Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Ораториальное творчество Генделя




Кантаты, оратории, страсти, антемы Гендель писал на протяжении всего творческого пути. Но с конца 30-х годов оратория выдвинулась не первое место в его творчестве. В ораториях композитор реализовал те смелые замыслы, которые ему не удалось осуществить в рамках современной оперы. Здесь наиболее ярко проявились самые характерные черты его стиля.

Огромной заслугой Генделя явилось то, что в своих ораториях он впервые вывел народ в качестве главного действующего лица. В характеристике народа композитор, естественно, опирался не на сольное пение, а на мощное, монументальное звучание хора.

Монументализм Генделя вырос из героической сущности его музыки. Героика – излюбленная сфера этого композитора. Основные темы – величие человека, его способность к подвигу, героическая борьба (Гендель первый затронул тему героической борьбы в музыке, предвосхитив в этом Бетховена). Основной источник сюжетов зрелых ораторий Генделя – Библия, Ветхий Завет. Здесь много жестокой борьбы, крови, захватывающих страстей (ненависть, зависть, предательство), а также много ярких, неординарных, противоречивых характеров.

Среди популярнейших сочинений Генделя – оратории «Саул», «Израиль в Египте», «Мессия», «Самсон», «Иуда Маккавей», которые были созданы в последнее десятилетие активной творческой работы (конец 30-х – 40-е годы). В это время композитор жил в Лондоне. Библейские сюжеты воспринимались в Англии как «свои» – так же, как в Италии античные или римские. Библия иногда была единственной книгой, которую читал грамотный рядовой англичанин. Здесь были обычными библейские имена (Джереми – Иеремия, Джонатан – Ионафан). Кроме того, события, о которых рассказывалось в Библии (и, соответственно, в ораториях Генделя), были идеально созвучны военно-политической обстановке в Англии первой половины XVIII века. Самого же Генделя, по-видимому, в библейских героях привлекала их внутренняя сложность.

Отличие музыкальной драматургии в ораториях Генделя от его оперной драматургии:

1. В операх, как правило, нет хора (по коммерческим соображениям) и нет развернутых хоровых эпизодов. В ораториях хор играет ведущую роль, порой полностью затмевая солистов. Хоры Генделя чрезвычайно разнообразны. Никто из современников композитора (включая Баха) в этом отношении с ним не сравнится.

2. Участие хора диктует и иное, по сравнению с оперой, содержание. Речь идет здесь о судьбах целых народов, всего человечества, а не только о переживаниях отдельных личностей.

3. Герои ораторий не укладываются в традиционные для барочной оперы представления о том или ином типе персонажа. Они сложнее, противоречивее, порой непредсказуемы. Отсюда – и более свободные, разнообразные музыкальные формы (традиционная форма «da capo» встречается редко).

 

 

Оратория «Самсон»

Оратория «Самсон» основана на известном библейском эпизоде из истории противостояния израильтян и филистимлян. Действие оратории начинается уже после пленения и ослепления Самсона, то есть с наиболее трагичной точки повествования. Композиция оратории складывается из трех частей. Первая – экспозиция, в которой выводятся главные герои и дается завязка драмы. Вторая – введение новых персонажей, а также развитие и непосредственное столкновение героев, и, наконец, третья – кульминация и героико-трагическая развязка оратории. Драматургия «Самсона» основана на противопоставлении двух противоборствующих народов, которые раскрываются как в конкретных персонажах, так и в обобщенно-хоровых характеристиках.

Музыкальная характеристика израильтян представлена образами Самсона, Маноа и Михи (каждый из которых наделен рядом сольных и ансамблевых номеров), а также хоровыми номерами. И каждый из героев, и хоровые номера показаны достаточно разнопланово. Главный герой – Самсон – экспонируется в 1 части в арии (№4, ми минор). Его первая музыкальная характеристика трагична и, несмотря на логично ламентозную интонационность, достаточно сдержанна. Первые фразы еще несут на себе отголоски героики (элементы маршевого пунктира, призывно-восходящие мотивы), но постепенно мелодическая линия насыщается паузами, диссонансами, широкими скачками, тем самым становясь более напряженной и декламационной, что приводит к трагической кульминации этой небольшой арии. Иной характер арии в 3 части (№24, си-бемоль мажор) – Самсон готов к подвигу, он спокоен и мужественен. Мелодия арии основана на чередовании поступенных мотивов и ходов по звукам трезвучий. Появляющиеся в процессе развития опевания-юбиляции, закрепляют светлый характер арии. Ария Маноа из 1 части (№7, ре минор) также косвенно характеризует Самсона, поскольку отец Михи повествует о былых подвигах героя и скорбит о настоящем. Соответственно этому ария состоит из двух разделов, первых из которых, в быстром темпе, насыщен героическими интонациями, юбиляциями, пассажами, а второй – резко контрастируя с первым – излагается медленно, основываясь прежде всего на ламентозных нисходящих секундах.

Столь же разноплановы и хоры израильтян. Показателен хор, следующий за арией Самсона в 1 части (№5, ля минор). Он, как и ария Маноа, состоит из двух разделов. Первый – хоральная молитва, которая сменяется повелительным возгласом «Да будет свет» и последующим ликованием. Концентрация столь контрастных интонаций на достаточно коротком временн о м пространстве не только показывает многогранность эмоциональных состояний израильтян, но и воплощает почти изобразительный эффект луча света, прорезающего тьму. Второй раздел хора – излагается полифонически, он насыщен стреттами, что придает звучанию динамику и драматизм.

Филистимляне экспонируются иначе. Их начальный хор (№2, ре мажор) основан на типичных интонациях празднующих победителей: это фанфара и ликующие пассажи-юбиляции. Но Гендель находит очень интересный прием, показывающий фальшь происходящего: фанфарные интонации он поручает певцам, а опевания-пассажи – оркестру, что сразу придает некоторую неестественность происходящему.

Замечетельна и музыкальная характеристика «героя» филистимлян Харафы. В его арии (№17, си-бемоль мажор), как и в хоре филистимлян звучат и фанфары, и ликующие пассажи, но они поручены оркестру. Певцу же «достаются» гаммообразное движение, скачки на октаву и, достаточно долгие примитивные секвенции, окончательно развенчивающие этого вояку. Далила показана более разнопланово. В сценах с Самсоном она продолжает изображать любящую жену: ее ария (№14, си минор) лирична, интонации основаны на мягких синкопах и опеваниях. Совсем иной мы видим ее в 3 части, где именно ария Далилы (№26, ми минор) открывает финальный раздел оратории: пир филистимлян, во время которого Самсон совершит свой подвиг. В этой арии показаны ее решительность, энергия: интонации ритмически четки, размашисты, широки по диапазону и каденционно утвердительны.

Кульминация оратории – эпизод разрушения храма и следующий за ним хор филистимлян (№№ 28-29, соль минор). Первый – лаконичен и изобразительно четок, он излагается в оркестре, дополненном репликами Михи и Маноа. Пунктирные ходы по звукам трезвучия сменяются хроматическими нисходящими терциями на остинатном басу. Эта же тема звучит в оркестре и в хоре, интонации которого основаны на трагических, как бы мечущихся по регистрам возгласах-перекличках погибающих филистимлян, постепенно затихающих в развалинах.

В целом, «Самсон» являет собой образец синтеза оперно-ораториального стиля Генделя, сочетающего в себе эпическую, монументальную повествовательность и яркий драматизм в характеристиках персонажей и событий.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных