Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






И. А. Стеценко, Г. А. Полякова




 

В настоящее время компетентностный подход в профессиональном образовании выходит на новый уровень реализации прикладных разработок, когда предложенные методологические основания и принципы находят подтверждение, например, в проектировании модели выпускника. Исходя из Федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) нового поколения, итоговые требования к выпускникам вузов представляются в виде совокупности компетенций.

Актуальность проблемы формирования рефлексивной компетентности студентов в вузе связана со значимостью рефлексивного компонента в профессиональной деятельности, позволяющего педагогу найти свой индивидуальный стиль, достигнуть адекватной профессионально-личностной самооценки, прогнозировать и анализировать результаты своего труда [3]. По нашему мнению, рефлексивная компетентность не просто входит в структуру профессиональной компетентности, а выступает как необходимая составляющая профессионального педагогического образования.

Формирование рефлексивной компетентности у студентов в период вузовского обучения возможно при следующих условиях:

- проектирование модели выпускника, включающей состав и содержание рефлексивных компетенций на основе квалификационных требований к выпускникам, отраженных в ФГОС ВПО;

- анализ и корректировка содержательного потенциала формирования рефлексивной компетентности в существующем учебном плане подготовки, в котором задается логика и последовательность освоения учебных дисциплин и педагогических практик;

- выбор соответствующего типа обучения, форм и методов для продуктивного процесса формирования определенных видов рефлексивных компетенций;

- осуществление аналитико-рефлексивного анализа результата формирования рефлексивных компетенций студентов.

Остановимся подробнее на первом условии – проектирование модели выпускника.

Ориентируясь на трактовку компетентности И. А. Зимней «как актуального проявления компетенции» [1, с. 8], мы трактуем рефлексивную компетентностькак готовность и способность педагога к эффективной рефлексивной деятельности. В структурном отношении она представляет собой интегральное свойство личности и включает ряд частных компетенций на основе синтеза теории и практики рефлексивной деятельности, которые проявляются в желании и умении решать рефлексивные задачи, анализировать ход и результаты их решения, постоянно вносить целесообразные коррективы в профессиональную деятельность.

В своем исследовании мы придерживается позиции И. В. Носко в определении компетентностной модели выпускника вуза как «научной основы результата и процесса вузовской подготовки, обеспечивающей готовность и способность выпускников к продуктивной деятельности в профессионально и социальной сферах, содержательно представленная сложным составом общих и профессиональных компетенций» [2, c. 294].

В основу разработки компетентностной модели выпускника положена бинарная классификация, состоящая из двух основных групп рефлексивных компетенций: общих и профессиональных; компетентностный подход (И. А. Зимняя, А. В. Хуторской, В. В. Сериков и др.); рефлексивный подход (И. Н. Семенов, С. Ю. Степанов); модель рефлексивно-ориентированного педагогического образования (И. А. Стеценко).

Общие рефлексивные компетенции являются ядром модели выпускника и включают: общекультурные (разнообразные культурные области, ценности и традиции и действия по их сохранению, проявление гражданских чувств, отстаивание прав человека, гуманное поведение), интеллектуальные (развитие интеллектуально-мыслительных действий: синтез, сравнение, систематизация, обобщение), социально-коммуникативные (система знаний о социальной действительности и себе, система сложных социальных умений и навыков взаимодействия, сценариев поведения в типичных ситуациях, успешность общения) и субъектные компетенции (способность к анализу существующей ситуации, видения себя как активного субъекта деятельности, готового к самостоятельному и ответственному принятию решения).

Профессиональные рефлексивные компетенции включают: социально-педагогические (умение взаимодействовать со всеми участниками образовательного процесса, включает обмен информацией, организацию межличностного и делового взаимодействия, взаимопонимание и взаимокоррекция поведения, обеспечение благоприятного психологического климата), организационно-методические (область знания об осуществлении деятельности и ее анализе) и профессионально-личностные компетенции (наличие способности входить в активную исследовательскую позицию по отношению к собственной профессиональной деятельности, к себе самому с целью критического анализа, оценки эффективности развития своей личности и личности другого, индивидуальной стратегии и тактики в построении собственного жизненного и профессионального пути).

Рассмотрим схематично представленные выше условия формирования рефлексивной компетентности студентов.

Анализ и корректировка логики и последовательности освоения учебных дисциплин и педагогических практик в существующем учебном плане подготовки позволил сделать вывод о содержательном потенциале формирования рефлексивной компетентности студентов.

Первый курс – История, Философия, Социология / История религии и основы православной культуры, История психологии. Психология человека (Курсовая работа), Культурология. Политология, Психология развития. Педагогическая психология, Введение в педагогическую деятельность. История образования и педагогической мысли, Основы медицинских знаний и здорового образа жизни, Специальная педагогика / Социальная педагогика – общие рефлексивные компетенции (все виды) и профессиональные рефлексивные компетенции (социально-педагогические).

Второй курс – Культура речи, Логика и культура мышления, Основы социальной психологии, Теоретическая педагогика (Курсовая работа), Прикладная педагогика. Практикум по решению педагогических задач, Методика обучения информатике, Безопасность жизнедеятельности, Учебная практика – общие рефлексивные компетенции (общекультурные, интеллектуальные) и профессиональные рефлексивные компетенции (все виды).

Третий курс – Естественно-научная картина мира, Основы экологической культуры, Методика обучения информатике (Курсовая работа), Производственная практика (культурно-просветительская) – общие рефлексивные компетенции (общекультурные) и профессиональные рефлексивные компетенции (все виды).

Четвертый курс – Экономика образования, Современные средства оценивания результатов обучения, Нормативно-правовое обеспечение образования, Педагогические технологии / Основы педагогического мастерства, Организация рефлексивно-ориентированной профессиональной деятельности педагога, Производственная практика (педагогическая) - профессиональные рефлексивные компетенции (все виды).

Что касается выбора адекватного задачам нашего исследования типа обучения, мы считаем, что необходимо ориентироваться на технологию поэтапного формирования определенных видов рефлексивных компетенций.

Аналитико-рефлексивный анализ результата формирования рефлексивных компетенций студентов осуществляется через соответствующую систему диагностических методик.

Дальнейшее исследование будет связано с подробным содержательным описанием всех педагогических условий формирования рефлексивной компетентности студентов.

Литература:

1. Зимняя, И. А. Ключевые компетентности как результативная целевая основа компетентностного подхода в образовании [Текст] / И. А. Зимняя. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. – 30 с.

2. Носко, И. В. Общепрофессиональные компетенции в модели выпускника вуза – бакалавра педагогики [Текст] / И. В. Носко // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена - Аспирантские тетради: научный журнал. – СПб., 2007. № 14 – С. 294-299.

3. Стеценко, И. А. Теория и практика развития педагогической рефлексии студентов [Текст] / И. А. Стеценко. – Ростов-на-Дону: Изд-во Ростов.гос.ун-та, 2006. – 256 с.

 

Место ориентировочной деятельности с заданными свойствами в учебной деятельности школьников






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных