Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Композиция и художественные особенности «Деяний саксов». Латинский язык оригинала. Основные черты памятника как исторического произведения




 

Композиция и художественные особенности «Деяний саксов», их основные черты как исторического произведения, язык, которым написан оригинал, определялись тон задачей, которую ставил перед собой автор. Все исследователи отметили двойственный характер намерений автора. В Предисловии к I книге хронист ставит перед собой задачу написать историю государей Саксонской династии 33 . В другом месте он говорит о стремлении написать историю саксонского народа, притом из главы книги I можно заключить, что под последним он имеет в виду саксонскую знать 34 . И для первой и для второй формулировок общим является то, что в основу произведения положена светская история. Особенно характерно в этом отношении противопоставление Видукиндом светской истории — агиографии 35 . Видукинд, [31] подобно своим предшественникам — раннесредневековым хронистам других народен, в частности Григорию Турскому 36 . Беде Почтенному 37 ,— обращает внимание на светскую историю. Но он идет дальше, для него светская история занимает не подчиненное место по отношению к истории церкви, и, наоборот, становится главным предметом изложения.

 

«Деяния саксов» поэтому по своему жанру были отличны от аналогичных «национальных» историй. Двойственная задача — написание и истории государей, и истории «народа» включала разнообразие форм изложения. При этом Видукинд пользуется и античной, и средневековой традицией пр I изложении материала. В плане «истории государей» Видукинд, использовал пример Светония, с которым мог познакомиться через хорошо ему известного, как свидетельствуют «Деяния саксов», Эйнгарда 38 . Об использовании античных авторов в этом плане свидетельствует применение Видукиндом трехчленного деления описания жизни героев, что было свойственно для Плутарха и Светония. Жизнеописание героя по этой схеме состояло из: 1) описания происхождения и юности, 2) описания личности и образа жизни, 3) описания болезни, смерти, погребения героя и посмертной его славы. Видукинд воспользовался этой схемой при описании жизни саксонских государей Генриха I и Оттона I 39 . Однако биографический материал и «Деяниях саксов» подается в разрозненном виде, он носит вспомогательный, дополнительный характер.

 

История династии оттесняется в конечном счете на второй план, и главным становится описание «народной истории», причем под народом понимается привилегированный слой общества 40 . Некоторые исследователи обратили внимание на то, что «Деяния саксов» имеют черты эпического произведения 41 . Автор Хроники действительно, помимо античных образов, воспользовался и приемами германского героического эпоса, для которого характерен особый интерес и внутренним переживаниям героя, трактовка внешних событий и сквозь призму психологических переживаний, придание конкретным событиям, связанным с определенным местом и временем, всеобщего значения 42 . [32] В этом отношении характерно описание Видукиндом битвы у Бирты, сопровождающееся анализом внутренних переживаний героев 43 . Можно говорить и об отражении в «Деяниях саксов» некоторых приемов народной поэзии 44 . На форму изложения Видукинда оказал влияние безусловно жанр мима (фарса) и близкий к нему жанр менестрелей. В Саксонии IX—Х вв. под мимами имелись в виду рассказчики, выступавшие под разными видами. Это были иногда шуты, балагуры, певцы, сказители, иногда просто разносчики политических новостей. Многие мимы воспевали деяния знатных людей, жития святых 45 . Жанр мимов и менестрелей Видукинд использовал в своей Хронике в форме скрытого диалога, противопоставления мнений, хваcтовства, шутки и иронии 46 .

 

Эпические черты и формы народного творчества — не главная особенность «Деянии саксов». Видукинд выступает перед нами прежде всего как историк и в методе изложения следует в первую очередь образцам чисто историографического, а не эпического жанра 47 . Характерно, что главным авторитетом для Видукинда являются античный автор Саллюстий 48 , а также такие средневековые представители историографического жанра, как Иордан 49 и Беда Почтенный 50 . Он во многом подражает в изображении Оттона I также Эйнгарду, давшему описание жизни Карла Великого 51 .

 

Формулируя в главе 1 книги I свою задачу написания «Деяний саксов», автор исходит из того, что пишет историческое произведение, причем противопоставляет последнее агиографии 52 . В некоторых местах Хроники он называет свое произведение прямо «историей» (historia) 53 и понимает под историей, в духе своего времени, такое изложение, которое в основе своей имеет правду (vera) в отличие от таких повествований, где присутствует выдумка (fictа) 54 . [33]

 

Для автора «Деяний саксов» характерно представление об определенных видах источников, которые должны гарантировать эту правду. Ими являются сведения очевидца 55 , результаты этимологического анализа названий 56 . Автор критически при этом относится к молве, к слухам 57. Предание он принимает только в том случае, если оно имеет достоверную основу. Достоверность (сеrtitudо) может быть гарантирована личным свидетельством,

 

Высшим авторитетом является письменный источник 58 . Характерно распределение материала в Хронике. Средневековые авторы строили свои сочинения на хронологическом принципе, следуя методу анналов. У Видукинда появляется уже различие между хронологическим принципом изложения и прагматическим принципом, при котором изложение событий подчинено причинной связи 59 . Некоторые исследователи даже полагали, что Видукинд первоначально в основу своего изложения положил прагмтический принцип 60 . Доказать это трудно. Следует согласиться скорее с томи, кто считает, что в основном Видукинд придерживался все же хронологического принципа 61 . Синхронное изложение является определяющим, о чем свидетельствуют и те связующие звенья, слова - вставки и обороты (типа «когда это произошло» и т. п.), функция которых — придать повествованию хроникально - аналитическии характер 62 . Принцип прагматического изложения, т. е. изложения, подчиненного причинной связи («оrdо sententiarum»), восторжествовал в историографии позже Симптоматично то, что Видукинд уже отдавал себе отчет в удобстве излагать материал иногда согласно новому принципу 63 .

 

В заключение характеристики «Деяний саксов» как исторического произведения заметим, что автор следует не абсолютной хронологии, а относительной в в качестве хронологических вех выступают моменты вступления в правление саксонских государей. Хронист, как было уже отмечено, следует примеру своих авторитетов — древних авторов. На первом месте стоит Саллюстий. Заимствование у последнего прослеживается в средствах повествования (экскурс, сценическая форма, речи героев, описание битв), а иногда и в стремлении нарочито подчеркнуть свою политическую нейтральность (положительные и отрицательные характеристики представителям королевского дома и мятежника и выступающим против королевской власти) 64 . [34]

 

Главной отличительной чертой языка, которым написаны «Деяния саксов», является краткость изложения. Автор Хроники прямо формулирует это положение, говоря, что он стремится писать «strictim et per partes» 65 . Формула Саллюстия писать «с возможной точностью и правдивостью», «возможно кратко и по частям» 66 была известна в средневековье и заимствована Видукиндом. Последний, однако, вкладывал в саллюстинскую формулу более широкий смысл, чем предшествующие авторы 67 . Видукинд имел в виду и стилистические сокращения 68 и сокращение материала с точки зрения редакции, исключение тех «частей», которые нашли уже освещение у других современных авторов 69 . Краткость изложения иногда затемняет смысл и дает основание для различных толковании, на чем основано в некоторых случаях разнос понимание текста историками нового времени 70 .

 

Для языка Хроники характерно употребление некоторых стилистических приемов и конструкций, заимствованных Видукиндом и у древних и у средневековых авторов. Для обобщающей характеристики действующих лиц Видукинд часто пользуется стилистическим приемом, известным под названием «notatiо» Этот прием состоял в том, что за названием лица следовало длинная цепь предикативов, каждый из которых состоял из прилагательного и существительного с лимитирующим предлогом «in» 71 . Прием этот, известный и древним авторам и средневековой исторической и агиографической литературе, служил у Видукинда для показа героя в действии, для максимального его восприятия извне 72 . Видукинд нередко завершает субстантивированное перечисление качеств относительным придаточным предложением 73 . При характеристиках действующих лиц Видукинд пользуется также конъюнктивным относительным предложением, в котором глагол зависит от «ut qui» 74 .

 

Для характеристики действующих лиц хронист пользуетется кроме приема notatio и «определительного прилагательного); также существительным в инструментальном значении и глаголом. [35] Для синтаксиса «Деяний саксов» характерно преобладание противительных, уступительных и следственных предложении над временными 75 . Часто употребляются связующие частицы и местоимения типа «аlii — аlii» 76 . Для синтаксиса автора типична крайняя бедность сложносочиненных предложений, иногда предложения равномерно связаны с помощью связки «аutem» 77 , иногда главные предложения нанизываются в длинный ряд с помощью связок «itaque», «igitur», «autem» 78 Придаточные конъюнктивные и особенно временные предложения автор обходит с помощью частого употребления причастные конструкции.

 

В отдельных случаях проявляется склонность к изложению во временной последовательности с помощью употребления временного «сum», которое соединяется с «еоdem hora», или с помощью временного определения 79 .

 

Построение фраз встречается разное. Наряду с конструкцией главных предложений с помощью так называемого ассиндотического приема и партиципиальных конструкций встречается и дифференцированная субординация придаточных предложений различной степени (имеются придаточные предложения 1—3 - го порядков), которые перемежаются с причастиями я инфинитивными конструкциями.

 

На отдельных приемах повествования (прием так называемой «хоровой речи», «экскурса», «этимологического объяснения» и др.), а также на специфике терминологии считаем целесообразным остановиться подробнее в комментариях.

 

 

Комментарии

 

 

1 Местонахождение этой рукописи сейчас неизвестно.

 

2 Описание рукописи дано в издании: K.K.Kehr. (Ed.)Widukindi rerum gestarum saxonicarum. "Monumenta Germaniae Seria Sсriploris». Lipsiae, 1904, p. 19.

 

3 Описание рукописи см. там же.

 

4 См. раздел «Издания «Деяний саксов» Видукинда».

 

5 Oписание этой рукописи см.: О. Holder Egger. Uebcr die neue Widukind Handschrift. «Neues Archiv fuer Geschichtskunde», Bd. 35, 1910 S. 27, ff.

 

6 Описание этой рукописи см.: О. Holder Egger. Ueber eine zweite neue Widukind Handschrift. «Neues Archiv fur Geschichtskunde», Bd. 36, 1911, S. 35, ff.; ср. также: Е. Jacobs. Die neue Widukind Handschrift und Trithemius. Ibidem.

 

7 См. выше, прим. 2.

 

8 «Widukindi Corbeiensis rerum gestarum Saxonicarum libri tres». «Monumenta Germaniae historica Scriptories rerum Germanicarum in usum scholarum», N 60. Ed. Hirsch, 1935.

 

9 R. Koepke. Widukind..., S. 19 и cл.

 

10 H. Веитапп. Widukind..., S. 11.

 

11 Все эти места указаны в комментариях к русскому переводу.

 

12 R. Koepke. Widukind..., S. 25—35.

 

13 I. Raase. Widukind von Korvei. Rostock, 1880, S.

 

14 H. Bloch. Die Sachsengeschichte Widukinds von Corvei. «Neues Archiv», Bd. 38, 1913.

 

15 G. Krebbel. Hat Widukind seinen Res gestae Saxonicae die Form im welcher wir sie heute beisitzen selbst. «Abchanndlung ueber Corveyer Geschichtssrhreibung zweite Reiche». Muenster, 1916, S. 171, ff.

 

16 W. Wattenbach, R. Holtzmann. Deutschlands Geschichtsquellen in Mittelalter. Deutsche Kaiserzeit, Bd. I, Heft. 1. Berlin, 1948. S. 35.

 

17 Е. Е. Stengel. Die Entstehnngszeit res Gestae Saxonicae und Kalsergedanke Widukinds von Korvei. «Corona Quernea Festgabe fuer K. Strecker», Berlin, 1941.

 

18 Подробнее об аргументировании Г. Блоха см.: G.Bloch. Die Sachsengeschichte..., S. 99, ff. Г. Блох показал, что cooбщение о восстании Иммо и соответствующая 27-я глава книги II могли быть написаны только в 958 г.

 

19 M. Линтцель показал, что привлечение данных об Иммо из королевских дипломов не может быть аргументом, поскольку речь идет о разных лицах. Отождествление, допущенное Е. Штенгелем, оказалось недоразумением (M. Lintzel. Die Entstehungszeit Widukinds Sachsengeschichte. M. Lintzel. Ausgewaehlte Schriften. Bd. II. Berlin, S. 302, ff).

 

20 M. Lintzel. Die Entstehunsszeit.., S. 310.

 

21 Н. Beumann. Widiikind..:, S. 178—204.

 

22 Там же.

 

23 См. раздел «Политические взгляды и историческая концепция Видукинда».

 

24 Соответствующие места «Деяний саксов» прокомментированы нами в примечаниях к русскому переводу.

 

25 См. прим. 1 к главе 63 книги III.

 

25 Там же.

 

27 Соответствующие вставки отмечены в комментариях.

 

28 О них речь была выше, стр. 26. 29 См. прим. 11 к главе 22 книги I.

 

30 См. прим. 12 к главе 2 книги III.

 

31 См. прим. 11 к главе 22 книги I.

 

32 Об этом издании см. в разделе «Издания «Деяний саксов» Видукинда».

 

33 Вид., Предисловие к I книге.

 

34 Вид., I, 1.

 

35 Вид., I, 1. Подробнее см. в комментариях к этой главе.

 

36 «Отец французской истории» — Григорий, епископ Турский (540—594), написал «Церковную историю франков» («Grigorii Turensis Historia ecclesiastica francorum». «Monumenta Germaniae historica Scriptores rerum meruvingae», t. I).

 

37 Беда Почтенный (672—735) — автор «Церковной истории aнглийского народа» (Venerabilis Bedae. Historia ecclesiasticа. Ed. Ch. Plummer. Oxford, 1896).

 

38 См. прим. 4 к главе 15 книги I.

 

39 Вид., I, 17, 39, 41; II, 1, 2, 36; III, 75—76.

 

40 Вид., I, 26.

 

41 На эту сторону обратили внимание особенно: W. Wattеnbach. Deutschlands Ceschichtsquellen in Mittelalter bis zur Mitte des XIII Jahrhunderts. Auff. 7. Stuttgart-Berlin, 1904; Hainer Karl. Das epische Element bei den Geschichtsschreiber des frueheren Mittelalters. Dissertatio Geissen. 1914.

 

42 Об особенностях германского героического эпоса см.: Schneidcr Hermann Heldendichtung, Geistlichtung, Riherdichtung. Heidelberg, 1040.

 

43 Вид, II, 11.

 

44 Об этом см.: I. О. Plassmann. Von den germanischen Totenehrung. Germa nien, 1924, S. 83.

 

45 О жанре мима см.: Р. Winterfeld. Deutscher Dichter des lateinischen Mittelalters. Munchen, 1922; H. Reich. Der Mimus ein Literaturentwicklungs. Geschichtliche Versuch, Bd. I. Berlin, 1903.

 

46 Вид., I, 23, 24, 22; III, 2.

 

47 На это обратили внимание в своих исследованиях Р. Кепке и Г. Беуманн (R. Koеpke. Widukind..., S. 70; H. Веumапп. Widukind..., S. 54).

 

48 О случаях заимствования и подражания Саллюстию подробно см. в комментариях к книгам I (главы 9, 22), II (главы 20, 28) и III (глава 64)

 

49 См. комментарии к главе 18 книги I.

 

50 См. комментарии к главе 8 книги I.

 

51 См. комментарии к главам 14 и 15 книги I.

 

52 Вид., I, 1.

 

53 Вид., I, 8; II, 25; III, 63.

 

54 Вид., II, 25.

 

55 Вид.. I, 2, 35; III, 75.

 

56 Вид., I, 2, 3, 8; II, I.

 

57 Вид., I, 22.

 

58 См. ссылку Видукинда на Иосифа Флавия, Лукана (Вид., I, 2,) на Беду Почтенного (Вид., I, 8).

 

59 Вид, I, 28.

 

60 R. Koеpkе. Widukind..., S. 28.

 

61 H. Веитапп. Widukind..., S. 64.

 

62 Все случаи такой связи в тексте отмечены в комментариях.

 

63 Характерна мотивировка хрониста при изложении материала согласно прагматическому принципу в главе 28 книги II.

 

64 См. прим. 11 к главе 31 книги II.

 

65 Вид., Предисловие к книге I.

 

66 Саллюстий сформулировал этот принцип в своем произведении «Заговор Катилины» (Саллюстий. Заговор Катилины. М., 1916, гл. 6).

 

67 R. Kopkе. Widukind..., S. 46. I

 

68 A. Hirsch. Die Sachsengeschichte der Widukind. Hannover, 1935, S. 15.

 

69 См. комментарии к главе 1 книги I.

 

70 Эти случаи и толкование таких мест отмечены в комментариях.

 

71 Случаи употребления этого приема рассмотрены в комментариях к русскому переводу. Особенно типичны данные с помощью этого приема характеристики Ирингу (Вид., I., 9), Танкмару (Вид., II, 11). Конраду Красному (Вид., III, 44), Геро (Вид.. III, 54).

 

72 Н. Beumann. Widukind..., S. 99, ff.

 

73 См. о графе Титмаре (Вид., II, 3), об Оттоне Великом (Вид., II, 36). о Генрихе, брате Огтона (Вид., II, 36), о Беренгаре (Вид., III, 54).

 

74 Характеристику этого приема у Видукинда даст М. Геррманн (М. Herrmann. Die Latinitaet Widukinds von Korwei. Dissertatio. Greifswald, 1907)

 

75 Вид., III, 3, 4, 44 — 46.

 

76 Об этом подробнее см.: М. Herrmann. Op. cit„ p. 35

 

77 Вид., II, 11.

 

78 См. латинский оригинал.

 

79 См. латинский оригинал.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных