Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Два потока развития и Россия




 

Когда одного духовного учителя Востока спросили, как он видит будущую эволюцию человечества, он ответил: «Единство, чистота, божественность». Этот необычный ответ заставляет нас усомниться в возможности успешного развития поодиночке. Хотя многие поколения духовных подвижников уединялись, совершая аскетические подвиги, и нам всегда казалось, что это – единственно возможный путь духовного совершенствования, доступный, увы, лишь немногим.

Оказывается, желание добиваться чистоты и совершенства в одиночестве может быть очень опасным: усиливается и крепнет монстр эгоизма, любующийся своими достижениями и презирающий остальное павшее человечество. Недаром Серафим Саровский говорил, что в монастыре бесы как мухи, а в пУстыни – как тигры и львы.

Индивидуальный прогресс опасен, если он происходит в отрыве от социального окружения. Если же подобный отрыв от окружения происходит на государственном уровне, то он ведет к национальному самолюбованию и, в конечном счете, к фашизму.

Открывая же себя всем остальным людям, мы избавляемся от демона эго в самом начале своего пути. Мы учимся смотреть на мир глазами единого человеческого организма и даже всей живой природы.

Я хотел бы подчеркнуть эту мысль: любые личные усилия не могут быть полностью свободны от эгоизма, и лишь растворение в коллективном осознавании автоматически делает нас чистыми и открывает дальнейшую дорогу роста. Это – главное условие, на котором Жизнь открывает нам свои двери, делая нас сильными и непобедимыми, совершенными и счастливыми.

Надеюсь, что никто не заподозрит меня в пропаганде коммунистических идей. Реальный коммунизм прошлого – это объединение низшего против высшего, это бунт, нарушающий равновесие в природе. Это попытка насильно привить другим свое собственное узкое и ограниченное понимание счастья путем подавления и жестокости. Подытоживая опыт тысячелетий прошлого, мы можем обнаружить, что есть два главных потока развития человечества. Один из них, который мы условно назовем греко-римским, преувеличивает роль героев, выдающихся личностей. Важен только победитель – его имя закрепится в веках, а все остальные превратятся в пыль, и поэтому неважны – ими можно пренебречь, их можно раздавить, поработить. Это путь так называемого технического прогресса, и это же есть путь разъединения и разобщения. Человеческие силы вкладываются во внешние достижения, происходит как бы переплавка (и поэтому омертвление) высших человеческих творческих состояний в форму предметов материальной культуры. Сам же человек регрессирует, слабеет, попадает во власть пороков и болезней. Цивилизация самобетонируется – и точно так же микроорганизмы окружают себя кальциевой оболочкой.

Второй поток развития признает абсолютную самоценность каждой малой жизни. Даже слабый и лишенный видимых достоинств человек выполняет в этом мире свою уникальную роль, которую неспособны исполнить другие, даже более сильные. В этом потоке нет быстрого внешнего прогресса, но зато присутствуют сострадание, безусловная любовь и единение. Поэтому в нем происходит ускоренная эволюция человека как биологического существа, в нем накапливаются огромные природные силы, которые затем создают совершенство человеческой структуры.

Точно так же среди живущих в наших телах микроорганизмов в обычных условиях нет принципиальных патогенов – даже стафилококки играют свою незаменимую роль. И только если «сверху» совершаются ошибки, эти бактерии могут взбунтоваться. Но стоит нам исправить ошибку – все сразу же становится на место.

Кажущийся быстрым прогресс современного общества происходит лишь благодаря постоянному вовлечению в индустриальный процесс наций, обладающих древней национальной культурой. Это, прежде всего, этносы юго-восточной Азии. Относящиеся к ним люди внимательны, дружелюбны, спокойны и открыты. Уровень осознанности этих людей чрезвычайно высок. Поэтому они очень легко адаптируются даже, казалось бы, к весьма сложным современным производствам. Работая за очень малую с точки зрения жителей «цивилизованного» мира зарплату, они обеспечивают нам товарное (а часто и интеллектуальное) изобилие, по ошибке часто ассоциируемое с прогрессом.

Люди Востока не так часто выделяются какими-то особыми личными достижениями. И не потому, что не талантливы – просто их культура не позволяет им «высовываться» и навязывать себя. Зато никакие сообщества «гениальных» индивидуальностей Запада не сравнятся со слаженным коллективом людей Востока. Восточные люди умеют становиться единым организмом, превращаясь в колоссальную социальную силу.

Общепризнано, что Россия – это мост между Западом и Востоком. Мы, с одной стороны, не чужды идеи личных достижений, а с другой – мы умеем (к сожалению, в основном лишь во времена суровых испытаний) становиться и единым организмом, перед которым пасует отлаженная организационная машина Запада.

Каков же наш уникальный путь? Какова парадигма нашего социального развития? В чем состоит главная русская идея?

Я рискну предположить, что такой идеей как раз и является творческий синтез личной свободы и коллективного бытия, соборности. Но чтобы это предположение обросло конкретными идеями и практическими рекомендациями, я предлагаю еще раз внимательно рассмотреть идею единства и осознать, как она реализуется в живой природе.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных