Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ НА ОСНОВЕ ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ




А.Г.Трофимчук

В понимании общечеловеческих ценностей мы исходим из утверждающегося в педагогической науке положения о том, что общечеловеческие ценности олицетворяют интересы всего человечества, в них выражено представление о добре, прекрасном, истинном, которое человеческая история вырабатывала и проверяла веками. К ним она относит: историю народа, философию (этику, эстетику), искусство, религию, литературу, педагогику, семью [1].

Представляется, что общечеловеческие ценности, являющиеся основойвоспитания человека, есть выработанные и накопленные достижения духовного, нравственного и эстетического опыта, вошедшие в жизнь человеческого сообщества и позволяющие поддерживать определенный уровень духовно-нравственного равновесия в обществе.

Общечеловеческие ценности, способствующие воспитанию человека, содержат: духовно-нравственные основы: религий; философии (этики, эстетики); искусств (изобразительного - в виде полотен (репродукций) картин художников - реалистов, архитектурных памятников и скульптур; шедевров музыкального искусства в виде аудиозаписей известных и почитаемых во всём мире исполнителей; фильмов выдающихся режиссёров с участием известных актёров, признанных шедеврами во всём мире в виде видеозаписей и др.); классики всемирной литературы; культуры поведения и взаимоотношений между людьми; духовно-нравственный жизненный опыт выдающихся личностей всемирной истории; нравственные истоки истории государства (народа); нравственные основы педагогики; нравственные основы и смысл семейной жизни.

Общечеловеческие ценности диалога Аристокла (Платона) «Федон» (наст. название «О душе») помогают выделить основные элементы процесса воспитания: «Нет, видно, иного прибежища и спасения от бедствий (для каждого человека), кроме единственного: стать как можно лучше и как можно разумнее. Ведь душане уносит с собою после смерти ничего, кроме воспитания и образа жизни»[3].

Процесс воспитания на основе общечеловеческих ценностей, представляет обогащение индивидуальности (и личности) человека знаниями, как он должен жить и что он должен и не должен в жизни делать (т.е. стать как можно разумнее), а также развитыми положительными моральными качествами общечеловеческого идеала современной этики (бережливости, благородства, вежливости, великодушия, верности, выдержки, духовности, идейности, искренности, мужества, правдивости, принципиальности, самоотверженности, скромности, смелости, терпимости, трудолюбия, человечности, честности, чувства нового, чуткости) с одновременным изжитием противоположных отрицательных (зазнайства, злословия, карьеризма, корыстолю­бия, мещанства, распутства, скупости, ханжества, чванства, эгоизма,злорадства, грубости, вероломства, цинизма, лицемериямалодушия, высокомерия, трусости, тунеядства, косности [4] ) (т.е. стать как можно лучше), применёнными в повседневной жизни.

Предлагаем студентам структуру Дневника самовоспитания. На примере притчи «О злом человеке» из книги П. Коэльо «Мактуб» [2] поясняем методику поиска ответов на вопросы, - что должен и не должен человек в жизни делать?

Свои поиски ответов на вопросы, - что я должен и не должен в жизни делать? - вписываем в таблицу (см. Таблица 1).

Таблица 1. Что я должен (на) и не должен (на) в жизни делать

Должен (на) не должен (на)
делать больше добрых дел быть злым(ой)

Развитие положительных моральных качеств и изжитие противоположных – отрицательных целесообразно проводить по специальному алгоритму[5]:

а) Анализ характеристики положительного качества.

б) Анализ характеристики отрицательного качества.

в) Общечеловеческие ценности о положительном качестве.

г)Анализ необходимости развития положительных качеств: Почему положительное моральное качество необходимо развивать? Что происходит с человеком при отсутствии его в сознании? Сможет ли помочь его развитие Вашей повседневной жизнедеятельности? Чему, по Вашему мнению, поможет его развитие Вашим знакомым, друзьям, родным, близким и всем людям?

д) Анализ необходимости изжития отрицательных качеств: Как проявляется отрицательное моральное качество в Вашей повседневной деятельности? Что способствует его проявлению? Почему это качество необходимо изживать?

е) Определение составляющих положительного морального качества, необходимых для повседневной жизнедеятельности.

ж) Ежедневный контроль проявления обоих качеств с записью в дневник.

Фундаментом самовоспитания студентов является Досуговый центр совершенствования духовного мира молодёжи (ВУЗовский, домашний), представляющий синтез библиотеки, фонотеки и видеотеки с научно- методически отобранными книгами, и видеозаписями высокого духовно-нравственного содержания по 9-ти направлениям общечеловеческих ценностей, а также мебель и аппаратура для прослушивания и просмотра.

В качестве воспитательных элементов воспитательной функции обучения предлагаем профессорско-преподавательскому составу: (в течение 3-х минут на занятии) – обсуждение (письменно на произвольных бланках) крылатых мыслей выдающихся мыслителей всемирной истории; – поэтапную воспитательную процедуру поиска ответов на вопросы, что человек должен и не должен в жизни делать; – обсуждение характеристик положительных(21-го) и отрицательных(20-ти) моральных качеств; – поэтапную воспитательную процедуру развития положительного морального качества и изжития противоположного отрицательного; – изучение характеристики процесса воспитания, структуры и основных элементов; – обсуждение рассказа Н.С.Лескова «Однодум»; – обсуждение фильмов «Костяника. Время лета», «Сестрёнка», «Доярка из Хацапетовки» и др.; – обсуждение диалога Платона «Федон»; – обсуждение рассказа Ф.М.Достоевского «Сон смешного человека»; – обсуждение вокального творчества Л.Ю.Казарновской и как ведущей ТВ программы «Романтика романса»; – обсуждение вокального творчества Робертино Лоретти, Эммы Шаплин, А.Нетребко, Е.Щербаченко и др.; – обсуждение архитектуры Метеор Греции (высокогорных наскальных монастырей); и др. общечеловеческих ценностей.

Литература:

1.Асоев Х.М. Освоение учащимися подросткового возраста общече­ловеческих ценностей: Автореф. дис... канд.пед.наук. М., 1995.

2.Коэльо П. Мактуб. М.: Сфера, 2001.

3. Платон. Собрание сочинений в 4т. Т.2. М.: Мысль,1993.

4. Словарь по этике. М.: Политиздат, 1989.

5.Трофимчук А.Г. Воспитание на основе общечеловеческих ценностей.

Монография/ Новочерк. гос. мелиор. акад. Новочеркасск, 2009.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных