Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Часть 3 ЗНАКИ ЗОДИАКА 4 страница




Особенно тяжело смотрится подмена Девой Рыб, когда тонкий траур воспринимается и осуществляется как рутинное практическое действие, — так нетактичный человек превращает поминки в разновидность вкусной трапезы. С другой стороны, сильной Деве свойственна подмена и остальных земных знаков — Тельца и Козерога, с весьма специфическими эффектами в обоих случаях. Чрезвычайно тягостна для человека фактически козерожья ситуация, на которую он смотрит девьими глазами: и действительно, сколько-нибудь нормально работать, когда вся плотная реальность рассыпается под руками, совершенно невозможно, а Дева неумолимо говорит: «Надо», — и человек, превозмогая себя, делает вид, что все в порядке, что он находится в балансе с плотной средой и успешно поддерживает объект в рабочем состоянии. С другой стороны, взгляд глазами Девы на (фактически) тельцовскую ситуацию заставляет человека начать работу, когда рабочее место еще не готово, а инструменты и сырье не прибыли, как в известном одесском анекдоте:

— Жора, жарь рыбу!

— Так нет ее!

— А ты жарь, жарь! Рыба будет.

Наоборот, слабая Дева создает человеку искушение подменить ее иными архетипами, что чаще всего приносит ему славу бездельника и ненадежного человека. Нередко подмена совершается Весами, когда необходимая работа заменяется пышным отчетом о ней вышестоящим инстанциям. Иногда можно встретить мастеров психологической игры «Сейчас не время», искусно уклоняющихся от любой конкретной деятельности под тем предлогом, что она либо не созрела (подмена Девы Тельцом), либо уже поздно что-либо предпринимать (подмена Девы Козерогом).

Основной литературный жанр, управляемый Девой, — это реалистическая проза. Впрочем, она может быть и сюрреалистической, лишь бы у читателя возникал полноценный плотный образ мира (пусть созданного воображением писателя), в котором имеется своя плотная карма — и намек на тонкие обстоятельства, ею управляющие.

Иногда успех того или другого романа приписывается его реализму: «Там все как в жизни». Это суждение чрезвычайно наивно, поскольку реальность, созданная словами, может лишь указывать человеку на его жизнь (иногда довольно точно), но никак ей не тождественна — точно так же, как несъедобна акварельная курица. Жизнь (в том числе и плотного плана) обладает той особенностью, что повернута к каждому человеку совершенно индивидуальным, присущим только ему образом (это хорошо знают профессиональные астрологи: гороскопы клиентов не повторяются), а роман может лишь в слабой степени подражать этому свойству жизни, прочитываясь отчасти по-своему каждым читателем. Зато роман может сильно сгущать кармические закономерности, превращая их в ощутимые читателем законы; тогда обычные жизненные сюжеты приобретают архетипическое звучание и резонируют с восприятием читателя через соответствующий архетип.

Здесь читатель может спросить: что же, всякий роман ведом Девой? Но ведь бывает же и психологическая проза, где основным объектом внимания является внутренняя, душевная жизнь героя, а не внешние ее обстоятельства (типичный пример — «Преступление и наказание» Ф. Достоевского, да и остальные его большие романы). Однако не следует понимать Деву слишком плоско: в любом, сколь угодно тонком (до просвечивания) мире возможно деление на тонкий и плотный планы, и психология и внутренняя жизнь человека — не исключение.

Не важно, что описывает писатель, важно, как он это делает, и Дева включается каждый раз, когда тот или иной предмет (это могут быть тончайшие движения души или религиозно-мистические переживания) описывается прямыми словами и непосредственно видно его состояние и развитие на протяжении определенного времени. Роман, в том числе и психологический, отличается в первую очередь своей толщиной, то есть числом страниц, а любой предмет, к которому писатель возвращается снова и снова, сколь бы туманным он ни был вначале, на двухсотой, а тем более на четырехсотой странице становится известным и понятным читателю досконально, то есть полностью материализуется и переходит в ведение Девы (под конец — Козерога). Конечно, бывают романы «начала» (тельцовские) и романы «конца» (козерожьи), в соответствии с фазой развития их главной идеи, и в этом смысле «Три мушкетера» А. Дюма — роман тельцовский, а «Возвращение в Брайдсхед» И. Во — козерожий, но все-таки роман как жанр в целом находится под покровительством Девы (а повесть — под Тельцом), и отсюда вытекают многие его особенности, ведомые лишь литературным критикам и составляющие их профессиональную тайну, так что автор на этом месте прерывает дозволенные речи.

Нам остается рассмотреть проявление архетипа Девы в жизни человека. Осуществление плотного плана в данном случае означает проведение жизненных программ на уровне конкретных событий, поступков, выборов и их «плотного» оформления, то есть сопутствующих мыслей, чувств, ощущений и жестов. Все это вместе четко обозначается коротким словом «быт», под которым понимается обычная ежедневная жизнь, не отягощенная ответственными философскими и этическими размышлениями, крупными решениями, сменами ритма жизни и места жительства и т. д.

Человек с непроработанной Девой склонен тяготиться «прозой жизни», тем более что его каузальная и физическая жизнь скорее всего неряшливы: он не выполняет обещаний, срывает свои и чужие планы, опаздывает, лжет по мелочам, хронически в долгах, живет в грязи и беспорядке, неправильно питается и т. п. Чаще всего у такого человека после тридцати — сорока лет появляется целый букет хронических болезней (первые из них манифестируют о себе уже после двадцати), на которые он также не обращает особого внимания, стараясь обходиться таблетками. При этом он может быть склонен оправдывать себя акцентуацией тонкого плана, говоря, что все это неважно, а главное, чтобы человек был хороший, чтобы ценности и идеалы были на высоте, чтобы главные интересы были возвышенными, и там, в горнем мире, он и производит свою главную работу.

Здесь, однако, важно понимать, что архетип Девы в подсознании един, и если человек не способен аккуратно выполнить работу по дому или привести в порядок свое тело, то и на высшие планы он неизбежно принесет ту же грязь и хронические недомогания. Поэтому фанатичное отрицание «плоти», «прозы жизни» чаще всего означает не высокую духовность человека, а его попытку скрыть от себя и других свою неспособность к реальному труду в любой сфере. Даже путешествуя на крыльях ангела, нужно уметь сесть ему на спину так, чтобы не повредить маховых перьев.

Сильная Дева означает, что чем бы ни занимался человек, на нем будут «возить воду» больше, чем на окружающих, но зато и достигаемое им мастерство может оказаться гораздо выше среднего — если он будет к этому стремиться. Для него религиозность в чистом виде будет всегда недостаточна — ему нужно служить своему Богу, конкретно работать на Него, посвящая Ему свой труд, силы, энергию и мастерство.

Глава 13 Козерог

Стихия земли, фаза растворения

Смерть — это не конец всему.

Смерть — это конец твоему атеизму.

Тема: распад плотного объекта.

Композиции из цветов и веток, составляемые в икебане, стоят не более одного дня; считается, что их недолговечность подчеркивает длительность и устойчивость человеческой жизни. Однако последняя, хотя и длясь целые десятилетия, все же постепенно приходит к концу, и это обстоятельство очень тревожило и продолжает тревожить общественное сознание. Проблематичное, хотя и утверждаемое всеми религиозными авторитетами, бессмертие души многим кажется недостаточным, ибо перспектива неотвратимого старения и физического конца в нашей культуре совершенно безотрадна, а для некоторых людей психологически просто непереносима.

Причины этого скрыты весьма глубоко, поскольку архетип Козерога встречается в жизни на каждом шагу и не вызывает априорного психологического протеста: бьется стеклянная посуда, опадают и сгнивают пожелтевшие листья, разрушаются дома и пересыхают ручьи. Почему же так не хочется, чтобы человеческое физическое тело приходило в упадок и тем более окончательно разрушалось? Ведь так оно заведено в природе, а великий философ Иммануил Кант еще в XVIII веке доказал в своей диссертации, что наш мир является наилучшим из всех возможных миров!

Основными причинами здесь, по мнению автора, являются не объективные обстоятельства, сопутствующие старению, а нездоровые социальные установки, основанные, в свою очередь, на неправильном, суженном и перекошенном понимании самого козерожьего архетипа и его связей с остальными архетипами.

«Каждый умирает в одиночку» — это неправда: каждый умирает вместе со всей Вселенной, но не всегда умеет ощутить это единство и обусловленную им поддержку Козерога — великого архетипа растворения плотного плана.

Первое, что нужно иметь в виду при рассмотрении Козерога, — это большая искусственность происходящего, то есть процесса распада плотного объекта. С точки зрения плотного плана объекту бы еще жить и жить, работать и работать, а тут вдруг как-то, по непонятным причинам, все разлаживается изнутри и снаружи и идет прахом. Эти «непонятные» причины лежат за пределами плотного плана, точно так же, как это обстояло при создании плотного объекта под Тельцом; но теперь тельцовский рог изобилия оборачивается своей противоположной стороной, превращаясь в козерожью черную дыру. Эта черная дыра может материализоваться в виде внешнего врага, то есть некоторого другого плотного объекта, который по неясным причинам начинает прицельно охотиться за данным объектом, при всяком удобном случае откусывая от него большие куски и не испытывая при этом ни жалости, ни угрызений совести. Иногда откровенного внешнего врага нет, но окружающая среда резко меняет характер своего отношения к объекту, переставая быть к нему снисходительной, спрашивает по всей строгости, увеличивает цены на сырье и арендную плату и снижает оптовые закупочные цены на производимую им продукцию. Нередко внешние проблемы сочетаются с необъяснимо обострившимися внутренними: противоречия внутри объекта, которые раньше удавалось разрешать или гасить, вспыхивают с необычайной остротой, и смягчить их не удается.

Характерный пример внутренней ситуации Козерога — тяга к дальним странствиям, внезапно охватывающая человека. Казалось бы, внешне его жизнь благополучна, стабильна, обеспечена — но по непонятным причинам она перестает его устраивать и удовлетворять. Это состояние в известном смысле противоположно ностальгии, когда человека, живущего на чужбине, необъяснимо тянет домой, на родину. Здесь же возникает, наоборот, тяга из родной страны вовне, наружу, неизвестно куда, в дальние края, где даже говорят на непонятном языке. Психологически понятна внешняя ситуация Козерога — вынужденная эмиграция, когда человек бежит из родной страны под угрозой уничтожения или голода, но эмоции и энергетические эффекты, владеющие будущим искателем приключений в дальних краях, не менее сильны и разрушительны для его домашнего быта: он начинает казаться нестерпимо скучным, пресным, бессодержательным, обесцениваются ранее любимые занятия и радости, жизнь в целом начинает казаться удушающим тупиком.

Вторая отличительная черта Козерога, проступающая при внимательном анализе, заключается в том, что начавшееся разрушение плотного объекта связано не столько с его неправильной эксплуатацией или агрессией внешней среды, сколько с дефектами, заложенными в него еще в фазе творения, под Тельцом. Телец создает объект, в принципе рассчитанный на исполнение совершенно определенной программы, после чего он должен как бы сам (или с легкой посторонней помощью) почти безболезненно рассыпаться, и Телец заранее встраивает в плотный объект механизм саморазрушения, который почти не заметен в фазе осуществления, под Девой, но резко активизируется при включении Козерога. (По идее тот же эффект должен существовать и на тонком плане, под Рыбами, но его сложно отследить по причине лишь косвенной наблюдаемости тонких объектов.)

Таким образом, причины возникновения козерожьей «черной дыры» следует искать ни в коем случае не в настоящем, а в прошлом, причем далеком, во временах рождения, детства и незрелого отрочества объекта. Вероятно, это обстоятельство было одной из основных причин невероятного триумфа психоанализа как теории и практики: З. Фрейду открылся как психологический феномен великий архетип (принцип), чье влияние гораздо шире сравнительно узкой области психоневрозов, которой занимался знаменитый психолог. Фрейд увидел источники разрушительных психических программ в травматических детских переживаниях своих пациентов, которые были вытеснены в подсознание и до поры до времени там дремали — а затем, внезапно оживляясь, коверкали всю их жизнь.

Характерно, что Фрейд, будучи солнечным Тельцом, воспринимал психические феномены исключительно материально, и даже наиболее таинственный из описанных им подсознательных процессов — сублимация — трактуется основоположником психоанализа в духе функционирования гидравлического насоса. Поэтому он не стремился увидеть расцвет невроза как финал определенного, запрограммированного уже в детстве, периода развития индивидуальности, то есть как экзотерическое оформление кризиса внутреннего существования, за которым по идее должен следовать новый, более высокий его этап (как это нередко бывает с людьми, пережившими клиническую смерть и вернувшимися обратно после «тоннельного перехода», описанного Р. Моуди). Однако взгляд на невроз лишь как на следствие случайной фиксации на детских переживаниях, устранив которую, человек выздоравливает и как ни в чем ни бывало живет дальше по-прежнему, не способствовал успеху теории и практики, так как не учитывал описанных выше особенностей козерожьего архетипа. Сам Фрейд характеризовал свою деятельность так: «Я превращаю невротиков в просто несчастных людей», — прямо скажем, не слишком удовлетворительная оценка.

Характерной особенностью архетипа Козерога является внутренняя готовность объекта к разрушению: сухое полено под ударом колуна раскалывается по трещинам, которые образовались уже давно. С другой стороны, внешняя среда также оказывается готовой к разрушению плотного объекта, достигшего фазы растворения: она не только (в случае надобности) повышает свой уровень агрессивности к нему, но и охотно принимает и поглощает продукты его распада; другими словами, Козерог в принципе экологичен. Более того, когда Дева превращается в Козерога, среда качественно меняет свое отношение к объекту: под Девой для нее важны результаты деятельности объекта, а под Козерогом — его, так сказать, плоть и кровь, а то, что он делал раньше и в какой-то мере способен делать и сейчас, то есть его конструктивная работа в рамках плотного плана, почему-то оказывается совершенно не нужной. Так в животноводстве под Девой выращивают скот (его «работа» — прирост веса и поголовья), а под Козерогом его отправляют на бойню и превращают в отбивные, эскалопы, колбасу, ветчину и холодец — на радость уже нагулявшей к обеду свой аппетит «среды» мясоедов. Аналогичные ощущения испытывает опытный работник, много лет проработавший на фирме и увольняемый на пенсию. Его знания, умения, навыки почему-то перестают цениться сотрудниками и администрацией, а наибольшее их внимание привлекают его кабинет, должность как таковая и служебные привилегии, с ней связанные: высокий оклад, ведомственная поликлиника и т. п.

Козерог активен в жизни плотного объекта не только в период его окончательного разрушения. Не менее важную роль этот архетип играет (хотя и будучи выражен не столь откровенно) во всех процессах очищения организма, когда уничтожаются и изгоняются прочь различные ему чуждые, но прижившиеся существа и вещества: паразиты, шлаки, отходы жизнедеятельности. Например, под Козерогом работают все выводящие системы человеческого организма: почки и мочевой пузырь, толстый кишечник, сальные и потовые железы и т. д.

Включение Козерога на уровне физического тела дает человеку очень специфическое беспокойство: он ощущает себя грязным, толстым, чувствует, что в нем скопилось много лишнего; теряется аппетит, ощущается благотворность поста и даже голодания, откуда-то из глубин подсознания выплывает образ клизмы с призывно изгибающимся наконечником. Если же человек, особенно ведущий городской, малоподвижный образ жизни, пренебрегает естественными способами очищения организма (включая пищевые разгрузки, баню, чай с различными травами и прочие натуропатические развлечения), то его организм время от времени устраивает ему интенсивное включение Козерога в виде острой инфекционной болезни (например, гриппа) с высокой температурой, в огне которой сгорают многие токсичные шлаки.

Аналогичные процессы очищения под управлением Козерога идут и в психике, когда человек изнемогает под бременем нечистой совести, душевного раскаяния, недовольства самим собой и т. п. Козерог низшей октавы в таких случаях включает проекцию, то есть человек ищет кого-то (чаще всего это один из членов его семьи) как бы виновного во всех его грехах и переносит на него все свои психические «отходы». Более гармоничные индивидуумы делают то же самое под видом исповеди, сокровенного «душевного» рассказа без каких-либо обвинений в адрес партнера, но с не менее сокрушительным для него эффектом. Встречаются, впрочем, люди, обладающие определенным врожденным иммунитетом (и даже любовью) к душевным отходам ближнего, — они нередко становятся стихийными или профессиональными психологами, адвокатами, воспитателями, астрологами, гадалками, духовными наставниками.

Рассмотрим теперь отношения Козерога с другими зодиакальными архетипами. На практике очень важно точно различать реальности, возникающие при их активизации, и путаница может стоить довольно дорого. Тем не менее она всегда вероятна, когда зодиакальные архетипы в жизни данного человека по-разному проработаны и включены (а так бывает практически всегда).

Сильный Козерог имеет тенденцию подменять собой другие знаки, а в первую очередь Деву и Рыб (при случае также Тельца и Скорпиона, что уже совсем непереносимо). У школьника со слабой Девой и сильным Козерогом будет плохая усидчивость — любое сколько-нибудь длительное задание быстро его утомит и ему покажется (очень ярко и натурально!), что все основное уже сделано, после чего он перейдет к завершающей фазе, на которой может застрять надолго, — например, сделав небрежный рисунок несколькими линиями, будет долго украшать его замысловатым орнаментом. В то же время деятельность под идейным покровительством Козерога, хотя и девья по существу — например, прополка овощей, — может захватить его всерьез и надолго.

Вообще в процессе создания любого плотного объекта можно выделить три основные фазы, управляемые земными знаками: 1) фаза Тельца — выделение строительного участка, сбор материалов и инструментов, поиск основных форм, рытье котлована под фундамент, сооружение главного каркаса; 2) фаза Девы: основная часть работы, строительство здания; 3) фаза Козерога: доделка, ликвидация дефектов, окончательная отделка, украшение, уборка строительного мусора и сдача (объекта) заказчику.

Читатель может спросить: а как эти фазы связаны с описанной выше концепцией фаз творения, осуществления, растворения? Ответ заключается в том, что через эти фазы проходит энергетический поток, ведущий процесс созидания: на тельцовской фазе он включается и обозначает свои вибрационные частоты, на девьей он активно работает и осуществляет свою программу в целом, а на козерожьей уже распадается и исчезает, а его силы хватает как раз на доделку и окончательную отделку изделия. Поэтому модель, позирующая художнику для эскиза (Телец), человек, с которого пишется портрет (Дева) и коллекционер, материализующийся у сохнущего холста (Козерог), попадают в совершенно разные энергетические потоки, сопровождающие жизнь живописца, и сам он повернут к этим людям совершенно по-разному. Для художника энергетический поток, ведущий его творчество, абсолютно материален — это плотный объект, и потому фазы его существования управляются земными знаками; соответствующий тонкий объект (развитие которого управляется водными знаками) в данном случае — это некоторый общий замысел, вынашиваемый и пестуемый в душе мастера на значительно более высоких вибрациях, чем те, на которых идет непосредственное творчество: пишется картина, сочиняется музыка, составляется цветочная композиция.

Возвращаясь к теме зодиакальных подмен, следует отметить одну из весьма распространенных, когда сильный Козерог пытается отработать ситуацию, ведомую Рыбами. Так ведет себя ребенок, совершив серьезный (со своей точки зрения) проступок: не желая больших неприятностей, он с чувством просит у родителей прощения и обещает, что «никогда больше так не будет», — но совершенно не имеет в виду менять что-либо в своих привычках. Естественно, что и его поведение не меняется, и проступок повторяется снова и снова. В ту же игру играют регулярно «завязывающие» алкоголики и спорадически вспоминающие о нуждах пенсионеров правительства.

Слабый Козерог вызывает к жизни большие проблемы, когда человек пытается подменить его Рыбами. Хотя тонкий и плотный аспекты любого объекта относительно автономны, все же когда объект разрушается, то уходят в небытие оба аспекта, и полностью игнорировать распад плотного невозможно, хотя иногда очень хочется. Например, официальный парный договор мужчины и женщины, зафиксированный социумом в виде брачного свидетельства, многими «современно мыслящими» парами воспринимается как пустая формальность, особенно в случае фактического развода и территориального расхождения. Однако, как бы ни были бывшие супруги далеки друг от друга психологически, окончательно разорвать плотнокармическую связь они смогут, лишь оформив свой развод официально и получив соответствующий документ. Как правило, точно так же бывает недостаточно сформировать свое негативное отношение к бывшему другу и молча разорвать с ним отношения в одностороннем порядке — обстоятельства сложатся таким образом, что придется прямо объявить ему о разрыве, или это сделает он сам. Козерог вообще довольно терпелив, он умеет ждать и доделывать, но пройти мимо него нельзя; если же долго тянуть время, то он постепенно понижает уровень своих манифестаций. Так короли, не желавшие вовремя внять ропоту своих подданных, оказывались в итоге жертвами бунтов и революций.

К весьма неприятным последствиям приводит с виду безобидная подмена слабого Козерога Девой. Типичный пример — старение человека, привыкшего конструктивно и эффективно работать, то есть жить под отчетливо выраженным девьим архетипом, в котором он находил защиту и покровительство. Но вот наступает старость, уже отчетливо пожилой человек выходит на пенсию и по инерции продолжает опираться на свои способности к общественно полезному труду, а они необратимо падают. Фактически включенный Козерог мог бы обострить его видение тонких моментов, которые не улавливает ум, поглощенный мирскими страстями и деяниями. В стареющем физическом теле существенно изменяется структура тканей и тип гормонального регулирования, что в традиционной медицине и физиологии всегда рассматривалось как деградация по сравнению со зрелым, а тем более юношеским возрастом, но у стареющего и особенно умирающего человека — свои задачи, и, вероятно, здоровая старческая физиология приспособлена к ним гораздо лучше, чем физиология зрелого возраста. Ближе к смерти человек должен доделывать свои земные дела, оставляя как можно меньше привязанностей к миру и зависимостей мира от себя; у него идет очень важная и деликатная работа по отделению тонких тел друг от друга и подготовка к распаду каждого из них в отдельности, и именно эта работа, а не чахлые (по естественным причинам) попытки поддерживать равновесие со средой в стиле Девы должны занимать основное его внимание.

По идее в процессе умирания должны стабилизироваться и переходить на более высокие вибрации все тонкие тела, становясь как бы прозрачными для нормальной земной энергетики. Внешне это выглядит так, что на человека снисходит некоторое высшее, неземное спокойствие, нередко сопровождающееся открытием паранормальных особенностей и видением тонкого и потустороннего миров, — но это видение не должно непосредственно служить плотным земным программам: его цель — передача детям, внукам, ученикам, преемникам благословения, мудрости и силы на атманическом (духовном) уровне, что будет сказываться в течение всей их последующей жизни.

Если же человек не думает обо всем этом и стремится принимать участие в окружающей жизни приблизительно в том же стиле, как он это делал всю взрослую жизнь (под архетипом Девы), то все его тонкие тела окажутся не готовыми к уходу с земного плана существования и после смерти человека будут долго отравлять ауру Земли. Плохая отработка Козерога в старости напрямую сказывается на последующей жизни всех людей, связанных с человеком при его жизни; особенно страдают близкие родственники, плохо отработанные связи с которыми, будучи резко оборваны в момент его смерти, превращаются в незаживающие энергетические и психологические раны, закрывать которые чрезвычайно трудно.

Обратимся теперь к сфере литературы. Каким жанрам покровительствует Козерог? Прежде всего мемуарам, которые, как правило, пишутся человеком, удалившимся на склоне лет от дел и событий быстротекущей жизни и своими воспоминаниями как бы подводящим черту под своей жизнью — а заодно и под чужими. Основная черта мемуаров как жанра заключается в том, что воспоминания о минувших днях пишутся с позиций настоящего, то есть умудренный жизненным опытом человек оценивает свою жизнь, отчетливо видя «задним числом» и расширившимся сознанием то, что упускал в свое время. При этом прошлое по большей части убивается насмерть, поскольку именно иллюзиями и незнанием будущего обусловлена большая часть человеческого поведения, да еще энтузиазмом, который сохраняется в памяти и воспоминаниях хуже всего.

«Ах, как я любил ее тогда!» — пишет мемуарист, и для читателя это короткая фраза, основное и довольно неопределенное содержание которой заключено в слове «любил», а для автора (точнее, героя) оно заключено в двухбуквенном восклицании «ах!», которым он и жил целый год, но передать этот год он решительно не в состоянии — не станешь же, в самом деле, писать, что в это время по утрам на траве обнаруживалась сверкающая роса, а деревья после грозы пахли каждое по-своему и даже вспоминались их названия — дуб, клен, ясень, акация.

Однако еще легче в мемуарах хоронятся люди, в них фигурирующие, а особенно знаменитости. Дело в том, что по законам литературы каждое законченное произведение представляет собой модель Вселенной в миниатюре и каждый объект, описываемый в художественном произведении, имеет высоту, прямо пропорциональную количеству слов, ему посвященных. Поэтому стоит написать о ком-то не обязательно даже небрежно, а просто очень коротко, и сразу этот человек становится еле различимым на общем фоне лилипутом. Брошенная вскользь мемуаристом нейтральная фраза: «Еще туда, помнится, Булгаков заглядывал, известный писатель...», — если дальше о Булгакове ничего более не сообщается, превращает классика в фон и тем полностью его убивает вместе, разумеется, с полным собранием его сочинений.

Впрочем, и более подробно описываемым персонажам мемуаров приходится нелегко. Вырывая из их жизни произвольные эпизоды (встречи с автором) и компонуя их вместе, мемуарист создает невообразимую пародию на судьбу, где вместо рождения персонажа идет фраза «Впервые я увидел его...», а смерть обозначается репликой «Больше я с ним не встречался».

Конечно, жанр мемуаров — не единственный любимец Козерога; нередко он покровительствует историческому роману, назидательной истории, притче с плоской моралью, в некоторых случаях даже басне, например:

Однажды нес пастух куда-то молоко,

Но так ужасно далеко,

Что уж назад не возвращался.

Читатель! Он тебе не попадался?

К. Прутков

И, наконец, последняя тема — проявление козерожьего архетипа в жизни человека. По своему основному смыслу это завершение некоторого событийного сюжета, после которого о нем можно забыть. В обыденной жизни козерожьи ситуации чаще всего ритуализированы, так как откровенное разрушение (исчерпание) каузального потока болезненно и потому табуировано. Например, прощаясь со знакомым, нельзя просто уйти, грубо разрушив ситуацию общения, — необходимо его как-то утешить, подкормить каузально, например, искренне улыбнуться, пожелать удачи, договориться о будущей встрече и т. п. Неумение вовремя почувствовать включение Козерога, означающее возможность прекратить исчерпавший себя разговор, ситуацию, общение, обходится человеку очень дорого; как наименьшее зло при этом возникают паузы и неловкости, которые трудно сгладить. Так называемые светские манеры в большой мере связаны с умением почувствовать и элегантно провести замысловатые тельцовские дебюты и козерожьи окончания. После них возникает характерное чувство легкости, как после вовремя проведенного очищения.

Более серьезные козерожьи сюжеты в этой главе уже рассматривались.

Глава 14 Овен

Стихия огня, фаза творения

Духовной жаждою томим,

В пустыне мрачной я влачился, —

И шестикрылый серафим

На перепутье мне явился.

А. Пушкин

Тема: творение нисходящего канала.

Мы переходим ко второй половине рассказа о зодиакальном круге, к знакам, связывающим тонкий и плотный планы объекта. Понятно, что эти планы взаимосвязаны, и потому существует нисходящий канал, транслирующий энергоинформационный поток от тонкого плана к плотному, и восходящий канал, транслирующий поток противоположного направления, то есть от плотного плана к тонкому. На фазе творения объект создается целиком: и его тонкий план, и плотный, и оба вертикальных канала, то есть нисходящий и восходящий. Процесс творения нисходящего канала управляется архетипом Овна, восходящего — архетипом Близнецов, и в этой главе мы рассмотрим первый из них.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных