ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
ВАЖНОСТЬ РАЗЛИЧЕНИЯ ЭМОЦИЙТерапевт последовательно концептуализирует или переформулирует проблемы пациента, пытаясь понять его переживания и точку зрения. Он старается определить, каким образом глубинные убеждения пациента приводят к возникновению в определенной ситуации конкретных автоматических мыслей и оказывают влияние на его эмоции и поведение. Терапевта интересует взаимосвязь мыслей, эмоций и поведения пациента. Когда пациент сообщает об эмоции, которая не соответствует содержанию его автоматических мыслей, терапевт проясняет ситуацию, как показано в следующем примере. Т: Что вы испытывали, когда мама не перезвонила вам сразу же, как обещала? П: Мне стало грустно. Т: О чем вы подумали? П: О том, что с ней что-то случилось. Наверное, что-то не так, что-то плохо. Т: И вам стало грустно? П: Да, очень. Т: Сомневаюсь. Ведь эти мысли больше похожи на тревожные мысли. О чем еще вы думали? П: Не знаю... Т: Представьте себе эту картину. Вы сказали, что сидите возле телефона, ожидая звонка... (Терапевт помогает пациентке воспроизвести ситуацию в образной форме) П: Я думаю: "Что если с ней что-то случилось? Наверное, что-то не так, что-то плохо". Т: И что происходит потом? П: Я смотрю на телефон и плачу. Т: О чем вы сейчас думаете? П: Если с мамой что-нибудь случится, не останется ни одного человека, который заботился бы обо мне. Т: "Не останется ни одного человека, который заботился бы обо мне". Как вы себя чувствуете из-за этой мысли? П: Мне грустно. Очень грустно.
В начале этого разговора терапевт замечает противоречие. Увидев несоответствие между содержанием автоматической мысли и связанной с ней, по мнению Салли, эмоцией, он немедленно обращает на это внимание пациентки. Затем он побуждает девушку мысленно воспроизвести ситуацию, чтобы припомнить ключевую дисфункциональную мысль - "мишень" дальнейшей терапевтической работы. Если бы вместо этого терапевт направил внимание на тревожные мысли, он мог бы упустить более значимый источник беспокойства пациентки. Хотя работа с менее выраженной проблемой тоже может оказаться полезной, терапевт должен всегда стремиться к выявлению ключевых автоматических мыслей и работе с ними. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|