Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ТРЕБОВАНИЯ, КОТОРЫЕ ПРЕДЪЯВЛЯЕТ РЕБЕНКУ ШКОЛА




Забранная С. Д.

311 Ваш ребенок учится во вспомогательной школе: Рабочая книга родителей.— 2-е изд.— М.: Педаго­гика-Пресс, 1993.—48 с.: ил. ISBN 5-7155-0647-6

Основное внимание в книге уделяется работе родителей с умственно отсталыми детьми по развитию у них познаватель­ной деятельности. Автором подобраны и систематизированы задания игрового характера, которые направлены на коррек­цию таких психических процессов, как память, восприятие, мышление, речь, воображение, внимание. Предлагаемые зада­ния рассчитаны на детей младшего школьного возраста. 1-е издание вышло в 1991 г.

Для родителей.


ISBN 5-7155-0647-6


© С. Д. Забрамная, 1993


ВВЕДЕНИЕ

Аномальные дети по разным причинам лишены возможности усваивать новые знания и навыки наравне со своими сверст­никами. Умственная отсталость затрудняет их обучение и вос­питание, делает особенно сложным процесс формирования их личности. С детьми, находящимися в специализированных уч­реждениях (детских домах и детских садах для детей с орга­ническим нарушением центральной нервной системы), прово­дится необходимая педагогическая работа, направленная на развитие их личности. Программами этих учреждений преду­смотрена и система занятий по подготовке к школьному обу­чению.

Однако не все умственно отсталые дети посещают специ­альные детские сады. И тогда именно семья берет на себя функции воспитания и подготовки ребенка к школе, которые продолжаются и в годы школьного обучения детей (особенно если они живут не в интернате, а дома). Очень важно выра­ботать единую линию работы с детьми как педагогам, так и семье. Помощь родителей детям должна быть разумной и иметь коррекционную направленность; необходимо единство и в использовании мер воспитательного воздействия.

Как правило, мы сталкиваемся с проявлением полярных отношений родителей к умственно отсталым детям. В одних семьях на ребенка смотрят как на больного и несчастного. Печаль, страдание, безысходность царят в доме. Вся жизнь семьи подчинена этому ребенку: его лелеют, за него делают все, включая и то, что без особого труда смог бы сделать он сам. «Тебе трудно, ты больной» и т. п.— постоянно слышит ребенок и постепенно привыкает к полной бездеятельности. К школьному возрасту ребенок, окруженный подобной опе­кой, не владеет элементарными навыками самообслуживания, не испытывает потребности и не понимает необходимости тру­диться вместе с товарищами по классу. Неуверенность в сво­их силах, полная безынициативность, отсутствие необходимых умений — вот к чему приводит всеохватывающая семейная забота.

Не менее вредной для становления личности умственно от­сталого ребенка оказывается и противоположная крайность, при которой возможности детей непомерно завышаются, к ним предъявляют требования без учета их психофизического со­стояния. Перегрузка, особенно интеллектуальная, влечет за собой не только снижение работоспособности, но и срывы в


поведении, появление нежелательных черт характера. Сфор­мированная родителями завышенная самооценка приводит к тому, что, берясь за непосильное для себя дело, ребенок не может его выполнить, начинает нервничать (вплоть до воз­никновения агрессивных проявлений), теряет веру в свои силы.

Иногда можно столкнуться с таким отношением семьи к умственно отсталому ребенку, когда родители считают, что из него «все равно ничего не выйдет», и не уделяют ему эле­ментарного внимания. Однако опыт работы и специальные научные исследования показали, что даже при значительном отставании детей от нормального развития их состояние мо­жет быть улучшено. Нервная система детей пластична, по­датлива к обучению, а систематические и целенаправленные занятия способствуют существенным положительным сдвигам. Чем раньше начинается эта работа, тем больших успехов следует ожидать, и важную роль здесь призваны сыграть ро­дители.

Но для оказания полноценной помощи ребенку родителям надо располагать определенными знаниями об особенностях психофизического развития отстающих в умственном развитии детей, уметь наблюдать и изучать своего ребенка, знать, как правильнее помочь ему в усвоении новых знаний, в формиро­вании необходимых качеств личности.

В специальной дефектологической литературе проанали­зированы причины умственной отсталости, раскрыты особен­ности развития отдельных психических процессов и всей лич­ности умственно отсталых, поэтому мы не останавливаемся на этих вопросах. Имеется и литература, посвященная пробле­мам семейного воспитания умственно отсталых детей, в кото­рой обобщен опыт их умственного, трудового, нравственного, физического, эстетического воспитания. Тем не менее мы сочли целесообразным дать некоторые советы родителям, по­знакомить их с конкретными заданиями, которые могут быть полезны в работе с детьми — учащимися начальных классов вспомогательной школы.


ТРЕБОВАНИЯ, КОТОРЫЕ ПРЕДЪЯВЛЯЕТ РЕБЕНКУ ШКОЛА

Прежде чем давать рекомендации, укажем, какими сведения­ми, умениями, навыками, качествами личности должен обла­дать школьник.

Врачами и психологами выработаны критерии школьной зрелости детей, которые учитываются при дошкольной дис­пансеризации 1. Ребенок, переступающий порог школы, дол­жен соответствовать определенному физическому, умственно­му, эмоциональному и социальному развитию. В разной мере эти качества должны быть сформированы и у умственно от* сталых детей: от того, какими они придут в школу, будут за­висеть их дальнейшие успехи в обучении.

Начнем с такого необходимого для школы условия, как социальная зрелость. За этими словами скрывается потреб­ность детей в общении со сверстниками и взрослыми, умение подчиняться определенному режиму, понимание школьной си­туации и т. д. Для того чтобы учитель мог начать работу с ребенком, им необходим контакт: ребенок не должен трево­житься при встрече с детьми и педагогами, испытывать отри­цательные эмоции к самому процессу обучения. И здесь имен­но вы, родители, можете помочь школе. Создавайте условия для общения, не бойтесь выводить своих детей за порог до­ма, не стесняйтесь их недостатков. Умственно отсталый ребе­нок действительно меньше знает и умеет, чем нормально раз­вивающиеся дети. Но именно поэтому и надо расширять его контакты: приглашайте гостей, организовывайте игры, сов­местные прогулки, ходите в театры, музеи и т. п.

Никакая болезнь не может служить оправданием незна­ния элементарных правил общежития. Вам необходимо учить ребенка считаться с желаниями окружающих, вежливому по­ведению со старшими. Нередко приходится наблюдать ситуа­ции, в которых один умственно отсталый ребенок боится не­знакомых, другой бывает слишком фамильярен; в контактах со взрослыми он не учитывает возрастную дистанцию.

Воспитание адекватного правильного поведения, культу-

1 Методические рекомендации по определению степени функциональ­ной готовности детей к поступлению в школу. М., 1979; Экспериментально-психологическое исследование детей в период предшкольной диспансери­зации М., 1978; Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога. М., 1987; Психологическая дифференциация нарушений развития у старших дошкольников. М„ 1982.


рш общения достигается прежде всего личным примером.

То, как вы разговариваете с другими, ваша манера вести себя дома, в различных общественных местах, ваш внешний вид (одежда, прическа, косметика) и т. п. становятся предме­том подражания. Дети копируют ваши поступки, поэтому будьте требовательны к себе, не допускайте неуважительно­го отношения к ребенку и взрослым, не пользуйтесь окрика­ми, бранными словами, будьте последовательны в своих дей­ствиях. Не только не избегайте, но и создавайте для ребенка ситуации, в которых ему придется самостоятельно принимать решение, определять стиль поведения и т. п. Такие естествен­ные ситуации возникают сплошь и рядом: «сходи в магазин», «сдай белье в прачечную» и т. п. Главная наша и ваша зада­ча — учить ребенка общению. Например, вместе с детьми, при­глашенными в гости, или во время прогулки можно организо­вать игру в «магазин». Каждому дается задание купить кон­кретный товар. Место покупки дети должны определить по названиям отделов-секций (молочные продукты, мясные про­дукты, бакалейные товары, хлебобулочные и кондитерские из­делия и т. д.). Учитывая обозначенную стоимость товаров, ре­бенок берет из кошелька соответствующие монеты. В игре развивается способность к самостоятельному ориентирова­нию, решению практических задач и т. д. После игровых уп­ражнений необходимы совместные с ребенком посещения ма­газинов. Сначала ребенок наблюдает процедуру покупки то­варов, затем выполняет задание самостоятельно. В зависимо­сти от конкретных условий (возраст, психофизическое состоя­ние ребенка, расположение магазина и т. д.) можно поручать ребенку одному пойти в магазин и купить необходимый то­вар.

Очень важно, чтобы к началу школьного обучения у ре­бенка была достаточно зрелой эмоционально-волевая сфера. Школьная жизнь требует от детей эмоциональной устойчи­вости. Между учащимися любой школы, и это вполне зако­номерно, нередко возникают ссоры, обиды и иные конфликт­ные ситуации. Дети, избалованные родительской лаской, бо­лезненно реагируют на замечания учителей, отказываются идти в школу и т. д. Во всех подобных случаях ребенок дол­жен уметь сдерживать себя, управлять своим поведением. Не­обходима внешняя и внутренняя регуляция поведения. Это, конечно, приходит с возрастом, по мере накопления жизнен­ного опыта. Однако немалую роль здесь играет семейное вос­питание. Учите детей подавлять агрессивные вспышки, им­пульсивные реакции. Зная особенности своего ребенка, вы сможете скорее найти подход к нему и помочь учителю вы­брать наиболее эффективные методы воздействия в каждом конкретном случае.

Из-за умственной отсталости эмоции детей крайне незре­лы, что чаще всего становится причиной их неправильного по-


ведения. В ваших силах, насколько возможно, предупреждать нежелательные проявления характера ребенка, совместно вы­рабатывать оптимальный стиль поведения для многих прогно­зируемых ситуаций, учить отличать главное от второстепенно­го, злой умысел от безобидной шутки и т. п.

Старайтесь вносить и в свою жизнь, и в жизнь ребенка по­больше положительных эмоций, чаще фиксируйте его внима­ние на добрых делах, на занятиях, приносящих радость. Ре­гулярно, но неназойливо, улыбаясь и как бы предвкушая ожи­дающие вашего малыша радость и удовольствие от встречи с одноклассниками, говорите с ним о школе, ибо с ежеднев­ным походом в школу никоим образом не должны ассоцииро­ваться страх и тревога. Постепенно радость начнет приносить и сама школьная и учебная деятельность (уроки, внеурочные дела и т. д.). Посильность заданий обеспечит их успешное вы­полнение, что непременно принесет вашему ребенку удовлет-ворениё*^У него исподволь будут формироваться мотивы учеб­ной деятельности, необходимые всем, без исключения, людям. Чрезвычайно важна в школе и способность к волевым усили-sm. Переход от занятий с игрушками к заменяющим их сим­волам, необходимость выполнять порой нежелательную рабо­ту требуют от детей волевого напряжения. Ребенок вместо «хочу это» должен заставить себя делать то, что «надо», при­чем в течение установленного учителем времени. Вот почему так важны занятия, предусматривающие развитие воли. В иг­рах, при выполнении хозяйственных поручений дома, на спе­циальных занятиях ставьте перед ребенком задачи, решение которых требует от него волевого усилия. Не допускайте, что­бы он, не закончив одну работу, принимался за другую. Ребе­нок должен прочно усвоить, что любое дело следует доводить до конца.

Необходимым условием школьного обучения является оп­ределенный уровень умственной зрелости ребенка.

Что входит в это понятие? Прежде всего это способность к целенаправленной психической деятельности, при которой» достижение цели требует от ребенка определенных усилий во­ли, внимания, эмоционального напряжения.

Ребенок к школе должен уметь делать простые обобще­ния, т. е. находить сходство в предметах и объединять их по выявленным признакам в группы, а также распознавать раз­личия в сходных предметах и явлениях окружающего мира. Чтобы помочь в этом ребенку, обращайте его внимание на цвет, форму, величину и другие свойства предметов, учите сравнивать их с целью обнаружения сходных и различных признаков; объясняйте причину и результат явлений, проис­ходящих вокруг.

Очень важно, чтобы ребенок к школе понимал разговор­ную речь и сам владел ею. Для этого постоянно следите за тем, как он произносит слова, правильно ли строит фразы,


использует ли слова по назначению. Вводите в его речь новые слова, разъясняя их смысл, В случаях грубых нарушений или недоразвития речи обратитесь за помощью к логопеду.

В совместных домашних делах, на прогулке и т. п. пробуж­дайте у детей желание узнать новое, развивайте интерес к по­знанию.

Умственно отсталые дети сами не проявляют умственной активности, не задают вопрос «Почему?». К этому их надо по­буждать, создавая такие ситуации, в которых ребенку придет­ся решать несложные задачи, находить выход.

Для обучения в школе большое значение имеет определен­ный уровень развития осмысленной памяти, поэтому исполь­зуйте любую возможность, чтобы научить детей приемам за­поминания и припоминания.

Не забудьте и о том, что для письма и иной школьной дея­тельности нужна ручная ловкость, координированность дви­жений, развитие моторики мелких мышц кисти. Игры с мя­чом, занятия мозаикой, шитье по проколам и т. д. помогут в этом.

Учитывая все вышесказанное, было бы хорошо, чтобы вы специально выделили время для занятий с ребенком, облег­чив ему тем самым школьное обучение.

Речь не идет о дополнительных учебных занятиях, и в на­шем пособии нет заданий по обучению письму, чтению, мате­матике и т. п. Все, что требуется программой, дают учителя в школе. В тех случаях, когда в этом будет необходимость, учитель вам даст конкретные рекомендации.

Мы имеем в виду такие занятия с ребенком, которые за­кладывают фундамент, совершенствуют процессы, обеспечи­вающие успешность учебной деятельности. Наши задания прежде всего направлены на развитие тех сторон психической деятельности, которые в большей степени отстают у ребенка.

Так, с одними детьми надо больше работать над развити­ем внимания, других учить приемам запоминания, третьих — планированию, целенаправленности деятельности, вырабаты­вать навыки самоконтроля и т. д.

Хотя в данном пособии мы предлагаем лишь задания, на­правленные на развитие познавательных процессов детей, мы считаем не менее важным развитие воли, эмоций, формирова­ние характера, что также влияет на всю школьную деятель­ность ребенка. Свою постоянную задачу при воспитании и обучении детей надо видеть в совершенствовании всех пси­хических процессов и необходимых для жизни качеств лич­ности. Как это лучше сделать — зависит во многом от ваших умений, желания и изобретательности. Используя наши реко­мендации как отправную точку, вы сами можете составить, сделать, придумать задания, аналогичные предлагаемым.

Ваша совместная с ребенком работа должна носить зани­мательный характер, вызывать у него радость. Но не сводите


все происходящее только к игре, ибо вы одновременно форми­руете у ребенка и качества, необходимые для учебной дея­тельности. Младший школьник должен подводиться к тому, что учение — труд и ему необходимо уметь сдерживать свои желания, напрягать усилия, проявлять волю, выполняя иногда и не то, что хочется в данный момент.

Приступив к систематическим занятиям, помните, что их желательно разнообразить, вводить новые для ребенка виды и объекты деятельности. С самого начала работы следите за ходом ее выполнения ребенком, за тем, не потерял ли он инст­рукцию, предупреждайте отвлекаемость, ошибки, но при всем этом не вмешивайтесь в то, что делает ребенок, предоставьте ему самостоятельность. В тех случаях, когда ребенок не по­нимает, подробнее разъясните ему правила, начните игру вме­сте с ним, постоянно уменьшая долю своего участия в сов­местном занятии. Вы непременно должны учитывать физиче­ское состояние ребенка: он не может продуктивно работать, будучи больным или усталым.

Задания, которые мы вам предлагаем, не новы. Многие применяются на практике (настольные игры, книжки-загад­ки, книжки-раскраски и т. п.). Некоторые из них являются мо­дификацией известных экспериментальных психологических методик и стандартизованных тестов, используемых для изу­чения детей. Нами эти методики взяты для других целей, по­этому мы сочли возможным изменять их, приспосабливая к задачам коррекции. Мы отобрали лишь те методики, которые в большей мере способствуют развитию умственно отсталых школьников.

Задания сгруппированы с учетом их основной направлен­ности (на развитие внимания, восприятия, мышления, речи, памяти), хотя при их выполнении корригируются и другие ка­чества личности. Поэтому для удобства выбора заданий к предлагаемой группировке следует относиться как к условной.

Определите вместе с педагогом, с чего необходимо начи­нать коррекционную работу, какие задания и в каком объеме посильны ребенку данного возраста.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных