ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Развивайте мышление и речь ребенкаКак мы уже отмечали, все психические процессы тесно связаны между собой, поэтому при выполнении предлагаемых выше заданий, направленных на формирование восприятия, развиваются и умственные способности ребенка. Тем не менее, учитывая наибольшую сложность для умственно отсталых детей овладения мыслительными операциями, последним следует уделять особое внимание. Зашшаясь с детьми, ставьте перед ними задачи, для решения которых требуются умственные усилия, создавайте ситуации, побуждающие их к активизации знаний, умений, прошлого опыта. Умственно отсталым детям свойственна леность мысли: им не хочется думать. Именно по этой причине они нередко отказываются от выполнения задания со словами: «Я не знаю, не умею». В то же время при участии взрослых они вполне способны сделать то, что им предлагают. Не давайте им готовые ответы, и помогайте в поисках способов действия. Учите их планировать свою работу, обдумывать решение, осуществлять самоконтроль. Побуждайте детей к творческой деятельности. Для развития этих качеств полезны занимательные задачи, загадки, посильные головоломки, развивающие игры и упражнения. Дело в том, что ребенку наиболее доступны задания, при решении которых он может действовать с предметами. Такие задания развивают наглядно-действенное мышление. Однако ему очень полезны упражнения, в основе которых лежит умение представить себе объекты и их преобразования, т. е. когда ребенок действует не с самими предметами, а с их образами. Эти задания формируют наглядно-образное мышление Развитию наглядно-образного мышления ребенка способствуют занятия рисованием, лепкой, конструированием, игры, драматизация, инсценирование сказок, рассказов и пр. Наиболее сложны для умственно отсталого ребенка словесно-логические операции, выполнение которых нротекает только в умственном плане. На протяжении всех школьных лет педагоги развивают мышление учащихся, поднимая его от наиболее доступных наглядных форм к абстрактным словесно-логическим понятиям. В домашних условиях вы сможете оказать значительную помощь своему ребенку, обучая его анализу, синтезу, сравнению, обобщению и т. д. Подобные занятия развивают не только мышление, но и внимание, память, пространственное представление, воображение, благодаря им вырабатывается усидчивость, самостоятельность, это в свою очередь ведет к тому, что у ребенка по- является интерес к работе, формируются мотивы деятельности. Чем бы вы ни занимались с ребенком, непременно обращайте внимание на его речь. Ученые выяснили, что она формируется в деятельности, в неразрывной связи с остальными психическими процессами. Повседневная жизнь изобилует возможностями постоянного речевого контакта. Разговаривайте с ребенком на прогулке, играя, занимаясь различными домашними делами. Побуждайте его рассказывать вам, что он делал, что он видел, что слышал и т. п. Не бойтесь вводить в свою речь слова, заведомо не известные ребенку. Объясните ему смысл сказанного, проследите за правильным употреблением и произнесением новых слов. Постепенно благодаря вашим совместным занятиям новые слова войдут в активную речь ребенка, обогащая ее, облегчая общение с окружающими. Ребенок сможет пользоваться речью, чтобы получать новую информацию. У детей, которым посвящена данная книга, снижена способность воспринимать и различать звуки в словах, т. е. не развит фонематический слух. Попробуйте играючи предложить ребенку определить, какой звук слышится в конце, в середине, в начале слова (арбуз, ложка, заяц и др.). Или попросите его выбрать из имеющегося набора предметных картинок только те, в названии которых есть звук [з] и т. п. Можно, к примеру, поискать в небольшом отрывке текста слова с определенным звуком [з]. Не менее важна смысловая (семантическая) сторона слов. Следите за тем, чтобы ребенок использовал слова соответственно той или иной ситуации. Вместе с ним подбирайте разные слова со сходным значением, а также слова с противоположным смыслом. Это не потребует от вас специального времени, а гармоничным компонентом войдет в игры типа «Скажи наоборот», «Вставь подходящее слово» и т. д. Вашему ребенку трудно правильно грамматически оформить свою речь, согласовать слова в предложении; он пользуется преимущественно простыми фразами. Речь его бедна прилагательными, невыразительна. Попробуйте воспользоваться упражнениями-играми, в которых надо вставить подходящее слово, закончить предложение. Не упускайте из внимания интонацию ребенка. Постоянно следите за выразительностью своей речи, чтения или рассказа. Если к вам пришли гости или у вас намечается семейный праздник, подготовьте вместе с ребенком небольшой домашний концерт, в котором отведите роли каждому члену семьи. Навык прилюдно читать стихи, исполнять песни, разыгрывать небольшие, доступные вашему сыну (дочке) пьески очень пригодится ему (ей) в школе, да и в жизни вообще. Если у ребенка есть дефекты произношения — не смущайтесь, проконсультируйтесь с логопедом, но ни в коем случае не прячьте ребенка от людей, 2 Заказ 3792 33 приходящих к вам в дом, не ограничивайте степень его участия в общих беседах. Предлагаемые примерные варианты занятий не только способствуют активизации мыслительной и речевой деятельности, но и развивают такие психические процессы, как представления, память, воображение, эмоции, воля. Все эти задания потребуют от ребенка гибкости ума, доказательности рассуждений, способности устанавливать те или иные закономерности. При их выполнении ребенок должен найти сходства и различия в предметах и явлениях, сравнить предметы на основе выделенных признаков, сделать обобщение, умозаключение, чему в немалой степени помогут знания, приобретенные им в школе. Начинайте с более лег* ких, посильных заданий во избежание отрицательных эмоций у ребенка. Постоянно поощряйте его в работе, чтобы он испытывал чувства удовольствия от занятий. Задачи-головоломки (из пособия 3. А. Михайловой. М., 1985) Задача 1. Составь два квадрата из 7 палочек, два равных треугольника из 5 палочек, четыре равных треугольника из 9 палочек- и др. Задача 2. Возьми 9 палочек и составь квадрат и четыре треугольника. Ребенок должен представить фигуры и догадаться, как их составлять. Задача 3. Убери 2 палочки, чтобы остался один прямоугольник. Задача 4. Составь домик из 6 палочек, а затем переложи 2 палочки, чтобы получился флажок.
Задача 5. Убери 3 палочки, чтобы осталось три таких же квадрата.
Убери 4 палочки, чтобы осталось три квадрата.
Переложи гую сторону. палочку, чтобы домик был перевернут в дру-
Внимание ребенка привлекается к отличительным признакам изображенных предметов, к принципу их очередности. Задача 7. а) Продолжи ряд 112113114... ААААБААВА... б) Вычеркни лишнюю фигуру, цифру 0+0 + 00 + 0... 2 4 6 8 9 10 12... Игра «Разложи фигуры». Игра состоит из 24 карточек (8X6 см) с изображением геометрических фигур четырех видов, трех цветов (синие, красные, зеленые), большого и маленького размера. Хорошо иметь второй аналогичный набор, но с иными фигурами другого цвета. 1-й вариант (в основе методика А. Я. Ивановой). В этой игре не нужна устная инструкция. Вы молча раскладываете фигуры по группам (в кучки): сначала в четыре кучки с учетом формы. Положив 8—12 карточек, передавайте остальные ребенку. Если он не понял, что делать, поясните: «Клади подходящие с подходящими». Затем раскладывайте в три кучки с учетом цвета. 2-й вариант. Возьмите себе и дайте ребенку колоду карточек с указанными в 1-м варианте фигурами. Положите на стол любую карточку с фигурой, а ребенка попросите выложить карточку с фигурой, отличающейся только одним признаком. Например, вы положили маленький красный круг, а ребенок должен положить большой красный круг, или маленький синий круг, или маленький красный квадрат и т. д. Эта игра развивает не просто восприятие величины, формы, цвета, но и быструю ориентировку в различении этих признаков, логичность и обоснованность мыслительных действий. Игра «Сделай, как у меня». Играют двое. У каждого набор кнопочек разного цвета из мозаики (всего 24 кнопочки). Вы начинаете игру и располагаете в пазах своего игрового поля любые 3 кнопочки, показываете их, а затем закрываете. Ребенок должен из своего набора выбрать те же кнопочки и так же расположить их на своем игровом поле. Затем вы открываете свое поле и сравниваете исполнение. Постепенно можно усложнить игру, используя большее количество кнопочек. Эффективным методом обучения детей мыслительным операциям, требующим умения анализировать материал, сравнивать, обобщать на основе сходных признаков, является классификация. Ребенок анализирует отдельный предмет, выделяя в нем специфические свойства, по которым он затем определяет родовую принадлежность предмета. К школе ребенку нужно знать обобщающие родовые названия предметов. Повседневная жизнь изобилует массой ситуаций, в которых вы можете ненавязчиво расширять запас слов — названий предметов, относя их к соответствующей родовой группе: вымой посуду, убери игрушки, накорми животных и т. д. Поиграйте в «слова», называя сначала только птиц, затем диких животных, потом фрукты и т. д. В домашних условиях можно организовать игру, используя знакомые предметные картинки (рис. 65а, 656, 66а, 666). В зависимости от возраста и имеющихся у ребенка знаний возможны разные варианты игры, в основе которой лежит классификация. Наиболее легкий вариант. На столе раскладываются картинки с изображением различных предметов. Ребенку дается картинка с изображением ученической тетради. Он должен отобрать только картинки, на которых учебные вещи. Вариант посложнее. Выложите все картинки и попросите ребенка их распределить по группам: «что к чему подходит». Можете показать на примере одной группы однородных предметов. В то время как ребенок будет раскладывать остальные, поинтересуйтесь, почему он так делает. Полезны игры типа «Волшебный мешочек», «Кто быстрее соберет» и т. п. Игра «Волшебный мешочек». В мешочке разные игрушки. Ребенок должен на ощупь узнать и достать сначала животных, затем предметы мебели и т. д. Если ребенок затрудняется, то пусть достанет, назовет и определит, к какой родовой группе можно отнести этот предмет. После того как ребенок без затруднений будет проводить группировку предметов на основе общих признаков, а затем обобщать группы в более крупные, можно работать не с карточками, а со словами-понятиями. Задание 1. Назови одним словом: Лиса, заяц, медведь, волк — Кровать, стул, диван, кресло — Сыр, колбаса, хлеб, масло — Шапка, юбка, трусы, майка — Сосна, ель, ива, клен — Предложите прочитать эти группы слов либо прочитайте их ребенку сами. Для закрепления знаний детей о различных родовых категориях мы предлагаем игры типа: а) «Закрой картинку». Предметное лото из 8 карт с изображением предметов мебели, одежды, транспорта, животных. К лото прилагаются синие и зеленые кружочки. Нужно закрыть все картинки с изображением животных зелеными кружочками, а одежды — синими. В игре могут участвовать 2, 3, 4 человека, учет времени — по желанию. Вы бросаете ребенку мяч и говорите: «Лиса», ребенок должен поймать его и ответить- «Зверь». (Стакан — посуда, юла — игрушки и т. д.) Разложите на столе карточки с изображением ягод, предметов одежды, домашних животных и т. п. Затем вы называете: «Животные». Участвующие в игре под счет «один, два, три» должны быстро отобрать соответствующие карточки. Угадай: что это! Как на нашей грядке Выросли загадки — Сочные да крупные, Вот такие круглые. Летом зеленеют К осени краснеют Хозяин лесной Просыпается весной, А зимой, под вьюжный вой, Спит в избушке снеговой Заворчал живой замок, Лег у двери поперек. Раньше всех встает, «Ку-ка-ре-ку'» поет! Грамоту не знаю, А весь век пишу Задание 2. Покажи, что не подходит (рис. 67, 68, 69, 70) (в основе методика «четвертый — лишний»). Поочередно выкладывайте перед ребенком карточки с изображением знакомых предметов и говорите: «Посмотри, здесь все карточки можно объединить вместе, а одна не подходит к ним. Покажи ее». После того как ребенок выполнит вашу инструкцию, спросите, почему он так считает. Предлагайте только такие картинки, с родовой категорией которых он уже знаком. Задание 3. Какая фигура не подходит? Выкладывайте перед ребенком поочередно карточки с изображением фигур, в которых одна отличается от остальных по какому-либо признаку. Попросите ребенка объяснить, какая фигура не подходит и почему. Задание 4. Скажи, какое слово по смыслу не подходит (рис.71). На таблицах написаны слова. Предъявляйте таблицы поочередно, сопровождая свои действия просьбой прочитать слова и назвать то, которое не подходит и почему. Задание 5. Кто что любит? (Рис. 72а, 726.) Разложите набор карточек с изображениями животных и попросите ребенка из другого набора карточек подобрать каждому животному то, что этот зверь ест. Задание б. Кому что надо? (Рис. 73а, 736.) Перед вами карточки с изображениями знакомых ситуаций. Попросите ребенка подобрать к ним карточки, на которых нарисованы недостающие предметы. Задание 7. Положи картинки на свое место (рис. 74,75). Задание 8. Отгадай загадки (рис. 76). На столе картинки с изображениями знакомых предметов: утюга, ежа, ели, часов и т. д. Попросите ребенка внимательно выслушать вас и найти подходящую картинку-отгадку. Без рук, без ног, а ходит. Сидит под елкой весь в иголках. Идет пароход взад и вперед, а за ним такая гладь, ни морщинки не видать. Зимой и летом одним цветом. Или наоборот. Ребенку дайте текст загадок и попросите его нарисовать отгадки. Задание 9. Придумай загадку (рис. 77). Покажите ребенку следующие предметы: мяч, лягушку, книгу, карандаш и т. д., а затем попросите его, выделив характерные признаки, придумать загадки. Все приведенные выше задания способствуют развитию не только мышления, но и речи. Существуют и иные задания, предназначенные для этих же целей. Задание 1. Составь из букв слова: а, к, с, о, и, м, р, т, м, ш, а, н, и, ы, г, р Игра «Дополни слово». Ведущий называет часть слова (кни...) и бросает мяч. Ребенок должен поймать мяч и дополнить слово (...га). Задание 2. Вставь в слова пропущенные буквы: г — ра т—а — а к — са —к — о Задание 3. Назови слово, которое начинается с последней буквы предыдущего. Например: сова — альбом — море — енот... Для этих целей очень полезны игры в города, цвета и т. п., в которых называются только слова — названия городов либо только названия цветов и т. д. Задание 4. Назови слова, противоположные по значению. Тонкий — Острый — Чистый — Громкий — Низкий — Здоровый — Победа — Задание 5. Закончи предложение и подбери к нему картинку (рис. 77). Мальчик ловит... Собака грызет... Курица снесла... Мама стирает... Девочка читает... Задание 6. Закончи предложение. Летом тепло, а зимой... Птицы, летают, а змеи... Осенью листья желтые, а летом... Задание 7. Назови предмет, который я не назвала. Выложите на стол любые предметы и вразбивку называйте их, а один упомянуть «забудьте». Попросите сына (дочку) сказать, что вы «забыли» перечислить. Задание 8. Кто больше сочинит. Подберите несколько предметных картинок и попросите ребенка найти рифму к изображенным на них предметам, Огурец — молодец. Заяц — палец. Очки — значки. Цветок — платок. И т. д. Для развития восприятия, мышления, речи, активизации всей психической деятельности детей очень полезны занятия с сюжетными картинками. Подбор картинок и варианты заданий зависят от возраста ребенка, а также от его индивидуальных особенностей. Однако есть общие требования, которые следует соблюдать: 1. Подготовьте ребенка к восприятию картинки, заинтере 2. Подберите картинки, содержание которых интересно, 3. Руководите рассматриванием картинки (привлекайте 4. Подведите итог (сделайте вывод, озаглавьте и пр.). Безусловно, по мере обучения ваша помощь в рассматривании ребенком картинки будет все меньше. Рассматривая сюжетные картинки, учите детей понимать мимику, жесты, выразительные позы, отношения между изображенными людьми. Очень важно, чтобы ребенок умел определять эмоциональное содержание картинки, переданное различными изобразительными средствами. Задание 1. Расскажи, что ты видишь на картине. Озаглавь картину (рис. 78). «Опять двойка!» Вы можете усложнить задание, предложив ребенку рассказать о том, что происходило до изображенного в картине и что случится после. Задание 2. Разложи по порядку и составь рассказ (рис. 79, 80). Произвольно разложите 3—4 картинки, связанные единым сюжетом, и попросите ребенка рассмотреть их, затем распределить по порядку, озаглавить и составить рассказ. Варианты работы с картинками могут быть разными. На-нример, вы можете положить одну картинку из серии, а ребенка попросить найти место остальным. Придумайте заранее небольшой рассказ, подготовьте к нему сюжетные картинки. Прочтите ребенку то, что вы придумали, и попросите его распределить картинки согласно сюжету. Задание 3. Скажи, что неверно (рис.81). Развивать абстрактно-логическое мышление, речь детей можно также при помощи литературных текстов. В зависимости от класса, в котором учится ваш ребенок, текст читает он сам или слушает ваше чтение. Содержание нужно подбирать с учетом возраста ребенка. Это должны быть простые описательные ситуации без сложных смысловых связей («Всякой вещи свое место»). Вывод уже содержится в тексте, в заглавии, поэтому ответы на вопросы не вызывают у ребенка особых трудностей. В текстах посложнее («Белочка и зайчик») могут быть пропущены некоторые смысловые звенья. Чтобы сделать ры-вод и ответить на вопросы, ребенку необходимо понять смысл всего рассказа. Наибольшую сложность вызывают у ребенка тексты со скрытым смыслом, конфликтным содержанием («Галка и голуби». «Лекарство»), В этих рассказах внешняя очевидность может не соответствовать внутренней логике. Здесь нужен определенный жизненный опыт, чтобы разобраться в смысловых противоречиях. Выбирайте небольшие по объему тексты. Заранее объясните ребенку все новые, не знакомые ему слова (это облегчит восприятие). Если описываемая в тексте ситуация малознакома, лучше начать с рассматривания иллюстраций. Занимаясь с ребенком, приучайте его отвечать на вопросы, выделять в тексте самое существенное. В тех случаях, когда он не справляется, помогите ему наводящими вопросами. При необходимости прочитайте рассказ еще раз, интонационно выделяя в нем основные мысли. С этой целью используйте наглядные средства (рисунки, картинки и т. д.). Для лучшего понимания текста можно разделить его содержание на части и разобрать каждую из них отдельно, а также иногда очень полезно после первого прочтения составить совместно с ребенком план рассказа. Работа с литературными текстами очень важна не только для развития восприятия, мышления, речи, памяти. Содержание рассказов влияет на чувства ребенка, воспитывает в нем те или иные качества личности. В зависимости от того, на что хотите обратить главное внимание в воспитании, подбирайте соответствующий текст. Предлагаем воспользоваться текстами, помещенными в конце книги, и аналогичными им. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|