Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Биологический фундамент личности




 

Наше ежедневное общение в семье и на работе, в транспорте и на улице, со своими и чужими – это та реальность, в которой мы живем, та повседневность, о которой редко задумываемся. Это – наша жизнь, в которой порой нет времени «остановить мгновение». Хотим мы того, или не хотим, но все мы испытываем подчас одни и те же чувства, все мы ранимы и уязвимы, все мы одинаково мучаемся от зла, обиды, боли, равнодушия.

Низкая культура общения и неспособность людей понять друг друга весьма болезненно проявляются в повседневных жизненных ситуациях. Все, что мы называем хамством, и от чего постоянно страдаем, редко является сознательной жизненной позицией, целенаправленной стратегией отношения к людям. Чаще всего это невинное выражение невежества в сфере понимания других людей; духовной слепоты, проявляющейся в неумении выслушать и понять другого человека, выразить сочувствие и помочь ему. Для этого нужно преодолеть стандартное отношение к восприятию других людей; выработать индивидуальный эталон отношения к ним; научиться слушать, слышать и понимать окружающих.

Вряд ли кто-нибудь будет оспаривать ту мысль, что человеку, не понимающему самого себя, не следует понапрасну тратить силы на понимание психологических тонкостей взаимоотношений. Разумеется, каждый из нас имеет многолетний и непрерывный стаж общения с самим собой. И, казалось бы, кого, как не самого себя, человек знает настолько хорошо, что у него не так уж много оснований для сомнений в глубине и правильности этих знаний. Однако знания эти часто оказываются почерпнутыми из одного источника, а, следовательно, односторонними. Если справедливо, что о других нельзя «судить по себе», то еще более справедливо, как это ни парадоксально на первый взгляд, что и о себе нельзя «судить по себе». Умение взглянуть на себя глазами окружающих имеет принципиальное значение не только для самопознания, но и для правильного понимания достоинств и недостатков, которые помогают или мешают нам понять других и быть понятыми ими. Понять другого, понять себя и, наконец, быть понятым – такова логика человеческого взаимопонимания.

Человек становится личностью не только и не столько под воздействием извне, сколько усилиями самовоспитания, а для этого ему необходимо самопознание. Однако чтобы увидеть в себе нечто существенное, нужно знать, что высматривать, на чем фиксировать свое внимание. Вот в этом и должна помочь психологическая информация, изложенная в этой главе. Предполагается, что использование этой информации поможет читателю поднять самосознание на более высокий уровень и приобрести новые возможности объективного анализа своих собственных мотивов, поступков, внутренних свойств и особенностей, а это, в свою очередь, будет способствовать пониманию психологических тонкостей человеческих взаимоотношений.

Знакомство с психологией начнем с вопроса: ЧТО ТАКОЕ ПСИХОЛОГИЯ?

Уже у первобытного человека возникало все больше и больше вопросов о том мире, в котором он жил. Он пытался понять сущность смены дня и ночи и времен года, снега и огня, туч, приносящих дождь и молнии с громом. Но он искал также ответы на вопросы, касающиеся его самого: о переживаниях, которые ему приходилось испытывать, о видениях, посещающих его во сне, о том, что с ним будет после смерти. Несомненно, во всем этом следует искать корни религиозных правил и ритуалов, которые он создавал, чтобы защитить себя от неизвестного. Здесь же нужно искать корни философии – «матери всех наук», которая гораздо позднее породит физику, химию, биологию, астрономию... и, наконец, психологию.

Наши предки вначале пытались объяснить духовную деятельность, предполагая, что в теле человека заключено другое существо, занятое расшифровкой того, что видят его глаза, слышат уши и ощущает кожа. Эту «душу», или «тень», наделяли способностью выходить на волю, пока человек спит, и жить собственной жизнью в его снах. Полагали, что в момент смерти душа покидает тело навсегда, вылетая через рот.

Греческие философы, в особенности Аристотель, выдвигали идею о существовании души, находящейся в единстве с телом и контролирующей мысли и чувства, которые опираются на опыт, накапливаемый в течение жизни.

Философы средневековья, не располагая новыми данными, не смогли продвинуть вперед изучение психики. Лишь в XVII веке благодаря теориям Декарта зарождается СОВРЕМЕННАЯ психология, в основе которой лежит представление о соотношении между нервной системой и поведением.

Однако Декарт все еще полагал, что за действия человека ответственна душа.

В XVII веке от философии начинают отделяться различные естественные науки. Сначала это были химия и физика. В XVIII веке наступает очередь физиологии приобрести самостоятельность; в результате изучения нервной системы появилась возможность объяснить, как происходит передача информации в организме. Наконец, на исходе XIX века развиваются социология и научная психология.

В процессе эволюции психологии предлагалось немало определений этой науки. В настоящее время ее определяют как НАУЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПОВЕДЕНИЯ И ВНУТРЕННИХ ПРОЦЕССОВ И ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ПОЛУЧАЕМЫХ ДАННЫХ.

ПРЕДМЕТОМ науки психологии являются закономерности возникновения, развития и проявления психики вообще и сознания человека как конкретно-исторической личности в особенности.

ПСИХОЛОГИЯ изучает внутренний мир человека как сознательного субъекта общественного развития, который следует учитывать в процессе воспитания, обучения, при прогнозировании поведения и деятельности людей.

В психологии используются методы двух категорий: описательные и экспериментальные. Корреляционный анализ позволяет сравнивать между собой показатели, полученные такими описательными методами, как наблюдения в естественных условиях, систематические наблюдения, а также опросы и тесты; этому анализу, однако, свойственны некоторые ограничения в возможностях интерпретации результатов. Что касается экспериментального метода, позволяющего установить причинно-следственную связь между изучаемыми переменными, то он остается наилучшим научным методом.

Уважаемый читатель, предлагаем вам проанализировать следующие управленческие ситуации и найти их оптимальное решение.

 

Ситуация 1. Вы – руководитель отдела. Появилась вакансия. Работа потребует внимания, терпения, настойчивости, последовательности.

Как будете выбирать претендента из желающих занять это вакантное место?

Ситуация 2. При приеме на работу вы допустили ошибку. На должность, где предпочтительнее был бы человек усидчивый, уравновешенный, вы приняли работника живого и очень общительного.

В чем ваша ошибка, что вы не учли и как будете ее исправлять в процессе работы?

Ситуация 3. Выдавая групповое задание творческого характера, как учтете индивидуальные особенности подчиненных при формировании группы?

Ситуация 4. Работа групповая, алгоритмизированная.

Как учтете индивидуальные особенности подчиненных при формировании группы?

Ситуация 5. В функциональные обязанности руководителя входит оценка деятельности подчиненных.

Как будете учитывать их индивидуальные особенности?

Ситуация 6. В функциональные обязанности руководителя входит контроль за деятельностью подчиненных.

Как будете учитывать их индивидуальные особенности?

Ситуация 7. Вы получили достаточно высокое повышение по должности.

Как учтете индивидуальные особенности, подбирая себе заместителя?

Практика показывает, что почти никому и в голову не приходит применить психологические знания, которые позволяют быстро и безошибочно решить эти ситуации. Остановимся, прежде всего, на биологически обусловленных особенностях личности, потому что, зная их, мы, пусть в первом приближении, но можем ответить на вопрос «что человек может», а это уже немало.

 

Темперамент – биологическая, врожденная, а не приобретенная характеристика человека. По словам И. П. Павлова, «темперамент есть самая общая характеристика каждого отдельного человека, самая ОСНОВНАЯ характеристика его нервной системы, а эта последняя кладет ту или иную печать на всю деятельность данного индивида».

 

 

 

 


Прежде чем перейти к рассмотрению различных видов и особенностей темперамента, сразу оговоримся, что нет лучших или худших темпераментов – каждый из них имеет свои положительные стороны, поэтому главные усилия должны быть направлены не на его исправление (что невозможно вследствие врожденности темперамента), а на разумное использование в конкретной деятельности его достоинств и нивелирование отрицательных граней.

Отметим индивидуальные особенности каждого типа темперамента.

 

 

ХОЛЕРИК САНГВИНИК ФЛЕГМАТИК МЕЛАНХОЛИК
– активный, – энергичный, – подвижный (при условии, что ему интересно); – лидер; – вспыльчив, – обидчив, – отходчив; – хороший аналитический ум, – рационализатор, – изобретатель; – эмоционален; – эмоционально неустойчив; – общителен; – откровенен; – прямолинеен; – самолюбив; – высокая самооценка; – речь громкая, быстрая; – быстрое переключение внимания; – не выносит однообразия, монотонности; – в стрессовой ситуации не теряется – уравновешен, спокоен; – хорошо приспосабливается к условиям внешней среды; – общителен; – легко переключается с одного вида деятельности на другой; – контролирует свои эмоции; – речь громкая, быстрая, эмоциональная; – в работу включается быстро и всегда доводит начатое дело до конца; – лидер; – рационализатор; – изобретатель; – надежен; – не выносит однообразия, монотонности; – в стрессовой ситуации не теряется – ровен в поведении; – чужды скоропалительные решения; – медленно переключается с одного вида деятельности на другой; – долго адаптируется в новых условиях; – замкнут; – контакты с людьми затруднительны; – малоактивен; – терпелив; – хорошее самообладание; – упорен; – настойчив; – последователен; – предпочитает монотонный труд; – в работу втягивается медленно, пытается разобраться в деталях; – не эмоционален (лицо-маска) – повышенно впечатлителен; – эмоционален (но внутри себя, а внешне – лицо-маска); – отзывчив; – легко раним; –медленно осваивается с жизненными переменами; – болезненно переносит неудачи; – природная осторожность; – неуверенность; – мнителен; – замкнут; – в стрессовой ситуации заторможен; – внешне медлителен и вял

 

Вы прочли краткую характеристику каждого типа темперамента и обнаружили в каждом типе особенности, присущие Вам, не так ли? Так и должно быть. Редко встречается человек одного типа темперамента (7-8 %). Некорректно ставить вопрос, какой тип темперамента лучше.

Особенно важно учесть тип темперамента при выборе профессиональной деятельности. Меланхоликам, например, противопоказана профессиональная деятельность, связанная с возможностью аварийных ситуаций, с необходимостью часто принимать ответственные самостоятельные решения. Им лучше порекомендовать выбрать профессию, связанную с повышенной внимательностью, чуткостью, принудительным ритмом (телеграфист, программист, машинистка и т.п.). Однако меланхоликам для успешной работы необходима спокойная обстановка, ровное отношение окружающих. Об этом должен позаботиться руководитель коллектива.

У людей холерического типа широкий спектр выбора профессиональной деятельности, лишь бы она не была монотонной и однообразной. Большого успеха они могут достичь на поприще науки. Несмотря на то, что у холерика прекрасные организаторские способности, ему лучше не садиться за руль и не пробовать себя в роли руководителя высокого ранга, так как он в силу своей неуравновешенности склонен к невротическим реакциям и заболеваниям. В момент, когда необходимо включение тормозных реакций, у него наступает фаза истощения, так как он не может остановиться в ответ на стрессы. Ему не рекомендуется роль руководителя не потому, что он НЕ МОЖЕТ, а потому, что управленческая деятельность у людей с явным преобладанием свойств холерика приводит к ранним заболеваниям гипертонией, инфарктам, инсультам. Преимущество в этом отношении имеет сангвиник. Это прирожденный лидер. Как жаль, что до сих пор мы выбираем руководителей по принципу «КТО ДОСТОИН». Возражений нет, руководитель должен быть достойным, но почему не выясняем, а МОЖЕТ ЛИ? Противопоказана управленческая деятельность ярко выраженному флегматику, даже если он очень достоин. У человека с таким типом темперамента, попавшему в эту сферу деятельности, быстро развивается невроз, более тяжелый, чем у меланхоликов. Желательно, чтобы в формуле руководителя преобладало содержание (в %) сангвиника и флегматика. Тогда имеем аналитический ум сангвиника, его прекрасные организаторские способности, уравновешенность, огромную работоспособность и плюс упорство, настойчивость, последовательность флегматика. Если к этому еще прибавить знания по психологии управления, получится идеальный руководитель в плане психологической подготовленности к управленческой деятельности.

Ознакомившись с информацией о темпераменте и индивидуальных особенностях личности, зависящих от темперамента, предлагаем уважаемому читателю вернуться к решению предложенных выше управленческих ситуаций. Сейчас Вы легко справитесь с их решением.

Очевидно, что, прежде чем принять решение о том, кого взять на вакантное место (ситуация 1), необходимо выявить темперамент претендентов и выбрать человека с флегматическим типом темперамента.

Ошибка при приеме на работу (ситуация 2) заключалась в том, что не был учтен темперамент претендента на вакантное место. Необходимо было принять человека с флегматическим типом темперамента, а был принят человек с ярко выраженным холерическим типом темперамента. Исправлять ошибку придется в процессе работы, а именно более глубокий контроль (возможно, холерику эта работа покажется неинтересной) и оценку работы проводить по результату, а не по присутствию на рабочем месте.

При выполнении творческой групповой работы (ситуация 3) необходимо, чтобы у членов группы был разный тип темперамента. Нужен и лидер (холерический тип), и уравновешенный, последовательный исполнитель (флегматик), и чуткий, внимательный наблюдатель (меланхолик).

При выполнении алгоритмизированного группового задания (ситуация 4) лучше, чтобы у исполнителей типы темпераментов были схожи.

При оценке деятельности людей (ситуация 5) необходимо, прежде всего, учесть их тип темперамента. Например, холерика не нужно часто хвалить, у него высокая самооценка. А вот меланхолика желательно хвалить за каждую мелочь. И недопустимо не давать никакой оценки деятельности подчиненных. Неплохо бы помнить тезис: «Хвали публично, ругай лично!»

Контроль за деятельностью подчиненных (ситуация 6) необходим. Бесконтрольность недопустима. При выполнении функции контроля руководителю необходимо учитывать темперамент подчиненного. Например, холерика и меланхолика контролировать нужно незаметно. Холерика из-за его прямолинейности и импульсивности, а меланхолика из-за его мнительности и неуверенности. Желательно руководителю при выполнении функции контроля помнить тезис: «Контролируя, не унижай человеческое достоинство!»

Заместитель должен быть (ситуация 7):

– противоположного темперамента;

– моложе вас;

не глупее вас!

Не только темперамент вносит свой вклад в структуру личности. Человек вступает в мир как индивид, наделенный совокупностью природных ЗАДАТКОВ, на основе которых в процессе его обучения и воспитания, активной общественной деятельности развиваются СПОСОБНОСТИ. Следует подчеркнуть, что наследственность создает лишь пределы для развития способностей, да и то весьма широкие и, как правило, неисчерпаемые, а их реализацию определяют обучение и воспитание. Способности засеиваются- наследуются и воспитываются; засеянное взращивается в виде знаний; из взращенного получается урожай в виде навыков. Но урожай еще нужно собрать, сохранить и рационально использовать [3].

Различают общие и специальные способности. К первым относятся такие свойства человека, которые выступают в виде внимания, наблюдательности, запоминания, творческого воображения, рассудительности и др. Память – одно из условий развития общих способностей человека. Обучаемость – свойство общей одаренности человека.

Следует заметить, что задатки нужно развивать, превращать в способности в определенное время. Например, некоторые психологи утверждают, что общие способности есть результат воспитания и обучения в первые 5-6 лет жизни [8]. Если это время упустить, то потом способности очень трудно, а иногда и практически невозможно развить. Для развития способностей нужна усиленная деятельность. Однако не любая деятельность развивает способности, а деятельность, в процессе которой возникают положительные эмоции. Необходимость положительных эмоций, чувства удовольствия от деятельности – жесткое условие для развития любых способностей, так как развитие способностей происходит таким образом, что лишь деятельность, вызванная собственной познавательной потребностью, может их развивать.

Специальные способности – это совокупность определенных личностных свойств, позволяющая быстро овладеть данным видом деятельности. Невозможно иметь какие угодно специальные способности, не имея при этом достаточно развитых общих способностей. Все специальные способности как бы вырастают из общих способностей, не могут существовать без них.

Остановимся особо на творческих и интеллектуальных способностях, исследованию которых посвящено множество работ. Глубокий анализ результатов этих исследований приведен Ж. Годфруа в его замечательной книге «Что такое психология» [6].

«Всякий умный человек знает, что такое интеллект... Это то, чего нет у других!» [6]. Из этого шуточного высказывания становится ясно, что определений интеллекта, наверное, не меньше, чем людей, которые пытаются такие определения сформулировать.

Очень долго существовало два мнения относительно интеллекта. Согласно первому из них, интеллект – черта сугубо наследственная: либо человек рождается умным, либо нет. В соответствии же со второй точкой зрения интеллект связан со скоростью восприятия или реагирования на внешние стимулы. После долгих споров психологи пришли к следующему определению интеллекта: СПОСОБНОСТЬ ИНДИВИДУУМА АДАПТИРОВАТЬСЯ К ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЕ. В настоящее время психологи пришли к согласию по поводу общего определения интеллекта, но компоненты и способы их оценки все еще вызывают споры.

Развитие интеллекта зависит от тех же факторов, что и развитие других функций организма, то есть от генетических и иных врожденных факторов, с одной стороны, и от окружающей среды – с другой.

Генетические факторы представляют тот потенциал, который ребенок получает с наследственной информацией от своих родителей. Именно этот потенциал служит основой для тех возможностей, которые будут использоваться организмом по мере его роста и созревания для эффективного взаимодействия с окружающей средой. Об этих генетических факторах почти ничего не известно. Единственное, что мы знаем наверняка, – это то, что в определенной степени от этих факторов зависит направление интеллектуального развития индивидуума. Однако если мы можем с уверенностью утверждать, что человеку передаются по наследству какие-то интеллектуальные механизмы или, по крайней мере «сырье» для получения таких механизмов, то это еще не значит, что индивидуум наследует определенный уровень «чистого» интеллекта, зависящий от его уровней у родителей.

Во время внутриутробного развития ребенок живет практически «одной жизнью» с матерью. Поэтому сильные нарушения физического и психического равновесия у матери в это время могут оказывать влияние, подчас необратимое, на реализацию генетического потенциала ребенка и затруднить последующее взаимодействие его с окружающей средой. Очень важно питание матери. Весьма вероятно, что серьезные нарушения питания матери могут оказать влияние на последующую умственную деятельность ребенка. Различные заболевания, возникающие во время беременности, могут пагубно отразиться на развитии ребенка, например, диабет, сифилис, краснуха. Употребление будущей матерью некоторых лекарств нежелательно, злоупотребление антибиотиками, транквилизаторами типа элениум или даже аспирином может привести к значительной задержке умственного развития новорожденного.

Сегодня лишь немногие ученые поддерживают генетическую теорию интеллекта. В то же время не более многочисленны и сторонники концепции, согласно которой в развитии интеллекта играет роль только окружающая среда. Совершенно ясно, что влияние наследственности и окружающей среды тесно переплетены друг с другом и не могут рассматриваться по отдельности. Даже если с самого начала интеллектуальный потенциал богат разнообразными возможностями и предоставляет его обладателю наибольшие шансы для успеха, плохие условия среды могут препятствовать его развитию. И наоборот, если человек от рождения унаследовал лишь скудный генетический багаж, то в среде с высоким уровнем психической стимуляции его способности смогут максимально развиться, и он сможет достичь даже большего успеха, чем более одаренный от рождения индивидуум.

Можно сравнить формирование интеллекта с изготовлением книжного шкафа, который будет в этом случае аналогом умственных структур, приобретаемых сначала ребенком, а потом подростком и лежащим в основе интеллектуальной деятельности взрослого. Некоторые люди могут при рождении получить великолепные доски из полированного красного дерева, позолоченные гвозди и самые лучшие инструменты, но не иметь достаточной поддержки, консультаций и стимулирования, когда они приступят к изготовлению своего «шкафа». Другие же, напротив, могут обладать вначале лишь несколькими неотесанными сосновыми досками и горстью кривых гвоздей, но это будет компенсировано благоприятной окружающей средой, в которой будут приложены все усилия для того, чтобы в будущем шкафу ящики хорошо выдвигались, а полки были просторными. В первом случае, кое-как сделанный шкаф не позволит удобно хранить знания, и может оказаться столь неприглядным, что человек вовсе не будет им пользоваться, особенно если окружающие не будут уделять особого внимания поддержанию этого «книжного шкафа» в порядке. Во втором случае, у начинающего свою жизнь взрослого человека в распоряжении будет удобное место для обработки и хранения знаний, которое он сможет использовать, особенно если окружающие создадут все условия для того, чтобы эти знания были ему посильны.

Отсюда видно, что среда играет важнейшую роль в проявлении генетического потенциала. Существует еще один очень важный фактор, тесно связанный с влиянием внешней среды. Дело в том, что интеллектуальное развитие происходит главным образом в первые 20 лет жизни, причем в разном возрасте с различной скоростью. Психологи утверждают, что к шести годам интеллектуальное развитие осуществляется уже больше, чем на треть, к 8 годам наполовину и к 12 годам на три четверти. Таким образом, эти годы играют важнейшую роль и составляют критический период, от которого зависит все будущее человека. То, как взрослый человек будет воспринимать и познавать мир, рассуждать, выносить оценки или самовыражаться, в большей степени определяется тем, как сформируются умственные структуры в детстве.

Существуют два способа поисков решения той или иной проблемы. Одни люди полагают, что есть только одно верное решение и пытаются найти его с помощью уже имеющихся знаний и логического рассуждения. Это КОНВЕРГЕНТНОЕ МЫШЛЕНИЕ, при котором все усилия концентрируются на поиске единственного правильного решения. Другие, напротив, начинают искать решение по всем возможным направлениям с тем, чтобы рассмотреть как можно больше вариантов. Такой «веерообразный» поиск, чаще всего приводящий к оригинальным решениям, свойствен ДИВЕРГЕНТНОМУ МЫШЛЕНИЮ.

Творческим личностям обычно свойственно дивергентное мышление. Такие люди склонны образовывать новые комбинации из элементов, которые большинство людей знают и используют только определенным образом, или формировать связи между двумя элементами, не имеющими на первый взгляд ничего общего.

Творческая личность разглядит в силуэте горной цепи очертания головы крокодила, сравнит пустые полки в библиотеке с «пустыми глазами идиота», найдет два десятка различных применений зубочистке. Пикассо говорил: «Я не ищу, я нахожу». Очевидно, именно в этом кроется главное различие между интеллектуальной и творческой личностью. С другой стоны, совершенно ясно, что эти два качества должны сочетаться, и для того, чтобы творческий дух проявил себя в полную силу, необходим определенный уровень интеллекта. У людей «среднего ума» интеллект и творческие способности обычно тесно связаны друг с другом; у человека с нормальным интеллектом обычно имеются и нормальные творческие способности. Лишь начиная с определенного уровня, пути интеллекта и творчества расходятся.

Творцом, так же как и интеллектуалом, не рождаются. Все зависит от того, какие возможности предоставит окружение для реализации того потенциала, который в различной степени и в той или иной форме присущ каждому из нас. Любая система воспитания, созданная обществом, основана на конформизме. Это самый надежный путь к обеспечению единства всех членов социальной группы, но одновременно и самый верный способ подавить развитие творческого мышления. Действительно, творческая личность в основе своей чужда конформизму. Творческий человек с трудом входит в жизнь социальной группы. Он принимает общепринятые ценности только в том случае, если они совпадают с его собственными. Творческий человек любознателен и постоянно стремится объединить данные из различных областей. Чаще всего творческие люди сохраняют детскую способность к удивлению и восхищению, и обычный цветок может вызвать у них такой же восторг, как и революционное открытие. Обычно это мечтатели, которые порой могут сойти за сумасшедших из-за того, что они претворяют в жизнь свои «бредовые идеи».

Вы скажете, что все эти черты совершенно не свойственны большинству людей и, безусловно, на Земле творческих личностей должно быть немного. Однако попробуйте снова прочитать эти строки и представить себе, что речь идет о ребенке. В этом случае все сразу станет на свои места, и вам, напротив, покажется странным ребенок, не соответствующий такому описанию. Как говорил Сент-Экзюпери, во многих детях «убивают Моцарта». Как же так происходит, что, хотя от рождения у большинства людей есть все внутренние условия для реализации их потенциала, ребенок, как правило, превращается в разумного, консервативного расчетливого взрослого конформиста. Тот факт, что наши первоклассники обладают более хорошо выраженной творческой способностью, чем десятиклассники, говорит о сокрушительном ударе по психике, который получают младшие школьники, утрачивающие даже то немногое, что им удалось приобрести в семье. Если же они приобрели много, то школьный регламент становится для них настоящим мучением, так как наша школа больше всего боится творческого ученика. Традиционная школа ориентирована на подготовку эрудитов. Обществу нужны люди с различной одаренностью, в том числе и интеллектуально одаренные. Но надо быть справедливыми: именно творческому человеку труднее всего жить в любом обществе, именно творческому ребенку труднее всего приходится в школе. Именно творческая способность должна быть самым ценным свойством студента технического вуза. Каково приходится творческому студенту в вузе, пусть оценит читатель, ибо им и является студент.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных