Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Методические (дидактические) принципы ФВ




Процесс обучения многообразен, в нем должны быть учтены как физио­логические, так и психические закономерности деятельности человека. В педагогике эти закономерности нашли отражение в дидактических принци­пах.

Особенностям обучения двигательным действиям в наибольшей степени отвечают следующие принципы:

1) сознательности и активности;

2) наглядности;

3) доступности и индивидуализации;

4) систематичности;

5) динамичности.

Принцип сознательности и активности. Реализация этого принципа связана: 1) с пониманием учащимися цели и задач ФВ, осознанием значения физических упражнений как одного из средств подготовки человека; 2) с созданием у обучающихся целеустремленности, т.е. сознательной направ­ленности на достижение отдаленной по времени цели; 3) с развитием са­мостоятельности, инициативности и творческого начала в поведении зани­мающихся; 4) с умением оценивать свои успехи и анализировать причины неудач; 5) с самоконтролем.

Принцип сознательности диктует осмысленное отношение к учебному материалу, понимание значения выполняемых движений, осознание ошибок и поиск путей их устранения.

Принцип наглядности. Обучение начинается с формирования пред­ставления о разучиваемом движении. Первой и главной ступенью в прак­тическом понимании является живое созерцание. Обеспечение этой созер­цательности и является необходимым условием реализации принципа наглядности.

Наглядность - необходимая предпосылка освоения движения, но она же является неотъемлемым условием совершенствования двигательной деятельности. Первостепенную роль в осуществлении принципа наглядности играет непосредственная (живая) связь с действительностью: показ самого педагога. Вместе с тем, нельзя недооценивать опосредованную наглядность.

Различные формы наглядности не только взаимосвязаны, но и по своему действию переходят одна в другую. Это объясняется единством чувственной и логической ступеней познания, а с физиологической точки зрения - един­ством первой и второй сигнальных систем.

Принцип доступности и индивидуализации. Это принцип учета особенностей учащихся и посильности предлагаемых им заданий.

Необходимость индивидуализированного обучения возникает в связи:

1) с различным уровнем подготовленности учащихся; 2) с возрастными и половыми различиями; 3) с индивидуально-типологическими и личностными особенностями в реагировании на учебную нагрузку и на факторы внешней среды; 4) с индивидуальным стилем работы.

Суть данного принципа в области физического воспитания заключается в определении меры доступного.

Полное соответствие между возможностями занимающихся и труд­ностями изучаемого материала означает оптимальную меру доступности. Определение и соблюдение этой меры - одна из самых важных и сложных проблем физического воспитания.

Преподаватель, определяя меру доступности, должен руководствоваться, прежде всего программами и нормативными требованиями, установленными для того или иного контингента на основе научных данных и обобщенного практического опыта.

Методические условия доступности: 1) преемственность физических упражнений (от известного к неизвестному, от освоенного к неосвоенному); 2) постепенность (от простого к сложному); 3) от основы к деталям; 4) от знания через представление к умению, навыку.

Принцип систематичности. Суть этого принципа раскрывается в ряде положений, касающихся регулярности занятий и системы чередования наг­рузок с отдыхом, а также последовательности занятий и взаимосвязи между различными сторонами их содержания.

I. Непрерывность процесса физического воспитания и оптимальное чередование нагрузок с отдыхом.

Оптимальные условия для физического совершенствования создаются лишь в том случае, если процесс физического воспитания непрерывен. В ходе учебно-тренировочных занятий большие перерывы приводят к угасанию условно-рефлекторных связей, снижению достигнутого уровня функцио­нальных возможностей. Непрерывность ФВ обеспечивается определенной системой чередования нагрузок и отдыха.

Система занятий должна строиться на основе процессов, происходящих в организме при мышечной деятельности. Для этого нужно руководствоваться следующими положениями:

1) физические упражнения оказывают стойкое влияние только при усло­вии их повторения;

2) физические упражнения приводят к утомлению, поэтому нужны перерывы для восстановления сил. Чем больше и интенсивнее нагрузки, тем больше требуется времени для их восстановления и сверхвосстановления;

3) во время физических упражнений и после них происходят приспособительные изменения, но они сохраняются только некоторое время.

Отсюда следует вывод, что занятия физическими упражнениями не толь­ко должны повторяться, но и иметь оптимальные по длительности интервалы отдыха, чтобы остались положительные сдвиги от предыдущих занятий.

Длительность и количество перерывов в упражнениях должны бази­роваться на учете закономерностей угасания следовых процессов и развития фазы суперкомпенсации. Эти закономерности связаны с типом нервной дея­тельности. Восстановительные процессы быстрее протекают у лиц с сильной нервной системой. Длительность восстановления зависит и от уровня трени­рованности: у более тренированных спортсменов восстановление протекает быстрее, чем у слаботренированных. Необходимо учитывать и гетерохронность восстановления различных функциональных систем.

II. Последовательность занятий и взаимосвязь между различными сторонами их содержания.

Последовательность занятий связана с проблемой доступности. Общая последовательность материала определяется закономерностями возрастного развития и логикой перехода широкого общего образования к более углуб­ленным специализированным занятиям.

Процесс физического воспитания должен быть всесторонним и пос­ледовательным, с акцентом внимания на различные его стороны. Строя сис­тему занятий, необходимо максимально использовать "положительный пере­нос" навыков. Существенное значение для выбора оптимальной последо­вательности имеет учет ближайшего последействия различных по характеру нагрузок. Нагрузки скоростного характера создают благоприятный фон для нагрузок, требующих проявления выносливости, силы. Но проблемы опти­мальной последовательности остаются актуальными.

Принцип динамичности (постепенного повышения требований). Принцип постепенности заключается в постепенном нарастании требований, предъявляемых к занимающимся в процессе физического воспитания.

1. Необходимо регулярно обновлять задания с общей тенденцией к росту нагрузок: по объему, интенсивности, сложности.

2. Соблюдать условия усложнения заданий: а) последовательность; б) регулярность; в) оптимальное чередование нагрузок с отдыхом; г) проч­ность.

3. Динамика нагрузок должна характеризоваться постепенностью. Существуют различные формы динамики нагрузок: а) прямолинейно-вос­ходящая; б) ступенчатая; в) волнообразная.

Внимательно анализируя принципы, нетрудно заметить, что содер­жание их тесно соприкасается, вплоть до частичного совпадения. Все они отражают отдельные стороны и закономерности единого процесса физичес­кого воспитания. Поэтому лишь на основе единства всех принципов может быть достигнута конечная цель физического воспитания.

Контрольные вопросы

1. Раскройте общие принципы системы физического воспитания.

2. Каковы особенности проявления принципа индивидуализации в учебном процессе по физическому воспитанию в общеобразовательной школе и в ДЮСШ (в избранном виде спорта)?

3. В чём особенности проявления принципа наглядности на этапах начального разучивания движения и его совершенствования?

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных