Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Организационная структура проекта и команда проекта




Тема 5. Организация проекта

План:

1) Организационная структура проекта и команда проекта;

2) Разновидности организационных структур проекта;

3) Роль и функции менеджера проекта в процессе организации проекта;

4) Организация специализированной структуры по управлению проектами (проектного офиса).

 

Организационная структура проекта и команда проекта

 

В процессе управления проектами создается временная организационная структура для реализации проекта.

Под организационной структурой обычно понимается совокупность элементов организации (должностей и структурных подразделений) и связей между ними.

Связи между должностями и структурными подразделениями могут быть либо вертикальные (административно-функциональные), по которым протекают административные процессы принятия решений, либо горизонтальные (технологические), по которым протекают процессы выполнения работ.

Организационная структура проекта – это максимально соответствующая проекту временная организационная структура, включающая всех его участников и создаваемая для успешного достижения целей проекта.

В этом случае делегируются полномочия и возлагается ответственность за достижение целей на определенных руководителей – менеджера проекта и ключевых членов команды управления проектом.

Временная организационная структура проекта должна функционировать совместно с постоянными структурами организаций, участвующих в проекте. Это означает, что должны быть определены правила и приоритеты выделения персонала на проект, процедуры согласования и принятия управленческих решений.

Менеджеру проекта с самого начала необходимо понять и решить несколько организационных задач:

1) определить основных участников и внешних заинтересованных лиц проекта (понять, какие явные и скрытые интересы могут быть у каждого из них, и каким образом они могут оказать влияние на ход реализации проекта);

2) уточнить с заказчиком и куратором проекта принципы построения команды проекта и привлечения внешних и внутренних исполнителей (это определит полномочия менеджера проекта);

 


3) согласовать с заказчиком собственную ответственность и полномочия с учетом выбранного организационного подхода реализации проекта;

4) определить структуру и состав команды управления проектом.

 

Рассмотрим команду проекта и команду управления проектом.

При управлении проектами необходимо уделить внимание процессу принятия стратегических решений по проекту. Формирование стратегических органов управления проектом и назначение руководителей высшего звена на соответствующие роли – это компетенция руководства компаний, являющихся заказчиками и инвесторами проекта. Заказчик и другие ключевые участники проекта формируют органы стратегического управления проектом. Состав и представительность органов стратегического управления проектом зависят от масштабов и важности проекта. Даже для небольших проектов должен быть назначен куратор проекта.

Куратор (спонсор) проекта – сотрудник (как правило, руководитель высшего звена) организации-заказчика, который курирует проект со стороны заказчика, обеспечивает общий контроль, административную и ресурсную поддержку проекта.

Куратором проекта может быть лицо, которое обладает достаточными полномочиями в организации, чтобы обеспечивать ресурсную поддержку реализации проекта, способное представлять интересы заказчика и нести ответственность за достижение конечных целей проекта.

Для наиболее важных проектов может формироваться коллективный орган стратегического управления проектом – управляющий совет проекта (проектный комитет).

Это временный орган, состоящий из нескольких представителей ключевых заинтересованных сторон проекта (менеджеры высшего звена, руководители ключевых организаций и подразделений, заинтересованных в проекте).

Управляющий совет проекта осуществляет общий контроль хода проекта и достижения поставленных целей с учетом интересов ключевых заинтересованных сторон. На управляющий совет выносится принятие наиболее важных решений по проекту. Куратор проекта является членом управляющего совета. Для обеспечения эффективной реализации проекта он по согласованию с заказчиком определяет ролевую структуру управления проектом во главе с менеджером проекта и принципы формирования команды проекта.

Менеджер проекта – это лицо, которому заказчик и инвестор делегируют полномочия по руководству работами проекта: планированию, организации работ, контролю и координации работ всех участников проекта.

Наличие четко определенной и эффективно взаимодействующей связки куратора и менеджера проекта очень важно для успеха проекта:

1) менеджеру проекта для эффективной работы важно иметь административную и ресурсную поддержку высшего руководства в лице куратора.

По ходу реализации проекта постоянно возникают вопросы, которые менеджер проекта не может решить самостоятельно. Менеджер проекта заинтересован в наличии руководителя высшего звена, который несет ответственность за проект вместе с ним и обеспечивает его поддержку;

2) куратор проекта несет ответственность за проект (а часто – за несколько проектов одновременно), но не имеет достаточно времени для погружения в детали и оперативные вопросы.

Куратор заинтересован в наличии активного и самостоятельного менеджера проекта, который возьмет на себя все вопросы оперативного управления проектом и будет выносить на уровень куратора только вопросы стратегического характера и проблемы, которые не могут быть решены на более низком уровне.

Теоретически структура стратегического управления проектом должна быть определена еще до назначения менеджера проекта (как минимум должен быть определен куратор проекта). Но на практике этого часто не происходит.

Тогда это становится задачей менеджера проекта: выяснить, кто в компании будет поддерживать проект на уровне высшего руководства, определить процедуры эскалации вопросов, выходящих за рамки компетенции менеджера проекта, на более высокие уровни руководства.

Основная задача менеджера проекта – сформировать команду проекта и организовать выполнение работ проекта.

Команда проекта – совокупность отдельных лиц, групп и/или организаций, привлеченных для выполнения всех работ проекта и ответственных перед руководителем проекта за их выполнение. Она создается целевым образом на период осуществления проекта.

Для обеспечения эффективного управления проектом менеджер проекта формирует команду управления проектом и совместно с членами данной команды привлекает исполнителей на проект, формируя команду проекта.

Менеджер проекта не может и не должен быть специалистом во всех технических, юридических, организационных и других вопросах, связанных с реализацией проекта. Главная его задача – интегрировать знания и компетенции специалистов в различных областях для достижения целей проекта. Это можно сделать на основе плана проекта. Но для разработки плана проекта и контроля его качественного выполнения тоже нужны специалисты.

Для обеспечения эффективного управления проектом менеджер проекта должен сформировать команду специалистов (на начальном этапе проекта эту команду называют рабочей группой), на знания и опыт которой он будет полагаться при разработке плана проекта, а позже – при организации и контроле выполнения работ по этому плану. Для обеспечения административной поддержки проекта может быть также сформирован проектный офис, который будет рассмотрен далее.

Команда управления проектом – это ядро команды проекта, ключевые специалисты, которые непосредственно вовлечены в задачи управления проектом. Члены команды управления проектом помогают менеджеру проекта готовить и принимать управленческие решения, несут ответственность в рамках своих функций и задач.

В каждом проекте надо определить специалистов, деятельность которых критична для успеха проекта в целом (например специалистов, обладающих специфической квалификацией, необходимой для достижения результатов проекта). Организационная структура управления должна обеспечивать прямой контакт менеджера проекта с данными специалистами.

Состав основных членов команды управления проектом различается в зависимости от типа и содержания работ проекта.

Например,

Для промышленного проекта в ядро команды должен входить кроме менеджера проекта главный инженер проекта, который отвечает за спецификации и качество конечного продукта. В случае крупных проектов необходимо иметь команду из нескольких инженеров: инженера, отвечающего за спецификацию продукта, инженера, отвечающего за технологию производства, и специалиста, ответственного за установку, тестирование и опытное производство. Если в рамках проекта потребуется поставка значительной номенклатуры оборудования, то в команду управления проектом может быть включен специалист по поставкам.

От правильного подбора и распределения ответственности и полномочий в команде управления проектом во многом зависит успех всего проекта.

Органы стратегического управления проектом и команда проекта показаны на рисунке 1.

Рисунок 1 – Органы стратегического управления проектами и команда проекта


Команда управления проектом является частью команды проекта. Куратор проекта осуществляет внешний контроль хода проекта, представляя интересы заказчика. Однако менеджер проекта часто заинтересован как можно более глубоко вовлекать куратора в решение вопросов по ходу проекта, и он хотел бы видеть куратора членом команды управления проектом.

При реализации проекта существует определенный объем рутинной административной работы, которую менеджер проекта может делегировать менее оплачиваемым специалистам. И чем масштабнее проект, тем больше такой работы. Для помощи менеджеру проекта в команду проекта может быть включен администратор проекта.

Администратор проекта – специалист, отвечающий за все официальное делопроизводство внутри проекта, осуществляющий административную поддержку процессов управления проектом, помогающий менеджеру проекта в подготовке планов, организации взаимодействия участников, сборе и подготовке отчетности.

Для крупных проектов, предполагающих значительный объем административной работы, может создаваться проектный офис, который обеспечивает соответствующую поддержку менеджеру и команде управления проектом. Команда проекта, как правило, формируется внутри родительской организации с привлечением представителей внешних организаций. Однако возможно формирование команды проекта и вне родительской организации. Тогда для реализации проекта создается новое юридическое лицо. Внешние заинтересованные стороны и источники влияния могут также влиять на организацию команды проекта, а иногда – и входить в управляющие органы проекта.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных