Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ИОМРУКИЛФОАЯБНВРИШТГ ТГМФРИЯКАНСТЮРЭМЯЕТВ




Нужно: а) вычеркнуть все буквы И;

б) вычеркнуть все буквы Ф, Р;

в) вычеркнуть все буквы А и подчеркнуть все
буквы Я.

Задание 4, «Кодирование». (Из теста Векслера, с из­менениями.)

Напечатаны цифры от 1 до 10 в произвольном порядке. Всего 5—10 рядов по 10 цифр. Дан образец кодирования цифр определенными значками.

Нужно: а) расставить значки под цифрами, как показано

в образце, б) (Рекомендовано Н. Ф. Добрыниным.) Предла-


гаются слова, состоящие только из указанных в образце букв. Ребенок ставит под ними соответствующую цифру и записы­вает рядом слово не буквами, а цифрами. Например: МЕТРО —23458

МОСТ —2894
Образец: £

Задание 5. (Методика Шульте с изменениями.) Нужно: а) найти и назвать цифры по порядку с 1 по 25. Ребенку поочередно даются таблицы с изображением цифр с 1 ло 25 (цифры расположены в беспорядке) черного цвета (рис. 1—5) ', черного и красного цвета (рис. 6, 7). Задания можно проводить в виде игры-соревнования на время;

б) показать и назвать на таблицах сначала все крас­
ные цифры по порядку с 1 по 9 (рис. 8а), а затем все черные
в обратном порядке — с 9 по 1 (рис. 8а);

в) назвать черные цифры в прямом порядке, а крас­
ные— в обратном порядке (рис. 86).

Дети, как правило, с удовольствием «играют» с подобны­ми таблицами, особенно когда в занятия вносится элемент со­ревнования. Чтобы достичь большего эффекта усвоения таб­лиц, нужно их чередовать: сегодня работать с одной табли­цей, завтра — с другой и т. д. Подобные игры-упражнения по­лезны для детей любого школьного возраста.

Задание 6. (Из атласа Рыбакова.) На таблице (рис. 9) изображены в произвольном порядке кружки и крестики. Все­го б строк по 12 знаков (число кружков — 42, крестиков — 30).

Нужно сосчитать последовательно кружки и крестики.

Считать надо следующим образом: «Один кружок, один крестик, два кружка, два крестика, четыре кружка, четыре крестика, три крестика, шесть кружков, пять крестиков, семь кружков». Счет начинать с каждой новой строки.

Это задание потребует от ребенка не только распределения внимания, но и удержания в памяти предшествующего коли­чества знаков. Если вашему ребенку сложно фиксировать в памяти такое количество знаков в строке, то можете предло­жить ему таблицу с меньшим количеством знаков. Одна таб­лица может быть использована в четырех вариантах (пере­ворачиваем горизонтально и вертикально).

См. рисунки в конце книги.


Для тренировки вполне подходит мозаика (в рядах крас­ные и синие кнопочки). Дети считают: «Одна красная, одна синяя, две красные, две синие» и т. д.

Задание 7.

Нужно рассказывать наизусть стихотворение и одновре­
менно рисовать на бумаге поочередно знаки: Н----- 1---.

Другой вариант: вычеркивать букву и считать удары (ве­дущий через определенный интервал ударяет карандашом по столу).

Подобные игры вырабатывают способность к распреде^е,-нию внимания в процессе зpитeлfaнoIXl-и-4^лyxcш£Шl„BJOJИg^lя: тйя. Дети с удовольствием принимают и такие игры, как:

у| а) «Громкая и тихая музыка». Спрятан предмет. Что­бы его найти, надо внимательно слушать музыку. Чем громче музыка, тем ближе искомое.

б) «Найти пару» (подобие лото). На одном листе
бумаги нарисованы 6 знакомых предметов, к которым нужно
подобрать пару из тех, что изображены на маленьких картин­
ках (рис. Юа и 106). Или: нужно положить картинки так, как
на карте (рис. 11а и 116).

Х/Задание 8. Что изменилось?

Нужно: а) Внимательно посмотреть на куклу, как и во что
она одета. Затем ребенка просят отвернуться и в это время
на кукле меняют какую-либо одну деталь. Когда все манипу­
ляции с туалетом куклы закончены, попросите водящего (сы­
на, дочь) рассказать, что изменилось в кукле. В эту игру не­
плохо играть и всей семьей, только в роли куклы пусть вы­
ступит один из членов вашей семьи. Он должен что-то изме­
нить в своем внешнем облике. Затем предложите ребенку рас­
сказать о происшедших во внешности этого участника переме­
нах (другие очки, из кармана выглядывает платок и т. д.).
•< б) Показывается картинка с изображением 5—6 зна-

комых предметов (рис. 12), затем вы ее убираете и демонст­рируете другую, несколько отличную от первой (рис. 13). По­просите ребенка назвать замеченные им отличия в картинках.

в) Разложите перед ребенком 5—10 картинок с изоб­
ражением знакомых предметов и предложите ему назвать их.
Затем попросите его закрыть глаза, а в это время разложите
картинки в ином порядке или замените какую-либо из них.
Когда вы закончите свои действия, дайте команду ребенку от­
крыть глаза и поинтересуйтесь у него, что изменилось на
столе.

Подобная предыдущим игра «Какого цвета не стало?». Она помогает закрепить у детей представление о цвете. Для нее удобно использовать полоски цветной бумаги.


^ г) «Найди два одинаковых предмета» (рис. 14, 15). Выкладывается лист, на котором изображено девять предме­тов, из них два одинаковых, остальные отличаются деталями.

^ Задание 9. Кто больше увидит?

Предложите ребенку внимательно рассмотреть картину и перечислить, что он видит на ней (рис. 16, 17).

Задание 10. Наоборот.

'Нужно на вопросы отвечать словом и кивком головы. При этом, если согласен, говорить «да», одновременно покачива­нием головы выражать несогласие, и наоборот.

Эта игра очень трудная, поэтому не огорчайтесь, если ре­бенок не сразу поймет условие и не сможет параллельно да­вать два противоречивых ответа. Попробуйте сами добиться требуемого взаимоисключающего координирования слова и движения — и вы почувствуете, насколько нужно быть внима­тельным и какого напряжения и усилия воли стоит этот конт­роль. И не сетуйте на себя и ребенка, если у вас не так скоро, как вам бы хотелось, начнет получаться это задание. Еже­дневные тренировки, проходящие между делом (уборкой, едой, умыванием), сделают свое дело, и у вас всё получится.

Задание 11. Найдите ошибку.

У этой игры много вариантов, которые предлагаются в зависимости от класса, в котором учится ребенок. В одних ребенок должен отобрать предметы, одинаковые по форме^ в других — по цвету^ в ^регьях-— яайтич>шя6ку^"руйоводств.уясь уже известными ему правилами правописания, в четвертых — произвести счетные операции. Кроме того, играющий должен обладать определенным запасом сведений об окружающем мире. Поэтому подобные игры следует проводить с детьми, которые уже получили необходимые для успешного выполне­ния задания знания и навыки. Желательно, чтобы ребенок был полностью поглощен процессом игры и не отвлекался в это время на посторонние дела. Не стремитесь в один день проиграть все предлагаемые нами варианты.

Нужно: а) найти фигурку, которую не туда положили. Выкладывается несколько стопок карточек, подобранных на основе определенных геометрических фигур, однако среди тре­угольников лежит квадрат, между ромбами — прямоугольник и т. п.;

б) сказать, что не так. Предметные изображения рас­
сортированы в соответствии с их цветом на три группы, одна­
ко и здесь допущены ошибки;

в) найти ошибку. На карточках нарисованы слова
(или предложения) с неправильными орфограммами. Попро­
сите сына (дочку) исправить заведомо неверное написание;

г) решить правильно. Подготовить карточку, на ко-


торой заранее запишите несколько несложных примеров с уже готовыми ответами. Некоторые примеры пусть содержат оши­бочное решение. Попросите ребенка указать, где и что сде­лано неверно;

д) сказать, что неправильно. Напишите на листке бумаги несколько суждений, часть из которых должны быть заведомо алогичными. Попросите ребенка прочитать предло­жения и найти ошибочные суждения. (Заяц умеет летать Зи­мой холодно. На сосне выросли красные яблоки. У собаки родились телята и т. д.)

Задание 12, Не ошибись. (В основе методика М.С.UJe-бединскрго.)

v а) Ребенку предлагается назвать поочередно пары слов одушевленных и неодушевленных.

\/ б) Нужно определить «съедобное — несъедобное». Ведущий называет предметы и бросает мяч. Если названный предмет съедобный, ребенок должен поймать мяч, если несъе­добный, ловить не надо.

Задание 13. Сделай так же.

Нужно: а) делать, как я (можно проводить сидя или стоя напротив ребенка). Предложите ребенку делать руками фи­гуры так, как вы ему показываете:

Затем переходите к движениям кистей рук на столе: поло­жить руки на стол, сжать в кулак, правую в кулак, левую раз­жать (менять положение под команду ведущего с нарастани­ем темпа);

б) слушать команду: руки вверх, в стороны, правая вверх, левая на пояс, присели, встали, руки на пояс, прыга­ем на правой ноге и т. д. Задание выполняется по устной инст­рукции, без показа.

/Задание 14. Летает — не летает.

Правила игры. Ведущий называет слова и поднимает или опускает руки. Если названный предмет летает, ребенок дол­жен поднять руки, если не летает, то соответственно не подни­мать. Ребенка предупредите, что надо быть очень вниматель­ным, потому что вы будете стремиться его «обмануть».

Предложенными выше заданиями не ограничивается ра­бота по развитию внимания. Да и не следует думать, что се­годня мы развиваем внимание, завтра — восприятие или мыш-


ление и т. д. Эффективными занятия становятся только тог­да, когда в их основе лежит идея всестороннего развития ре­бенка. Проиллюстрируем сказанное описанием одного дня

Воскресенье. Вы встаете вместе с ребенком и начинаете, день с зарядки 1. Это могут быть прыжки попеременно на каж- ] дои ноге, разгибание пальцев рук и т. д. Благодаря такой гим­настике у ребенка развивается ловкость, координированность движений, он начинает быстрее ориентироваться в частях те­ла, направлениях. Затем непременно проследите, чтобы он умылся и оделся к завтраку.

Пока вы хлопочете у плиты, попросите ребенка накрыть на стол. Если он сам затрудняется, перечислите все необхо­димые действия. Не забудьте упомянуть, что вилка должна лежать слева от тарелки, а нож — справа. Тем самым вы по­путно еще раз отрабатываете левую — правую сторону Во время еды неназойливо поговорите о посуде (чайной, столо­вой), овощах, фруктах, молочных, мясных продуктах и т. п.

Закончив завтрак, вместе уберите со стола. Затем, пока вы будете мыть посуду, попросите ребенка подмести пол и протереть пыль на мебели. Прежде чем отправиться ни про­гулку, вам необходимо приготовить обед. Не пренебрегайте помощью ребенка. Доверьте ему нарезать овощи для супа или прокрутить в мясорубке мясо для котлет. Эти не требующие от вас специальных усилий занятия очень полезны ребенку (и с точки зрения не только приобретения бытовых навыков, но и столь необходимого вам обоим общения).

Наконец наступает время долгожданной совместной про­гулки. Конечно, пусть ваш ребенок на улице отдается своим любимым занятиям: качелям, велосипеду, снежкам, санкам и т. д., но, когда он подбегает к вам, чтобы рассказать, что он сейчас делал, поделиться своим эмоциональным состояни­ем, выслушав его, ответив на все его вопросы, обыграйте си­туацию: предложите ему отдагать загадку, созвучную сию­минутному настроению.

Если вы в лесу, то обратите внимание сына (дочки) на окружающую природу: деревья, кустарники. Учите детей сравнивать, обращать внимание на главные черты. Вспомни­те вместе, какие звери живут в лесу, а какие называются до­машними. Для развития глазомера попробуйте определить расстояние до березы, сосны и т. п.

Очень любят дети игры типа «Сладкое дерево». Ребенок закрывает глаза, вы вешаете на одно из деревьев конфетку, а затем предлагаете ему найти то дерево по вашим указани­ям: «Сделай два шага вперед, повернись направо и пройди пять шагов вперед» и т. д.

Пользуйтесь сами и побуждайте ребенка употреблять но-

1 Возможно, вашему сыну (дочке) нужны специальные упражнения Проконсультируйтесь заранее с врачом или учителем физкультуры.


вые слова (названия, признаки, действия), с которыми он по­знакомился на прогулке.

Вернувшись с прогулки, начните рассказывать о проведен­ном времени членам семьи. И ваш сын (дочь) непременно подхватит заданную вами тему, а вы неназойливо поможете ему. Уточните рассказ ребенка наводящими вопросами, по­могите ему строить распространенные предложения.

Наступило время обеда. Пока вы разогреваете еду, пусть ребенок накроет на стол. Затем, поев и убрав со стола, после непродолжительного отдыха можно позаниматься. Постарай­тесь заинтересовать ребенка предстоящей работой.

Очень хороши для всестороннего развития всех психиче­ских процессов занятия с картинками. Например, сюжетная картинка, на которой изображены дети, помогающие взрослым убирать урожай в огороде. Дайте ребенку такую или подоб­ную картинку и попросите его описать, что на ней нарисо­вано. Важно, чтобы восприятие картинки не было бессистем­ным. Учите своего ребенка последовательному, планомерно­му рассматриванию с выделением главных, наиболее значи­мых частей картинки. Вместе с ним подытожьте, что же изоб­ражено, как можно озаглавить эту картинку, уточните время года, спросите, по каким признакам он (она) это определил. Поинтересуйтесь, что предшествовало запечатленному на ри­сунке событию (знает ли ребенок, какая большая работа пред­шествует сбору урожая). Расскажите о том, как нужна по­мощь во время страды. Попросите ребенка вспомнить и про­читать наизусть стихотворение об осени, посвященные ей за­гадки. Если вы чувствуете, что сын (дочь) устал и начал от­влекаться, переключите его на другие занятия (упражнения, \_дгды на внимание, слушание музыки и т. п.).

Мы наметили небольшую часть лишь одного дня, проведен­ного вами с ребенком. А как много можно дать ему, если ре­гулярно продумывать предстоящие занятия!

Предлагаемые нами занятия, хотя и сгруппированы с уче­том основной их направленности, полезны не взятые изолиро­ванно, а включенные в ту или иную деятельность ребенка.

Все предлагаемые игры не только требуют от ребенка мак­симальной концентрации внимания, но и приучают его к са­моконтролю, развивают произвольность деятельности, корри­гируют пространственное восприятие, координированность движений.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных