Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Признаки предвкушения




Еще одна ранняя форма общения — движения, выражающие пред­вкушение чего-то приятного. Например, услышав первые слова песенки: «Щекотики-щекотики...», ребенок начинает радостно вертеться, потому что понимает: сейчас начнется что-то интересное!

Указывание глазами

Часто дети, чтобы выразить свое желание или ответить на вопрос, просто указывают глазами на предмет. К этому виду коммуникации родители должны быть очень внимательны: его не так легко заме­тить и отличить от обычных движений глаз. Если вы просите ре­бенка показать на картинке собаку, он может указать на нее не паль­цем или рукой, а глазами. Это означает, что он понимает вас и отве­чает вам. Аналогично ребенок может указывать глазами на предметы, которые хочет получить. Если ребенок смотрит книгу, сидя у вас на коленях, вам трудно проследить за его взглядом, поэтому во время чтения или игры лучше сажать ребенка напротив себя.

 

Указывание рукой и пальцем

Чтобы ответить на вопрос или объяснить, что им нужно, дети часто указывают на предмет пальцем или всей рукой. Таким же образом неговорящие дети задают вопросы об окружающем мире. Чтобы поощрить развитие этого навыка, используйте следующие приемы:

— Поместите лакомство или игрушку вне пределов досягаемости ребенка и поощряйте его тянуться, указывать или другим способом дать понять, что ему нужно.

— Пойте «Ладушки-ладушки» и т. п. с соответствующими жестами (см. выше, гл.3).

— «Дразните» ребенка игрушкой: протягивайте и тут же отодвигайте, чтобы ребенок тянулся за ней.

— Возьмите руку ребенка в свою и указывайте на картинки в книжках.

— Нарисуйте или сфотографируйте то, что нравится ребенку (любимые блюда, игрушки), и просите ребенка показать, что он хочет.

Лайаму не дается речь, но мы обнаружили, что он может выска­зать просьбу с помощью картинок. Я сфотографировала множе­ство знакомых предметов, прежде всего игрушек и других вещей, которые ему особенно нравились, заламинировала их и прикре­пила липкой лентой к доске, которую мы повесили на кухонной двери. Теперь, чтобы о чем-то попросить, он приносит нам картин­ку. Единственная проблема: всякий раз, проходя мимо кухонной двери, он выбирает фотографию с пачкой печенья! Но мы научи­лись с этим справляться: после двух или трех печений просто сни­маем эту фотографию с доски. Эти картинки очень помогли и Лай­аму, и нам.

Другие идеи вы можете найти далее, в гл. 5.

Прямой подход

Если ребенок не может сообщить о своих нуждах вербально, часто он просто приносит взрослому тот или иной предмет, чтобы сооб­щить, что от него требуется. Например, если ребенок приносит книжку, это значит «Почитай мне», если пустую чашку, это значит «Я хочу пить».

Другой способ — взять взрослого за руку и подвести к нужному предмету или положить его руку на нужный предмет. Это очень эффективный способ коммуникации, если ребенку не хватает умения сказать: «Пожалуйста, достань мне игрушку вониз того шкафа».

Жесты

При общении дети используют естественные жесты: например, поднимают руки, когда хотят, чтобы их взяли на руки. Вы также можете помогать себе естественными жестами при разговоре с ребенком.

Знаковые системы

Знаковые системы представляют собой естественное развитие языка жестов. Детей с проблемами общения часто обучают «Макатону» и «Сигналонгу» — системам, в которых произносимое слово сопровождается знаком. Знаки «Макатона» и «Сигналонга» взяты из Британского языка глухонемых и модифицированы с целью большей простоты и выразительности: в этих системах используются широкие, размашистые движения рук, доступные и детям с нарушениями тонкой моторики. Ребенок воспринимает речь мультисенсорным путем: одновременно слышит слово и видит соот­ветствующий знак.

Многие родители опасаются, что, освоив язык знаков, ребе­нок никогда не заговорит. Однако это не так. Все свидетельствует о том, что использование знаков способствует развитию речи. Хотя доказать успешность или неуспешность знаковых систем невоз­можно, исследования показывают, что дети используют знаки лишь по мере необходимости и оставляют их, как только начина­ют говорить. Некоторые пользуются «Макатоном» совсем недол­го, другим для развития речи требуется больше времени, и обще­ние знаками чрезвычайно помогаети им, и их родителям в по­вседневной жизни, для кого-то такая система оказывается недей­ственной.

 


Символы и знаки системы “Макатон”, обозначающие кошку и печенье

 

Как «Макатон», так и «Сигналонг» воспроизводят лишь ключе­вые слова в высказываниях. Например, чтобы спросить ребенка: «Хочешь ли ты пить?», достаточно сделать знак, означающий «пить».

Для нас «Макатон» стал спасителем. В два года Кристофер выу­чил свои первые знаки — «пить» и «птичка». В два с половиной — еще два знака: «печенье» и «еще», а в три года его словарь уже заметно расширился. «Макатон» был нужен Кристоферу не для того, чтобы понимать взрослых, а для того, чтобы изъясняться самому. Однако в четыре года он начал издавать первые осмыс­ленные звуки. До овладения «Макатоном» Кристофер не мог объяснить нам, чего хочет, и часто сердился и досадовал из-за этого; использование "Макатона" помогло нам до какой-то степе­ни снять напряжение. Николас, младший брат Кристофера, начал пользоваться знаками, когда ему был год. Должна признаться, поначалу я испугалась, но по мере развития словесной речи Ни­колас отказывается от знаков, а способность разговаривать и словами, и знаками делает его необычайно общительным.

«Макатон» и «Сигналонг» несколько отличаются друг от друга, но основные идеи у них схожие. «Макатон» используется более широко, но в разных местностях его варианты несколько различаются. Если вы хотите использовать «Макатон», узнайте, какой ва­риант используется в вашей местности, чтобы ваш знаковый язык соответствовал тому, который будет использоваться логопедом, или учителями в школе.



vikidalka.ru - 2015-2018 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных