Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






II. СОВЕСТЬ КАК ОРГАН, ОТВЕЧАЮЩИЙ ЗА РАВНОВЕСИЕ В ОТНОШЕНИЯХ 13 страница




Алексис говорит, что во время: обеих последних расстановок, особенно когда находились решения, он очень хорошо себя чувствовал.

Б.Х.: Да, вдруг становилось свободно и светло.

Фридеманн (по поводу расстановки Хелен): Значит ли в случае Хелен, что отец утратил право на дочь? ■ <

Б.Х.: Нет, нет, это значит, что у жены нет права на этого мужа,' То есть ее мать не имеет права на мужа такой ценой. Так нельзя* Она должна это признать и немного от него отвернуться, это будет ее форма уважения другой женщины. Но тебя, Хелен, это вообще не *фсаетЛ97

ся. Сейчас у тебя снова это старое лицо. Пройдет еще какое-то время, прежде чем старое лицо спадет. Раньше нужно было всего лишь пере* косить лицо, и оно пропадало.

Ирэне: Мне пришла в голову та фраза. Я не знаю ее.совсем-точно, но хорошо, что ты меня прервал.

' Б.Х.: Да, это попало прямо в точку! Как звучит фраза?

Ирэне: Дорогая Ирэне, ты мертва, мне жаль, а я еще чуточку по* живу.

Б.Х.: Сейчас я скажу тебе правильную фразу: «Дорогая Ирэне, ты мертва. Я поживу еще немного, а потом я тоже умру». Эта фраза при- j менима и в других ситуациях. Но я не тороплюсь сказать это, потому что иначе эта фраза может легко превратиться в своего рода разменную монету и потеряет свое влияние. Например, вторая жена может сказать первой: «Ты потеряла, мужа, он побудет со мной еще немного» а потом я тоже его потеряю». Это убирает превосходство и самомне^ ние. И тогда люди становятся едины на неком глубоком чело,вечес~ i ком уровне, где непостоянство имеет свои права.

б) Терапевтическая работа при прерванном движении любви к...

Существуют две основные ситуации, приводящие к нарушениям или проблемам. Первое, этр когда человек, сам того не замечая, с кем-то идентифицирован. В таких случаях речь идет о системно обусловленных; переплетениях (см. главу V). Вторая ситуация, которая становится основной причиной нарушений на индивидуальном уровне, это прерванное движение любви к... Это ситуация, в которой человек в детском возрасте был остановлен в своем движении к какому-то лицу (чаще всего это мать). Это может быть связано с пребыванием в больнице или с разлукой, обусловленной другими причинами, либо с событиями, которые были связаны с сильным чувством отверженности.

„ И когда, будучи уже взрослым, этот человек идет к кому-то, то есть нахрдился в движении любви к..., в нем в какой-то момент поднимаются воспоминания о той ситуации, пусть просто как телесное воспоминание, но реагирует он теми же чувствами и симптомами, как в детстве. Чувства, которые всплывают чаще всего — это ярость, ненависть, отчаяние, пессимизм и печаль. Но это могут быть головная боль, судороги или принятие себе во вред важных решений (например: «Я никогда больше не проявлю слабость», или «Я никогда Дольше ни о чем не попрошу», или «Это все равно не поможет»). Вместо того чтобы проБ.Х.: Нет, фраза еще не совсем правильная, онау меня еще н£ оформилась, но она должна идти в этом направлении. Возможно, она могла бы звучать так: «Дорогая мама, если это моя судьба, то я с ней согласна».

Фридеманн: В том смысле, что цена...

Б.Х. (прерывая его): Нет, нет никакого смысла! Как только ты начинаешь эту фразу комментировать, все — сила пропала. Как звуча^ ла фраза? '»•

Фридеманн: «Дорогая мама, если это моя судьба, то я с ней согласна».

Б.Х.: Но ребенку не нужно прощать своих родителей. Это нечто совсем иное. Ребенок, с которым жестоко обращались, имеет право сказать: «Это очень плохо». А еще он вправе сказать: «Я никогда тебе этого не прощу». Он может сказать это спокойно и поэтому ему не нужно злиться. Он может сказать: «Это твоя ноша». А что обычно делают дети, так это берут все на себя. Намного труднее Оставить вину родителям и ответственность тоже.-Но если ребенок желает компенсации, например, дает сдачи, думая при этом: «А теперь я вам покажу», или что-то в отместку делает родителям, то так нельзя. Это имеет плохие последствия. Ребенок, который за что бы то ни было доносит на своих родителей, расплачивается за это. Еще что-то, Фридеманн?

Фридеманн: Да, у меня есть одна клиентка, ее отец был высоким чином в СС. Она никогда его не знала. Вместе с матерью она уехала в Австрию — ее мать была австрийкой. У этой женщины йдруг Появились мысли о самоубийстве, это просто одолевает ее.

Б.Х.: Кого, клиентку?

Фридеманн: Да, и мне казалось как-то...

Б.Х.: А что случилось с отцом?

Фридеманн: У него странная судьба. Он считался пропавшим без вести. Позже выяснилось, что у него был поперечный миелит и жил он в Шлезвиг-Гольштейне. Там он потом и умер. И он никогда не давал о себе знать.

Б.Х. (задумчиво, потом): Итак, вот, может быть, фраза, которая ей нужна: «Дорогой отец, я оставляю тебя в покое». Ты можешь ее к этому подвести, а еще очень важно здесь не хотеть ничего знать. Она не должна ничего разузнавать, что бы он там ни сделал. Она может сказать: «Я уважаю твою судьбу и твое решение, и я оставляю тебя в покое».

Макс: В данный момент ничего.

Вера: Я сейчас прохожу под контрастным душем ощущений. Сегодня с утра это была боль, в середине дня мне было тто-настоящему хорошо, а сейчас я просто предоставляю все своему течению.

13*

Фрея: (до поводу расстановки родной семьи Бенно в начале кру-га); У меня еще один вопрос по расстановке семей. Ты как-то сказал,!] что изначальный порядок семьи выстраивается по часовой стрелке.! Л сейчас было так, что первая семья Бенно стояла напротив него, вконце., «BiX.: Да, это было точно по часовой стрелке: первая семья, втораясемья, а потом третья семья.

фрея: Так это вдет не от него?

< В.Х.: Нет, он является центром, но начинается все с первой женыи ее детей. Потом идет вторая жена с ее детьми. Однако это может! быть» по-другому. Так что не думай, что всегда нужно расставлять именно так. Здесь был такой порядок. Он в центре, потому что он<; относится ко всем.

Фрея: Значит, начало круга не фиксировано?

Б.Х.: Нет, А дети, если браки распались, стоят между ними: пер-1 вая жена, дети между, вторая жена, дети между. Здесь не должно быть многослойное™, ставить нужно линейно, но этого достаточно.

Фрея: А его место определилось благодаря сыну?

Б.Х.: Нет, его место определилось благодаря разным семьям, а ] новые отношения находятся на другой стороне. Но существует одно исключение, и оно значит, что новая система имеет преимущество перед изначальным порядком. Так что нынешняя семья стоит выше! родной семьи. Поэтому, чтобы войти в новую семью, человек должен, покинуть свою родную семью. '

Но и здесь есть исключения: например, мать нужно брать с собой, если сын единственный ребенок, а она вдова. В этом случае он не может уйти от нее. Она тоже должна быть интегрирована в новую семью. А в остальных случаях это действует. Если у кого-то в настоящее время несколько семей, как, например, у Бенно, то они не разделены, потому что Бенно расстался только с женщинами. Он разделен с ними как с партнершами, но в родительстве они и дальше друг с другом связаны. Тогда это одна общая система. Потому и было бы невозможно расставить первую семью, как предлагал это Бенно. Можно расставить только всю систему целиком, со всеми, кто к ней принадлежит. Теперь понятно? (Фрея кивает.) Хорошо!

Клаус: Я переживаю все это как что-то необычайно интересное и прекрасное. Я так соединен с людьми, как редко бывает. Это действительно замечательно, увлекательно все это многообразие.

Б.Х.: Вот человек, который может удивляться, приятно это видеть. I,, Клаус: &\яж«е думад, что это может быть так волнующе,, 196

должить это движение любви к..., Пока оно не придет к цели, человек отходит назад или начинает движение по кругу, пока не возвратится к тому же самому месту. В этом и естьтайна невроза. Когда такой человек уходит в чувства, у него появляется голос ребенка, и я спрашиваю, сколько лет этому голосу. Если в такой ситуации человек демонстрирует ярость, а я призываю его дать ей выход, тогда я поддерживаю прерванное движение. >

Решение здесь в том, чтобы этот человек снова стал тем ребенком, и уже, будучи тем ребенком, при помощи терапевта или вымышленного помощника завершил прерванное тогда движение любви к... Терапевт здесь к его услугам в качестве исполняющего роль его матери (или, может быть, отца). В этот момент клиент приобретает решающе новый опыт, и ему намного легче удаются последующие движения любви к... Зачастую все происходит очень быстро и в течение пятнадцати-двадца-ти минут оказывается улажено. Это можно сделать и с помощью гипнотерапии или удерживающей терапии.

Вопрос:

Ларе: У меня такое впечатление, что ты принципиально не допускаешь негативных или агрессивных чувств, например, по отношению к родителям. В биоэнергетике или в гештальт-терапии даже призывают выражать такие чувства. >

Б.Х.: Я провожу здесь различие: первичное ли это чувство и является ли оно соразмерной реакцией или же это чувство, которое отвлекает от чего-то другого, что за ним стоит. Агрессия в большинстве случаев является подменой движения любви к... Если кого-то били или оскорбляли, тогда он может говорить, что это больно, или даже выражать свою ярость, потому что в этом контексте это правильно. Но проявлять ярость по отношению к родителям в результате всегда плохо. Решение возможно только через принятие родителей.

Олаф: Ты сказал, что некоторые людские проблемы можно решить только системно. Не мог бы ты сказать, как ты это приблизительно оцениваешь в процентах?

Б.Х.:Д&. По моему опыту, пятьдесят процентов всех проблем, всплывающих на психотерапии, являются системно обусловленными и решены могут быть только системно. Скорее это даже семьдесят процентов. Ато, что остается, восходит, на мой взгляд, к нарушениям в развитии, во всяком случае у тех людей, которых я вижу. Но обычно одно дополняет другое. Когда в системе есть ясность, часто приходит что-то

9Ш9

еще, что, возможно, нужно эмоционально доделать. Но тогда все идет значительно быстрее.

«Мамочка, пожалуйста!»

Пример прерванного движения любви к...

Бригитте — участница одного из семинаров. Она демонстрирует (типичные чувства и поведение человека, у которого было прервано движение любви к... Мы пройдем с ней через весь семинар.

В первый день во время круга-знакомства

Бригитте: Меня зовут Бригитте Йегер. Я социальный педагог, замужем, у меня трое маленьких детей. Сейчас они занимают все мое Время, самому старшему семь, обе младшие — девочки, им три с половиной и два года. Я чувствую себя совершенно поглощенной семьей, и рада, что мне удалось разок вырваться. Кроме того, у меня небольшая собственная практика с парой клиентов.

Б.Х.: В психотерапии есть один странный закон, противоположный физической реальности, а именно: чем дальше человек что-то отодвигает, тем больше оно становится.

Бригитте: Ты имеешь в виду общение с детьми?

Б.Х.: Да все что угодно! Решение — в изменении направления движения. Еще что-то?

Бригитте: Да, когда моя теперяшняя семья и родители мужа собираются вместе, у меня появляется чувство, что наша семья разваливается. И я чувствую, что у меня нет места.

Б.Х.: Это называется смещением. От кого к кому?

Бригитте: Мой муж выходит из нашей системы и входит в другую.

Б.Х.: Нет, ты смещаешь проблему с кого на кого? С мужа на свекра и свекровь. Где же решение?

Бригитте: Понятия не имею.

Б.Х.:Умужа.

Бригитте: Это его проблема?

Б.Х.: Нет, нет! Я расскажу по этому поводу одну маленькую историю.

Сюжет

Где-то на юге, когда день только занимался, взобралась одна маленькая обезьянка на пальму и давай размахивать тяжелым кокосовым орехом и орать во все горло.

Это услышал верблюд, подошел поближе, посмотрел на нее и спросил: «Что это с тобой сегодня?» «Я жду большого слона. Я так тресну его кокосом, что у него искры из глаз посыпятся!»Но верблюд подумал: «Чего же она на самом деле хочет?» Около полудня пришел лев, услышал маленькую обезьянку, взглянул на нее и спросил: «Тебе чего-то недостает?» «Да! — закричала маленькая обезьянка. — Мне недостает большого слона. Я так вломлю ему кокосом, что у него череп треснет!» Но лев подумал: «Чего же ей на самом деле неддстает?» После полудня пришел носорог, удивился, глядя на обезьянку, поднял на нее голову и спросил: «Да что с тобой сегодня?» «Я жду большого слона. Я так тресну его кокосом, что у него череп треснет и искры из глаз посыпятся!»

Но носорог подумал: «Чего же она хочет на самом деле?» Вечером пришел большой слон, потерся о пальму, похватал хоботом ветви, и над ним была мертвая тишина. Затем он посмотрел наверх, увидел за веткой маленькую обезьянку и спросил: «Тебе чего-то не хватает?» «Нет! — ответила маленькая обезьянка. — Нет, нет! Я, правда, тут что-то сегодня кричала, но ты же не станешь принимать это всерьез?!»

Но слон подумал: «Ей действительно чего-то не хватает!» Потом он увидел свое стадо и потопал туда.

Маленькая обезьяна еще долго сидела тихо. Потом взяла кокос, спустилась на землю, треснула им о камень, так что он лопнул... выпила молоко и съела мякоть.

Б.Х. (после того, как рассказал историю): Ну, Бригитте? (Бригитте смотрит недоумевая.) Я как-то рассказал эту историю одному маленькому мальчику» так он ее сразу понял. Потом поймешь.

На второй день утром

Бригитте: Я пришла с большой долей осторожности.

Б.Х.: Да, Карл Мэй говорит: «Осторожное мужество ценно вдвойне», i

Бригитте. Вчера я иногда чувствовала себя как в панцире, а сегодня я чувствую себя более открытой, и во мне появляется что-то очень уязвимое.

Б.Х.: Я подойду к этому осторожно, Бригитте. (Бригитте начинает плакать.) Дыши, это поможет. Вдыхать и выдыхать! Широко открой рот и дыши, чтобы это могло течь... дыши еще... дыши... У тебя все происходит довольно быстро!

Бригитте: Не всегда.

Б>X.: Ты, может быть, не привыкла, что кто-то тратит на тебя время? (Бригитте всхлипывает.) Возьми свой стул и поставь его передо мной. (Бригитте делает это, Б.Х. вынимает из своего кармана платок.) Я подготовлен на все экстренные случаи. Подойди-ка немного

ближ©... еще немного... еще немного (снимает с нее очки), закрой' глаза. (Берет ее за руки.) Открой рот и дыши... просто продолжай вот» так дышать! (Кончиками пальцев одной руки легко касается области, верхней части грудины.) А теперь с этим чувством иди далеко назад, далеко-далеко назад, пока не придешь в то время, к которому оно < относится, в ту ситуацию, к которой оно относится... Рот открыт, глубоко вдыхать и выдыхать! (Бригитте глубоко дышит.) Соглашаться,, чтобы там ни было.., (Где-то через три минуты.) Что это? Как далеко j ты ушла назад?

Бригитте: Мне около шести лет.

Б.Х.: Что было тогда?

Бригитте: Я ехала на машине с моей мамой, я хотела лечь ей на колени, а мне не разрешали, и она была очень резка со мной.

Б.Х.: Хорошо, посмотри на эту сцену... дышать глубоко... Как ты обращалась к матери, когда была ребенком?

Бригитте: Мамочка.

Б.Х.: Скажи: «Мамочка, пожалуйста!»

Бригитте (тихо): Мамочка, пожалуйста!

Б.Х. (через какое-то время, обращаясь к группе): Итак, здесь сейчас сцена с прерванным движением. Видите, как она прикована к этой сцене? (Бригитте) Иди еще дальше назад. (Через какое-то время.) Так, не получается. Она очень рано решила для себя, что это невозможно, и не отказывается от этого решения. (Через какое-то время чуть приближается к ней верхней частью тела и смотрит на нее.) Открой глаза! Что мы сейчас с тобой делаем? (Она пожимает плечами.) Закрой глаза, следи за внутренним движением, иди за ним, куда бы оно ни вело. А теперь внутренне отходи далеко от матери... отходи от нее все дальше. (Она поворачивает голову влево, и Берт через какое-то время поворачивает ей голову вправо, так, будто она должна смотреть в том направлении. Где-то через полминуты.) Продолжать дышать, энергично дышать, энергично выдыхать, быстрее, без усилий, просто энергично. (Снова дотрагивается кончиками пальцев правой руки до области верхней части грудины; Бригитте глубоко дышит.) Так, да, дальше... дальше... дальше продолжай! И скажи что-нибудь, вместо того чтобы кашлять, скажи что-нибудь матери!

Бригитте (тихо): Теперь уже нет!

Б.Х. • Громко! «Теперь уже нет». Громче! «Теперь уже нет». (Б.Х. наклоняет верхнюю часть ее туловища вперед, прижимает свою голову к ее и правой рукой обнимает ее за спину. Бригитте начинает всхлипывать.) «Теперь уже нет. Теперь уже нет. Теперь уже нет». (Б.Х. велит ей положить на него руки и, обнимая, приближает ее к себе.)> Бригитте; Сестра моей мамы еще ребенком умерла от тифа, а за шесть недель до сестры умер отец моей мамы, маме тогда было десять лет.

Б,Х.: Сестра младше твоей мамы?, Бригитте; Старше, она была средней. Был ещехтарший брат. Еще у меня были мысли о том, что в моей семье какая-то атмосфера замалчивания. Тут много молчания и что-то вроде оцепенения; А еще мне пришло в голову* что когда я сейчас вместе с моими детьми бываю в моей семье, то этого нет. Когда мы у моих родителей, все бросаются к детям, и они все наполняют жизнью. Мне и еще кое-что пришло в голову в связи с фразой «посидеть на коленях». Когда мои родители приезжают к нам, обе дочери говорят: «Посидеть на коленях у дедушки» и «Посидеть на коленях у бабушки», л им это позволяется, Б X.: Отчего умер отец твоей мамы?

Бригитте: Это была история с мочевым пузырем. Он вдруг пс-шел в больницу. Это было в 1938-м, и из больницы он уже не вернулся. А шестью неделями позже умерла старшая сестра моей мамы.

Генрграмма семьи Бригитте*:

* Сокращения:

О-отец 00 -> отец отца
М - мать УБ/СО -* умерший брат или сестра отца -
1 - первый ребенок, сын ОМ — отец матери
2 — второй ребенок, Бригитте СМ - сестра матери

> Б.Х.: Это такой шок в семье. Бригитте: Да*, тут есть еще кое-что: я уже делала расстановку моей I

семьи у Е. У меня потом застряло в голове, что я поставила свою мать i

совершенно снаружи и так, что она смотрит прочь. Но что, должно^

быть, эта женщина пережила?

Б.Х.; Да, она, вероятно, следует за своей сестрой и.отцом, но мы;

все же сделаем расстановку!

(Информация: бабушка со стороны матери жила после смерти J

отца в родной семье Бригитты. В семье отца тоже рано умер ребенок.

Отец был самым младшим из четырех детей, живы две его старшие, сестры. Бригитте делает расстановку ее родной семьи.)

, Исходная расстановка родной семьи Бригитте:

(После того, как члены семьи расставлены.)

Отец (слева от Своей жены): У меня нет контакта с детьми, и моя жена где-то Пбблизости. Я скорее один.

Мать: Я тоже чувствую себя очень одинокой, этб нехорошо — видеть детей сзади, а мужа рядом с собой я едва ощущаю.

Исполняющая роль БригигИте: У меня слегка туманно в голове, и у меня есть тенденция выпасть наружу. Позади меня что-то есть, но я не знаю что.

Б.Х.: Ребенок, который умер в семье отца, это был мальчик или девочка?

ЕЙЭ6

Дышать глубоко, рот открыт, чуть быстрее дышать, еще быстрее, в два раза быстрее, глубоко, глубоко выдыхать... Не закрывай рот (Обнимает ее голову правой рукой и прижимает к своему плечу.) Мамочка, пожалуйста, i,! >

Бригитте (тихо): «Мамочка, пожалуйста».

Б.Х.: Мамочка, пожалуйста. И не прекращай дышать. (Бригитте снова начинает дышать глубже.) • •...ч

Б.Х. (группе): Бригитте тоже выбирает маленькое счастье. (Обращаясь к Бригитте) Как ты себя чувствуешь? <<

Бригитте: Легче (показывает на груднук) клетку), полнее.1

Б.Х.: Ты остановилась на полпути, но все же немного дальше.

Бригитте: На полпути назад?

Б.Х.: На полпути к ней. Как сказал знаменитый Иоганн Вольфганг. «Каждый сам кузнец своего несчастья».

Бригитте: Такого он, по-моему, не говорил.

Б.Х.: Нет? (Оба смеются.) Хорошо. (Бригитте встает и садится на свое место.)

Б.Х.: Это была ситуация, где было прервано движение любви к... Можно было видеть, что произошло в тот момент. У меня есть теория, что в тот момент, когда прерывается некое движение любви к..., возникает то, что мы называем неврозом: движение по кругу, которое снова и снова возвращается к одной и той же точке, вместо того чтобы идти дальше. Когда человек вспоминает о прерванном движении любви к..., в нем поднимается некое чувство, некое решение, и тогда он делает круг, вместо того чтобы идти дальше, и когда он снова попадает в исходную точку, то происходит то же самое. Это прогресс карусели.

Что теперь мне, как терапевту, делать с такой резистентной клиенткой? (Пауза) Сейчас это была неудача — не тотальная, но все же неудача, здесь надо быть с собой откровенным! Она туда не пошла, но теперь у нее есть перспектива. Теперь я предоставлю ее ее доброму сердцу. Согласна, Бригитте?

Бригитте: Да.., Б.Х.: Какие-нибудь вопросы по этрму поводу?

Вольфганг: Я не понял, почему ты сказала «Я предоставляю ее ее доброму сердцу».

Б.Х.: А ты и не можешь этого понять. Она это поняла. Положиться на сердце, на доброе сердце — в такой ситуации всегда хороший метод. Удивительно, но зачастую бывает, что тогда решение приходит изнутри, его не найти ни одному терапевту. А по секрету — не будем говорить здесь этого громко — я предоставляю ее,естественно, доброму сердцу ее матери.

аюз

Ларе: Ты сначала привел ее к движению любви к.. ■, а потом призвал двигаться прочь... ■ >

Б.Х.: Как человек движется, движение ли это'к... или прочь, эторойи не1 играет. Если движения любви к... не получается, я велю ему { идти в обратном направлении, и тогда оно переворачивается. Ты идешьш с ним в том направлении, которое он показывает. Она показала движе-1 ние прочь, и поэтому я пошел вместе с движением прочь. Потом они повернула голову влево, и у меня возник образ, Чтб она отворачивается. Я'тговернул ей гсШову вправо, и после этого пришло чувство.

Ларе: Но ведь это было исправление?

Б.Х.: Да, сопровождение', маленькая поддержка. Только после этого пришла фраза: «Теперь уже нет!» И стало ясно, что там была мать:>

Рюдигер: Не мог бы ты дать нам, не таким опытным, указания, когда человек переживает движется любви к..., а когда нет?

Б.Х.: Нет, тут ты должен довериться наблюдению, восприятию. Возможно, тебе удастся еще увидеть это на Других примерах. Если ты хочешь иметь теорию, то ты не сможешь больше следовать за самим процессом. Думаю, самое главное я сказал, больше было бы уже нехорошо.

- • Во время круга в первой половине второго дня "

Бригитте: Я целиком и полностью погружена' в восприятие, и то, что происходит во мне, — это переменное движение. То вдруг у меня возникает чувство "тепла и сочувствия — И й глазах тоже, а потом это прекращается (становится взволнованной, на глазах выступают слезы), все время в чередовании. И когда я снова выхожу... '

Б.Х.: Это хорошо, это хорошо. Видите, как трудится ее доброе сердце? Позволь доброму сердцу продолжать делать свое дело, Бригитте, пока не будет решения.

Во время круга во второй половине второго дня

Бригитте: Я сейчас полностью включена. Во время перерыва на обед я с удовольствием забралась в постель и еще раз поискала связи с моей мамой. Это было приятно.

На второй день во время второго круга, вторая половина дня

Бригитте: Я часто просыпалась сегодня ночью. Моя семья не выходит у меня из головы, и семья моей мамы снова и снова приходит мне на ум.

Б.Х.: Что там было?

т

Бригитте: Я не знаю.

Б.Х.: А какое у тебя ощущение?

Бригитте: Девочка.

Брат: У меня тоже ни с кем нет контакта, мои ноги совершенно оцепенели и словно примерзли.

Б.Х. (обращаясь к детям): Так развернитесь-ка к родителям. Что изменилось? (Движение 1.)

Брат: Теперь становится легче.

Исполняющая роль Бригитте: Мне так тоже приятно и в голове стало яснее.

Отец: Да, по отношению к детям стало лучше, на в отношении жены как и прежде ничего не происходит.

Мать: Я чувствую то же самое.

Б.Х. (родителям): Поменяйтесь-ка местами, посмотрим, будет ли лучше. (Движение 2.)

Отец: Да, дочь становится ближе, для меня это хорошо.

Исполняющая роль Бригитте: Я начинаю немного волноваться.

Б.Х.: А как между родителями, лучше или хуже?

Отец: Хуже.

Мать: Я чувствую, что между нами совсем чуть-чуть жизни.

Б.Х.: Теперь возьмем-ка мы сюда его отца. (Бригитте ставит отца отца справа за отцом, движение 3.)

Промежуточная расстановка родной семьи Бригитте:

Бригитте: Я забыла еще кое-что. Отец отца тоже рано умер, моему отцу было тогда восемь лет. Он вернулся с войны с ранением, у него, были судороги, и он задохнулся во время приступа, работая в поле.

(Отец и отец отца тогда сходятся на том, что лучше всего, когда отец отца стоит позади отца, движения 4 и 5.) >

Б.Х.: А теперь поставь отца твоей мамы (Бригитте ставит его за матерью слева, движение 7.)

Мать: Когда появился отец мужа, у меня возникла очень большая потребность посмотреть на него, благодаря этому муж тоже попал в поле зрения. Сейчас, после того, как здесь появился мой отец, движение снова больше переходит сюда (налево). (Затем она выражает пожелание, чтобы ее отец встал левее, чтобы она могла его видеть, и он делает это, движение 8.)

Мать: Так лучше.

Отец: В отношениях с женой это перемещение для меня ничего не меняет.

Брат: Мне сейчас интересен только он (отец матери). С тех пор как он появился, я смотрю только на него.

Б.Х. (Бригитте): Итак, это идентификация твоего брата. Он идентифицирован с отцом матерц (просит отца и мать и их отцов поменяться сторонами).

Исполняющая роль Бригитте- Для меня было некоторым облегчением, когда отец отца встал позади отца. Я смогла вздохнуть спокойно. А когда фн (отец матери) так внезапно оказался стоящим здесь, у меня было чувство, что напротив меня стоит много мужчин. Но у меня нет контакта с мамой. Тут нет второй женщины. Сейчас немножко лучше, и чувство к отцу теперь стало менее напряженным, с матерью у меня контакта мало. Хорошо, что он (отец матери) там. Тут (показывает направо) он был ко мне слишком близко.

Б.Х. (Бригитте): Поставь сестру мамы, которая умерла. (Бригитте ставит тетю чуть справа за матерью; см. стр. 209)

Б.Х.: Что изменилось?

Мать: Мне становится беспокойно.

Исполняющая роль Бригитте- Теперь я больше смотрю туда и не вижу больше отца.

Сестра матери: У меня тоже какая-то беспокойная тяга туда, к моей сестре.

Б.Х. (ставит сестру матери непосредственно справа рядом с матерью): Что теперь?

Мать: Здесь (на стороне мужа) становится теплее. Это хорошо (придвигается ближе к мужу и берет сестру с собой).Отец: Мне теперь на этом месте стало значительно лучше, Я ближе как с дочерью, так и с женой.

Исполняющая роль Бригитте: Да, я теперь и маму могу воспринимать и отца тоже снова вижу. Теперь это единая картина, так существенно лучше, до этого я была как-то фиксирована на ней (сестре матери).

Б.Х. (исполняющей роль Бригитте): Встань-ка рядом с братом. Что теперь?

Брат: Я с удовольствием поменялся бы местами с ней (сестрой). (Брат и сестра меняются местами.) Так лучше.

Исполняющая роль Бригитте: Для меня это нормально. Для меня и то и другое одинаково хорошо.

(Отец матери хотел бы больше выдвинуться наружу, и он делает это, а Б.Х. ставит умершую сестру или брата отца слева рядом с ним. После нескольких пробных движений они находят наконец расстановку-решение, где все чувствуют себя хорошо.) /

Расстановка-решение

Б.Х. просит Бригитте занять ее место. Он предполагает, что умерший брат или сестра отца — это все же был мужского пола, потому что у брата Бригитте появление этого персонажа вызвало столь сильное раздражение.

Бригитте (после того, как некоторое время она просто молча смотрела): Меня очень сильно тянет туда (показывает на мать).

14 — 2296

Б.Х.: Да, иди-ка туда!

(Бригитте подходит к матери и обнимает ее.) /

Б.Х.: Крепко, уж если обнимать, то крепко. (Веселье. Бригитте крепко обнимает мать, но при этом движется туда-сюда.)

Б.Х.: Спокойно, спокойно, спокойно, медленно, глубоко дышать, дышать ртом! (Подводит к ним сестру матери и велит ей обнять обеих, Бригитте начинает плакать.) Дышать глубоко, открытым ртом.,, глубоко вдыхать и выдыхать... вдыхать это принимать... без звука, просто вдыхать и выдыхать, пока не насытишься по-настоящему! (Бригитте глубоко вдыхает и выдыхает.) Нет, нет, не спеши!.. Дышать. Вдыхать и выдыхать... без звука дыхание энергичнее... абсолютно свободно вдыхать и выдыхать — потом иди назад паевое место. (Бригитте делает это и еще раз оглядывается.) Так хорошо? Да, это все. (Все садятся.) Теперь прерванное движение любви к... пришло к цели.

(После небольшой паузы)

Эрнст: Значит, тут речь о прерванном движении к... Ты видишь в этой системе почву для такой динамики?

Б.Х.: Нет, нет! Ведь совершенно же ясно, что между матерью и сестрой что-то не выяснено и что она отчасти берет это на себя. Так что, может быть, это системно обусловлено и совершенно не связано с тем, что делает мать.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных