Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Лекция № 11 – Духовные причины экологического кризиса

В. Тушкин – Самое сокровенное знание.

Веды являются своего рода удивительным синтезом науки и религии. И существуют различные типы технологий. Технологии духовные, технологии основанные на гармонии человека с природой и технологии разрушительные, синтетические, которые основаны на эксплуатации ресурсов, разрушении окружающей среды, поэтому мы перейдет к этой теме, которая глубже раскроет вопрос взаимоотношений человека с природой, с Богом, с высшими законами и как это все отражается непосредственно на нашей среде обитания.

Совершенно очевидно, что современные технологии не так эффективны насколько это может показаться, а их побочные эффекты перекрывают те блага, ради которых эти технологии создаются.

Не секрет что экологическая ситуация в мире стала ухудшаться именно в связи с научно-технической революцией и введением новых технологий. Современная наука стала бурно развиваться в Западной Европе в последние где-то 300-400 лет в посттрадиционной культуре.

А традиционная культура, в качестве своего основания имела веру в высшее существо, в Бога и убежденность в том, что раз Бог совершенен, то и его творение тоже совершенно, поэтому оно не нуждается в реформах. И такое духовное понимание в практической и экономической сферах выражалась в том, что люди не усложняли свою материальную жизнь развитием искусственных потребностей индустрии. Экономика была преимущественно аграрной, крупной индустрии не было, ремесла удовлетворяли бытовые потребности людей. Люди были как-то проще, мудрее они жили ближе к природе и чувствовали свою зависимость от нее.

В доиндустриальной Европе люди верили, что человеческая жизнь имеет объективную духовную божественную цель, поэтому материальный прогресс имел второстепенную роль по отношению к духовному развитию.

Очень хорошо сказал о менталитете людей тех времен профессор Йельского университета Роберт Лопец: Этим людям не было нужды, как Эйнштейну создавать общую теорию физики, ибо Господь обладающий всепроникающей природой уже создал эту общность и единство, он поддерживал порядок в мире, уравновешивал все противоречия, был импульсом всех действий, а также являлся общепринятой целью жизни. Так он сформулировал их представление об общности, когда они пытались создать единую картину мира не на основе физических представлений о единстве реальности, а когда главной точкой сборки, центром этой схемы мироздания выступала разумная Личность, источник творения. Это и было собственно общей концепцией мира.

Итак, даже первые ученые Европы такие как Николай Коперник признавали что вселенная это божественное творение, но уже позже в эпоху Ренессанса или “эпоху просвещения” в кавычках ученые опьяненные своими открытиями все меньше стали замечать руку Бога на холсте вселенной. Космос в их глазах становился все более холодным и безжизненным местом, который управляется не божественными силами, а просто математически описуемыми физическими законами. Так появилась философия редукционизма. Редукционизм означает сокращение, редакция, когда все творение низводится до материальных элементов, отказывается существование чему-то более высокому, духовному.

Итак, появилась философия редукционизма, которая до сих пор составляет основу современной науки. Эта философия означает, что душа и Бог безжалостно упраздняются, как ненужные понятия. Все наши внутренние переживания учеными пытаются объяснить рефлексами и высшей нервной деятельностью. Попытки понять феномен жизни на опытах ученых с мышами и лягушками убедили ученых в вечности материализма, как им показалось. Как сказал один мудрый человек – Варварские методы привели к варварским выводам. Но как именно сознание возникло из мертвой материи до сих пор непонятно самим ученым, эта загадка, как была, так и есть.

Итак, знание не отягощенное ответственностью перед Богом нужно было ученым для того, чтобы покорить природу. Всем известен афоризм Френсиса Бекона: Знание – сила. Вот еще одно известное высказывание нашего известного ученого Мичурина. Он сказал: Мы не можем ждать милости от природы, взять их у нее вот наша задача. То есть дух насилия на природой, желание покорить природу ясно прослеживается в этих словах.

Но по иронии судьбы, чем больше мы пытаемся покорить природу, тем больше мы становимся зависимыми от нее, это очевидно.

И этот процесс разделения науки и религии, когда наука и религии я разошлись он не случайно начался именно в Европе, потому что европейское духовенство вследствие тесного слияния и компромиссов с политическими кругами стало терять духовное знание, т.е. саму сущность религии. Утратив знание священники стали противопоставлять веру разуму.

Примером этого является инквизиция и этим самым они отвратили от религии интеллигенцию тех времен, которая стала искать альтернативные пути объяснения мира. И это размежевание деградировавшего духовенства и ищущей интеллигенции стало основой раскола разума и веры и породило с одной стороны материалистическую науку, которой чужда всяка духовность, а с другой стороны духовность стала полностью сентиментальной, из нее практически полностью исчезло духовное знание. Это разделение привело к тому, что проиграли все. Религию стали обвинять в сентиментальности, недостатке знания, а науку стали осуждать за излишний рационализм, холодность и бездуховность.

В Индии как интересно такого раскола между наукой и религией никогда не было, поскольку Веды, как раз объединяют в себе науку и религию. И они дают человеку подробное описание мира и при этом высшую духовную цель жизни. Одним словом Бога, как источник мира можно не только познать, но также можно еще и полюбить, т.е. пробудить эмоциональное и духовное начало.

Лишь со времен второй половины ХХ века со времен правления Джавахалнеру Неру Индия игнорируя свое духовное наследие стала на порочный путь материализма.

Итак, нынешние экологические проблемы являются естественными и предсказуемыми последствиями деятельности цивилизации основанной на материалистической науке и технократии, которые зародились в Европе несколько столетий назад и позже распространились по всему миру. В этой лекции я не пытаюсь осудить науку и технологию как таковые, а просто пытаюсь показать к чему они приводят, когда игнорируют духовную сторону реальности без достаточных оснований. Потому что она не описывается языком физики и математики. Ну и что науки не описаны математическим языком, например, социология, психология, которые стали называться науками не так давно, всего несколько десятков лет назад. И тем не менее им присвоен статус науки. Почему духовное знание, религия лишены такого статуса, это несправедливо.

Итак, когда наука игнорирует духовную сторону реальности без достаточных оснований, тогда получается, что технический прогресс не сопровождается прогрессом духовным.

Без технологии конечно жить невозможно, но есть технологии естественные, которые не нарушают отношения человека и среды обитания, а есть технологии синтетические, и как раз они являются основной причиной экологического кризиса, потому что биосфера земли не усваивает множество продуктов современных технологий, они остаются здесь.

В одном из стихов Бхагават Гиты говорится о том, что атеистические взгляды неизбежно приводят к разрушению мира и разрушительная деятельность на санскрите звучит, как УГРА КАРМА, от корня Угра происходит русское слово угроза. Угра карма эта угрожающая или разрушительная деятельность и поэтому атеизм или материализм это не просто какая-то философия, это философия с определенными практическими последствиями, потому что всякая философия имеет свои моральные и материальные последствия.

И можем посмотреть к каким экологическим последствиям привел воинствующий материализм. Я буду приводить статистические данные, которые я взял из базы данных Всемирной организации здравоохранения и Комитете при контроле экологической ситуации при ООН.

Там говорится, что миллионы гектаров тропических лесов вырубаются ежегодно под пастбища для убойного скота, при нынешних темпах все тропические леса будут вырублены через 80 лет. А леса это, как известно легкие планеты.

Второй показатель экологического кризиса – разрушение почвы через химические удобрения. Естественную питательность почвы сейчас заменяют химией, поэтому овощи и фрукты становятся безвкусными да еще и опасными для здоровья. Начиная с 50-х годов уже 1/5 плодородных земель планеты уничтожено. Для защиты урожая от насекомых овощи и фрукты опрыскивают пестицидами, которые потом возвращаются к нам же в в идее пищи.

Следующий показатель экологического кризиса это горы мусора, которые стали символом эпохи потребления. Жители там называемых развитых стран используют в 10 раз больше стали, в 12 раз больше топлива, в 15 раз больше бумаги, чем жители развивающихся стран.

Ядовитые отходы. Современная промышленность активно использует такие тяжелые металлы, как свинец, хром, ртуть, никель и кадмий. Их неизбежное присутствие в воде и в воздухе через пары (12:01) вызывает малокровие и умственную отсталость особенно у детей.

Следующий момент экологического кризиса это аварии на химических заводах.

Следующий момент это ядерные отходы и аварии на атомных электростанциях. В США, например, в среднем за год аварийное отключение АЭС срабатывает 765 раз, каждый день два раза. Ядерные отходы, которые либо тайно сбрасывают в океан либо честно закапывают в землю, сохраняют свою токсичность, сколько бы вы думали – 250 000 лет. Около 1000 видов редких животных находятся на грани уничтожения.

Теперь что касается загрязнению воды. Ежегодно при авариях на нефтяных скважинах в океан угодит до 120 млн. галлонов нефти. 1/3 населения земли используют питьевую воду не соответствующую санитарным нормам, а поскольку тело человека на 75% состоит из воды это сильно садит печень, почки и т.д., потому что качество грязной воды подкашивает здоровье очень сильно.

Воздух. Больше всего токсинов поступает в наш организм через воздух. Автотранспорт главный источник этой проблемы. 2/3 населения городов дышат таким воздухом, как если бы они выкуривали 10 сигарет в день. Если вы некурящий человек и просто живете в городе, то считайте что дышите таким воздухом что выкуриваете 10 сигарет в день. Грязный воздух вызывает кислотные дожди.

Следующий момент это разрушение озонового слоя и т.д.

Это высокая цена за отказ от простой жизни и возвышенного мышления. Технократия убеждает нас, что именно это есть прогресс, что мы сейчас наблюдаем.

Особую роль в углублении экологического кризиса играет мясная промышленность, она напрямую связана с уничтожением лесов, образования пустынь, перерасходом воды, загрязнением воздуха и эрозии почвы. Каждый килограмм мяса южноамериканских коров получается за счет вырубки 55 кв. м. тропической растительности. Представьте 1 кг мяса = 55 кв.м. тропической растительности.

Далее в США 260 000 000 акров леса вырублено под пастбища для убойного скота. Тот, кто становится вегетарианцем спасает 1 акр деревьев в год. 1 кг мяса производится за счет потери 35 кг плодородного слоя почвы. Мясная промышленность сжигает огромное количество ископаемого топлива загрязняя воздух. Для производства говядины требуется в 39 раз больше энергии, чем для производства зерна и сои. Около 50 % загрязнения воды в США происходит в связи с откормом скота. Пестициды и удобрения используемые для откорма скота стекают в озера и реки, они также отравляют грунтовые воды.

Итак, получается, что построенная на атеизме безрассудная цивилизация привела планету к серьезной опасности и западные страны несут самую большую ответственность за экологический кризис. Получает что стиль жизни этого высшего эшелона, водителей машин, любителей Кока-колы и производителей огромного количества отходов создало очень большую угрозу для планеты.

На протяжении веков философы, духовные лидеры осуждали материализм, как гибельный путь и все же заинтересованные в наживе круги пропагандируют идеологию, которая измеряет качество жизни ростом потребления, но возрастающее потребление истощает ресурсы, поэтому материализм экономически и экологически это обреченная философия. Опять же мы говоримо том, что у всякой философии есть свои практические последствия. Это не просто такая безобидная вещь: Верю в Бога, не верю в Бога. Если человек игнорирует эти высшие законы это не просто дело его совести это имеет, а это имеет совершенно четкие последствия.

Когда мы пытаемся грубо вмешиваться в материальный мир использовать не естественные, а именно искусственные синтетические технологии, то это оборачивается такими тяжелыми последствиями, о которых я уже говорил.

Итак, это возрастающее потребление истощает ресурсы. Материализм не переживет тех трудностей, в которые загнал сам себя и всех людей, поэтому нужен прорыв к духовному сознанию.

(20:40) Очевидно, что не сама наука и техника привели планету в ужасное состояние, а дух материализма и отсутствие понимания законов более высокого порядка. Поэтому наивно думать, что какими-то поверхностными методами можно решить проблему экологии. А ведь именно так думает большинство людей. Я приведу некоторые примеры того, как вполне искренние, но лишенные духовного знания люди пытаются решить проблемы экологии. Чем они занимаются?

Они создают комитеты по контролю за экологической ситуацией, могут проводить массовые демонстрации против строительства АЭС или вредных производств у городов и деревень, стимулируют такие процессы, как переработка отходов, бойкотируют и объясняют другим вредность определенных товаров, чтобы разорить вредные производства, они переходят на вегетарианство и кожезаменители. Они пытаются пробудить людей к реальности. Они участвуют в деятельности обществ охраны природы типа GREENPEACE и тому подобное.

Но, несмотря на все эти благие начинания кризис продолжает углубляться, потому что корень этой проблемы остается нетронутым, потому что сам потребительский дух именно он загоняет нас в кризис. И получается такая интересная вещь, что мы предстаем перед очевидной диллемой. В чем она? В том, что с одной стороны мы хотим иметь чистую и здоровую окружающую среду, а с другой стороны большинство людей стремятся к такому образу жизни, который неизбежно приводит к экологическому кризису эту самую среду обитания, разрушая ее. Мы натыкаемся на такое убеждение, что сила нации измеряется ее индустриальной мощью, а счастье людей отождествляется со способностью потреблять и приобретать как можно больше материальных благ (23:02) И как же найти золотую середину? Как найти средство удовлетворения нужд человека не разрушая при этом среду нашего обитания.

Совершенно очевидно что ответ на этот вопрос лежит не в материальной плоскости. Потому что если мы говорим, что все эти материальные технологии, вся эта техника разрушает окружающую среду, никто с этим не спорит, так оно и есть. Но если мы от этого откажемся то пострадает наш комфорт. Совершенно очевидно, что что-то нужно принести в жертву, либо комфорт нужно принести в жертву и тогда мы будем жить в чистой окружающей среде, но будем ездить не на машинах, а на лошадях, каких-то повозках. Это не всех устроит: выигрывает экология, проигрываем в каких-то других показателях. Или наоборот говорим: Ну и ладно с этой экологией, время хватит, а после нас хоть трава не расти. Две такие крайности. Одни натуралисты. Другие техники, вот только технический прогресс и все остальное, допустим найти какое-то альтернативное топливо, вместо бензина ввести электромобили. Но в любом случае эти две крайние тенденции сохраняются.

У второй тенденции у нее больше последователей. Люди все-таки настаивают, что технический прогресс очень и очень важен. Людей, которые готовы вести чистый, духовный и отреченный образ жизни их крайне мало.

Но смысл в том, что решение этой диллемы лежит не в материальной плоскости. Оно лежит в системе ценностей человека. Очевидно, что если дух потребления не остановить, то кризис будет углубляться. Но как убедить людей в том, что снижение потребления не отразиться на качестве жизни. Это очень трудно. Поэтому без смены акцента на духовную жизнь этого не произойдет.

Причем когда я говорю о духовном, речь идет не о каком-то там повальном уходе в монастырь, а просто о выравнивании баланса между материальным и духовным.

По мнению ученых Международного института Бхактиведанты для восстановления нарушенного равновесия необходимо сделать 4 кардинальных шага:

ШАГ первый – новая диета. Люди переходят на вегетарианство. Об аспекте здоровья много говорить не буду это вещи достаточно очевидные, много всего про это написано.

Опять несколько цифр. На Земле где едва прокармливается один человек питающийся мясом можно прокормить 20 вегетарианцев.

На получение одного килограмма говядины уходит 16 кг зерна и сои. 80% кукурузы и 95% овса идет на корм убойному скоту. За счет этого можно было бы дополнительно кормить 1,2 млрд. человек.

При трансформации зерно в мясо теряется 90% белка, 99% углеводов и 100% питательной клетчатки.

Около 50% загрязнения воды в США приходится на откорм скота. В основном данные по США идут поскольку это их источники.

Мясная промышленность забирает 50% всей пресной воды потребляемой в стране.

Для производства одного килограмма пшеницы нужно 100 литров воды, а для производства одного килограмма мяса 10 000 литров воды. С точки зрения сельхозэкономики производство мяса невыгодно, оно огромное количество отходов и неэффективно и точки зрения питательности.

Поэтому существенного вреда природе можно было бы избежать, если бы люди стали вегетарианцами.

ШАГ второй – это реформа образования. Очевидно, что безбожная современная наука изображает человека, как бездушного биологического робота, просто механизм. Отсюда вытекает чисто материалистические потребности нашего тела. Если я физическое тело у меня в основном физические потребности. И это стимулирует эксплуатацию природных ресурсов ради интересов тела, что неизбежно приводит к кризису.

Отсутствие понятий о так сказать неощутимых Боге и душе оборачивается вполне ощутимыми последствиями. Вот интересная цитата, что сказал об этом Питирим Сорокин, бывший декан факультета социологии Гарвардского университета:

Цивилизацию зародившуюся в Европе в средние века можно назвать чувственной, в том смысле что она основана на принципе гласящем: За пределами реальности и ценности, которые мы ощущаем своими чувствами другой реальности и высшей ценности нет. Этика такой цивилизации естественно толкает человека к удовлетворению чувств и сугубо материальной практичности и неизбежными последствиями такой системы ценности будет насилие над другими и над самой природой.

Очевидно, что мировоззрение не такая безобидная вещь. Поэтому наше мировоззрение необходимо обогатить понимаем духовной стороны реальности, потому что в мире невозможно все свести к атомам и молекулам. Если бы этого метафизического смысла в жизни не было бы, то тогда жизнь потеряла бы вообще всякий разный смысл. Свести жизнь просто к материальным элементам это то же что и свести литературное произведение к набору 33 букв русского алфавита. (30:20) По большому счету возьмите любую книгу это просто напросто 33 буквы алфавита расположенные в разном порядке, какой в этом смысл?

Что есть очевидно что для человека, который не умеет читать это все набор одного и того же. Но люди, которые умеют читать, они через эти же самые буквы находят новый смыл, новые идеи.

И точно так же наш мир состоит не только из материальных элементов, как текст не только состоит из букв. Эти буквы превращаются в слова, слова в предложения и далее в смысл, сюжеты. Так все эти материальные элементы это внешнее проявление жизни, а у жизни есть внутреннее сокровенное содержание, поэтому наука не имеет права дальше оставаться бездуховной иначе это уже приведет к необратимому кризису. Сейчас до некоторой степени кризис еще обратим, многие ученые бьют тревогу по этому поводу. Но похоже немного что можно сделать поскольку у людей мировоззрение уже порочное.

Итак, интересно, что по этому поводу говорил Нобелевский лауреат Нильс Бор: Мы все знаем о существовании сознания, так как все им обладаем. И сознание это часть реальности, поэтому кроме законов физики и химии есть еще законы другого рода, по которым развивается сознание.

Так вот закон кармы изложенный в Ведах объясняет взаимоотношения Бога (Сверхсонания), души (сознание) и физического мира. И этот закон описывает все эти вещи, в какой зависимости мы находимся.

Понимание своей вечной природы и богоцентрическая модель мира делают человека более ответственным и более глубокомысленным. Некоторые ученые понимают, что человек это нечто большее, чем какая-то биологическая машина.

Еще цитата: Главная проблема состоит в понимании происхождения самоосознающего я, которое вступает во взаимоотношения с мозгом. В этом загадка личностного существования. Уникальность каждого из нас можно объяснить только в связи со сверхъестественным источником. То есть, есть осознающее я, а есть мозг. То есть тем самым он отделяет сознающее существо от мозга, пытается сказать, что мыслим мы не мозгом, он играет определенную роль.

Это своего рода компьютер на котором мы работаем. Но оператор или человек работающий на компьютере и сам компьютер это разные вещи. Так вот он пришел к выводу о том что есть мозг, т.е. машина, а есть тот кто с этим мозгом определенным образом взаимодействует. И как раз этого знания о сознающем существе, нашем истинным я, которое пользуется физическим телом, частью которого является мозг, вот этого знания как раз и не хватает.

И Веды сполна ликвидируют пробел в этой области, давая подробную информацию о природе души и высшей души ил Бога. Если бы это знание было бы неотъемлемой частью нашего образования и культуры, то люди были бы больше ориентированы на самоосознание. И тогда акцент на эксплуатации материальной природы, который сейчас лежит в основе индустриальной цивилизации и ведет к экологической катастрофе, он был бы значительно меньше.

Сейчас к духовной сфере интерес есть, но он все время окрашен, каким-то сентиментализмом, что это все якобы вера, хотя в строгом смысле слова это наука. Наука о душе это венец образования. Проблема в том, что в современной науке это не считается знанием, это считается верой. Когда все это поставлено на научную основу, когда все это систематизировано и подано люди начинают в этому более серьезно относится. Если мы просто говорим душа, душа, то никто об этом не задумывается, какая она душа. Кто такая, не определено. Поэтому когда в систему образования вводится эта духовная наука, именно наука, а не просто вера, то это сразу побуждает в людях серьезный интерес и тогда немного начинает смещаться акцент в сторону духовного развития. А это само по себе уже снижает риск всяких разных проблем.

Потому что люди, которые развивают в себе духовные потребности, духовное знание меньше стремятся к материальному развитию. Этот духовный вкус начинает уравновешивать материальные потребности.

ШАГ третий – переход на духовные источники счастья. Сейчас люди в основном ставят свое счастье в зависимость от внешнего потребления от внешней индустрии потребления. Пока люди не снизят уровень материального потребления, экологические и экономические проблемы будут углубляться. Однако это возможно лишь тогда, когда люди научаться получать духовное удовлетворение из нематериальных источников.

И Веды в этом плане предлагают нам богатейшую культуру, которая связывает нас с богом во всех аспектах жизни.

То есть сама тяга к наслаждениям исходит из души и это естественно. Но сейчас порвав свои отношения с Богом, мы забыли,.как душа может наслаждать духовным способом и поэтому мы ищем счастье где? В материальной сфере.

Естественно, что вечная душа не может быть счастлива временными, преходящими материальными объектами. Ведическая культура возвращает нас на путь духовного счастья, есть духовная музыка, духовное пение, духовные танцы, духовная литература, разнообразные формы служения Богу, богатая храмовая ритуальная культура.

И все это дает глубокое удовлетворение чувствам без необходимости интенсивно эксплуатировать природу. Т.е. кроме счастья, которое эта культура приносит душе, она также очищает наше тонкое тело, где хранятся семена нашей кармы, нашего прошлого. Мы создаем карму забыв о Боге и используя его энергию для себя. Когда мы продолжаем действовать в таком режиме долгое время, то это уподобляет нас таким вором-рецидивистом, который уже не может не воровать.

То есть когда человек один раз совершает греховное действие, с первого раза это трудно, но когда он совершает его второй, третий раз у него появляются определенные навыки, его мышление, его желания с этими вещами легко согласуются. И вот механизм кармы начинает так действовать, что человек не может уже остановится от этого кармического разрушительного мышления.

Энергия негативной кармы проявляется в инерции мышления, когда мы даже понимая что жизнь нужно кардинально менять продолжаем действовать по старому. Сила карма удерживает людей в рамках разрушительных установках сознания, которые приводят к экологическому кризису. Люди говорят да, да понимаю, но уже иначе жить не могу, так уже привык.

И под давлением своих прошлых привычек люди инстинктивно стремятся к излишнему потреблению и внешнему наслаждению стимулируя чрезмерный экономический рост, который неизбежно нарушает среду.

Однако эту разрушительную энергию кармы, которая проявляется, как наше инерционное мышление можно преодолеть с помощью духовной энергии. И духовная энергия поступает к нам от Бога, когда мы контактируем с ним через процесс служения. Эта духовная энергия очищает сознание души, освобождая тонкое тело от кармы и даже гармонизируя процессы в физическом теле. Так действует духовная энергия.

Для нынешней эпохи Веды предписывают процесс мантра-йоги (42:10), как самый эффективный способ очищения. При пении мантр духовная энергия уничтожает карму, так же как свет рассеивает тьму.

Итак, шаг третий это переход на духовные источники счастья, когда человек начинает испытывать удовлетворение не от всей этой лишней мишуры, а от внутреннего состояния. Это не обозначает, что каждый должен уйти в себя, и мы должны прекратить вместе собираться, вместе веселиться, совсем нет.

Просто сейчас люди не мыслят свое счастье, не находят счастье внутри себя, сейчас всё их счастье где-то вовне находится, нужно куда-то пойти, куда-то поехать, что-то купить, что-то смотреть. То есть все время счастье должно поступать к нам каких-то из внешних источников.

Как только во внешней среде ничего нет: плохая погода, телевизор не работает, компьютер сломался, света нет, какая-то поездка куда-то сорвалась и все человек становится несчастным, потому теперь из внешней среды никакого счастья к нам не поступает. А внутри что? Скука и пустота вот и все. Т.е. человек перестал быть способным радоваться, быть счастливым жизни просто от своей духовной природы - за душой ничего нет, так говорят в народе.

Так вот там что-то есть, там все есть. Но необходимо этот внутренний ресурс активизировать и для этого существует культура духовного очищения, которая активизирует этот внутренний потенциал духовный, когда человек может быть счастливым независимо от того, как он внешне богат или не богат, много у него разных объектов наслаждения или нет.

Это шаг третий переход на духовные источники счастья, который не зависит от эксплуатации природы, от уровня производства, чего-то еще.

ШАГ четвертый – переход на новый уклад жизни. В средневековой Европе сельское хозяйство не работало на рынок, экономика не была рыночной, и поэтому все было построено на принципе местной самодостаточности, в химический удобрениях не было надобности. По мере развития науки, роста городов и появления промышленности такой тип с/х хозяйства почти исчез.

Где-то в 16-18 стала зарождаться рыночная экономика. И само это понятие подразумевает, что на небольших пространствах необходимо выращивать пищи для пропитания значительно большего количества людей, потому что стал рост городов, за счет чего? За счет деревень, люди кинулись из деревень в города.

И теперь нужны другие методы обработки земли и стали применяться индустриальные методы в сельском хозяйстве. И начался процесс, который даже сегодня разрушает традиционную деревенскую экономику и окружающую среду. Очевидно, что когда пошла индустриализация, то понадобились дополнительные руки на заводах, фабриках и откуда они возьмутся. Из деревни. Деревня стала приходить в упадок и в городах стало появляться больше людей, которые не производят продукты питания, их производят в деревне, на природе.

Вот это породило уже другой тип сельского хозяйства, который неизбежно привел к усиленной эксплуатации земли.

И сам такой образ жизни приводит к экологическому кризису, поэтому многие ученые и экологи рекомендуют возвращение к традиционному сельскому укладу и пророчат неизбежность постиндустриального периода человечества.

Веды говорят, что правильное использование коров и быков освободит людей от зависимости от топлива и машин. Например, тот же самый бык это природный трактор данный нам Богом. Но для того чтобы сделать трактор нужна целая индустрия: шахты для добычи руды, заводы, нефтяные скважины, очистные сооружения. И это все нужно только для того чтобы создать один металлический инструмент, механизм. И именно все эта промышленная инфраструктура порождает большинство экологических проблем.

Очевидно, что сейчас не многих людей привлечет такой образ жизни, он кажется слишком радикальным для нас, другое питание, другая система ценностей, другая система наслаждений, реформа образования, уклад жизни это очень трудно понять современному человеку.

Поэтому лучшее, на что мы сейчас можем надеяться – это на постепенно расширение круга людей, которые добровольно практикуют простой образ жизни. Кому это может показаться слишком радикальным. Но дело в том, что причина кризиса кроется как раз в глубине наших сердец и потому косметическими, поверхностными мерами обойтись не удастся.

Люди говорят ну это уж слишком менять так целиком все. Да, не все просто, потому что проблема глубоко внутри, это не просто какие-то мелкие ошибки, просчеты на поверхности, именно потому, что они внутри и поэтому и менять коренным образом нужно всю систему ценностей.

Мало ставить какие-то фильтры на какие-то очистные сооружения и считать, что таким образом можно решить экологические проблемы. Эти фильтры необходимо поставить на свои чувства и желания и если мы не сделаем этого сами, то сила обстоятельств вынудит нас к этим вещам.

Т.е. смысл в том, что экологический кризис заставляет задумываться человека о самих корнях, о самих глубинах причинах, (50:35) что люди начинают думать, что этот мир несовершенен, и и поэтому его нужно усовершенствовать, хотя этот уже мир совершенен сам по себе. И здесь есть естественные натуральные технологи, которые не разрушают жизнь человека.

Для того чтобы простая жизнь не считалась примитивной, простой и примитивный это не одно и тоже. Для этого необходимо ее обогатить возвышенным мышлением. Вот это и есть ведический принцип – Простая жизнь, возвышенное мышление. А сейчас получается наоборот – сложная жизнь и примитивное мышление. Что такое сложная жизнь? Это означает, что человек живет в одном конце города, работает на другом конце города, час полтора на дорогу, он дергается, он нервный, пища какая-то у него фастфуд быстрая, в микроволновке разогреваемая. Этот огноь из микроволновки убивает все что так есть, всю прану, всю жизненную энергию, которая в пище есть, потому что низший тип огня.

Веды говорят высший тип огня образуется из сгорания коровьего навоза, потом идет дерево, потом уголь, потом газ, потом электричество. Эти скоростные формы приготовления они самые искусственные формы огня и поэтому они не очень благоприятно действуют на людей.

Вполне понятно, что люди настолько привыкли к этой искусственной цивилизации, этой сложной жизни, что им очень трудно понять, что такое простая жизнь и возвышенное мышление.

Когда у людей все отключили свет, воду, не работает компьютер, нет интернета это для человека современного конец света. Еще лет 15-20 назад мы жили без интернета и не чувствовали себя ущербными. Было все в порядке. Люди привязаны к компьютерам и это разрушительно влияет на людей. 10-15 лет назад мы жили все без сотовых телефонов и ничего. А сейчас кончились деньги на телефоне это уже трагедия, все я уже не могу свои СМС-ки получать, позвонить.

Это обозначает, что растут искусственные потребности. Мало кто думает или осознает насколько эти сотовые телефоны разрушают наше тонкое тело. То есть мы дети искусственной цивилизации.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Язык в 2002 году Этический кодекс с изменениями Помечено | ТРЕБОВАНИЯ, КОТОРЫЕ ПРЕДЪЯВЛЯЕТ РЕБЕНКУ ШКОЛА


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных