Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Социально-культурная деятельность




1. Религиозное воспитание: посещение селянами службы в церкви; Евангель­ские вечера; беседы на религиозные темы.

2. Христианские и национальные праздники: Рождество Христово; Пасха; день Иоанна; день Святого Михаила; Масленица; Новый Год.

3. Театральные представления: спектакли на религиозные темы с участием всех селян.

4. Фольклор: народные танцы; вечера поэзии; народные песни.

5. Арт-терапия: живопись, лепка, постановка спектаклей, народные танцы, эвритмия.

6. Экскурсии: по району (Старая Ладога, Новая Ладога, Волхов), в Санкт-Петербург, Новгород.

7. Лекции: на разные темы — проводятся сотрудниками Центра, гостями Центра, делаются отдельные сообщения некоторыми селянами.

8. Спортивная деятельность: лыжные и пешие прогулки.

9. Общие собрания Центра: участие селян в обсуждении социально-культур­ных мероприятий Центра, решение бытовых проблем Центра.

10.4. РИТМ ЖИЗНИ В ЦЕНТРЕ «ДЕРЕВНЯ СВЕТЛАНА»

Ритм и ритмические закономерности в лечении являются основой антро­пософских методов реабилитации. Создают эту жизнь ритмов сотрудники (ко-вокеры), а воспитанники (селяне) включаются в нее. Сон и бодрствование, регулярный прием пищи, чередование в работе, движение и покой и т. д. Ос­новой ритмической организации является ход дня, недели, года.

Рабочая неделя в Центре (деревне) охватывает промежуток времени с поне­дельника до субботы.

Рабочие дни:

6.45 — Подъем.

7.30 — Все члены семьи дома собираются в гостиной. Встают в круг и чита­ют молитву «Отче наш», потом поют утреннюю песню, по завершении кото­рой берутся за руки и все произносят: «Доброе утро». После этого садятся за общий стол завтракать.

Тот, кто готовил утром завтрак, садится во главу стола и произносит за­стольную молитву. После этого все сидящие за столом берутся за руки и гово­рят: «Благословенная трапеза». Тот, кто сидит во главе стола, накладывает для каждого в тарелку кашу. Первым тарелку получает тот, кто сидит на противо­положном конце стола от раздающего. Тарелку передают из рук в руки. Но это не значит, что, получив тарелку, этот человек начинает есть кашу. Он сидит и спокойно ждет, пока каждый получит свою порцию. После этого раздающий говорит: «Пожалуйста», — и все приступают к трапезе. На столе также стоит разная еда: сыр, масло, хлеб... Если кто-то закончит есть, он не встает сразу из за стола, а ждет, когда другие тоже закончат трапезу. Потом все берутся за руки и говорят: «Спасибо». После этого все встают и помогают убирать со стола. Два человека начинают мыть посуду, остальные переходят к уборке дома. У каж­дого свой участок. Уборка длится до 8.45.

9.00 — Начало работы. Каждый из молодых людей (селян) знает, где будет работать и с кем. Об этом договариваются за столом после завтрака.

10.30 — Перерыв для отдыха. Этот перерыв может быть назван также соци­альной паузой, потому что во время перерыва жители деревни могут погово­рить друг с другом на разные темы за чашкой чая или кофе. Кто-то может сыг­рать на гитаре или спеть песню. Через полчаса все опять приступают к работе.

11.00-12.15- Работа.

12.30-Обед.

14.00-16.00 — час работы.

16.00 — Перерыв на чашку чая.

16.30-18.15- Работа.

18.30-Ужин.

20.00 — Время для разных вечерних встреч, лекций и т. п.

22.30 - Отбой.

Многие из селян не умеют определять время по часам, поэтому время теку­щих событий обозначают звоном колокольчика.

Утром все просыпаются под звуки колокольчика, или кто-нибудь играет на флейте. Он останавливается у каждой комнаты в доме и играет мелодию.

Раньше других встают те, кто готовит завтрак и кто доит коров. Утренняя дойка в 6.30.

В Центре нет привязанности к какой-либо конкретной работе, каждый мо­жет попробовать разные виды труда. Например, один утром готовит завтрак, после завтрака работает в огороде, после обеда стирает белье. Другой утром занимается дровами, потом готовит чай для перерыва группы людей, с кото­рыми он не работал утром-, после обеда он работает в ткацкой мастерской и т. д. Таким образом, каждый может получать различные навыки и освоить разные профессии. Можно также оставаться работать на одном и том же месте.

По понедельникам вечером проходят собрания сотрудников (ковокеров) де­ревни. Это те люди, которые живут в Центре постоянно, практически отвеча­ют за всю его жизнь. На этом собрании говорят о текущей жизни, а также о селянах. В этом разговоре главный интерес вызывают те селяне, у которых по­явились проблемы, или эти проблемы могут возникнуть в ближайшее время. Каждый сотрудник говорит о данном селянине все, что он может сказать за прошедшие дни, так как селяне работают в течение дня в разных местах и с разными людьми, поэтому если каждый сообщит свои наблюдения, то в итоге получится целостная картина. Это можно назвать социально-психологичес­ким портретом данного селянина. Затем ищут пути коррекции негативных яв­лений.

На собрании ковокеров обсуждаются также финансовые вопросы. Никто в деревне не получает зарплату. Живут одной большой семьей, деньги — общие. Каждый сотрудник на этом собрании говорит о своих нуждах на следующий месяц. Однако исходят из той суммы денег, которая имеется в данное время.

У каждого человека в деревне есть свои функции, то есть он отвечает за оп­ределенную работу. Поэтому, если кто-нибудь уезжает из деревни на любой срок, другой должен выполнять за него его работу до его возвращения.

Во вторник вечером проводится общее собрание деревни. В нем участвуют все ее жители. Выбирается председатель собрания и секретарь, который запи­сывает в специальную книгу все выступления. Каждое собрание начинается с того, что секретарь зачитывает текст протокола предыдущего собрания.

На этих собраниях принимаются разные решения. Нужна ли корзинная мастерская? Или ее закрыть, потому что кукольная требует расширения? На­сколько вообще это плетение корзин важно для деревни? Дискуссия в разгаре. Многие просят слова и в конце концов решают, что мастерская может обой­тись меньшим помещением. И временно все должно оставаться по-прежне­му — и по социальным причинам, и из-за экономических реалий. На корзины есть спрос. Они нужны, так как могут заменить изделия, сделанные из пласти­ка. Это почти вымерший промысел. Кто-то из селян может выйти перед всеми и рассказать запомнившийся эпизод из его жизни на прошедшей неделе: на­пример, как он катался со всеми на лошади в воскресенье. Другой рассказыва­ет о поездке в Петербургскую филармонию. Он выходит и говорит, что первый

раз слышал настоящий орган. Другой селянин рассказывает о своей поездке к маме, и что там было интересного.

На общем собрании может обсуждаться и то, как проводить ближайший праздник; как делать хороший домашний вечер; мастерские показывают свою продукцию, говорят о своей работе; и т. д.

По средам вечером — время для учебы сотрудников.

По пятницам в каждом доме собираются семейным кругом все, кто в нем живет. Поют песни, рассказывают разные забавные истории. Все это проходит за чашкой чая. Желающие могут играть в настольные игры или просто разго­варивать. Все это дает возможность расслабиться в конце рабочей недели и острее почувствовать, что все вместе — действительно семья.

По субботам утром — генеральная уборка жилых домов. Каждый принима­ет участие в уборке своего дома. А потом — русская баня.

Суббота в деревне — особый день. Каждый субботний вечер в домах соби­раются семьями для чтения Евангелия. Заранее все знают, какое место из Еван­гелия будет читаться, и имеют возможность подумать об этом отрывке. Перед чтением за два часа стараются создать в доме тишину. Все об этом знают. Не­посредственно перед чтением — легкая трапеза. Во время нее разговаривают об интересных событиях прошедшей недели. После этого один человек читает текст Евангелия, и потом все говорят о нем.

В воскресенье выходной день. Одни идут в гости в соседнюю деревню, дру­гие отправляются в церковь, третьи хотят просто погулять по лесу. Все отдыха­ют. Правда, коров надо доить и по воскресеньям, а также готовить для всех еду. Поэтому кто-нибудь из селян выполняет эти виды работы.

Резюмируя некоторые результаты реабилитации молодых людей с умствен­ной отсталостью (селян) в Центре, следует отметить, что селяне выполняют ра­боту не ради терапии и занятости трудом, а потому, что она является значимой для них и для окружающих. Это настоящая и нужная людям работа. И это долж­но быть понятно селянам. Если они выполняют только часть работы, то обяза­тельно должны видеть конечный продукт их совместной деятельности с други­ми. Например, изготовление куклы. Каждый принимающий в этом участие выполняет конкретную операцию (в итоге он может научиться делать все опера­ции), но он видит, что в результате их совместного труда получилась закончен­ное изделие. Он знает, что потом его будут продавать в магазине, а когда эту куклу купит кто-то из взрослых для своего ребенка, то она принесет малышу много радости. Здесь можно видеть более опосредованную социальную связь селянина с внешним миром через ребенка, который будет играть в эту конкретную куклу.

Во время масленицы были выставлены изделия деревенских мастерских. Незамысловато изготовленная кукла вызвала большой интерес у местных де­тей. Сотрудниками деревни было обращено внимание селян на этот факт, как на позитивный в формировании положительной оценки их собственного труда.

Еще пример. Кто-то из селян помогает печь хлеб. Затем селяне едят этот хлеб вместе с другими людьми и те говорят им «спасибо».

Селяне работают все лето вместе со здоровыми людьми в огороде. Селяне испытывают большую гордость и радость, когда на столе видят выращенные огурцы, помидоры, морковь, перец, капусту. Они начинают осознавать, что в

этом и их заслуга. В зимнее время, когда едят овощные заготовки, селяне не­редко вспоминают разные эпизоды работы в огороде.

Селяне постепенно понимают, что они нужны людям. Через общение с людь­ми и совместную деятельность они возвращаются к полноценной жизни, так что могут сказать себе «Я живу», и начинают больше проявлять свои внутрен­ние способности. Социальная среда деревни, в которой они живут, начинает служить для них защитой от так называемых «норм внешнего мира», носящих зачастую агрессивный характер.

Социальная значимость селян еще больше усиливается тем, что они при­нимают участие в публичных обсуждениях некоторых аспектов общей жизни деревни. Самооценка труда селян повышается потому, что они видят, как ре­зультат их труда используется другими людьми.

Положительное психотерапевтическое воздействие на селян оказывает доб­рожелательная социальная среда деревни, обеспечивая их защищенность и здо­ровый ритм жизни.

10.5. ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА, ПРОЖИВАЮЩИХ В ЦЕНТРЕ «ДЕРЕВНЯ СВЕТЛАНА»

Исследование селян проведено методами наблюдения, беседы, изучения продуктов деятельности, анкетирования родителей. Использование этих ме­тодов осуществлено в естественных условиях жизни 12 молодых людей в воз­расте от 19 до 30 лет с умственной отсталостью в сочетании с другими наруше­ниями (8 лиц мужского пола и 4 — женского). Из них 4 человека — из полной, 7 — из неполной семей и 1 молодой человек — сирота. Возраст родителей се­лян — от 39 до 67 лет.

Основными аспектами наблюдения за селянами являлись их коммуника­тивные, трудовые навыки и социально-культурная деятельность.

Результаты исследования продемонстрируем на нескольких наиболее ин­тересных примерах. В каждом из них приведем данные анализа наблюдений, беседы с молодым человеком и беседы с его родителями.

ПРИМЕР 17

Оксана Г., 19 лет

Диагноз. Умственная отсталость в умеренной степени.

Родилась в 6,5 месяцев, вес — 1400 г. При рождении девочки матери было 19 лет, пе­риод беременности провела в больнице в Санкт-Петербурге в связи с заболеванием сердца. В течение 2 мес. Оксана оставалась в больнице (первое время — в специальной

камере), мать была вынуждена ежедневно приезжать в больницу для ухода за ребен­ком. В 2 мес. девочка весила 2,1 кг. Перенесла тяжелую форму пневмонии. Случались фибрильные судороги, которые продолжались в течение 2 лет.

Психомоторное развитие: начала ходить в 1 3 месяцев.'Развитие речи: начала говорить отдельные слова в 2 года, в 5 лет — простые фразы, но с нечеткой артикуляцией. Училась в общеобразовательной школе в течение 2 лет (с 9 до 10 лет), затем была признана необучаемой. Читает по слогам, пишет плохо, не умеет считать, не умеет пользоваться деньгами. Плохо развита кратковременная память. Внимание: избиратель­ность невысокая, объем маленький, устойчивость низкая, произвольное внимание раз­вито плохо. Нарушена общая координация движений, недостаточно развита мелкая моторика. Объем активного словаря небольшой, речь быстрая, нечеткая, говорит про­стыми предложениями. Обращенную речь понимает. С 1 6 до 1 8 лет посещала детский реабилитационный центр «Филиппок» в г. Волхове, где имела возможность общаться с детьми только младшего возраста.

Дома могла ходить за покупками, помогать по хозяйству, заботиться о младшем брате. Любит животных (в доме — 5 кошек).

Была большая тяга к общению со сверстниками, с другими людьми, но практически не было такой возможности. Оксана осознавала свою непохожесть на других (присутство­вала адекватная самооценка). При встрече с трудностями происходили срывы («Зачем ты меня родила, такую!»). Семья (разведенные родители, Оксана и ее младший брат) вынуждена жить в маленькой однокомнатной квартире.

Прибыла в Центр «Деревня Светлана» в 1 8 лет.

Сначала хотела вернуться домой, была скована, закрыта (последствия гиперопеки со стороны матери, сильной привязанности их друг к другу), стеснительна. При разговоре отводила глаза. Боялась оставаться в одиночестве (не может спать одна в комнате).

Очень эмоциональна, импульсивна, подвижна.

В деревне начала работать: на кухне, на ферме, в швейной мастерской. Моет и вытира­ет посуду, помогает готовить, накрывает на стол, моет полы; научилась доить, ухажи­вать за животными, готовить корм.

Появилась возможность развития творческой активности. Оксана участвует в спектак­лях, была на концерте в Санкт-Петербурге, на экскурсии в Новгороде.

В деревне стала спокойнее, уменьшилось эмоциональное напряжение. Научилась луч­ше слушать, наблюдать за другими, думать. Стала увереннее, почувствовала свою зна­чимость, нужность другим людям, в том числе необходимость своего труда. Расширился спектр общения: со сверстниками, взрослыми, незнакомыми (гостями, зрителями спек­таклей).

Беседа психолога с Оксаной. Расскажи о своей жизни до приезда в деревню. Стирала, посуду мыла, в магазин ходила, полы мыла, брата в школу провожала, и все. Она говорит: «Купи целый хлеб, и один батон, и бутылку масла подсолнечного...», по­том пошла в ларек и купила шоколадку для мамы к чаю, потом мы пошли опять с мамой, теперь вдвоем по магазинам. (Страшно было оставаться одной дома.) Как ты узнала о «Деревне Светлана»? Я говорю: «Мама, я познакомилась с дядей Мишей, и он приглашал пожить в «деревню Светлану». Мама: «Давай, Оксана, мы подумаем, попробуем пожить, а потом домой приедешь и скажешь». Когда я вернулась домой, я сказала маме: «Звони дяде Славе, я хочу в «Светлану».

Тяжело было в первый раз?

Тяжело.

В чем были трудности?

Я говорила маме: «А что если мне там не понравится?» Мама: «Что ты, поехали, тебе понравится». Я: «Мама, куда я попала? Может быть, поедем домой». Мама: «Нет, ты приехала в «деревню Светлана». Говорю маме: «Позвони в «деревню Светлана» — пусть меня встречают в деревне, я хочу туда». Первый раз без мамы, как тебе было? Хорошо.

Хотелось обратно к маме? Нет.

А что тебе здесь нравится?

Здесь хорошо. Работаю в мастерской, готовлю обед, посуду мою, гуляем с Юлей и те­тей Людой. Лестницу мою. А с кем ты живешь? " С Юлей.

Как ты проводишь день?

Очень хорошо, тут мне очень нравится. Встаю, иду на завтрак, убираю со стола со все­ми, мою посуду, мою лестницу в подвал и наверх, потом готовлю обед. Сама? Кто-то готовит, а я помогаю. Кто живет в доме?

Дядя Миша, тетя Люда, Дима, Регина, Миня, Алеша, Майя, младший Миша, Михаэль. Живем с Юлей.

Что ты научилась здесь делать?

Сама я сделала перстень из бисера, а маме сделала бусы из бисера и браслет. Я потом с Машей пошла дрова убирать. Потом'дрова пилили с Юлей. В коровнике доила, корм делала, брюкву колотила (есть такой ломик — как лопата). А доить ты умеешь? Ага, меня Юля научила. Каждый день ходишь в коровник?

Вымя мыла, доила, сделала корм для коров, намыла ведро и пошла в дом Нансена (нор­вежский дом). Ты часто бываешь дома? На Новый Год и на выходные 1 раз в месяц.

За все время разговора Оксана вела себя очень нервно. Ее руки и ноги были в постоян­ном движении. Иногда она успокаивалась и не двигалась. Это были мгновения ее наи­большей концентрации на каком-либо вопросе. Приходилось поддерживать живую ат­мосферу общения, чтобы она могла немного разрядиться, посмеяться. Оксана начинает стесняться, когда на нее смотрят и говорят о ней. Она старается отвернуться в сторону, ее голова немного запрокидывается назад, и все тело как бы начинает следовать за головой. Такое впечатление, что она вся хочет уйти от создавшейся ситуации. Сейчас Оксана стала более открыта, стала активно говорить (быстро, эмоционально). Появляются моменты, когда Оксана может спокойно сидеть, без навязчивых движений, и при этом она внимательно слушает, наблюдает за другими.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных