ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Глава I. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЛИЧНОСТИГ. В. ПИНИГИНА И. В. КОНДРИНА Л. С. ПОЛЯКОВА
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Учебное пособие
Кемерово 2012 МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное Учреждение высшего профессионального образования Кузбасский государственный технический университет им. Т. Ф. Горбачева»
Г. В. ПИНИГИНА И. В. КОНДРИНА Л. С. ПОЛЯКОВА
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Учебное пособие
Кемерово 2012 УДК 378.147 ББК 88.4
Рецензенты:
Доктор педагогических наук, профессор Л. И. Холина Кандидат педагогических наук, доцент межвузовской кафедры общей и вузовской педагогики Кемеровского государственного университета Г. Г. Солодова
Пинигина, Г. В. Социально-психологические аспекты организационно-управленческой деятельности: учеб. пособие / Г. В. Пинигина, И. В. Кондрина, Л. С. Полякова; ГУ КузГТУ им. Т. Ф. Горбачева. – Кемерово, 2012. – 157 с. ISBN
Учебное пособие написано в соответствии с рабочей программой по курсу «Социально-психологические аспекты организационно-управленческой деятельности». В пособии освещены основные проблемы, с которыми столкнется выпускник-бакалавр технического вуза при осуществлении организационно-управленческой деятельности. Решение приведенных конкретных управленческих ситуаций повлияет на формирование у бакалавров готовности к организационно-управленческой деятельности. Пособие предназначено для бакалавров и студентов специалитета технических направлений. Подготовлено на кафедре психологии и педагогики. Печатается по решению редакционно-издательского совета ГУ КузГТУ им. Т. Ф. Горбачева.
УДК 378.147 ББК 88.4 Ó ГУ КузГТУ им. Т. Ф. Горбачева, 2012 Ó Пинигина Г. В., 2012 Ó Кондрина И. В., 2012 ISBN Ó Полякова Л. С., 2012 О Г Л А В Л Е Н И Е
ВВЕДЕНИЕ
Модернизация образовательной системы профессионального образования России отражена в Федеральных государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) третьего поколения, разработанных на основе компетентностного подхода. Стандарты третьего поколения дают возможность вузам самим наполнять содержанием дисциплины, опираясь на требования к конечному результату обучения. Это большой плюс, ибо теперь вузы могут качество образования привести в соответствие с требованиями потребителя. Требования потребителей в настоящее время формируются не в системе «знаний» работников, а в терминах «способов деятельности», из чего следует вывод, что компетентностный подход есть попытка привести образование, в том числе и высшее техническое, в соответствии с требованиями рынка труда. Требования к конечному результату обучения бакалавра технического направления представлены в образовательном стандарте перечнем общекультурных и профессиональных компетенций. Изучив эти требования, мы выделили компетенции, на формирование которых окажут влияние психологические знания, умения, навыки. Среди них оказались и междисциплинарные, то есть на их формирование будут оказывать влияние и другие дисциплины, например, «владение культурой мышления; способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения». Но в формировании компетенции «быть готовым к кооперации с коллегами, работе в коллективе», «быть готовым вести переговоры, устанавливать контакты, урегулировать конфликты»; «быть готовым к публичным выступлениям, аргументации, ведению дискуссии и полемики» психологические знания, умения и навыки доминантны. Содержание подготовки бакалавра должны отражать содержание основных видов его будущей профессиональной деятельности. Организационно-управленческая деятельность предусмотрена в стандартах подготовки бакалавров всех технических направлений, поэтому содержание психологической подготовки бакалавра, по нашему мнению, должно соответствовать содержанию социально-психологического аспекта организационно-управленческой деятельности, в основе которого лежит человеческий фактор. Бакалавр – это степень, получаемая студентом высшего учебного заведения. Данная степень подтверждает, что человек имеет высшее образование, следовательно, выпускник-бакалавр может рассчитывать на получение должности низшего руководящего звена. Руководителю даже самого низшего звена придется: организовывать, направлять, координировать деятельность коллектива; стимулировать, оценивать и контролировать работу членов коллектива; побуждать членов коллектива к самообразованию, самосовершенствованию; налаживать взаимодействие между различными подразделениями; заботиться о психологическом климате в коллективе; предупреждать и разрешать конфликты; проводить собрания, совещания; стимулировать и принимать участие в инновационных разработках; аргументировать и обосновывать управленческие решения. Сформированность выделенных нами компетенций будет свидетельствовать о готовности выпускника-бакалавра к выполнению перечисленных выше служебных обязанностей. Для формирования выделенных нами компетенций выпускник-бакалавр должен: – знать индивидуальные психологические особенности личности; психологические аспекты общения; условия совместимости людей; что влияет на психологический климат коллектива; способы предупреждения и разрешения конфликтов в коллективе; способы воспитательного воздействия на человека; основные этапы делового общения; что приносит успех в публичном выступлении; основные правила ведения дискуссии, полемики; – уметь слушать; высказывать свою точку зрения, не обидев собеседника; владеть своими эмоциями; убеждать; оценивать и контролировать других; – владеть культурой человеческих взаимоотношений; приемами, обеспечивающими успех в общении. В предлагаемом учебном пособии приведена соответствующая психологическая информация. Самостоятельное решение приведенных конкретных управленческих ситуаций будет способствовать формированию умений и навыков, необходимых для выполнения социально-психологического аспекта организационно-управленческой деятельности. Успеха вам в подготовке к работе с людьми, в том числе и в качестве руководителя. Глава I. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЛИЧНОСТИ
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|