Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






II. ФИЗИОЛОГИЯ СИСТЕМЫ ДЫХАНИЯ




Федеральное государственное бюджетное

Образовательное учреждение высшего образования

«Башкирский государственный медицинский университет»

Министерства здравоохранения Российской Федерации

Кафедра нормальной физиологии

ФИЗИОЛОГИЯ СИСТЕМЫ ДЫХАНИЯ

Учебное пособие

УФА

УДК 612.2 (075.8)

ББК 28.707 я 7

Ф 50

Рецензенты:

1. Зав. кафедрой нормальной физиологии ГБОУ ВПО Южно - Уральского государственного медицинского университета МЗ РФ, академик РАН, профессор Захаров Ю. М.

2. Зав. кафедрой нормальной физиологии ГБОУ ВПО Оренбургской государственной медицинской академии МЗ РФ, профессор, д.м.н. Мирошниченко И.В.

Ф 50 Физиология системы дыхания: учеб. пособ. для студентов / сост. А.Ф. Каюмова, И.Р. Габдулхакова, А.Р. Шамратова, Г.Е. Инсарова. – Уфа: Изд-во ФГБОУ ВО БГМУ Минздрава России, 2016. – 70 с.

Учебное пособие составлено на основании рабочей программы (2015г.), действующего учебного плана (2014 г.) и в соответствии с требованиями ФГОС ВО по специальности 31.05.02. – Педиатрия.

В учебном пособии изложены современные представления о физиологии системы дыхания с описанием практического применения знаний в рамках компетенций будущего специалиста. В пособии содержится необходимая информация для успешного освоения темы «Физиология системы дыхания», методы оценки ее функционального состояния, тестовые и ситуационные задания с эталонами ответов, а также демонстрация физиологического эксперимента для изучения механизма изменения объема легких с помощью модели Дондерса.

Учебное пособие предназначено для самостоятельной аудиторной работы студентов по дисциплине «Нормальная физиология», обучающихся по специальности 31.05.02. – Педиатрия.

Рекомендовано в печать по решению Координационного научно-методического совета и утверждено решением Редакционно-издательского совета ФГБОУ ВО БГМУ Минздрава России.

 

© А.Ф. Каюмова, И.Р. Габдулхакова, А.Р. Шамратова, Г.Е. Инсарова, 2016

© ФГБОУ ВО БГМУ Минздрава России, 2016

ОГЛАВЛЕНИЕ

I. Введение……………………………………………………………………….4

II. Физиология системы дыхания……………………….………………………6

III. Регуляция дыхания…………………………………………………………..35

IV. Возрастные особенности дыхания………………………………………….46

V. Примеры тестовых заданий ………………………………………………...51

VI. Эталоны ответов к тестовым заданиям…………………………………….56

VII. Примеры ситуационных задач ……………………………………………..57

VIII. Эталоны ответов к ситуационным задачам………………………………..62

IX. Приложение………………………………………………………………….67

X. Рекомендуемая литература…………………………………………………69

 

I. ВВЕДЕНИЕ

Система дыхания обеспечивает поступление в организм кислорода, необходимого для окислительных процессов и выделение из организма двуокиси углерода, образующегося в результате обмена веществ.

Этот важнейший раздел в курсе физиологии необходим для понимания условий жизнедеятельности целостного организма и отдельных его систем, так как нарушения в обмене кислорода и углекислого газа приводят к изменению жизнедеятельности организма.

Возрастная физиология изучает особенности жизнедеятельности организма в различные периоды онтогенеза, функции органов, систем органов и организма в целом по мере его роста и развития. Чтобы понять изменения, происходящие в организме ребенка при различных заболеваниях, необходимо знание особенностей функционирования организма ребенка в условиях физиологической нормы.

Изучение данного учебного пособия «Физиология системы дыхания» по специальности «педиатрия» направлено на формирование у обучающегося общей профессиональной компетенции ОПК-9: способность к оценке морфофункциональных, физиологических состояний и патологических процессов в организме человека для решения профессиональных задач. В процессе изучения данного раздела физиологии обучающийся должен овладеть следующими практическими навыками:

1) уметь анализировать биомеханику вдоха и выдоха на модели Дондерса;

2) оценивать основные показатели функции внешнего дыхания: определять жизненную емкость легких и ее составляющие методами спирометрии и спирографии, знать их возрастные особенности у новорожденных и детей;

3) уметь анализировать спирограмму и пневмограмму.

Знание возрастных особенностей функций организма, физиологических констант системы дыхания, ее деятельности, регуляции, овладение методами исследования необходимы врачу - педиатру для оценки функций дыхательной системы новорожденных и детей.

 

II. ФИЗИОЛОГИЯ СИСТЕМЫ ДЫХАНИЯ

Физиология дыхания изучает процессы, обеспечивающие снабжение тканей организма кислородом и выведение углекислого газа. Понятие «дыхание» включает в себя несколько этапов (рис.1):

· вентиляция легких (обмен газов между атмосферным воздухом и альвеолами легких),

· диффузия газов в легких (обмен газов в легких между альвеолярным воздухом и кровью),

· транспорт газов кровью (процесс переноса кислорода от легких к тканям и углекислого газа от тканей к легким),

· диффузия газов в тканях (обмен газов между кровью капилляров большого круга кровообращения и клетками тканей),

· тканевое дыхание (потребление кислорода и выделение углекислого газа клетками организма) – биологическое окисление в митохондриях клетки.

Кроме легочной, существуют и иные формы внешнего дыхания.

Кожное дыхание. Общая поверхность кожи человека составляет 1,5 - 2,0 м2 и зависит от роста, массы тела, пола и возраста – в сутки через кожу в организм попадает от 4 г О2 и выделяется около 8 г СО2.

Дыхание через слизистые желудка и кишечника. В желудке в обычных условиях может всасываться до 5% кислорода, необходимого для жизнедеятельности организма, в тонком кишечнике – 0, 15 мл кислорода на 1 см2 за 1 час, в толстом кишечнике – 0,11 мл. Влияние кишечника на дыхание может состоять и в том, что наполнение толстого кишечника газами приводит к подъему диафрагмы и затруднению дыхательных движений.

Легкие – парные дыхательные органы, расположенные в плевральных полостях. Они состоят из разветвлений бронхов, образующих бронхиальное дерево (воздухоносные пути легкого), и системы альвеол, составляющих дыхательную паренхиму легкого. Структурно-функциональной единицей легких является ацинус, включающий дыхательную бронхиолу, альвеолярные ходы, альвеолярные мешочки и альвеолы. Ацинусов в обоих легких около 300 тыс.

Структурно-функционально легкие делят на воздухопроводящую (дыхательные пути) и респираторную зоны (альвеолы). Воздухопроводящие пути подразделяют на верхние и нижние. Верхние: носовые ходы, придаточные пазухи носа, полость рта, носоглотка; нижние: гортань, трахея, все бронхи.

 

Рис.1. Этапы процесса дыхания.

Воздухопроводящие пути, начиная от трахеи до альвеол, ветвятся как дерево, образуя как бы новое поколение (генерацию) элементов дыхательного тракта. Имеется 23 таких генераций (рис.2).

 

Рис. 2. Разветвление дыхательных путей. Проксимально лежащие дыхательные пути выполняют воздухопроводящую функцию (анатомическое мертвое пространство), дистальные отделы бронхиального дерева, заканчиваются дыхательными бронхиолами, переходящими в альвеолы (альвеолярное пространство).

 

В воздухопроводящей зоне легких (16 генераций) отсутствует контакт между воздухом и легочными капиллярами. Эту зону вместе с верхними дыхательными путями называют анатомическим мертвым пространством, объем которого составляет 150 мл. Здесь не происходит газообмен, его задача – подача, обогрев, увлажнение и очищение вдыхаемого воздуха. Далее три генерации бронхиол (17-19) составляют переходную зону. Последние четыре генерации (20-23) образуются альвеолярными ходами, которые переходят в слепые мешочки с альвеолами, составляя единую альвеолярную респираторную зону, где и происходит газообмен (рис.3).

 

Рис. 3. Ветвление дыхательных путей.

 

Кроме анатомического, в легких выделяют физиологическое мертвое пространство – это объем воздуха, содержащийся в вентилируемых, но не перфузируемых кровью альвеолах. В норме его объем составляет 10 - 15 мл.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных