ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
ТРЕБОВАНИЯ, КОТОРЫЕ ПРЕДЪЯВЛЯЕТ РЕБЕНКУ ШКОЛАЗабранная С. Д. 311 Ваш ребенок учится во вспомогательной школе: Рабочая книга родителей.— 2-е изд.— М.: Педагогика-Пресс, 1993.—48 с.: ил. ISBN 5-7155-0647-6 Основное внимание в книге уделяется работе родителей с умственно отсталыми детьми по развитию у них познавательной деятельности. Автором подобраны и систематизированы задания игрового характера, которые направлены на коррекцию таких психических процессов, как память, восприятие, мышление, речь, воображение, внимание. Предлагаемые задания рассчитаны на детей младшего школьного возраста. 1-е издание вышло в 1991 г. Для родителей. ISBN 5-7155-0647-6 © С. Д. Забрамная, 1993 ВВЕДЕНИЕ Аномальные дети по разным причинам лишены возможности усваивать новые знания и навыки наравне со своими сверстниками. Умственная отсталость затрудняет их обучение и воспитание, делает особенно сложным процесс формирования их личности. С детьми, находящимися в специализированных учреждениях (детских домах и детских садах для детей с органическим нарушением центральной нервной системы), проводится необходимая педагогическая работа, направленная на развитие их личности. Программами этих учреждений предусмотрена и система занятий по подготовке к школьному обучению. Однако не все умственно отсталые дети посещают специальные детские сады. И тогда именно семья берет на себя функции воспитания и подготовки ребенка к школе, которые продолжаются и в годы школьного обучения детей (особенно если они живут не в интернате, а дома). Очень важно выработать единую линию работы с детьми как педагогам, так и семье. Помощь родителей детям должна быть разумной и иметь коррекционную направленность; необходимо единство и в использовании мер воспитательного воздействия. Как правило, мы сталкиваемся с проявлением полярных отношений родителей к умственно отсталым детям. В одних семьях на ребенка смотрят как на больного и несчастного. Печаль, страдание, безысходность царят в доме. Вся жизнь семьи подчинена этому ребенку: его лелеют, за него делают все, включая и то, что без особого труда смог бы сделать он сам. «Тебе трудно, ты больной» и т. п.— постоянно слышит ребенок и постепенно привыкает к полной бездеятельности. К школьному возрасту ребенок, окруженный подобной опекой, не владеет элементарными навыками самообслуживания, не испытывает потребности и не понимает необходимости трудиться вместе с товарищами по классу. Неуверенность в своих силах, полная безынициативность, отсутствие необходимых умений — вот к чему приводит всеохватывающая семейная забота. Не менее вредной для становления личности умственно отсталого ребенка оказывается и противоположная крайность, при которой возможности детей непомерно завышаются, к ним предъявляют требования без учета их психофизического состояния. Перегрузка, особенно интеллектуальная, влечет за собой не только снижение работоспособности, но и срывы в поведении, появление нежелательных черт характера. Сформированная родителями завышенная самооценка приводит к тому, что, берясь за непосильное для себя дело, ребенок не может его выполнить, начинает нервничать (вплоть до возникновения агрессивных проявлений), теряет веру в свои силы. Иногда можно столкнуться с таким отношением семьи к умственно отсталому ребенку, когда родители считают, что из него «все равно ничего не выйдет», и не уделяют ему элементарного внимания. Однако опыт работы и специальные научные исследования показали, что даже при значительном отставании детей от нормального развития их состояние может быть улучшено. Нервная система детей пластична, податлива к обучению, а систематические и целенаправленные занятия способствуют существенным положительным сдвигам. Чем раньше начинается эта работа, тем больших успехов следует ожидать, и важную роль здесь призваны сыграть родители. Но для оказания полноценной помощи ребенку родителям надо располагать определенными знаниями об особенностях психофизического развития отстающих в умственном развитии детей, уметь наблюдать и изучать своего ребенка, знать, как правильнее помочь ему в усвоении новых знаний, в формировании необходимых качеств личности. В специальной дефектологической литературе проанализированы причины умственной отсталости, раскрыты особенности развития отдельных психических процессов и всей личности умственно отсталых, поэтому мы не останавливаемся на этих вопросах. Имеется и литература, посвященная проблемам семейного воспитания умственно отсталых детей, в которой обобщен опыт их умственного, трудового, нравственного, физического, эстетического воспитания. Тем не менее мы сочли целесообразным дать некоторые советы родителям, познакомить их с конкретными заданиями, которые могут быть полезны в работе с детьми — учащимися начальных классов вспомогательной школы. ТРЕБОВАНИЯ, КОТОРЫЕ ПРЕДЪЯВЛЯЕТ РЕБЕНКУ ШКОЛА Прежде чем давать рекомендации, укажем, какими сведениями, умениями, навыками, качествами личности должен обладать школьник. Врачами и психологами выработаны критерии школьной зрелости детей, которые учитываются при дошкольной диспансеризации 1. Ребенок, переступающий порог школы, должен соответствовать определенному физическому, умственному, эмоциональному и социальному развитию. В разной мере эти качества должны быть сформированы и у умственно от* сталых детей: от того, какими они придут в школу, будут зависеть их дальнейшие успехи в обучении. Начнем с такого необходимого для школы условия, как социальная зрелость. За этими словами скрывается потребность детей в общении со сверстниками и взрослыми, умение подчиняться определенному режиму, понимание школьной ситуации и т. д. Для того чтобы учитель мог начать работу с ребенком, им необходим контакт: ребенок не должен тревожиться при встрече с детьми и педагогами, испытывать отрицательные эмоции к самому процессу обучения. И здесь именно вы, родители, можете помочь школе. Создавайте условия для общения, не бойтесь выводить своих детей за порог дома, не стесняйтесь их недостатков. Умственно отсталый ребенок действительно меньше знает и умеет, чем нормально развивающиеся дети. Но именно поэтому и надо расширять его контакты: приглашайте гостей, организовывайте игры, совместные прогулки, ходите в театры, музеи и т. п. Никакая болезнь не может служить оправданием незнания элементарных правил общежития. Вам необходимо учить ребенка считаться с желаниями окружающих, вежливому поведению со старшими. Нередко приходится наблюдать ситуации, в которых один умственно отсталый ребенок боится незнакомых, другой бывает слишком фамильярен; в контактах со взрослыми он не учитывает возрастную дистанцию. Воспитание адекватного правильного поведения, культу- 1 Методические рекомендации по определению степени функциональной готовности детей к поступлению в школу. М., 1979; Экспериментально-психологическое исследование детей в период предшкольной диспансеризации М., 1978; Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога. М., 1987; Психологическая дифференциация нарушений развития у старших дошкольников. М„ 1982. рш общения достигается прежде всего личным примером. То, как вы разговариваете с другими, ваша манера вести себя дома, в различных общественных местах, ваш внешний вид (одежда, прическа, косметика) и т. п. становятся предметом подражания. Дети копируют ваши поступки, поэтому будьте требовательны к себе, не допускайте неуважительного отношения к ребенку и взрослым, не пользуйтесь окриками, бранными словами, будьте последовательны в своих действиях. Не только не избегайте, но и создавайте для ребенка ситуации, в которых ему придется самостоятельно принимать решение, определять стиль поведения и т. п. Такие естественные ситуации возникают сплошь и рядом: «сходи в магазин», «сдай белье в прачечную» и т. п. Главная наша и ваша задача — учить ребенка общению. Например, вместе с детьми, приглашенными в гости, или во время прогулки можно организовать игру в «магазин». Каждому дается задание купить конкретный товар. Место покупки дети должны определить по названиям отделов-секций (молочные продукты, мясные продукты, бакалейные товары, хлебобулочные и кондитерские изделия и т. д.). Учитывая обозначенную стоимость товаров, ребенок берет из кошелька соответствующие монеты. В игре развивается способность к самостоятельному ориентированию, решению практических задач и т. д. После игровых упражнений необходимы совместные с ребенком посещения магазинов. Сначала ребенок наблюдает процедуру покупки товаров, затем выполняет задание самостоятельно. В зависимости от конкретных условий (возраст, психофизическое состояние ребенка, расположение магазина и т. д.) можно поручать ребенку одному пойти в магазин и купить необходимый товар. Очень важно, чтобы к началу школьного обучения у ребенка была достаточно зрелой эмоционально-волевая сфера. Школьная жизнь требует от детей эмоциональной устойчивости. Между учащимися любой школы, и это вполне закономерно, нередко возникают ссоры, обиды и иные конфликтные ситуации. Дети, избалованные родительской лаской, болезненно реагируют на замечания учителей, отказываются идти в школу и т. д. Во всех подобных случаях ребенок должен уметь сдерживать себя, управлять своим поведением. Необходима внешняя и внутренняя регуляция поведения. Это, конечно, приходит с возрастом, по мере накопления жизненного опыта. Однако немалую роль здесь играет семейное воспитание. Учите детей подавлять агрессивные вспышки, импульсивные реакции. Зная особенности своего ребенка, вы сможете скорее найти подход к нему и помочь учителю выбрать наиболее эффективные методы воздействия в каждом конкретном случае. Из-за умственной отсталости эмоции детей крайне незрелы, что чаще всего становится причиной их неправильного по- ведения. В ваших силах, насколько возможно, предупреждать нежелательные проявления характера ребенка, совместно вырабатывать оптимальный стиль поведения для многих прогнозируемых ситуаций, учить отличать главное от второстепенного, злой умысел от безобидной шутки и т. п. Старайтесь вносить и в свою жизнь, и в жизнь ребенка побольше положительных эмоций, чаще фиксируйте его внимание на добрых делах, на занятиях, приносящих радость. Регулярно, но неназойливо, улыбаясь и как бы предвкушая ожидающие вашего малыша радость и удовольствие от встречи с одноклассниками, говорите с ним о школе, ибо с ежедневным походом в школу никоим образом не должны ассоциироваться страх и тревога. Постепенно радость начнет приносить и сама школьная и учебная деятельность (уроки, внеурочные дела и т. д.). Посильность заданий обеспечит их успешное выполнение, что непременно принесет вашему ребенку удовлет-ворениё*^У него исподволь будут формироваться мотивы учебной деятельности, необходимые всем, без исключения, людям. Чрезвычайно важна в школе и способность к волевым усили-sm. Переход от занятий с игрушками к заменяющим их символам, необходимость выполнять порой нежелательную работу требуют от детей волевого напряжения. Ребенок вместо «хочу это» должен заставить себя делать то, что «надо», причем в течение установленного учителем времени. Вот почему так важны занятия, предусматривающие развитие воли. В играх, при выполнении хозяйственных поручений дома, на специальных занятиях ставьте перед ребенком задачи, решение которых требует от него волевого усилия. Не допускайте, чтобы он, не закончив одну работу, принимался за другую. Ребенок должен прочно усвоить, что любое дело следует доводить до конца. Необходимым условием школьного обучения является определенный уровень умственной зрелости ребенка. Что входит в это понятие? Прежде всего это способность к целенаправленной психической деятельности, при которой» достижение цели требует от ребенка определенных усилий воли, внимания, эмоционального напряжения. Ребенок к школе должен уметь делать простые обобщения, т. е. находить сходство в предметах и объединять их по выявленным признакам в группы, а также распознавать различия в сходных предметах и явлениях окружающего мира. Чтобы помочь в этом ребенку, обращайте его внимание на цвет, форму, величину и другие свойства предметов, учите сравнивать их с целью обнаружения сходных и различных признаков; объясняйте причину и результат явлений, происходящих вокруг. Очень важно, чтобы ребенок к школе понимал разговорную речь и сам владел ею. Для этого постоянно следите за тем, как он произносит слова, правильно ли строит фразы, использует ли слова по назначению. Вводите в его речь новые слова, разъясняя их смысл, В случаях грубых нарушений или недоразвития речи обратитесь за помощью к логопеду. В совместных домашних делах, на прогулке и т. п. пробуждайте у детей желание узнать новое, развивайте интерес к познанию. Умственно отсталые дети сами не проявляют умственной активности, не задают вопрос «Почему?». К этому их надо побуждать, создавая такие ситуации, в которых ребенку придется решать несложные задачи, находить выход. Для обучения в школе большое значение имеет определенный уровень развития осмысленной памяти, поэтому используйте любую возможность, чтобы научить детей приемам запоминания и припоминания. Не забудьте и о том, что для письма и иной школьной деятельности нужна ручная ловкость, координированность движений, развитие моторики мелких мышц кисти. Игры с мячом, занятия мозаикой, шитье по проколам и т. д. помогут в этом. Учитывая все вышесказанное, было бы хорошо, чтобы вы специально выделили время для занятий с ребенком, облегчив ему тем самым школьное обучение. Речь не идет о дополнительных учебных занятиях, и в нашем пособии нет заданий по обучению письму, чтению, математике и т. п. Все, что требуется программой, дают учителя в школе. В тех случаях, когда в этом будет необходимость, учитель вам даст конкретные рекомендации. Мы имеем в виду такие занятия с ребенком, которые закладывают фундамент, совершенствуют процессы, обеспечивающие успешность учебной деятельности. Наши задания прежде всего направлены на развитие тех сторон психической деятельности, которые в большей степени отстают у ребенка. Так, с одними детьми надо больше работать над развитием внимания, других учить приемам запоминания, третьих — планированию, целенаправленности деятельности, вырабатывать навыки самоконтроля и т. д. Хотя в данном пособии мы предлагаем лишь задания, направленные на развитие познавательных процессов детей, мы считаем не менее важным развитие воли, эмоций, формирование характера, что также влияет на всю школьную деятельность ребенка. Свою постоянную задачу при воспитании и обучении детей надо видеть в совершенствовании всех психических процессов и необходимых для жизни качеств личности. Как это лучше сделать — зависит во многом от ваших умений, желания и изобретательности. Используя наши рекомендации как отправную точку, вы сами можете составить, сделать, придумать задания, аналогичные предлагаемым. Ваша совместная с ребенком работа должна носить занимательный характер, вызывать у него радость. Но не сводите все происходящее только к игре, ибо вы одновременно формируете у ребенка и качества, необходимые для учебной деятельности. Младший школьник должен подводиться к тому, что учение — труд и ему необходимо уметь сдерживать свои желания, напрягать усилия, проявлять волю, выполняя иногда и не то, что хочется в данный момент. Приступив к систематическим занятиям, помните, что их желательно разнообразить, вводить новые для ребенка виды и объекты деятельности. С самого начала работы следите за ходом ее выполнения ребенком, за тем, не потерял ли он инструкцию, предупреждайте отвлекаемость, ошибки, но при всем этом не вмешивайтесь в то, что делает ребенок, предоставьте ему самостоятельность. В тех случаях, когда ребенок не понимает, подробнее разъясните ему правила, начните игру вместе с ним, постоянно уменьшая долю своего участия в совместном занятии. Вы непременно должны учитывать физическое состояние ребенка: он не может продуктивно работать, будучи больным или усталым. Задания, которые мы вам предлагаем, не новы. Многие применяются на практике (настольные игры, книжки-загадки, книжки-раскраски и т. п.). Некоторые из них являются модификацией известных экспериментальных психологических методик и стандартизованных тестов, используемых для изучения детей. Нами эти методики взяты для других целей, поэтому мы сочли возможным изменять их, приспосабливая к задачам коррекции. Мы отобрали лишь те методики, которые в большей мере способствуют развитию умственно отсталых школьников. Задания сгруппированы с учетом их основной направленности (на развитие внимания, восприятия, мышления, речи, памяти), хотя при их выполнении корригируются и другие качества личности. Поэтому для удобства выбора заданий к предлагаемой группировке следует относиться как к условной. Определите вместе с педагогом, с чего необходимо начинать коррекционную работу, какие задания и в каком объеме посильны ребенку данного возраста. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|