Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Знать прошлое достаточно неприят-но; знать еще и будущее было бы просто невыносимо. С. Моэм 1 страница





…Итак, я скептически отношусь к естественнонаучным сцена-риям, предрекающим завершение истории (человечества, жизни, Вселенной и, главное, Разума) постольку, поскольку они игнориру-ют возрастающую роль собственно разумной деятельности. С вклю-чением субъектного фактора картина будущего могла бы выглядеть не столь удручающе безысходной.
Но в ушах, как навязчивый мотив, звучит наивный вопрос, ко-торый шептала растерянная дева молодому поэту Евгению Евту-шенко: "А что - потом?" Следует ли из всего сказанного однознач-ный вывод о том, что универсальная эволюция беспредельна? Не не-сет ли в себе само мышление - плюралистическое, постнеклассиче-ское, диалогическое, взаимодополнительное и самое что ни на есть прогрессивное - потенциальную исчерпаемость?..
Из великих психологов античности самое сильное впечатление на меня произвели двое - Сократ и Эмпедокл. Сократ убедил меня в том, что высокоразвитый интеллект по своей внутренней логике нравствен, и это обнадеживает. Эмпедокл же вверг меня в глубокую меланхолию, заставив задуматься о неискоренимой внутренней ин-триге духовного бытия.
Историки философии обычно не уделяют Эмпедоклу большого внимания: мыслителя, не вмещающегося в классификационные мат-рицы, удобнее всего игнорировать. Зато охотно упоминают его имя историки науки, находя у греческого мыслителя предвосхищение ряда фундаментальных идей Нового времени. Изложу далее некото-рые аспекты эмпедокловского учения в стиле каприччо, фантазии на тему, т.е. не заботясь о точности воспроизведения, смело домысли-вая и осовременивая его (тем более что не все тексты дошли до нас полностью) и заранее попросив прощения за это у специалистов.
Пока Фалес, Гераклит, Левкипп, Демокрит и другие философы Эллады спорили о структуре и базовых элементах мироздания, Эм-педокла больше интересовали факторы, побуждающие элементы притягиваться и отталкиваться; в этом историки физики усматрива-ют истоки энергетической теории. Он пришел к выводу о существо-вании двух противоположных космических сил: Любви и Ненавис-ти. Эти силы, обусловливающие взаимное притяжение и отталкива-ние, никогда не пребывают в равновесии, и от того, какая из них преобладает, зависит направленность мировых процессов.
Когда сила притяжения превосходит силу отталкивания, доми-нирует тенденция к объединению всех элементов Вселенной. В этой фазе появляется множество "дивноподобных" чудовищ и уродов: "двулицые и двугрудые существа, быки с человеческой головой и, наоборот, люди с бычьими головами" (цит. по [Семушкин А.В., 1985, с.124]). Особи с неудачным строением органов не могут при-способиться и вымирают; например, муравей, которому достался желудок свиньи, не способен прокормиться, а лошадь, имеющая вместо ног рыбьи плавники, не убежит от преследования. Существа же красивые и гармоничные оказываются более жизнеспособными и адаптируются к окружающей среде. Любовь методом проб и оши-бок, одной только слепой страстью к единству и целостности, созда-ет современные виды животных, включая человека. Читая эти фраг-менты, трудно не согласиться с теми, кто считает Эмпедокла дале-ким предшественником теории естественного отбора.
Но восходящая фаза вселенского цикла не завершается с появ-лением человека. Ее конечный пункт - слияние всей вещественной и духовной субстанции Космоса в единый Сфайрос - Шар Любви. Нет более места ненависти, конфликтам и страданиям, наступает, так сказать, идиллия Большого Кайфа: мир застывает в экстазе взаимно-го притяжения. Кажется, вот он - вожделенный Рай, Царство Божие, Коммунизм, Ноосфера!..
Здесь, однако, и начинается самое интересное для всех, кто изу-чает психологию, этику, эстетику или теорию систем. Мир абсолют-ной любви, красоты и гармонии оказывается неустойчивым. Сво-бодный от событий, страданий и устремлений, он наполняется Ску-кой; слившись в экстазе, он превращается в единый субъект, и, та-ким образом, Любовь лишается предмета, а дальнейшее существо-вание - мотива и смысла.
Любовь предполагает наличие другого, и, дабы вновь обрести ее предмет, надо оттолкнуться. Так в Сфайросе регенерируется сила дизъюнкции, Любовь рождает Ненависть, эротический Шар взрыва-ется - и начинается возвратная фаза мировой эволюции. Теперь уже усиливающаяся Ненависть превосходит ослабевающую Любовь, си-ла разрыва одолевает силу сцепления и все в мире дезинтегрируется. На этой фазе вновь появляется человек, но, если прежде он служил ступенью к абсолютной гармонии, то теперь это падший ангел, вре-менный продукт распада, обреченный на дальнейшее разложение. Процесс будет нарастать до тех пор, пока мир не расщепится на не-делимые элементы.
А далее психо-логическая коллизия оборачивается новой сто-роной: на сей раз уже Ненависть теряет свой предмет. Как Любовь нуждается в разъединении, так Ненависть нуждается в соединении (надо же на ком-то "оттянуться"!), и как Любовь рождает Нена-висть, так Ненависть рождает взаимное притяжение, то есть Любовь. Насыщенные безадресной Ненавистью элементы в поисках контакта (конфликта!) тянутся друг к другу - и возобновляется фаза космиче-ского синтеза, завершающаяся образованием Сфайроса…
Так, вероятно, впервые спекулятивно-философскими средства-ми был угадан феномен эмоциональной амбивалентности, о котором в этой книге неоднократно говорилось. Переживания положитель-ной и отрицательной валентности, любовь и ненависть, наслаждение и страдание, радость и горе переплетены в своих онтологических основаниях, рождаются и умирают друг в друге и друг без друга не существуют. Это фундаментальное свойство душевной жизни и, су-дя по всему, не только человеческой; причем с повышением уровня субъектности и усложнением психических процессов тяга к острым переживаниям (прежде мы говорили о "провоцировании неустойчи-востей") усиливается.
Сегодня более или менее известна нейрофизиологическая подо-плека этой зависимости. Но есть основания сомневаться в том, что даже "сверхчеловеческий" интеллект, активно конструирующий свою телесную основу или последовательно освобождающийся от нее ("бестелесная субстанция"?), сможет вместе с тем освободиться и от функциональных потребностей, а значит, и от системообра-зующего качества психической феноменологии - эмоциональной амбивалентности.
И вот, я мобилизую остатки своего воображения и рисую сверхфантастическую картину будущего. И соотношу ее с самым за-гадочным образом современной науки, с космологическим пугалом, которое известный одесский хохмач и, по совместительству, вели-кий американский физик Георгий Гамов обозначил как Большой Взрыв. Выходит нечто умеренно забавное и бесконечно печальное.
...Сложность физического мира все-таки оказывается конечной, и контроль, осуществляемый Демоном Универсального Интеллекта над его микро-, макро- и мегаструктурами, последовательно расши-ряясь и углубляясь, достигает абсолютных значений. Ницшеанская воля к власти, свойственная всему живому, полностью реализована. Образуется нечто вроде Сфайроса, Метагалактической Ноосферы.
Материальные процессы и события прекращаются, время оста-навливается: еще Бенедикт Спиноза доказал, что всемогущему Бо-жеству не нужно время, а потому, если Божество существует, то время - только человеческая иллюзия. Но Божеству не нужно и про-странство, которое перестает существовать при бесконечной скоро-сти сигнала. Вселенная окончательно виртуализуется, ее масс-энергетическая составляющая сжимается в геометрическую точку. Образуется, простите за выражение, мыслящая Сингулярность, пси-хея освобождается от материи и наступает Большой Кайф - то самое состояние, которое создал бы Бог, если бы сочетал в себе качества всемогущества и всеблагости. (Для этого Ему, не мудрствуя лукаво, всего-то надо было внести в мироздание два корректива: упразднить второе начало термодинамики и амбивалентность эмоций; тогда мир стал бы не столь "интересным", зато беспредельно счастливым).
В образовавшемся безвременье и застыть бы Кайфующему Сверхинтеллекту, но… Но фундаментальные законы психики ока-зываются устойчивее законов физики. Вместе с временем, события-ми, конфликтами и острыми переживаниями теряются цели, мотивы и смыслы бытия. Между тем психические процессы освободились от физических, а значит, с остановкой физического времени психиче-ское время продолжается. Обостряются клинические явления, обо-значаемые в психологии как потеря смысла жизни, экзистенциаль-ная фрустрация, синдром Мартина Идена.
И тогда самая неравновесная из всех мыслимых систем, будучи не в силах противиться нарастающей тоске по неустойчивости, прибегает к самой грандиозной провокации: Демон умирает в Большом Взрыве. И все начинается сначала, и спустя миллиарды лет возродившегося физического времени опять образу-ется интеллект, несовершенный, борющийся, страдающий и прово-цирующий все новые неустойчивости, и теряющийся в догадках, просчитывая на релятивистских моделях химерическое начало сво-его мира в виде сингулярности и достраивая модели пузырящегося пенного вакуума…
Так воображение возвращает меня к злополучной циклической картине, от которой я старался отделаться, и опять городит огород дурной бесконечности. Только теперь уже цикл опосредован интел-лектуальным фактором и приобрел новые опорные точки: Большой Взрыв > Большой Кайф > Большая Скука > Большой Взрыв >…
Многолетний опыт психологической работы убедил меня в том, что Разум способен по-своему разобраться и с Природой, и с Богом, а главные источники всех проблем (и всех опасностей) - мятущаяся душа и неуемный дух. Меня оттого так увлекла и огорчила космого-ния Эмпедокла, что в ней показана неизбежность циклизма, обу-словленная не природными или потусторонними законами (повто-рю, такие аргументы не очень убедительны), но собственно качест-вами интеллектуального субъекта. С тех пор я пытаюсь преодолеть Эмпедокла, вырваться из его цепких объятий. Но ни наука, ни фило-софия не дают надежных контраргументов.
Мне очень не нравится получившаяся картина. Выводы о "про-межуточности" человеческого рода и о возможной гибели Земной цивилизации мне тоже не по душе, но там хоть сохраняются альтер-нативность и неопределенность, выбор и даже какой-то намек на справедливость, воплощенную в слепых механизмах эволюции (так можно понять закон техно-гуманитарного баланса). Здесь же мысль разворачивается в сторону предопределенной судьбы и предельных смыслов.
Соблазнительно обратиться к образу асимптоты - мол, Вселен-ная приближается к идеальному состоянию (суператтрактору), нико-гда его не достигая. Но это сильно смахивает на старую телеологи-ческую уловку. Вроде, например, коммунистической идеи в редак-ции 1980-х годов: с провалом всех прежних сроков "построения Коммунизма" партийные пропагандисты стали объяснять, что Ком-мунизм - это не черта, за которой последует социальная идиллия, а горизонт, отодвигающийся по мере приближения к нему...
Можно еще предположить, что сложность материального мира, его связей и отношений неограниченна и что "наша" Вселенная, во-преки общей теории относительности, составляет только часть большой вселенной. При обсуждении антропного принципа указы-валось на ряд парадоксов квантовой механики, дающих повод для такого предположения, которое, заметим, возвращает нас все к той же циклической картине.
Мега-вселенная опять становится стационарной, т.е. лишенной векторных изменений. И в такой вселенной эволюционные процессы вновь превращаются в локальную флуктуацию - как у Жана Кон-дорсе, Фридриха Энгельса или Владимира Ивановича Вернадского. Изменяется только масштаб локуса. В версии прежних мыслителей флуктуация ограничивалась планетарными процессами или, в луч-шем случае, Солнечной системой, а теперь она приобретет масштаб Метагалактический.
Наконец, если переинтерпретировать эффект красного смеще-ния и, таким образом, развенчать вывод о расширении Метагалакти-ки, то космическая картина XIX века и вовсе будет восстановлена во всей своей красе. И, как в той картине, эволюция на Земле превра-тится в событие местного значения, имеющее не больше перспектив, чем волна от брошенного в океан камня…
Один политик грустно пошутил по поводу партийного строи-тельства в постсоветской России: какую бы партию мы ни создава-ли, все равно выходит КПСС. Такую же "фрактальность" обнаружи-вает циклическое мышление - как ни поверни, все спирали сворачи-ваются в замкнутые циклы…
Что это, "объективная истина"? Или в структуре нашего мыш-ления пока еще преобладает инфантильный мифологизм? Или это имманентное свойство мысли - стремиться к завершенности, к абсо-люту, подобно тому, как в экспериментах гештальтпсихологов ис-пытуемые склонны высматривать в сочетании линий завершенные геометрические фигуры? И она (мысль человеческая) не способна выскользнуть из заколдованного круга, а способна только расширять его до невероятных размеров?..
Когда средневековый математик и историк Аль Бируни попы-тался перевести Сутки Шивы - максимальный цикл древнеиндий-ских философов - на язык цифр, получилось 560-значное число лет. В справедливом раздражении он не удержался от желчного коммен-тария по поводу индийских авторов: "Если бы эти писаки занялись арифметическим действием…, то они бы отказались от чрезмерного увлечения большими числами. Аллаха им достаточно!" [Бируни А.Р., 1963, с.320].
Мне особенно понравилось насчет Аллаха - так, знаете ли, ясно и без затей. Действительно, в "эмпедокловом" цикле нам вряд ли светит что-либо подобное 560-значным (?!) срокам. Экспоненциаль-ная интенсификация процессов и овладение сверхсветовыми скоро-стями должны чрезвычайно спрессовать время распространения "ударной волны интеллекта", и та фаза универсальной эволюции, которую мы переживаем, может оказаться гораздо ближе к точке Большого Кайфа, чем к точке Большого Взрыва. А если учесть рас-четы Александра Панова (см. раздел 4.2), то выходит, что Большой Кайф уже у нас на носу…
После того как Эмпедокл проведал все о прошлом и о будущем мироздания, он не нашел ничего лучшего, чем броситься в кратер вулкана Этна. Абсолютное Знание оказалось таким же удручающе скучным, как и Абсолютная Любовь.
По преданию, на вершине горы нашли только потерянный фи-лософом башмак, по которому соседи и догадались о его кончине. Беседуя с выпускниками философского факультета МГУ, я убедил-ся, что они ничего не помнят об учении Эмпедокла, однако легко вспоминают про башмак на Этне. В этом открытии угадывается ка-кой-то божественный вызов. Умей я общаться с душами мертвых - и, может быть, такое известие подвигло бы величайшего из прори-цателей на новую, столь же роскошную концепцию. Концепцию Мирового Подвоха?
А может, философ просто внес бы в прежнюю модель дополни-тельный элемент трагикомических случайностей, и каждый косми-ческий цикл расцветился бы неповторимой индивидуальностью. То-гда, интересно, изменилась ли бы картина по существу?
…Но Эмпедокл канул в Этну, а нам остается только шутить. Шутка моя, можно сказать, беспроигрышная: когда смертный при-нимается рассуждать о судьбе Метагалактики, - это уже смешно. И все же сказка-ложь содержит один намек. Глубинные свойства ду-шевной жизни, сознания, мотивации (т.е. законы той самой "вто-ричной", "виртуальной", на поверку - самой беспокойной реально-сти) могут труднее поддаваться волевому контролю, чем биологиче-ские или физические процессы. И я очень опасаюсь, что они сыгра-ют с нашей цивилизацией злую шутку гораздо раньше, чем встанет вопрос о том, как управлять Метагалактикой…

Литература

Азимов А. Выбор катастроф. СПб.: Амфора, 2001.
Азроянц Э.А. Глобализация: катастрофа или путь к развитию? Современные тенденции мирового развития и политические амбиции. М.: Новый век, 2002.
Акопян А.С. Демография и политика. // Общественные науки и современность, 2001, №2.
Аксенов Г.П. От стыда к радости. // Отечественные записки, 2002, №4-5.
Алаев Л.Б. Всемирная история: первобытный период. Лекция. М.: МГИМО, 1999-а.
Алаев Л.Б. Размышления о прогрессе. // Общественные науки и современность, 1999-б, №4.
Александров Е.А. Принцип или закон равных возможностей. В кн.: Междуна-родная конференция "Экологический опыт человечества: прошлое в на-стоящем и будущем". Тезисы докладов. М.: МАИ, 1996.
Аллен Дж., Нельсон М. Космические биосферы. М.: Прогресс, 1991.
Аникович М.В. Восточно-европейские охотники на мамонтов как особый куль-турно-исторический феномен. В кн.: SETI: прошлое, настоящее и буду-щее цивилизаций. Тезисы конференции. М.: АЦ ФИАН, 1999.
Анисимов А.Ф. Духовная жизнь первобытного общества. М. - Л.: Наука, 1966
Анохин П.К. Опережающее отражение действительности. // Вопросы филосо-фии, 1962, №7.
Арин О.А. Двадцать первый век: мир без России. М.: Альянс, 2001.
Арманд А.Д., Люри Д.И., Жерихин В.В. и др. Анатомия кризисов. М.: Наука, 1999.
Арский Ю.М., Данилов-Данильян В.И., Залиханов М.Ч., Кондратьев К.Я., Котляков В.М., Лосев К.С. Экологические проблемы: что происходит, кто виноват и что делать? М.: МНЭПУ, 1997.
Арутюнян А.А. Западная Европа: от раннего христианства до Ренессанса. Ере-ван: Наири, 2000.
Аршавский И.А. Некоторые методологические и теоретические аспекты анализа закономерностей индивидуального развития организмов. // Вопросы философии, 1986, №11.
Аршинов В.И. "Самоорганизующаяся Вселенная" Э. Янча. В кн.: О современ-ном статусе идеи глобального эволюционизма. М.: ИФАН, 1986.
Арьес Ф. Человек перед лицом смерти. М.: Прогресс-Академия, 1992.
Аскано-Араухо А., Оро Дж. Кометное вещество и происхождение жизни на Зем-ле. В кн.: Кометы и происхождение жизни. М.: Мир, 1984.
Ахматова А.А. Тайны ремесла. В кн.: А. Ахматова. Сочинения в двух томах. Том первый. М.: Панорама, 1990.
Бауман З. Индивидуализированное общество. М.: Логос, 2002.
Бауэр Э.С. Теоретическая биология. М.: ВИЭМ, 1935.
Беликова Т. Некоторые теоретические истоки идеи устойчивого развития. // Белорусский климат, 1998, №6.
Берг Л.С. Труды по теории эволюции. Л.: Наука, 1977.
Берг Р.Л., Ляпунов А.А. Предисловие. В кн.: Шмальгаузен И.И. Кибернетические вопросы биологии. Новосибирск: Наука, 1968.
Бердников В.А. Эволюция и прогресс. Новосибирск: Наука, 1991.
Бердяев Н.А. Смысл истории. М.: Мысль, 1990.
Берзин Э.О. Вслед за железной революцией. // Знание - Сила, 1984, №8.
Берзин Э.О. Чему учил Заратуштра. // Атеистические чтения, 1985, №14.
Бериташвили И.С. Об образной психонервной деятельности животных. М.: Моск. Ин.-т им. И.М. Сеченова, 1966.
Беркинблит М.Б., Петровский А.В. Фантазия и реальность. М.: Политиздат, 1968.
Бернштейн Н.А. Пути и задачи физиологии активности. // Вопросы философии, 1961, №6.
Беседа с профессором А.Ф.Лосевым. // Вопросы философии, 1984, №4.
Бестужев-Лада И.В. Что мы знаем о XXI веке? И каким образом? В кн.: Впере-ди XXI век: перспективы, прогнозы, футурологи. Антология современ-ной классической прогностики. 1952 - 1999. М.: Academia, 2000.
Бжезинский З. Великая шахматная доска. М.: Международные отношения, 1999.
Бируни А.Р. История Индии. В кн.: Абу Рейхан Бируни. Избр. произв. Т. II. Ташкент: Изд-во АН Узб. ССР, 1963.
Богатырева О.А. Социальные циклы в живой природе: неэволюционная пара-дигма. Часть 1. Новосибирск: ИФП СО РАН, 1994.
Божко А.Н., Городинская В.С. Год в "Звездолете". М.: Молодая гвардия, 1975.
Божович Л.И. Значение культурно-исторической концепции Л.С. Выготского для современной психологии личности. В кн.: Научное творчество Л.С. Выготского и современная психология. М. ИООП, 1981.
Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. Психологиче-ское исследование. М.: Просвещение, 1968.
Болонкин А. Если не мы, то наши дети будут последним поколением людей. // Литературная газета, 1995, 11 октября.
Болонкин А.А. XXI век - начало бессмертия людей. // Экогеософский альманах, 1999, №1.
Бондарев Л.Г. Средневековый экологический кризис в Западной и Центральной Европе и его преодоление. В кн.: Международная конференция "Эколо-гический опыт человечества: прошлое в настоящем и будущем". Тезисы докладов. М.: МАИ, 1996.
Бонхёффер Д. Сопротивление и покорность. М.: Прогресс, 1994.
Боринская С.А. Генетические аспекты социальной эволюции. В кн.: Социальная эволюция: междисциплинарный анализ и логико-математические моде-ли. М.: Гуманитарий, 2004.
Борн М. Физика в жизни моего поколения. М.: Изд.-во иностр. лит., 1963.
Бочков Н.П. Генетика человека. Наследственность и патология. М.: Медицина, 1978.
Бранский В.П. Социальная синергетика как постнеклассическая философия ис-тории. // Общественные науки и современность, 1999, №6.
Бриллюэн Л. Наука и теория информации. М.: Физматгиз, 1960.
Брудный А.А. Природа и культура: великое противостояние. // Общественные науки и современность, 1996, №4.
Будыко М.И. Человек и биосфера. В кн.: Методологические аспекты исследова-ния биосферы. М.: Наука, 1975.
Будыко М.И. Эволюция биосферы. Л.: Гидромнтеоиздат, 1984.
Булгаков М.А. Мастер и Маргарита. М.: Современник, 1984.
Буровский А.В. Человек из биосферы. Постнеклассическое знание versus класси-ческая экология. // Общественные науки и современность, 1999, №3.
Буровский А.М. Идиллический палеолит? // Общественные науки и современ-ность, 1998, №1.
Буровский А.М. Экстремальные ситуации и мыслящее вещество. // Обществен-ные науки и современность, 2000, №5.
Бьерре Й. Затерянный мир Калахари. М.: Географгиз, 1963.
Бьюкенен П.Дж. Смерть Запада. М.: АСТ, 2003.
Вайнберг С. Первые три минуты. Современный взгляд на происхождение Все-ленной М.: Энергоиздат, 1981.
Вайцзеккер Э., Ловинс Э, Ловинс Л. Фактор четыре. Затрат - половина, отдача двойная. Новый доклад Римскому клубу. М.: Academia, 2000.
Валлерстайн И. Анализ мировых систем и ситуация в современном мире. СПб.: Университетская книга, 2001.
Васильев В.С. Древний Рим и Палестина: имперские прообразы современной глобализации. В кн.: Материалы постоянно действующего междисцип-линарного семинара Клуба ученых "Глобальный мир". Вып.2 (25). М.: ИМЭМО, ИМ, 2003.
Васильев Л. С. Конфуцианская традиция и современный Дальний Восток. // Общественные науки и современность, 1994, №6.
Васильев Л.С. Восток и Запад в истории (основные параметры проблематики). В кн.: Альтернативные пути к цивилизации. М.: Логос, 2000.
Вассоевич А.Л. Духовный мир народов классического Востока. (Историко-психологический метод в историко-философском исследовании). СПб.: Алетейя, 1998.
Вебер А.Л. Глобализация: взгляд в будущее. В кн.: Глобальные проблемы: гео-графическая панорама 2002. Материалы постоянно действующего меж-дисциплинарного семинара Клуба ученых "Глобальный мир". Вып.7 (19). М.: ИМЭМО, ИМ, 2002.
Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. В кн.: Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990.
Веллер М.И. Кассандра. СПб.: Фолио, 2002.
Венгер Л.А. К проблеме формирования высших психических функций. В кн.: Научное творчество Л.С. Выготского и современная психология. М.: ИОПП, 1981.
Венгеров А.Б. Предсказания и пророчества: за и против. Историко-философский очерк. М.: Московский рабочий, 1991.
Вересаев В.В. Лизар. В кн.: Вересаев В.В. Повести и рассказы. М.: Правда, 1988.
Вернадский В.И. Живое вещество. М.: Наука, 1978.
Вернадский В.И. Химическое строение биосферы Земли и ее окружения. М.: Наука, 1987.
Вероятностное прогнозирование в деятельности человека. М.: Наука, 1977.
Вигасин А.А. Мудрецы Древнего Китая. В кн.: Древний мир глазами современ-ников и историков. Часть I. Древний Восток. М.: Интерпракс, 1994.
Власова Н.Н. К изучению некоторых психогенных потребностей у младших школьников. В кн.: Проблемы формирования социогенных потребно-стей. Материалы I Всесоюзной конференции. Тбилиси: Ин-т психологии, 1974.
Волков П.Н., Короленко Ц.П. О соотношении психического и физиологического в отражательной деятельности мозга животных. В кн.: Природа сознания и закономерности его развития. Материалы симпозиума. Новосибирск: Новосиб. гос. унив., 1966.
Воловикова М.И., Ребеко Т.А. Соотношение когнитивного и морального разви-тия. В кн.: Психология личности в социалистическом обществе. Лич-ность и ее жизненный путь. М.: Наука, 1990.
Волошин М.А. Путями Каина. В кн.: М. Волошин. "Средоточье всех путей". М.: Московский рабочий, 1989.
Воробьева Е.А. Вечная мерзлота и поиск внеземной жизни. // Земля и Вселен-ная, 2001, №2.
Восточноевропейские широколиственные леса. М.: Наука, 1994.
Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М.: АПН РСФСР, 1960.
Гаев Г.И. Христианство и "языческая культура". // Атеистические чтения. Вып. 16. 1986.
Гайденко П.П. Парадоксы свободы в учении Фихте. М.: Наука, 1990.
Галимов Э.М. Феномен жизни: между равновесием и нелинейностью. Происхо-ждение и принцип эволюции. М.: УРСС, 2001.
Ганжа А.Г. Роль окружающей среды в формировании разных типов цивилизаций. В кн.: От истории природы к истории общества: прошлое в настоящем и будущем. Материалы научной конференции. Часть I М.: РФО, 2000.
Гарун В. А если серьезно? Ереван: Лурдж, 2000. (На арм. языке).
Гейтс Б. Дорога в будущее. М.: Channel trading Ltd., 1996.
Генетическая инженерия: технологические возможности, социальные перспективы, этические проблемы. "Круглый стол" ученых. // Общественные науки и современность, 1998, №5.
Гиндилис Л.М. Астросоциологический парадокс в системе SETI. В кн.: Астроно-мия и современная картина мира. М.: ИФРАН, 1996.
Голицын Г.А. Динамическая теория поведения. В кн.: Механизмы и принципы целенаправленного поведения. М.: Наука, 1972.
Голицын Г.С., Гинзбург А.С. Атмосферные последствия ядерной катастрофы. В кн.: Кибернетика, ноосфера и проблемы мира. М.: Наука, 1986.
Голубев В.С. Эволюция: от геохимических систем до ноосферы. М.: Наука, 1992.
Голубев В.С., Тарко А.М., Малиновский Ю.М., Савенко В.С. Вечные русские во-просы в учебном пособии. // Общественные науки и современность, 1997, №5.
Голубев В.С., Шаповалова Н.С. Человек в биосфере. М.: ЛА "Варяг", 1995.
Горшков В.Г. Физические и биологические основы устойчивости жизни. М.: ВИНИТИ, 1995.
Грант М. Клеопатра. Последняя из Птолемеев. М.: Центрполиграф, 2002.
Григорьев А.А. Экологические уроки прошлого и современности. Л.: Наука, 1991.
Григорян С.С. О крупномасштабной модели Вселенной. // Доклады Академии наук, 2002, т.386, №4.
Гримак Л.П. Вера как составляющая гипноза. // Прикладная психология, 2001, №6.
Гринченко С.Н. Демографическая динамика как проявление социально-технологической метаэволюции человечества. // Электронный журнал "Исследовано в России". http://zhurnal.ape.relarn.ru/articles/2002/146.pdf
Гудожник Г.С., Елисеева В.С. Глобальные проблемы в истории человечества М.: Знание, 1988.
Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. Л.: Гидрометеоиздат, 1990.
Гумилев Л.Н. Этносфера: история людей и история природы. М.: Прогресс, 1997.
Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М.: Искусство, 1984.
Гуггенбюль А. Зловещее очарование насилия. Профилактика детской агрессив-ности и жестокости и борьба с ними. СПб.: Академический проект, 2000.
Давиденков С.Н. Эволюционно-генетические проблемы в невропатологии. Л.: И-т им. С.М. Кирова, 1947.
Давиташвили Л.Ш. Причины вымирания организмов. М.: Наука, 1969.
Дайсон Дж. Будущее воли и будущее судьбы. // Природа, 1982, №8.
Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М.: Книга, 1991.
Данилов-Данильян В.И. Наука и гуманизм versus фантастика и техницизм. // Общественные науки и современность, 1998, №4.
Девис П. Случайная Вселенная. М.: Мир, 1985.
Декарт Р. Рассуждение о методе, чтобы хорошо направлять свой разум и оты-скивать истину. В кн.: Декарт Р. Рассуждение о методе с приложениями. М.: Изд.-во АН СССР, 1953.
Делокаров К.Х. Системная парадигма современной науки и синергетика. // Об-щественные науки и современность, 2000, №6.
Демоз Л. Психоистория. Ростов/Дон: Феникс, 2000.
Дерягина М.А. Эволюционная антропология: биологические и культурные ас-пекты. М.: УРАО, 1999.
Довгуша В.В., Тихонов М.Н. Нет войнам! // Жизнь и безопасность, 1996, №4.
Додонов Б.И. Эмоция как ценность. М.: Политиздат, 1978.
Дружинин В.В., Конторов Д.С. Основы военной системотехники. М.: МО СССР, 1983.
Дружинин В.В., Конторов Д.С. Проблемы системологии. М.: Советское радио, 1976.
Дункер К. Структура и динамика процессов решения задач. В кн.: Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. М.: Изд-во МГУ, 1981.
Дьяконов И.М. Пути истории. От древнейшего человека до наших дней. М.: "Восточная литература" РАН, 1994.
Дьячков П.Н. Углеродные нанотрубки. Материалы для компьютеров XXI века. // Природа, 2000, №11.
Егорова А.В. Открытие Америки европейцами и его исторические последствия. В кн.: Средневековая Европа глазами современников и историков. Ч. IV. М.: Интерпракс, 1994.
Ефимов Н.Н. Нас ждет грозное столетие войн. // Мир за неделю, №10(27), 18-25 марта 2000.
Жданов Ю.А. Материалистическая диалектика и проблема химической эволю-ции. В кн.: Диалектика в науках о природе и человеке. Эволюция мате-рии и ее структурные уровни. М.: Наука, 1983.
Жданов Ю.А. Углерод и жизнь. Ростов / Дон: РГУ, 1968.
Жегалло В.И., Смирнов Ю.А. Экогенез Homo sapiens и проблемы SETI в аспекте эволюционной экологии. // Общественные науки и современность, 2000, № 1.
Жегалло В.И., Смирнов Ю.А. Экогенез Homo sapiens и проблемы SETI. В кн.: SETI: прошлое, настоящее и будущее цивилизаций. Тезисы докладов на-учно-методической конференции. М.: АЦ ФИАН, 1999.
Заболоцкий Н.А. Лодейников. В кн.: Н. Заболоцкий. Столбцы и поэмы. Стихо-творения. М.: Худ. литература, 1989.
Зельдович Я.Б., Новиков И.Д. Строение и эволюция Вселенной. М.: Наука, 1975
Зиновьев А.А. Глобальный человейник. М.: Центрполиграф, 2000.
Зинченко В.П. Посох Мандельштама и Трубка Мамардашвили. К началам орга-нической психологии. М.: Тривола, 1997.
Зубаков В. А. Эндоэкологическое отравление и эволюция: стратегия выживания. СПб.: ФРР, 2002.
Зубаков В.А. Параметры стратегии выживания. // Общественные науки и современность, 2000, №5.
Зубаков В.А. Экогея - Дом Земля. Кратко о будущем. СПб.: М.А., 1999.
Ионов И.Н. Историческая глобалистика: проблемы и перспективы. // Общественные науки и современность, 2001, №4.
Ионов И.Н. Теория цивилизаций на рубеже XXI века. // Общественные науки и современность. 1999. №2.
История буржуазной социологии XIX - начала XX века. Ред. И.С. Кон. М.: Наука, 1979.
История древнего мира. Упадок древних обществ. Ред. Неронова В.Д. М.: Нау-ка,1989.
История первобытного общества. Общие вопросы. Проблемы антропосоциогенеза. Ред. Бромлей Ю.В. М.: Наука, 1983.
История человечества. Том I. Доисторические времена и начала цивилизации. Ред. Де Лаат З.Я. М.: Магистр-Пресс, 2003.
Казанков А.А. Агрессия в архаических обществах (на примере охотников-собирателей полупустыни). М.: ИА РАН, 2002.
Казанский А.Б. Биосфера как аутопоэтическая система. // Экогеософский альма-нах, 2003, №3.
Казютинский В.В., Дрогалина Ж.А. Современные проблемы универсального эволюционизма. В кн.: Мыслители - выходцы из земли Коми: В.П. и В.В. Налимовы. (Материалы налимовских чтений). Сыктывкар: КНЦ УрО РАН, 2001.
Кант И. Критика практического разума. В кн.: Кант И. Сочинения в 6 томах. Т. 4. Часть 1. М.: Мысль, 1965.
Кант И. О педагогике. В кн.: Кант И. Трактаты и письма. М.: Наука, 1980.
Капица С.П. Модель роста населения Земли. // Успехи физических наук, 1995, т.26, №3.
Капица С.П. Общая теория роста человеческого населения. Сколько людей жило, живет и будет жить на Земле? М.: Наука, 1999.
Капица С.П., Курдюмов С.П., Малинецкий Г.Г. Синергетика и прогнозы будуще-го. М.: Наука, 1997.
Каплан А.Б. Коллективный страх и реформация Лютера. В кн.: Человек: образ и сущность. Перцепция страха. Ежегодник - 2. М.: ИНИОН, 1991.
Кардашев Н.С. Космология и проблема SETI. // Земля и Вселенная, 2002, №4.
Кардашев Н.С. Космология и цивилизации. В кн.: Труды государственного ас-трономического института им. П.К. Штернберга. Том 67, часть 2. М.: Янус-К, 2001.
Кардашев Н.С. О стратегии поиска внеземных цивилизаций. // Вопросы филосо-фии, 1977, №12.
Каспэ С.И. Новый Свет. Опыт социального конструирования. (Иезуиты в Парагвае). В кн.: Средневековая Европа глазами современников и историков. Ч. IV. М.: Интерпракс, 1994.
Кастельс М. Информационная эпоха. Экономика, общество и культура. М.: ГУ ВШЭ, 2000.
Кац А.И. Употребление и "изготовление орудий" приматами. В кн.: Биология и акклиматизация обезьян: материалы симпозиума. М.: Наука, 1973.
Качановский Ю.В. Проблема "теплового барьера". В кн.: Система "Общество - Природа": проблемы и перспективы. М.: ВНИИСИ, 1983.
Кейнс Дж.М. Экономические последствия Версальского мирного договора. М.: Гос. изд., 1922.
Кеннеди П. Вступая в двадцать первый век. М.: Весь Мир, 1997.
Кларк Дж.Г.Д. Доисторическая Африка. М.: Наука, 1977.
Классен Х.Дж.М. Проблемы, парадоксы и перспективы эволюционизма. В кн.: Альтернативные пути к цивилизации. М.: Логос, 2000.
Кликс Ф. Пробуждающееся мышление. История развития человеческого интеллекта. Киев: Вища школа, 1985.
Ключевский В.О. Курс русской истории. В кн.: Сочинения в 8 томах. Т.4. М.: Соцэкгиз, 1958.
Клягин Н.В. Диалектика ранней цивилизации. В кн.: Цивилизация и обществен-ное развитие М.: ИФАН, ФО СССР, 1987.
Клягин Н.В. Человек в истории. М.: ИФАН, 1999.
Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Основания синергетики. Режимы с обострением, самоорганизация, темпомиры. СПб.: Алитейя, 2002.
Компаниченко В.Н. Возникновение жизни в глубинах гидротермальных систем. Хабаровск: ПГО, 1996.
Кон И.С. Ребенок и общество. (Историко-этнографическая перспектива) М.: Наука, 1998.
Кондорсэ Ж.А. Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума. М.: Соцэкгиз, 1936.
Кондратьева А.С. Связь когнитивной компетенции с проявлениями внушаемости и ригидности в социальной перцепции. // Вестник МГУ, серия 14, 1979, №2.
Конрад Н.И. О смысле истории. В кн.: Конрад Н.И. Избр. труды. История. М.: Наука, 1974.
Контамин Ф. Война в Средние века. СПб.: Ювента, 2001.
Коренев В.И. Буддизм и общество в странах Южной и Юго-Восточной Азии. М.: Наука, 1987.
Коротаев А.В. Некоторые экономические предпосылки классообразования и политогенеза. В кн.: Архаическое общество: узловые проблемы социоло-гии развития. Сборник научных трудов I. М.: ИИ АН СССР, 1991.
Коротаев А.В. Тенденции социальной эволюции. // Общественные науки и современность, 1999, №4.
Коротаев А.В. Факторы социальной эволюции. М.: ИВАН, 1997.
Коротаев А.В., Бондаренко Д.М. Политогенез, "гомологические ряды" и нели-нейные модели социальной эволюции. // Общественные науки и совре-менность, 1999, №5.
Коул М. Культурно-историческая психология. М.: Когито-Центр, 1997.
Коул М., Скрибнер С. Культура и мышление. М.: Прогресс, 1977.
Красилов В.А. Нерешенные проблемы теории эволюции. Владивосток: ДВНЦ АН СССР, 1986.
Ксанфомалити Л.В. Экзопланеты: планетные системы других звезд. В кн.: SETI: прошлое, настоящее и будущее цивилизаций. Тезисы докладов научно-методической конференции. М.: АЦ ФИАН, 1999.
Кульпин Э.С. Бифуркация Восток - Запад. Введение в социоестественную исто-рию. М.: Московский лицей, 1996.
Кульпин Э.С. Путь России. М.: Московский лицей, 1995.
Кун Т. Структура научных революций. М.: Прогресс, 1977.
Кургинян С., Кудинова А., Репин В. Что есть устойчивое развитие? // Завтра, 1995, №16.
Кутырев В.А. Естественное и искусственное: борьба миров. Нижний Новгород: Изд-во "Нижний Новгород", 1994.
Лалаянц И.Э. Шестой день творения. В кн.: Мироздание и человек. М.: Полит-издат, 1990.
Ласло Э. Век бифуркации. Постижение меняющегося мира. // Путь, 1995, №7.
Ласло Э. Основания трансдисциплинарной единой теории. В кн.: Синергетиче-ская парадигма. Многообразие подходов и поисков. М.: Прогресс - Тра-диция, 2000.
Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. М.: Прогресс-Академия, 1992.
Леви-Брюль Л. Первобытное мышление. М.: Атеист, 1930.
Леви-Стросс К. Печальные тропики. М.: Мысль, 1984.
Лем С. Планета Земля. // Комсомольская правда, 1992, 11 июля.
Лем С. Сумма технологии. М., СПб.: АСТ; Terra Fantastica, 2002.
Лермонтов М.Ю. Умирающий гладиатор. // Собр. Соч. в 4 т. Т.1. М.,1969.
Лесков Л.В. Возможна ли эволюция Homo sapiens? // Общественные науки и со-временность, 1994, №6.
Лесков Л.В. Футуросинергетика западной цивилизации (задачи синергетическо-го моделирования). // Общественные науки и современность, 1998-а, №3.
Лесков Л.В. Чего не делать? Футуросинергетика России. М.: "Н.П.", 1998-б.
Лефевр В.А. Космический субъект. М.: ИПАН, 1996.
Линдблад Я. Человек - ты, я и первозданный. М. Прогресс, 1991.
Линде А.Д. Физика элементарных частиц и инфляционная космология. М.: Нау-ка, 1990.
Липец Ю.Г. Глобальные проблемы: географическая панорама 2002 г. В кн.: Гло-бальные проблемы: географическая панорама 2002. Мат.-лы постоянно действующего междисциплинарного семинара Клуба ученых "Глобаль-ный мир". Вып.8 (20). М.: ИМЭМО, ИМ, 2002.
Липунов В.М. О проблеме сверхразума в астрофизике. В кн.: Труды государст-венного астрономического института им. П.К. Штернберга. Том 67, часть 2. М.: Янус-К, 2001.
Лобок А.Н. Антропология мифа. Екатеринбург: БКИ, 1997.
Логунов А.А. Теория гравитационного поля. М.: Наука, 2000.
Лоренц К. Агрессия (так называемое "зло"). М.: Прогресс-Универс, 1994.
Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. М.: Мысль, 1978.
Лункевич В.В. От Гераклита до Дарвина. Том II. М.: Учпедгиз, 1960.
Лурия А.Р. Об историческом развитии познавательных процессов. Эксперимен-тально-психологическое исследование. М.: Наука,1974.
Лурия А.Р. Эволюционное введение в психологию. В кн.: Лурия А.Р. Лекции по общей психологии. СМб: Питер, 2004.
Люри Д.И. Развитие ресурсопользования и экологические кризисы. // Известия Российской академии наук. Серия "География", 1994, №1.
Люри Д.И. Развитие ресурсопользования и экологические кризисы. М.: Дельта, 1997.
Макашова Н.А. Этика и экономическая теория. // Общественные науки и совре-менность, 1992, №3.
Максвелл Дж.Г. Теория теплоты в элементарной обработке Клерка Максуэлля. Киев: Вестник оптической физики, 1888.
Малинецкий Г.Г. Нелинейная динамика и "историческая механика". // Общест-венные науки и современность, 1997, №2.
Малинова Р., Малина Я. Прыжок в прошлое. Эксперимент раскрывает тайны древних эпох. М.: Мысль, 1988.
Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. М.: Прогресс Культура, 1992.
Мапельман В.М. Этические тупики русского космизма. // Общественные науки и современность, 1996, №1.
Матурана У., Варела Ф. Древо познания. Биологические корни человеческого понимания. М.: Прогресс - Традиция, 2001.
Мельничук А.С. О всеобщем родстве языков мира. // Вопросы языкознания, 1991, №2.
Мельянцев В. А. Восток и Запад во втором тысячелетии: экономика, история и современность. М.: Изд-во МГУ, 1996.
Мелюхин С.Т. Об особенностях развития в неорганической природе. В кн.: Проблемы развития в природе и в обществе. (Сборник статей). М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1958.
Мид М. Культура и мир детства. М.: Наука, 1988.
Минин А.А., Семенюк Н.В. Лесной покров Земли. М.: Знание, 1991.
Мироненко Н.С. Изменение отношений "политика - пространство". В кн.: Гло-бальные проблемы: географическая панорама 2002. Материалы постоян-но действующего междисциплинарного семинара Клуба ученых "Гло-бальный мир". Вып.8 (20). М.: ИМЭМО, ИМ, 2002.
Мироненко Н.С. Страноведение: Теория и методы. М.: Аспект Пресс, 2001.
Михаленко Ю.П. Идея социального прогресса в философии XVII века и ее теоретические источники. В кн.: Критика буржуазных интерпретаций общественного развития. М.: ИФ АН СССР, 1984.
Могильнер М.Б. Российская радикальная интеллигенция перед лицом смерти. // Общественные науки и современность, 1994, №5.
Модестов С.А. Бытие несвершившегося. М.: МОНФ, 2000.
Моисеев Н.Н. Коэволюция человека и биосферы: кибернетические аспекты. В кн.: Кибернетика и ноосфера. М.: Наука, 1986.
Моисеев Н.Н. Природный фактор и кризисы цивилизации. // Общественные науки и современность, 1992, №5.
Моисеев Н.Н. Современный антропогенез и цивилизационные разломы. М.: МНЭПУ, 1994.
Моисеев Н.Н. Универсальный эволюционизм. (Позиция и следствия). // Вопро-сы философии, 1991, №3.
Моисеев Н.Н., Александров В.В., Тарко А.М. Человек и биосфера. М.: Наука, 1985.
Моль А. Социодинамика культуры. М.: Прогресс, 1974.
Моравек Г. Универсальный робот. // Если. Журнал фантастики и футурологии, 1992, №5.
Мосионжник Л.А. Синергетика для гуманитариев. Учебное пособие для вузов. СПб.: Нестор-История, 2003.
Мэмфорд Л. Техника и природа человека. В кн.: Новая технократическая волна на Западе. М.: Прогресс, 1986.
Наан Г.И. Понятие бесконечности в математике и космологии. В кн.: Бесконеч-ность и Вселенная. М.: Мысль, 1969.
Назаретян А.П. Агрессия, мораль и кризисы в развитии мировой культуры. (Синергетика исторического прогресса). М.: Наследие, 1996.
Назаретян А.П. Архетип восставшего покойника как фактор социальной само-организации. // Вопросы философии, 2002, №11.
Назаретян А.П. Интеллект во Вселенной: истоки, становление, перспективы. Очерки междисциплинарной теории прогресса. М.: Недра, 1991.
Назаретян А.П. Истина как категория мифологического мышления. (Тезисы к дискуссии). // Общественные науки и современность. 1995, №4.
Назаретян А.П. Кибернетика и интеграция наук. Об интегративных перспекти-вах системно-кибернетического стиля мышления. Ереван: Айастан, 1986-а.
Назаретян А.П. О месте социально-психологических законов в системе законов материалистического обществоведения. // Психологический журнал, Т.2, 1981, №6.
Назаретян А.П. Политическая психология: предмет, концептуальные основа-ния, задачи. // Общественные науки и современность, 1998, №1.
Назаретян А.П. Постулат "субъективной рациональности" и опыт теоретической реконструкции потребностно-целевой иерархии человека. В кн.: Ученые записки Тартуского гос. ун.-та. Вып. 714: Теория и модели знаний. Труды по искусственному интеллекту. Тарту: Изд.-во ТГУ, 1985.
Назаретян А.П. Психология стихийного массового поведения. Лекции. М.: ПЕР СЭ, 2001.
Назаретян А.П. Синергетика в гуманитарном знании: предварительные итоги. // Общественные науки и современность, 1997, №2.
Назаретян А.П. Синергетика, когнитивная психология и гипотеза техно-гуманитарного баланса. // Общественные науки и современность, 1999, №4.
Назаретян А.П. Системная трактовка природы и генезиса психического отра-жения. В кн.: Системные исследования. Ежегодник 1986. М.: Наука, 1987.
Назаретян А.П. Совесть в пространстве культурно-исторического бытия. // Об-щественные науки и современность, 1994, №5.
Назаретян А.П. Социальные стереотипы в информационно-смысловой системе личности. В кн.: Материалы всесоюзного симпозиума "Актуальные проблемы социальной психологии". Часть I. Кострома: ИПАН - КГПИ, 1986-б.
Назаретян А.П. Универсальная история и синдром "Предкризисного человека". В кн.: Цивилизации. Вып.5. Проблемы глобалистики и глобальной исто-рии. М.: Наука, 2002.
Назаретян А.П. Универсальная история - учебный курс и поле междисципли-нарного сотрудничества. // Вопросы философии, 2004, №4.
Назаретян А.П., Лисица И.А. Критический гуманизм versus биоцентризм. // Общественные науки и современность, 1997, №5.
Назаретян А.П., Новотный У. Русский космизм и современная прогностика. // Вестник Российской академии наук, 1998, том 68, №5.
Налимов В.В. Разбрасываю мысли. Пути и распутья. М.: Прогресс - Традиция, 2000.
Нахман Дж. Футуропшик. В кн.: Впереди XXI век: перспективы, прогнозы, фу-турологи. Антология современной классической прогностики. 1952 - 1999. М.: Academia, 2000.
Нейман фон Дж. Теория самовоспроизводящихся автоматов. М.: Мир, 1971
Непримеров Н.Н. Мироздание. Казань: КГУ, 1992.
Новиков И.Д. Как взорвалась Вселенная. М.: Наука, 1988.
О'Брайен П. Статус государства и будущее универсальной истории. В кн.: Ци-вилизации. Вып.5. Проблемы глобалистики и глобальной истории. М.: Наука, 2002.
Обуховский К. Психология влечений человека. М.: Прогресс, 1972.
Оганесян С.Г. Влияние языка на мышление на первом этапе их возникновения. В кн.: Методологические проблемы анализа языка. Ереван: Изд.-во ЕГУ, 1976.
Панарин А.С. Глобальное политическое прогнозирование. М.: Алгоритм, 2000.
Панарин А.С. Реванш России. Российская стратегическая инициатива для XXI века. М.: Логос, 1998.
Панов А.Д. Разум как промежуточное звено эволюции. // Вестник SETI, 2002, #2/19.
Панов А.Д. Кризис планетарного цикла Универсальной истории. // Вестник Рос-сийской академии наук, 2004, том 74, №6.
Пантин В.И. Третий экологический кризис в России. // Общественные науки и современность, 2001, №2.
Парсонс Т. Система современных обществ. М.: Аспект Пресс, 1997.
Пегов С.А., Пузаченко Ю.Г. Общество и природа на пороге XXI века. // Общест-венные науки и современность, 1994, №5.
Перепелица В.Ф. Принцип причинности, теория относительности и сверхсвето-вые сигналы. В кн.: Философские проблемы гипотезы сверхсветовых ско-ростей. М.: Наука, 1986.
Переслегин С., Столяров А. Научно обоснованный конец света. // Октябрь, 2003, №1.
Першиц А.И., Семенов Ю.И., Шнирельман В.А. Война и мир в ранней истории человечества. В двух томах. Том.1. М.: ИЭиА РАН, 1994.
Петренко В.Ф. Введение в экспериментальную психосемантику: исследование форм репрезентации в обыденном сознании. М.: Изд.-во МГУ, 1983.
Петренко В.Ф. Психосемантика сознания М.: Изд-во МГУ, 1988.
Петренко В.Ф. Экспериментальная психосемантика: исследование индивиду-ального сознания. М.: Изд.-во МГУ, 1982.
Петренко В.Ф., Митина О.В. Психосемантический анализ динамики общественного сознания (на материале политического менталитета). Смоленск: Изд.-во СГУ, 1997.
Петровский В.А. К психологии активности личности. // Вопросы психологии, 1975, №3.
Петтигрю Т.Ф. Расовые отношения в Соединенных Штатах Америки: социологическая перспектива. В кн.: Американская социология. Перспективы. Проблемы. Методы. М.: Прогресс, 1972.
Письмо А. Тойнби. В кн.: Конрад Н.И. Избр. труды. История. М.: Наука, 1974.
Померанц Г.С. Опыт философии солидарности. // Вопросы философии, 1991, №3.
Поплавский Р.П. Термодинамика информационных процессов. М.: Наука, 1981.
Поршнев Б.Ф. О начале человеческой истории. (Проблемы палеопсихологии). М.: Мысль, 1974.
Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. М.: Наука, 1979.
Пригожин И. Креативность в науках и в гуманитарном знании: исследование отношений между двумя культурами. В кн.: Синергетическая парадигма. Человек и общество в условиях нестабильности. М.: Прогресс - Тради-ция, 2003.
Пригожин И. От существующего к возникающему. Время и сложность в физических науках. М.: Наука, 1985.
Проблемы истории докапиталистических обществ. М.: Наука, 1968.
Проблемы клинической лимфологии и эндоэкологии. Первая Российская конференция с международным участием. Доклады и тезисы докладов. М. - Сочи: МЗРФ, 1997.
Пушкин А.С. Пир во время чумы. В кн.: А. Пушкин. Полн. собр. соч. М.: "Прав-да", 1954.
Рапопорт А. Мир - созревшая идея. Дармштадт: "Дармштадт Блеттер", 1993.
Раутиан А.С., Жерихин В.В. Модели филоценогенеза и уроки экологических кризисов геологического прошлого. // Журнал общей биологии, 1997, т.58, №4.
Революционный невроз. Сост. А.К. Боковиков. М.: КСП+, 1998.
Редже Т. Этюды о Вселенной. М.: Мир, 1985.
Реймерс Н.Ф. Природопользование: словарь-справочник. М.: Мысль, 1990.
Розенталь И.Л. Проблемы начала и конца Метагалактики. М.: Знание, 1985.
Розин В.М. Природа сознания и проблема ее изучения. // Мир психологии, 1999, №1.
Розин М.В. Как современная молодежь воспринимает историю. // Мир психологии и психология в мире, 1995, №3.
Романовский Ю.М. Два класса процессов самоорганизации. Препринт. Пущино: НЦБИ АН СССР, 1982.
Ростовская М.Н. Геогенетические законы..В кн.: Международная конференция "Экологический опыт человечества: прошлое в настоящем и будущем". Тезисы докладов. М.: МАИ, 1996.
Ротенберг В.С., Аршавский В.В. Поисковая активность и адаптация. М.: Наука, 1984.
Руденко А.П. Естественнонаучное описание прогрессивной химической эволю-ции и биогенеза и редукционизм. Препринт. Пущино: НЦБИ АН СССР, 1986.
Руденко А.П. Физико-химические основания химической эволюции. // Журнал физической химии, 1983, Т. LVII, Вып.7.
Рулен М. Происхождение языка: ретроспектива и перспектива. // Вопросы языкознания, 1991, №1.
Сагадеев А.В. Гуманизм в классической мусульманской мысли. // Общественные науки и современность, 1994, №4.
Сайко Э.В. Древнейший город. Природа и генезис. Ближний Восток IV - II тысячелетий до н.э. М.: Наука, 1996.
Самойлов Л.С. Этнография лагеря. // Советская этнография, 1990, №1.
Сапронов М.В. Концепции самоорганизации в обществознании. // Обществен-ные науки и современность, 2001, №1.
Северцов А.Н. Эволюция и психика. В кн.: Северцов А.Н. Собр. соч. Т. III. М.-Л.: Изд.-во АН СССР, 1945.
Седов Е.А. Информационно-энтропийные свойства социальных систем. // Об-щественные науки и современность, 1993, №5.
Седов Е.А. Информационные критерии упорядоченности и сложности организа-ции. В кн.: Системная концепция информационных процессов. М.: ВНИИСИ, 1988.
Селье Г. На уровне целого организма. М.: Наука, 1972.
Семенов С.А. Очерк развития материальной культуры и хозяйства палеолита. В кн.: У истоков человечества. (Основные проблемы антропогенеза). М.: Изд-во МГУ, 1964.
Семенов С.И. Идеи гуманизма в ибероамериканской культуре. // Общественные науки и современность, 1995, №4.
Семушкин А.В. Эмпедокл. М.: Мысль, 1985.
Симонов П.В. Высшая нервная деятельность человека. Мотивационно-эмоциональные аспекты. М.: Наука, 1975.
Сови А. Общая теория населения. М.: Прогресс, 1977.
Соловьев С.М. История России с древних времен. Кн. V. М.: Изд. Соц-эк. лит., 1963.
Солсо Р.Л. Когнитивная психология. М.: Травола, 1996.
Сорокин П.А. Долгий путь. Автобиографический роман. Сыктывкар: Шыпас, 1991.
Сорокин П.А. Обзор теорий и основных проблем прогресса // Новые идеи в со-циологии Сб. №3: Что такое прогресс? СПб.: Изд.-во "Образование", 1913.
Сорокин П.А. Социологический прогресс и принцип счастья. В кн.: П. Сорокин. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Политиздат, 1992.
Спекторский Е. Проблема социальной физики в XVII столетии. Т.I: Новое ми-ровоззрение и новая теория науки. Варшава: Типография Варшав. учеб. округа, 1910.
Спитцер Л. Пространство между звездами. М.: Мир, 1986.
Средневековая Европа глазами современников и историков. Ч. IV М.: Интерпракс, 1994.
Степин В.С. Саморазвивающиеся системы и перспективы техногенной цивили-зации. В кн.: Синергетическая парадигма. Многообразие поисков и под-ходов. М.: Прогресс-Традиция, 2000.
Степин В.С. Становление норм и идеалов постнеклассической науки. В кн.: Проблемы методологии постнеклассической науки. М.:.ИФРАН, 1992.
Столярова Т.Ф. Концепция СЕИ в применении к проблеме взаимоотношения социального и биологического в человеке. В кн.: Социоестественная ис-тория. Вып. VI. Генезис кризисов природы и общества в России. М.: Мо-сковский лицей, 1995.
Сухомлинова В.В. Системы "общество" и "природа": разнообразие, устойчи-вость, развитие. // Общественные науки и современность, 1994, №4.
Сухотин А.К. Наука и информация. М.: Наука, 1971.
Тарко А.М., Кузнецова М.В., Новохацкий В.Н. Математическое моделирование социальной динамики. В кн.: Социально-исторический прогресс: мифы и реалии. М.: Папирус Про, 1999.
Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М.: Наука, 1997.
Тимирязев К.А. Исторический метод в биологии. Десять общедоступных чтений. В кн.: Избр. Соч. в 4-х томах, т.Ш. М.: Сельхозгиз, 1949.
Тойнби А. Постижение истории. М.: Прогресс, 1991.
Толстой Л.Н. Воскресение. М.:"Терра" - "Terra", 1993.
Тоффлер А. Футурошок. СПб.: Лань, 1997.
Тоффлер Э. Метаморфозы власти: Знание, богатство и сила на пороге XXI века. М.: АСТ, 2002.
Троицкий В.С. Физические константы и эволюция Вселенной. Препринт. Горь-кий: НИРФИ, 1985.
Тэйлор Э. Первобытная культура. М.: Соцэкгиз, 1939.
Уайт Э., Браун Д. Первые люди. М.: Прогресс, 1978.
Универсальная история: междисциплинарные подходы. Сборник статей. Сык-тывкар: АГРК, УГТУ, СГУ, 2001.
Урланис Б.Ц. История военных потерь: Войны и народонаселение Европы. СПб.: АОЗТ "Полигон", 1994.
Урсул А.Д. Перспективы экоразвития. М.: Наука, 1990.
Успенский В.А. Теорема Геделя о неполноте. М., 1982.
Ухтомский А.А. Доминанта и интегральный образ. В кн.: Ухтомский А.А. Избр. труды. Л.: Наука, 1978.
Файвишевский В.А. Биологически обусловленные бессознательные мотивации в структуре личности. В кн.: Бессознательное. Природа, функции, методы исследования. Т. IV. Тбилиси: Мецниереба, 1980.
Файвишевский В.А. О существовании неосознаваемых негативных мотиваций и их проявлении в поведении человека. В кн.: Бессознательное. Природа, функции, методы исследования. Т.III. Тбилиси: Мецниереба, 1978.
Федоренко Н.П., Реймерс Н.Ф. Стратегия экоразвития. В кн.: Взаимодействие общества и природы как глобальная проблема современности: тезисы теоретической конференции. М. - Обнинск: ВНИИСИ, 1981.
Федорович И.В. Концепции современного естествознания с позиций Универ-сальной истории. Методологич. указания и планы семинарских занятий. Сыктывкар: Изд.-во СГУ, 2000.
Федорович И.В. "Концепции современного естествознания" с позиций Универ-сальной истории. // Вестник РУДН, Серия ФЕО, 2002, №7 (1-2).
Фейербах Л. Сущность христианства. В кн.: Л. Фейербах. Избр. филос. произв. Т. II. М.: Политиздат, 1955.
Фейнман Р. Характер физических законов. М.: Наука, 1987.
Философия отношений с природой: споры вокруг глубинной экологии. Ред. В.Е. Ермолаева. М.: ИНИОН, 1997.
Фирсов Л.А. Поведение антропоидов в природных условиях. Л.: Наука, 1977.
Флиер А.Я. Рождение жилища: пространственное самоопределение первобытно-го человека. // Общественные науки и современность, 1992, №5.
Фомичев А.Н. Термодинамический аспект развития экологических систем. В кн.: Системные аспекты концепции развития: Сб. трудов. Вып.4. М.: ВНИИСИ, 1985.
Форд К. Мир элементарных частиц. М.: Мир, 1965.
Франкфорт Г., Франкфорт Г.А., Уилсон Дж., Якобсен Т. В преддверии фило-софии. М.: Наука, 1984.
Франселла Ф., Баннистер Д. Новый метод исследования личности. М.: Прогресс, 1987.
Фрейд З. Почему война? В кн.: Фрейд З. Психоанализ. Религия. Культура. М.: Ренессанс, 1992.
Фрейд З. Тотем и табу. М.: Олимп, 1998.
Фридман Л.А. Процесс глобализации и его воздействие на развитые и развивающиеся страны. М.: И. Ц. ИСАА при МГУ, 1999.
Фромм Э. Анализ некоторых типов религиозных переживаний. В кн.: Э. Фромм. Иметь или быть? М.: Прогресс, 1990.
Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М.: Республика, 1994.
Фрэзер Дж. Золотая ветвь. М.: Политиздат, 1983.
Фукуяма Ф. Конец истории? // Вопросы философии, 1990, №3.
Фурс В.Н. Глобализация жизненного мира в свете глобальной теории. // Обще-ственные науки и современность, 2000, №6.
Хазен А.М. Разум природы и разум человека. Кн. 3. М.: Б./и., 2000.
Хайек Ф.А. Пагубная самонадеянность. Ошибки социализма. М.: Новости, 1992.
Хакен Г. Синергетика. М.: Мир, 1980.
Хантингтон С. Столкновение цивилизаций? // Полис. Политические исследова-ния, 1994, №1.
Хейзинга Й. Осень Средневековья. Исследование форм жизненного уклада и форм мышления в XIV и XV веках во Франции и Нидерландах. М.: Нау-ка, 1988.
Хокинг С. Наука в следующем тысячелетии. // Наука и религия, 1998, №12.
Хокинг С. От большого взрыва до черных дыр. Краткая история времени. М.: Мир, 1990.
Хрестоматия по истории Древнего Востока. В 2-х частях. М.: Высшая школа, 1980.
Цивилизации на Земле и в космосе. // Общественные науки и современность, 2000, №1.
Чайлд Г.В. Археологические документы по предыстории науки. // Вестник исто-рии материальной культуры, 1957, №1.
Чайлд Г.В. Прогресс и археология. М.: Гос. изд.-во иностр. лит., 1949.
Человек и война. "Круглый стол" ученых. // Общественные науки и современ-ность, 1997, №4.
Черных Е.Н. Энергия древних культур. В кн.: Малинова Р., Малина Я. Прыжок в прошлое. Эксперимент раскрывает тайны древних эпох. М.: Мысль, 1988.
Чижевский А.Л. Физические факторы исторического процесса. Калуга: 1-я Гос-типолитография, 1924.
Чудинов Э.М. Природа научной истины. М.: Политиздат, 1977.
Шафаревич И. Две дороги - к одному обрыву. // Новый мир, 1989, №7.
Шахназаров Г.Х. Откровения и заблуждения теории цивилизаций. М.: Совр. гу-ман. унив., 2000.
Шахнович М.И. Первобытная мифология и философия. Предыстория философии. Л.: Наука, 1971.
Шевкаленко В.Л. Диалектика геологического развития Земли. Хабаровск: ДНАН, 1992.
Шевкаленко В.Л. Разум как геологическое явление. Хабаровск: ПГО, 1996.
Шелер М. Человек и история. В кн.: Человек: образ и сущность (гуманитарные аспекты). Перцепция страха. Ежегодник - 2. М.: ИНИОН, 1991.
Шемякина О.Д. Эмоциональные преграды во взаимодействии культурных общностей. // Общественные науки и современность, 1994, №4.
Шишков Ю.В. Демографические перспективы мирового сообщества. В кн.: Гло-бальные проблемы: географическая панорама 2002. Материалы постоян-но действующего междисциплинарного семинара Клуба ученых "Глобальный мир". Вып.7 (19). М.: ИМЭМО, ИМ, 2002.
Шкловский И.С. Вселенная. Жизнь. Разум. М.: Наука, 1977.
Шкловский И.С. Существуют ли внеземные цивилизации? // Земля и Вселенная, 1985, №3.
Шкуратов В.А. Историческая психология. Ростов/Дон: "Город N", 1994.
Шмелев А.Г. Введение в экспериментальную психосемантику: теоретико-методологические основания и психодиагностические возможности. М.: Изд.-во МГУ, 1983.
Шноль Э.С. Физико-химические факторы биологической эволюции. М.: Наука, 1979.
Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. Т.1. Геш-тальт и действительность. М.: Мыль, 1993.
Шредингер Э. Что такое жизнь с точки зрения физика? М.: Атомиздат, 1972.
Эйнштейн А. Физика и реальность. Сборник статей. М.: Наука, 1965.
Энгельгардт М.А. Вечный мир и разоружение. СПб.: Ф.Павленков, 1899-а.
Энгельгардт М.А. Прогресс как эволюция жестокости. СПб.: Ф. Павленков, 1899-б.
Энгельс Ф. Диалектика природы. В кн.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. 20. М.: Изд.-во политич. лит., 1956-а.
Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии. В кн.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.21. М.: Изд.-во политич. лит., 1956-б.
Эшби У.Р. Введение в кибернетику. М.: Изд.-во иностр. лит., 1959.
Юревич В.А. Время в представлении древнего человека. В кн.: Развитие цивилизации и Новый Свет: Первые Кнорозовские чтения. Материалы науч. конференции. М.: РГГУ, 1999.
Яковенко И.Г. Цивилизация и варварство в истории России. Статья 4. Государственная власть и "блатной мир". // Общественные науки и современность, 1994, №4.
Яковец Ю.В. История цивилизаций. М.: Владос, 1997.
Яковец Ю.В. Цивилизации в глобализированном мире XXI века: растворение, столкновение или трансформация? В кн.: Глобальные проблемы: геогра-фическая панорама 2002. Материалы постоянно действующего междис-циплинарного семинара Клуба ученых "Глобальный мир". Вып.7 (19). М.: ИМЭМО, ИМ, 2002.
Ярхо В.Н. Была ли у древних греков совесть? (К изображению человека в ан-тичной трагедии). В кн.: Античность и современность. М.: Наука, 1972.
Ясперс К. Смысл и назначение истории. М.: Политиздат, 1991.
A national security strategy for a new century. October 1998. Wash., 1998.
An Interview with J.R. McNeill and William H. McNeill. Conducted by Donald A. Yerxa. // Historically speaking. Vol. IV, Nov. 2002.
Benci V., Galleni L., Santini F. On the existence of stable isolated ecosystems outside the Earth. In: Astronomical and biochemical origins and the search of life in the Universe. Bologna, Italy: Editorica compositori, 1997.
Bettelheim B. The informed heart. N-Y: Free press, 1960.
Bierce A. The devil's dictionary. N.Y.: Wordsworth Reference, 1996.
Biery J., Cognitive complexity-simplicity and productive behavior. // Journal of ab-normal and social psychology, 1955, vol. 51.
Blainey G. Triumph of the nomads. A history of ancient Australia. Melbourne - Sid-ney: Macmillan co. of Australia, 1975.
Boserup E. The conditions of agricultural growth. Chicago: Adline, 1965.
Carneiro R.L. The four faces of evolution. In: Handbook of social and cultural an-thropology. N.Y.: Rand McNally College Publishing Co., 1974.
Carneiro R.L. The muse of history and the science of culture. N.Y.: Kluver Aca-demic/Plenum, 2000.
Cauvin J. Naissance des divinites, Naissance de l'agriculture. Paris: CNRS, 1994.
Chaisson E.J. Cosmic evolution: the rice of complexity in nature. Cambridge, Mass.: Harvard Univ. Press, 2001.
Chick G. 1998. Games in culture revisited. // Cross-Cultural Research, Vol.32, #2.
Chick G. Cultural complexity: The concept and its measurements. // Cross-cultural re-search, 1997, V. 31, #4.
Christian D. Maps of time: an introduction to Big History. Berkeley: Calif.: Univ. of California Press, 2004.
Christian D. The case for "Big History". // Journal of World History, 1991, Vol. 2, #2.
Clastres P. Arqueologie de la violence: la guerre dans les societes primitives. // Libre: politique-antropologie-philosophie. 1971, vol.1.
Clastres P. El arco у el cesto. // Alcor, 44 - 45. Mayo - agosto. Asuncion, 1967.
Coats J. The highly probable future. // The Futurist, 1994. July - Aug.
Cohen M.N. Health and the rise of civilization. New Haven, London: Yale Univ. Press, 1989.
Cornish E. Cyber future. // The Futurist, 1996. Jan. - Feb.
Crawford M., March D. The driving force: food in evolution and the future. London: Mandarin, 1989.
Croswell K. Why intelligent life needs giant planets. // New scientist, 24 October (18) 1992.
Danielson P. Evolution and the social contract. // Canadian journal of philosophy, 1998, vol. 28, #4.
Davis J. Toward a theory of revolution. In: Studies in social movements. A social psychological perspective. N-Y: Free press, 1969.
Dayton L. Pacific islanders were world's first farmers. // New scientist, 1992, 12, De-cember.
Diamond J. Guns, germs, and steel. The fates of human societies. N-Y., London: W.W. Norton & Company, 1999.
Diamond J. The evolution of human inventiveness. In: What is life? The next fifty years. Speculations on the future of biology. Cambridge Univ. Press, 1997.
Edelstein L. The idea of progress in classical antiquity. Baltimore: Johns Hopkins press, 1967.
Ember C.A., Ember M. Cultural anthropology. New Jersey: Plentice hall, 1999.
Global Environmental Outlook-3, Vol. 3, Aug. 2002.
Goudsblom J. The impact of the domestication of fire upon the balance of power be-tween human groups and other animals. // Focaal, #13, 1990.
Hays.D.G. Relativism and Progress. // Journal of Social and Evolutionary Systems, 1995, #18(1).
Hays D.G. Evolution of technology through four cognitive ranks. (Discbook) White Plains, N-Y.: Connected education Inc., 1993.
Heylighen F., Campbell D.T. Selection of organization at the social level. // World futures, 1995, vol. 45.
Huges-Warrington M. Big History. // Historically speacking. The bulletin of the Historical society. Vol.IV/ #2, November 2002.
Hunt Mc.V.J. Intrinsic motivation: information and circumstance. In: Information the-ory and information processing. N.Y.: The Ronald Press Co., 1971.
Huntington S. The clash of civilizations and the remaking of world order. N-Y: Simon and Schuster, 1997.
Illustrated history of the world. G






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных