Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Расписание в картинках




Для ребенка, который плохо воспринимает неопределенность и многовариантность повседневной жизни, полезно завести иллю­стрированное расписание, показывающее, как организованегодень, чем он должен заниматься сейчас и в ближайшем будущем.

Идея визуального расписания разработана программой TEACCH. Эта программа используется при обучении детей с аутизмом и коммуникативными нарушениями. Она довольно сложна, но упро­щенный ее вариант пригоден и для домашнего использования.

Расписание может покрывать весь день или только несколько часов. Организуйте его в соответствии с потребностями ребенка.

Возьмите доску или лист картона и закрепляйте на нем с помощью липкой ленты предметы или рисунки. Расписание должно «читаться» слева направо или сверху вниз.

Обозначьте каждый пункт расписания с помощьюпредметов, рисунков, фотографий, символов или надписей.

Ниже мы предлагаем несколько вариантов визуального расписания — от самых простых до более усложненных.

Выберите вариант, наиболее соответствующий уровню понимания вашего ребенка.

 

 

Расписание в картинках: обед, катание на качелях,

прогулка и поход в магазин.

— Используйте для обозначения пунктов расписания реальные предметы. Например, пусть завтрак обозначается ложкой, плавание в бассейне — надувной игрушкой, обед — бананом, а поход в магазин — сумкой.

— Используйте фотографии предметов или вашего ребенка за соответствующими занятиями. Например, вы можете обо­значить детский сад фотографией ребенка в детском саду, поход в магазин — фотографией продуктовой тележки, при­езд бабушки — фотографией бабушки и вашем доме.

— Используйте в качестве обозначений рисунки.

— Используйте в качестве обозначений символы «Макатона». (О языке «Макатон» см. ниже, с. 63).

— Наконец, переходите к обычному письменному расписанию.

Переходите последовательно от более легких уровней к более сложным. При переходе некоторое время используйте оба способа обозначения одновременно.

Вначале этот метод может показаться вам сложным, но жизнь маленького ребенка не слишком разнообразна, и вам понадобится не больше дюжины предметов или картинок, которые вы сможете чередовать по мере надобности. Если происходит что-то не­ожиданное, используйте восклицательный знак как символ изме­нения первоначальных планов.

В течение дня обращайтесь к расписанию вместе с ребенком. Когда ребенок заканчивает какое-либо занятие, снимайте с доски соответствующий предмет или рисунок.

 

Сюжетная игра

Когда ребенок научился подражать вашим действиям, постарай­тесь расширить возможности его игры, вводя туда воображаемые действия. Пусть, например, ребенок «пьет» из пустой чашки или причесывается кукольным гребешком. Дети переходят к сюжет­ным играм двумя путями: либо в игре куклы совершают знакомые ребенку действия с реальными предметами (например, сажают куклу на свой горшок), либо изображают эти действия сами (на­пример, понарошку «пьют чай» из игрушечной чашки).

Начните с самых простых сюжетных игр и постепенно услож­няйте их, добавляя новые элементы. Стремитесь к созданию слож­ной последовательности разнообразных действий.

Предварительно подберите предметы для игры, чтобы вы­полнять понарошку привычные ребенку действия: например кук­лу или мишку, и к ним настоящую тарелку, чашку, ложку, расческу, погремушку, одеяло. Начинайте игру и старайтесь вовлечь в нее ребенка. Постепенно, по мере понимания ребенком сути игры, заменяйте реальные предметы игрушечными.

Позже переходите к другим играм, отражающим интересы ребенка. Примеры:

— Готовка — с настоящей или игрушечной кухонной посудой.

— Еда, кормление — игрушек или самого себя.

— Игра с машинками — поездка в магазин, на прогулку, на запра­вочную станцию.

— Свой дом — «дом» можно устроить в большой коробке.

— Поход в магазин — с сумкой, продуктами в консервных бан­ках и упаковках, а также нарезанной бумагой вместо денег.

— Маскарад — для этой игры прекрасно подходит старая одежда и украшения.

— «Дочки-матери» — кукла-голыш, детская кроватка, подгузни­ки и т. п.

— Почтальон — разносит почту пешком или развозит на игру­шечной машинке.

Во время игры старайтесь развивать воображение ребенка. Говорите: «Давай представим, что эта палочка — собака, а эта ко­робка — машина» и т. п.

 

Подход Уолдона

Теория

Техника, разработанная Джеффри Уолдоном, предлагает особый способ выработки у ребенка навыков, необходимых для поздней­шего когнитивного развития — обучения чтению, письму, счету, а также развития абстрактного и логического мышления. Методика Уолдона особенно подходит для аутичных детей, которые не любят давления и зрительная память которых превосходит слуховую1.

В основе подхода лежит представление о том, что фундаментом когнитивного развития являются представления о размещении предметов в пространстве, последовательности действий, использовании орудий, подбору, сортировке и объединении предметов в пары. Дети начинают пользоваться этими навыками с самого раннего возраста: часто можно увидеть, например, как малыш, увлеченный и довольный собой, раскладывает игрушки в коробки по цветам.

Однако дети с особыми нуждами зачастую не испытывают интереса к исследованию окружающего мира и экспериментам с предметами. Подход Уолдона предлагает дать таким детям время и место для самостоятельного экспериментирования и возможность практиковать приобретенные навыки.

 
 


1Центр Джеффри Уолдона: Geoffrey Waldon Centre, 636 Wilmslow Road, Didsbury, Manchester M20 OAH.


Важно запомнить

Вы стараетесь создать ситуацию, в которой ребенок будет играть, исследовать окружающий мир и экспериментировать с предметами самостоятельно. Вы не стремитесь к взаимодействию и, следовательно:

— Садитесь не напротив ребенка, а рядом с ним или у него за спиной.

— Не заговариваете с ребенком. По мере развития навыков ребенок может начать во время игры разговаривать сам с собой. Впрочем, в конце игры вы можете сказать несколько слов о вещах, с которыми играл ребенок.

— Не хвалите ребенка всякий раз, когда он что-то делает пра­вильно. Достаточно одного: «Молодец!» в конце игры. Сам процесс игры должен доставлять ребенку удовольствие и служить достаточной наградой.

Помните, что техника Уолдона не является универсальной. Вы можете каждый день заниматься с ребенком по методу Уолдона, но обязательно чередуйте эти занятия с другими, включающими в себя диалог и взаимодействие с ребенком.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных