Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Глава I. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЛИЧНОСТИ




Г. В. ПИНИГИНА

И. В. КОНДРИНА

Л. С. ПОЛЯКОВА

 

 

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

 

Учебное пособие

 

 

 

Кемерово 2012


МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное

Учреждение высшего профессионального образования

Кузбасский государственный технический университет

им. Т. Ф. Горбачева»

 

 

Г. В. ПИНИГИНА

И. В. КОНДРИНА

Л. С. ПОЛЯКОВА

 

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

 

Учебное пособие

 

Кемерово 2012

УДК 378.147

ББК 88.4

 

Рецензенты:

 

Доктор педагогических наук, профессор Л. И. Холина

Кандидат педагогических наук, доцент межвузовской кафедры общей и вузовской педагогики Кемеровского государственного университета Г. Г. Солодова

 

 

Пинигина, Г. В. Социально-психологические аспекты организационно-управленческой деятельности: учеб. пособие / Г. В. Пинигина, И. В. Кондрина, Л. С. Полякова; ГУ КузГТУ им. Т. Ф. Горбачева. – Кемерово, 2012. – 157 с.

ISBN

 

 

Учебное пособие написано в соответствии с рабочей программой по курсу «Социально-психологические аспекты организационно-управленческой деятельности».

В пособии освещены основные проблемы, с которыми столкнется выпускник-бакалавр технического вуза при осуществлении организационно-управленческой деятельности. Решение приведенных конкретных управленческих ситуаций повлияет на формирование у бакалавров готовности к организационно-управленческой деятельности.

Пособие предназначено для бакалавров и студентов специалитета технических направлений. Подготовлено на кафедре психологии и педагогики.

Печатается по решению редакционно-издательского совета ГУ КузГТУ им. Т. Ф. Горбачева.

 

УДК 378.147

ББК 88.4

Ó ГУ КузГТУ им. Т. Ф. Горбачева, 2012

Ó Пинигина Г. В., 2012

Ó Кондрина И. В., 2012

ISBN Ó Полякова Л. С., 2012


О Г Л А В Л Е Н И Е

Введение …………………………………………………………  
ГЛАВА I. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЛИЧНОСТИ...  
  1.1. Биологический фундамент личности……………….  
  1.2. Особенности психических процессов………………  
  1.3 Характер и методы его изучения……………………  
Вопросы для самопроверки……………………………………..  
ГЛАВА II. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБЩЕНИЯ…  
  2.1. Индивидуальные особенности личности, проявляющиеся в общении………………………………...  
  2.2. Общие психологические клавиши, определяющие этику межличностного общения……………………  
  2.3. Общие правила обращения с людьми………………  
Вопросы для самопроверки…………………………………….  
ГЛАВА III. КУЛЬТУРА УПРАВЛЕНИЯ……………………….  
  3.1. Психологический климат коллектива………………  
  3.2. Что определяет культуру управления……………….  
    3.2.1. Человеческий фактор………………………….  
    3.2.2. Стиль работы руководителя…………………..  
    3.2.3. Авторитет руководителя………………………  
    3.2.4. Законы и принципы управленческого общения  
  3.3 Технология успеха в организационно-управленческой деятельности………………………  
    3.3.1. Психология принятия решений………………  
    3.3.2. Ведение совещаний……………………………  
    3.3.3. Что приносит успех в публичном выступлении  
    3.3.4. Я вас слушаю… ……………………………….  
    3.3.5. Система управления своей работой………….  
  3.4 Способы предупреждения и разрешения конфликтов  
Вопросы для самопроверки……………………………………..  
ГЛАВА IV. ЭЛЕМЕНТЫ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ…………...  
  4.1. Подготовка к деловой беседе……………………….  
  4.2. Уверенность в себе: путь к успеху в деловом общении………………………………………………  
  4.3. Практические советы в проведении деловой беседы………………………………………………...  
Вопросы для самопроверки……………………………………..  
Практические советы, которые могут изменить всю вашу жизнь (вместо заключения)……………………………………..  
Краткое послесловие…………………………………………….  
Список использованной и рекомендуемой литературы……….  

 


ВВЕДЕНИЕ

 

Модернизация образовательной системы профессионального образования России отражена в Федеральных государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) третьего поколения, разработанных на основе компетентностного подхода. Стандарты третьего поколения дают возможность вузам самим наполнять содержанием дисциплины, опираясь на требования к конечному результату обучения. Это большой плюс, ибо теперь вузы могут качество образования привести в соответствие с требованиями потребителя. Требования потребителей в настоящее время формируются не в системе «знаний» работников, а в терминах «способов деятельности», из чего следует вывод, что компетентностный подход есть попытка привести образование, в том числе и высшее техническое, в соответствии с требованиями рынка труда.

Требования к конечному результату обучения бакалавра технического направления представлены в образовательном стандарте перечнем общекультурных и профессиональных компетенций. Изучив эти требования, мы выделили компетенции, на формирование которых окажут влияние психологические знания, умения, навыки. Среди них оказались и междисциплинарные, то есть на их формирование будут оказывать влияние и другие дисциплины, например, «владение культурой мышления; способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения». Но в формировании компетенции «быть готовым к кооперации с коллегами, работе в коллективе», «быть готовым вести переговоры, устанавливать контакты, урегулировать конфликты»; «быть готовым к публичным выступлениям, аргументации, ведению дискуссии и полемики» психологические знания, умения и навыки доминантны.

Содержание подготовки бакалавра должны отражать содержание основных видов его будущей профессиональной деятельности. Организационно-управленческая деятельность предусмотрена в стандартах подготовки бакалавров всех технических направлений, поэтому содержание психологической подготовки бакалавра, по нашему мнению, должно соответствовать содержанию социально-психологического аспекта организационно-управленческой деятельности, в основе которого лежит человеческий фактор. Бакалавр – это степень, получаемая студентом высшего учебного заведения. Данная степень подтверждает, что человек имеет высшее образование, следовательно, выпускник-бакалавр может рассчитывать на получение должности низшего руководящего звена.

Руководителю даже самого низшего звена придется: организовывать, направлять, координировать деятельность коллектива; стимулировать, оценивать и контролировать работу членов коллектива; побуждать членов коллектива к самообразованию, самосовершенствованию; налаживать взаимодействие между различными подразделениями; заботиться о психологическом климате в коллективе; предупреждать и разрешать конфликты; проводить собрания, совещания; стимулировать и принимать участие в инновационных разработках; аргументировать и обосновывать управленческие решения. Сформированность выделенных нами компетенций будет свидетельствовать о готовности выпускника-бакалавра к выполнению перечисленных выше служебных обязанностей.

Для формирования выделенных нами компетенций выпускник-бакалавр должен:

знать индивидуальные психологические особенности личности; психологические аспекты общения; условия совместимости людей; что влияет на психологический климат коллектива; способы предупреждения и разрешения конфликтов в коллективе; способы воспитательного воздействия на человека; основные этапы делового общения; что приносит успех в публичном выступлении; основные правила ведения дискуссии, полемики;

уметь слушать; высказывать свою точку зрения, не обидев собеседника; владеть своими эмоциями; убеждать; оценивать и контролировать других;

владеть культурой человеческих взаимоотношений; приемами, обеспечивающими успех в общении.

В предлагаемом учебном пособии приведена соответствующая психологическая информация. Самостоятельное решение приведенных конкретных управленческих ситуаций будет способствовать формированию умений и навыков, необходимых для выполнения социально-психологического аспекта организационно-управленческой деятельности. Успеха вам в подготовке к работе с людьми, в том числе и в качестве руководителя.

Глава I. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЛИЧНОСТИ

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных