Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Часть 3 ЗНАКИ ЗОДИАКА 2 страница




Примерно так же складываются отношения между искусством (тонкий план) и жизнью (плотный план). Скорпион покровительствует искусству профессиональному, то есть находящемуся как бы в самом себе и не связанному с жизнью напрямую. У каждого жанра есть свои законы, не вытекающие прямо из законов той реальности, которая отражается в произведении искусства. Дилетанту от искусства кажется, что, овладев основными символами и формами, из них можно лепить что угодно, — так пишутся доморощенные стихи на день рождения, любительские картины с натуры и по воображению и т. п. Профессионализм приходит тогда, когда художник (кисти, резца, слова), во-первых, овладевает тонкими, но вполне определенными законами, управляющими жизнью художественной реальности, и творит, им подчиняясь (и их используя), а во-вторых, получает определенную сверхзадачу, решением которой и служит произведение искусства. Эта сверхзадача может выражаться внешне достаточно обыденно (социальный заказ), но для художника она должна звучать как нечто высшее, горнее, сопровождающееся особым вдохновением и явлением музы (даймона). Этим Скорпион отличается от Рака, у которого отчетливо выполнимой сверхзадачи нет, — он только что-то начинает, лишь смутно догадываясь о продолжении темы.

Серьезное искушение человека с сильным Скорпионом — фиксация на своей серьезной работе, вплоть до стремления полностью игнорировать реальность плотного плана. Конечно, каждый архетип инерционен и, если его часто эксплуатировать, начинает неправомерно расширять сферу своего влияния, но к Скорпиону (и Деве) это относится в высшей степени. В результате человек ведет себя совершенно неадекватно, постоянно отыскивая высший или тонкий смысл и пытаясь работать с ним в ситуациях, когда нужно заниматься непосредственной плотной деятельностью. Если, например, корабль попадает в бурю, то весьма уместно обращение к богам ветра и волн (Скорпион), чтобы они его пощадили; но, если боги не помогают и в результате кораблекрушения моряк оказывается в воде, ему необходимо приложить чисто физические усилия, чтобы доплыть до берега (Дева), и в этой ситуации полагаться исключительно на промысел Божий методически неправильно. Пословица «На Бога надейся, а сам не плошай» как раз и отражает протест народного сознания против чрезмерной акцентуации Скорпиона в ущерб Деве. Впрочем, сильный Скорпион может пытаться подменить собой любой знак — не только водный и земной, но даже воздушный и огненный, — тогда, как правило, происходит символическая подмена плотного плана, когда он видится одним из вариантов (или районов) тонкого. Особенно склонны к этому искажению жесткие профессиональные политики, проводящие реформы и войны так, словно население их стран — мелкие фигурки из олова.

Если, наоборот, в жизни человека архетип Скорпиона представлен слабо, то в скорпионьих ситуациях он будет склонен подменять его другими зодиакальными архетипами, причем наиболее вероятными «заместителями» будут Рак, Рыбы и Дева. Вариант подмены Скорпиона Девой отражен в пословице «Иная простота хуже воровства» — в этом случае человеку будет не хватать тонкости, деликатности, его восприятие и действия будут слишком «земными». Например, мужчина может пройти подробные курсы эротического массажа и досконально изучить расположение эрогенных зон на теле любимой женщины, но самое искусное их поглаживание (Дева) не заменит восхищенно-преданного выражения на его лице в момент преподнесения ей изысканного букета; этим профессиональные донжуаны (Скорпион) отличаются от начинающих дамских угодников (Рак) и стареющих ловеласов (Рыбы). Вообще человеку со слабым Скорпионом трудно поверить, что последовательной серьезной работой над собой можно что-то изменить в своей жизни, — чаще всего эта работа производится как бы в фоновом режиме, попутно с основной деятельностью на плотном плане или в непосредственной связи с ним.

При сильных Рыбах и слабом Скорпионе нередко приходит подмена второго первым, и на ситуацию, где нужно четко отрабатывать тонкую программу, человек смотрит как на завершающийся сюжет и, конечно, не дорабатывает, комкает, а то и откровенно ломает и режет по живому; тонкость плана нередко смазывает картину происходящего, так что понять смысл ошибки (искажение видения) как посторонним, так и самому человеку может быть нелегко. Таковы нередко отношения супругов, один из которых, имея слабого Скорпиона и сильных Рыб, твердо решил разводиться, но, не имея пока достаточных на то оснований, копит в своей душе компрометирующий материал на другого, а тот, наивно считая регулярные психологические напряжения нормальным фоном совместной жизни, воспринимает их в духе Скорпиона. При этом брак вполне может оказаться прочным, если оценка второго партнера справедлива; однако первый, постоянно собирая для себя все больше несправедливостей, обид и прочих весомых причин для развода, почему-то никак не может набрать их в достаточном для окончательного разрыва количестве. Понятно, что подобное поведение первого партнера отравляет жизнь обоим, а причина зла заключается в его неправильном восприятии архетипа: человеку со слабым Скорпионом и сильными Рыбами очень трудно представить, что два, а тем более три повреждения в тонком объекте (например, парном эгрегоре) могут вовсе не означать его скорого разрушения! В то же время Скорпион символизирует работу над тонким планом — и, в частности, возможность его сколько угодно чинить и восстанавливать.

Когда Скорпион недорабатывает, халтурит, он нередко лишь создает претензию, видимость работы в тонком плане, а сам попросту мутит воду. Таковы многие псевдонаучные труды, авторы которых могут порой ловко жонглировать терминологией и опираться на весомые авторитеты, но фактического продвижения куда-либо не производится. Как самокритично выразился один математик средней руки: «Я двигаю науку вбок; назад стыдно, а вперед силенок не хватает». Однако было бы неправильно упрекать Скорпиона за легковесность на том лишь основании, что его усилия не приносят конкретных практических результатов: все-таки основная его работа — в тонком плане, и он отвечает за проработку тонких программ, а когда и какое они получат применение в плотном плане, зависит от его усилий лишь косвенно. Земные знаки — не судьи водным, хотя временами поглядывать на землю богам, ангелам, эгрегорам и архетипам совсем не вредно.

Слабость Скорпиона нередко заключается в недостаточно отчетливом понимании им своей задачи, а также в некоторой смутности критериев ее исполнения. На каких основаниях ставит отметки за сочинения учитель литературы? Заключение «Не раскрыта тема» по своему смыслу было бы более уместно на экзамене в кулинарном техникуме: «Не выпотрошена рыба» — это понятно и действительно может служить основанием для полновесной двойки, но тема? Что значит ее «раскрытие»? С другой стороны, каждому учителю литературы прекрасно видно, какой ученик постарался и действительно совершил некоторую работу на материале изучаемого произведения, а какой откровенно халтурил и фантазировал или надергивал цитаты, как рыбак пескарей на утреннем клеве.

Таким образом, при включении Скорпиона человек балансирует между двумя крайностями — с одной стороны, его усилия не должны поверяться и направляться исключительно практикой, то есть плотным планом, а с другой — он не должен считать себя совершенно свободным в своей деятельности, а, наоборот, ему следует тщательно изучить и прочувствовать материю и законы тонкого плана и в ходе своей деятельности решать актуальные для него задачи, оставаясь при этом в рамках упомянутых законов, а иначе его действия будут откровенно разрушительными — даже при самых лучших его планах и устремлениях. Дорога в ад вымощена булыжником благих намерений, скрепленным цементом воинствующего невежества.

В литературе Скорпион покровительствует произведениям психологическим, тонким, где истинный смысл происходящего подразумевается, обозначается легким намеком, но никогда не произносится прямо. Скорпиону свойственны метафоричность, многозначность, многоплановость — но в отличие от Рака здесь тема должна разворачиваться, символы взаимодействовать друг с другом, сюжетные линии причудливо переплетаться. Поэтому под Скорпионом находятся жанры философской лирики, поэмы, новеллы. Писатели с сильным Скорпионом тяготеют не к индивидуальному, а к типам, и последние могут выражаться через совершенно конкретные и ярко индивидуальные детали — читатель прекрасно чувствует, что не в этих деталях главное. Таков Шекспир, в чьих драмах господствует Провидение, находящее в человеческих марионетках более или менее удачное выражение своим сюжетам, таков Гоголь — даже в своей «Шинели», из которой можно извлечь массу информации о труде портного и обстоятельствах жизни мелкого чиновника, но ни то ни другое не имеет ни малейшего отношения к основной теме произведения; таковы «Домик в Коломне» и «Медный всадник» Пушкина, чьи истинные герои, несмотря на всю тщательность прописывания деталей, абсолютно метафизичны: это архетип семьи, женский аспект Соборной Души русского народа, великодержавный демон, эгрегор Петербурга, стихия великой реки и т. д. Трудно удержаться, чтобы не процитировать:

Но, торжеством победы полны,

Еще кипели злобно волны,

Как бы под ними тлел огонь,

Еще их пена покрывала,

И тяжело Нева дышала,

Как с битвы прибежавший конь.

«Медный всадник»

Все это, разумеется, пропадает в переводах, но для человека, которому русский язык — родной, может служить превосходным включением в эзотерику — иногда даже более эффективным, чем ЛСД, пейот или ребефинг.

Сами по себе отношения писателя с языком, на котором он пишет, — совершенно скорпионья тема, так как слова всегда многозначны и абстрактны, а художественный текст несет великое множество оттенков и особенностей, которые осознаются автором лишь в малой степени, но немедленно начинают «играть» в восприятии читателей: у каждого — по-своему, а если писатель талантливый, то по-разному и при каждом следующем прочтении (втором, третьем, четвертом)... Обретение индивидуального стиля — большой подарок писателю со стороны языка (и этнического эгрегора), но дается он, как правило, не только как результат долгой и тщательной работы над «слогом», но обязательно как символ важности задач, решаемых писателем, — задач этнического, а в некоторых случаях и общечеловеческого эгрегора. Так называемое «мелкотемье» непременно скажется на качестве литературной продукции: «Сатира покрывается ржавчиной, каламбуря в стакане воды» (Ф. Кривин).

И в заключение рассмотрим действие архетипа Скорпиона в поляризации человека по типу: тонкое тело — плотное тело, описанной в конце предыдущей главы. Включение Скорпиона в данном случае означает душевную жизнь, или внутреннюю работу, человека, так сказать, в чистом виде, то есть без привязки к конкретным жизненным обстоятельствам; как правило, это означает трансформацию системы установок и взглядов на мир, — но не ментальных (умозрительных), а экзистенциальных, укорененных глубоко в подсознании. В принципе это и есть содержание работы психолога; но это нелегко, и большая часть его усилий нередко бывает посвящена тому, чтобы вытащить сознание (точку зрения) клиента из его плотного тела, то есть из конкретных жизненных обстоятельств, и заставить его изменить не частное поведение, а ценности, общие установки и способ видения реальности. Например, работа с конфликтующими семейными парами, как правило, включает в себя уговоры клиента (чаще всего — доминирующего партнера), общий смысл которых заключается в том, что другому (женщине, ребенку) можно предоставить некоторую свободу без ущерба для семьи.

«Так, значит, когда она вчера на два часа опоздала домой, якобы задержавшись в магазине, я должен был на это спокойно взирать?!» — возмущается потерпевший муж, и если психолог начнет разбирать этот конкретный эпизод, то скорее всего погибнет, захлебнувшись в буйной энергии плотного тела клиента. Суметь буквально заставить клиента подняться над морем ежедневных обид, огорчений и разочарований и посмотреть на свою жизнь с точки зрения основных ценностей, убеждений и длительных программ — тонкое искусство, и достигается оно мощной активизацией архетипа Скорпиона в сознании и подсознании клиента; если это удается сделать, ему становятся понятными дотоле скрытые мотивы (вытесненные ценности, положительные и отрицательные), определяющие его конкретное поведение и поток внешних событий.

Как правило, сильное включение Скорпиона переживается человеком достаточно тяжело, особенно если он ориентирован на плотный план и заморочен конкретными событиями. Если они перестают поддаваться контролю и начинают идти совсем уже из рук вон плохо, человек поневоле задумывается: а может быть, в моей жизни что-то неправильно по большому счету? Может быть, я не тем занимаюсь, не у тех учусь, не с теми веду знакомства, не там живу? В чем мне следует измениться? Однако ответ приходит не сразу, не очевидный и на очень специфическом языке тонкого плана; каков этот язык — нашей цивилизации еще лишь предстоит постигать.

Глава 10 Рыбы

Стихия воды, фаза растворения

Ночевала тучка золотая

На груди утеса-великана;

Утром в путь она умчалась рано,

По лазури весело играя;

Но остался влажный след в морщине

Старого утеса. Одиноко

Он стоит, задумавшись глубоко,

И тихонько плачет он в пустыне.

М. Лермонтов

Тема: старение, растворение и уход реальности тонкого плана.

«Настроение бодрое, идем ко дну», — так отрапортовал своему начальству доблестный командир подводной лодки после аварии в глубине океана.

Тема старения тонкого плана в сознании современной цивилизации практически не разработана. Понятно, что старение плотного плана (Козерог) является неотъемлемой частью его жизни и должно быть соответствующим образом оформлено: старики получают пенсию, а в случае необходимости размещаются в домах престарелых, здания в аварийном состоянии рушат чугунной бабой, кирпич увозят на свалку, а оставшуюся площадку засевают травой, и т. п. Но что следует делать (и возможно ли это?) со стареющими идеями, перестающими эффективно функционировать (реально работать) на тонком плане?

Вообще на фазе растворения лежит очень важная «экологическая» функция: она завершает цикл жизни объекта, доделывая то, что он не сделал в первых двух фазах, и завершая не только его собственный (внутренний) сюжет, но и (внешний) сюжет его пребывания в окружающей среде. Завершение внутреннего сюжета означает определенную интеграцию всей жизни объекта, оформление некоторой абстрактной идеи, реализацией которой и была его жизнь во всех ее аспектах и поворотах; для человека подобное видение достигается лишь выходом на атманический план, что по идее и должно происходить в старости, а особенно при приближении смерти. Завершение внешнего сюжета означает, что объект должен подвести определенный баланс своего влияния на окружающую среду с ее точки зрения: она давала ему место и растила его в фазе творения; обменивалась с ним материей, энергией и информацией в фазе осуществления; принимала в себя его остатки (продукты распада) в фазе растворения — и все эти обстоятельства должны быть интегрированы вместе как определенная целостная трансформация среды в результате проведения в ней полного жизненного цикла объекта. Как пишет Даниил Андреев в своем мистическом шедевре «Роза мира», смерть Пушкина была великим несчастьем для России, но смерть Лермонтова — уже настоящей катастрофой. Оборванные, не прошедшие фазы растворения миссии великих людей — не только зловещее предзнаменование, но и прямое разрушение окружающей их реальности.

На фазе осуществления (Скорпион) человек бывает захвачен идеей, ее мощью, могуществом, способностью взаимодействовать с другими идеями, порождать третьи и т. д. На фазе растворения (Рыбы) сила идеи падает, она отчасти выхолащивается, теряет притягательность и способность оплодотворять другие идеи — но зато в ней становятся видны тонкости и аспекты, бывшие незаметными раньше. Появляется тема жертвенности: идея, слабея, становится более пластичной, и ее приспосабливают в качестве бесплатной составной части или аксессуара в совершенно чуждых и посторонних для нее ситуациях. Идут ее активная профанация, размен, популяризация и деградирование; становясь банальностью, она входит в культуру в качестве одного из многих не различимых без специального труда оттенков. Искусствоведы утверждают, что в некоторых картинах Питера Брейгеля использовано до двадцати оттенков серого цвета — и ведь каждый из них был, вероятно, для него сначала открытием, а потом — мощным инструментом.

Рыбы часто означают время десакрализации. В политике, искусстве, науке ведущие (работающие) идеи в фазе осуществления (Скорпион) получают сакральный (священный) оттенок: о них следует говорить с придыханием, а критиковать — лишь очень поверхностно и умеренно, да и то не сами идеи, а их неканоническое использование. Однако с наступлением фазы растворения скорпионья сакральность уступает место рыбьей всеядности и вседозволенности, и прежде строго охраняемая от нескромных взоров и влияний идея начинает работать на всех подряд, треща по швам, пачкаясь и лишаясь какой бы то ни было формы. В тщетной попытке сохранить ее остатки власти пытаются оградить и усилить ее ритуалом, догматикой, внешней формой, — но все это не спасает идею от разрушения. Так умирает религиозное течение, теряя харизму, но входя в культуру народа: с одной стороны, в виде общераспространенных этнических норм и нравоучительных рассказов, а с другой — в форме лишенных духовного содержания, но имеющих определенную эстетическую (и историческую) ценность ритуалов, храмов, украшений, орнаментов и занавесок.

Есть и другое принципиальное отличие Рыб от Скорпиона (и Рака), которое обязательно нужно иметь в виду при «диагностике» той или иной ситуации, то есть при определении управляющего ею зодиакального архетипа. Скорпион в принципе замкнут, отделен от окружающего мира стеной, например, специальным языком для выражения понятия и структур тонкого плана; так профессиональные жрецы и ученые тщательно следят за чистотой своего (сакрального) языка, всячески избегая смешивания его с обычным (мирским). Рыбы же разрушают эту замкнутость, стена ломается, и жизнь тонкого плана приобретает отчетливо жертвенный характер. В частности, сакральный язык смешивается с мирским, обогащая последний, но резко профанируясь сам. Гибель культуры — важный период ее существования, вырабатывающий в лучших ее носителях такие качества, как мудрость, смирение, чуткость, тонкость, обостренное внимание к внешнему миру, пророческое видение отдаленного будущего.

Тема фазы растворения — не только грустная; разрушение может означать и уход из жизни чего-то плохого, что ее отравляло, подавляло, сковывало и порабощало. При этом то, что в фазе осуществления было опасным и несокрушимым врагом, в фазе растворения оказывается вовсе не таким страшным, ядовитым и нерушимым — с ним, оказывается, вполне можно справиться и даже иногда пожалеть за беспомощность и обреченность. Рыбы гораздо более склонны к жалости, нежели Скорпион, — но враждебные им идеи в случаях Рыб существенно слабее, чем в ситуациях, управляемых Скорпионом, и далеко не так опасны. Искушение Рыб заключается в излишней снисходительности или, говоря по-другому, в недостаточной добросовестности: если уж они берутся за выхолащивание какого-либо идейного (тонкого) зла, следует делать это до конца, то есть до полного растворения его в окружающем пространстве, когда доза оказывается для последнего не только не вредной, но даже и в чем-то полезной. Рыбы умеют тонко ликвидировать пафос, ореол, сияние, а когда ярко пылающий костер прогорает до тления мелких угольков, последние уже безо всякого вреда для окружающего леса превращаются в питательную золу, которую ветер разнесет по сторонам и удобрит ею почву.

Рыб нередко можно спутать со Скорпионом (гораздо реже — с Раком), потому что оба архетипа работают с тонким планом, но если Скорпион занимается нормальной эксплуатацией идеи, то Рыбы — критической, от которой она разрушается и гибнет. Поэтому если в жизни человека архетип Рыб силен, а Скорпион слаб, то возникает опасность подмены: отчетливо скорпионью ситуацию этот человек будет склонен видеть как рыбью, и, вместо того чтобы аккуратно и деликатно отработать тонкости, сохранив центральную идею в целости и сохранности, станет ее нещадно эксплуатировать и профанировать, например, предлагая на рассмотрение широкой общественности как панацею (последнее — вещь совершенно немыслимая для скрытного и внешне сдержанного Скорпиона). Сильные Рыбы низшей октавы могут быть немыслимо грубыми, буквально разрубая на куски еще живую и полную нераскрытых возможностей идею, — так матерый критик своим разбором превращает тонкую психологическую прозу или символическую поэзию в пустое нравоучение, столь же истинное, сколь тривиальное:

— Ну-ка, дети, скажите, в чем смысл стихотворения Пушкина «Пророк»? А в том, что человек, желающий приносить пользу людям, должен быть готов ко всевозможным неприятностям.

Наоборот, слабые Рыбы в сочетании с сильным Скорпионом дадут человеку склонность вечно возиться с уже отчетливо отживающими идеями и концепциями, пытаясь вложить в них иное содержание, скрестить с другими идеями и в результате получить полноценный продукт, — а это решительно не удается, и человек не понимает, в чем тут дело. Ему трудно принять мысль о том, что идеи и методы, многократно испытанные и эффективные, могут исчерпаться и давать хронические сбои, и он может пытаться реанимировать и гальванизировать их до бесконечности, что возможно благодаря тому, что увядание и разрушение тонкого объекта не так очевидны, как в случае плотного. Пример из области психологии: женщине очень трудно полностью принять для себя тот факт, что мужчина, некогда пылко в нее влюбленный, полностью ее разлюбил. Как бы он ни доказывал последнее своим поведением, она может снова и снова в своем воображении вызывать воспоминания (пусть давно ушедших времен) о том, каков он был с нею когда-то, и сила этих воспоминаний не даст ей увидеть очевидного равнодушия былого преданного поклонника. В данном случае упорствующий Скорпион служит человеку плохую службу, не давая включиться Рыбам, которые разрушат тонкий (психологический) план отношений, но зато освободят утомившихся партнеров друг от друга (не говоря уже о том, что в процессе душевного расставания они ощутят гамму глубоких и тонких переживаний, не постижимых никаким другим образом и опытом).

Большая опасность для Рыб заключается в их подмене Козерогом, то есть идеей разрушения того или иного объекта плотного плана. Типичный пример — попытки искоренения человеком в себе дурных привычек или отрицательных жизненных установок без достаточно глубокой их отработки и понимания их истинных психологических корней. Например, если в человека встроен сюжет глобального неудачника (вытесненная в подсознание жизненная позиция: я ни на что серьезное в принципе не способен), он может пытаться преодолевать свои трудности на плотном плане (Козерог), неустанно отыскивая возможные щели в своих проектах и тщательно их закрывая, — но это, увы, ничуть не помешает построенному им кораблю в первом же плавании сесть на рифы в результате «случайной» ошибки лоцмана. Как жаловался один вор-неудачник другому: «Целый месяц прикармливал хозяйскую собаку, чтобы она ночью не поднимала лай, — и, уже забравшись в дом, умудрился наступить на хвост кошке!» Такого рода подмена (Рыб Козерогом) характерна для людей со слабыми Рыбами; если же Рыбы сильны, а Козерог, наоборот, слаб, то вероятна обратная подмена, когда очевидно козерожьи ситуации человек пытается решать рыбьими методами, например, начинает строить общую программу дисциплинирования безалаберного ребенка вместо того, чтобы здесь и сейчас остановить его в несвоевременных развлечениях и отправить учить уроки на завтра.

Рыбы любят критиковать с общих позиций, и на высоком уровне это их сила (они видят тонкие трещины, необратимо ведущие объект к гибели), а на низком — слабость, так как это дает склонность к огульному и часто недостаточно мотивированному и неконкретному отрицанию.

— Ну скажи, чем тебе не нравится этот человек?

— А противный очень!

— Ну а в чем она выражается, противность эта?

— А во всем!

— А конкретно?

— Смотреть на него невозможно!

К положительным (в общем) чертам Рыб следует отнести их всеядность и способность извлечь тонкости, нюансы и глубокий смысл из, казалось бы, безнадежно устаревших и банальных идей и представлений. Нередко можно разрушить идею насмешкой, но Рыбы любят тонкий юмор, рассчитанный на добивание. В низшей октаве это так называемый черный юмор, уровнем повыше располагаются, например, элегантные остроты-эпитафии, а также жизнеутверждающие лимерики в стиле Эдварда Лира, например:

Одинокий старик из Бердичева

Ненавидел отродия птичьего.

Даже собственный гусь

Приводил его в грусть,

Превосходнейший гусь из Бердичева.

Здесь мы плавно переходим к теме литературных жанров, находящихся под покровительством Рыб. Это не только вышеупомянутые эпитафии (а также художественные некрологи); под Рыбами в большей мере (и с большой уютностью) — располагается лирическая поэзия, живописующая трагические сюжеты: расставания с любимым, разочарования лирического героя в чем угодно, а особенно в некогда любимой; всевозможные увядания, сожаления, прощания и прощения — однако выраженные не слишком конкретно, а более символически, так что увядающий, желтеющий и падающий на черную землю кленовый лист вянет, желтеет и падает не просто так, а вместе с сердцем лирического героя, и земля черная не по причине своего плодородия, а как символ гроба или вод священного Стикса.

Особенно характерен для Рыб жанр элегии, где сами слова чаще всего носят несколько неопределенный характер, подчеркивая размытость видения и устремленность взора поэта на внеземные объекты (стихия воды), которым, однако, свойственно умирать и уходить в небытие.

Я звал тебя, — но ты не оглянулась,

Я слезы лил — но ты не снизошла.

Ты в синий плащ печально завернулась,

В сырую ночь ты из дому ушла.

А. Блок

В этом четверостишии бросается в глаза типично женская позиция лирического героя (особенно ярко выраженная во второй строчке); у нормального мужчины стихотворение в его прямом значении вызовет недоумение или даже возмущение: как же можно отпускать одинокую барышню в ночь, тем более под дождем? Ее же нужно проводить до дома! Однако лирический герой Блока не настолько лишен мужских качеств — просто речь идет совершенно о другом: под обликом Прекрасной Дамы скрывается некоторая высшая женственная сущность, возможно, соборная Душа русского народа, общение с которой необходимо поэту, но услышать ее зов и подняться до нее нравственно дано не каждому — о чем и свидетельствует цитированная строфа. Поэт честно признает свое поражение, и понятно, что провожать в данном случае никого не надо: синий плащ, вероятно, символизирует небо, в котором растворилась гостья.

Умением акцентировать стихию воды обладают все большие поэты, в чьих стихах слова и метафоры оживляют тонкий мир до такой степени, что он кажется ярче и выразительнее плотного. Это очень отчетливо ощущается у Николая Заболоцкого в стихах среднего (эпического) и позднего периодов. Везде, где он пишет о распаде, умирании в природе, его описания ботанически и фенологически точны, но перед читателем возникает великая мистерия растворения, восходящая, кажется, прямо к космогоническому архетипу. В стихотворении «Начало зимы» он так описывает становление льда на реке:

Заковывая холодом природу,

Зима идет и тянет руки в воду.

Река дрожит и, чуя смертный час,

Уже открыть не может томных глаз,

И все ее беспомощное тело

Вдруг страшно вытянулось и оцепенело

И, еле двигая свинцовою волной,

Теперь лежит и бьется головой.

...

И уходящий трепет размышленья

Я, кажется, прочел в глухом ее томленье,

И в выраженье волн предсмертные черты

Вдруг уловил. И если знаешь ты,

Как смотрят люди в день своей кончины,

Ты взгляд реки поймешь. Уже до середины

Смертельно почерневшая вода

Чешуйками подергивалась льда.

И в заключение мы рассмотрим действие архетипа Рыб в жизни человека. Растворение тонкого тела, точнее, отмирание определенных его структур, означает в первую очередь психологическое прощание с устойчивыми элементами психики: ценностями, идеалами, жизненными позициями, привязанностями. Иногда это происходит долго и почти незаметно, иногда — быстро и безжалостно, но в любом случае включение Рыб означает безвозвратность потери: прошлое уходит, чтобы никогда не вернуться... по крайней мере в том виде, как человек к нему привык. Человек со слабыми и непроработанными Рыбами может производить впечатление оптимиста, быть всегда бодрым, деятельным и полным энергии... но в близком контакте с ним ощущается его душевная ущербность, которую окружающие не всегда сумеют выразить точными словами. Ему очень трудно понять, что такое душевный траур, он не умеет адекватно проявить сочувствие другу, попавшему в беду, скорее всего не переносит женских слез, считая, что вообще слезами горю не поможешь и чем понапрасну оплакивать неудачи, лучше направить свои силы на строительство будущего, — взгляд столь же здоровый, сколь и наивный.

Ибо только человек с сильными Рыбами способен глубоко ощутить ту истину, что будущее строится лишь после того, как полностью и тщательно похоронено прошлое — в том числе, и в особенности, в душе человека, а не только на уровне событий и обстоятельств. Сильные Рыбы тонко чувствуют ту особую алхимическую трансформацию, которая переводит горечь несостоявшихся, оборвавшихся и даже сравнительно успешно закончившихся жизненных программ в ощутимую силу, дающую человеку возможность жить дальше после кардинальных и даже катастрофических перемен. Это, конечно, не значит, что сокровенное знание архетипа применяется человеком автоматически — сильные Рыбы низкого уровня развития могут дать откровенного и грубого нигилиста, априорно отрицающего все ценности окружающих и мира в целом, но никогда не опускающегося до конкретных деталей. Повышение уровня делает критику более содержательной и менее деструктивной, но к излишней конкретности Рыбы не склонны ни при каких условиях: им легче уточнить аспект, нежели деталь. Рыбы высокого уровня могут быть крупными психологами, политиками, реформаторами, но всегда пафос их деятельности — это ликвидация чего-то, например, преодоление причин кризиса или антагонизма. В современной психологии распространен целостный подход к психике (особенно ярко представленный в гештальт-терапии Фрица Перлса), когда по-видимому негативные субличности (привычки, устремления) пациента истолковываются психотерапевтом как неантагонистические, то есть имеющие право на существование в психике, но не нашедшие пока в ней своего места. Откровенному, непримиримому негативу дается выход, после чего субличность получает свою дозу уважения и миролюбивой коррекции и благополучно интегрируется в психику — методология по своему духу совершенно рыбья. Точно так же опытный рыбак долго вываживает щуку на блесне и вытаскивает ее из воды лишь тогда, когда она основательно утомилась.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных