Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ГОУ ЦО № 1481 САО г. Москвы




 

Центр образования 1481 (до 2009 года – ГОУ СОШ № 1951) существует уже 11 лет. За это время мы наработали опыт создания такой образовательной среды, которая обладает определенными характеристиками для решения целей и задач, поставленных обществом перед системой образования.

Сегодня система среднего общего образования в стране переходит на новые образовательные стандарты второго поколения, в которых целью и ос­новным результатом образования определено развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира. Авторы стандартов предлагают сделать это на основе идей системно-деятельностного подхода к обучению. В связи с этим мы смоделировали в школе образовательную среду с новыми свойствами, заданными содержанием стандартов.

Образовательная среда должна обладать всей системой условий для реализации требований к результатам обу­чающихся – наряду с конкретно-предметными результатами овладение личностными и метапредметными результатами (т.е. универсальными учебными действиями), чего не было в стандартах первого поколения. Среди универсальных учебных действий выделяют познавательные, регулятивные и коммуникативные, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями. [3, с.3]

Формирование у школьников универсальных учебных действий и межпредметных понятий предполагает другой уровень профессионализма учителей в образовательной среде, которым они сегодня не владеют. Они имеют смутные представления о личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных учебных действиях, не говоря уже о способах их формирования у школьников в учебном процессе. Причем, приходящие в школу молодые учителя также не владеют этими знаниями и умениями, что сразу выясняется с началом их педагогической деятельности.

Следует отметить, что сами понятия «личностные», «познавательные», «регулятивные» и «коммуникативные» «учебные действия», условия их формирования в учебном процессе относятся к психолого-педагогической области, поэтому профессиональное формирование у педагогов соответствующих умений и знаний возможно с привлечением специалистов данного направления. [2, с. 185] Однако, количество мест, где учителя могли бы целенаправленно пройти повышение квалификации по развитию у школьников универсальных учебных умений очень ограничено.

Выход из сложившейся ситуации мы нашли в моделировании такой образовательной среды, в которой созданы условия для формирования у учителя психолого-педагогической компетентности, на основе которой он мог бы совершенствовать свои педагогические компетенции, развивать свою педагогическую деятельность, направленную на формирование у школьников универсальных учебных умений. [1. С.100]

Данная работа проводится с учителями на базе школы без отрыва от производства в тесном взаимодействии с работающими у нас педагогами-психологами, которые, в отличие от психологов, оказывают реальную помощь учителям. Так как серьезную трудность для большинства учителей представляет проектирование учебного занятия, мы и выбрали его в качестве главного направления научно-методической работы школы. Многие педагоги, привыкнув работать по готовым, разработанным методистами дидактическим материалам, сводят смысл и содержание своей деятельности на уроке к передаче ученикам «готовых» знаний и способов решения практических задач конкретно-предметной области в виде образцов или схем с алгоритмами.

Практически все учителя отсутствие высоких резуль­татов обучения объясняют слабым контингентом учащихся, их не­желанием учиться, малым количеством часов, отводимым на изучение предмета, а не недостатками в собственной педагогической деятель­ности, отсутствием психолого-педагогической компетентности проектировать учебную деятельность школьников и свою педагогическую. [5, с. 46]

В связи со сказанным, педагогическое проектирование следует рассматривать как одну из важных характеристик образовательной среды, формирование которой определяется содержанием стандартов второго поколения. В ГОУ ЦО № 1481 проводится состоящее из нескольких этапов обучение педагогов проектированию учебной деятельности школьников и педагогической деятельности учителей на основе специально разработанной технологии на принципах системно-деятельностного подхода. На базе ЦО постоянно действует психолого-педагогический семинар-практикум по построению учебного процесса в соответствии с целями образовательных стандартов второго поколения.

У нас стали традиционными такие формы методической работы, как: проведение курсов на базе ЦО командами учителей (25-30 чел.); педагогические мастерские, деловые игры; круглые столы и научно-практические конференции; семинары-практикумы и психолого-педагогические тренинги; методические выставки и защита педагогических проектов. Методические материалы размещаются на сайте ЦО (видео-лекции, материалы круглых столов, конференций, публичные отчеты и т.п.). Функционирует внутренний сайт ЦО для размещения оперативной информации и сервер, на котором выкладываются дидактические материалы, видеоматериалы (уроки, внеклассные мероприятия, выступления и т.д.). Традиционно проходят открытые уроки и «мастер-классы» учителей.

В последние годы мы внедрили в практику методической работы проектно-творческие сессии, в рамках которых сначала участники сессии проектируют урок с педагогом-психологом и составляют его сценарий. Затем учителем проводится урок в классе, при этом ведется его видеозапись, а после с участниками сессии организуется психолого-педагогический анализ урока с его последующей коррекцией.

Психолого-педагогическое проектирование УВП на основе системно-деятельностного подхода помогло объединить усилия методических объединений и всего педагогического коллектива на решение проблемы повышения уровня профессионализма учителя, и, как следствие, повышения качества образовательной подготовки учащихся. [4, с. 471]

Важным свойством образовательной среды является следующее: полноценное функционирование невозможно без разработки психолого-педагогического и учебно-методического сопровождения. По разным учебным предметам в ЦО разрабатываются учебные тетради на печатной основе для учеников, сборники логических задач по развитию приемов логического мышления, материалы для формирования познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий, сценарии уроков, сборники схем ориентировки в учебной деятельности, диагностические материалы, задания для подготовки к итоговой аттестации, методические рекомендации по организации сетевого взаимодействия образовательных учреждений с целью обмена опытом и наработанными материалами, их трансляцией на город и др.

Построение образовательной среды в школе с заданными нами свойствами приводит к повышению уровня профессионализма педагогов, формированию у них психолого-педагогической компетентности и умения педагогического проектирования; к повышению качества образовательной подготовки учащихся, положительной динамике уровня обученности и психо-физиологической комфортности школьников в учебном процессе (по результатам мониторинга психологической службы); к увеличению количества учащихся – победителей олимпиад, конкурсов; к повышению степени удовлетворенности образовательными результатами со стороны родителей; к созданию межшкольного психолого-педагогического сообщества учителей (ЦО№ 1481, ГОУ СОШ 266, 606, 961, 1244); к разработке программы, образовательной технологии и методики проведения стажировки учителей на базе ЦО.

Литература:

1. Коломиец О.М. Технология формирования у учителя в школе системы базовых психолого-педагогических компетентностей, способствующих развитию учебных компетентностей школьника, его интеллектуальному и личностному самосовершенствованию/ Актуальные вопросы современной психологии и педагогики//Сборник докладов международной научной заочной конференции – 2009. – Часть I. – Липецк – С. 99-116.

2.Материалы V Всероссийской научно-практической конференции «Психологи образования: Психологическое обеспечение «Новой школы» - 2010. – Москва. – 497 с.

3.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос.Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 48 с. – (Стандарты второго поколения).

4.Факушина Т.В. Системно-деятельностный подход к организации проектной деятельности. Педагогическое проектирование/ Сборник СОУО Департамента образования г.Москвы «Экспериментальные площадки - массовой практике». – М., 2007. – С. 467-482.

5.Ярулов А.А. Критериально-ориентированная диагностика в школе //

Школьные технологии. – 2004. – С. 130-147.

e – mail: irjkf1951@ mail.ru

e – mail: kolom-olga@ mail.ru

irjkf1951@ mail.ru

e – mail: yaroslavna-26@ mail.ru

 

 

vikidalka.ru - 2015-2018 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных