Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Пропп Владимир – Морфология сказки 8 страница




F. Заключение.

Работа окончена, нам осталось дать заключение. Резюмировать тезисы нет смысла—они помещены в начале, ими проникнута вся работа. Вместо этого можно указать, что наши положения, хотя они и кажутся новыми, интуитивно предвидены не кем иным, как Веселовским, и его словами мы и закончим работу. ״Дозволено ли и в этой области поставить вопрос о

типических схемах... схемах, передававшихся в ряду поколений, как готовые формулы, способные оживиться новым настроением, вызвать новообразования?.. Современная повествовательная литература с ее сложной сюжетностью и фотографическим воспроизведением действительности, повидимому, устраняет самую возможность подобного вопроса; но когда для будущих поколений она очутится в такой же далекой перспективе, как для нас древность, от доисторической до средневековой, когда синтез времени, этого великого упростителя, пройдя по сложности явлений, сократит их до величины точек, уходящих в глубь, их линии сольются с теми, которые открываются нам теперь, когда мы оглянемся на далекое поэтическое творчество—и явления схематизма и повторяемости водворятся на всем протяжении“ [41].

Материалы для табулятуры сказки

Так как мы могли рассмотреть только функции действующих лиц и должны были оставить в стороне все другие элементы, то здесь мы даем список всех элементов волшебной сказки. Список не вполне исчерпывает содержания каждой сказки, но большинство укладывается в список целиком. Если представить себе данную ниже таблицу исполненной на одном листе, то чтение по горизонтали не всегда дает ту последовательность, какая имеется в сказке. Это возможно лишь по отношению к функциям в целом. Но в этом и нет необходимости. При выписывании точного текста сказки под рубрику, каждая рубрвка (при чтении материала по вертикали) дает чрезвычайно наглядную картину и может быть изучена совершенно самостоятельно. Выписанные тексты могут быть известным образом распределены, и таким образом выделяются типические формы. Сопоставление материала каждой рубрики дает возможность изучить трансформации, метаморфозы каждого элемента. Если к каждому случаю прибавить обозначение народа, у которого он имеется, а также; время и место записи, то изучение может быть поставлено еще более точно и широко.

Таблица /,—Hачальная ситуация

1.Временно - пространственное определение (״в некотором цар-

стве״).

2. Состав семьи:

a) по номенклатуре и положению,

b) по категориям действующих лиц (отправитель, искатель и пр.).

3. Бездетность.

4—5. Молитва о рождении сына:

4) форма молитвы,

5) мотивировка молитвы.

6. Чем вызвана беременность:

a) намеренная (съедена рыба и пр.),

b) случайная (проглоченная горошинка и пр.),

c) насильственная (девушка похищена медведем и пр.).

7. Формы чудесного рождения:

a) от рыбы и воды,

b) из очага,

c) от животного,

d) иначе.

8. Пророчества, предвещания.

9. Предзавязочное благополучие;

a) фантастическое,

b) семейное,

c) аграрное,

d) в иных формах.

10—15. Будущий герой:

10) номенклатура, пол,

11) быстрый рост,

12) связь с очагом, пеплом,

13) духовные качества,

14) озорство,

15) прочие качества.

16—20. Будущий ложный герой (I вида—брат, сводная сестра):

16) номенклатура, пол,

17) степень родства с героем,

18) отрицательные качества,

19) духовные качества сравнительно с героем (умники),

20) прочие качества.

21—23. Спор братьев о первенстве:

21) форма спора и способ решения,

22) вспомогательные элементы при утроениях,

23) результат спора.

Таблица II.— П одготовительная часть 24—26. Запреты:

24) персонаж-выполнитель,

25) содержание, форма запрета,

26) мотивировка запрета.

27—29. Отлучки:

27) персонаж-выполнитель,

28) форма отлучки,

29) мотивировки отлучки.

30—32. Нарушение запрета:

30) персонаж-выполнитель,

31) форма нарушения,

32) мотивировка.

33—35. Первое появление вредителя:

33) номенклатура,

34) способ включения в ход действия (является со стороны),

35) особенности внешнего появления (прилетает сквозь потолок). 36—38. Выспрашивание, выведывание:

36) чем мотивируется:

a) вредителя о герое,

b) наоборот,

c) иначе,

38) вспомогательные элементы при утроениях.

40—42. Выдача:

40) персонаж-предатель,

41) формы ответа вредителю (или неосторожный поступок), ·а) формы ответа герою,

b) иные формы ответа,

c) выдача благодаря неосторожным поступкам,

42) вспомогательные элементы при утроении.

43. Обманы вредителя:

a) путем уговоров,

b) применение волшебных средств,

c) иначе.

44. Предварительная беда при обманном договоре:

a) беда дана,

b) беда вызвана самим вредителем.

45. Реакция героя:

a) на уговоры,

b) на применение волшебных средств,

c) на иные поступки вредителя.

. Таблица III.—3 а в я 3 к а

46—51. Вредительство:

46) Персонаж-выполнитель,

47) форма вредительства (или обозначение недостачи),

48) предмет воздействия вредителя (или предмет недостачи),

49) собственник или отец похищенного (или лицо, осознавшее недостачу), недостачи или мотивировка отсылки),

50) мотивировка и цель вредительства или форма осознания.

51) формы исчезновения вредителя.

(Пример; 46—змей, 47—похищает, 48—дочь, 49—царя, 50—для насильственного супружества, 51—улетает.—При недостачах: 46— 47—недостает, нехватает, нужен, 48—золоторогий олень, 49—царю, 60—чтобы извести героя).

52—57. Соединительный момент (В):

52) персонаж-посредник, отправитель,

53) форма посредничества,

54) к кому обращено,

55) с какой целью,

56) вспомогательные элементы при утроении,

57) как посредник узнает о герое (§).

58—60. Вступление в сказку искателя, героя:

58) номенклатура.

59) форма включения в ход действия,

60) внешние особенности появления.

61. Форма согласия героя.

62. Форма отсылки героя.

63—66. Сопровождающие его явления:

63) угрозы,

64) обещания,

65) снабжение в дорогу,

66) вспомогательные элементы при утроениях.

67. Отправка героя из дома.

68—69. Цель героя:

68) цель, как действие (отыскать, освободить, выручить),.

69) цель, как предмет (царевну, волшебного коня и пр.),

Таблица IV.—Дарители

70. Дорога от дома до дарителя.

71—77. Дарители:

71) способ включения в сказку, номенклатура,

72) жилище,

73) облик,

74) особенности внешнего появления,

75) другие атрибуты,

76) диалог с героем,

77) угощение героя.

78. Подготовка передачи волшебного средства:

a) задачи,

b) просьбы,

c) схватка,

d) иные формы. Утроения.

79. Реакция героя:

a) положительная^

b) отрицательная.

80—81. Снабжение:

80) что дается,

81) в какой форме.

Таблица V,—От вступления помощника до конаа первого хода

82—89. Помощник (волшебное средство):

82) номенклатура,

83) форма вызова,

84) способ включения в ход действия,

85) особенности появления,

86) облик,

87) первоначальное местонахождение,

88) воспитание (укрощение) помощника,

89) мудрость помощника.

90. Доставка к месту назначения. ־

91. Формы прибытия.

92. Аксессуары места нахождения предмета поисков:, а) жилище царевны,

b) жилище вредителя,

c) описание тридесятого царства.

¾3 -97. Второе появление вредителя:

93} способ включения в ход действия (отыскан и др.),

94} облик вредителя,

95) свита,

96} особенности внешнего появления,

97) диалог вредителя с героем.

98—101. Второе (при недостачах — первое) появление царевны (объекта поисков):

98} способ включения в ход действия,

99) облик,

100} особенности внешнего появления (сидит на взморье и др.), 101) диалог.

102—105. Борьба с вредителем:

102} место боя,

103) до боя (выдувание тока и др.),

104) формы боя или борьбы,

105) после боя (сожжение тела).

106—107. Клеймение:

106} персонаж,

107) способ.

108—109. Победа над вредителем:

108} роль героя,

109} роль помощника. Утроения.

110—113. Ложный герой (второго вида—водовоз, генерал):

110} номенклатура,

111} формы появления,

112} как держит себя во время боя,

113} диалог с царевной, обманы и пр.

114—119. Ликвидация беды или недостачи:

114} запрет помощника,

115} нарушение запрета,

116} роль героя,

117} роль помощника,

118} способ,

119) вспомогательные элементы при утроении.

120. Возвращение.

121—124. Погоня:

121} формы извещения вредителя о бегстве,

122} формы погони,

123} извещение героя о погоне.

124} вспомогательные элементы при утроении.

125—127. Спасение от погони:

125} спаситель,

126} формы,

127} гибель вредителя.

От нового вредительства (А1 или A2 и т. д.) до прибытия—повторение предыдущего, те же рубрики.

Таблица VII.—YI родолжение второго хода

128. Неузнанное прибытие:

a) домой с вступлением в услужение,

b) домой без вступления в услужение,

c) к другому царю,

d) другие формы укрывательства и пр.

129—131. Необоснованные притязания ложного героя:

129) персонаж-выполнитель,

130) формы притязания,

131) приготовления к свадьбе.

132—136. Трудная задача:

132) персонаж, задающий ее,

133) чем задача мотивируется задающим ее (болезнь и др.),

134) чем мотивируется задача на самом деле (желание отличить ложного героя от истинного и пр.),

135) содержание задачи,

136) вспомогательные элементы при утроениях.

137—140. Решение задачи:

137) диалог с помощником,

138) роль помощника,

139) форма решения,

140) вспомогательные элементы при утроении.

141—143. Узнавание:

141) способ вызова истинного героя (устройство пира, обход нищих),

142) форма появления героя (на свадьбе и пр.),

143) форма узнавания.

144—146. Обличение:

144) персонаж-обличитель,

145) способ обличения,

146) чем вызвано обличение.

147—148. Трансфигурация:

147) персонаж,

148) способ.

149—150. Наказание:

149) персонаж,

1501 способ.

151. Свадьба.

Дальнейшие приемы анализов

1) Анализ простой одноходовой сказки разряда Б—II, вида: похищение человека.

72. Царь, три дочери (i). Дочери гуляют (е3), опаздывают в саду (Ь1). Змей похищает их (А1). Клич (В1). Поиски трех героев (С׳М. Три боя со змеем (Б1—П1), избавление девиц (Л4). Возвращение (ф), награждение (с°).

е3 b1 A1 B1 C t B1-O1 Л* ф с°

2) Анализ простой одноходовой сказки разряда 3—Р, вида: изгнгние на воду, высадка (А10).

138. Купец, купчиха, сын (i). Соловей предвещает, что родители будут унижены сыном. (Предвещание. Табл. 1 № 8. Служит мотивировной вредительства). Родители кладут спящего мальчика на лодку и выпускают ее в море. (A10T). Корабельщики везут его с собой (R2). Прибывают в Хвалынск (замена три-десятого царства). От царя задача: отгадать, о чем кричат вороны у царского двора и отогнать их (3). Мальчик задачу решает (Р), женится на дочери царя (O)1 едет домой (ф), по дороге на ночлеге узнает родителей (узнавание).

г3 A10 t R2 3—P С* ф У

Примечание: мальчик решает задачу потому, что от рождения знает птичий язык. Здесь пропущен элемент Z1-передача волшебного свойства. Следовательно, отсутствует и помощник, атрибуты его (мудрость) переходят на героя. Сказка сохранила рудимент этого помощника: соловей, вещавший об унижении родителей, улетает с мальчиком, садится ему на плечо. Однако, в ходе действия он не принимает участия.—По дороге мальчик дает доказательство мудрости, предсказывая бурю и приближение разбойников и тем спасая корабельишка. Это — атрибут мудрости, дополнительно развернутый эпически.

3) Анализ простой одноходовой сказки без Б—П и 3—P вида: убиение.

137. Поп, попадья, сын Иванушка, дочь Аленушка (1). Аленушка уходит в лес за ягодами (C3-OTflyHKa). Мать приказывает взять с со-

бой братца (б2—приказание). Иванушка собирает больше ягод, чем Аленушка (мотивировка вредительства). ״Давай, я поищу у тебя в головке“ (уговоры вредителя—M). Иванушка засыпает (gJ). Аленушка убивает брата (А14—убиение). На могиле вырастает тростинка (появление волшебн. средства из земли—ZV1). Пастух ее срезывает и делает дудку (§). Дудка играет и выдает убийцу (обличение). Песня повторена 5 раз в различной обстановке. По существу это—жалобная песнь (В [42] [43] ), ассимилировавшаяся с обличением. Родители изгоняют дочь (наказание).

е3 b2 H gi A [44] ZVi [0־]Н

4) Анализ двух-ходовой сказки при одном вредительстве. Разряд Б—П, вид: похищение человека.

74. I. Человек, жена, два сына, дочка (I). Братья, уходя на работу, просят сестру принести им завтрак (е1 б2), дорогу в поле закладывают стружками (этим выдают сестру змею w1). Змей перекладывает стружки (г3), девушка идет в поле с завтраком (Ь3) идет по неверному пути (g3). Змей ее похищает (А1). Поиски братьев (СД־)· Пастухи: съешьте моего самого большого вола (Д1). Братья этого не могут (Г neg.) Змий: съешьте двенадцать волов и проч. (Д1), следует Г!!eg. Братья брошены под камень (Z contr.).

II. Рождается Покатигорошек. Мать рассказывает о беде (В4). Поиски (С4!׳). Пастухи и змий—как выше (Д1Г1—испытание остается для хода действия без последствий). Бой со змеем и победа (Б1—П1). Избавление сестры и братьев (Л4). Возвращение (ф).

Притязания ложных героев (Ф). Царевны требуют колец (3). Иван посылает полученные кольца (Р). Царевньг все же не узнают героя (У neg.). Он пролезает через уши коня (П), срывает с дома крышу (N—вызвано тем, что герой не узнан). Все трижды. После третьего раза Сученхо накидывается на Полянина и бросает его с полета об земь (Н). Невеста узнает жениха (У). Тройная свадьба (С*).

Схему см. ниже на стр. 144. В срывании крыши можно видеть рулиментарную форму особой функции: герой подает о себе весть. Эта функция в пределах нашего материала в чистом виде не встречается. Одна из ее форм—бросание кольца в кубок, после чего наступает узнавание.

6) Анализ сложной пятиходовой сказки с переплетением ходов. Первый ход разряда—3—Р, вида: поиски невесты, 2-ой ход без Б—П и 3—P вида: членовредительство, 3-ий—тот же разряд, вида: отнятие помощника, 4-ый тот же разряд, вида: поиски невест, 5-й тот же разряд, вида: вампиризм.

116 L Царь, царица, сын (1). Родители поручают сына дядьке Катоме (будущий помощник—Z1)', умирают (еа). Сын хочет жениться (а1). Катома показывает Ивану портреты (§), под одним надпись: ״Коли кто задаст ей загадку, за того пойдет замуж". (Задача, перенесенная в соединительный момент). Выход из дома (Сф). По дороге загадка придумывается Катомой (предварительное решение—*P). Kaтома решает за Ивана еще две задача (3—Р). Свадьба (С*).

И. Царевна после венчания пожимает руку Ивана, узнает его слабость, догадывается о помощи Катомы (§). Они едут гулят (е3— отлучка). Царевна ״улещивает“ Ивана (г3), он поддается ее ласкам (g3). Она велит Катоме отрубить руки и ноги (А6—членовредительство) и выбросить его в лес.

III. У Ивана насильствёно отнят помощник (А11), сам он должен пасти коров.

IV. (Сказка следит за Катомой). Безногий Катома встречает елепого (Zg —появление помощника и предложение услуг. Для данного хода Катома—герой). Они поселяются в лесу, замышляют похитить купеческую дочь (а1), отправляются (С f), слепой несет безногого (Ra), они похищают купеческую дочь (Л1), возвращаются (ф). Их преследуют, они спасаются бегством (Пр1—Cn1).

V. Ведьма по ночам сосет груди девицы (А13—вампиризм). Они замышляют девицу спасти (С). Схватка с ягой (Д־—Г9). Девица избавлена (Л4).

II. (Развитие). Ведьма указывает героям целебный колодец (Zi). От воды они выздоравливают (Л5—Ликвидация ущерба применением волшебного средства: Катоме возвращены руки и ноги, слепому—глаза).

IV. (Конец) Слепой женится на девушке (С*).

III. (Развитие) Герои отправляются выручать царевича (Сф) Катома вновь предлагает свои услуги Ивану (Z9)1 его освобождают от унизительной службы (Л4). Мирное продолжение брака Ивана и царевны (с3).

7) Анализ много-ходовой сказки. Первый ход разряда без Б—Пи без 3—P вида: изгнание и подмена, второй ход—соединение в одном ходу Б—П и 3—P и т. д.

67. I. Король, сын (i). Король ловит лешего, леший просит сына его отпустить (просьба пленника с предварительной поимкой *Д4). Царевич его выпускает (Г*—выполнение). Леший обещает свою помощь (Za). Царевича изгоняют (А8), дают с собой дядьку (появление вредителя). Они идут (-4ן), по дороге дядька обманывает царевича (г3—g3), отнимает у него одежду и выдает себя за царского сына (Aj2). Царевич и дядька неузнанными прибывают к другому царю, царевич в поварах (°). (Опускаем незначительный эпизод, не имеющий отношения к нити рассказа).

II. Является леший, его дочери дают царевичу скатерть, зеркальце и дудочку (Z1). Царевна ״примечает“ царевича (не функция, не узнаванне, но подготовка его). Змей требует царевну (А16). Клич (В1). Отправка королевича и дядьки (Сф). Является леший, дарит силу, коня, меч (ΖΪ). Бой со змеем (Б1—П1) Царевна избавлена (Л4). Возвращение (ф). Царевна на глазах у всех целует королевича (Руди1(1ент метки К). Дядька требует царевну (Ф). Царевна прикидывается больной, требует лекарства (задача).

Ill—IV. Требование лекарства вызывает новый ход, т. е. мы имеем случай двойного значения. Царевне нужно лекарство (a6 Bs). Царевич и дядька отправляются на корабле (Сф). IV. Дядька топить царевича (А14). Зеркальце дает знак тревоги (В4), царевна отправляется его спасать (Сф). Леший дает ей невод (Z1). Она вытаскивает королевича (оживление Л8), возвращается (ф), все рассказывает (обличение и узнавание). Расстрел дядьки (наказание). Свадьба (С*).

8) Пример анализа сказки с двумя героями.

92. I. Солдатка, чудесное рождение двух сыновей и пр. (i). Они хотят иметь коней (а8), прощаются (В3), отправляются (Сф). Старичок их выспрашивает (Д3 Г5)‘ дарит коней (Z1). До этого два продажных коня на рынке оказались негодными (утроение).

И. То же, добыты сабли.

III. Братья уходят из дома (ф), расстаются при столбе, передача платочка (<s). Судьба первого брата: он едет (Rs), попадает в чужую землю, женится на царевне (C*). В седле он находит пузырек с живущей и целющей водой (Z5—относится уже к одному из следующих ходов).

IV. Второй брат узнает, что змей мучает царевну (А18 В4), еледует Сф, три боя, перевязанная рана в третьем бою (Б1 K1 П1), освовождение царевны (Л1). Царь высылает водовоза собрать кости царевны (появление ложного героя). Он выдает себя за победителя (Ф). После третьего боя герой приходит во дворец (§), его узнают по перевязанной ране (У), ложный герой обличается (О). Наказание, свадьба (НС*).

III. (Продолжение). Другой брат идет на охоту (отлучка героя—е3). Прекрасная девушка начинает его завлекать (обман вредителя г3). Он

поддается (g3), она превращается в львицу и пожирает его. (А1*— убиение. Одновременно служит преследованием к предыдущему ходу. Львица — сестра змея). Платок дает знак беды (В1). Брат отправляется (Сф). Езда на коне (R2). Обман львицы, герой не поддается (г3—g3 neg). Он убивает змеиху (П5). Она отрыгивает брата, он его оживляет (Л8). Львицу прощают (Н neg). Возращение обоих братьев (ф). Впоследствии львица губит обоих (A=N).

I-IL a2 B3 C I4 D2 Г5 Z1 = Л. ф.

III. R2 С*.. Z5 А» B4 C ф R3 № Л8 Hneg.

.. A18 B4 ф Б1 K4 П 1 Л1 Ф У О H С*Мы выписали половину нашего материала. Спрашивается: нужно ли выписывать остальную? Читатель нам поверит, что новый материал ничего не прибавляет, а исследователь убедится в этом, если будет продолжать анализы сам.

Примечания к отдельным схемам.

50. Эта сказка довольно сложна. Дадим полный анализ ее. 50.

I. Царь, царица, сын (i). Конюх предупреждает (§): родится сестра, будет страшная ведьма, съест отца и мать и всех подначальных людей (Axvl1, угроза каннибализма через родственников). Иван просится погудят и отпускается (В3), бежит (ф), встречает двух старых швей: ״Вот доломаем сундук иголок и зашьем сундук ниток, тотчас и смерть придет“ (беспомощное положение без просьбы—д7). Герой ничего для них не может сделать (rneg). Они ему ничего не дарят (Zneg.). Тоже происходит с Вертодубом, выворачивающим, последние дубы, и с Вертогором выворачивающим последние горы. Иван прибывает к Солнцевой сестрице.

II. Иван грустит (§). Солнцева сестрица трижды выспрашивает его (B3-W3) 2-j-1. Его тянет домой (а6), она его отпускает (В3), дает щетку, гребенку, два моложавых яблока (Z). Он уходит (ф). Вновь встреча с Ветрогором, Вертодубом и швеями. Он дарит им щетку, гребенку и яблоки (щетка=новые горы, новая жизнь для Вертогора, гребенка=новые дубы, яблоки = молодость старухам. Оказанная услуга—Г7). Старухи дарят ему хусточку (Z1). Иван прибывает домой.

III. Сестра: поиграй на гуслях (обманный уговор — г1). Мыши предупреждают (§): она пошла зубы точит (AxvH). Иван не поддается обману (g3neg), бежит (ф). Ведьма догоняет (преследование— Пр1). Вертодуб ставит дубы, Вертогор горы, хусточка превращается в озеро (спасение через препятствие—Cn2). Он прибывает к ״Сестре“. Змеиха: пусть Иван-царевич идет на весы, кто кого перевесит (Б4) Весы дают Ивану превосходство (П4). Он навсегда остается у Солнцевой сестры (рудиментарная форма брака—с*).

51.»Волга и Вазуза*—сказка иного класса.

53. То же строение, что и сказки № 52. Второй ход отсутствует.

55. То же.

57. I = 56 I.

58 = 52.

59 II. Более сложный случай.

II. Девушка, чудесная куколка (i). Она идет в город, поселяется у старушки. (Неузнанное прибытие о). Старуха покупает ей льну (Z4), из него она прядет необычайно тонкую пряжу (см. ниже). Кукла за ночь изготовляет ей ткацкий станок (Z3). Она ткет необычайное полотно (см. ниже). Старуха несет полотно к царю (§). Он приказывает сшить сорочки той, кто пряла и ткала (Задача). Девушка шьет сорочки (решение). Царь посылает за девушкой (§), свадьба и водарение Василисы (С**). Случай этот на первый взгляд не совсем ясен.

Очевидно, однако, что йряжа, тканье я шитье—утроение одного элемента. Шитье—решение царской задачи. Что поручение шить сорочки действительно трудная задача, видно, между прочим, из того, что никто не берется их шить, и тогда царь объявляет через старуху: ״Умела ты напрясть и соткать такое полотно, умей из него и сорочки сшить“. Следовательно, пряжа и тканье также решение задач, но самая задача опущена. Это—случай предварительного решения (*Р). Сперва идет решение, а затем и задача. Это, между прочим, видно из слов девушки:.Я знала, что эта работа моих рук не минует“. Она предвидит задачу. Покупка льна и изготовление станка отнесены к передаче волшебных средств. Правда, в льне нет ничего волшебного, но он—средство к выполнению задачи. Станок в большей степени носит волшебный характер. Третья задача решается без предверительного получения каких либо средств, но можно предположить, что здесь пропущена передача какой либо (очень тонкой и пр.) иглы. Далее, мы видим, что в этом ходу как будто нет завязки. Но все действие исходит из ситуации: у царя нет жены. Словами она не упоминается, но действия Василисы все диктуются этой ситуацией. Она обладает даром предвидения, и покупка льна и пр. вызвана ее стремлением к царю-жениху. Если этот элеменент обозначить знаком а1, то схема даст:

(Z3— * P ו [a1] I Z4- * P I C**.

\-3-Pj

60—11. Ds8 условно обозначена борьба с кобылицей. Укрощение коня обычно не является функцией (см. табл. V № 88), здесь оно использовано, как D, подготовляя Z—передачу жеребцов—помощников.

65—I. Брат зовет сестру на перины. Условно обозначено Пр — без отнесения к виду. Действие куколок, под пение которых девушка погружается в землю, условно обозначено Cn4-спасение через спрятывание.

67. Сказка эта проанализирована выше. Она не включена в схему, так как внесение в схему сказок с Б—П и 3—P в одном ходу создает пестроту, в которой с первого взгляда трудно разобраться.

68. Два незначительных эпизода не включены в схему, элементы Пр—Cn сильно спутаны, не отнесены ни к какому виду.

70. Более сложный случай.

Купеческая дочь—невеста царя (i распространено эпически). Она едет к королю (е3). Служанка усыпляет невесту (г2— g2), выкалывает глаза (Ав). Неузнанное прибытие, девушка у пастуха (°). Невеста просит пастуха купить ей шелку и бархату, она вышивает чудесную корону (Z®), при помощи короны выманивает глаза (Л3). Девушка за ночь вдруг просыпается во дворце (Т2). Царь видит дворец, зовет девушку в гости (§). Служанка велит жандармам засечь ее. (Прв—исполнение ассимилировано с А13, приказано принести сердце)

Старик хоронит останки, из них вырастает сад. (Cn6—через превращение). Служанка-царица велит рубить сад. (Пр6). Сад окаменевает. (Cn6J. Является мальчик (ex machina) и выманивает у царицы сердце при помощи горьких слез. (Л3=Сп). Девушка вдруг является (текст не совсем ясен, во всяком случае Л8). Следует узнавание (У) и обличение (О),—невеста все расказывает. Наказание, свадьба.

Из трех преследований последнее ассимилировалось с А13—Л3.

76. IV. Ход содержит и Б—П и 3—P по схеме:

а1 с [ν-ηψ {IZphS.

а׳ здесь ассимилировалось с А16. Герой с угрозой требует себе царевну, как это обычно делает змей.

87. Более сложный случай, приведем его целиком.

I. Мужик и три сына (i). Старший отправляется к купцу служить в батраках, но не выдерживает и возвращается. Этот чисто бытовой мотив может быть рассмотрен, как деформация службы у Яги. Сравни службу Правды у купца и друг. Обозначаем—Д Г, не обозначая вида. Младший спасается хитростью. (Г—усыпленный петух). Батрак поназывает свою силу на быке (N). Купец боится батрака (мот.). У него якобы пропала корова (а6), он посылает батрака (В2), тот отправляется (С ф), ловит медведя (Л7), возвращается (ф).

II. Купец еще больше боится (мот.), посылает батрака за деньгами, будто бы отданными чертям (а5 В2), тот отправляется (Сф). Три состязания с чертями (Б2—П־). Добыто много денег (Л1—с деталями), возвращение (ф). Купец с женой бежит от батрака, батрак хитрым образом следует за ним. (Юмористическое обращение: бежит не герой, а вредитель, герой преследует. (Сп—Пр). Батрак убивает купца (Н), берет себе его имущество (с°).






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных