Исходя из средств, с помощью которых люди производят необходимые им материальные блага, а также опыта, накопленного в таком производстве, выделяют три типа общества; традиционное /аграрное/, индустриальное /промышленное/, постиндустриальное /информационное/.
Линии сравнения
| Традицион ное /аграрное/
| Индустриаль ное /промышленное/
| Постиндустриальное /информационное/
|
Основной фактор производства
| Земля
| Капитал
| Знания
|
Основной продукт производства
| Пища
| Промышленные изделия
| Услуги
|
Характерные черты производства
| Ручной труд
| Широкое применение механизмов, технологии
| Автоматизация производства, компьютеризация общества
|
Характер труда
| Индивидуальный труд
| Преимущественно стандартная деятельность
| Резкое повышение творческого начала в труде
|
Занятость населения
| Сельское хозяйство – около 75% населения
| Сельское хозяйство – около 10%, промышленность – 65%.
| Сельское хозяйство – до 3%, промышленность – около 33%, услуги – около 66%.
|
Социальная структура
| Сословия, классы, включенность всех в коллектив, замкнутость социальных структур; низкая социальная мобильность
| Классовое деление; укрепление средних слоев общества; подвижность и открытость социальных структур.
| Стирание классового деления; рост численности среднего класса; профессиональное разделение в зависимости от уровня знаний, квалификации.
|
Продолжитель-ность жизни
| 30-40 лет
| 50-60 лет
| Свыше 70 лет
|
Воздействие человека на природу
| Локальное, неконтролируе-мое
| Глобальное, неконтролируемое
| Глобальное, контролируемое
|
Политическая жизнь
| Преобладание монархических форм правления; политические свободы отсутствуют; власть выше закона, для нее не нужны обоснования; сочетание самоуправляющихся общин и традиционных империй
| Провозглашение политических свобод, равенства перед законом; демократические преобразования, власть не воспринимается как данность, от нее требуется обоснование права на лидерство.
| Политически плюрализм – многообразие политических сил, сильное гражданское общество; возникновение новой формы демократии – «демократии консенсуса».
|
Духовная жизнь
| Господствуют традиционные религиозные ценности, преобладает устная передача информации; малое количество образованных людей; борьба с неграмотностью.
| Утверждаются новые ценности прогресса, личного успеха, веры в науку; возникает и занимает лидирующие позиции массовая культура; массовая грамотность и образование.
| Особая роль науки, образования и информации; непрерывное образование.
|