Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Организация производственно-хозяйственной деятельности в энергохозяйстве




Рассматривая порядок выполнения функций и подфункций управления энергетикой предприятия, следует отметить, во-первых, что они про­низывают все области деятельности и, во-вторых, имеют в этих областях некие приоритетные элементы. Образующиеся на пересечении функций и областей функциональные подсистемы управления являются своего рода «Оглавлением» всей организационно-экономической работы энергослужбы. Некоторым из них уделяется больше внимания, другим — меньше, по мере необходимости, а также из-за очень большого объема управленческой работы в энергохозяйстве.

Действительно, если перемножить количество функций и подфункций (их 17) на количество областей (их 12), получается 204 «заголовка» — комплекса задач в общем перечне управленческих работ энергослужбы. В каждом таком комплексе число задач определяется количеством видов энергии, энергетических объектов (производств, цехов, участков и даже отдельных энергетических и энергоиспользующих установок), других показателей. В результате общее количество управленче­ских задач и работ измеряется несколькими тысячами.

Для примера этого многообразия целесообразно перечислить и кратко рассмотреть организацию структуры в основных областях деятельности.

1.1-1. Организация структуры потребления энергии. На всех предприятиях потребляется одновременно несколько видов энергии и энергоносителей. При этом виды энергии, применяемой в производственных процессах, взаимозаменяемы:

для привода механизмов могут использоваться электроэнергия -— в электродвигателях; тепловая энергия (пар) — в паротурбоприводах; топливо — в двигателях внутреннего сгорания; сжатый воздух — в силовых пневмоаппаратах;

для термических (тепловых и холодильных) процессов применяются топливо — в печах, котлах и других огневых процессах; тепловая энергия — нагрев в варочных котлах, сушилках, калориферах, теплообменниках и т.п., для получения холода в абсорбционных холодильных установках (АХУ); электроэнергия —- в электронагревателях (ТЭН'ах), в дуговых, высокочастотных (ВЧ), индукционных и других печах, для производства холода в холодильно-компрессорных установках;

для химических процессов используются топливо в окислительно-восстановительных печах (домнах, мартенах и т.п.); электроэнергия в электролизерах, гальванических ваннах и т.д.; тепловая энергия в реакторах, диализаторах и пр.

1.1-2.Организация структуры использования энергии. Суть этой задачи станет ясной после рассмотрения состава энергозатрат в производственных процессах, выявляемых при анализе энергоиспользования.

1.1-3.Организация структуры энергетического оборудования и порядка его эксплуатации. Выбор оборудования (на действующем предприятии — его замена, реконструкция, модернизация) связан с его физическим и моральным износом. В настоящее время в промышленности парк оборудования в значительной степени изношен физически и особенно морально. При реконструктивных мерах важно заменять старое оборудование не просто на новое, а на энергосберегающее. В решении этой технико-экономической задачи критерием выбора должны стать лучшие показатели энергоиспользования у нового оборудования — КПД, КПИ, удельные расходы энергии на единицу продукции (полупродукта), работы или на технологическую операцию.

1.1-4.Организация структуры режимов энергоснабжения и работы энергооборудования. Здесь самое главное и особенно актуальное сегодня — выбор таких режимов энергопотребления, которые позволяли бы уплотнять график нагрузки, повышать число часов использования максимума и тем самым снижать цену электроэнергии, покупаемую по двуставочному (или многоставочному) тарифу.

1.1-5.Организация структуры в системе надежности энергоснабжения и работы энергооборудования. Это выбор и организация наиболее надежных схем энергопитания потребителей и правильно установленная селективность (последовательность) работы систем релейной защиты и автоматики (РЗиА).

1.1-6.Организация структуры внутризаводского энергонадзора. Необходимо организовать контроль за правильностью работы всего энергетического и особенно неэнергетического персонала с энергооборудованием, а также за рациональным использованием энергии в производстве (задачи функции анализа).

1.1-7.Организация структуры ремонтного обслуживания энергооборудования. Наиболее важно организовать четкое ремонтное обслуживание в соответствии с графиками планово-предупредительных ремонтов (системы ППР).

1.1-8.Организация структуры труда и кадров энергетики. Необходим правильный подбор энергетических кадров по специальностям и профессиям, четкое нормирование труда энергетиков.

1.1-9.Организация структуры материально-технического снабжения энергохозяйства. Требуется правильно и четко разрабатывать планы потребностей и управлять запасами материальных ценностей, грамотно вести складское хозяйство.

1.1-10.Организация структуры экономической работы в энергохозяйстве. Это по существу организация структуры управления энергохозяйством.

1.1-11.Организация структуры развития производства и энергетики. Главное в этой проблеме — синхронное развитие производства и обеспечивающей его энергетики (на практике имелись факты, когда при наращивании основного производства об энергетике забывали). Здесь также важно заботиться о приобретении энергосберегающего технологического оборудования.

Аналогично приведенному перечню можно было бы рассмотреть все функциональные подсистемы управления энергетикой предприятия. В учебнике задача не ставится. Поэтому отдельные функциональные

подсистемы будут упоминаться или кратки описываться по мере надобности.

Эффективность работы энергетического хозяйства предприятия во многом зависит от степени совершенства организационной структуры управления энергослужбой. Качество организационной структуры (оргструктуры) определяется прежде всего способностью к оптимальному выполнению функций управления во всех областях деятельности. Поэтому здесь создаются производственные и управленческие подразделения, в задачи которых входит работа по одной функции («планирование» — плановый отдел, «бухгалтерский учет» — бухгалтерия, «нормирование» — бюро нормирования и т.д.), в одной (или нескольких) областях деятельности («ремонтное обслуживание» — ремонтный цех, «использование энергии)) —-бюро энергоиспользования и т.д.), а также в функциональных подсистемах («контроль и регулиро­вание потребления энергии» — диспетчерская служба энергохозяйства и др.).

На предприятиях различных отраслей применяются централизованная, децентрализованная и смешанная схемы управления. В отдельных случаях возникает так называемая «штабная» схема, организуемая обычно как временная мера, для решения конкретных задач.

При централизованном управлении в энергослужбу, возглавляемую главным энергетиком предприятия, включаются энергетики, обслуживающие общезаводское и цеховое энергооборудование. Между главным энергетиком, его управленческим аппаратом (отделом главного энергетика) и всеми энергетиками предприятия устанавливаются линейные-управленческие связи прямого подчинения. Такая схема управления характерна для небольших и средних предприятий с малоразвитым энергохозяйством,

При децентрализованном управлении энергослужба охватывает только общезаводскую часть энергетики. Цеховой энергетический персонал подчиняется руководству своих цехов, а с энергослужбой имеет лишь функциональные связи — по вопросам эксплуатации и ремонта цехового энергооборудования, энергоснабжения, энергопотребления и энергоис-пользования в цехе. Такая схема применяется на крупных предприятиях со сложным энергетическим хозяйством,

Смешанная предусматривает частичную децентрализацию управления, при которой энергетики некоторых цехов и служб подчинены руководству своих подразделений, а в некоторых — энергослужбе предприятия.

Применение той или иной схемы, большая или меньшая степень централизации управления энергетикой на предприятиях определяются исходя из местных условий с учетом размеров энергохозяйства. В промышленности существуют разные подходы к организации структуры управления энергетикой. Согласно многочисленным разработаны категории энергохозяйства. Для разных категорий устанавливаются организационные структуры, схемы подчиненности энергетических подразделений, численность управленческого персонала (отдела главного энергетика).

Наиболее распространены следующие системы категорировавия.

На предприятиях черной металлургии категория энергослужбы устанавливается в зависимости от числа баллов. По одному баллу начисляет­ся за каждые 20 млн.кВт-ч годового электропотребления, за каждые 50 тыс.ту.т./год, за каждые 500 шт, электрических машин. Общее коли­чество баллов умножается на коэффициент 0,27 чел./балл и результат (с округлением) определяет категорию энергослужбы и численность отдела главного энергетика.

 

 
 

 

 


Рис. 19.1. Примерная схема управления энергетической службой на промышлен­ном предприятии (I и II категории)

На химических предприятиях категорирование также связано с вычислением баллов в зависимости от объемов потребления электроэнергии, тепловой энергии и воды. На одну категорию выше (включая «нулевую», внекатегорийную) относите энергослужба, имеющая в своем составе один из следующих объектов: ТЭЦ, котельные, холодильные, компрессорные, воздухоразделительные, водородно-кислородные станции; котлы-утилизаторы; водооборотные системы; собственные источники водоснабжения — водозаборы, артезианские скважины и др. Примерная структура управления энергослужбой, отнесенной к I или ко II ка­тегории, приведена на рис. 19.1.

Разработана система категорирования, основанная на трудоемкости планово-предупредительного ремонта в.энергохозяйстве — от 10 до 5000 тыс. чел.ч/год и выше. Некоторые специалисты устанавливать и численность управленческого персонала в нем в зависимости от ряда производственных факторов по уравнениям регрессии. Численность управленческого персонала (ЛАУП) рассчитывается в зависимости от численности производственных рабочих на предприятии (Лпр), численности рабочих в энергохозяйстве (Лэ; стоимости производственных фондов (F), их активной части (Fa) и отдельно энергооборудования (Рэ); общего количества потребляемой энергии, переведенной в условное топливо (В); общего количества единиц энергооборудования, приведенных в единицах ремонтосложносги (Ptl). Нормативная численность управленческого персонала вычисляется по одной из четырех формул в зависимости от степени влияния того или иного фактора:

ЛАУП = 0,208F 0,9102;

лауп = 0,0223Лэ 0,19Fа0,414;

лауп = 0,023Лпр0,542Fа0,414

лауп = 2 + 0,9Fэ-т-0,55Рсл + 0,01В =

ЛАУ1|.

Эти формулы предлагается применять для определения численности ИТР в подразделениях энергохозяйства.

В условиях рынка оргструктура управления энергетикой на предприятиях должна обладать по крайней мере двумя новыми качествами:

наибольшей четкостью в построении производственных и функциональных подразделений для успешного выполнения целевой функции;

разрастанием экономических подразделений в связи с резким увеличением объема экономической работы.

Примерная схема управления энергетическим хозяйством предприятия в условиях хозяйственной самостоятельности приведена на рис. 19.2.

Основные задачи функциональных подразделений энергослужбы, традиционных и вводимых для экономической поддержки хозяйственной самостоятельности, в большинстве случаев следуют из их названий. Для ряда из них целесообразно дать некоторые пояснения.

Главной задачей энергоэкономического бюро должно быть проведение на предприятии энергосберегающей политики, анализ энергоиспользования в производственных процессах, разработка организационно-тех­нических мероприятий по энергосбережению.

Задачи бюро нормирования и энергобалансов — создание системы нормирования энергозатрат в производственных процессах на основе анализа энергоиспользования, проводимого совместно с энергоэкономическим бюро; разработка технологических норм по наиболее энергоемким операциям, процессам, на переделы, полупродукты, на единицу сырья или готовой продукции по всей ее номенклатуре; разработка норм энергопотребления на санитарно-технические нужды в зависимости от климатических и сезонных факторов; нормирование энергозатрат во вспомогательных процессах и производствах, потерь в энергетических коммуникациях и в энергооборудовании, собственных нужд энергохозяйства; разработка общепроизводственных — цеховых и заводских — норм энергозатрат на продукцию, работы и услуги. Здесь же должно вестись планирование энергообеспечения путем разработки плановых (текущих) и перспективных энергобалансов для всех коммерческих (хозрасчетных) потребителей на предприятии и вне его.

 


Рис. 19.2. Примерная схема управлении энергетикой на промышленном предприятии в условиях хозяйственной самостоятельности энергослужбы

 

Бюро по энергетическому учету, контролю и надзору должно заниматься ведением и совершенствованием оперативного и статистического (текущего) учета производства, распределения и потребления энергоресурсов и соответствующей отчетностью; оперативным (совместно с диспетчерской службой) и текущим контролем и регулированием энерго­обеспечения, внутризаводским энергонадзором.

Планово-экономическое бюро (отдел) призвано планировать произ­водственно-хозяйственную деятельность энергохозяйства (кроме производства и потребления энергоресурсов), коммерческие отношения с подразделениями предприятия и внешними потребителями.

Финансовое бюро (отдел) должно осуществлять финансовые операции по финансированию производственно-хозяйственной деятельности энергослужбы, финансовые операции с поставщиками и потребителями — при наличии у энергослужбы собственного банковского счета или субсчета.

Энергосбыт организуется для ведения расчетов за потребляемую энергию, энергоносители и энергетические услуги с внутризаводскими и внешними потребителями, для чего должны разрабатываться внутризаводские и внешние тарифы, в том числе система штрафных тарифов за нерациональное энергоиспользование с превышением обоснованных и утвержденных норм.

 

Эти тарифы принципиально отличаются от тарифов энергоснабжающих организаций, регулируемых государством. Внутризаводским, «своим» потребителям энергия продается по государственным тарифам с наценкой на затраты энергохозяйства и стоимости потерь во внутризаводских сетях (заводская себестоимость, цена производства). Среди внешних потребителей имеются коммунально-бытовые, бюджетные (государственные учреждения) и прочие предприятия всех форм собственности. Коммунально-бытовым и бюджетным потребителям энергия должна отпускаться строго по тарифам, предписанным федеральными и муниципальными властями, причем нередко эти тарифы — ниже заводской себестоимости. Тогда для остальных внешних потребителей приходится завышать тарифы, чтобы компенсировать убыточность энергоснабжения коммунального хозяйства и бюджетной сферы. Естественно, эти потребители недовольны таким положением вещей и стремятся непосредственно подключаться к энергосистемам, искать и создавать собственные, мелкие и неэкономичные, но «свои» источники энергоснабжения. При этом, несмотря на высокую себестоимость таких источников, энергия им обходится дешевле, чем покупная.

 

Техническое бюро (отдел) должен проводить в энергохозяйстве единую техническую политику, организовывать проверки и экспертизы технического состояния энергооборудования (энергетического и энергоиспользующего), разработку предложений о техническом перевооружении с применением энергосберегающей техники, по реконструкции и модер­низации энергохозяйства.

Бюро автоматизации энергохозяйства должно заниматься метрологическим обеспечением, внедрением средств автоматизации и телемеханизации как в производственных энергетических процессах, так и при выполнении функций управления. Высшей формой автоматизации управления в энергослужбе является создание автоматизированной системы управления энергетикой (АСУЭ), объединяющей управление технологическими процессами производства, передачи, распределения, потребления и использования энергии (АСУТП), оперативно-диспетчерское управление (АСДУ) и управление производственно-хозяйственной деятельностью энергослужбы (АСУП).

Отдельные задачи управления в конкретных условиях предприятий могут распределяться между перечисленными функциональными подразделениями по-разному, не все из них могут присутствовать, по целесообразности они могут объединяться или вводиться новые. При наработке опыта вся организационная система управления энергохозяйством может и должна совершенствоваться, приспосабливаясь к изменяющимся рыночным условиям.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных