Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Л.Р. Романова, МГГУ им. М.А. Шолохова




Общество, развивающееся в современных социально-экономических условиях, нуждается в высокопрофессиональных специалистах, ему необходимы дизайнеры, профессионально подготовленные в области художественно-графических дисциплин, искусствоведения и проектирования объектов дизайна. Качество подготовки специалиста, способность к профессиональной деятельности определяется его компетентностью.

Профессиональная компетентность включает в себя общекультурные и профессиональные компетенции, которые необходимо дизайнеру привнести в работу, чтобы выполнить ее на требуемом уровне. Данное понятие в процессе подготовки студентов определяется совокупностью их творческих и профессиональных способностей.

При компетентностном подходе актуально рассматривать лежащие в его основе компетенции как сложные личностные образования, включающие мотивационные, эмоциональные, интеллектуальные и личностные качества дизайнера. Процесс реализации образовательных программ необходимо связать с управлением мотивацией студентов, что дает возможность мобилизовать их внутренние силы, связанные с потребностью личности и побуждающие ее к интенсивной деятельности.

Исходя из того, что мотивы – это осознанные, осмысленные и прочувствованные потребности личности, нами были изучены и проанализированы работы психологов Б.Г. Ананьева, П.Я. Гальперина, С.Л. Рубинштейна и др., раскрывшие особенности студенческого возраста, знание которых способствует определению их потребностей.

При исследовании особенностей студенческого возраста с точки зрения возможности обучения, актуальными являются следующие психологические и психофизические особенности: наличие наименьшей величины латентного периода реакции на простые, комбинированные и словесные сигналы; оптимум абсолютной и разностной чувствительности анализаторов; наибольшая пластичность в образовании сложных психомоторных и других навыков; наивысшая (по сравнению с другими возрастами) скорость оперативной памяти и переключения внимания, развитие навыков решения вербально-логических задач.

В процессе формирования профессиональных компетенций студентов мы учитывали и их личностные особенности: деятельное отношение к процессам социализации; активный интеллектуальный и творческий рост; оптимальное развитие познавательных возможностей; высокий уровень развития мышления (логического, критического, креативного, образного, абстрактного); умение интерпретировать, оценивать действительность и передавать ее в эстетически значимых художественных образах.

В своих работах С.Л. Рубинштейн отмечает, что мотивы очень зависят от потребностей: «На основе понятия потребности все учения о мотивации человеческого поведения получают принципиально новую постановку, чем та, которая ему обычно дается на основе учения об инстинктах и влечениях» [4, с.126].

Для эффективного формирования мотивационной сферы студентов в процессе экспериментального обучения были изучены их потребности: активное включение в профессиональную деятельность; получение удовольствия от самой деятельности; значимость для личности результата деятельности; потребность в учении; потребность в самоактуализации (реализация своего потенциала); потребность в самоутверждении.

Обучение дизайнеров в вузах должно быть направлено, прежде всего, на предстоящую профессиональную деятельность. Образовательная программа дает возможность студентам реализовать себя в одной из интересных областей творческой деятельности, которая стала необыкновенно популярной. Все это способствует возникновению интереса у студентов к данной дисциплине, они активно включаются в процесс обучения..

Психологи считают, что одним из главных компонентов структуры учебной мотивации является интерес, который рассматривается как эмоциональное переживание, удовлетворение познавательной потребности [2, с. 229]. В процессе лекций, посещения музеев, выставок, просмотра видеоматериала у студентов появляется интерес к решению поставленных перед ними проблем, т.е. формируются определенные мотивы личности, выражающие ее специальную направленность на познание явлений окружающей жизни. Возникающие интересы способствуют:

- активизации познавательных процессов;

- активизации творческих побудительных усилий в процессе разработки проектных идей, основанных на концептуальном творческом подходе к решению дизайнерских задач;

- большей, чем обычно, конкретизации целей и операций деятельности в процессе анализа и определений требований к дизайн-проекту;

- расширению и углублению знаний в области дизайна: владению лучшим отечественным и зарубежным опытом художественного конструирования, техническими средствами проектирования, методами проведения художественно-графических работ;

- совершенствованию знаний в области тенденций современных проектируемых объектов, а также технической эстетики и эргономики;

- формированию умений использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении профессиональных задач;

- возникновению эмоционального удовлетворения, побуждающего к длительному занятию соответствующей деятельностью.

В процессе формирования профессиональных компетенций актуально создавать следующие условия, необходимые для возникновения у студентов интереса к содержанию обучения:

1. Для проявления умственной самостоятельности и инициативности

использовать активные методы обучения, студентам предлагать вопросы и задания, решение которых требует поисковой деятельности.

2. Использовать задачи определенной трудности, но посильные для уровня знаний студентов, способствующие повышению интереса, но не вызывающие внутреннего дискомфорта.

3. Построение учебных занятий осуществлять таким образом, что познание нового опиралось на уже имеющиеся знания.

4. Изложение учебного материала осуществлять эмоционально, что способствует повышению познавательных интересов студентов, настраивает на активную творческую деятельность, формирует устойчивую познавательную мотивацию.

Усвоенным и осознанным может считаться только то знание, которое студент добыл в той или иной степени самостоятельно. Такое знание может быть применено студентом в ситуации, отличающейся от эталонной. Обучение, направленное на формирование профессиональных компетенций должно быть процессом конструирования барьеров и проектирования путей их совместного со студентами преодоления. С психологической точки зрения мы рассматриваем учебно-познавательные барьеры в качестве одного из средств мотивации студентов к самостоятельной творческой деятельности, метода разжигания внутреннего азарта к преодолению трудностей.

Для организации творческой деятельности студентов, направленной на формирование профессиональных компетенций, необходима поддержка определенного эмоционального настроя, создание мотиваций, поводов, рождающих состояние творческого подъема и стремление к профессиональному совершенствованию. Например, для активной работы творческого мышления очень важно чтобы студент столкнулся с тем, что рождает вопрос и эмоционально загорелся этим.

Воспитание у обучающихся положительного эмоционального отношения к усвоению учебного материала, интереса к занятиям осуществляется через: образное изложение материала по истории дизайна, раскрытие связей между различными областями дизайна, знакомство с современными национальными и зарубежными школами дизайна.

Посещение музеев и выставок, мастер-классов ведущих дизайнеров, конференций и форумов также актуально для активизации эмоций обучающихся. Познание произведений национального и мирового дизайна, их взаимосвязи между собой и окружающей действительностью способно положительно влиять на формирование определенного эмоционального фона в процессе творческой деятельности.

Формирование профессиональных компетенций студентов наиболее эффективно осуществляется в усло­виях организованной творческой среды. Это общий принцип для педаго­гического и художественного видов творчества. В процессе работы над авторским проектом необходимо создать творческую обстановку, эмоциональный подъем в коллективе группы, что вызывает интерес к предстоящей деятельности. Для этого надо, чтобы у студентов появились определенные потребности и побуждения, создающие особое состояние функциональной системы организма, которая обеспечивает его готовность к выполнению соответствующих задач.

Из вышеизложенного следует, что развитие интереса и эмоционального настроя студентов к процессу обучения повышают их мотивации, дают возможность активному включению в творческие процессы, способствует эффективному формированию профессиональных компетенций.

Литература:

1. Ананьев, Б.Г. О методах современной психологии // Психологические методы.- Л., 1976.- С.134-148.

2. Григорович, Л.А Педагогическая психология: Учебное пособие. – М.: Гардарики, 2003. – 314 с.

3. 3анков, Л.В. Обучение и развитие. (Экспериментально-педагогическое исследование). Под редакцией действительного члена АПН СССР Л.В. Занкова. - М.: Педагогика, 1975,- 440с

4. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. – М., Учпедгиз, 1946. – 685с.

5. Соловьева А.В. Формирование профессиональных компетенций будущих дизайнеров в негосударственных вузах. Дис. …канд. пед. наук: - М., 2010. –205 с.

Заявки с адресом у меня нет

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных