Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Педагогический университет




Процесс проектирования образовательных систем (ОС) изучается многими авторами уже с 1970-х годов. При этом одна группа исследователей (педагоги: Третьяков П.И, Шамова Т.И., Конаржевский Ю.А., Поташник М.М., Лазарев В.С., Симонов В.П. и др.) отмечают важность проектирования системообразующего процесса ОС – образовательного; вторая акцентируют внимание на проектировании управленческого процесса, рассматривая ОС с позиций кибернетического подхода, (системотехники: Чепцов А.А., Федотов А.В., Савельев А.Я., Чупрунов Д.И., Чучалин И.П., Каган В.И. и др.); третья считает, что к проектированию ОС можно подходить как к экономической системе на рынке образовательных услуг (экономисты: Минцберг Г., Егоршин А.П., Лукошенко М.А., Фриш Г.Л., Щетинин В.П. и др.).

В последнее десятилетия появились новые направления в области оптимизации ОС с позиции процессного подхода, позволяющего рассматривать ее как сложную социотехническую систему, а процесс проектирования – как деятельность по формированию эмерджентных свойств ОС за счет оптимального взаимодействия основных и вспомогательных процессов [1]. В таком проектировании возникает необходимость качественного анализа системообразующих элементов, так как именно их структурные связи определяют возможность достижения эмерджентных свойств ОС.

Важно отметить, что системообразующими факторами любой ОС выступают системообразующие факторы образовательного процесса, так как он является основным технологическим процессом в ОС, и его наличие есть необходимое условие для создания ОС.

Архангельский С.И. под системообразующими факторами образовательного процесса понимает: фактор целеполагания, фактор программирования результата, фактор выбора методов достижения оптимального результата [2].

Кузьмина Н.В. под системообразующими факторами подразумевает структурные элементы, совокупность которых образует факт наличия педагогической системы (ПС), и отличает от других систем. К ним относятся: педагогическая цель, учебная и научная информация, средства педагогических коммуникаций, учащиеся, педагоги [3]. Аналогичную позицию занимает Симонов В.П.: системообразующими факторами ПС являются: цель, содержание, способы деятельности и результаты деятельности. При этом субъект деятельности (педагог) и объект деятельности (учащийся) составляют основные структурные элементы системы [4].

Применение методов системного анализа в социальном проектировании сложных социотехнических систем предполагает использование процедуры моделирования [5]. Из всего их многообразия подходов к моделированию важно выбрать такой, который позволяет адекватно описывают структуру и поведение системы. Так, для представления функциональной организации системы используются: алгоритмическое, аналитическое, графическое и табличное, вербальное (словесное) описание, временные диаграммы функционирования, в то время, как для представления структурной организации системы обычно используются наглядное графическое описание системы и табличное представление связей между элементами системы [6]. Кроме этого структура системы может быть представлена в матричной форме, в форме теоретико-множественных описаний, с помощью языка топологии, алгебры и других средств моделирования систем (7), при этом схематическое представление структур систем имеет ряд преимуществ по сравнению с другими методами. В этом отношении справедливо мнение Х. Мрелы: доля графических форм в организационных проектах должна постепенно возрастать, вытесняя описательные методы. Среди графических методов заслуживают внимания: графики организации, выражающие количественные отношения и зависимости (например, блочные графики, схемы организационной структуры); графики распределения предметов и явлений по времени (хронограммы) и в пространстве (топограммы, карты и схемы кругооборота, блочные схемы, схемы координации, планы размещения рабочих мест); аналитические графики, определяющие зависимости количественного типа (диаграммы) [8]. Полезность и эффективность графического описания структур при исследовании систем управления отмечает также В.А. Долятовский [9].

Рассмотренное многообразие средств и методов моделирования поведения систем и их структур базируется на известных теоретических подходах таких как: «классическая» теория систем, теория множеств, теория графов, теория сетей, кибернетика, теория информации, теория автоматов, теория игр, теория решений, теория очередей и др. [10], [11], [12]. Используемые средства описания структур систем, должны обладать способностью отражать сущностные характеристики структуры системы и удовлетворять следующим условиям:

1) модификация каждого из элементов структуры влечет за собой модификацию всех остальных элементов;

2) каждое преобразование любого элемента структуры соотносится с преобразованием всей структуры;

3) описание структуры должно позволять предсказывать ее реакцию на допустимые изменения свойств элементов системы;

4) структура системы должна адекватно реагировать на изменения внешней среды требующие преобразования структурных элементов.

Описание структуры системы может отражать поведение самой системы, т.к. структура представляет собой совокупность наиболее постоянных, инвариантных связей между элементами системы. Поэтому задание свойств системы по сути должно касаться именно этих системообразующих элементов и связей, которые и определяют эту системы. При этом проектирование ОС с заданными свойствами, ориентированных на менее важные элементы и связи системы, не требует существенных структурных преобразований, и достижение заданных свойств может быть достигнуто в рамках оперативного или тактического планирования.

Под заданные свойства ОС будем рассматривать требования к характеристикам и результату деятельности ОС, которые становятся целью социального проектирования.

Рис. 1. Внешняя среда процесса проектирования ОС с заданными свойствами.

При этом источники задания свойств могут быть как внешние (органы власти и вышестоящие организации, научно-технический прогресс, конъюнктура рынка образовательных услуг, рынок труда и работодатели), так и внутренними (учащиеся и их родители, педагогический персонал, управленческий персонал) (Рис. 1.). На рисунке 1 представлен переход исходной ОС в желаемую с заданными свойствами. Процесс такого перехода осуществляется в ходе проектирования ОС, требует соответствующих знаний, умений проектировщика, опыта проектирования подобных ОС, а главное – технологий подобного проектирования. Последние недостаточно разработаны и требуют дальнейших исследований. На рисунке 1 видны особенности проектирования ОС как социальной системы, в которой свойства задаются не только источниками внешней среды, но и внутренними активными элементами. По существу источниками выступают социальные группы или индивиды, которые являются носителями; собственных целей и интересов, активной позиции относительно деятельности ОС.

Сам процесс задания свойств ОС может быть: 1) вынужденным или желаемым; 2) единогласно принимаемыми активными элементами ОС, частично принимаемыми, не принимаемыми.

Процесс задания свойств динамично меняется; порой требуемые обществом результаты ОС могут взаимно противостоять друг другу, поэтому важно четко и однозначно излагать все необходимые заданные свойства в техническом задании по проектированию. Важно понимать, что процесс проектирования ОС требует достаточного времени, чтобы заданные свойства проявились в ее деятельности, к тому же эффективность проектирования зависит от гибкости организационной структуры ОС, возможных образовательных и инновационных технологий в ее деятельности, а также ресурсных возможностей. Все это задает необходимое условие проектирования ОС с заданными свойствами – условие структурной, технологической и ресурсной избыточности, которое выступает гарантом достижения требуемых качественных преобразований в ОС.

Процедура проектирования ОС с заданными свойствами зависит от следующих факторов: объективных – масштабы деятельности ОС, тип организационной структуры ОС, уровень автоматизации деятельности ОС и др.; субъективных – стиль управления, корпоративная культура, наличие неформального лидера и др..

Технология проектирование ОС с заданными свойствами может быть простой или сложной в зависимости от того на изменение каких процессов направлены заданные свойства (см. Таблица 1).

В Таблице 1. представлены всевозможные комплексы, сочетающие процессы ОС, в зависимости от направленности заданных свойств. При этом важно выделить только те комплексы, которые отражают наиболее сложную ситуацию проектирования (комплексы № 11, 18, 22, 29, 56).


Таблица 1

Многообразие задания свойств ОС

Процессы: Возможные комплексы задания свойств ОС
                                                                                                                 
Научно-образоваете-льное пространство Образова-тельный +     +   + +     + +             + + + + + + +                                     + + + + + + + + + + + +   +  
Научный   +   + +     +   + +             +             + + + + + +             + + + + + +             + + + + + + +    
Хозяйст-венный     +   + +     + + +             +                         + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + +   + +  
Управленче-ское пространство Марке-тинговый                       +     + +   + +   + +   + +   + +   + +   + +   + +   + +   + +   + +   + +   + +         +
Экономи-ческий                         +   +   + +   + +   + +   + +   + +   + +   + +   + +   + +   + +   + +   + +   +       +
Управлен-ческий             + + +   +     +   + + +       + + +       + + +       + + +       + + +       + + +       + + + + + +

 

 


Как видно из таблицы 1 все процессы разбиты на два больших пространства: научно-образовательное и управленческое. Еще Г. Минцберг, описывая профессиональную бюрократию как тип организационной структуры наиболее соответствующего ОС отмечал важность и специфику деятельности работников образовательного и управленческого процессов [13]. В его работе отмечается наличие в ОС двух параллельных иерархий управленческих воздействий существующих независимо друг от друга:

Рис. 2. Параллельные управленческие иерархии в ОС

Как видно из Рисунка 2. экономический и маркетинговый процессы опосредованно взаимодействует с научно-образовательным пространством, что сказывается на технологии проектирования ОС.

Определение возможностей для получения эмерджентных связей и является главной проблемой в процессе проектирования ОС с заданными свойствами. При этом проектирование может осуществляться с различной степенью сложности:

1. Если заданные свойства касаются только одного процесса (комплексы № 1,2,3,12,13,14 – см. Табл.1). В этих условиях проектирование ОС будет осуществляться по общепринятым технологиям проектирования конкретного процесса.

2. Если заданные свойства находятся внутри одного пространства, – научно-образовательного или управленческого, – необходимо проектировать не только процессы, но и взаимодействие между процессами (комплексы № 4,5,6,10,15,16,17,57 – см. Табл.1).

Для проектирования двух процессов важно учитывать их взаимосвязь на протяжении всего процесса проектирования, что возможно осуществить посредством Таблицы 2. Проектирование трех процессов осуществляется аналогично в трехмерном измерении.

Таблица 2

Проектирование двух процессов одного пространства.

  Системообразующие элементы проектирования первого процесса
Системообразующие элементы проектирования второго процесса
    Возможность получения эмерджентного эффекта

 

               
                   
                   
                   
                   
                   

 

3. Если свойства находятся в разных пространствах (остальные комплексы, см. Табл. 2), необходимо проектировать процессы, взаимодействие между процессами и взаимодействие между пространствами. Например, для самого сложного комплекса задания свойств в техническом задании будут сформированы требуемые свойства относительно всех процессов. При этом результаты желаемой ОС (У) будут представлять собой перечень заданных свойств (Z) относительно каждого процесса: У(Zобр, Zнауч,Zхоз,Zмарк,Zэкон,Zупр). Если же свойства будут заданы неявно, то необходимо детализировать и отнести к тому или иному процессу ОС. Проектирование желаемых свойств в таком их многообразии с учетом сложности их взаимопорождения и взаимосвязи невозможно механическим проектированием каждого желаемого свойства отдельно. Проектировать нужно систему в целом, только так взаимодействие процессов обеспечит эмерджентные заданные свойства ОС. Процесс проектирования должен осуществляться по следующей траектории:

- У={ У1 (Zобр, Zнауч,Zхоз), У2 (Zмарк,Zэкон,Zупр)}, где У1 – результаты научно-образовательного пространства, У2 – результаты управленческого пространства.

- У1={Уобр(Zобр),Унауч(Zнауч),Ухоз(Zхоз), Унауч-обр* (Zобр, Zнауч,Zхоз)}

Уобрнаучхоз – соответствующие результаты процессов,

Унауч-обр* - результат целостности научно-образовательного пространства, порожденный спроектированными эмерджентными свойствами ОС.

- У2={Умарк(Zмарк),Уэкон(Zэкон),Уупр(Zупр, Zнаучн-обр), Уупр* (Zмарк,Zэкон,Zупр)}

Умаркэконупр – соответствующие результаты процессов,

Уупр* - результат целостности управленческого пространства, порожденный спроектированными эмерджентными свойствами ОС.

Zнаучн-обр – заданные свойства к управленческому процессу сформированные после проектирования научно-образовательного пространства

Подобные технологии проектирования ОС с заданными свойствами требуют подробнейшего рассмотрения и соответствующих социологических исследований по выявлению параметров деятельности ОС, влияющих на процесс проектирования ОС с заданными свойствами, на определение характеристик процессов ОС, наиболее взаимодействующих в процессе своего осуществления.

Литература:

1. Шмарион, Ю.В. Проектирование образовательных систем (системно-контекстный подход): Монография / Ю.В. Шмарион. – Белгород: Изд-воБелГУ, 2003. – 400 с.

2. Архангельский, С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы: Учеб.-метод.пособие / С.И. Архангельский. - М.: Высша школа, 1980. - 368 с.

3. Методы системного педагогического исследования: Учебное пособие / Под ред. Н.В. Кузьминой. - Л., 1980. - 172 с.

4. Симонов, В.П. Педагогический менеджмент: 50 НОУ-ХАУ в управлении педагогическими системами: Учебное пособие / В.П. Симонов - 3-е изд., испр.и доп. - М.: Педагогическое общество России, 1999. - 430 с.

5. Горелова, В.Л. Основы прогнозирования систем: Учеб.пособие для инж.экон.спец.вузов / В.Л. Горелова, Е.Н. Мельникова - М.: Высш.шк., 1986. - 287 с.

6. Балашов, Е.П. Проектирование информационно-управляющих систем / Е.П. Балашов, Д.В. Пузанков. - М.: Радио и связь, 1987. - 256 с.

7. Системный анализ в экономике и организации производства: Учебник для студентов, обучающихся по специальности «Экономическая информатика и АСУ» / С.А. Валуев, В.И. Волкова, А.П. Градов и др.; Под общ.ред. С.А. Валуева, В.И. Волковой. - Л.: Политехника, 1991. - 398 с.

8. Базилевич, Л.А. Моделирование организационных структур. / Л.А. Базилевич. - Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1978. - 160 с.

9. Долятовский, В.А. Исследование систем управления: Учебно-практическое пособие / В.А. Долятовский, В.Н. Долятовская. – М.: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2003. – 256 с

10. Блауберг, И.В. Системный подход как предмет историко-научной рефлексии / И.В. Блауберг // Системные исследования. Ежегодник 1973г. \ Академия наук СССР, Институт истории естествознания и техники. – М.: Издательство «Наука», 1973. – С.7-20.

11. Москинова, Г.И. Дискретная математика. Математика для менеджера в примерах и упражнениях: Учебное пособие / Г.И. Москинова. - М.: Логос, 2000. - 240 с.

12. Общий курс высшей математики для экономистов: Учебник / Под ред. В.И. Ермакова. - М.: ИНФРА - М, 2001. - 656 с.

13. Минцберг, Г. Структура в кулаке: создание эффективной организации: Пер.с англ. / Г. Минцберг; Под ред. Ю.Н. Каптуревского. – СПб: Питер, 2001. – 512 с.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных