенале этого образовательного учреждения. На основании тщательного анализа разрабатывается стратегия деятельности и составляется подробный план целесообразных действий всего образовательного сообщества, состоящего из всего педагогического коллектива, учеников, родителей и представителей местного социального сообщества. Соответственно, возникает ситуация проектирования. А поскольку проект связан с определённой стратегией деятельности и использованием имеющихся ресурсов, можно говорить о стратегическом проектировании развития школы, что собственно и является основанием реализации ресурсного подхода.

Литература:

1. Багдасарьян Н.Г. Культурология: учебник для вузов. – М.: Высшее образование, 2007.– 495с

2. Вербицкий А.А., Ларионова О.Г Личностный и компетентностный подходы в образовании. Проблемы интеграции. - М.:

Логос, 2009, 336 с.

3. Вербицкий А.А., Калашников В.Г. Категория "контекст" в психологии и педагогике. – М.: Логос, 2010, , 304 стр.

4. Прикот О.Г., Виноградов В.Н. Управление современной школой. Выпуск 9. Проектное управление развитием образовательной организации. – Волгоград: Учитель, 2006 г.- 256 с.

   

5. Этимологический словарь современного русского языка, том 2. Москва: Флинта, Наука, 2010 г. - 1160 с.

Эл. адрес Мачехиной О.Н.: helga_mon@mail.ru

 

vikidalka.ru - 2015-2018 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных