Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Развивайте мышление и речь ребенка




Как мы уже отмечали, все психические процессы тесно свя­заны между собой, поэтому при выполнении предлагаемых выше заданий, направленных на формирование восприятия, развиваются и умственные способности ребенка. Тем не ме­нее, учитывая наибольшую сложность для умственно отста­лых детей овладения мыслительными операциями, последним следует уделять особое внимание.

Зашшаясь с детьми, ставьте перед ними задачи, для ре­шения которых требуются умственные усилия, создавайте си­туации, побуждающие их к активизации знаний, умений, про­шлого опыта.

Умственно отсталым детям свойственна леность мысли: им не хочется думать. Именно по этой причине они нередко от­казываются от выполнения задания со словами: «Я не знаю, не умею». В то же время при участии взрослых они вполне способны сделать то, что им предлагают. Не давайте им гото­вые ответы, и помогайте в поисках способов действия. Учите их планировать свою работу, обдумывать решение, осущест­влять самоконтроль. Побуждайте детей к творческой деятель­ности. Для развития этих качеств полезны занимательные за­дачи, загадки, посильные головоломки, развивающие игры и упражнения.

Дело в том, что ребенку наиболее доступны задания, при решении которых он может действовать с предметами. Такие задания развивают наглядно-действенное мышление. Однако ему очень полезны упражнения, в основе которых лежит уме­ние представить себе объекты и их преобразования, т. е. когда ребенок действует не с самими предметами, а с их образами. Эти задания формируют наглядно-образное мышление Раз­витию наглядно-образного мышления ребенка способствуют занятия рисованием, лепкой, конструированием, игры, драма­тизация, инсценирование сказок, рассказов и пр.

Наиболее сложны для умственно отсталого ребенка словес­но-логические операции, выполнение которых нротекает толь­ко в умственном плане. На протяжении всех школьных лет педагоги развивают мышление учащихся, поднимая его от наиболее доступных наглядных форм к абстрактным словес­но-логическим понятиям. В домашних условиях вы сможете оказать значительную помощь своему ребенку, обучая его анализу, синтезу, сравнению, обобщению и т. д.

Подобные занятия развивают не только мышление, но и внимание, память, пространственное представление, вообра­жение, благодаря им вырабатывается усидчивость, самостоя­тельность, это в свою очередь ведет к тому, что у ребенка по-


является интерес к работе, формируются мотивы деятель­ности.

Чем бы вы ни занимались с ребенком, непременно обра­щайте внимание на его речь. Ученые выяснили, что она фор­мируется в деятельности, в неразрывной связи с остальными психическими процессами. Повседневная жизнь изобилует воз­можностями постоянного речевого контакта. Разговаривайте с ребенком на прогулке, играя, занимаясь различными домаш­ними делами. Побуждайте его рассказывать вам, что он де­лал, что он видел, что слышал и т. п. Не бойтесь вводить в свою речь слова, заведомо не известные ребенку. Объясните ему смысл сказанного, проследите за правильным употреб­лением и произнесением новых слов. Постепенно благодаря вашим совместным занятиям новые слова войдут в активную речь ребенка, обогащая ее, облегчая общение с окружающи­ми. Ребенок сможет пользоваться речью, чтобы получать но­вую информацию.

У детей, которым посвящена данная книга, снижена спо­собность воспринимать и различать звуки в словах, т. е. не развит фонематический слух. Попробуйте играючи предло­жить ребенку определить, какой звук слышится в конце, в середине, в начале слова (арбуз, ложка, заяц и др.). Или по­просите его выбрать из имеющегося набора предметных кар­тинок только те, в названии которых есть звук [з] и т. п. Мож­но, к примеру, поискать в небольшом отрывке текста слова с определенным звуком [з].

Не менее важна смысловая (семантическая) сторона слов. Следите за тем, чтобы ребенок использовал слова соответ­ственно той или иной ситуации. Вместе с ним подбирайте раз­ные слова со сходным значением, а также слова с противопо­ложным смыслом. Это не потребует от вас специального вре­мени, а гармоничным компонентом войдет в игры типа «Ска­жи наоборот», «Вставь подходящее слово» и т. д.

Вашему ребенку трудно правильно грамматически офор­мить свою речь, согласовать слова в предложении; он поль­зуется преимущественно простыми фразами. Речь его бедна прилагательными, невыразительна. Попробуйте воспользо­ваться упражнениями-играми, в которых надо вставить под­ходящее слово, закончить предложение. Не упускайте из вни­мания интонацию ребенка. Постоянно следите за выразитель­ностью своей речи, чтения или рассказа. Если к вам пришли гости или у вас намечается семейный праздник, подготовьте вместе с ребенком небольшой домашний концерт, в котором отведите роли каждому члену семьи. Навык прилюдно читать стихи, исполнять песни, разыгрывать небольшие, доступные вашему сыну (дочке) пьески очень пригодится ему (ей) в школе, да и в жизни вообще. Если у ребенка есть дефекты произношения — не смущайтесь, проконсультируйтесь с ло­гопедом, но ни в коем случае не прячьте ребенка от людей,

2 Заказ 3792 33


приходящих к вам в дом, не ограничивайте степень его учас­тия в общих беседах.

Предлагаемые примерные варианты занятий не только способствуют активизации мыслительной и речевой деятель­ности, но и развивают такие психические процессы, как пред­ставления, память, воображение, эмоции, воля.

Все эти задания потребуют от ребенка гибкости ума, до­казательности рассуждений, способности устанавливать те или иные закономерности. При их выполнении ребенок дол­жен найти сходства и различия в предметах и явлениях, срав­нить предметы на основе выделенных признаков, сделать обобщение, умозаключение, чему в немалой степени помогут знания, приобретенные им в школе. Начинайте с более лег* ких, посильных заданий во избежание отрицательных эмоций у ребенка. Постоянно поощряйте его в работе, чтобы он испы­тывал чувства удовольствия от занятий.

Задачи-головоломки (из пособия 3. А. Михайловой. М., 1985)

Задача 1. Составь два квадрата из 7 палочек, два рав­ных треугольника из 5 палочек, четыре равных треугольника из 9 палочек- и др.

Задача 2. Возьми 9 палочек и составь квадрат и четыре треугольника.

Ребенок должен представить фигуры и догадаться, как их составлять.

 

Задача 3. Убери 2 палочки, чтобы остался один прямо­угольник.


Задача 4. Составь домик из 6 палочек, а затем перело­жи 2 палочки, чтобы получился флажок.



 


Задача 5. Убери 3 палочки, чтобы осталось три таких же квадрата.



 


Убери 4 палочки, чтобы осталось три квадрата.



 


 


Переложи гую сторону.


палочку, чтобы домик был перевернут в дру-




Задача 6. Нарисуй фигурку, которую нужно.

Внимание ребенка привлекается к отличительным призна­кам изображенных предметов, к принципу их очередности.

Задача 7. а) Продолжи ряд

112113114...

ААААБААВА... б) Вычеркни лишнюю фигуру, цифру

0+0 + 00 + 0...

2 4 6 8 9 10 12... Игра «Разложи фигуры».

Игра состоит из 24 карточек (8X6 см) с изображением геометрических фигур четырех видов, трех цветов (синие, красные, зеленые), большого и маленького размера. Хорошо иметь второй аналогичный набор, но с иными фигурами дру­гого цвета.

1-й вариант (в основе методика А. Я. Ивановой).

В этой игре не нужна устная инструкция. Вы молча рас­кладываете фигуры по группам (в кучки): сначала в четыре кучки с учетом формы. Положив 8—12 карточек, передавайте остальные ребенку. Если он не понял, что делать, поясните: «Клади подходящие с подходящими».

Затем раскладывайте в три кучки с учетом цвета.

2-й вариант.

Возьмите себе и дайте ребенку колоду карточек с указан­ными в 1-м варианте фигурами. Положите на стол любую кар­точку с фигурой, а ребенка попросите выложить карточку с фигурой, отличающейся только одним признаком. Например, вы положили маленький красный круг, а ребенок должен по­ложить большой красный круг, или маленький синий круг, или маленький красный квадрат и т. д.


Эта игра развивает не просто восприятие величины, фор­мы, цвета, но и быструю ориентировку в различении этих признаков, логичность и обоснованность мыслительных дей­ствий.

Игра «Сделай, как у меня».

Играют двое. У каждого набор кнопочек разного цвета из мозаики (всего 24 кнопочки). Вы начинаете игру и распола­гаете в пазах своего игрового поля любые 3 кнопочки, пока­зываете их, а затем закрываете. Ребенок должен из своего набора выбрать те же кнопочки и так же расположить их на своем игровом поле. Затем вы открываете свое поле и сравни­ваете исполнение. Постепенно можно усложнить игру, исполь­зуя большее количество кнопочек.

Эффективным методом обучения детей мыслительным опе­рациям, требующим умения анализировать материал, сравни­вать, обобщать на основе сходных признаков, является клас­сификация. Ребенок анализирует отдельный предмет, выделяя в нем специфические свойства, по которым он затем опреде­ляет родовую принадлежность предмета. К школе ребенку нужно знать обобщающие родовые названия предметов.

Повседневная жизнь изобилует массой ситуаций, в кото­рых вы можете ненавязчиво расширять запас слов — назва­ний предметов, относя их к соответствующей родовой группе: вымой посуду, убери игрушки, накорми животных и т. д.

Поиграйте в «слова», называя сначала только птиц, затем диких животных, потом фрукты и т. д.

В домашних условиях можно организовать игру, используя знакомые предметные картинки (рис. 65а, 656, 66а, 666). В зависимости от возраста и имеющихся у ребенка знаний возможны разные варианты игры, в основе которой лежит классификация.

Наиболее легкий вариант. На столе раскладываются кар­тинки с изображением различных предметов. Ребенку дается картинка с изображением ученической тетради. Он должен отобрать только картинки, на которых учебные вещи.

Вариант посложнее. Выложите все картинки и попросите ребенка их распределить по группам: «что к чему подходит». Можете показать на примере одной группы однородных предметов. В то время как ребенок будет раскладывать ос­тальные, поинтересуйтесь, почему он так делает.

Полезны игры типа «Волшебный мешочек», «Кто быстрее соберет» и т. п.

Игра «Волшебный мешочек».

В мешочке разные игрушки. Ребенок должен на ощупь уз­нать и достать сначала животных, затем предметы мебели и т. д. Если ребенок затрудняется, то пусть достанет, назовет и определит, к какой родовой группе можно отнести этот пред­мет. После того как ребенок без затруднений будет проводить


группировку предметов на основе общих признаков, а затем обобщать группы в более крупные, можно работать не с кар­точками, а со словами-понятиями.

Задание 1. Назови одним словом:

Лиса, заяц, медведь, волк —

Кровать, стул, диван, кресло —

Сыр, колбаса, хлеб, масло —

Шапка, юбка, трусы, майка —

Сосна, ель, ива, клен —

Предложите прочитать эти группы слов либо прочитайте их ребенку сами.

Для закрепления знаний детей о различных родовых ка­тегориях мы предлагаем игры типа:

а) «Закрой картинку».

Предметное лото из 8 карт с изображением предметов ме­бели, одежды, транспорта, животных. К лото прилагаются синие и зеленые кружочки.

Нужно закрыть все картинки с изображением животных зелеными кружочками, а одежды — синими.

В игре могут участвовать 2, 3, 4 человека, учет времени — по желанию.

Вы бросаете ребенку мяч и говорите: «Лиса», ребенок дол­жен поймать его и ответить- «Зверь». (Стакан — посуда, юла — игрушки и т. д.)

Разложите на столе карточки с изображением ягод, пред­метов одежды, домашних животных и т. п. Затем вы называе­те: «Животные». Участвующие в игре под счет «один, два, три» должны быстро отобрать соответствующие карточки.


Угадай: что это!

Как на нашей грядке Выросли загадки — Сочные да крупные, Вот такие круглые. Летом зеленеют К осени краснеют

Хозяин лесной Просыпается весной, А зимой, под вьюжный вой, Спит в избушке снеговой


Заворчал живой замок, Лег у двери поперек.

Раньше всех встает, «Ку-ка-ре-ку'» поет!

Грамоту не знаю, А весь век пишу


Задание 2. Покажи, что не подходит (рис. 67, 68, 69, 70) (в основе методика «четвертый — лишний»).

Поочередно выкладывайте перед ребенком карточки с изоб­ражением знакомых предметов и говорите: «Посмотри, здесь все карточки можно объединить вместе, а одна не подходит к ним. Покажи ее». После того как ребенок выполнит вашу инструкцию, спросите, почему он так считает. Предлагайте


только такие картинки, с родовой категорией которых он уже знаком.

Задание 3. Какая фигура не подходит?

Выкладывайте перед ребенком поочередно карточки с изоб­ражением фигур, в которых одна отличается от остальных по какому-либо признаку. Попросите ребенка объяснить, какая фигура не подходит и почему.

Задание 4. Скажи, какое слово по смыслу не подходит (рис.71).

На таблицах написаны слова. Предъявляйте таблицы по­очередно, сопровождая свои действия просьбой прочитать сло­ва и назвать то, которое не подходит и почему.

Задание 5. Кто что любит? (Рис. 72а, 726.)

Разложите набор карточек с изображениями животных и

попросите ребенка из другого набора карточек подобрать

каждому животному то, что этот зверь ест.

Задание б. Кому что надо? (Рис. 73а, 736.) Перед вами карточки с изображениями знакомых ситуа­ций. Попросите ребенка подобрать к ним карточки, на кото­рых нарисованы недостающие предметы.

Задание 7. Положи картинки на свое место (рис. 74,75).


Задание 8. Отгадай загадки (рис. 76).

На столе картинки с изображениями знакомых предметов: утюга, ежа, ели, часов и т. д. Попросите ребенка внимательно выслушать вас и найти подходящую картинку-отгадку.

Без рук, без ног, а ходит.

Сидит под елкой весь в иголках.

Идет пароход взад и вперед, а за ним такая гладь, ни морщинки не видать.

Зимой и летом одним цветом.

Или наоборот. Ребенку дайте текст загадок и попросите его нарисовать отгадки.

Задание 9. Придумай загадку (рис. 77).

Покажите ребенку следующие предметы: мяч, лягушку, книгу, карандаш и т. д., а затем попросите его, выделив ха­рактерные признаки, придумать загадки.

Все приведенные выше задания способствуют развитию не только мышления, но и речи. Существуют и иные задания, предназначенные для этих же целей.

Задание 1. Составь из букв слова: а, к, с, о, и, м, р, т, м, ш, а, н, и, ы, г, р Игра «Дополни слово».

Ведущий называет часть слова (кни...) и бросает мяч. Ре­бенок должен поймать мяч и дополнить слово (...га).

Задание 2. Вставь в слова пропущенные буквы:
р — ка т — п — р

г — ра т—а — а

к — са —к — о

Задание 3. Назови слово, которое начинается с по­следней буквы предыдущего.

Например: сова — альбом — море — енот...

Для этих целей очень полезны игры в города, цвета и т. п., в которых называются только слова — названия городов либо только названия цветов и т. д.

Задание 4. Назови слова, противоположные по значе­нию.

Тонкий — Острый — Чистый — Громкий — Низкий —


Здоровый — Победа —

Задание 5. Закончи предложение и подбери к нему кар­тинку (рис. 77). Мальчик ловит... Собака грызет... Курица снесла... Мама стирает... Девочка читает...

Задание 6. Закончи предложение. Летом тепло, а зимой... Птицы, летают, а змеи... Осенью листья желтые, а летом...

Задание 7. Назови предмет, который я не назвала.

Выложите на стол любые предметы и вразбивку называй­те их, а один упомянуть «забудьте». Попросите сына (дочку) сказать, что вы «забыли» перечислить.

Задание 8. Кто больше сочинит.

Подберите несколько предметных картинок и попросите ребенка найти рифму к изображенным на них предметам, Огурец — молодец. Заяц — палец. Очки — значки. Цветок — платок. И т. д.

Для развития восприятия, мышления, речи, активизации всей психической деятельности детей очень полезны занятия с сюжетными картинками. Подбор картинок и варианты зада­ний зависят от возраста ребенка, а также от его индивиду­альных особенностей. Однако есть общие требования, кото­рые следует соблюдать:

1. Подготовьте ребенка к восприятию картинки, заинтере­
суйте предстоящей работой (можно рассказать или вспом­
нить из прошлого опыта детей сходную ситуацию).

2. Подберите картинки, содержание которых интересно,
эмоционально насыщено, не перегружено второстепенными
деталями, а также большим количеством действующих лиц
и предметов.

3. Руководите рассматриванием картинки (привлекайте
внимание к главным объектам, обращайте внимание на наи­
более существенные признаки, помогайте в установлении при­
чинно-следственных зависимостей, в случае затруднений за­
давайте наводящие вопросы и т. п. Не допускайте бессистем­
ного, хаотичного «перескакивания» с одной части картинки на
другую).


4. Подведите итог (сделайте вывод, озаглавьте и пр.).

Безусловно, по мере обучения ваша помощь в рассматри­вании ребенком картинки будет все меньше.

Рассматривая сюжетные картинки, учите детей понимать мимику, жесты, выразительные позы, отношения между изоб­раженными людьми. Очень важно, чтобы ребенок умел опре­делять эмоциональное содержание картинки, переданное раз­личными изобразительными средствами.

Задание 1. Расскажи, что ты видишь на картине. Оза­главь картину (рис. 78). «Опять двойка!»

Вы можете усложнить задание, предложив ребенку рас­сказать о том, что происходило до изображенного в картине и что случится после.

Задание 2. Разложи по порядку и составь рассказ (рис. 79, 80).

Произвольно разложите 3—4 картинки, связанные единым сюжетом, и попросите ребенка рассмотреть их, затем распре­делить по порядку, озаглавить и составить рассказ.

Варианты работы с картинками могут быть разными. На-нример, вы можете положить одну картинку из серии, а ребен­ка попросить найти место остальным.

Придумайте заранее небольшой рассказ, подготовьте к не­му сюжетные картинки. Прочтите ребенку то, что вы приду­мали, и попросите его распределить картинки согласно сю­жету.

Задание 3. Скажи, что неверно (рис.81).

Развивать абстрактно-логическое мышление, речь детей можно также при помощи литературных текстов. В зависимо­сти от класса, в котором учится ваш ребенок, текст читает он сам или слушает ваше чтение. Содержание нужно подбирать с учетом возраста ребенка. Это должны быть простые описа­тельные ситуации без сложных смысловых связей («Всякой вещи свое место»). Вывод уже содержится в тексте, в загла­вии, поэтому ответы на вопросы не вызывают у ребенка осо­бых трудностей.

В текстах посложнее («Белочка и зайчик») могут быть пропущены некоторые смысловые звенья. Чтобы сделать ры-вод и ответить на вопросы, ребенку необходимо понять смысл всего рассказа.

Наибольшую сложность вызывают у ребенка тексты со скрытым смыслом, конфликтным содержанием («Галка и голу­би». «Лекарство»), В этих рассказах внешняя очевидность мо­жет не соответствовать внутренней логике. Здесь нужен опре­деленный жизненный опыт, чтобы разобраться в смысловых противоречиях.


Выбирайте небольшие по объему тексты. Заранее объяс­ните ребенку все новые, не знакомые ему слова (это облег­чит восприятие). Если описываемая в тексте ситуация мало­знакома, лучше начать с рассматривания иллюстраций.

Занимаясь с ребенком, приучайте его отвечать на вопро­сы, выделять в тексте самое существенное. В тех случаях, ког­да он не справляется, помогите ему наводящими вопросами. При необходимости прочитайте рассказ еще раз, интонацион­но выделяя в нем основные мысли. С этой целью используйте наглядные средства (рисунки, картинки и т. д.). Для лучшего понимания текста можно разделить его содержание на части и разобрать каждую из них отдельно, а также иногда очень полезно после первого прочтения составить совместно с ребен­ком план рассказа.

Работа с литературными текстами очень важна не только для развития восприятия, мышления, речи, памяти. Содержа­ние рассказов влияет на чувства ребенка, воспитывает в нем те или иные качества личности. В зависимости от того, на что хотите обратить главное внимание в воспитании, подбирайте соответствующий текст.

Предлагаем воспользоваться текстами, помещенными в конце книги, и аналогичными им.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных