Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Использование орудий




Карандаш и ручка

Начните с ручек, карандашей и фломастеров, которые ребенку легко держать в руке,— толстых, желательно треугольной формы. Писчие принадлежности должны выводить чистые, яркие линии при любом наклоне, чтобы у ребенка не возникало дополнительных трудностей при рисовании и письме.

Полезно учить ребенка рисовать и писать настене или мольберте, при этом запястье принимает более ровное и правильное с точки зрения письма положение, чем при работе на горизонтальной поверхности, когда запястье у детей бывает слишком изогнуто. Используйте простые и цветные карандаши, фломастеры, мел­ки,уголь, краски и т. п.

Используйте любые игры, поощряющие ребенка создавать изо­бражения на бумаге и других поверхностях, например:

— рисуйте на песке (сухом и мокром);

— насыпайте песок на цветную бумагу и водите по нему паль­цами;

— рисуйте пальцами;

— рисуйте цветными мелками.

Другие идеи, связанные с рисованием и раскрашиванием, вы найдете в гл. 3.

 

Ложка, лопатка, совок

— Учите ребенка копать лопаткой и совком песок (как сухой, так и мокрый).

— Учите ребенкаложкой переносить рис или бобы из одной емкости в другую.

— Во время стирки пусть ребенок отмеряет ложкой стираль­ный порошок.

— Учите ребенка копать землю в саду или наполнять землей цветочные горшки.

— Во время готовки побуждайте ребенка помогать вам в опера­циях, где требуется добавлять что-либо в пищу с помощью ложки.

 

Чашка, кувшин и т. п.

— Во время купания или игр с водой давайте ребенку множе­ство кувшинов, чашек, кружек, бутылок, воронок и т.п., что­бы он мог попрактиковаться в наливании воды. Делайте то же во время игр с песком. Для песка можно использовать также формочки, ведерки и т.п.

— По очередиполивайте лейкой или кувшином цветы в доме или в саду.

 

Щипцы

Поощряйте ребенка брать предметы щипцами. Это движение, требующее «пинцетного» захвата, является хорошей подготовкой руки к использованию ножниц.

 

Вырезание с помощью ножниц

Существует множество разнообразных видов ножниц, с которыми вы можете экспериментировать. Так, существуют «двуручные» ножницы, которые держат одновременно ребенок и родитель: родитель режет бумагу ножницами, показывая ребенку, как это делается. Другая разновидность — так называемые «пружинные» ножницы, при обращении с которыми ребенку достаточно свести лезвиявместе, раздвигаются они автоматически.

— Сперва пусть ребенок попрактикуется в использовании щипцов и выжимании губок — это требует аналогичных движении.

— Начинайте использование ножниц не с бумаги, а с тонкого картона, его легче резать. Предварительно нарежьте картон длинными полосами, чтобы ребенок мог резать его поперек и немедленно видеть, как он распадается на части. Постепенно увеличивайте ширину полос, чтобы ребенок делал больше и больше движений ножницами.

— Поощряйте ребенка делать разрезы по нарисованным вами линиям, сначала прямым, затем изогнутым, затем волнистым.

— Когда ребенок начнет уверенно управляться с ножницами, вырезайте вместе с ним картинки из журналов и каталогов и составляйте коллажи. Попробуйте вырезать фрагменты из старых поздравительных открыток и делать из них новые. Вырезайте из бумаги снежинки, создавайте мозаику из цветной бумагии т.д.

 

Использование вилки

Поощряйте ребенка прокалывать еду вилкой. Тренируйтесь на тесте для лепки.

 

Использование ножа

Учите ребенка пользоваться ножом и резатьтесто для лепки на «колбаски».

Параллельное развитие

Прием пищи

Если ребенку не дается самостоятельный прием пищи, попробуй­те поэкспериментировать с различными тарелками, чашками, а также вилками и ложками, изогнутыми под разными углами. Если это не помогает, посоветуйтесьсо специалистом по движению: возможно, вам понадобится специализированное оборудование. С проблемами мышечного контроля (жевание и др.) поможет ра­зобраться логопед.

Если вы стараетесь улучшить навыки питания ребенка, не тре­буйте от него сразу слишком многого. Например, во время обеда добейтесь, чтобы ребенок ел ложкой одно блюдо, а все последующие разрешите ему брать руками. Другой вариант: побудите ре­бенка использовать ложку в течение первых пяти-шести минут еды, а затем пусть ест, как хочет. Постепенно увеличивайте время «правильного» приема пищи.

 

Использование рук во время еды

Давайте ребенку продукты, которые можно брать руками. Исполь­зуйте продукты, которые легко прожевать: хлеб, печенье, варе­ные овощи, фрукты. Это поможет ребенку освоить поднесение еды ко рту.

 

Использование ложки

Наберите еду в ложку и побудите ребенка поднести ее ко рту. Вна­чале используйте метод «рука в руке», затем постепенно сокра­щайте поддержку. Для облегчения задачи используйте изогнутую ложку.

Когда ребенок научился успешно подносить ложку ко рту, на­учите его опускать ложку обратно в тарелку.

 

Зачерпывание пищи ложкой

Когда ребенок научился подносить ложкуко рту и опускать ее в тарелку, переходите к зачерпыванию пищи.

— Начинайте с блюд, которые легко зачерпываются и прили­пают к ложке (йогурты, супы-пюре, рагу), а к блюдам, кото­рые трудно зачерпываются и соскальзывают с ложки (макароны), переходите в последнюю очередь.

— Учите ребенка зачерпывать песок, воду и другие материалы (см. «Ложка, лопатка, совок», с. 86).

— Попробуйте подложить под тарелку нескользкий коврик или использовать тарелку с присоской: она не должна двигаться по столу во время еды.

— Используйте глубокие тарелки с крутыми, почти вертикаль­ными стенками — из таких тарелок легче зачерпывать пищу.

 


Использование вилки

Дайте ребенку возможность пользоваться вилкой, например когда он ест такую пищу,какмакароны, вареная морковь, ломтики кар­тошки, мяса, дыни и т. п.

 

Использование вилки и ложки

Если ребенок уже научился пользоваться и ложкой, и вилкой, чередуйтеих использование.

Одевание и раздевание

Проблемы с одеванием и раздеванием часто связаны со специфическими физическими проблемами, в связи с которыми ребенку требуется индивидуальная консультация специалиста. В таком случае вам следует обратиться к специалисту по движению. Однако, если трудности ребенка связаны не со специфическими проблемами, а с общим отставанием в развитии навыков мелкой моторики, используйте следующие идеи.

Прежде всего, обратите внимание на позу ребенка. Пусть он одевается или раздевается сидя. Когда исчезнет необходимость поддерживать себя или сохранять равновесие при движении, он сможет полностью сосредоточиться на своей основной задаче.

— Играйте в «маскарад» — одевайте ребенка в одежду взрослых.

— Играйте в одевание в дневное время, когда вы не ограничены во времени. Утром одевание обычно происходит в спеш­ке, а вечером ребенок часто бывает уставшим и раздраженным.

— Разбивайте каждую задачу на несколько мелких и легко вы­полнимых заданий.

— Используйте техники «прямой последовательности» и «об­ратной последовательности», описанные в гл. 2, с. 21-22.

— Если у ребенка проблемы с застежками (пуговицами, липуч­ками, молниями), прикрепите их к толстому картону и дайте ребенку попрактиковаться.

Зрительно-моторная координация

Если у ребенка неважная зрительно-моторная координация, ис­пользуйте любое из перечисленных выше упражнений на разви­тиемелкой моторики или весь комплекс целиком — это поможет продвинуться вперед в данной области.

 

6.сенсорное развитие

ТЕОРИЯ

ЗРЕНИЕ

Зрение — важнейшее из пяти чувств.Именно благодаря зрению мы получаем большую часть информации об окружающем мире. Существует четкая взаимозависимость между зрением и способ­ностью использовать окружающие предметы и понимать мир во­круг нас.

Новорожденные дети чаще всего фокусируют взгляд на лицах, особенно на лицах, находящихся близко к ним (на расстоянии око­ло 20 см — дистанция между лицами матери и ребенка во время кормления). Из нескольких различных объектов ребенок скорее всего посмотрит на человеческое лицо. Дети различают свет и тьму, видят очертания предметов и проявляют больше интереса к предметам небольшого размера и причудливой формы.

Научившись фокусировать взгляд на лицах, дети затем учатся следить глазами за движущимися предметами.

Постепенно у ребенка развивается способность видеть удален­ные предметы, начиная с расстояния в 0,5 м и кончая предметами, расположенными в другом конце комнаты или еще дальше. Со вре­менем поле зрения ребенка становится таким же, как у взрослого.

Зрение помогает ребенку усвоить понятие о постоянном существовании предметов (предметы продолжают существовать даже тогда, когда мы их не видим). Более подробно об этой важнейшей вехе развития ребенка вы можете прочитать в гл. 3 (с. 28).

Зрение помогает ребенку понять, как устроено пространство вокруг него, как расположено в пространстве его тело и как он может управлять своим положением. Например, если ребенок сидит и чувствует, что сейчас упадет, он может опереться рукой о сиденье и этим уберечь себя от падения. На этом примере можно видеть, как ребенок бессознательно, на практическом уровне приобретает понятие о горизонтальной поверхности.

Кроме того, ребенок использует полученный зрительный опыт для общения с другими людьми: устанавливает зрительный контакт, использует язык жестов. Позже ребенок начинает использовать информацию, получаемую с помощью зрения во взаимодействии со взрослыми: например, если интересующая его игрушка находится в другом конце комнаты, и рядом с ней есть взрослый, ребенок может попросить его принести игрушку1.

 

СЛУХ

Слух у младенцев и понимание того, что они слышат, развиваются с возрастом. Новорожденные пугаются резких звуков. На неожиданный громкий звук новорожденный отвечает рефлексом Моро — широко раскрывает глаза и откидывает назад руки.

Довольно рано ребенок начинает проявлять интерес к голосам, прежде всего к голосу матери. Если он всем доволен, то мо­жет лежать тихо, прислушиваясь к голосу или пению взрослого.

Однако,если ребенок голоден или чем-то недоволен, он не скло­нен обращать внимание на звуки, издаваемые другими,зато охот­но издает звуки сам.

Затем ребенок начинает прислушиваться к любым звукам, будь то шум работающего пылесоса или журчание воды в ванной. Неко­торые звуки вызывают у ребенка радостное возбуждение: он при­слушивается и поворачивается в сторону, откуда исходит звук. Ре­бенок уже различает звуки и узнает знакомые, например,— звук стиральной машины или автомобильного мотора.

 
 


1 См.: Sonksen, P.M and Levitt, S. (1984) «Identification of constraints acting on motor development in young, physically disabled children and principles of remediation». Child Care, Health and Development 10, 273-286. См. также Sheridan, M.D. (1977) Spontaneous Play in Early Childhood. London, Rutledge; Sonksen, P.M. (1983) Vision and Early Development:Paediatric Opthalmology ( 85-95); Sonksen, P.M. (1984) «A developmental approach to sensory disabilities in early childhood» International Rehabilitation Medicine 7, 27-32; а также Sonksen, P.M. (1991) «Promotion of visual development in severely visually impaired babies» Developmental medicine and Child Neurology 33, 320-355.


Ребенок начинает отвечать на голос взрослого лепетом и гулением,т.е. ведет с ним «разговор». Услышав новый звук, ребенок пытается понять, откуда он исходит. Обычно ребенок учится определять место, откуда исходит звук, сперва одним ухом, затем другим.

Сначала ребенок определяет местоположение звуков, раздаю­щихся поблизости от него (например, треск погремушки), но по­степенно научается верно определять источник звука, доносящего­ся издалека (дверной звонок, гул самолета).

Ребенку необходимо слышать звуки, чтобы научиться самому произносить их. Постепенно ребенок понимает, что некоторые звуки служат для коммуникации и имеют значение, т.е. являются речью.

Мы живем в очень шумном мире: нас постоянно окружают такие звуки, как шум городского транспорта, пение птиц, тиканье часов или шум стиральной машины. Постепенно ребенок учится отбра­сывать все посторонние шумы и фокусировать внимание на зна­чимых звуках, например на голосе взрослого, обращенном к нему.

В раннем периоде развития дети лучше слышат и восприни­мают высокочастотные звуки. Поэтому они лучше реагируют на голоса женщин, и поэтому же взрослые инстинктивно разговари­вают с малышами тоненьким, «детским», голоском. Со временем ребенок начинает различать и воспринимать и низкие частоты.

 

ВКУС

У детей наблюдается врожденная тяга к сладкому.Не случайно женское молоко имеет сладкий вкус. С возрастом, знакомясь с раз­нообразной пищей, ребенок приобретает также вкус к соленому и острому.

К 15 месяцам вкусовые пристрастия ребенка в основном устанавливаются. Ребенок, которому давали только сладкие кушанья (например, фруктовые пюре), скорее всего, на всю жизнь сохранит пристрастие к сладкому. Поэтому важно с раннего возраста приучать ребенка к разнообразным по консистенции и вкусовым качествам блюдам. Даже если ребенок явно предпочитает какой-то определенный вид пищи, следует предлагать ему и другие.

ИГРЫ И ЗАНЯТИЯ

 

ЗРЕНИЕ

vikidalka.ru - 2015-2018 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных