Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Учите ребенка быть внимательным




Как мы уже отмечали, состояние внимания влияет на всю деятельность ребенка. Часты случаи, когда именно из-за не­умения управлять вниманием, из-за его несформированности ребенок испытывает трудности в школе.

Вот один из многих случаев нашей практики,

На консультацию был направлен в IV четверти Дима К. 8 лет, ученик I класса общеобразовательной школы. Жалобы на неуспеваемость и плохое поведение. Это «плохое поведе­ние» заключалось в том, что мальчик на уроке часто занимал­ся своими делами (рисовал на листочке солдатиков, машины и т. д., отвлекал от работы близсидящих учеников), поэтому не успевал выполнить положенное задание. Во время объяс­нения учителем нового материала отвлекался на любой раз­дражитель. Та же картина наблюдалась и дома. Если взрос­лые не сидели с ним рядом и не следили за его работой, он, начав выполнять положенное задание, переключался на иное занятие. В итоге — невыполненные домашние задания, неус­певаемость в школе. При этом и учителя, и родители отмеча­ли, что мальчик «не глупый, понимает не хуже других».

При обследовании врачом-психоневрологом не выявлено


никаких органических нарушений, в анамнезе (истории болез­ни) нет отягощающих факторов, развитие протекало без па­тологии.

Психолого-педагогическое обследование, проведенное де-фектологом и психологом, показало несформированность пред­посылок учебной деятельности (трудности сосредоточения на задании, недостаточность волевых усилий, хаотичность дейст­вий, неумение планировать свою работу и др.). Особенно ярко проявились в ходе обследования недостатки внимания. Дима начинал выполнять задание, не дослушав инструкции, не осо­знав до конца поставленной задачи, что вело к ошибочному решению. Порой его неверные действия объяснялись тем, что он невнимательно выслушивал задание, реагировал на звуки за окном, шум за дверью и т. п. Дима не мог сосредоточенно работать даже в течение 8—10 мин. В тех случаях, когда за­дание вызывало у него интерес, продолжительность самостоя­тельной деятельности была несколько дольше, но все-таки и при этом условии он довольно часто отвлекался, что неизбеж­но сказывалось на конечном результате.

Родителям Димы было предложено систематически, целе­направленно уделять время выработке у мальчика умения ра­ботать не отвлекаясь. С этой целью им порекомендовали уп­ражнения, различные игровые задания, которые способство­вали развитию необходимых качеств, и посоветовали зани­маться с сыном ежедневно, начиная с 5—7 мин и постепенно увеличивая время совместных занятий.

При повторном обследовании, состоявшемся через 10 ме­сяцев* мы обнаружили значительное улучшение успеваемо­сти за счет нормализации работы мальчика на уроках и дома. Безусловно, достигнутые Димой результаты в большой мере обеспечены его нормальными умственными способностями.

В случае умственной отсталости нарушения внимания, как правило, наблюдаются чаще и выражены грубее. Особенно страдает произвольное внимание, когда требуется целена­правленная деятельность. У этих детей труднее привлекается внимание, невозможной оказывается его длительная активная концентрация, малейшие помехи отвлекают их.

По сравнению с нормальными сверстниками у умственно отсталых детей сужен объем внимания. Бросая взор на ка­кой-то объект, они видят в нем меньше отличительных призна­ков. Это одна из причин, осложняющих ориентировку на ули­це, в помещении, особенно в малознакомых местах. Недостат­ки внимания проявляются у умственно отсталых детей и при переключении с одного вида деятельности на другой. При переходе к новому заданию такие дети каждый раз затрачи­вают больше времени, чем их нормально развивающиеся сверстники.

Снижена у этих детей и способность к распределению вни­мания между разными видами деятельности. Они не могут


делать одновременно два дела. Например, рисовать'и рас­сказывать стихотворение, писать и подсчитывать удары ка­рандашом по столу и т. д.

Зная эти особенности, не отчаивайтесь, а мобилизуйте свои силы для работы с ребенком. Помните, что регулярные заня­тия по развитию внимания, включенные в ту или иную деятель­ность, дают положительные результаты. Дети приучаются со­средоточенно работать в течение определенного времени, учат­ся не просто смотреть, а видеть, не просто слушать, а слы­шать и т. д. Их деятельность становится более направленной. А так как все психические процессы взаимосвязаны и взаимо-влияют друг на друга, то, воздействуя на какой-либо один из них, мы обеспечиваем формирование всех психических функ­ций. Так, лепка, рисование, конструирование, выпиливание, вязка и т. д. не только развивают внимание, но и способст­вуют укреплению кисти руки, а это, в свою очередь, влияет на формирование головного мозга и становление речи.

В заданиях, которые мы вам предлагаем, формирование внимания идет в одних случаях при разных видах восприятия (зрительном, слуховом, осязательном), в других — на уровне мыслительных операций, представлений, процессов памяти и т. д.

Группа заданий построена на материале известных в пси­хологии «корректурных проб», предназначенных для исследо­вания различных свойств внимания.

В несколько измененном виде советуем их использовать в коррекционных целях для расширения объема внимания, формирования устойчивости, сосредоточенности, способности к распределению и переключению внимания. Эти задачи влия­ют и на повышение темпа психической деятельности. Ими за­нимаются и при выполнении домашних заданий. Они не тре­буют большого умственного напряжения, поэтому могут ис­пользоваться в качестве передышки между различными вида­ми домашних заданий.

Помните, что от однообразной работы дети устают, нужна смена деятельности, чтобы предупредить пресыщение, им не­обходимо переключение в работе. Именно с этой целью и предложите ребенку поиграть, использовав приведенные за­дания, которые являются прекрасным средством развития произвольного внимания, наблюдательности, самоконтроля.

Следует отметить, что в приведенных «корректурных» за­даниях (с 1 по 4) количество знаков и сами знаки (предмет­ные изображения, геометрические фигуры, буквы, цифры и т. п.) могут меняться. Количество знаков постепенно будет увеличиваться, а задание видоизменяться, чтобы ребенок вся­кий раз воспринимал его как новое и не терял интереса к ва­шим совместным занятиям. Во всех заданиях предусматрива­ется нарастание темпа работы. С этой целью предложите ре­бенку для самоконтроля песочные часы или введите в заня-


тия элементы соревнования на быстроту и точность работы, призы за безошибочное выполнение и т. д.

Лист с заданием можете заготовить заранее, но лучше, чтобы ребенок под вашу диктовку сам рисовал или писал знаки. Такая работа полезна, потому что требует концентра­ции внимания при слуховом восприятии материала.

Задание 1. (Разработано для изучения внимания С. Лиепинь. Нами изменено.)

Предлагается бланк с изображением знакомых предметов 3 видов (гриб, мяч, ель), расположенных по 8 в каждом ряду (5—10 рядов). Предметы в ряду расположены произвольно.

Нужно: а) вычеркнуть все грибочки;

б) подчеркнуть все мячики;

в) вычеркнуть все елочки красным карандашом,
а мячики — синим;

г) вычеркнуть все мячики и подчеркнуть все
елочки.

Задание 2. (Измененный тест Пьерона — Рузера.) Изображены фигуры 3—4 видов (треугольник, круг, квад­рат, ромб). Всего 5—10 рядов, по 10 фигур в каждом ряду. Фигуры в ряду расположены произвольно.

Нужно: а) расставить значки, как показано в образце;

б) расставить значки только в квадратах и тре­
угольниках;

в) поставить значки в ромбах и подчеркнуть все
квадраты.

В тех случаях, когда вы видите, что ребенку трудно рас­пределять внимание, начинайте с более простых заданий ти­па: поставить точку во всех треугольниках или поставить чер­точку в кругах и т. д.


Задание 3. (Измененный тест Бурдона.) Напечатаны 10—20 рядов букв алфавита. В каждом ряду по 20 букв в произвольном порядке






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных