Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Гуманитарные модальности




Эгрегориальная модальность. Следующая модальность — эгрегориальная. Она не относится к числу базисных, но в человеческих взаимодействиях очень важна. Когда человек что-то говорит или делает, он может иметь в виду, что он это делает как бы от себя лично, а может подразумевать, что он делает это, например, в интересах своей семьи, или в интересах пары, то есть стоять на позиции: «Я делаю это для нас двоих». И это совсем другое, чем если он это делает для себя. Можно что-то делать в интересах семьи, можно что-то делать в интересах истины, в интересах Вселенной, если хотите, или, более скромно, в интересах своей фирмы, своего рода, своего города, своего народа, человечества. Вот ученый — он трудится, открывает законы природы, затем внедряет свое открытие — в чьих интересах он трудится? Тут надо смотреть. Если он имеет в виду внедрение своего открытия в рамках своей страны, в целях повышения ее конкурентоспособности, то значит он служит эгрерору своего государства. Если он не имеет в виду брать патент, а открывает истину для всех — как, например, открывал Ньютон закон тяготения — он трудится на эгрегор человечества в целом. Так вот, эти модальности служения, как правило, человеком подразумеваются, осознаются им лишь наполовину или не осознаются вовсе, но всегда очень выразительно окрашивают то, что с ним происходит. В простейшем варианте можно различать две основные эгрегориальные модальности, которые можно назвать личной и общесоциальной, или субъективной и объективной.

Объективная модальность, особенно с претензией на истину, иногда жутко обидна. Представьте, вы говорите своему знакомому: «Мне не нравится, как ты сегодня выглядишь!» Это субъективная модальность. Но вы можете сказать и по-другому: «Как ты сегодня плохо выглядишь!» Слова, вроде бы, почти те же самые, а модальности — противоположные. Когда вы говорите: «Как ты сегодня плохо выглядишь», — это значит, что человек объективно плохо выглядит, и с этим согласится любой, кто бы на него ни посмотрел, — другими словами, ваша фраза построена так, как будто через ваши глаза и уста смотрит и глаголет все человечество. И вы тем самым наносите человеку мощный удар. По моим наблюдениям, многие межличностные конфликты связаны с тем, что люди очень не любят употреблять субъективную модальность вместо объективной, когда по сути, стоило бы это сделать. Особенно это распространено в этических вопросах, когда другой человек говорит вам, что ему не нравится, как вы поступили, но выражает это не лично, а как бы глазами широкой общественности, человечества в целом или даже Бога, сотворившего Вселенную. Такому человеку хочется задать вопрос: «А что, у тебя есть претензии на то, что ты все знаешь, все видишь насквозь, в том числе все хитросплетения мировой кармы и моей личной судьбы, если ты берешься судить о том, что перед глазами Божественной этики я веду себя не так?» Можно сказать другому человеку: «Ты поступил плохо», — если вы глубоко вошли в обстоятельства жизни этого человека, видите его насквозь, видите все особенности его кармы и можете выступать в роли практического духовного учителя на уровне Будды. Обычно, однако, говоря эти слова, человек имеет в виду нечто гораздо меньшее, а именно, что ему не нравится то, что вы сделали. Но, как правило, он выражает это неадекватно, и говорит так, словно через него транслируется мировая мудрость. Это всего лишь маленький поворот фразы, но вы подсознательно понимаете этот акцент очень четко, обижаетесь, и, главное, перестаете его воспринимать как адекватное лицо. Кто он, в самом деле, такой, чтобы говорить вам всякие гадости от имени всего человечества или даже Бога?

Еще пара гуманитарных модальностей — это прямая и косвенная модальности. Типичный пример — извинение. Есть люди, и их довольно много, которые органически не умеют извиняться. Точнее, они вам скажут, что не умеют, а на самом деле они это очень не любят и не хотят этого делать. И в какую бы неприятную для себя ситуацию такой человек ни попал, как бы она ни требовала извинений, из него слов «Извините, я был неправ!» — не вытянешь никакими силами. Кстати, американские социологи проводили исследование, какую фразу мужчина и женщина произносят с наибольшим для себя трудом, с наибольшими моральными издержками. И для мужчин это оказалась именно эта фраза: «Извините, я был неправ». И тогда идут в ход косвенные извинения, которые порой бывают ужасно забавными. Человек совершенно меняет тон, он начинает говорить подобострастным голосом и каким-то образом косвенно пытается загладить свою вину. Типичный ход — он начинает говорить с вами об обстоятельствах вашей личной жизни: «Как там твоя жена поживает?» — или что-нибудь в этом роде. Прямо он извиниться не может, но зато меняет свое поведение в целом, ясно давая вам понять, что дает задний ход.

Все мы в социальном общении в том или ином виде выступаем во всевозможных ролях, но те роли, которые для нас наименее приемлемы, мы играем косвенным образом. И это для профессионального психолога очень важный момент. Глядя на то, что человек делает подчеркнуто косвенно в ситуациях, когда это надо было бы сделать прямо, психолог может многое сказать о том, что происходит в подсознании.

Свободновынужденно. Каждый человек, находясь в той или иной ситуации, подсознательно или полусознательно ощущает: он делает вынужденные ходы (вынужденно отвечает, реагирует, действует), так как ситуация ставит его в безвыходное положение, и тем оправдывает его поведение. И эта вынужденность его как бы морально раскрепощает, то есть он позволяет себе такие вещи, которых он себе обычно не позволит. С другой стороны, у каждого человека бывают состояния, когда он субъективно, психологически ощущает себя свободным, и это состояние во всех отношениях отличается от вынужденного. Вот типичный пример из сферы межличностных отношений.

Жена наседает на мужа, требуя от него чего-то такого, что, он чувствует, делать никак нельзя. Она говорит: «Ну, возьми отгул завтра на работе!» Он ей объясняет (или не объясняет, зная, что безнадежно), что завтра на работе ответственная встреча, от которой многое зависит, и никак завтра отгул брать нельзя. А она нажимает, у нее есть какие-то свои причины, какие-то родственные обстоятельства, то, се. Возникает некоторое напряжение, однако она на него продолжает давить, не обращая внимания на тонкие сигналы, которые он ей дает, и которые обозначают, что она согласия не получит. Кстати говоря, обычно в таких ситуациях грубость сразу в ход не идет. Сначала обычно идут тонкие сигналы, особенно от физического тела, на лице появляется определенная мимика, в движениях обнаруживается жесткость, меняется поворот шеи, она закрепощается и т. д. Однако жена не обращает внимания на эти тонкие сигналы, идущие от мужа, она в своем потоке. И в конце концов, выведенный окончательно из терпения ее настырностью, он ей в какой-то момент говорит: «Знаешь, что я тебе скажу? Ты дура!»

Такие сцены могут повторяться. Они могут повторяться раз в неделю, могут — два раза в неделю. Потом она придет к терапевту или просто будет жаловаться подруге, что муж ее ни в грош не ставит, дурой считает. А на самом деле, считает он ее дурой? Нисколько. Особенность ситуации заключается в том, что слова «Ты — дура» — это его вынужденная защита. Он знает, что когда он это скажет, она все-таки отвяжется. То есть он это говорит, находясь в вынужденной модальности, как бы в ответ на ее слова, в ответ на ее поведение. Он совершенно не имеет в виду, что она вообще дура, но объяснить ей это практически невозможно, и если он начнет ей это объяснять, то она не поймет. Это может объяснить человек со стороны, профессиональный психотерапевт, и то ему для этого придется потратить очень много сил, потому что слова-то повторяются, образ создается, и пробиться сквозь этот образ очень трудно.

Следующие важные психологические модальности это модальности просьбы, требования и приказа. У большинства людей, кто попроще, такой модальности как просьба вообще не существует, то есть прямое проявление их воли выглядит обычно как требование или как приказ. Но фактически этот человек иногда имеет в виду (внутренне), что он просит, однако его просьба внешне выглядит как требование — например, слово «пожалуйста» в определенных кругах не употребляется. Когда такой человек действительно требует — это приказ, а если это приказ, он еще поорет, или кулаком по столу ударит. Но это не значит, что у него внутри нет правильной иерархии этих модальностей. Она есть у каждого человека, каждый человек в какие-то моменты своей жизни просит и даже униженно просит — а вот как это внешне выражается, за этим стоит понаблюдать.

Обидаблагодарность. У разных людей существуют очень разнообразные средства выражения того и другого, и путаница здесь бывает очень большая. Подумайте об этом сами.

Жалобахвастовство. Рассказывают такую историю. Одна молодая женщина, выходя замуж, сказала: «Меня никто, кроме мужа, не целовал!» На что ее старшая подруга спросила: «А это ты что — жалуешься или хвастаешь?» И действительно, несмотря на то, что жалоба и хвастовство по своему смыслу, казалось бы, противоположные вещи, тем не менее в жизни, в бытовых ситуациях часто человек по виду-то жалуется, а на самом деле (психологически) хвастается. И для психолога путаница человека в этих модальностях — тоже признак большого неблагополучия и того, что в его подсознании недалеко скрывается существенная проблема.

Модальности тонких планов

И, наконец, рассмотрим модальности тонких планов. Эта тема в действительности весьма актуальна, и не в последнюю очередь потому, что к терапевту часто приходят люди эзотерически, оккультно продвинутые. И они видят такие вещи, которые сам терапевт не видит и даже не подозревает, что они существуют. Я помню, у меня училась астрологии одна дама — профессиональный психотерапевт, причем работала она с сумасшедшими. Попутно с астрологией я рассказывал кое-что об эзотерике. Она примерно год у меня проучилась, а потом сказала, что стала гораздо лучше понимать своих пациентов, когда, например, они приходят к ней, смотрят заботливыми глазами и говорят: «Вы знаете, дорогая, у вас сегодня ментал сильно перекошен». Но кроме этого, кроме чисто практического, так сказать, приложения, давно (и не только мной) замечено, что эзотерическая премудрость, тайное знание, будучи переложено на психологический язык, дает ему очень многое. И вот я сегодня попытаюсь одну из этих тем для вас раскрыть.

Я расскажу вам о модальностях тонких планов. Те, кто читал мою книгу «Возвращенный оккультизм, или Повесть о тонкой семерке» или «Тонкие тела» из серии «Каббалистическая астрология», те, наверное, лучше поймут то, что я буду рассказывать. Но я буду рассказывать так, как будто бы вы этих книг не читали.

 

В эзотерике существует деление человека как единого существа, оккультного организма, на семь тонких тел. Соответственно, в мире (проявленной Вселенной) рассматриваются семь тонких планов. Сверху вниз, то есть от более тонких к более плотным, они называются так:

атманическое тело (Атман — это индивидуальный дух);

буддхиальное тело (иногда говорят буддхическое; буддхи — это высший разум на санскрите);

каузальное тело (еще его называют причинным);

ментальное тело;

астральное тело;

эфирное тело;

физическое тело.

Таким образом, у каждого человека есть семь тонких тел, а в мире есть семь соответствующих планов. И в каждый момент времени точка сборки человека, то есть его центр восприятия, находится на одном из этих семи планов. В зависимости от этого, то есть от того, в каком состоянии человек находится, он совершенно по-разному воспринимает мир и выражает себя. И правильно понять человека, не понимая, какая из модальностей тонких планов в данном случае у него активна, совершенно невозможно.

Я сейчас вам попытаюсь описать эти модальности, а потом мы с моей ассистенткой разыграем маленькую сценку, и вашей задачей будет определить, кто из участников в какой модальности находится. Поэтому слушайте внимательно.

Атманическое тело. Если сказать совсем коротко, то атманическое тело — это вместилище индивидуального духа. Во внутренней жизни — это главный и единственный идеал человека, который пронизывает все его ценности и, в идеале, все его жизненные события и процессы. Во внешней жизни это то, что называется «жизненная миссия» или, по-русски, судьба, то есть та общая идея, которая охватывает все стороны жизни человека, все события, все его ценности и все жизненные программы и соединяет их воедино.

Буддхиальное тело — в нем находится то, что мы называем словом «идеалы» или «ценности». Сюда относятся добродетели и пороки, то есть положительные и отрицательные душевные качества, а также жизненные позиции человека — это в плане его внутренней жизни. Во внешнем плане буддхиальному телу соответствуют все длительные жизненные программы, которые человек исполняет.

Например, это программа обучения, освоения профессии, когда ему требуется пять-десять лет, чтобы ее хорошо освоить. Или, другой пример, у женщины рождается ребенок, и вместе с ним возникает программа его выращивания и воспитания. Некоторые буддхиальные программы имеют отчетливый срок, некоторые им не ограничиваются, но все они длительны и важны для человека.

Каузальное тело — в нем в первую очередь отражаются конкретные события жизни человека, его действия, поступки, недлительные (локальные) переживания, длящиеся день, два, три. Каузальное тело это то, что наполняет нашу обыденную жизнь; на внешнем уровне — это, прежде всего, поступки, конкретные действия.

Ментальное тело — это тело мысли. Однако оно содержит не только те мысли, которые человеком осознаются. И вообще, что такое мысли, вопрос в нашей культуре еще открытый. К проявлениям ментального тела относятся наши мыслительные процессы, наши модели, наши представления, наше символическое мышление. Но кроме этого, к ментальному телу относится, например, регулирование жизни физического тела, то есть управление всей физиологией. Скажем, вы берете в рот кусок и начинаете его жевать. При этом сначала у вас во рту выделяется определенный сорт слюны, потом вы чувствуете, сколько раз вам надо прожевать ту пищу, которая вам попала в рот, потом в желудке выделяется определенный желудочный сок, в зависимости от того, что вы съели, — все это требует большой ментальной работы, хотя и неосознаваемой, но, тем не менее, нужной.

Другой пример: горнолыжник едет по склону. В каком-то смысле его ум занят: он регулирует спуск. Ученые посчитали, что если смоделировать деятельность мозга, то выбор оптимального пути по трассе по сложности существенно превосходит возможности современных компьютеров. Другими словами, сделать робота, который бы с такой же ловкостью ехал на горных лыжах, практически невозможно.

Итак, ментальное тело регулирует мышление, астральное тело связано в первую очередь с эмоциями человека, а эфирное — с его ощущениями, которые иногда называют «физическими», но это не вполне точно.

 

В каждый момент времени точка сборки человека, то его центр его восприятия, находится в одном из его тонких тел. И воспринимая любой объект, какой-то фрагмент мира, человек подсознательно настраивается на один из семи тонких планов. И оба эти момента, то есть где находится восприятие человека и куда он направляет свое внимание, обязательно должны учитываться психотерапевтом.

А теперь давайте рассмотрим модальности тонких планов более подробно.

Атманическая модальность. Когда мы можем сказать, что человек находится под преимущественным воздействием атманического тела? Это как бы харизматическое состояние, выражающееся в том, что человеком владеет некоторая моноидея достаточно абстрактного свойства, которой он полностью поглощен, то есть всего остального для него не существует. И эта идея, с его точки зрения, заменяет ему все, заключает в себе весь его мир и всю его жизнь. Через ее призму он воспринимает абсолютно все остальное. Есть люди, у которых эта моноидея достаточно четко выражена, и когда они начинают включаться в эту идею, их глаза загораются ярким светом, который воспринимается окружающими как определенная неадекватность. Все основные мировые ценности, которые в настоящий момент нам предлагает человечество, находят своих выраженных адептов. Любовь, секс, власть, деньги, страдания, жертвенность, работа, помощь другим, нигилизм, катастрофы, смерть — все эти идеи у некоторых людей настолько акцентированы, что буквально пропитывают всю их жизнь. Есть, например, люди, для которых нет в мире ничего, кроме катастроф, и они катастрофят абсолютно всегда.

Первый раз в жизни я услышал это слово — «катастрофить» — не так давно, но оно вошло в мой лексикон. Ко мне пришел как-то руководитель психологического семинара, рассказывал, что они там делают в первый день, второй, третий — «а потом, на пятый день, — сказал он, — мы катастрофили». Так вот, есть люди, которые катастрофят не только в психологической группе на пятый день, а постоянно, всегда.

Есть люди, которые всегда страдают, и заметьте, что это далеко не одно и то же. Есть люди, которые находятся в постоянном состоянии катастрофы, но при этом страдания у них на самом деле нет, это для них нормальное состояние. Есть люди, которые всегда думают о деньгах. Или есть люди — своего рода профессиональные революционеры. Им надо все разломать, и на что бы они ни смотрели, они ждут, что оно сломается, или ломают это сами.

Какова при этом цель? Когда человек находится в атманической модальности, то цель, которая им владеет, никогда не конкретна. Это цель высшая, несколько абстрактная. Это свет некоторого идеала. Как говорят идейные бабники: со всеми женщинами не переспишь, но к этому надо стремиться. И когда он об этом говорит, у него в глазах зажигается, словно прожектор, характерный атманический свет — иногда его называют харизматическим.

Обычно, когда человек находится в атманической модальности, то речь идет о тотальной организации его жизни или о человечестве в целом — ни на что меньшее человек не рассчитывает. Например, приходит ко мне незнакомый читатель, эзотерик, и рассказывает о себе: «В нашей группе пять человек. Мы занимаемся программой галактического единства». Вот это атманический план, атманическая модальность.

Для атманической цели характерно, что она, как правило, обесценивает все, что с ней прямо не связано, все, что ей не озарено. Есть, например, люди, которые считают, что главное в жизни — это любовь. Если этот взгляд поднимается на атманический план, то ситуацию, в которой любви нет, человек вообще не воспринимает. Этой ситуации для него не существует. Или, если он конструктивно настроен, он в эту ситуацию приходит, но думает только о том, что в ней любви не хватает, что надо бы этой любви добавить. А что бы нам всем не обняться, братья и сестры, и не сказать всем друг другу по очереди, как мы друг друга любим. Это работает. Некоторые терапевтические группы даже исключительно этим и занимаются. Вопрос стоит только об уровне этой работы. Здесь работает именно атманический план. Очень многие гуманитарные идеи, например, целительство «рейки», тоже идут в первую очередь по атманическому плану. Здесь действует абстрактная идея исцеления, никак не конкретизирующая ни болезни, ни целительские потоки, а действующая по простейшей схеме: положили на больного руки, и дальше исцеление идет само по себе. Вот это — атманический уровень абстракции.

Речь. Какая речь характерна для человека, который находится в атманической модальности? Для него характерна харизматическая эмоциональная насыщенность, заменяющая смысл, поскольку обычного, то есть ментального, смысла здесь, как правило, нет. Здесь есть некая абстрактная идея, которую ни в коем случае нельзя конкретизировать, а иначе человек обидится или отбросит вас в сторону. Для атманической модальности в речи характерны лозунги с определенным ключевым словом, и на этом ключевом слове делается ударение. «Мы несем любовь всему человечеству». И точка.

Теперь немного о харизме, или благодати, свойственной атманической модальности. Она бывает одновременно и подавляющего, и вдохновляющего типа. Посмотрите внимательно: она человека на что-то вдохновляет, но в то же самое время подавляет для него все остальное. И те, кого его харизма подавляет, естественно, как бы отходят в сторону и уже для этого человека не существуют. А те, кто к нему подходят — они, соответственно, вдохновляются его харизмой и некоторое время на ее энергии живут.

Еще одна особенность атманической модальности — это неопределенность. Она, как стрелка компаса, показывает: идем туда. Куда «туда» — непонятно, что там будет — еще менее понятно, но идем. Характерный жест: рука вперед-в сторону-вверх.

Другие особенности атманической модальности: всеохватность и универсальность. Здесь — по идее — ничто не упускается, и хотя фактически отсекается очень многое, но в принципе все должны ко мне прийти, все должны исповедовать мою идею, она абсолютно всем годится без каких бы то ни было ограничений. Универсальность означает, что тот, кто не со мной, того для меня как бы нет, но я всегда могу оставить ему запасной вариант, так что когда он захочет быть со мной, то я найду ему место, и когда он придет ко мне, то обретет подлинное счастье и смысл бытия.

Какова адекватная реакция на такого человека? Это очень важно. Это тема комплементарности. Это слово происходит не от слова «комплимент», а пишется с буквой «е», и происходит от английского слова complementary, что означает «дополнительный». Это психологический термин, который означает в первую очередь адекватность в общении. Если вы некомплементарны — это значит, что вы ведете себя не так, как имеет в виду человек, который с вами взаимодействует, причем «не так» именно по стилю: не по смыслу того, что вы делаете, а по стилю, по качеству, по модальности. Вы ведете себя комплементарно — это значит, что вы по стилю соответствуете его ожиданиям, и невидимые колесики вашего общения зацепляются.

Итак, какова комплементарная реакция на атманическое поведение? В первую очередь — это согласие в общем. Обязательно. Здесь невозможна никакая критика, никакое альтернативное мнение, скажем, что существует что-то иное, также хорошее. Нет, его не существует. Или, если оно и есть, то сейчас не о том речь. Вы должны согласиться в общем, и если вы согласились в общем, то вы можете как-то что-то конкретизировать для себя в рамках этой общей идеи, то есть разрабатывать ее конкретно — на это, скорее всего, человек посмотрит снисходительно.

Для атманической модальности характерны невосприимчивость к критике и неприятие равного соучастия, то есть человек берет на себя априорно высшую роль, и если вы по поводу его идей, не дай Бог, начнете приводить какие-то ассоциации, метафоры, то есть наравне с ним выходить на атманический уровень абстракции, то вам, скорее всего, не поздоровится. Вам скажут: «Суди, дружок, не выше сапога».

Следующий признак атманической модальности — требование тотальной жертвы. Если вы хотите быть принятым этим человеком, то вы должны полностью измениться, принести в жертву и вашу семью, и вашу работу, и ваше мировоззрение в целом, надеть рюкзак и пойти по той дороге, которая вам предписана. Все меньшее вызывает только раздражение. Его позиция в вашем отношении выглядит обычно так: «Ты пришел — значит, ты отвечаешь за то, что ты пришел. Ты пришел целиком.»

Здесь нет и не может быть неудачных моментов. Чуть позже мы будем говорить о более низких планах — буддхиальном, каузальном — и, находясь на них, человек имеет в виду, что возможны какие-то неудачные моменты для проповеди, провозглашения его идей. Однако на атманическом плане таких неудачных моментов нет — и не может быть, поскольку абсолютно все, что происходит, идет на пользу его идее. Здесь нет неудач, а есть лишь обучение. Нет срывов, поскольку в конечном итоге все ведет к торжеству основной идеи. Находясь в атманической модальности, человек не понимает других позиций атманического плана и не понимает идеи частичного сотрудничества. Если вы с ним сотрудничаете — вы полностью, целиком должны быть под ним.

Интонации. Тут есть два основных варианта: страстная подавляющая или заманивающая, влекущая интонации, но обе стремятся захватить вас целиком, заставить забыть обо всем остальном.

Физический план. Оценивая модальности, в которых существует человек, всегда полезно обратить внимание на его расположение в пространстве и относительно вас лично. Находясь в атманической модальности, человек старается залезть повыше, на трибуну, взять в руки микрофон, а еще лучше, когда на него направлены телекамеры. Он вышел на такой уровень, выше которого уже ничего нет, а все остальные находятся ниже и должны ему внимать.

Буддхиальная модальность. Я должен сказать, что разница между соседними планами всегда принципиальна. Поэтому обратите особое внимание на то, что называется «дифференциальная диагностика». На первый взгляд кажется, что идеалы и ценности — это почти одно и то же. В действительности же они различаются, как небо и земля, если говорить о модальностях, и по существу, конечно, тоже.

Каковы же особенности буддхиальной модальности? Она обозначает что-либо как особую ценность. Как нечто глобально значимое, длительное, серьезное, но, в то же время, частное. Буддхиальная модальность гораздо более конкретна, чем атманическая. Здесь есть определенная цель, и эта цель не тотальна и не универсальна. Она в чем-то обязательно ограничена: это глубокая проработка определенного сюжета. Это глубокое длительное воздействие, может быть, качественная трансформация на ценностном плане или на плане длительных внешних программ, которые ведет человек.

Для буддхиальной модальности характерны ссылки на авторитеты и поиск связи с чем-то большим, значимым. Когда человек начинает говорить на буддхиальном плане, у него, как правило, будет какая-то преамбула, вступление. Он начнет говорить как бы издалека, он сошлется, в зависимости от уровня своей культуры, или на классика из античности, или на лозунги, которые звучат в прессе или на телевидении; по крайней мере, он даст понять, что ситуация, которая обсуждается, не сиюминутна, она занимает в его жизни и сознании существенное место. Эта акцентировка обычно производится человеком бессознательно.

Для буддхиальной модальности характерен медленный ритм. Если вы хотите произвести впечатление на другого человека, показать, что вы обсуждаете что-то серьезное, важное, значимое для вас, что вы предлагаете что-то, что является большим, — никогда не говорите об этом скороговоркой. Скороговорка — это каузальный ритм. Вы должны делать паузы, цедить слова, даже если вам это обычно совершенно не свойственно. Найдите свой собственный способ выражения буддхиального ритма, он в принципе медленный. Здесь типичны задумчивость, паузы, погружение внутрь себя.

Если вы хотите показать своему партнеру, что тот вопрос, который он задал, вы восприняли всерьез, как нечто глобально значимое, то есть в буддхиальной модальности, вы обязательно должны не отвечать сразу. Вы должны покивать головой, возвести глаза горе (то есть вверх), погрузиться в себя, помолчать. И только после этого, показав, что вы загрузили ситуацию глубоко внутрь себя, послали ее своему внутреннему «я», оно что-то сделало, — вы, не торопясь, говорите свое мнение или суждение.

Итак, паузы в речи. Что еще характерно для буддхиальной модальности? Такие слова как «вообще», «в принципе», такие выражения как «исподволь», «ситуация должна созреть», «здесь нельзя торопиться» или «на каком основании». Вопрос «На каком основании?» является мягким манипулятивным приемом, позволяющим корректно заставить человека перейти на буддхиальную модальность. Такие манипуляции — это отдельная тема для психологического исследования. В принципе, все это мы подсознательно или полусознательно делаем, но обычно очень грубо, а можно делать это и более тонко. Например, если человек находится на слишком сиюминутном уровне, что-то быстро тараторит, что-то чересчур легковесно вам предлагает, вы можете его спросить: «А на каком основании?» Все. Если вы скажете эту фразу медленно и как бы наведете ему буддхиальное состояние, он затормозится. Другой вариант такого переключения — это вопрос: «С каких пор?» Так локальная ситуация вставляется в глобальный жизненный сюжет. «Какими обстоятельствами обусловлено?» Задавая этот вопрос, вы рассматриваете сюжет не узко локально, а в некотором окружении.

Другой вариант вопроса, наводящего на буддхиальную модальность, это: «В связи с чем возник ваш интерес?» Приходит человек, задает вам вопрос, который вам не нравится. Вы ему говорите: «А в связи с чем задаете вы мне этот вопрос?» Тут он поневоле должен сойти со своего каузального любопытства и подняться на буддхиальный план. Конечно, не исключено, что он прочно стоит на своих позициях, и тогда он ваш вопрос проигнорирует, — но в этом случае вы можете его (вслух или мысленно) упрекнуть в неуважении к вашей персоне или вообще перестать реагировать на его слова.

Имейте в виду, что когда вы определенным образом направляете человека на некоторый план, который вам в данный момент представляется оптимальным, а человек не воспринимает вашего управления, то есть ведет себя некомплементарно, это означает, что подсознательно (а может быть, и сознательно) он с вами воюет. Он хочет вами жестко манипулировать. И эту информацию вы сразу же воспринимаете и делаете свои выводы.

Еще один вариант реплики, настраивающей на буддхиальную модальность: «Это не сиюминутное решение». Например, от вас чего-то срочно хотят, заставляют сделать выбор прямо на месте. Вы в ответ спокойно говорите: «Это не сиюминутное решение». Заметьте, это очень вежливый ответ. И в то же время вы показываете, что вы поднялись на буддхиальный план, и берете себе определенную паузу, чтобы подумать, выбрать удачный момент.

Этим буддхиальная модальность отличается от атманической: в ней есть понятие удачного момента. Вы совершенно спокойно можете сказать пришедшему к вам человеку, даже не ссылаясь на транзитное положение планет: «Вы знаете, вы пришли ко мне с этим предложением в неудачный момент». Это не значит, что вы хотите человека обидеть, это значит, что вы находитесь на буддхиальном плане и воспринимаете его и его предложение всерьез. Вы должны выделить для его предложения во внутреннем психологическом пространстве соответствующую ячейку, вам нужно подготовиться самому и внутренне, и внешне.

Еще один способ акцентуации буддхиальной модальности — это выделение того, что обсуждается, как отдельной темы. Например, вы можете сказать: «Ну, это особый разговор» или: «Это предмет для отдельного обсуждения». Подобная фраза отчетливо выдает буддхиальную модальность: здесь не должно быть никакой суеты. Тут надо отдельно выделить время, подобрать удачный момент, правильный аспект рассмотрения, и только тогда что-то начнет происходить.

Для буддхиальной модальности характерно более точное обозначение точки зрения, на которой вы находитесь, чем для атманической. Атманический план абсолютно абстрактен, там никакая конкретизация невозможна. А на буддхиальном вы все-таки можете выделить в целом программу, о которой идет речь. И это не означает, что вы отсекаете все остальные программы.

Для буддхиальной модальности типичны осторожность, косвенность, непрямота. Когда вы обозначаете основную тему, вы можете обозначить ее прямо, но никак ее не конкретизируете. Вы можете сказать, обсуждая, допустим, свое социальное положение: «Я отношусь к среднему классу. У меня неплохой уровень дохода». Если же вам будут задавать конкретные вопросы каузального плана, например: «А сколько вы заработали в последний месяц?» — то, желая остаться в буддхиальной модальности, вы можете обозначить в общих чертах средний уровень ваших доходов за последние, предположим, десять лет — и опять-таки не называя точную цифру, а обозначая лишь порядок величины. Например: «Я зарабатываю не десятки тысяч, как вы думаете, а сотни». И это будет обтекаемый буддхиальный ответ, но все-таки какая-то информация, пусть общего порядка, в нем будет содержаться.

Уязвимость. Эта осторожность, эта непрямота связана с уязвимостью. В буддхиальной модальности речь идет о ценном, значимом. Ваша рука, к сердцу прикладывающаяся, медленное, вдумчивое, душевное обсуждение — все это должно дать вашему партнеру (зрителю, слушателю) понять, что речь идет о ваших ценностях, о том, что в вашей жизни составляет один из главных моментов. У каждого из вас, я думаю, есть такая интонация, которую вы используете, разговаривая с человеком, которому доверяете, о вещах, которые для вас важны. Это и есть ваша буддхиальная модальность. Подумайте на досуге о том, насколько вы внимательны и осторожны к проявлениям буддхиальной модальности ваших окружающих, когда она у них спонтанно включается, насколько вы ее бережете? Насколько вы ее учитываете? Или же вы склонны ее профанировать, опуская на каузальный, а еще хуже — на ментальный план? Эта внимательность к буддхиальной модальности окружающих — качество, с которым ничто не может сравниться. Человек, который бережет буддхиальную модальность окружающих и знакомых, получит высшую категорию по шкале гуманитарных взаимодействий, несмотря на многочисленные, может быть, каузальные ляпы: может быть, он где-то необязателен, может быть, где-то он подведет. Но все равно его друг, его партнер о нем скажет: «Это душевный человек, я ему доверяю, он меня понимает». И этот отзыв — пятерка за поддержку буддхиальной модальности. «Он в принципе меня понимает!»

Интонация. Учитесь у мастеров. Смотрите театральные постановки — но только не среднего уровня — они вас разрушают. Смотрите актеров высшего уровня. И ходите не в кино, а в театры — там вы поймете, что такое высший класс буддхиального плана. Буддхиальная интонация интимная, глубокая, проникновенная, доверительная, располагающая к тому, чтобы открыться, к тому, чтобы действительно поговорить, как говорят, положа руку на сердце, о том, что лежит на сердце, под сердцем.

Физические жесты. Расстояние до партнера здесь маленькое, в противоположность максимальному удалению в случае атманической модальности. При этом расстояние уменьшается по мере того, как точка сборки укореняется на буддхиальном плане. Но физические контакты тут очень ограничены и поверхностны. Можно положить руку на плечо или на колено партнера, но поза довольно статична — или очень, очень медленное, почти незаметное движение. Рука к сердцу, глаза вверх, жесты плавные, медленные, часто закругленные. Никакой резкой жестикуляции.

Временная пауза в случае использования буддхиальной модальности необходима, здесь должно быть откладывание, возможно, неоднократное. «Не сейчас, мы поговорим об этом позже». Есть, правда, особая жесткая интонация, когда вы человеку даете отчетливый каузальный отказ этой фразой. Но интонация буддхиального откладывания совершенно иная, очень мягкая и спокойная: «Давайте поговорим об этом не сейчас!» — это означает, что вам нужен определенный потенциал, какое-то время для того, чтобы подготовиться к этому разговору, а пока вы к нему не готовы.

О Махатме Ганди рассказывают такую историю. Пришла к нему женщина с ребенком, который ел очень много сладостей, и попросила чтобы Ганди его от этого отучил. Ганди сказал: «Приходите ко мне через неделю!» Через неделю они пришли снова, и Ганди сказал этому мальчику: «Ты знаешь, я думаю, тебе можно отказаться от сладкого. Можно прекрасно жить и без него!» Пораженная женщина спросила: «А что, вы неделю назад не могли это сказать?» Ганди ответил: «Да, я не мог сказать этого неделю назад, потому что всю эту неделю я сладкого не ел!» Однако он не только не ел сладкого. Он всю неделю копил буддхиальный потенциал, и накопленный буддхиальный квант вложил в ребенка-сладкоежку. И поскольку Ганди был большой человек, я думаю, что его внушение сработало. Но если бы он сказал свои слова сразу, без своего соответствующего опыта, без паузы — такого эффекта бы не было.

Пробные шары. Для буддхиальной модальности очень характерна предварительная подготовка. Человек, который собирается поговорить с вами на серьезную, важную для него тему, должен к этому как-то сам подготовиться, а также посмотреть, можно ли вас допускать к такому обсуждению. И в качестве проверки он выкатывает пробный шар. Он, как бы между делом, небрежно говорит: «А вчера встретилась мне девушка, она такими влюбленными глазами на меня посмотрела и тут же ушла», — и дальше смотрит, как вы отреагируете. Предположим, что этот клиент собирается говорить о своей несчастной любви, которая его терзает уже много лет. Он не может прямо сразу взять все наболевшее из своей души и вам вывалить. И должного доверия между вами еще нет, и ситуация не подготовлена. Вот он ее и готовит. И если вы почувствуете, что это не просто фраза, а специальный значок, и уловите, что неспроста он сказал об этой девушке и отреагируете на буддхиальном плане, например, скажете: «Да, это интересно, это значимо, наверное, это что-то означает», — или как-то другим образом эту тему поддержите, то вы сделаете существенный шаг в завоевании его буддхиального доверия.

Постепенность подхода. Когда две собаки, а два кобеля особенно, хотят познакомиться, то у них существует определенный ритуал знакомства. А именно, старший кобель стоит на месте, делая вид, что второго не замечает. А второй, младший кобель описывает круг вокруг старшего, и только в конце этого круга к нему подходит. Причем, чем больше у них разница в возрасте, тем больше круг, который должен обойти младший кобель. Этот пример — хороший символ буддхиального подхода: чем глубже человек собирается открыться, чем серьезнее для него тема, которую он собирается обсуждать, тем дольше вы должны к этой теме подходить. И не считать время, которое вы на это затратили — оно потом окупится; а если вы хотите обсуждать его проблемы сразу, без подготовки, с бухты-барахты: давай, рассказывай, что там у тебя? — человек, даже искренне желая раскрыться, все равно сделать этого не сможет: его внутренняя цензура закроет существенные для него темы.

Для буддхиальной модальности характерны большие трудности с поиском точных слов. Человеку очень нужны точные слова, и одновременно он сильно затрудняется в том, чтобы их найти и высказать. Какая-то сила его буквально тормозит, так что он не может связать двух слов. Это эффект, хорошо известный писателям и поэтам: слова неожиданно получают громадную эмоциональную нагрузку, и если слово хотя бы чуть-чуть не подходит, оно словно бы не залезает в рот и не произносится вслух. Человек начинает говорить сбивчиво, отрывисто, медленно и несвязно: он произносит какие-то ключевые слова, но они у него не вяжутся друг с другом. И в этой ситуации ни в коем случае нельзя вставлять ему нужное слово в рот, хотя это может быть искушением для терапевта. Лучше, чтобы он все существенное для себя сказал сам, без посторонней помощи. Или, в крайнем случае, вы сами входите в легкий транс, поднимаетесь на буддхиальный план, и из этого плана с полным почтением предлагаете ему найденное вами слово и как бы с трепетом ждете, подойдет оно или нет. Он долго думает, а потом говорит: «Да, это оно! Вы точно назвали мою проблему!» Вы ее точно могли назвать уже час назад, но он тогда был на каузальном плане, и это бы ничего не дало. А когда он поднялся на буддхиальный, вот тут уже начинается психотерапия.

 

Мы опускаемся дальше вниз, по лестнице тонких планов. И я предлагаю вам следующее задание: отслеживать их у себя, у окружающих и находить особенности переходов с плана на план. Посмотрите, кто из ваших знакомых и родственников бережет ваши модальности, а кто их разрушает.

 

Каузальная модальность. Здесь ключевые слова — это действие и событие. Совершенно конкретное действие и конкретное событие. В русский язык пришел такой англицизм как «хэппенинг», то есть ситуация, когда происходит событие. Вот это и есть каузальный квант. Событие это то, о чем потом можно рассказывать другим людям. Другое ключевое слово для каузальной модальности это интерес, причем интерес неустойчивый, интерес локального порядка, который быстро насыщается, и дальше нужно искать другое событие.

Символ каузального хэппенинга — это концерт. Концерт, где есть разные номера, каждый из которых интересен, привлекает внимание, как-то насыщает вас энергией, но любой отдельный эпизод быстро сворачивается и должен быть заменен другим; при этом вы можете выступать как в роли зрителя, так и в роли исполнителя.

Типичная ситуация, чреватая потоком событий — это столкновение двух буддхиальных программ. Тогда летят каузальные брызги, которые можно воочию наблюдать. Типичный пример — это война. Сначала идет длительная подготовка, а потом — сражение. Другой пример — это любовный треугольник. Вначале есть устойчивая супружеская пара, но у жены появляется поклонник, у которого есть цели, несовместимые с программой мужа. И вот возникают самые разные ситуации, где программа мужа, заключающаяся в охране своей семьи, сталкивается с программой любовника, выражающейся во внедрении в семью — но, правда, с черного хода. Он, бедненький, не понимает, в какой степени он при этом берет на себя карму семьи. Однако ему очень хочется внедриться. И эти две программы — мужа и любовника — входят во взаимодействие, и начинают происходить события, которые могут наполнить пухлый роман.

Событие — это конкретное проявление наших ценностных ориентаций или наших жизненных программ. Например, у меня есть определенная ценность: я считаю, что надо быть добрым, надо помогать людям. Я это качество (доброту) в себе воспитываю, лелею, оно у меня внутри горит. Но наступает момент, где я свою доброту или идею помощи конкретно реализую — вот это и есть событие.

Что еще характерно для каузального плана? Импровизация. Непредсказуемость. Вот почему люди, которые точно предсказывают конкретные события, очень редки и пользуются в обществе большим уважением, смешанным со сверхъестественным ужасом. Однако даже у лучших из них не бывает стопроцентных попаданий. В принципе, сама природа каузального плана очень динамична, мы никогда не знаем, что конкретно будет с нами завтра. Поскольку здесь постоянно идет как бы импровизация — как самого человека, так и богини судьбы — парки.

Для каузальной модальности характерны сиюминутность, актуальность, спонтанность, состояние «здесь и сейчас». Осознание приходит позже. Вы сидите за рулем автомобиля, вас кто-то подрезает, вы нажимаете на сигнал, или ударяете по тормозам, или рулите — в этот момент вы не думаете о том, что означает происходящее с вами, вы не занимаетесь ментальным моделированием. Вы действуете. Вот это и есть событие. Для сильного каузального включения характерны искренность и вовлеченность, а также отсутствие ментального моделирования, то есть осмысления в абстрактных категориях того, что происходит. Другими словами, здесь нет интерпретаций, а есть прямая реакция на непосредственное воздействие окружающего мира.

Вот почему я не люблю (извините, конечно) читать лекции, а люблю писать книги. Здесь, перед вами, от меня требуется гораздо более высокий уровень спонтанности, неожиданности, каузальности, чем мне, видимо, от природы свойственен. В принципе хорошая лекция это не то, что готовится заранее, а потом читается по бумажке — по ее ходу все время должны быть импровизации. Есть люди, которым они даются очень легко, а есть люди, которые более систематичны, у них больший акцент на буддхиальном теле, им импровизации даются тяжелее.

Что такое каузальная модальность? Это смех, радость, сияющие глаза, жизнь в лучшем смысле этого слова. Как сказала одна домохозяйка: «В Чикаго не живут, в Чикаго только существуют!» Плотный каузальный поток — это жизнь в лучшем смысле слова. Магия сцены, обаяние текущего момента. Вы смотрите телевизор, что там сегодня в мире происходит, как там президент, кого на какое место он назначил, кто сегодня стремится к власти — вот это все и есть каузальный поток. Человек, постоянно живущий в плотном каузальном потоке — это журналист: в каждый момент времени он должен бежать в нужное место, брать у нужного человека актуальное интервью, быстро печатать его в газете, чтобы читатели его сообщение жадно прочитали, а через неделю забыли. И это — символ каузального потока.

Есть люди, которые в него вовлечены в необыкновенной степени. На Востоке существует понятие «золотая нить дао». Это нить, которая тянется из воплощения в воплощение по мере того как человек их проживает, и живой ее кончик находится здесь и сейчас. И если вы ведете себя нестандартно, творческим образом, если вы вовлечены в текущую ситуацию полностью и ее полноценно отрабатываете лично вам свойственным способом, то она в этом месте делается золотой. А если вы следуете рутинным образцам, если вы отсутствуете в ситуации, оставляете ее на свои шаблонные программы, нить дао в этом месте делается ржавой. И вот за вами тянется эта ниточка: где-то она ржавая, причем иногда большими кусками, где-то она сплошь золотая, а где-то идут золотые проблески на общем ржавом фоне. Подумайте об этом образе.

Сильный каузальный поток настолько захватывает человека, увлекает его за собой, что осмысливать происходящее некогда. Так бывает, когда вы смотрите увлекательный приключенческий фильм — вы полностью оказываетесь в экране. Вы потом будете думать, что этот фильм означает, кто кому что сказал, вспоминать события фильма, осмысливать свои эмоции. Но это все потом, а сейчас, во время просмотра, вы полностью вовлечены. К этой модальности призывают духовные учителя, которым не хватает внимания своих духовных учеников, или их ученики слишком занудны. И учитель говорит своим ученикам: «Вы должны жить здесь и сейчас, слушать каждое мое слово!» Это, конечно, хорошо. Но потом, когда лекция окончилась, и ученик удаляется к себе в келью, ему совсем даже неплохо пожить в модальности «там и тогда», вспомнить лекцию, о ней подумать, включить ментальный план, в частности, как-то осмыслить сказанное учителем. Так что реально всегда жить здесь и сейчас, быть постоянно полностью спонтанным — не получается, по крайней мере, у среднего человека, не достигшего еще полного просветления. А если вы пытаетесь это делать, вы начинаете жить за счет других, срывать чужие планы, свои собственные обещания и т. д. Другими словами, каждая модальность хороша в свое время.

Когда у вас активизируется каузальная модальность, вы полностью включаетесь в то, что происходит, — а потом вы чувствуете, что ситуация изменилась, точка сборки куда-то съехала, может быть, вам необходимо обдумать случившееся, может быть, вам необходимо понять его с точки зрения ваших ценностей и т. д. Каузальная модальность предполагает динамичность, быструю эффективность, немедленную реакцию человека. Здесь нет пауз, здесь все происходит сразу. Здесь вы в каком-то смысле очень уязвимы, и позволить себе непосредственное спонтанное творческое поведение может только человек, который уверен в себе.

Есть обратный тип человеческого поведения, который я называю «Театр у микрофона». Я с ним столкнулся один раз в чрезвычайно ярком его проявлении. Я разговаривал с одной своей ученицей и сказал ей что-то, на мой взгляд, очень остроумное и смешное. Она не отреагировала никак. Потом она мне позвонила на следующий день, и я как-то разочарованно говорю: «Ты знаешь, а мне показалось, что я вчера очень удачную вещь тебе сказал». Она мне отвечает: «Да, это было замечательно, я вечером, когда пришла домой, так смеялась!» Я говорю: «Да как же это так? Я же столько эмоциональных и душевных сил потратил на то, чтобы эту ситуацию создать, а ты смеялась дома? Это какой-то подлый театр у микрофона! Я острю здесь, а ты смеешься у себя дома?!» Она отвечает: «Ну, ты что! Я же не могла там, рядом с тобой, рассмеяться! Это же — раскрыться, себя подставить! Вот дома, когда я была в безопасности, тут уж я могла это себе позволить!»

Мы часто говорим иным своим знакомым: «Что ты тушуешься? Что ты комплексуешь?» Ничего похожего — он не тушуется и не комплексует. У него есть подсознательная настороженность, которая ему говорит, что он не может сейчас расслабиться, он не может вести себя спонтанно, иначе он просто-напросто все переломает во внешней ситуации или, еще хуже, подставится сам. И поэтому он ведет себя скованно, эксплуатируя ментальный контроль, и избегая каузальной модальности. И если вы хотите, чтобы он вел себя живо, непосредственно, как будто ни о чем не думая и не беспокоясь, вы должны создать ему адекватную (с точки зрения его подсознания) защиту, а иначе ваши призывы или понукания останутся тщетными. Защиты бывают разные: есть буддхиальная защита, есть ментальная защита, есть астральная защита, и есть специальные психологические методы их создания и укрепления, но они не возникают просто так, и если вы хотите, чтобы в вашей жизни и жизни ваших клиентов было больше непосредственного живого общения, спонтанности, юмора и непринужденности, то над этим надо работать. Каузальная модальность стоит дорого и ценится высоко.

Для нее характерна ситуация типа: сейчас или никогда. Раньше вы собирались, готовились, что-то планировали, а сейчас происходит событие — и вы в нем. Здесь идет актуализация ваших резервов, ресурсов, способностей. Например, вы пять лет учили английский язык, а сейчас приехал иностранец, надо с ним разговаривать, и сейчас выяснится, что вы за эти годы реально выучили: поймете вы его или нет, сможете выразить свои мысли или увязнете в недоученной лексике и грамматике.

Для каузальной модальности характерна неозабоченность последствиями. Истинная спонтанность как бы распространятся в обе стороны: и в прошлое, и в будущее. Вы как-то готовили ситуацию, а потом будете ее как-то расхлебывать, но когда вы в ней, вы думаете только о ней, вы стараетесь быть максимально эффективными в ней. Типичный пример — правильный массажный сеанс, целительский сеанс. Вот тут уж каузальность (в идеале) — полная. Вы должны совершенно точно сделать все ваши движения, и сопроводить их должными мыслеобразами. Если вы в этот момент начнете думать о посторонних факторах, например: «Какая досада, что он пришел ко мне сегодня, а не вчера, и сколько, интересно, он собирается ко мне ходить, и сколько заплатит за мои труды», — то вы вылетите из каузального потока. Вы в своих мыслях должны быть точно там, где находятся ваши руки, вы должны думать непосредственно о том, чем вы занимаетесь.

Речь в каузальной модальности часто звучит с нажимом, нередко быстрая. Но это нажим не принципиального (то есть буддхиального) порядка, а быстрая манипуляция, типа удара молотком по голове: «хлоп» — и все. Без особенной логики. Когда человек употребляет такие выражения, как «в данном случае», «давайте сейчас конкретно решим», «применительно к нашему положению», «все, что вы говорили — это общие теории, а теперь давайте посмотрим, как это будет на практике», — он как бы приглашает вас опуститься с буддхиального плана на каузальный.

Идея без проработки — типичная черта каузальной модальности. Вы выдаете идею, а партнер должен сразу отреагировать. Немедленно. Она должна мгновенно в него внедриться, и он сразу же должен ее оценить по достоинству и немедленно включиться в ее реализацию.

«А что бы нам, господа, взять по хлысту,

Постегать прохожих на мосту!»

— у Козьмы Пруткова в «Военных афоризмах» есть много таких конкретных идей.

Что еще типично для каузальной модальности? Используя ее, мы развлекаем своих знакомых. Рассказываем забавный случай без морали — и все дружно смеются. Всевозможные короткие анекдоты, то, что называется, «для увеселения публики». Короткие сменяющиеся сюжеты типа телевизионных клипов. Телевидение вообще каузально по своей природе, и там есть правило: никакая сцена не должна идти больше, кажется, тридцати секунд. Дальше восприятие зрителя притупляется, нужно что-то сменить. Говорите: «А кстати...» — а дальше говорите совсем о другом. Это тоже типичный каузальный маневр. Что такое мастер каузального потока? Это человек, который может локально подстроить поведение людей точно так, как ему нужно. Он может сбить человека, заморочить ему голову, это мастер-иллюзионист, гипнотизер, мастер короткого рассказа, профессиональный юморист.

Цель здесь — манипуляция конкретной ситуацией или конкретным человеком и его поведением, или, наоборот, точное вписывание в ситуацию. Последнее — иньский вариант каузального поведения: точно найти место в данной ситуации. Вы можете за весь вечер сказать два слова, но эти два слова полностью повернут ситуацию так, как это вам желательно. Или вы вообще ничего не скажете, просто расположитесь в пространстве определенным образом, сделаете определенный жест — и все.

На физическом плане для каузальной модальности характерны быстрые, выразительные жесты, энергичная мимика — вспомните ваших любимых комических артистов.

 

А сейчас мы с моей ассистенткой Мариной изобразим перед вами сценку. Представьте себе кафе. Посетитель сидит за столиком, у него в руках меню. Подходит официантка.

Официантка: Здравствуйте, что заказывать будем?

Посетитель: Пища — вот что меня волнует... Еда!

О.: Закуску будем брать? Салат помидорный, селедка в винном соусе?

П.: Ну, нельзя же так сразу... быка за рога... А он упирается!.. Не идет... Сначала нужно понять главное... основное... Зачем я сюда пришел?.. Почему я сюда пришел?.. Открыть вам тайну? Подойдите поближе, наклонитесь. (тихо) Дело в том, что с самого раннего детства... я очень люблю поесть! Всю свою юность я провел... в мечтах о сладком.

О.: Есть мороженое: пломбир, сливочное, с шоколадом, ликером, ванилью.

П.: Об этом можно подумать... Нужно все тщательно взвесить...

О.: Порция 100 грамм, большая — 150.

П.:... и лишь после этого принимать решение... в контексте жизни в целом...

О.: Из горячего: цыпленок табака с жареным картофелем и судак под польским соусом.

П.: Я вижу, вы меня понимаете... И это главное!.. А теперь подумайте, как сделать так... чтобы моя потребность в еде органично вплеталась... в мою судьбу, в мои мечты... и фантазии?

О.: На десерт: кофе и торт «Сказка» (принимает заказ и уходит).

 

А теперь, в порядке обсуждения, несколько вопросов к вам. У нас было два героя: посетитель и официантка. В какой модальности выступал посетитель? В буддхиальной с выходами на атманическую. А официантка? В каузальной. Правильно. Причем, заметьте, тут могла выйти полная некомплементарность. Реально, я думаю, голова у нее несколько кружилась от происходящего, но она, пользуясь своей каузальной муштрой, правильно настроилась на клиента и точно определила, что ему нужно, что он в конце концов и признал, хотя ему очень не хотелось опускаться на прозу каузального плана. Но если бы она была чуть-чуть менее дрессирована, она бы впала в совершенно невменяемое состояние, и попыталась бы его выгнать, или позвала бы директора. Конечно же, в принципе, неадекватно и некомплементарно ведет себя посетитель, хотя и по-своему раскрепощенно. Но все же нельзя настолько буддхиально вести себя в кафе. Правильно?

И дело не только в буддхиальной модальности. Посетитель употреблял исключительно и только глобальную модальность. Поэтому официантке пришлось так или иначе переводить ее в локальную, на свой страх и риск, заметьте. Что именно она должна принести, официантке не совсем ясно. Но посетитель уже настроен должным образом. Он сказал: «Вы меня понимаете». И это главное.

Как вы считаете, удалось нам в этой сценке проиллюстрировать каузальную модальность? Кажется, вам было интересно, то есть сюжет, который мы воспроизвели, вас увлек. Вы смотрели и слушали внимательно, будучи вовлечены в этот сюжет, и не думали, например, о своих текущих проблемах. Или думали? Не думали. И это — верный признак того, что каузальный поток включен. В каузальном потоке время как бы останавливается. Вы вовлечены в действие, и время перестает существовать. Вы входите в своего рода гипнотическое состояние. Часы летят как минуты. Любовь, особенно острая влюбленность — это часто тоже очень резкое усиление буддхиального и каузального планов.

Ментальная модальность. Здесь активно то, что мы называем словом «ум». Это в первую очередь логика: «Если — то», «или — или», «альтернатива», «следовательно», «поскольку», «по причине» — все эти выражения сразу дают отчетливую акцентуацию ментального плана. Любая логика, даже если вы фактически не логичны, а просто употребляете эти логические связки, — сразу подразумевает ментальную модальность и фиксирует ситуацию на ментальном плане. То же делает любое обсуждение законов, причин и следствий. Когда вы говорите, что данное обстоятельство является следствием такого-то закона — вы уже в ментальной модальности. Любое осмысление, любая интерпретация, любой перевод на стандартный символический язык — это все ясные признаки, указывающие на активность ментального плана.

Если человек говорит: «Я взволнован!» — на каком плане он находится? На астральном или на ментальном? Вы говорите, на астральном? Неправильно. Это характеристика состояния человека, то есть мы можем сказать, что это иньская модальность, но это в первую очередь оценка. В самом слове «волноваться» никакого волнения нет. Это ментальное описание человеком своего состояния. Если человек взволнован, он скажет: «Ааааа-х!» А если он говорит: «Я взволнован!» — можете не сомневаться, что в этот момент у него точка сборки находится на ментальном плане.

Аналогично, если человек говорит: «Я очень увлечен!» — это не значит, что он в каузальном потоке. Это значит, что он — на секундочку, по крайней мере — из него вышел и осмысливает свое состояние. Когда человек реально увлечен, он совершенно неконтактен и в каком-то смысле невменяем. Все родители сталкиваются с такой ситуацией. Детский праздник. Ребенок раскручивается, он уже не держит энергетики общего шума и вихря увеселений, он уже нехорошо кричит, уже вот-вот начнется истерика, и родители, чувствуя это, его окликают и говорят: «Не делай того-то!» Однако на каузальном плане логического отрицания не существует. Для того, чтобы воспринять частицу «не», нужно в своем состоянии сознания предварительно перейти на ментальный план, поскольку отрицание это ментальная процедура. На каузальном плане вы можете схватить ребенка, вытащить его из толпы других детей, развернуть к себе лицом и сказать: «Послушай!» Вот тогда вы его, может быть, опустите с каузального плана на ментальный. Но любой опытный родитель прекрасно знает, что когда у ребенка точка сборки на каузальном теле, когда он чем-то увлечен, например, очень сосредоточенно что-то делает, его из этого состояния чисто ментальными призывами не так легко вывести. Это уж очень дрессированным должен быть ребенок, с хорошо проработанным каналом Козерога, ведущим из ментального тела в каузальное. Однако Козерог прорабатывается у большинства людей не в детстве, а значительно позже.

Как можно использовать этот момент сознательно? Например, начинается неприятный для вас разговор. К вам подходит ваш знакомый и, сильно волнуясь, говорит такую фразу: «Ты — самовлюбленный индюк!» Неприятно, да? И одновременно он дает вам сильный астральный посыл, то есть он транслирует вам образ с сильной эмоциональной окраской. Это некая бомба, она сейчас внутри вас взорвется, и если вы что-то немедленно не сделаете, вы действительно почувствуете себя индюком, и вам станет нехорошо. Что вы можете сделать? Вы можете взять коротенькую паузу и спросить: «Ты сейчас говоришь о моей жизненной позиции, конкретном поведении или внешнем облике?» Это ментальный удар прямой наводкой. И если партнер находится в эмоциональном состоянии, он не сможет ответить на этот вопрос. Чтобы просто понять ваши слова, нужно глубоко опуститься на ментальный план. Скорее всего, он надолго впадет в транс, во время которого вы можете пересмотреть ваши с ним отношения в течение последнего времени, — а когда он выйдет из транса, то, сильно убавив тон, может быть, и скажет: «Я все имею в виду!» — но он уже выпал из ситуации, на которую рассчитывал: он хотел вас опустить на астральный план, а вы удержались на ментальном. А если бы ваша точка сборки опустилась на астральный план — вот тут бы вы получили этого самого индюка по полной программе и потом бы месяц от него приходили в себя. Но вы удержали ментальный план, то есть вы не обозлились, не ругнулись в ответ, а вместо этого спокойно так уточнили. И это уточнение, невинное по форме — абсолютная гибель для любого эмоционального наскока. Притом вы человека не обидели, вы совершенно спокойно и как бы по существу ему ответили, но ответили на самом деле совершенно некомплементарно. Когда идет мощный астральный удар, то по логике человеческих взаимоотношений, вы должны ответить на астральном же плане — или слететь вниз на эфирный (например, задрожать всем телом). А если вы отвечаете в ментальной модальности, то это совершенно некомплементарный ответ, и ваш антагонизм с партнером должен прекратиться или обрести качественно новые формы. Вы с ним сражаетесь на мечах модальностей, а не на уровне обычного, так сказать, горизонтального боя.

Переход на метауровень всегда обозначает ментальную модальность, так же, как и использование специальных терминов. Особенно этим грешат все люди науки, и многие психологи-теоретики, использующие специальную терминологию к месту и не к месту. Вот типичный пример. У меня есть знакомый, талантливый астролог. Он один раз ко мне пришел и стал говорить: «Ты знаешь, у моей жены большие неприятности». Я говорю: «Что случилось?» «Ты понимаешь, транзитный Плутон идет квадратом к ее Марсу и одновременно Юпитер встал в оппозицию к Луне и...» Я говорю: «Ну, а что случилось?» Он говорит: «Ну, как же ты не понимаешь, транзитный Плутон...» Он решил, что я его медленно воспринимаю, что я забыл ее карту. Я говорю: «Нет, а по существу что происходит?» «Ну, в больницу она попала, с работы ее выгоняют — это не так не важно, но ты понимаешь, Плутон!..» Вот это — ментальный план: переход на символический язык и апеллирование к абстрактным понятиям, как в известном анекдоте. Летит программист на самолете, командир объявляет: «Наш самолет терпит катастрофу, пристегните ремни, приготовьтесь к посадке в бушующий океан». Программист говорит проходящей мимо стюардессе: «А не проще ли перезапустить программу?»

Ментальная модальность — это рационализации, объяснения, интерпретации. Это может быть чрезвычайно эффективно, это может быть необыкновенно успокаивающе, а может быть очень жестоко — в зависимости от обстоятельств.

Ментальный план — это не только формальные языки, это еще и образы. Самые разнообразные образы, которые приходят к нам в голову — это тоже, так сказать, продукция ментального тела. «Это напоминает мне...» — дальше вы говорите, что это вам напоминает. «У меня есть ассоциация на эту тему», — это тоже продукт ментальной работы. Если вы слышите логические термины, то это тоже признаки включения ментального плана. «А я на это вам скажу...» — выражение «на это» — четко дает понять, что ваша точка сборки находится на ментальном плане. Человек в эмоциональном состоянии говорит по-другому: «Что вы мне на это возразите?» — «На это я тебе возражу: мерзавец ты!» Точка сборки во второй части реплики (выделенной курсивом) опустилась на астральный план, и дальше взаимодействие идет совсем по-другому.

Устойчиво выдерживаемая человеком ментальная модальность производит впечатление сильного гипноза и самогипноза. Есть доля истины в том, что рассудочные люди спокойнее: для того, чтобы успешно оперировать сложными ментальными конструкциями, надо находиться в относительно спокойном состоянии. И люди с сильным ментальным телом успешно успокаивают себя рационализациями. Однако они же совершенно беззащитны против ментального невроза, который возникает у них, когда их мысли начинают крутиться в определенной последовательности, образуя замкнутый круг, выбраться из которого они не могут, а перейти на метауровень тоже не получается, потому что абстракции следующего порядка совсем уже ничего не говорят по сути дела, и получается опустошительное для внутреннего пространства повторение одного и того же незавершаемого сюжета. Вследствие гипертрофии ментального тела нередко получается ментальный невроз, то есть в ментальном теле заводится паразит. Как с ним бороться? Во всяком случае, лучше не чисто ментальными методами. Если вам встретится на жизненном пути человек с мощной логикой, которая перережет пополам вашу собственную, то он и ментальное тело вам раскроит. А это, я вам скажу, удовольствие не из первых.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных