Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Глава 13 ОБРАЗНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ




 

 

У многих пациентов автоматические мысли возникают не только в виде не­высказанных слов, но также в форме мысленных картин или образов (Beck & Emery, 1985). Например, у Салли была мысль: "Если я попрошу помощи у преподавателя, он подумает, что я ему навязываюсь". В ходе беседы терапевт определил, что Салли помимо этой вербальной автоматической мысли одно­временно представляла себе преподавателя, который, нахмурившись, смотрел на нее сверху вниз и выглядел очень раздражённым, в то время как она зада­вала ему волнующий ее вопрос. Эта картина и есть образная автоматическая мысль.

Из этой главы вы узнаете, как обучать пациентов выявлению их спонтан­ных образов и как осуществлять терапевтическую работу с двумя видами об­разов - спонтанными и намеренно вызванными. Хотя визуальные образы возникают у большинства пациентов, лишь немногие сообщают о них. Чтобы выявить образные автоматические мысли, зачастую недостаточно простого во­проса, даже повторенного несколько раз. Образы нередко слишком мимолетны и неприятны пациенту. Неудивительно, что их стараются как: можно скорее стереть из памяти. Если травмирующие образы остаются нераспознанными и непроработанными, дистресс пациента продолжает усугубляться.

Терапевт рассказывает пациенту об автоматических мыслях, принимаю­щих форму образов, уже на первой терапевтической сессии (см. главу 3).

 

ВЫЯВЛЕНИЕ ОБРАЗОВ

Чтобы научить пациента распознавать болезненные представления, терапевт пробует либо выявить спонтанный образ, возникающий у пациента, либо на­меренно вызвать его во время сессии. В следующем примере терапевт выяс­няет, есть ли у Салли спонтанный образ, который появляется одновременно с вербальной автоматической мыслью.

Т: Итак, у вас есть мысль: "Если я попрошу помощи у преподавателя, он по­думает, что я ему навязываюсь", и вы тревожитесь, правильно?

П: Да.

Т: А скажите, когда вас посещает эта мысль, представляете ли вы какую-нибудь картину?

П: Что вы имеете в виду?

Т: Представляете ли вы, как может выглядеть ваш преподаватель, когда вы обращаетесь к нему с просьбой о помощи? Выглядит ли он довольным? (Чтобы помочь пациенту сосредоточиться, терапевт предлагает вариант, противопо­ложный ожидаемому.)

П: Нет, он хмурится...

Т: Что вы еще представляете? Где, например, вы находитесь? В аудито­рии?

П: Нет. Я представляю, что стучу в дверь его кабинета, захожу и говорю ему, что не поняла тему, которую он объяснял на лекции.

Т: И что потом?

П: Я вижу, как он хмурится, смотрит на меня сверху вниз и выглядит очень недовольным.

Т: Что-нибудь еще?

П: Нет, это все.

Т: Хорошо. Эту картину, или представление, мы называем образом.

 

Иногда пациенту трудно уловить суть, когда терапевт использует лишь слово "образ". Поэтому не забывайте о синонимах - мысленные картины, виде­ния, фантазии, представления, воспоминания и др. Если бы Салли не удавалось сообщить о своем образе, терапевт продолжил бы разъяснения с использова­нием некоторых из этих слов-синонимов. В том случае, если бы одной из те­рапевтических целей данной сессии было помочь пациентке выявлять се обра­зы, терапевт постарался бы вызвать у нее нейтральный или позитивный образ ("Опишите, пожалуйста, что вы видите из окна своего дома" или "Представьте, что вы входите в это здание. Что вы видите?"). В некоторых случаях терапевт вызывает у пациента образ, касающийся травмирующей ситуации, как показа­но ниже.

Т: Салли, вы представляли, как может выглядеть ваш преподаватель, когда вы обратитесь к нему за помощью? Будет ли он довольным?

П: Нет, я его совсем не представляла.

Т: Попробуйте сделать это сейчас! Вообразите, что вы приходите к Где и когда вы можете застать его? (Помогает пациентке сосредоточиться).

П: Наверное, во вторник - это его приемный день.

Т: Значит, во вторник он должен быть в своем кабинете?

П: Да.

Т: В каком здании расположен его кабинет?

П: В Беннет-Холл.

Т: Можете ли вы представить, будто сейчас вторник, вы заходите в Беннет-Холл... Поднимаетесь в его кабинет... Постарайтесь увидеть обстановку так, будто все это происходит прямо сейчас. Дверь открыта или заперта?

П: Закрыта.

Т: Представьте, что вы стучите в дверь. Что вы слышите в ответ?

П: Он говорит: "Войдите". (Копирует резкий, сердитый голос преподавателя.

Т: Теперь вы заходите в его кабинет. Взгляните на его лицо...

П: Он нахмурился...

Т: И что происходит потом? (Терапевт помогает пациентке развивать образное представление дальше, до тех пор, пока оно не достигнет самого неприятного для Салли момента) Итак, эта сцена, которую вы только что нарисовали в своем воображении, называется образом. А не создавали ли вы в своём уме образ, подобный этому, когда на прошлой неделе собирались пойти к преподавателю на консультацию?

Т: Может быть... Но я не уверена...

Т: В качестве домашнего задания попробуйте помимо вербальных автоматических мыслей выявить образы, посещающие вас в те моменты, когда ваше настроение ухудшается.

П: Хорошо.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных