Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






программ бакалавриата по дисциплине Лесная энтомология




 

Выпускник по направлению подготовки «лесное дело» с квалификацией (степенью) «бакалавр» должен обладать следующими компетенциями:

а) общекультурными (ОК)

- владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей еѐ достижения (ОК–1);

- умеет логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);

- осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-

7);

б) профессиональными (ПК):

Независимо от объекта и вида профессиональной деятельности бакалавр по направлению подготовки «лесное дело» должен обладать следующими общепрофессиональными и инструментальными компетенциями, позволяющими ему свободно решать профессиональные задачи:

- умеет использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ПК-3);

- знает роль основных компонентов лесных и урбо- экосистем: растительного и животного мира, почв, поверхностных и подземных вод, воздушных масс тропосферы в формировании устойчивых, высокопродуктивных лесов (ПК-5);

- знает закономерности динамики лесных и урбо-экосистем в различных климатических, географических и лесорастительных условиях при различной интенсивности их использования (ПК-9);

использовать методы наблюдения, описания, идентификации, классификации объектов лесных и урбо-экосистем различного иерархического уровня (ПК-12);

выполнять измерения деревьев и кустарников с использованием лесотаксационных приборов, определять и оценивать количественные и качественные характеристики лесов (ПК-14);

определять систематическую принадлежность, названия основных видов лесных и декоративных растений, вредных и полезных лесных насекомых, фитопатогенных грибов и др. хозяйственно значимых организмов (ПК-15).

пpоизводственно-технологическая деятельность:

- способен использовать знания о природе леса в целях планирования и проведения лесохозяйственных мероприятий, направленных на рациональное, постоянное, неистощительное использование лесов, повышение продуктивности лесов, сохранение средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов (ПК-16);

- готов использовать знания технологических систем, средств и методов ухода за лесами, охраны, защиты, воспроизводства лесов при решении профессиональных задач, (ПК-17);

- готов использовать знания технологических систем, средств и методов создания, эксплуатации, реконструкции лесопарковых насаждений, повышающих их устойчивость к воздействию неблагоприятных факторов, эстетическую выразительность, уровень комфортности пребывания человека в лесной среде, еѐ общее эстетическое обогащение (ПК-18);

- способен обеспечить организацию работ по эксплуатации машин, механизмов, специализированного оборудования при проведении лесохозяйственных, противопожарных, лесозащитных, лесокультурных мероприятий (ПК-19);

оpганизационно-упpавленческая деятельность:

- готов в полевых условиях осуществлять оценку правильности и обоснованности назначения, проведения и качества исполнения технологий лесовосстановления, ухода за лесами, охраны, защиты и использования лесов (ПК-22);

- готов осуществлять государственный лесной контроль и надзор (соблюдение основных принципов лесного законодательства и иных нормативных правовых актов, регулирующих лесные отношения), исчислять размер вреда, причиненного объектам лесного и лесопаркового хозяйства вследствие нарушения лесного законодательства (ПК-23);

научно-исследовательская деятельность:

- готов к участию в разработке и проведении испытаний новых технологических систем, средств и методов ухода за лесами, охраны, защиты, воспроизводства лесов (ПК-30);

- способен воспринимать научно-техническую информацию, готов изучать отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования (ПК-31);

 

2 Общие указания

 

Курс лесной энтомологии изучается студентами-заочниками в два этапа. На первом этапе установочной сессии читаются обзорные лекции и проводятся лабораторно-практические занятия по основным темам курса, выдается контрольное задание. Затем студент-заочник самостоятельно прорабатывает учебную литературу и выполняет контрольную работу. В качестве основного руководства для выполнения этого этапа служит учебник А.И.Воронцова «Лесная энтомология», изданный в 1995 г. Прорабатывая курс, студент должен иметь в виду, что часть вопросов не в полном объеме отражена в учебнике. В этом случае необходимо пользоваться дополнительной учебной и методической литературой, рекомендуемой в данном руководстве.

Второй этап. После выполнения контрольной работы студент-заочник должен собрать коллекцию лесных насекомых - 20 видов, и 10 видов повреждений насекомыми, определить их, соответствующим образом оформить сдать преподавателю и получить зачет.

Выполнение контрольной работы и сдача коллекционного материала является допуском к сдаче экзамена в сессию.

Курс лекций включает в себя следующие темы:

 

Таблица 1 - Лекции ло лесной энтомологии

Тема Содержание Часы
1. Почвообитающие вредители. Вредители молодых культур Биология и вредоносность основных видов: майские хрущи, проволочники; побеговьюны, долгоносики, хермесы, подкорный сосновый клоп и др.  
2. Хвое и листогрызущие вредители лесных насаждений. Биология и вредоносность основных видов из отрядов чешуекрылые и перепончатокрылые;  
3. Стволовые и технические вредители лесных насаждение. Биология и вредоносность основных видов из отряда жесткокрылые.  
4. Динамика численности популяции насекомых Колебания численности насекомых. Вспышки массового размножения. Очаги и их типы.  
Итого    

 

Таблица 2- Лабораторные занятия

Тема Содержание Часы
Морфология насекомых Строение тела насекомого, отделы и их придатки. Типы повреждений.  
Индивидуальное развитие насекомых Эмбриональное и постэмбриональное развитие насекомых. Типы метаморфозов. Типы личинок и куколок. Жизненный цикл насекомого. Полиморфизм.  
Классификация и систематика насекомых Характеристика основных отрядов с неполным превращением: прямокрылые, равнокрылые, полужесткокрылые; с полным превращением: жесткокрылые, сетчатокрылые, чешуекрылые, перепончатокрылые, двукрылые.  
Итого    

Таким образом, лекционный и лабораторный курс по лесной энтомологии составляет 14 часов.


3 Основная и дополнительная литература

Основная литература

1. Воронцов, А.И. Лесная энтомология [Текст]: учебник для вузов.- 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Экология, 1995.- 351 с.

2. Мозолевская, Е.Г. Практикум по лесной энтомологии [Текст]: учебное издание - / Е.Г. Мозолевская, Н.К. Лебедева, Г.С. Белова.- М.: Экология,1991.- 256 с.

Дополнительная литература

 

1. Бей-Биенко, Г.Я. Общая энтомология [Текст]: учебник. – СПб: «Проспект науки», 2008. – 486с.

2. Груздев, Г.С., Дорожкина Л.А., Петренко С.А. Защита зеленых насаждений в городах [Текст]: справочник / Г.С. Груздев, Л.А. Дорожкина, С.А. Петренко: – М.: Стройиздат, 1990. - 544 с.

3. Гусев, В.И. Определитель повреждений лесных, декоративных и плодовых деревьев и кустарников [Текст] / В.И. Гусев. - М.: Лесная промышленность, 1984.- 471с.

4. Защита леса от вредителей и болезней [Текст]: справочник/ А.Д.Маслов, К.М. Ведерников, Г.И. Андреева и др.- М.: Агропромиздат, 1988.- 414с.

5. Надзор, учет и прогноз массовых размножений хвое-и листогрызущих насекомых в лесах СССР [Текст] / Под ред. А.И. Ильишенко и И.В. Тропина.- изд-во «Лесная промышленность». - М.: 1965. -525 с.

6. Падий, Н.Н. Краткий определитель вредителей леса [Текст] / Н.Н. Падий - 3-е изд.- М.: Лесная промышленность, 1979. — 240 с.

7. Плавильщиков, Н.И. Определитель насекомых [Текст] /Н.И. Плавильщиков.- М.: Топикал, 1994.- 548с.

8. Чернышев, В.Б. Экология насекомых [Текст] / В.Б. Чернышев - М.: Изд-во МГУ им. В.Ломоносова, 1996.- 304с.

 


4 Указания по разделам курса

 

Лесная энтомология - сложная дисциплина, насыщенная обильным материалом для запоминания, как правило, мало известным студенту-заочнику. Изучение систематического и фактического материала требует большого внимания и тщательной проработки литературных источников.

 

Введение

 

Введение знакомит студента с историей развития лесной энтомологии как теоретической науки зоологического профиля. Рассмотрены предмет и задачи курса. Важное обстоятельство, на которое должен обратить внимание, студент - это роль насекомых в природе и народно-хозяйственной деятельности человека. Роль эта весьма многообразна и зачастую противоречива. Важно уяснить, какую роль играют насекомые в системе животного мира (1. введение).

 

Глава 1. Вопросы общей энтомологии

 

Энтомология (от греческих слов entomon - насекомое, logos - наука) изучает мир насекомых.

Общая энтомология изучает основные особенности насекомых - строение тела, деятельность их органов, образ жизни, разнообразие форм и взаимоотношение со средой. В соответствии с этим, общая энтомология может быть подразделена на морфологию, физиологию, биологию, систематику и классификацию, экологию.

Особенностью насекомых является необычайное разнообразие их форм. В настоящее время установлено около 1 млн. видов насекомых. В целом число видов насекомых превышает число видов всех остальных животных и всех растений вместе взятых.

При проработке данного раздела не следует забывать того, что насекомые являются продуктом длительной эволюции животного мира и их видовое разнообразие определяется, прежде всего, разнообразием условий существования и непрерывным их изменением. Для разных видов насекомых средой обитания является почва, вода, воздух, тело растений и животных.

Все особенности наружного и внутреннего строения насекомого связаны с приспособлением к условиям обитания, поэтому без знаний морфологии и систематики насекомых невозможно определить их видовую принадлежность.

Большое морфологическое разнообразие насекомых достигнуто путем изменений в строении ротовых органов, груди, ног, крыльев, брюшка и других структур. Это необходимо уяснить при изучении общего и детального строения насекомого.

Знание морфологии необходимы также для успешной разработки мер борьбы с вредными видами, для понимания особенностей наносимых ими повреждений. Знание анатомии насекомого необходимо для понимания закономерностей развития, размножения и поведения вредителей леса, а также для проведения истребительных мероприятий, многие из которых связаны с воздействием на те или иные органы насекомого.

При изучении важно иметь четкое представление о строении кожных покровов, мышечной, кровеносной, нервной системы, органов дыхания и выделения, органов чувств, половой системы насекомого.

Следует особо обратить внимание на питание, процесс пищеварения и переработки пищи. Из пищи насекомое получает необходимую энергию для своей жизнедеятельности. Питательные вещества не могут быть усвоены организмом в своем первоначальном виде, поэтому возникает необходимость в переработке пищи механическим и химическим путем.

Биология рассматривает общие особенности жизни насекомых, прежде всего, особенности индивидуального развития и связанные с ним явления, затем вопросы сезонного и годичного цикла жизни, полиморфизм насекомых. Изучается индивидуальное развитие или онтогенез насекомых. В своем развитии насекомые проходят два периода – развитие внутри яйца, или эмбриональное, и развитие после выхода из яйца, или постэмбриональное. В целом, развитие у насекомых сопровождается прохождением при неполном превращении трёх фаз (нет фазы куколки); при полном превращении - четырех фаз: яйца, личинки, куколки и взрослой фазы (имаго).

После выхода из яйца развитие насекомых протекает с превращением одних фаз в другие, а не является просто ростом и увеличением размеров тела. Такой тип онтогенеза получил название метаморфоза, или развития с превращением. Знания о типах и фазах метаморфоза, жизненном цикле и диапаузе, ее видах, защитных приспособлениях помогают решить задачи, связанные с обнаружением насекомых, осуществлением надзора за ними, прогнозированием их размножения (1, гл. 1).

 

Глава 2. Классификация и систематика насекомых

 

Систематика - это раздел биологии, классифицирующий животных и растительные организмы. Важнейшая задача систематики состоит в установлении родственных взаимоотношений между различными организмами и объединении их по степени родства в подчиненные систематические категории, или таксоны.

В систематике насекомых применяется следующая система таксонов: вид, род, семейство, отряд, класс, тип.

Современная классификация насекомых является итогом исследований многих поколений ученых.

Для дальнейшего изучения насекомых, вредящих лесу, знание система- тики и классификации является основой для дальнейшего изучения и пони­мания биологии развития насекомых, наносимого ими вреда, их межвидовых и внутривидовых отношений.

Класс насекомых делится на два подкласса - первичнобескрылые и крылатые, и на 34 отряда, из которых 4 относится к первому, а остальные - ко второму подклассу. Не все группы насекомых имеют равное значение в лесном хозяйстве. Большинство вредных и полезных, а также часто встречающихся в лесу видов насекомых относятся к 9 отрядам. Краткое описание их представлено в главе второй учебника.

После изучения основных отрядов студент-заочник должен знать характеристику следующих отрядов насекомых с неполным превращением: прямокрылые, полужесткокрылые или клопы, равнокрылые, трипсы; отрядов с полным превращением: жесткокрылые, сетчатокрылые, чешуекрылые, перепончатокрылые, двукрылые.

При изучении отрядов рекомендуется составить краткий конспект. В этойже главе представлен материал о редких и требующих охраны насекомых (1, гл. 2).

 

Глава 3. Экология и динамика численности лесных насекомых

 

Экология насекомых - один из важнейших разделов энтомологии, так как в нем рассматриваются вопросы взаимоотношений насекомых с окружающей средой.

Важнейшей формой жизни являются экологические системы видов, т.е. совокупная жизнь всех совместно обитающих организмов, всех видов. Эти виды, населяя тy или иную территорию, связаны между собой и с местом обитания, образуют особые группировки организмов - их сообщества, или биоценозы.

Для выяснения материала данной главы необходимо иметь представления об основных экологических понятиях; экологической пластичности, ареале, популяции, биотопе, биоценозе, экосистеме и др.

Организмы существуют в трех первичных средах обитания - воздухе, воде и почве. Эта внешняя среда непрерывно взаимодействует с организмами, создает для них те или иные условия жизни и слагается из отдельных экологических факторов.

Всё разнообразие этих факторов среды сводится к следующим:

1. Абиотические: воздействие на организм климатических условий (тепла, влажности, света).

2. Эдафические, или почвенные факторы: воздействие почвы как особой среды обитания организмов. Как среда обитания, почва отличается большим своеобразием и занимает промежуточное положение между водной и воздушной средой.

Насекомые могут находиться в почве в виде 2-х условно названных групп - активных и пассивных почвообразователей. Первые активно пере­двигаются и питаются в почве, т.е. ускоряют круговорот веществ в ней; сюда относятся все те насекомые, которые живут в почве в фазе личинки и имаго. Пассивные почвообитатели, это те, которые связаны с почвой своими неподвижными фазами развития - яйцом иди куколкой, либо, если находятся здесь в фазе личинки или имаго в состоянии физиологического покоя - диапаузе.

3. Биотические факторы: воздействие на организм растений, взаимоотношения между организмами на основе питания (пищевая специализация): межвидовые (симбиоз, паразитизм, хищничество) и внутривидовые отношения.

Потребление пищи является физиологической необходимостью, что и вызывает появление разнообразных приспособлений, направленных на использование тех или иных источников пищи.

В одних случаях пищей являются живые организмы - животные и растения, в других - употребляются продукты их жизнедеятельности - не переваренные остатки пищи в виде помета, а также отмершие или опавшие части растений, мертвые животные.

В целом, большое разнообразие видов вредных насекомых и повреждаемых растений, многообразие специфики питания и наличие ответной реакции растений на повреждения способствовало возникновению разнообразных внешних последствий в виде различных типов повреждений. Их знание необходимо для выявления и определения степени нанесенного вреда тем или иным насекомым.

4. Антропогенные факторы: воздействие на природу и организм насекомых хозяйственной деятельности человека.

Распашка и освоение под сельскохозяйственные культуры целинных земель, вырубка и раскорчевка леса, осушение болот, орошение, пастьба скота и многие другие проявления деятельности человека в значительной степени изменяют состав фауны насекомых. Одни виды при этом полностью вытесняются или исчезают, другие наоборот, получают особо благоприятные условия для жизни и размножения.

Все эти воздействия затрагивают не только отдельные виды организмов, а целые их комплексы вместе с окружающей средой — биоценозы или экосистемы.

Таким образом, при изучении данной главы необходимо усвоить характер воздействия факторов среды на развитие насекомого и их роль в экосистеме: взаимосвязь физиологического состояния растений с развитием на нем насекомого; прямое или косвенное влияние деятельности человека на лесные биоценозы; влияние факторов на динамику численности популяций (1 гл.33).

 

Глава 4. Главнейшие вредители лесных пород

 

При изучении видового состава вредителей леса необходимо помнить, что по мере роста дерева с момента появления всходов до их естественной спелости происходит постепенное изменение различных вегетативных и репродуктивных органов и тканей. Происходят непрерывные изменения и в древостое. Изменяется микроклимат под пологом леса, изменяется количество и качество пищевого рациона на единице площади, занимаемой древостоем.

Вследствие того, что насекомые разных видов предъявляют вполне конкретные требования к окружающим условиям и к пищевому фактору, в каждом географическом районе в древостое различных преобладающих пород в условиях разных типов леса, на каждой фазе развития древостоя формируется свой специфический комплекс энтомофауны. Смена видового состава энтомофауны происходит постепенно. Зачастую происходит некоторое перераспределение насекомых в древостое. Это, как правило, приурочено к определенным органам и тканям дерева, возрасту насаждений, на котором питаются насекомые.

Перечень видов, которые необходимо усвоить студенту-заочнику, определяется программой курса и зональными особенностями республики.

Каждая хозяйственно-экологическая группа насекомых, предлагаемая для изучения и подготовки к экзамену, дана в приложении 1.

 

4.1. Вредители семян и шишек

 

Это насекомые, повреждающие и уничтожающие урожай семян и плодов в период его формирования и созревания.

Вредителями плодов и семян являются преимущественно представители трех отрядов насекомых: чешуекрылые (огневки, листовертки, пяденицы), жесткокрылые (долгоносики, точильщики), двукрылые (цветочные мухи и галлицы).

При изучении данной группы вредителей обратить внимание на
внешние признаки повреждений шишек и плодов, чешуй и стержня шишек.

 

4.2 Вредители корней

 

Наносят вред при выращивании посадочного материала и на лесокультурных площадях в первые годы существования древостоя.

Корни древесных пород в культурах и питомниках повреждаются личинками хрущей, корнегрызов и других пластинчатоусых, щелкунов, чернотелок, подгрызающих совок, некоторых долгоносиков и жужелиц. При проработке данного материала необходимо уяснить: что такое возраст личинки и когда он наступает; как его определяют; как определить видовой состав личинок и запомнить отличительные признаки строения анальных сегментов брюшка, характер повреждений.

 

4.3 Вредители питомников, культур естественно возобновления

 

Группа, объединяющая насекомых, повреждающих надземные части растений, преимущественно до смыкания крон. В основном, это представители отрядов равнокрылые, клопы, жесткокрылые, перепончатокрылые и двукрылые. Этих насекомых условно объединяют в следующие группы:

 

4.3.1. Грызущие вредители молодых деревьев

 

При проработке данного материала обратите внимание на место нахождения повреждений и их внешние признаки, наносимые личинкой и имаго в зависимости от вида вредителя (побеговьюны, долгоносики), и на различие в биологии их развития.

 

4.3.2. Сосущие вредители молодых деревьев

 

Основным вредителем сосновых молодняков является подкорный сосновый клоп. При изучении данного вида обратите внимание на внешнее строение клопа, полиморфизм во взрослой фазе, где питаются и тип повреждения, наносимый им в начальной и конечной стадии повреждения; где чаще всего поселяется клоп и что способствует изменению его численности.

Из сосущих вредителей на молодняках вредят тли (хермесы), кокциды листоблошки или медяницы, галлицы, орехотворки.

При изучении данной группы обратите внимание на жизненный цикл насекомых, смену кормовых пород; какие виды называются мигрирующими и немигрирующими; на внешние признаки повреждений.

 

4.4. Хвое- и листогрызущие вредители

 

Это насекомые, живущие за счет ассимиляционного аппарата растений. К группе массовых хвое-и листогрызущих вредителей относят представителей двух отрядов: бабочки (листовертки, хохлатки, пяденицы, коконопряды, волнянки, совки и др.) и перепончатокрылые (пилильщики- и пилильщики-ткачи). Гусеницы бабочек и личинки пилильщиков в младших возрастах выедают мягкие ткани листьев и хвои, оставляя нетронутыми жилки. В старших возрастах они полностью уничтожают листья и хвою, повреждая иногда даже молодые побеги и почки.

Прежде чем изучать характеристику отдельных представителей обратите внимание на общие биологические особенности данной группы; динамику численности хвое- и листогрызущих насекомых по фазам вспышки; типы очагов, особенности и закономерности их развития, качественные и количественные показатели вспышек, категории очагов; влияние численности насекомых на состояние и прирост насаждений (1, гл.7).

 

4.5 Стволовые вредители

 

К группе стволовых вредителей относятся представители отрядов жесткокрылые (короеды, усачи, златки, долгоносики и др.), перепончатокрылые (рогохвосты), чешуекрылые (древоточцы и стеклянницы). Их личинки протачивают ходы различной конфигурации и глубины в коре, под корой и в древесине ослабленных, усыхающих и сухостойных деревьев, на неокоренной древесине и свежих пнях.

При изучении данного материала обратите внимание на то, как и почему происходит заселение деревьев насекомыми; вследствие чего происходит образование очагов вредителя; какие закономерности происходят при массовом размножении насекомых; на характер повреждений наносимых стволовыми вредителями и типы ходов (1, гл.8).

 

4.6 Технические вредители

 

К группе технических вредителей относят насекомых, повреждающих мертвую древесину при хранении, в древесных сооружениях и постройках, деревянных изделиях. Ряд видов стволовых вредителей могут быть одновременно и техническими вредителями (1, гл.9).

 

5. Насекомые - энтомофаги

 

К энтомофагам относят насекомых, питающихся насекомыми- фитофагами (вредителями растений). Энтомофагов по образу жизни подразделяют на паразитов и хищников.

При проработке данного материала следует обратить внимание на жизненный цикл хищников и паразитов, особенности биологии представителей отрядов перепончатокрылых: и двукрылых, используемых для биологической защиты леса, а также хищных насекомых.

Наиболее распространенными хищниками являются муравьи. Знание их морфологии и биологии необходимы для правильного их использования в борьбе с вредителями леса (1, гл. 10).

При изучении данной главы, целесообразно составлять таблицы, разбивая видовой состав на группы со сходной биологией. Так, например, при изучении хвое- и листогрызущих вредителей из отряда чешуекрылых можно выделить три группы по зимующей фазе и в пределах каждой группы расположить насекомых по времени лета, начиная с рано летающих и кончая поздно летающими. Подобное подразделение позволит легче запомнить как биологию вредителя, так и меры борьбы с ним (Приложение А).

Приведенная таблица наглядно показывает, что бабочки, зимующие в фазе куколки, летают ранней весной или в начале лета; зимующие в фазе гусеницы - в середине лета; а зимующие в фазе яйца - преимущественно во второй половине лета и осенью. Самое же главное заключается в том, что и меры борьбы в пределах каждой группы более или менее одинаковы как по способу, так и по времени проведения.

Для других групп насекомых можно также выработать более целесообразный способ их рассмотрения: в одних случаях - в систематическом порядке, в других - по повреждаемым породам и т.д.

 

5 Контрольное задание

 

Контрольное задание выполняется после проработки соответствующих разделов учебной литературы. Оно служит для проверки усвоения материала, предусмотренного программой курса и состоит из письменной контрольной работы, сбора коллекций насекомых и образцов повреждений.

Цель контрольного задания - ознакомление студента с главными разделами лесной энтомологии, обучение навыкам работы с литературой, фактическое знакомство с миром насекомых и повреждениями, наносимыми вредителями деревьев.

Контрольное задание следует выполнять аккуратно, разборчивым почерком или в компьютерном наборе, шрифт 14 Times New Roman, интервал 1,5. С левой стороны оставляют поля шириной 3 см, справа 1-1,5 см, от верхнего края отступают 2 см, от нижнего 2,5см.

Задание состоит из 8 вопросов, 6 из которых - теоретические и 2 - практические, связанные непосредственно с практической деятельностью студента по специальности.

Всего в задании имеется 150 вопросов, сгруппированных в 99 вариантов (таблица 4). Вариант определяется двумя последними цифрами зачетной книжки студента. Два последних вопроса в контрольном задании для всех студентов одинаковы. Необходимо по 7-вопросу дать характеристику двум наиболее опасным вредителям хвойных пород; по 8 вопросу дать характери­стику двум наиболее опасным вредителям лиственных пород, встречающимся в лесничестве (районе), где работает студент-заочник. Студенты, не работаю­щие на предприятиях лесного хозяйства или зелёного строительства, при ответе на данные вопросы, связанные с предприятием, могут воспользоваться близлежащим лесничеством. Ответ на 7 и 8 вопросы, а также ответы, касающиеся морфологии и биологии конкретных вредителей, давать по следующей схеме:

Ø Русское и латинское название вида.

Ø Систематическое положение (отряд, семейство).

Ø Морфологические признаки видов. При этом не следует увлекаться подробным описанием особенностей наружного строения. Необходимо лишь уделять внимание главным диагностическим признакам.

Ø Образ жизни: а) время лета; б) примерная плодовитость, место кладки яиц и характер яйцекладки; в) наличие или отсутствие дополнительного питания имаго; г) время и особенности питания личинок; д) зимующая фаза и место зимовки; е) продолжительность генерации. Наличие диапаузы.

Ø Особенности экологии: а) ареал распространенности; б) повреждаемая порода; в) характер повреждения; г) приуроченность к типу леса; д) отношение к структуре насаждения (сомкнутость и т. д.).

Ø Ответ на 7 и 8 вопросы дополнить фенологическим календарем развития вредителей (приложение В).

Ø Ответы на вопросы необходимо сопровождать цветными рисунками, изучаемых видов насекомых.

 

В начале работы указывается вариант и перечисляются номера вопросов. Полностью вопрос следует написать перед каждым ответом. В конце работы приводится список использованной литературы, а в тексте ответов должны быть оформлены ссылки на неё, ставится дата выполнения и подпись студента.

Выполненная работа сдается на проверку в соответствии с учебным графиком. Собранный коллекционный материал привозится на кафедру при вызове на сессию.

Таблица 4- Варианты и номера вопросов контрольного задания

Вариант Номера вопросов Вариант Номера вопросов
       
  1,22, 65,77,99,136   9,55,70,85,126,140
  2,23,66,78,100,137.   10,54,71,86,125,139
  5,24,67,79,101,138   11,53,72,87,124,138
  4,25,68,80,102,139   12,52,73,88,123,137
  10,26,69,81,103,140   13,51,74,89,122,136
  5,27,70,82,104,141   14,50,75,90,121,137
Об 6,28,71,83,105,142   15,49,76,91,120,138
  7,29,72,84,106,143   16,48,75,92,119,139
  8,30,73,85,107,144   17,47,74,93,118,140
  9,31,74,86,108,145   18,46,73,94,117,141
  10,32,75,87,109,146   19,45,72,95,116,142
  11,33,76,88,110,147   20,44,71,96,115,143
  12,34,75,90,111,148   21,43,70,97,154,144
  13,35,74,91,112,149   20,42,69,98,110,145
  14,36,73,92,113,150   19,41,68,77,112,146
  15,37,72,93,114,149   18,40,67,78,11,147
  16,38,71,94,115,148   17,39,66,79,110,148
  17,39,70,95,11,6,147   16.38,65,80,109,149
  18,40,69,96,117,146   15,37,66,81,108,150
  19,41,68,97,118,144   14,36,67,82,107,149
  20,42,67,98,119,143   13,35,6З,83, 106,148
  21,43,66,77,120,142   12,34,69,84,105,147
  20,44,65,78,121,141   11,33,70,85,104,146
  19,45,64,79,122440   10,32,71,86,103,145
  18,46,65,80,123,139   9, 31,72,87,102,144
  17,47,66,81,124,138   8,30,73,88,101,143
  16,48,67,82,125,137   7, 29,74, 89,100,142
  15,49,68,83,126,136   6,28,75,90,101,141
  14,50,69,84,127,137   5,27,74,91,102,119
  13,51,70,85,128,138   4,26,73,92,103,159
  12,52,71,86,129,139   3, 25,72,93,104,138
  11,53,72,87,130,140   2, 24,71,94,105,137
  10,54,73,88,131,141   1,23,70,95,106,136
  9,55,74,89,132,142   10,22,69,96,107,135
  8,56,75,90,133,143   1,23,68,97,108.134
  7,57,76,91,134,144   2,24,67,98,109,133
  6, 38,75,92,135,145   3,25,66,77,110,132
  5,39,74,93, 36,146   4,26,65,78,110,133
  4,90,73,94,137,147   5,27,64,79,112,134
  3,61,72, 95,138,148   6,63,65,80,113,135
  2,62,71,96,137,149.   7,64,28,81,114,136
  1,63,70,97,136,150   8,30,67,82,115,137
  10,62, 69,98,135,149 93. 9,31,68,83,116,138
  1,61,68,77.134,148   10,32,69,84,117,139
  2,60,67,78,133,147   11,33,70,85,118,140
  3, 59,66,79, 132,146   I2,34,71,86,119,141
  4,58,65,80,131,145   13,35,72,87,120,142
  5, 57,64, 76, 130,144   14,36,73,38,121,143
  6, 56, 63, 75, 129, 143   15,37,74,98,122,144
  7, 55,62, 74,128, 142    

 

6 Вопросы контрольной работы

 

1. Предмет и задачи лесной энтомологии.

2. Основные морфологические признаки представителей класса насекомых.

3. Строение колюще – сосущего ротового аппарата.

4. Общее строение тела насекомого.

5. Основные типы ротовых аппаратов насекомых (с примерами).

6. Строение ротового аппарата грызущего типа.

7. Строение груди и брюшка насекомого и их придатков.

8. Особенности строения кожи и мышечной системы насекомых.

9. Морфологические особенности отряда клещей.

10. Цикл развития клещей, особенности питания и характер повреждения деревьев клещами. Представители.

11. Строение пищеварительной системы насекомых.

12. Переработка пищи насекомыми. Что такое гидролиз в процессе пищеварения.

13. Переваривание древесины и внекишечное пищеварение.

14. Особенности строения кровеносной системы насекомого.

15. Состав крови насекомого и её значение.

16. Органы и процесс дыхания у насекомых.

17. Выделительная система насекомых: процессы секреции и инкреции в организме насекомого. Значение гормонов.

18. Экскреторные органы выделения у насекомых и их значение.

19. Нервная система насекомого. Ее типы, строение и функции.

20. Органы чувств насекомого. Их строение и назначение.

21. Нервная деятельность и поведение насекомых. Таксисы, рефлексы и инстинкты.

22. Строение половой системы насекомых.

23. Способы размножения насекомых.

24. Яйцо насекомого и его строение. Плодовитость насекомых.

25. Метаморфоз насекомых и его типы.

26. Явление полиморфизма (с примерами)

27. Эмбриональное развитие насекомых.

28. Что такое развитие с полным превращением? Примеры

29. В чем состоит развитие с неполным превращением? Примеры

30. Постэмбриональное развитие насекомых.

31. Характеристика фаз и физиология метаморфоза у насекомых. Гистолиз и гистогенез.

32. Жизненный цикл насекомых (поколение, сезонное развитие, годичный цикл).

33. Формы диапаузы у насекомых.

34. Какие защитные приспособления существуют у насекомых.

35. Типы личинок, встречающихся у насекомых, их характеристика (с примерами)

36. Что такое ареал распространения насекомых?

37. Что такое популяция насекомых?

38. Что такое биоценоз?

39. Экологические факторы, их классификация и значение.

40. Температура и ее воздействие на насекомых.

41. Что такое термический префендум?

42. Что называют суммой эффективных температур?

43. Дня чего используется гидротермический коэффициент?

44. Как влияет влажность на насекомых?

45. Как осадки влияют на насекомых?

46. Какую роль играет свет в жизни насекомых?

47. Что такое биоклимограмма и климограмма и для чего она составляется?

48. 3начение для насекомых почвы и почвенных факторов.

49. Насекомые как элемент экосистемы. Распространение насекомых в лесах и их взаимоотношения с древесными породами.

50. Пища в жизни насекомых.

51. Деление насекомых по пищевой специализации.

52. Влияние питания на плодовитость и выживаемость насекомых.

53. В чем заключается устойчивость растений к насекомым?

54. В чем заключается влияние антропогенного фактора?

55. Внутривидовые и межвидовые отношения в мире насекомых.

56. Что такое симбиоз насекомых? (примеры)

57. Что такое паразитизм? (примеры)

58. Что такое хищничество? (примеры)

59. Что такое экологическая ниша?

60. Что такое стация?

61. Что такое плотность популяции?

62. Что характеризует динамику популяции насекомых?

63. В чём состоит регуляция численности насекомых?

64. Взаимоотношения насекомых с древесными породами. Типы повреждений, наносимых насекомыми.

65. Вспышка массового размножения по фазам ее развития.

66. Таксоны, применяемые в классификации насекомых; понятие вида.

67. Принципы систематики и место насекомых в мире животных организмов. Классификация насекомых.

68. Дайте характеристику классу насекомых.

69. Морфологические и биологические особенности отряда прямокрылые.

70. Морфологические и биологические особенности отряда полужесткокрылые.

71. Морфологические и биологические особенности отряда равнокрылые.

72. Морфологические и биологические особенности отряда трипсы.

73. Морфологические и биологические особенности отряда жесткокрылые.

74. Морфологические и биологические особенности отряда сетчатокрылые.

75. Морфологические и биологические особенности отряда чешуекрылые

76. Морфологические и биологические особенности отряда перепончатокрылые.

77. Морфологические и биологические особенности отряда двукрылые.

78. Биолого-экологические особенности группы вредителей плодов и семян.

79. Вредители плодов и семян: шишковая смолёвка, еловая шишковая муха.

80. Вредители плодов и семян: шишковая огневка, желудевый долгоносик.

81. Вредители плодов и семян: шишковая листовертка, желудевая плодожорка.

82. Какие насекомые вредят шишкам хвойных пород? Внешние признаки повреждений?

83. Какие насекомые повреждают жёлуди? Внешние признаки повреждения.

84. Биолого-экологические особенности и представители группы корневых вредителей древесных пород.

85. Вредители корней древесных пород: восточный майский хрущ, июньский хрущ, отличительные особенности.

86. Щелкуны и чернотелки - вредители корней древесных пород. Их характеристика и отличительные особенности.

87. Медведки - вредители корней и всходов. Характеристика и особенности.

88. Как условия среды влияют на жизнедеятельность почвенных насекомых?

89. Биолого-экологические особенности и представители группы вредителей питомников и молодняков.

90. Побеговьюны - вредители молодняков: зимующий, летний, почковый и смолевщик. Внешние признаки повреждений.

91. В чем заключается вредоносность побеговьюнов?

92. Чем опасны долгоносики - вредители молодняков?

93. Долгоносики – вредители молодняков: большой сосновый долгоносик, точечная смолёвка. Внешние признаки повреждений.

94. Сосновый подкорный клоп - вредитель молодых сосен. Тип повреждений.

95. Как вредит деревьям сосновый подкорный клоп?

96. Грызущие вредители молодняков - листоеды. Тополевый листоед. Тип повреждения.

97. Сосущие вредители молодых деревьев - хермесы, особенности развития, внешние признаки повреждения.

98. Сосущие вредители молодых деревьев - кокциды, особенности строения и развития.

99. Сосущие вредители молодых деревьев - листоблошки, галлицы, орехотворки. Их биолого-экологические особенности.

100. Биолого-экологические особенности группы хвое- и листогрызущих вредителей. Их влияние на рост и развитие деревьев.

101. Особенности и закономерности развития очагов, вызываемых хвое- и листогрызущими насекомыми.

102. Категории очагов. Качественные и количественные показатели вспышек.

103. Влияние численности насекомых на состояние и прирост насаждений.

104. Чешуекрылые — хвое- и листогрызущие вредители. Семейство листоверток: дубовая зеленая, боярышниковая листовертка.

105. Чешуекрылые - хвое- и листогрызущие вредители. Семейство хохлатки: дубовая хохлатка, лунка серебристая.

106. Чешуекрылые - хвое- и листогрызущие вредители. Семейство коконопряды: сосновый, сибирский, кольчатый.

107. Чешуекрылые - хвое- и листогрызущие вредители. Семейство волнянок: шелкопряд-монашенка, златогузка.

108. Чешуекрылые - хвое- и листогрызущие вредители. Семейство волнянок: непарный шелкопряд, ивовая волнянка.

109. Чешуекрылые - хвое- и листогрызущие вредители. Семейство пядениц: сосновая пяденица, зимняя пяденица.

110. Чешуекрылые - хвое- и листогрызущие вредители: сосновая совка,

боярышница.

111. Перепончатокрылые - хвое- и листогрызущие вредители. Семейство пилильщиков: обыкновенный сосновый, рыжий сосновый.

112. Перепончатокрылые - хвое- и листогрызущие вредители: семейство пилильщики-ткачи: звездчатый, красноголовый.

113. Условия и процесс заселения деревьев стволовыми вредителями.

114. Вследствие чего образуются очаги стволовых вредителей?

115. Какие закономерности наблюдаются при образовании очагов стволо­вых вредителей?

116. Общи характеристика и представители стволовых вредителей.

117. Обзор жизни стволовых вредителей. Типы короедных ходов.

118. Биолого-экологические особенности короедов. Короеды хвойных пород: большой сосновый лубоед, малый сосновый лубоед. Тип повреждений.

119. Биолого-экологические особенности короедов. Короеды хвойных пород: вершинный короед, полосатый древесинник.

120. Биолого-экологические особенности короедов. Короеды хвойных пород: короед-типограф, еловый гравер.

121. Биолого-экологические особенности короедов. Короеды хвойных пород: лубоед-дендроктон, короед-стенограф.

122. Биолого-экологические особенности короедов. Короеды лиственных пород: березовый заболонник, заболонник - разрушитель.

123. Биолого-экологические особенности усачей. Усачи хвойных пород: черные - большой хвойный, сосновый, малый хвойный.

124. Биолого-экологические особенности усачей. Усачи хвойных пород: блестящегрудый еловый, серый длинноусый, рагий ребристый.

125. Биолого-экологические особенности усачей. Усачи лиственных пород: большой дубовый, большой и малый осиновый.

126. Как определить деревья, пораженные короедами и усачами?

127. Какие условия способствуют заселению стволов усачами?

128. Златки - вредители стволов. Общая характеристика, представители, особенности повреждений.

129. Златки - вредители стволов: зеленая узкотелая, синяя сосновая.

130. Слоники - смолевки - вредители стволов. Общая характеристика и представители: сосновая вершинная смолевка, еловая смолевка.

131. Перепончатокрылые - семейство рогохвосты. Общая характеристика и представители: большой, хвойный, березовый.

132. Чешуекрылые, семейство древоточцы. Общая характеристика и представители: древесница въедливая, древоточец пахучий.

133. Чешуекрылые, семейство стеклянницы: общая характеристика и представители: темнокрылая и большая тополевая.

134. Технические вредители. В чем заключается вред, наносимый насекомыми древесине, сооружениям, постройкам?

135. Технические вредители, семейство точильщики. Представители: мебельный, домовой.

136. Технические вредители, семейство усачи и древогрызы: черный домовой усач, бороздчатый древогрыз.

137. Технические вредители, семейство сверлильщики: сверлило хвойное, лиственное.

138. Насекомые - энтомофаги, паразиты. Характеристика семейств.

139. Насекомые - энтомофаги, хищники. Характеристика семейств.

140. Лесные муравьи - полезные лесные насекомые. Их характеристика и пути использования.

141. Перечислите, какие хвоегрызущие насекомые вредят в первой половине лета?

142. Перечислите, какие листогрызущие насекомые вредят в первой половине лета?

143. Перечислите, какие хвоегрызущие насекомые вредят во. второй половине лета?

144. Перечислите, какие листогрызущие насекомые вредят во второй половине лета?

145. Перечислите, какие хвоегрызущие насекомые зимуют в фазе куколки?

146. Перечислите, какие хвое- и листогрызущие насекомые зимуют в фазе гусеницы?

147. Перечислите, какие хвое- и листогрызущие насекомые зимуют в фазе яйца?

148. Как строится семья короедов?

149. Как можно защитить срубленную древесину от стволовых насекомых?

150. Что такое червоточина и её типы?

 

7 Вопросы для итогового контроля

по дисциплине «Лесная энтомология»

 

1. История, предмет и задачи лесной энтомологии, ее роль и место в лесозащите

2. Роль насекомых в природе и жизни человека.

3. Общий план внешнего строения тела насекомых и его отделов.

4. Строение и типы постановки головы. Придатки головы.

5. Особенности строения ротового аппарата насекомых.

6. Строение грудного отдела насекомого.

7. Строение ног насекомого и их типы.

8. Строение брюшка насекомого, его придатки.

9. Кожные покровы насекомых. Производные кожи.

10. Полость тела и расположение внутренних органов. Жировое тело.

11. Пищеварительная система. Питание, переработка пищи и пищеварение.

12. Строение кровеносной системы насекомых. Кровь.

13. Дыхательная система. Дыхание.

14. Нервная система. Органы чувств. Поведение. Инстинкты. Безусловные и условные рефлексы.

15. Половая система и размножение насекомых.

16. Систематика и классификация насекомых.

17. Онтогенез насекомого. Типы яиц и способы их кладки. Эмбриональное развитие.

18. Личинка и ее типы. Куколка и ее типы.

19. Метаморфоз и его типы.

20. Способы размножения насекомых. Живорождение. Партеногенез. Педогенез. Полиэмбриония.

21. Диапауза насекомых, ее признаки и типы. Полиморфизм.

22. Факторы среды. Реакции насекомых на неблагоприятные факторы среды.

23. Роль абиотических факторов в жизни насекомых.

24. Пищевая специализация насекомых. Влияние насекомых на прирост насаждений.

25. Роль биотических факторов в жизни насекомых.

26. Динамика численности лесных насекомых. Вспышка массового размножения.

27. Типы динамики численности насекомых.

28. Очаг насекомых. Типы очагов.

29. Вредители плодов и семян. Общая характеристика.

30. Особенности биологии и экологии шишковой смолевки.

31. Особенности биологии и экологии шишковой огневки.

32. Особенности биологии и экологии шишковой листовертки.

33. Особенности биологии и экологии лиственничной мухи.

34. Корневые вредители. Общая характеристика.

35. Особенности биологии и экологии майских хрущей.

36. Корневые вредители. Щелкуны. Чернотелки. Медведки.

37. Вредители питомников и культур естественного возобновления. Общая характеристика.

38. Особенности биологии и экологии побеговьюнов.

39. Особенности биологии и экологии большого соснового слоника.

40. Особенности биологии и экологии точечной смолевки.

41. Особенности биологии и экологии тополевого и ольхового листоеда.

42. Особенности биологии и экологии соснового подкорового клопа.

43. Особенности биологии и экологии тлей. Зеленый и желтый хермесы.

44. Особенности биологии и экологии кокцид

45. Хвое- и листогрызущие вредители. Общая характеристика.

46. Особенности биологии и экологии серой лиственничной и боярышниковой листоверток.

47. Особенности биологии и экологии сосновой, пихтовой, зимней пядениц.

48. Особенности биологии и экологии соснового, сибирского коконопрядов.

49. Особенности биологии и экологии волнянок: монашенка, непарный шелкопряд.

50. Особенности биологии и экологии волнянок: златогузка, ивовая волнянка

51. Особенности биологии и экологии сосновой совки.

52. Особенности биологии и экологии тентредообразных пилильщиков.

53. Обыкновенный сосновый, рыжий сосновый пилильщик.

54. Особенности биологии и экологии ткачей. Звездчатый пилильщик-ткач и красноголовый пилильщик-ткач.

55. Стволовые вредители. Общая характеристика.

56. Особенности биологии и экологии короедов.

57. Особенности биологии и экологии усачей.

58. Особенности биологии и экологии черного пихтового усача.

59. Особенности биологии и экологии златок.

60. Особенности биологии и экологии слоников-смолевок.

61. Особенности биологии и экологии рогохвостов.

62. Особенности биологии и экологии древоточцев.

63. Особенности биологии и экологии стеклянниц.

64. Технические вредители. Общая характеристика.

65. Особенности биологии и экологии точильщиков.

66. Технические вредители. Древогрызы. Сверлильщики. Слоники.

 

8 Сбор насекомых и повреждений

 

Для лучшего знакомства с систематикой насекомых, видовым составом энтомофауны, особенностями личинок и взрослых форм студентам-заочникам рекомендуется в течение летнего периода, предшествующего очным занятиям и сдаче зачета, коллекционировать насекомых и наносимые ими повреждения древесным и кустарниковым растениям. Необходимо строго придерживаться правила: ограничить сбор самих насекомых только видами, наносящими вред лесу. Ни в коем случае сбору не должны подвергаться редкие и исчезающие виды, подлежащие охране и включенные в «Красную книгу».

Собранный материал может быть использован не только на лабораторных занятиях, а также самими студентами (после уточнения видовой принадлежности) для организации уголков лесозащиты на своих предприятиях. Наиболее подходящими местами сбора насекомых служат различные части живых и отмирающих растений (листья, почки, побеги, кора и т.д.). Можно собирать насекомых также при раскопках почвы и разделке заготовленной сухостойной древесины. Целесообразно использовать и различные приманки (ловчие деревья и феромонные ловушки).

Пойманные насекомые консервируются и сохраняются по-разному. Взрослых представителей отрядов жесткокрылых, двукрылых, перепончатокрылых, полужесткокрылых полагается первоначально умерщвлять в специальных морилках. В качестве морилки может быть использован любой небольшой широкогорлый стеклянный сосуд с герметически закрывающейся пробкой. В сосуд обязательно помещаются узко нарезанные ленточки из бумаги для того, чтобы по ним могли переползать помещенные в морилку насекомые, не повреждая друг друга. В качестве убивающего насекомое вещества можно использовать серный или уксуснокислый эфир, либо хлороформ (которое помещается в морилку в маленьком сосудике, закупоренном плотным марлевым тампоном). Мелких насекомых можно быстро умерщвлять путем помещения их в пробирку и опускания ее в горячую воду так, чтобы вода в нее не попала. Бабочек можно умерщвлять путем простого сжатия грудного отдела большим и указательным пальцами.

После умерщвления и высушивания насекомые должны раскладываться на ватные матрасики следующим образом: на дно коробки (картонной или лучше деревянной) кладется слой ваты толщиной не более 1 см, на который аккуратно раскладываются насекомые ногами вниз или вбок так, чтобы они не касались друг друга. Поверх насекомых кладется лист бумаги, на котором отмечаются место и дата сбора, характер наносимых повреждений и другие необходимые данные. Затем может быть уложен следующий слой ваты и т.д. до полного заполнения коробки. Коробки с ватным сбором следует держать в сухом месте во избежание загнивания и появления плесени. При раскладке на вату целесообразно размещать отдельно крупных и мелких насекомых.

Личинки, а иногда и взрослые насекомые могут консервироваться в специальных жидкостях. Наиболее доступными являются этиловый спирт в концентрации 70 % и формалин в концентрации 2-4 %. В одном сосуде можно консервировать одновременно разных насекомых.

Повреждения листвы (выгрызание, скелетирование, минирование, галлообразование и др.) засушиваются теми же способами, что и при составлении гербариев. Образцы повреждений коры аккуратно вырезаются и подсушиваются под прессом, а древесины - выпиливаются.

Весь материал должен сопровождаться этикетками, размером (15-20 х7-10 мм) в виде прямоугольника из плотной белой бумаги.

На определительной этикетке должно быть указано:

- полное русское название вида;

- полное латинское название вида;

- полное название отряда и семейства, к которому относится насекомое;

- место сбора и объект, на котором сделан сбор насекомых

(дерево, кустарник, поле) и т.д.

- Ф.И.О. студента;

- дата сбора.

Желательно производить одновременный сбор самих насекомых и наносимый или повреждений.

 


ПРИЛОЖЕНИЯ

 

Приложение А - Распределение главнейших хвое- и листогрызущих насекомых по времени






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных