Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Окружающей среды в городе




Биоразнообразие, т.е. совокупность видов растений и животных – представителей природной флоры и фауны, а также образуемых ими сообществ, в настоящее время признано наиболее объективным критерием экологического благополучия конкретных территорий, в т.ч. и городских. Этот показатель применяется в разных странах сравнительно недавно, а в Москве он пока используется только на особо охраняемых и других природных территориях. Сам факт обитания в городе чувствительных к антропогенным воздействиям лесных, луговых и других аборигенных видов растений и животных свидетельствует о его экологическом благополучии и высоком качестве жизни горожан. Очевидно, что в условиях мегаполиса большинство видов растений и животных, свойственных природным местообитаниям, существовать не могут. Тем не менее, некоторые аборигенные виды растений и животных способны выживать даже на застроенных территориях. Число именно таких видов является объективным показателем здоровой и безопасной окружающей среды, и именно такие виды в условиях города следует использовать как индикаторы состояния окружающей среды и качества жизни людей.

При экспертном обследовании Алтуфьевского района выявлены следующие индикаторные виды растений и животных, которые произрастают и обитают в разных его частях, в зависимости от степени проявления отрицательных антропогенных факторов.

Растения:

хвойные деревья – сосна обыкновенная и ель европейская (фото 15, 16);

широколиственные деревья – дуб черешчатый, липа мелколистная, клён остролистный, вяз гладкий;

мелколиственные деревья – берёза повислая, осина, ива ломкая, ива белая;

деревья второго порядка – рябина, черёмуха, ива козья;

кустарники – лещина, шиповник майский;

лесные травы – страусник обыкновенный, щитовник мужской, сныть,

луговые травы – мятлик луговой, ежа сборная, вейник наземный, кострец безостый, марьянник дубравный, нивяник обыкновенный (фото 17), льнянка, клевер луговой, мыльнянка, василёк луговой (фото 18), черноголовка и др.;

околоводные растения – отсутствуют;

водные растения – рдест погружённый, роголистник.

 

Фото 15. Высаженная на территории детского сада сосна характеризуется вполне нормальным состоянием, о чём свидетельствуют ярко-зелё-ный цвет хвои и её продолжительность жизни до 3-х лет, охвоение нижних ветвей, нормальные темпы роста самого дерева – величина вершинного побега текущего года почти 40 см. Практикующееся в Москве удаление нижних ветвей привело бы к ослаблению и замедлению роста этого хвойного дерева. Фото 16. Ель европейская – типичное лесное вечнозелёное дерево, которое гораздо хуже сосны переносит воздействие городской среды. Тем не менее, молодые экземпляры ели нормально развиваются даже вблизи станции метро Бибирёво, если у них сохраняется опущенная до самой земли крона, а сами деревья растут не обособленно на выстриженной поверхности, а образуют биогруппы.  
   
Фото 17. Случайное сохранение на территории парка участка с естественной травянистой растительностью от стрижки спасло микропопуляцию произрастающего здесь нивяника обыкновенного – вида, занесённого в Красную книгу города Москвы. Фото 18. На участке парка по Инженерной улице, где травянистая растительность выстригается не слишком часто, уцелел такой типичный луговой вид как василёк луговой.

 

Число произрастающих на территории Алтуфьевского района индикаторных видов древесных и травянистых растений, безусловно, значительно больше указанного, но их полный состав может быть установлен только при более детальном обследовании всего района в период с мая по июль.

 

Из индикаторных для жилых районов Москвы видов животных в Алтуфьевском районе зарегистрированы:

млекопитающие – полёвка обыкновенная, мышь полевая;

птицы (гнездящиеся) – стриж, белая трясогузка, рябинник, мухоловка-пеструшка, серая мухоловка, большая синица, лазоревка, зяблик, зеленушка, полевой воробей;

пресмыкающиеся и земноводные – отсутствуют;

рыбы – серебряный карась, верховка.

В целом число индикаторных видов растений и животных на территории района невелико, что обусловлено, прежде всего, отсутствием в его пределах не только природных и природоподобных территорий, но и крупных объектов озеленения, на которых можно воссоздать фрагменты природных местообитаний с характерными для них представителями местной флоры и фауны.

Состав индикаторных видов растений и животных, выявленных при рекогносцировочном обследовании Алтуфьевского района, характерен для хорошо озеленённых жилых кварталов Москвы и небольших парков, где специальные мероприятия по сохранению и увеличению биологического разнообразия не предпринимаются. Как показывают примеры европейских городов, биологическое разнообразие может быть увеличено многократно даже на урбанизированных территориях – за счёт формирования в масштабах города и отдельных его районов экологической сети, искусственного воссоздания природоподобных местообитаний, усложнения состава и структуры зелёных насаждений, выделения необходимого для сохранения биоразнообразия числа «заповедных» участков и, главное, экологически грамотного содержания территории города.

 


4. Рекомендации по улучшению состояния окружающей среды и повышению средозащитной эффективности зелёных насаждений всех категорий на территории муниципального округа «Алтуфьевский»

 

Состояние зелёных насаждений в условиях мегаполиса зависит, прежде всего, от соответствия условий произрастания растений (биологическая активность почв, благоприятный гидрологический и световой режимы, микроклимат и др., в том числе отсутствие агрессивных инвазионных видов растений) их физиологическим потребностям, что может быть обеспечено только при экологически грамотном содержании озеленённых территорий и снижении негативного воздействия на них техногенных и других факторов городской среды. При этом биологическая устойчивость древесных и травянистых растений к воздействию внешних антропогенных и природных негативных факторов существенно повышается, и они могут нормально развиваться и существовать продолжительное время даже вблизи таких источников техногенного воздействия как Алтуфьевское шоссе. В отличие от растений природной флоры, обычно применяемые в городском озеленении деревья-интродуценты, декоративные кустарники и культурные травянистые растения значительно легче переносят условия городской среды и способны продуцировать большие объёмы зелёной биомассы на ограниченных по площади участках. Однако чужеродные для природы растения нельзя учитывать как элемент биологического разнообразия и рассматривать их в качестве индикаторов состояния городской среды.

В качестве главного требования к содержанию зелёных насаждений, независимо от их местоположения и назначения, является нормальное физиологическое состояние деревьев, кустарников и трав. Самым простым и, вместе с тем, объективным показателем благополучного состояния растений служат темпы их роста: для деревьев и кустарников – величина побегов текущего года и густота листвы, для травянистых растений – объём зелёной биомассы.

Принятые в 2002 г. в Москве Правила содержания зелёных насаждений, ориентированные на достижение только декоративного эффекта, допустимы лишь на ограниченных по площади участках – городских площадях, центральных скверах и других важных в композиционном отношении объектах озеленения, где возможно обеспечить выполнение всех предусмотренных этими Правилами мероприятий – регулярный полив, внесение подкормки, рыхление почвы, прополку и другие сложные и дорогостоящие работы, которые нереально выполнить на всей территории города и даже отдельного округа. Следует учитывать, что «зелёные декорации» с выстриженными газонами, обрезанными кустами и кронированными деревьями, тротуарной плиткой и другими поверхностями без растительного покрова на порядок уступают по своей средозащитной эффективности тем зелёным насаждениям, которые возможно создать на основе экологических принципов и подходов. С подобным отношением к зелёным насаждениям можно было бы смириться, если бы, во-первых, Москва была не мегаполисом, а небольшим городом среди лесных и других природных ландшафтов – не в окружении сильно урбанизированного Подмосковья. И, во-вторых, если бы содержание зелёных насаждений по указанным Правилам осуществлялось не в масштабах всего мегаполиса, а только на ограниченных по площади участках, где оно целесообразно и оправданно. В нынешней же ситуации применяемые в Москве методы содержания зелёных насаждений из-за удаления огромных объёмов зелёной биомассы на сотнях квадратных километров однозначно влекут за собой ухудшение состояния окружающей среды и качества жизни москвичей. Кроме того, на благоустроенных и содержащихся таким образом озеленённых территориях складывается неблагоприятный во все сезоны года микроклимат, и нередко они оказываются невостребованными как место отдыха. Иными словами, формирование в городских парках, на скверах и других озеленённых территориях Москвы, используемых и для отдыха, упрощённой структуры зелёных насаждений фактически изымает их из рекреационного пользования и превращает в элемент городской декорации (фото 19).

 

  Фото 19. Полное отсутствие на больших по площади участках парка деревьев и кустарников в сочетании с выстриженной травянистой растительностью резко снижает их средозащитную эффективность и делает непригодными для отдыха из-за неблагоприятного микроклимата.

 

Самые тяжёлые для окружающей среды последствия продолжающегося уже второе десятилетие экологически безграмотного содержания и благоустройства озеленённых территорий произойдут, когда на них в результате многолетнего регулярного удаления опавшей листвы и уничтожения естественной травянистой растительности городские почвы полностью истощатся и утратят биологическую активность, превратятся в мёртвые грунты и станут непригодными для произрастания даже самых неприхотливых деревьев. В итоге озеленённые территории практически утратят своё значение как фактор стабильности и поддержания благополучной окружающей среды, что представляет серьёзную опасность для многомиллионного мегаполиса.

Наиболее наглядно упрощение структуры зелёных насаждений, падение их биологического разнообразия и устойчивости демонстрируют московские «газоны». В Москве обыкновенными газонами объявили практически всю естественную травянистую растительность, а все мероприятия по её содержанию свели к многократному выстриганию. Закономерным следствием такого «ухода» стала деградация естественной травянистой растительности и почв на больших площадях, поскольку применяемый в Москве уже более 10 лет режим содержания травянистой растительности способны выдержать лишь наиболее устойчивые к механическим воздействиям отдельные виды трав. На озеленённых территориях произошло не только резкое обеднение флоры, но и фауны – певчих птиц, насекомых-опылителей, почвенных беспозвоночных и др. В полной мере это относится и к озеленённым территориям Алтуфьевского района.

При озеленительных работах часто не соблюдается технология посадки деревьев и кустарников, которые высаживаются даже в облиственном состоянии с сильно повреждённой корневой системой, из-за чего значительная часть деревьев и кустарников не приживается (фото 20). Основная часть деревьев и кустарников в жилых кварталах района была высажена главным образом в 1960-1980 гг. и главным образом – местными жителями. Именно эти деревья и кустарники и образуют основу зелёных насаждений района. Современные же посадки, как правило, не компенсируют утрату древесных насаждений, т.к. они производятся без учёта экологических требований древесных растений.

 

Фото 20. Практикуемая теперь в Москве летняя посадка деревьев, как правило, заканчивается отмиранием даже самого доброкачественного посадочного материала, что можно видеть и на территории Алтуфьевского района.  

 

Ещё одним фактором, крайне негативно влияющим на состояние деревьев и ведущим к их ослаблению и преждевременному отмиранию, является осуществляемое в последние годы с особым размахом удаление даже у молодых деревьев нижних облиственных ветвей (фото 21, 22).

 

Фото 21, 22. Молодые деревья в возрасте до 35-40 лет легче выдерживают негативное воздействие городской среды, если они имеют низко опущенные кроны (левое фото), защищающие корнеобитаемый слой от летнего перегрева и иссушения или промерзания в зимнее время. Удаление у 12-15-летних деревьев нижних ветвей (правое фото) резко снижает их устойчивость, ведёт к ослаблению и раннему отмиранию.

 

При содержании зелёных насаждений на территории Алтуфьевского района необходимо руководствоваться следующими экологическими требованиями:

1. Обеспечение оптимальных условий произрастания деревьев, кустарников и трав на озеленённых территориях всех категорий с учётом факторов воздействия городской среды на конкретных участках.

2. Формирование на основной части площади озеленённых территорий сложных по составу и структуре зелёных насаждений с участием деревьев первого и второго порядка, различных декоративных и лесных кустарников, хорошо развитой травянистой растительности из светолюбивых или теневыносливых трав с участием индикаторных луговых и лесных видов.

3. Сохранение существующих городских почв и ограничение до минимума их замены биологически «мёртвыми» искусственными почвогрунтами, которая допустима только на участках, где почва стала непригодной для почвенных беспозвоночных животных и произрастания зелёных насаждений в результате сильного техногенного загрязнения.

4. Использование качественного посадочного материала – саженцев лиственных и хвойных деревьев высотой не более 2,5 м, в возрасте от 6-7 до 10-12 лет (в зависимости от места посадки), выращенных в фиксированном объёме грунта, имеющих хорошо развитую корневую систему и скелетные ветви, характеризующихся нормальными темпами роста и отсутствием механических повреждений.

5. Дифференцированный подход к формированию состава и структуры насаждений в зависимости от места производства озеленительных работ и функционального назначения конкретного участка: озеленённая территория общего пользования, внутриквартальное озеленение, защитные насаждения, уличное озеленение и др.

6. Недопущение удаления у деревьев нижних ветвей, защищающих корнеобитаемый слой от иссушения и перегрева в жаркую летнюю погоду и промерзания в зимние холода.

7. Прекращение спиливания крон тополей с превращением их в «остолопы», т.е. высокие стволы без ветвей (мероприятие, не предусмотренное Правилами создания, содержания и охраны зелёных насаждений в городе Москве); регулярное кронирование пылящих тополей по внешнему контуру, препятствующее их цветению и образованию «тополиного пуха».

8. Значительное увеличение в составе древесных насаждений доли вечнозелёных хвойных деревьев, а также деревьев второго порядка – рябины, черёмухи, яблони и других деревьев, цветы которых используются насекомыми-опылителями, а плоды – зимующими птицами.

9. Более широкое применение в озеленении района различных кустарников, в т.ч. теневыносливых, которые способны нормально развиваться под пологом деревьев.

10. Повышение биологической устойчивости зелёных насаждений за счёт формирования биогрупп из хвойных и лиственных деревьев первого и второго порядка, различных кустарников и высокотравной растительности; формирование из декоративных кустарников загущенных куртин и бордюров, препятствующих вытаптыванию травяного покрова и способствующих накоплению зелёной биомассы.

11. Сохранение и восстановление на основной площади озеленённых территорий естественной травянистой растительности, которая, в отличие от газонов, наиболее устойчива как к антропогенным воздействиям, так и неблагоприятным природным явлениям и, вместе с тем, не требует регулярного полива, частой стрижки и других дорогостоящих мероприятий по уходу.

12. Выкашивание естественной травянистой растительности осуществлять не ранее июля, после созревания семян растений-однолетников, а также в конце августа-сентябре, причём выкашивание производится не равномерно на всей озеленённой территории, а мозаично.

13. Не допускать выкашивание теневыносливых «листовых» трав (сныть, яснотка белая, звездчатка средняя, мальва приземистая и др.) под пологом деревьев и кустарников, которые, в отличие от луговых злаков, не приспособлены к сильным механическим воздействиям и постепенно исчезают.

14. Относить к газонам только участки зелёных насаждений с искусственным травяным покровом из хорошо кустящихся луговых злаков, созданным в строгом соответствии с технологией, предписанной указанными выше Правилами, и для которых возможно обеспечить регулярный полив и другие предусмотренные для обыкновенных газонов мероприятия в полном объёме.

15. Удаление опавшей листвы только с настоящих газонов (см. п. 14). Недопущение сбора и удаления листового опада из-под полога деревьев и кустарников, а также с участков, занятых естественной травянистой растительностью, где могут происходить разложение листового опада и процессы почвообразования.

16. Особое внимание уделять сохранению и использованию при озеленительных работах местных видов деревьев, кустарников и трав, что будет способствовать увеличению биологического разнообразия на территории района и улучшению качества окружающей среды.

17. На озеленённых территориях в целях повышения биологического разнообразия и экологического просвещения создавать «заповедные» участки для формирования и демонстрации различных природоподобных сообществ.

18. Выявление, постановка на учёт и особую охрану наиболее ценных для района дендрологических объектов, индикаторных и редких в условиях города видов растений и животных.

19. Организация мониторинга состояния зелёных насаждений района с использованием индикаторных видов растений и животных.

20. Разработка для Алтуфьевского района и отдельно для парка по Инженерной улице специальной программы по экологически ориентированному формированию и содержанию зелёных насаждений, направленной на повышение качества жизни в районе и привлекательности парка для оздоровительного отдыха «в природном окружении».

Выполнение данных рекомендаций позволит качественно улучшить состояние зелёных насаждений в Алтуфьевском районе и значительно повысить их средозащитную эффективность, санитарно-гигиенические качества и рекреационную привлекательность.

В отношении производственных и коммунально-складских объектов, территории которых занимают порядка 50% площади округа, стоит рекомендовать серьёзную оценку их экономической значимости для города и конкретно – для округа. Вполне возможно, что по результатам анализа можно будет предложить реорганизацию части этих зон в общественные пространства с парковыми зонами, что значительно повысит экологическую эффективность соответствующих территорий. В любом случае, необходим тщательный экологический контроль за любыми производственными и иными процессами в этих зонах, за деятельностью находящихся в этих зонах организациями с тем, чтобы исключить неконтролируемое влияние предприятий на объекты жилой застройки подобно объекту напротив дома 13 по Путевому проезду.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных