Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Лекция 6 ПОЛУШАРИЯ И ЛУНЫ




Здравствуйте, друзья!

Между теорией и практикой есть определенный баланс, который важен при изучении любой науки, а особенно при психологических штудиях — и об этом балансе у нас сегодня пойдет речь.

Говоря об архетипах, мы вторгаемся в такую сферу, которая может быть названа тонким миром, то есть в область явлений, которые воспринимаются не приборами, не инструментами, а нашей собственной психикой. В каком-то смысле существование тонкого мира и существование психики как отдельного объекта — это две стороны одного и того же явления. Поэтому психология и эзотерика, если под эзотерикой понимать изучение тонкого мира, имеют самое прямое соприкосновение: они соприкасаются на том, что называется человеческой личностью.

Каждый век вносит что-то новое в ноосферу, то есть в ментальное тело Земли. Одним из основных открытий ХХ века в физиологии была функциональная асимметрия головного мозга. Вы все, наверное, видели изображение головного мозга в виде двух полушарий, которые соединены перемычкой, так называемым мозолистым телом. И оказалось, что правое и левое полушария играют в жизни человека разную роль: одно из полушарий (обычно левое) ведает логикой, структурным мышлением и абстрактными символизмами (в частности, речью), а другое ведает интуицией, образами, аналоговым мышлением, ассоциациями и сущностным восприятием.

Я расскажу сегодня, как функциональная асимметрия мозга связана с астрологией. Вообще любое существенное обстоятельство, проявляющееся в психике человека, в его внутренней жизни или внешней жизни, имеет свой астрологический аналог. Есть, в частности, в астрологии и аналог деления мозга на правое и левое полушария.

Мой рассказ существенен для того, чтобы дальнейшее ваше понимание всего лекционного материала было правильным, то есть для того, чтобы вы нашли в себе некоторый баланс между правополушарным и левополушарным восприятием всех излагаемых мною понятий и концепций, в частности, высших архетипов, с которыми так или иначе интимно связаны все мои лекции. Высшие архетипы находятся в тонком мире очень высоко, и если мы не приложим все свои душевные, а также логические усилия для того, чтобы их воспринять и понять, то наше понимание окажется поверхностным и неэффективным. Но, с другой стороны, если мы начинаем постигать какой-то объект чересчур ревностно и забываем о функциональной асимметрии мозга, то подчас возникают нехорошие психические эффекты, бороться с которыми довольно сложно. И, в частности, для того, чтобы они не возникали, я сегодняшнюю лекцию посвящаю именно этому сюжету.

Речь идет об оси в гороскопе, которую я бы назвал «осью мировосприятия»; в другом контексте ее можно назвать «осью оккультизма». Я имею в виду оппозицию лунного перигея (эту точку в гороскопе еще называют Томой, или Белой Луной) и лунного апогея (эту точку в гороскопе еще называют Лилит, или Черной Луной).

Астрономически, что такое лунный перигей и лунный апогей? Луна вращается вокруг Земли по эллиптической орбите, причем Земля находится в одном из фокусов этой орбиты. Лунный апогей, а точнее, апогей лунной орбиты — это наиболее отдаленная от Земли точка орбиты Луны, а лунный перигей — это наиболее приближенная к Земле точка этой орбиты. Движение самой лунной орбиты таково, что полный цикл Лилит и Тома проходят за девять лет, и в гороскопе они всегда стоят в точной оппозиции. (Белую Луну-Тому не надо путать с Селеной — условной точкой гороскопа, проходящей Зодиак за семь лет, которую тоже иногда именуют Белой Луной). И по своему астрологическому смыслу Лилит приблизительно (может быть, не на сто процентов, но хотя бы на девяносто) соответствует левому полушарию, а Тома — правому.

А теперь мне хотелось бы рассказать об этих астрологических принципах так, чтобы они приобрели для вас определенную психологическую глубину, в частности, чтобы вы почувствовали их на себе.

В качестве эпиграфа я расскажу две истории. Одна из них — анекдот, а другая — совершенная быль. Попробуйте угадать, что есть что.

Первая история звучит так. Прибегает на площадку для гольфа запыхавшийся игрок и взволнованно говорит тренеру: «Вы знаете, произошло что-то ужасное! Я неловко ударил по мячу, он вылетел на улицу, попал через окно автомобиля прямо в голову шоферу, тот потерял управление и на перекрестке врезался в автобус, который перевернулся, там сейчас страшная куча-мала, приехала скорая помощь, приехали пожарные! Что мне делать? Что мне делать?» На что тренер ему отвечает: «То же, что я говорю вам всегда. При ударе по мячу вставать точно по линии удара и ни в коем случае не сводить ноги вместе».

А другая история такая. Одна домашняя хозяйка пригласила к себе гостей. Она накрыла большой стол, на нем было много всякой вкусной еды, и, приглашая гостей усесться за стол, она сказала так: «Кушайте, гости дорогие! Все очень вкусно! Вы не думайте, что мне чего-нибудь для вас жалко! Все, что на столе, я уже отжалела».

Что бросается в глаза в этих двух историях? Каждую ситуацию мы можем принимать или близко к сердцу, или чисто символически, то есть как набор символов, которые не имеют к нам особого отношения и находятся где-то на периферии нашего бытия. Эти символы могут быть нами очень хорошо осознаны и мы можем ими достаточно ловко пользоваться — но это не значит, что мы принимаем их близко к себе.

Восприятие Лилит — это восприятие человеком светофора: когда водитель или пешеход смотрят на светофор, их интересует символизм в чистом виде. Горит красный свет — ехать и идти нельзя, горит зеленый — можно.

Восприятие Томы — это интегральное, полное чувствование. Это полное приятие того, что вы воспринимаете.

Еще пример: человеческое лицо. Представьте себе, что вы идете в театр. У вас контрамарка на два лица. Вы идете вдвоем с товарищем, предъявляете контрамарку, контролерша смотрит на эту контрамарку, на ней написано: «На два лица». Она смотрит на ваше лицо, на лицо вашего спутника, и вас пропускает. Сколько информации она считывает с ваших лиц?

Другой пример: к вам приходит друг, которого вы давно не видели. Вы смотрите на его лицо, вас очень волнует, какое оно, какие изменения произошли за время его отсутствия. Вы всматриваетесь в это лицо, вы впускаете его внутрь себя. Вот в этот момент у вас включено правое полушарие, у вас активна Тома. Вы воспринимаете его как часть себя.

Несмотря на всю разницу, переход от восприятия в стиле Томы к восприятию в стиле Лилит происходит для человека иногда совершенно незаметно. Это называется словом «привыкание». Новый человек входит в вашу жизнь. Он необычный, он интересный. Вы его любите, он вас волнует. Вы с ним, может быть, частично идентифицируетесь. Что такое настоящая любовь? Это состояние, когда вам интересно с человеком идентифицироваться, говорить его голосом, подражать его походке, ощущать его всем своим существом. Вот это и есть Тома. А потом в какой-то момент вы его восприняли, вы его ассимилировали и после этого (для большинства людей совершенно незаметно) происходит подмена. Этот человек становится для вас символом. Вот он к вам приходит, но вы уже не очень обращаете внимание на то, какое выражение у него на лице, вы не всматриваетесь в его глаза, вы не смотрите, какие особенности в его походке. У вас не возникает никакой идентификации. Вы от него отделены самым далеким расстоянием, которое только существует: он стал для вас абстрактным символом. Любовь кончилась.

Конечно, не все так резко. На многие символы мы смотрим, воспринимая их все-таки немного сущностно, а все, что мы воспринимаем сущностно, окружено для нас какими-то символами, где-то они побочно существуют. Но, тем не менее, у большинства людей разделение на эмпатическое, сущностное восприятие Томы и символическое, абстрактно-образное восприятие Лилит чрезвычайно четко разграничено. Другими словами, можно четко выделить одно состояние сознания (управляемое Томой) и другое состояние сознания (управляемое Лилит) практически без промежутка между ними.

Для Томы характерен акцент на целом. Здесь происходит целостное, тотальное, интегральное восприятие объекта, в котором как будто нет частей. В самом человеке нет частей, и в объекте, который он рассматривает, тоже частей нет. Когда я вам рассказывал о структуре человека (оккультного организма), мы рассматривали атманическое тело, буддхиальное, и т. д. до физического, и еще каналы связи между ними: из атманического — в буддхиальное, из буддхиального — в каузальное, и т. д. Сама по себе эта картинка относится к восприятию под Лилит. Когда вы делите человека на части, когда вы выделяете отдельные каналы, это — символическое мышление, которое разнимает живое, единое, цельное существо на части.

А как будет выглядеть взгляд на оккультный организм со стороны Томы? Это будет, например, кубик, у которого на одной грани будет написано: «атманическое тело», на другой грани: «буддхиальное», на третьей: «каузальное» и т. д. И с какой бы стороны вы ни смотрели, кубик будет для вас прозрачным, так что сквозь любую грань вы будете просматривать и все остальные тоже. Таков взгляд Томы. Она может ставить акценты, но она никогда не разнимает целое на части. Этот взгляд совершенно синтетический.

Для Лилит характерно отделение символа от его значения, то есть символ — это одно, значение — это нечто совершенно другое. Для Томы характерна практическая идентификация символа с его значением.

Подумайте о словах, которые вы употребляете. Слова, которые обозначают понятия, от вас более или менее далекие, вы употребляете под Лилит. Таковыми были для вас названия знаков Зодиака (Овен, Телец и т. д.), когда вы еще только входили в астрологию. Или, предположим, вы никогда не были в Красноярске. Вы говорите иногда «Красноярск», но для вас за этим понятием не стоит ничего конкретного: вы, конечно, понимаете, что там есть люди, улицы, площади, идет какая-то жизнь, может быть даже, у вас есть там знакомые, но для вас это все же некоторая абстракция. Или, еще пример, вы говорите «семья Петровых», при том, что вы были в этой семье один раз. Тогда у вас сформировался образ этой семьи, но он статичен и во многом схематичен, то есть идет преимущественно под Лилит. Но когда речь идет о том, что вам близко, когда речь идет о вашем собственном доме, когда вы говорите: «Я еду в свой дом в Новосибирск», слово «дом» имеет совершенно другой смысл, чем во фразе: «Я еду в Красноярск, в дом своих друзей», — при условии, что вы там никогда не были. Для вас ваш дом — это реальность, которая накрывает вас целиком. Она, конечно, не совсем с этим словом «дом» склеена, но она, по крайней мере, к нему очень близка. У вас, когда вы говорите: «Я еду домой», — или начинаете говорить о своем доме, меняется состояние сознания. Этот символ для вас живой, он внутри вас сразу загорается ярким светом и преображает вас целиком — если, конечно, вы свой дом любите.

Для Лилит характерно такое слово как «понимание». Я это понимаю. Для Томы характерно слово «ощущение». Я это ощущаю. Я это воспринимаю. Если человек говорит вам в ответ на ваши какие-то слова или действия: «Я этого не воспринимаю», — будьте очень осторожны. Это совсем не то, что он вам говорит «Я вас не понимаю». Если он говорит: «Я не понимаю» — это значит, что у него нет символизма, с помощью которого он мог бы ваши слова перевести на свой язык абстрактных понятий, который управляется Лилит. Когда же он говорит: «Я этого не воспринимаю», — это означает, что у него включена Тома, что он старается действительно сущностно погрузить в себя, непосредственно воспринять то, что вы говорите, пережить это, и у него это не получается. Это совсем другое состояние.

Люди совершенно по-разному воспринимают ругательства, это отметил еще Игорь Губерман, который в своих стихах употребляет их время от времени. Я как-то был на встрече с ним, и он сказал так: «Некоторые люди неправильно воспринимают мои стихи. Там есть непечатные словечки. Но их не нужно воспринимать буквально, как некоторые люди это делают». Что имел в виду поэт? Что если он, предположим, употребляет слово «дерьмо», то не надо думать, что оно, когда в строчке стоит, прямо оттуда и пахнет, а надо воспринимать это слово как символ чего-то плохого, то есть абстрактно. Но если у человека Меркурий, например, стоит в соединении с Томой? Как вы думаете, реально для него такое восприятие или нет?

Для Лилит характерно точное значение каждого используемого символа, причем использоваться он должен в определенных рамках, выходить за которые не следует. Для Лилит типична такая, например, фраза: «Вы употребляете некорректное выражение, некорректное понятие». С точки зрения левого полушария, любое понятие существует только в определенном смысловом поле, а если человек за пределы этого смыслового поля вышел, то термины теряют смысл, а их употребление некорректно. И человек, у которого в данный момент активна Лилит, всегда заметит подобную некорректность и подобную фразу произнесет. Человек, который находится под влиянием Томы, то есть правого полушария, никогда ничего такого не скажет. У него есть некоторое ассоциативное поле смыслов, которые вплетены в его тотальное переживание, и он не отличает одного смыслового поля от другого — он переживает то, что происходит, и этим занят, и о другом не думает. Для него символ это не ограничитель. Для Лилит символ — это ограничитель, это точное значение в точно заданных пределах. А если у человека включена Тома, для него символ — источник вдохновения, отправная точка для свободного ассоциирования.

Я не знаю, приходилось ли вам оказываться в ситуации, когда вы пытаетесь что-то точное и ясное объяснить человеку, а он, слушая вас, неожиданно разражается стихотворной цитатой, связанной лишь ключевым словом с тем, что вы говорили, и это его уводит куда-то очень далеко, видно, что совершенно не туда, но он почему-то очень доволен происходящим. Например, он воспринимает ваше точное сообщение, которое вы пытаетесь в него внедрить, что вы приезжаете в его город в таком-то поезде, в такое-то время, и просите его прийти на вокзал и вас встретить. У вас такое впечатление, что он совершенно пропускает все это мимо ушей, когда он в ответ начинает вам цитировать стихи Бориса Пастернака из сборника «На ранних поездах» — в то время, как, по вашей мысли, он должен был бы держать в руках блокнот и точно записывать номер поезда. Но при восприятии по Томе человек интериоризирует символ, который получает, и переживает его в своем внутреннем мире. В данном случае, символ — это информация о вашем приезде, и человек его воспринимает, а затем приходит в экстатическое состояние в связи с тем, что он вас увидит, и в рамках своего экстатического состояния начинает читать любимые стихи, то есть жить полной жизнью. Таким образом, для Томы символ — это в каком-то смысле стартовая площадка для дальнейшего творческого процесса.

Если для Томы типично ассоциативное поле, или пейзаж ассоциативных полей, где могут быть и краски, и звуки, и многое другое, то для Лилит характерно точное знание, символом которой является наука, как она понимается в идеале.

Другой пример (кстати говоря, распространенная ситуация). Вас знакомят с человеком, и он весь из себя такой добрый, мягкий, все время улыбается, и вам говорят, что он точно такой на самом деле и есть. Он всегда вас выслушает, он всегда вас поймет и вам поможет, он такой необыкновенно замечательный, единственно, у него, к сожалению, страшная мегера-жена. И совершенно непонятно, как он с ней живет. Она его так мучает, она его так ограничивает, она его так ревнует ко всем без исключения, но с необыкновенной свирепостью! Астрологически эта ситуация совершенно ясна. Человек живет под Томой и отлично себя чувствует, но поскольку в мире в таком состоянии не проживешь, то функцию Лилит, то есть Черной Луны, он делегировал своей жене, и нужный для выживания жесткий порядок и необходимую структуризацию пространства она осуществляет, так сказать, за двоих.

Аналогично, нередко бытует легенда о том, что в государстве хороший добрый царь, но у него злые министры, которые искажают ему видение положения дел в стране и не дают должным образом руководить.

В действительности, в психике всегда есть определенный баланс полушарий, то есть у нас никогда не бывает ни чисто сущностного проживания, ни чисто символического. Но каждый человек формирует себе этот баланс сам.

Рассмотрим, например, приготовление пищи. В кулинарии есть две противоположные школы. Когда кухарка или повар берут в руки кулинарную книгу, то по отношению к ней возможны два подхода. Одни люди стремятся максимально точно следовать инструкциям, которые есть в этой книге, хотя сами инструкции бывают иногда несколько расплывчаты. У меня, например, всегда была склонность к кулинарии, и я еще как-то мог понять выражение «тушить до готовности», при всей его неопределенности, но когда в инструкции говорилось: «тушить до полуготовности», то тут я все-таки терялся, потому что, будучи математиком, я плохо мог понять, как понятие «готовность» может быть разделено напополам. Но, тем не менее, есть хозяйки, которые стремятся максимально соблюсти инструкцию. И они, соответственно, отмеряют ложки, стаканы, градусы и минуты, у некоторых даже весы есть, и они взвешивают все эти продукты.

А есть противоположная кулинарная школа, когда продукты кладутся по вдохновению, когда вся балансировка идет по вкусу, и время приготовления определяется так, как человеку подсказывает его интуиция. Такие хозяйки, если их спросить о рецепте, теряются. Они вам ничего не скажут. И у них это блюдо каждый раз выходит по-разному, даже с одним и тем же рецептом. Оно очень сильно зависит от эмоционального состояния, от психического состояния, от настроения, но некоторые при этом ухитряются готовить очень хорошо. Например, узбек никогда не купит пакет риса, как это делаем мы: он покупает его мешок. И когда он варит из этого мешка первые два-три плова, он лишь приспосабливается к рису из данного мешка. И лишь после этого он может варить плов по-настоящему.

Когда человек занимается поварским искусством под Томой, он вкладывает в это блюдо всего себя до конца. И самый рутинный процесс, такой, скажем, как перемешивание салата, для него становится чрезвычайным моментом отдачи энергии. Я это, кстати говоря, не раз замечал. Когда вы режете овощи, это еще туда-сюда, но когда вы начинаете их смешивать, идет сильнейшее поглощение энергии повара: салат буквально высасывает его без остатка. Это связано с тем, что в процессе перемешивания продукты начинают взаимодействовать друг с другом, и для того, чтобы в конце все хорошо получилось, то есть чтобы они подружились друг с другом и образовали, так сказать, единый дружный коллектив, нужна очень большая поварская энергия. Это взгляд Томы. А взгляд Лилит — нет проблем, взял миксер, включил, оно себе и перемешалось. Понятно, да? Этим отличается еда, которая приготавливается в ресторане, от еды, которая приготавливается в столовой. В столовой она готовится под Лилит, а в ресторане индивидуально каждому клиенту готовят то, что он заказывает, и Тома у кулинара в ресторане включена гораздо сильнее, чем у общепитовского повара.

Поговорим теперь на тему о чувствительности. Это тоже очень важный момент. Почему Лилит иногда называют точкой зла в человеке? В этом есть большой смысл.

Тома дает сверхчувствительность: если вы что-то воспринимаете сущностно, если вы воспринимаете это целиком, эмпатически, то естественно, что вам в этом положении трудно творить зло. Если вы взаимодействуете с другим человеком и при этом вы чувствуете его как себя, и нанесете ему зло — вы сами сразу же почувствуете его боль, и вы не станете этого делать. Обратная связь тут моментальная.

А Лилит — это, наоборот, место, где человек как бы обезболен, где у него нет чувствительности и в каком-то смысле нет обратной связи. Здесь символами можно оперировать как угодно: Лилит — это самая удаленная точка лунной орбиты. Вы не чувствуете тех объектов, с которыми вы оперируете, символы далеки от объектов. Поэтому вы опасны для мира. Если у вас включена Лилит — вы опасны. Вы вооружены инструментами, которые могут сделать, все, что угодно: могут вылечить, а могут и навредить. Представьте себе хирурга, который делает операцию. Вот он разрезал живот своему больному, он работает внутри тела. Если он будет чувствовать боль своего пациента, то он, естественно, ничего не сможет сделать. Поэтому у него должна быть очень сильно включена Лилит: он пользуется инструментами, он режет по живому, но он должен быть очень точен. Поэтому Лилит требует повышенной точности, повышенной ответственности и предполагает отсутствие сущностной обратной связи. Здесь человек с помощью символов отделен от мира. Поэтому он опасен, в том числе и самому себе. Он не вовлечен в жизнь, он как бы вне этого мира. Это — характерная позиция для ученого. Любой ученый, философ, исследователь, который ставит себя над объектом исследования, автоматически включает у себя Лилит. А то, что объект живой, что он как-то переживает процесс собственного изучения, это, в лучшем случае, находится у исследователя в подсознании. Наоборот, человек, у которого включена Тома, прямо не защищен. Он лично, сущностно вовлечен в то, что он делает.

В связи с этим можно рассмотреть такой пример. Если вы — психотерапевт и к вам приходит клиент, то очень невредно подумать, какая из этих двух точек гороскопа (Тома или Лилит) включена у него и у вас. Если у вас включена, например, Лилит, то вы будете от него очень удалены — но для некоторых людей это ровно то, что нужно. Если у вас включена Тома, и клиент начнет рассказывать вам о своих неприятностях, то вы запустите его в свой внутренний мир, у вас потемнеет в глазах, руки начнут опускаться, колени задрожат, потом покажутся слезы, и вы воскликните: «Ах, не надо продолжать, я уже почувствовал вашу трагедию, и больше уже не могу ее выносить!» — и в слезах выбежите из комнаты. Это будет типичным поведением по Томе.

Или (другой вариант поведения по Томе) вы броситесь его обнимать и целовать, сильно его обслюнявите и начнете рассказывать что-нибудь о себе: «Как я вас понимаю! У меня в юности была очень похожая история. Я тоже, как и вы, влюбилась и совершенно безнадежно, и как он меня мучил, я чуть не умерла от горя!»

Поведение психотерапевта по Лилит в чем-то похоже на манеры психоаналитика фрейдовской школы, полностью отстраненного от пациента, а в особенности от его эмоций. Знаете известный анекдот о фрейдовском аналитике? Приходит к нему на консультацию еврейка с сыном. Он с ним долго разговаривает о чем-то, потом выходит к матери и очень серьезно, академическим тоном, в стиле Лилит говорит ей: «У вашего сына — эдипов комплекс!» А мама смотрит на него и под Томой отвечает: «А что вы мне все комплексы-шмомплексы! Главное, чтоб мамочку любил!» Ей не понравился его научный подход и торжество Лилит, и она осуществила перевод от Лилит к Томе.

Содержательный факт заключается в том, что каждый человек, в том числе и клиент — астрологический, психологический — в каждый момент времени находится по отчетливым влиянием либо Лилит, либо Томы, и очень редко включены обе луны вместе. Либо клиент находится под влиянием Томы, и тогда он ждет он терапевта сопереживания, сущностного восприятия, или клиент находится под влиянием Лилит, и тогда он хочет, чтобы терапевт его объективно исследовал в рамках определенной психологической концепции, как-то его расклассифицировал, наклеил на него бирочку и т. п. После этого клиент уйдет не вылеченный, но понятный науке и самому себе, зная, что он, скажем, экстраверт, эксгибиционист и страдает эдиповым комплексом. Для него главное, что у науки есть для него эта самая бирочка, и он, собственно говоря, за этим и пришел. Однако если клиент хочет, чтобы наука в нем разобралась подробно и поставила индивидуализированный диагноз, свойственный лично ему и никому больше, то это стремление означает влияние Томы.

Нужно очень ясно понимать, что символы под Лилит и Томой воспринимаются совершенно по-разному. Символ для Лилит всегда есть некоторое универсальное, точное значение, одинаковое для всех людей, или для всех людей определенного круга, но чаще всего с претензией на всемирную объективность. Тут у символа есть точное значение и невозможны никакие вариации. Существует число 2, и оно равно 1 + 1. И никаких вариантов у этой формулы нет и не может быть.

Символ для Томы — это скрытое богатство огромного количества всевозможных разнообразных вариаций, и человек ощущает себя их полноправным творцом. Вы ему что-то говорите, он вам отвечает: «Да, я вас очень хорошо понимаю», — но скоро вам становится ясно, что он вас абсолютно не понимает, но ваши слова вовлекли его в увлекательный (для него) творческий процесс. Вполне возможно, что вы предполагали, что у него активна Лилит и предлагали точные и ясные слова или однозначные символы, а он их интериоризировал, они его вдохновили, и дальше уже пошло его индивидуальное личностное проявление, очень слабо связанное с вами и вашим сообщением.

Можно сказать, что Тома очень сущностна, но невнятна. Внятность — это качество Лилит. Однако порой Лилит чересчур ясна; ее ясность называется тогда: «простота хуже воровства». Все ваше личностное своеобразие, всевозможные личностные вариации, всю глубину символа Лилит ставит в жесткие рамки, точно определяет единственное значение, и деваться от этого некуда. О таком человеке иногда говорят: «Умный, аж противно!» Это человек, который использует определенные интонации, определенные состояния сознания, и, пока он находится под влиянием Лилит, его с этого не сдвинешь. Как с этим можно бороться чисто терапевтически? Войдите в сущностное состояние под Томой и увлеките его за собой — но это будет нелегко! Или можно войти в его состояние, включить у себя Лилит и начать взаимодействовать с ним в рамках его реальности — но тогда нужно иметь интеллектуальную силу, не меньшую, чем у самого этого человека.

Для человека, у которого активна Тома, характерно отсутствие границы с миром. Если вы ему нравитесь, он подойдет к вам слишком близко. Если вы ему не нравитесь, он повернется к вам спиной. Для него правила вежливости — это не повод, так сказать, для размышления.

Для человека с активной Лилит существует закон — точный, ясный, которому нужно следовать, и в этом для него нет никаких сложностей. У него есть четкое отработанное мировоззрение, которое не дает человеку возможности для того, чтобы подумать, что возможны какие-то вариации. У него есть четкие правила редукции, то есть сведения общего к частному, к частным конкретным символам, которые должны охватить все.

Так, например, была построена марксистско-ленинская философия. Когда я ее изучал (насильственным порядком, правда; не скажу, чтобы она меня сильно волновала), я заметил, что во всех случаях, когда она не может ответить на какой-то вопрос, выдается некоторая формула, смысл которой — заткнуть рот интересующемуся. Смысла в этой формуле нет, но ею дается как бы некоторый квазиответ. Я думаю, впрочем, что это свойственно не только марксистско-ленинской, но и любой философии, которая претендует на полноту и научность.

 

Возможно, вы поняли меня в том смысле, что Тома имеет оттенок астрального тела, а Лилит — ментального, но это не так. В действительности деление на Лилит и Тому идет по всем тонким телам. Например, есть люди, для которых не только астральное тело, но даже и физическое воспринимается по Лилит. Казалось бы, физическое тело такое сущностное, свое, и нельзя не переживать свою боль сущностно. Можно. Можно переживать и ощущение физического тела, и даже физическую боль полностью по Лилит, то есть как символы, которые находятся от вас на весьма удаленном расстоянии.

Есть, например, люди, которые воспринимают свое тело по сантиметрам: объем талии, вес, рост, кровяное давление и так далее. И если эти показатели не меняются, то у них все в порядке. Если же такой человек и регистрирует у себя состояние сильного голода или, наоборот, сытости, то и они тоже идут у него скорее как символы его состояния, нежели как чувственные переживания. Жизни тела как такового для этого человека просто не существует.

Когда я еще только начинал заниматься массажем, я поражался тому, насколько мои клиенты по-разному воспринимают массаж. Я спрашивал: «Что ты чувствуешь?» Один буркнет: «Все в порядке», — и считает это исчерпывающим описанием; дальнейшие подробности его не интересуют и он их не различает. Был у меня клиент, который во всех случаях говорил коротко и ясно: «Ништяк». Не это его волновало. А есть люди, которые буквально на каждое движение массажиста выдают особенный сладострастный стон, а на вопрос, что они чувствуют, выдают фантастические по богатству наборы ассоциаций, картин и ощущений, связанных со своим телом. Таким образом, все люди довольно четко делятся на две категории: телесно-ориентированных, у которых восприятие своего тела эмпатическое, по Томе, и телесно-безразличных, у которых тело идет по Лилит, по довольно определенной номенклатуре абстрактных символов.

То же относится к эфирному телу и, как ни странно, к астральному. Казалось бы, эмоции — очень сущностные переживания, но на самом деле многими людьми они тоже воспринимаются по Лилит, то есть чисто символически.

Как это выглядит? У такого человека есть внутренний набор символов, которыми он обозначает свои эмоциональные состояния. «Я зол, ах, как я зол! Я рассержен! Я добр! Я доволен! Я недоволен! Я рад!» И весь этот спектр эмоций в его сознании это совершенно однозначные, четко определенные символы. И его эмоциональность для него самого совершенно не сущностна, она для него абстрактно-символична, и взаимодействуя с ним, это нужно хорошо понимать.

Обратимся теперь к сфере духа. Основоположники религии, проповедники, люди, которые стремятся к Богу и призывают к Нему остальных, обычно имеют очень сильно развитое атманическое тело, но воспринимают его и атманический план, как правило, под Томой. Когда к истинному святому приходит человек, святой видит его целиком, всю его жизнь от начала до конца и душу на всю ее глубину. У таких людей обычно чрезвычайно богатые ощущения атманического плана, но эти ощущения с большим трудом переводятся в сколько-нибудь понятные на рациональном уровне символы. Вообще надо сказать, что внятного и хоть немного адекватного языка для описания атманического тела и плана в нашей культуре просто не существует, и создание такого языка — одна из задач, которую я поставил себе в качестве цели своих изысканий.

А есть люди, у которых восприятие атманического тела идет по Лилит. Таковы, например, ученые-этнографы и историки, которые, будучи атеистами, изучают религиозные верования и обряды. Есть в таком-то месте Африки такое-то племя, у него есть такой-то бог, у него такие-то функции, и ему так-то поклоняются. А в соседней деревне бог несколько другой, и поклоняются ему несколько иным образом, а различия состоят в том-то и том-то. В качестве основной символической системы для описания атманического тела и плана здесь выступает язык соответствующей науки — этнографии, истории, культурологии.

Очень интересно, как деление на полушария проходит по ментальному телу. У каждого человека есть любимые образы и родные понятия и импликации (правила логического вывода), которые он воспринимает очень сущностно. Тогда он говорит очень лично: «Из этого обязательно следует вот это», — и чувствуется, что он переживает это следствие всем своим существом. А есть понятия и слова, которые от него сильно отделены, и он говорит о них совершенно абстрактно.

Что такое сильная Тома на ментальном теле? Одна моя знакомая, очень мистически настроенная женщина, рассказывала своей подруге, как она во сне ездила к ней в гости (а это через всю Москву). А та в ответ воскликнула: «Ах, так далеко!» Вот это — ментальная Тома.

 

Для Томы характерны тонкость, нюансы, подробности, для Лилит — ясность, схематичность, определенность, разделение себя и мира; для Томы — сущностность и вовлеченность, для Лилит — инструментальность, разделенность человека и объекта; для Томы — переживание, для Лилит — работа над чем-либо. Для Томы характерно обаяние, интуиция, богатство ассоциативных связей, для Лилит — логика, разум, умение комбинировать, рассуждать, по определенным правилам складывать мозаику. Человек Томы — это мистик, это очень лично, поэтически вовлеченное существо, человек Лилит — это ученый, безличный, объективный, определенный.

Это разделение очень характерно для отношения человека к сексуальным вопросам и сексуальным переживаниям. Когда я был еще совсем молодой и все такое было запрещено, в интеллигентских кругах в виде перепечаток ходила популярная книга, перевод с английского, называлась она, кажется, «Сексуальное поведение в зрелом возрасте» Мастерса и Джонсон. И там подробно объяснялось, абсолютно в стиле Лилит, что должен делать мужчина оказавшись рядом с женщиной, какие бывают типы женщин, как (буквально по секундомеру!) надо проводить прелюдию, но, самое главное, мужчины чрезвычайно порицались за то, что они никакого внимания не уделяют женскому оргазму. Гады! Там объяснялось, что мужчине это ничего не стоит, что для него получить оргазм — это раз плюнуть, никаких проблем, а, вот женщине это сложно, и мужчина должен специально над этим трудиться — такая в этой книге провозглашалась этика. В ней наблюдалось, в нашей терминологии, полное торжество Лилит и взгляд на женщину в сексе как на объект воздействия.

Этой осенью, то есть приблизительно тридцать лет спустя, я смотрел телепередачу о женском оргазме, там фигурировали три героини: одна, которая его никогда не испытывала, вторая, которая впервые в жизни его испытала лет через десять после начала половой жизни и, третья, которая его принципиально отрицала. Разные, в общем, были представлены варианты, и затем шло их заинтересованное обсуждение. Но что меня поразило, это единодушное мнение всех собравшихся женщин, какие гады мужчины. А в чем состоит их подлость? В том, что они все как один непременно стремятся, чтобы у женщины, с которой они соединяются, был оргазм. А это чрезвычайно с их стороны подло, потому что они по поводу каждого женского оргазма как бы ставят себе во внутреннем мире зарубку, и таким образом самоутверждаются, на материале женщин повышая свое самомнение.

Обратите внимание, что акцентировка на Лилит не изменилась: о Томе, то есть о сущностных переживаниях пары, речи как не было, так и нет. Однако чего женщина хочет? Не знаю, как все остальные, но те, которые выступали в передаче, не возражают, чтобы ими занимались, но они хотят, чтобы у мужчины при этом включалась не Лилит, а Тома. Просто эта мысль была выражена, как это у нас в массовых телепередачах принято, по-хамски. Но общий-то смысл понятен: женщине нужно, чтобы мужчина во время секса не был инструментален, не был отделен от женщины расстоянием и заранее заданной внешней целью, а переживал бы этот процесс сущностно, но при этом о партнерше все-таки не забывал.

Я несколько позже буду говорить о проработке оси Тома — Лилит. Всегда, когда есть астрологический объект, существуют и уровни его проработки, или проявлений: низкие, средние, высокие. А когда есть два объекта, которые находятся один против другого, такие, как Северный Узел Луны и Южный Узел Луны, Асцендент — Десцендент, или Тома — Лилит, то важна не только проработка их по отдельности: они представляют собой как бы единую ось, и можно говорить о проработке этой оси в целом, и такой разговор имеет и прямой психологический смысл, независимый от астрологии.

 

Я не знаю, насколько интересен был для вас предшествующий час моей лекции, потому что кому-то из вас, может быть, было достаточно двух-трех ключевых слов. Но в действительности объемное представление о любом объекте гороскопа с большим количеством психологических подробностей, эффектов и т. п. астрологу совершенно необходимо, потому что любой астрологический объект (в частности, Лилит и Тома) у разных людей проявляется по разному. И если у вас об этом объекте нет достаточно широкого представления, то вы, интерпретируя карту, легко попадете впросак. Успешная работа с клиентом — всегда маленькое чудо. Вы должны попасть в точку. Однако, хотя это может прозвучать парадоксом, шансов попасть в точку, если ваша мера знания — вот такой маленький кружочек, гораздо меньше, чем если она у вас у вас обширна. Заметьте, я рассказываю о Томе и Лилит далеко не все, и вы сами должны продумать и пережить внутренне эти темы до такой степени, чтобы у вас весь мир поделился на две части, так что вы в любой ситуации будете знать, какой на ней стоит акцент: Белой Луны или же Черной.

Типичный пример — толкование гороскопа. Каждый астролог когда-то начинает рисовать первые карты. Сейчас они компьютерные, что сильно экономит время, но в действительности люди, которые никогда карты руками не рисовали, многое потеряли.

Когда я учился астрологии, у меня была даже не книжка, а пачка бледных ксероксов эфемерид Нейла Микельсена. Персональных компьютеров тогда еще не было в природе, и соответственно карты приходилось рисовать вручную. И хотя искусство чистописания никогда мне не давалось, я очень старался рисовать карты красиво. Ксероксов в нашей стране у частных лиц тогда тоже не было, и я сам лично рисовал зодиакальный круг, все двенадцать секторов и значки Зодиаков — а потом планеты. И вот тут меня подстерегали неприятности, поскольку всегда некоторые из них претендовали на одно и то же место на рисунке, и к тому же накладывались на границы зодиакальных знаков и домов. Ко всему еще мои цветные шариковые ручки чуть-чуть подтекали, и в трудных случаях, когда карта особенно сопротивлялась, мне приходилось перерисовывать ее по второму разу.

Но меня поражало другое: мое эмоциональное состояние в момент составления карты. Редко-редко попадались карты, которые я рисовал спокойно, а основном меня сильно трепало, и не только эмоционально, но и графически. Что это значит? Сейчас объясню. Когда я начинал интерпретировать карту, то вопросы, которые чаще всего задают начинающие астрологи: «Какую планету считать гармоничной? Какую считать пораженной?» — для меня не стояли. Если планета в гороскопе была гармонична, она получалась у меня на чертеже такая красивая, круглая, крупная, в соответствующее место гороскопа приятно было смотреть. Если же планета была пораженная, она не влезала в рисунок, она была нарисована как-то криво, она противно изгибалась и еще в этом месте моя ручка обязательно мазала. Поэтому, глядя на свои чертежи, я через некоторое время стал прямо ориентироваться на эти подробности. «Ваш Меркурий поражен! Просто смотреть не на что! Такой кривой, маленький, уродливый!»

Так действует Тома. Когда начинающий астролог приходит ко мне со своей картой (он, может быть, кроме своей карты, никакой другой не видел) и начинает жалобным голосом говорить: «У меня бедная квадратная Луна. Ей так плохо, она так поражена этим Сатурном!» — это говорит Тома. А когда человек приходит и начинает в бодром темпе сыпать аспектами: «Солнце у меня в этом знаке, Сатурн — в том, здесь квадрат, здесь трин», — и все это говорится в таком темпе, что я ничего уже совершенно не воспринимаю и безнадежно не успеваю в голове составить гороскоп, значит работает Лилит.

Уровни проработки. Теперь мы поговорим об уровнях проработки Черной и Белой Лун. Это тоже очень важный момент, который можно считать не имеющим отношения к астрологии: у каждого из нас где-то стоит Тома, где-то стоит Лилит, так что принципы эмпатического и символического бытия и восприятия есть у каждого человека. Но оно бывает разным.

Мы рассмотрим три основных уровня проработки Томы, Лилит и оси в целом: варварский, любительский и профессиональный.

На варварском уровне проработки Томы нет дистанции между человеком и миром: здесь человек тотален в каждом своем проявлении, так что иногда его хочется остановить. Он слишком искренен, слишком непосредственен, слишком откровенен, например, в своих низших желаниях. Он может себя вам откровенно навязывать, совершенно ни с чем не считаясь, в частности, игнорируя косвенные знаки, которые вы ему подаете, намекая, что время общения подошло к концу и ваше личное время чего-то стоит.

Он сам представляет для себя огромную ценность, и ровно так же он видит себя в мире, то есть убежден, что представляет огромную ценность и для всего мира тоже. Или, наоборот, он может считать, что он совершенно ничтожен или ужасен, и проецировать эти свои самооценки на мир. Тогда он будет думать, что если он придет куда-то, то все его будут пинать, а в конце выгонят навсегда. У меня была знакомая, которая говорила, что когда она приходит в гости, где ей хорошо, то она принципиально сидит до конца, до последнего, пока ее не выставляют физически — потому что она точно знает, что в следующий раз ее не позовут.

У этого человека нет этического различения. Личная этика — это набор правил поведения, которые отделены от самого поведения, что само по себе предполагает известный уровень осознания мира и самоосознания. Однако для нашего героя кантовский категорический императив, который заключается в том, что человек должен жить так, чтобы каждое его действие могло бы быть возведено в этическую норму, бессмыслен, потому что он не понимает, что такое этическая норма. Он по-своему очень творческий человек, поскольку для него каждое положение, в котором он оказывается, совершенно уникально, и поэтому для него понятия этики, которая предполагает некоторое единообразие, просто не существует. Он просто есть, он просто живет. И если у него при этом сильная Тома, то он в своей реальности существует очень устойчиво, и попытки переключить его на Лилит, сказав, например: «Посмотри на себя со стороны», — окажутся безуспешными.

Это, кстати, распространенный вариант манипуляции человеком с целью переключить его с Томы на Лилит: сказать ему: «Посмотри на себя со стороны». Если у вас у самого сильная Лилит, это фраза идет как гипнотическое внушение, и ваш партнер начинает смотреть на себя со стороны вашими глазами. Чаще всего это довольно неприглядное зрелище, и многие, а особенно дети, инстинктивно, но энергично этому сопротивляются.

Что еще характерно для варварского уровня проработки Томы? Когда этот человек что-то чувствует, он отождествляется с этим чувством и проецирует его на всю Вселенную. Если у него грустное настроение, он внутренне считает, что весь мир грустит. Если он сейчас переживает плохую погоду, он считает, что она будет всегда, а точнее, он так не считает, он так ощущает. Для этого уровня характерно употребление наркотиков или других средств, которые приводят человека в экстатическое состояние. Если он влюблен, то от объекта любви его никакими силами не оттащишь, разве что побоями, и то ненадолго.

При сильной Томе ему свойственно поведение, которое можно назвать «скользкая прилипала». Он умеет к вам прилипнуть, облепить вас со всех сторон какими-то неясными присосками — и все, вы уже в нем захлебываетесь. Но если вы ему не нравитесь, то он удивительно ловко умеет перестроить свои модальности и проскальзывает мимо вас так, что вы его зацепить никак не можете.

Для варварского уровня проработки сильной Томы характерна очень большая внушаемость и большие гипнотические способности. Этот человек, с одной стороны, легко внушается любой ситуацией, то есть он под нее инстинктивно подстраивается, но, в то же время, если он активен, то легко наведет на вас гипноз, возможно, очень нехитрыми, но достаточно эффективными способами. Он придет к вам и скажет: «Ты знаешь, мне не хочется жить!» И от одной этой фразы вам жить тоже не захочется, причем надолго. У него идет инстинктивная подстройка к вам по всем модальностям, о которых он не думает, но о которых я еще много буду вам рассказывать; а когда ему нужно, он дает такую же инстинктивную (и эффективную) расстройку. У него есть очень своеобразные, но достаточно эффективные методы защиты от человека, который ему не нравится. Он скажет: «Он не такой. Он противный!» И это «противный» означает, что он уже отстроился, хотя он не употребил никаких слов. Однако он психологически настроился так, что никакого резонанса между психическим состоянием его партнера (который ему не нравится) и им самим просто нет.

Не нужно думать, что люди с сильной Томой беззащитны. Это не так, просто у них своеобразные и неочевидные защиты. Например, помните, было у нас такое понятие, как синтонность, то есть такое поведение человека, когда он употребляет те же модальности, что и партнер; обратное поведение называется антитонным. В неприятной для себя ситуации этот человек ловко употребит антитонную модальность — и все, никакого контакта с ним нет, он непостижимым образом от вас ускользает, хотя ничего, плохого по-видимому не говорит и не делает. Он, вроде бы, и рядом, но его уже нет. Он как бы внутренне говорит себе: «Не принимаю», — и умеет-таки не принять, ускользнуть, проскользнуть мимо.

Вообще, Тома — это место, где вы уязвимы. Что такое невроз? Это в первую очередь неспособность человека выйти из тяжелого сущностного психического состояния, то есть неспособность перевести Тому в Лилит. У вас есть какой-то кусочек вашей психики, который почему-то не становится от вас удаленным, хотя является для вас болезненным. Это означает, что естественная защита вашей психики по каким-то причинам не работает. Что с этим можно делать, это другой разговор, это уже тема практической психотерапии, которой мы пока касаться не будем.

На варварском уровне проработки Лилит у человека есть очень узкий набор символов и шаблонов, по которым он все меряет. Например, у него могут быть два понятия в отношении окружающих людей: или ты хороший человек и мне друг, или ты плохой человек и мне враг. Все: вариации не допускаются, и он об этом и не размышляет. У него, таким образом, для всех знакомых и родственников есть ровно две клеточки. Иногда знакомый по непостижимым причинам из одной клетки переходит в другую, то есть из друга становится врагом или наоборот, автоматически меняя при этом знаки всех этических оценок. У этого человека, кстати говоря, этика примитивная, жесткая, грубая, но для него существенная, то есть он на нее ориентируется в своем поведении.

Ему свойственна грубая манипуляция через символы. Например, он хочет сделать для вас что-то хорошее. Но вы для него — символ. Он знает, что вы должны любить сладкое. И он приносит вам торт. Вы должны быть рады, никакого другого варианта поведения им для вас не предусмотрено. Он на вас и не смотрит, то есть не ждет обратной связи: у него в голове есть четкая формула подарка (скорее всего, взятая из популярного фильма): бабе — цветы, детям — мороженое — и тогда все в порядке. И по этой его схеме вы должны себя вести. Если же вы из нее выпадаете, он либо не станет с вами взаимодействовать, либо разместит вас в своей классификации людей в особую клетку, на которой написано: «Монстры».

У него нет никакой обратной связи, но это его нисколько не смущает. Например, ребенок (неважно, свой или чужой) для него может быть послушный и непослушный, ленивый и трудолюбивый, и эти слова для него — своего рода бирочки-наклеечки, ярлычки разных видов, причем проблемы, какой ярлык на кого наклеить, у него не возникает: он делает это мгновенно и достаточно произвольно. Однако наклеенные им ярлыки могут оказаться очень устойчивыми: один раз он его на вас наклеил, а вы потом всю жизнь в его глазах не отмоетесь.

Здесь тоже возможен вариант наркомании, но это очень своеобразная наркомания — через символы. Всю энергетику, которая идет на этого человека, он трансформирует в свои абстрактные символы, и его наркотическое состояние заключается в том, что он ими играет, причем обычно это совершенно бессмысленные игры. Например, в известном романе Салтыкова-Щедрина описано, как Иудушка Головлев (который, по описанию автора, в очень большой степени человек Лилит) долгими часами предавался своему любимому занятию, которое заключалось в том, что он по карте делил Россию на одинаковые квадратики, и представлял себе, что все они ему принадлежат, и планировал засеять все эти квадратики картошкой, или чем-то еще, и высчитывал, сколько бы у него было прибыли каждый год, если бы она дала хороший урожай.

На варварском уровне проработки Лилит характерна иллюзия свободы наклейки бирочек и ярлычков и иллюзия свободы манипулирования объектом. Здесь символ полностью отделен от объекта. Этот человек говорит: «Пусть!» — и считает, что этого достаточно. Знаете историю о мулле Насреддине, как он читал проповедь — это типичный пример такого уровня Лилит. Мулла — это учитель религиозной школы. Мулла Насреддин пришел в деревню читать проповедь. Народ собрался его слушать. Мулла спрашивает: «Знаете, о чем я вам буду проповедь читать?» Народ отвечает: «Нет, не знаем!» «Ну, тогда и я не знаю!» — обиделся мулла, и не стал читать. Через неделю он приходит снова, опять собрался народ, и мулла снова спрашивает: «Знаете, о чем я буду читать?» Народ, уже ученый, говорит: «Знаем!» «Ну, раз вы знаете, я и читать не буду!» — отвечает мулла и уходит. Через неделю опять собирается народ. Казалось бы, уж можно было понять намек. Но нет, народ нуждается в духовном окормлении. Мулла спрашивает: «Знаете, о чем я буду читать вам проповедь?» Однако народ уже подготовился: он разделяется на две половины, и одна половина говорит: «Знаем», — а другая половина говорит: «Не знаем». Тогда Насреддин заявляет: «Очень хорошо! Пусть те, которые знают, расскажут тем, кто не знает!» Это очень типичная иллюстрация того, что такое Лилит низкого уровня. У такого человека полная иллюзия, что когда он говорит: «Пусть будет то-то», — и у него в голове есть ясный символический план того, что должно произойти — то ровно так оно и произойдет в действительности («те, которые знают, расскажут тем, кто не знает») — а то, что имеющимся в его голове символам соответствуют реальные объекты, которые весьма удалены от этих символов, ему в голову не приходит.

Другой пример — это то, чем нас кормили много лет во времена социализма, когда манипулирование идеологическими символами заменяло реальные преобразования. Но эту традицию, к сожалению, преодолеть сложнее, чем хотелось бы. Власть по природе своей склонна оперировать символами, и для нее они наполнены большой энергией, особенно символы, обозначающие народ в целом или большие группы людей, и возникает впечатление, что если мы можем их соединять в словесных формулах, то тут же нечто подобное происходит и в жизни. Но в жизни оно получается совсем по-другому, хотя на низком уровне проработки Лилит человек совершенно этого не понимает. У него есть приказ, у него есть подпись под этим приказом, и все. Приказ доведен до сведения нижестоящего чиновника — значит, он исполнен.

 

Теперь переходим к любительскому уровню.

На любительском уровне проработки Томы человек уже в какой-то мере управляет своими подсознательными ощущениями. Он по-прежнему переполнен своими ощущениями, но он начинает ими как-то управлять. На варварском уровне у него никакого управления своими ощущениями нет, он ничего не может с ними сделать. Он переполнен состоянием, в котором он находится, и его проживает, и здесь для него вариантов нет, даже если оно негативное. Он может попытаться повиснуть у вас на шее и передать вам часть своего негатива — но это не есть управление. А на любительском уровне человек уже учится управлять своими чувствами, он учится расставлять акценты. Помните, я вам рисовал картинку: кубик, у которого на гранях написаны разные тонкие тела. Так вот, этот человек переживает всеми телами сразу, но все-таки он может найти тело, эфирное, например, или физическое, которое переживает чуть поменьше, и смотреть на происходящее как бы сквозь него. Насколько тотально мое переживание? Сердце у меня трепещет, руки у меня дрожат, коленки тоже. А вот большой палец левой ноги, похоже, поспокойнее. И я с ним отождествляюсь, и так ситуация вроде бы смотрится полегче.

Этот человек учится модифицировать, ослаблять и усиливать свои положительные и отрицательные реакции, он начинает обращать внимание на какие-то символы. Символы всегда рядом, но в сущностном состоянии человеку не до них. Что такое любовь? Это состояние, когда, увидев человека, вы забываете обо всем — и об остальном мире, и о себе, а в сознании остается лишь его образ, который заполняет вас целиком. Однако на любительском уровне проработки Томы вы в какой-то степени собой владеете. Переживание, внешний образ по-прежнему заполняет вас целиком, но вы можете смотреть налево, можете смотреть направо, и как-то корректировать свои проявления, выбирать разные модальности своего поведения.

На любительском уровне проработки Лилит у человека возникают правила согласования символов. Если на варварском уровне символов, как правило, немного и они совершенно произвольно друг с другом компонуются, человек об этом не задумывается и лепит их, как ему нравится, то на любительском уровне он понимает, что между этими символами есть определенные правила взаимодействия и компоновки, определенное соподчинение, как у слов в предложении есть грамматическое управление. Нельзя просто бормотать слова друг за другом, нужно строить фразу, соблюдая законы грамматики.

Здесь появляется понятие о системном подходе, возникают представления о разных символических системах с более или менее богатыми наборами символов, и человек начинает их уважать. Он смотрит снизу вверх на науку, уважает разные системы, схемы, классификации. У него происходит дифференциация символов, выяснение отношений между ними. Так ребенок учится собирать конструктор или составную картинку из кубиков, соединяя их так, чтобы рисунок на одном кубике подходил к рисунку на соседнем кубике

И эти символы уже начинают имитировать реальность. На варварском уровне проработки Лилит нет даже намека на то, что символы могут имитировать реальность — они лишь грубо вторгаются в нее. А здесь из символов строится как бы игрушечный мир. (В зависимости от того, где стоит Лилит, вы сразу же сможете понять, где человек будет заниматься этим строительством. Если она стоит в водной стихии, то у него это строительство будет происходить в первую очередь во внутреннем мире, а если она стоит в земном знаке, то, соответственно, во внешнем мире.)

И, наконец, профессиональный уровень.

На профессиональном уровне проработки Томы человек понимает, что его внутреннее реагирование чрезвычайно богато, это фактически реагирование целого мира, и он относится к нему с большим вниманием. У него большая способность варьировать, медитировать и очень разнообразно, тонко и сущностно переживать разные вещи — даже такие, которые, казалось бы, совершенно однозначны. Представьте себе какой-то штамп, например, жесткий шаблон мышления, или какой-то установившийся объект, который, казалось бы, незыблем, то есть являет собой в чистом виде однозначный символ, торжество Лилит. Однако когда этот символ попадает в восприятие человека с профессионально проработанной Томой, то оказывается, что это все не так: у этого символа обнаруживаются многочисленные вариации и степени свободы. Например, известный писатель Д. Сэлинджер использует такой прием: главный герой повести «Над пропастью во ржи» пересказывает фильм «Ромео и Джульетта». И с помощью этого пересказа прекрасно известного сюжета мы узнаем многое — естественно, не о Ромео и Джульетте, а о мальчике — герое книги. Так работает хорошо проработанная Тома.

У такого человека очень разнообразные, дифференцированные ощущения, он совершенно уникальным образом воспринимает любой объект. Иметь дело с таким человеком в некоторых отношениях очень сложно. Как говорят, все великие люди заняты одним объектом, а именно, собой. По-видимому, это тоже признак профессиональной проработки Томы, потому что творец перед тем, как выразить в понятных потребителю символах ту или иную реальность, ее прорабатывает и проживает внутри себя, и вот это и есть Тома на высоком уровне. У него действительно идут необычные и интересные ощущения, переживания, медитации, требующие большого внимания к себе.

Профессиональный уровень проработки Лилит дает владение хорошо разработанными символическими системами и способности к их разработке. Этот человек создает полные системы, где нет лишних символов, где символы хорошо друг с другом сочетаются и с ними удобно работать. Это может быть, профессиональный конструктор, создающий проект и чертежи большого, сложного объекта, например, космического корабля. Это требует знания и соблюдения совершенно определенных и детально разработанных правил (в нашем примере — изображения технического объекта на бумаге). Но перед этим будущая ракета расположится (символически) у него во внутреннем мире.

Здесь характерна большая тонкость и точность идентификации, то есть соотнесения реального объекта со знаком или символом, и нет иллюзии, что это сделать легко. Здесь идет очень тонкая диагностика: разработанная классификация накладывается на реальность, однако сам процесс этого наложения очень и очень непрост.

Карл Юнг, например, стал известен миру, когда написал книгу под названием «Психологические типы». Психологических типов там два: интроверт и экстраверт. И обозначены они на первой странице этой книги очень простыми и ясными фразами, а именно: «Интроверт — это человек, для которого внутренняя реальность важнее внешней, а внешняя для него — лишь повод для того, чтобы ее воспринять и затем внутри себя что-то с ней делать. А экстраверт — это человек, для которого важнее внешняя реальность, и он ей подчиняет внутреннюю». И после этого автор на протяжении четырехсот страниц объясняет, что такое на самом деле интраверт и экстраверт — я еще буду вам об этом рассказывать, и перескажу некоторые его примеры — вся эта книга, в сущности, посвящена изложению большого количества исторических примеров и обсуждению, кто был интровертом, а кто экстравертом, и что у них из этого получалось. И в заключение этой толстой книги, в которой он описал простейшую систему из двух, собственно говоря, символов, Юнг пишет, что не надо думать, что так уж легко, глядя на человека, определить, интроверт он или экстраверт: это дело тонкое, тут нужно долго думать и никогда не выносить окончательного диагноза. Вот это подход профессионала, ничего не скажешь!

 

Мировоззрение и мироощущение. Чем они отличаются? Это очень важно понять, потому что эти понятия во многом противоположны. Я в начале лекции сказал, что ось Тома — Лилит — это ось мировосприятия. Так вот, к Томе относится непосредственное эмпатическое мировосприятие, то есть мироощущение. А к Лилит относится мировоззрение: это набор символов, определенных схем, рамок, точно выверенных представлений, под которые человек подстраивает мир, когда он его видит. Вы вышли в лес, вдохнули воздух, почувствовали ветер, и вас наполнило ваше мироощущение. А мировосприятие активно, когда вы смотрите на мир глазами ученого, когда вы ходите, смотрите и говорите: это дуб, а это береза. А если у вас нет соответствующих понятий, то вы теряетесь и как бы пропускаете деревья мимо. На эту тему я могу вам рассказать историю из жизни.

Это еще было очень давно, где-то в 70-х годах, когда атмосфера в обществе была совершенно другая, и понятий «философия», «мировоззрение», «мировосприятие» как бы не существовало: была одна философия, марксистско-ленинская, которую, впрочем, в те времена мало кто воспринимал всерьез. У меня была знакомая, как я теперь понимаю, с очень сильной Лилит. Так вот, это была интересная барышня с богатым внутренним миром, с философскими запросами, и очень интересующаяся психологией. И она рассказала мне такую историю.

Ехала она в поезде дальнего следования и оказалась в одном купе с интересным молодым человеком. Ехали они долго и по пути почувствовали очень глубокую симпатию друг к другу. В общем, парная медитация пошла сверху вниз и дошла уже до физического тела практически вплотную. И тут барышня уже совсем было собралась соединиться с попутчиком в нежном объятии, как почувствовала, что что-то ей мешает. И, чуть-чуть послушав себя, она поняла, что именно ей мешает, и отнеслась к молодому человеку с таким вопросом: «Дорогой, не мог бы ты, перед тем, как мы продолжим наши объятия уже без одежды, изложить мне основы своего миросозерцания — а иначе я продолжать не могу». Он был ошарашен, но напрягся и, подумав некоторое время, изложил спутнице свое миросозерцание. Оно ее полностью устроило. Она сказала: «Все, дорогой, я готова». Но, как бы это сказать помягче, птица его любви не смогла расправить крылья, потому что вся его энергия пошла на изложение его мировоззрения.

Для меня эта история была полным торжеством концепции Фрейда о сублимации, иллюстрацией того, что сексуальная энергия в некоторых случаях поднимается вверх и превращается в более тонкие энергии. Но заметьте, что произошло с точки зрения нашего сюжета? Оба они находились в состоянии Томы, очень сущностном, ни о каких символах не думали. Но когда барышня спросила о миросозерцании, произошло резкое, грубое переключение с Томы на Лилит и энергегтика ситуации качественно и безвозвратно изменилась.

Динамика переключения. Тома переходит в Лилит, когда сущностное действие превращается в ритуал, в схему. Это нормальная процедура, которую можно назвать экономией психической энергии. Дело в том, что сущностные переживания нам (нашей психике) дорого стоят, и как только есть минимальная возможность ритуализации, схематизации, обрастания символами, это и происходит.

Вообще надо сказать, что мы очень сильно обеднили свою жизнь в ХIХ и тем более в ХХ веке (это упрек не к присутствующим, а к западной цивилизации в целом), когда пошла мода на ментальное моделирование, а ритуальное моделирование, то есть моделирование в действии, очень сильно сократилось. Раньше были в моде карнавалы, разнообразные ритуалы, как религиозные, так и светские. К. Юнг, кстати, очень высоко ценил католический религиозный ритуал, и писал, что протестанты очень многого лишились в связи с тем, что отменили религиозные ритуалы.

Тема ритуализации всегда возникает при передаче религиозного учения. Когда приходит пророк, он очень сущностен. Он несет с собой огромный сущностный заряд, он находится в первую очередь под Томой. Когда Христос говорил своим прямым (так сказать, прижизненным) ученикам: «Веруйте в меня», — эти слова означали совсем другое, чем слова: «Уверуйте в Иисуса», — когда их произносят Его последователи, миссионеры ХХ века. Тогда, в первом веке нашей эры, «уверуйте» было что-то совсем незначительное, как я это себе представляю: верующему требовалось обычное человеческое доверие, и этого было достаточно для того, чтобы харизма, благодать Сына Божьего на этого человека опускалась, и далее он уже постоянно находился в религиозном потоке. А когда пророк уходит, когда проходят многие поколения религиозной традиции, и верующие живут лишь воспоминаниями, то естественно, что происходит переход от сущностного восприятия к символическому, от Томы к Лилит. Все труднее становится подключиться к непосредственному источнику благодати, источнику религиозного переживания: для этого требуются все более и более разветвленные ритуалы. В принципе, ничего плохого в этом нет. Надо просто понимать, что когда ритуал действенен, пусть он будет даже сложен, он должен достигать определенной цели. Если такое понимание есть, то реально происходит проработка оси Тома — Лилит, о которой я собираюсь говорить.

С другой стороны, есть обратная динамика перехода: от Лилит — к Томе. Когда мы пристально вглядываемся в символы, какие-то вещи происходят с нами и сущностно. Тогда символ выступает в роли глазка в двери: пока мы ходим вокруг него и смотрим на него как на глазок, он нам не говорит ничего. Но в какой-то момент мы подходим к нему вплотную и смотрим сквозь него. И тогда он открывает нам новый мир.

Например, бывает любовь с первого взгляда, когда сразу включается Тома. А бывает (кстати, не так и редко) любовь далеко не с первого взгляда, а, например, с третьего, четвертого, десятого, когда люди постепенно притираются друг к другу. В старину был принят брак по благословению родителей. Молодые люди женятся и некоторое время живут, постепенно друг к другу привыкают, и к ним приходит любовь. Это процесс перехода от Лилит к Томе. И здесь тоже многое зависит от того, как человек настроен: склонен он видеть за символами, которые кажутся ему формальными, некоторую реальность, что-то за ними просматривать, или же нет. Например, астрология ко многим людям приходит сейчас именно в этой последовательности: от Лилит — к Томе. Сначала они о ней много слышат, но она для них ничего не значит, они в нее абсолютно не верят; потом они начинают строить первые гороскопы или попадают на успешную консультацию к астрологу (чаще, кстати, первое, чем второе) — и в какой-то момент бывают сущностно потрясены.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных