Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






А.А. Федорова, МГГУ им. М.А. Шолохова




В стране и в мире сложилась ситуация, при которой многие выпускники вузов не умеют практически использовать и пополнять полученные знания, что становится сдерживающим фактором развития производительных сил общества. Этим обусловлено обращение европейского, а вслед за ним и российского образования к компетентностному подходу. Одной из ключевых личностных компетенций специалиста, принятых Советом Европы, являются информационные компетенции. Специалист должен владеть технологиями получения и распространения информации, представленной как в печатной, так и в электронной форме, понимать их слабые и сильные стороны.

Однако процесс внедрения компетентностного подхода в практику об­разования идет пока медленными темпами. «Компетентностное образование» зачастую воспринимается многими преподавателями лишь как очеред­ная директива по формальному изменению основной цели образо­вания: вместо традиционного формирования «всесторонне и гар­монично развитой личности» предписано перейти к «ключевым компетенциям/ компетентностям». Основная причина, по мнению А.А. Вербицкого, состоит в том, что переход к «компетентностному образованию» не опирается на какую-то признанную научным и педагогическим сообществом мощную психолого-педагогическую, тео­рию; весь процесс модернизации основан на решениях, принимае­мых преимущественно эмпирически, исходя из здравого смысла и субъективных представлений тех или иных фигурантов [3].

Психолого-педагогическая теория, которую нужно положить в основу реализации компетентностного подхода, должна ориенти­роваться не только на достижение прагматических целей обучения в виде совокупности знаний, умений, навыков, социальных и функциональных качеств, компетенций,но и на гуманистические принципы личностно-центрированного обучения. По отношению к проблеме реализации компе­тентностного подхода такой основой может и должна выступить теория контекстного обучения.

В настоящее время теорию контекстного обучения все шире используют в качестве концеп­туальной основы повышения качества образования не только образовательные учреждения профессионального образования, но и представители и других ее звеньев, начиная с детского сада. Исследования и разработки в сфере контекстного обучения не только созвучны компетентностному подходу по основным концептуальным поло­жениям, но и содержат технологический инструментарий его прак­тической реализации.

В условиях жесткой конкуренции на рынке образовательных услуг между различными государственными и частными образовательными учреждениями (ОУ) России, продвижением на международный рынок образовательных услуг, а также с учетом кризисных явлений в экономике страны формирование устойчивых конкурентных преимуществ является залогом успешного долговременного функционирования ОУ. Контекстный подход в обучении может стать основой формирования таких преимуществ. Эффективность его внедрения и развития будет определяться во многом теми управленческими технологиями, которые фактически реализуются данным конкретным ОУ.

С внедрением систем менеджмента качества в образовательных учреждениях возникает необходимость идентификации миссий, ценностей и политики в области качества. Это диктуется тем, что в существующих международных стандартах по качеству (ГОСТ Р ИСО 9001 - 2001 "Системы менеджмента качества. Требования", "Стандарты и директивы гарантии качества высшего образования в европейском регионе" ENQA), методических рекомендациях по качеству, подготовленных еще Федеральным агентством РФ по образованию, требуется реализация стратегического управления качеством образовательных услуг ОУ.

К сожалению, в России недооценивается необходимость реализации стратегического контекста и его оценки при процедурах регистрации и аккредитации ОУ. Более того, внедрение самой системы менеджмента качества (СМК) в государственных вузах, если и реализуется, то, на наш взгляд, формально – "для галочки". Основная причина в том, что государственное финансирование ОУ не зависит от результатов деятельности вузов, отсутствует прямая ответственность за трудоустройство выпускников, нет обратной связи об их карьерном росте и т.д. У государственных ОУ нет внешней мотивации в реализации СМК и стратегического управления, направленных на создание и постоянное совершенствования механизмов обеспечению качества образования при минимуме непроизводительных затрат. В условиях интеграции в мировое образовательное пространство и конкуренции с зарубежными ОУ это приведет в конечном итоге к потерям в системе отечественного высшего и среднего профессионального образования.

Как известно, стратегическое управление предприятием – это система деятельности, направленная на обеспечение устойчивых конкурентных преимуществ производимого продукта или услуги, определяющих успешное функционирование предприятия в долгосрочной перспективе в условиях трудно предсказуемых и часто меняющихся факторов его окружения.

Система стратегического управления и система менеджмента качества интегрированы друг с другом и реализуют управление в рамках предприятия или ОУ. Интеграция обеспечивается за счет создания и поддержания в работоспособном состоянии единой системы целей, показателей и критериев их достижения.

Главной особенностью стратегического управления является не формирование и следование жесткому плану развития на основе прогноза состояния окружения, а формирование механизмов реакции на возможные изменения этого окружения. Исходя из этой особенности, для реализации стратегического управления необходимо сформировать главный вектор деятельности ОУ или его стратегическую установку, миссию – смысл существования. Для потребителей миссия дает понимание того, что можно ожидать от деятельности ОУ, а для сотрудников является объединяющей основой их деятельности.

Оптимальное состояние деятельности ОУ для эффективного выполнения миссии зависит от действующих в данный момент факторов его внешней и внутренней среды. Это оптимальное состояние может быть тем или иным образом идентифицировано путем анализа мнений его сотрудников и всех заинтересованных в его функционировании лиц. В результате появляется "Видение предприятия" – желаемое состояние ОУ, к которому нужно стремиться в данный момент для эффективного выполнения миссии. В отличие от миссии, видение может меняться, поскольку оптимальное состояние зависит не только от целевой установки, но и от текущего состояния окружения. Идентификация миссии и видения позволят сформировать конкретные по времени и количественно измеримые цели по различным направлениям деятельности, план достижения этих целей (стратегический план) и систему оценок степени их достижения.

Однако, для эффективной реализации стратегического плана кроме внешней мотивации (финансовой, карьерной), необходима внутренняя мотивация сотрудников. Она основана на общей корпоративной культуре, которая выражается в ценностях предприятия – определяющих свойствах, которые декларируются и культивируются на предприятии или ОУ. Важно, чтобы они были тесно увязаны с жизненными ценностями сотрудников.

На основе миссии и видения вырабатываются политики – правила, стратегические принципы или механизмы деятельности, используемые для достижения целей. Они определяют желаемые результаты и способствуют применению организацией своих ресурсов для их достижения. Политика не является незыблемой на протяжении всего жизненного цикла предприятия и может меняться. Однако зачастую политика предприятия требует ее официальной декларации и неукоснительного следования. Примером является реализация типовой модели качества образовательного учреждения, построенная на базе требований "Европейской ассоциации по гарантиям качества в сфере образования". В этой модели предусмотрены механизмы подтверждения следования декларированной политики ОУ в области обеспечения качества образовательных услуг.

Итак, на самом верхнем уровне управления ОУ стоит миссия и видение, на основе которых создаётся модель, содержащая дерево целей с указанием процессов, требуемых для их достижения. Процессы ОУ направлены на реализацию миссии и видения посредством достижения поставленных целей.

Контекстный подход в образовании как методологическая основа формирования конкретных образовательных процессов в формате компетентностного подхода должен быть декларирован и фактически реализован в политике ОУ. Кроме того, контекстный подход в совокупности своих методов сам является предметом постоянного измерения, оценки и улучшения, поэтому его развитие должно найти отражение при утверждении стратегических целей ОУ и мероприятий по их достижению.

Поскольку стратегические цели и политика основаны на едином базисе (стратегической установке), предпосылки использования контекстных методов обучения должны быть заложены и в самой миссии ОУ. Это возможно, если в ней будет отражено стремление ОУ осуществлять образовательную деятельность в интересах самой личности, реализуя тем самым гуманистический подход в образовании, и в интересах окружения (предприятий, общества, государства), реализуя прагматически ориентированный компетенстностый подход.

Отражение в миссии ОУ необходимости удовлетворения этих двух противоречивых требований, с одной стороны, создает основу для появления устойчивых конкурентных преимуществ, ориентируясь и на каждую конкретную личность, и на предприятия, и на общество в целом, с другой – обеспечивает настоятельную необходимость использования образовательным учреждением в своей деятельности методов и средств контекстного обучения. Для потребителя это станет гарантией удовлетворения его образовательных потребностей, значит, само ОУ получит весомый аргумент в конкурентной борьбе на рынке образовательных услуг.

Внедрение стратегического управления ОУ и СМК обеспечит возможность управления образовательного учреждения на постоянной, регламентированной основе за счет постановки стратегических целей, доведения целей до уровня бизнес-процессов и создания системы измеримых показателей, на основе которых осуществляется оперативное управление бизнес-процессами и непрерывное улучшение образовательной деятельности. Реализация методологии контекстного подхода в образовательной деятельности, декларируемого и фактического реализуемого в рамках стратегии образовательного учреждения, станет устойчивым фактором конкурентоспособности учреждения на рынке образовательных услуг в долгосрочной перспективе.

Литература:

1. Дерябин Н.И. Виртуальная революция: миф или реальность? Стратегическое управление оборонным комплексом России в информационном обществе XXI века / Н.И. Дерябин. - М.: Изд-во МАИ, 2005.

2. Вербицкий А.А., Ларионова О.Г. Личностный и компетентностный подходы в образовании: проблемы интеграции. – М.: Логос, 2009.

3. Вербицкий А.А. Контекстно-компетентностный подход к модернизации образования // Высшее образование в России, 2010, № 5.

4. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. – М.: АПК и ППРО, 2002.

Адрес: ilia_fedorov@mail.ru

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных