Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Понятие и категории города 4 страница




[342]
формально-правовой точки зрения. Правда, не повсеместно. Можно делать
различие между исконным и производным возникновением средневековой
городской общины. При исконном возникновении союз бюргеров был результатом
политического объединения горожан в корпорацию, невзирая на «легитимные»
власти и вопреки им, вернее, результатом целой серии подобных актов.
Решающее формально-правовое подтверждение этого состояния легитимными
властями происходило позже - впрочем, не всегда. Производным путем союз
горожан возникал посредством предоставленного ему или его потомкам по
договору или пожалованному основателем города более или менее полному или
ограниченному праву на автономию и автокефалию; особенно часто пожалования
давались при основании города для новых поселенцев и их правопреемников.
Исконная узурпация посредством внезапного акта единения в корпорацию,
скрепленное клятвой объединение (conjuratio) горожан происходили
преимущественно в больших старых городах, таких, как Генуя и Кёльн. В
целом, как правило, наблюдается комбинация того и другого. Источники по
истории городов, которые, естественно, представляют легитимную
последовательность развития более преобладающей, чем она была в
действительности, вообще не упоминают об этих узурпаторских братствах: во
всяком случае, сообщение о них в источниках может быть только случайным,
вследствие чего данные об их возникновении, в особенности когда речь идет
об уже существующих городах, представляются в сравнении с их действительным
возникновением слишком общими. О кельнской conjuratio 1112 г. есть только
одно лаконичное упоминание. Чисто формально в Кёльне при составлении актов
могли присутствовать шеффены старого города и представители приходов, в
частности пригорода св. Мартина как нового поселка торговцев (mercatores),
ибо они были признаны «легитимными» властями. Их противники, городские
сеньоры, указывали, конечно, при разногласиях на несоблюдение формальных
законных требований, например, (в Кёльне)на то, что некоторые шеффены не
принесли клятву и т. п. Ибо в такого рода упущениях и проявлялись
узурпаторские нововведения. Указы императоров династии Штауфенов,
направленные против автономии городов, звучат иначе: они запрещают не
только те или иные формально-правовые упущения, но и conjurationes как
таковые. О фактически движущих силах при таких преобразованиях в
достаточной мере свидетельствует то, что в Кёльне еще значительно позже
Richerzeche (гильдия богатых) - с точки зрения легитимности чисто приватный
клуб особенно состоятельных бюргеров - успешно претендовала не только на
право принимать новых членов, что было вполне естественно, но и на
компетенцию предоставлять им совершенно

[343]
не связанные с членством в клубе права горожан. Большинство крупных
французских городов также получили самостоятельное городское устройство в
принципе сходным путем, посредством скрепленного клятвой братства горожан.
Но подлинной родиной conjurationes была, очевидно, Италия, где в
подавляющем большинстве случаев городское устройство возникало исконно
посредством conjuratio. Поэтому здесь и легче всего, несмотря на неясность
источников, понять социологическую сторону городского объединения. Общей
предпосылкой была характерная для Запада апроприация прав феодальными и
приходскими властями. Положение в городах до conjuratio - правда в деталях
очень различное - в целом следует представлять себе сходным со своеобразной
анархией в Мекке, которая поэтому была описана выше несколько подробнее.
Многочисленные силы, притязающие на господство, противостоят,
перекрещиваясь, друг другу: политическая и вотчинная власть епископа,
апроприированная власть вице-графа и других должностных лиц, основанная
отчасти на привилегиях, отчасти на узурпации, крупные городские владетели
ленов или освобожденные министериалы короля или епископов (capitani),
сельские или городские субвассалы (valvasalles) капитанов, владельцы
родовых аллодов различного происхождения, множество владельцев бургов от
своего и от чужого имени в качестве привилегированных сословий с сильной
клиентелой, состоящей из зависимых и свободных под их патронатом,
профессиональные объединения городских промышленных классов, судебные
власти, основанные на вотчинном, ленном земельном и церковном праве.
Временные договоры, полностью сходные со «связями» между родами в Мекке,
приостанавливали столкновения между различными вооруженными группами как
внутри, так и вне городских стен. Официальным легитимным господином города
был либо обладатель императорского лена, либо чаще епископ, который, владея
светскими и духовными средствами воздействия, имел наибольшие шансы на
действенное господство.
Для конкретной цели и большей частью на неопределенный срок, т. е. до
объявления о прекращении ее действия, заключалась и такая conjuratio,
которая в качестве compagne communis (или под сходным названием) служила
предпосылкой политическому союзу будущего «города». Сначала в стенах города
существует несколько conjurationes, но серьезного значения достигает лишь
клятвенный союз «всей» общины, т. е. всех тех сил, которые в данный момент
обладают военной властью или претендуют на нее и способны доказать ее
действенность. В Генуе такой союз возобновлялся сначала каждые четыре года.
Направленность его была самой различной. В Милане в 980 г. способные носить
оружие горожане

[344]
заключили союз против епископа, в Генуе вначале епископ и фамилии вице-
графов, у которых были узурпированы светские господские права, позже
превратившиеся просто в притязания на повинности, по-видимому, входили в
эти союзы, тогда как позже compagne communis здесь и в других местах
выступала и против притязания на власть епископа и вице-графов. Позитивной
целью клятвенных братств было прежде всего объединение местных
землевладельцев для обороны и наступления, для мирного завершения споров и
утверждения соответствующего интересам городских жителей судопроизводства,
затем монополизация всех экономических возможностей, предоставляемых
городом его жителям: только участник такого союза допускался, например, в
Генуе к торговым операциям горожан, в частности, к инвестиции капитала в
форме комменды в заморскую торговлю. Союз требовал также фиксации
повинностей города в виде общей суммы или высоких процентов вместо
произвольного обложения и, наконец, создания военных организаций для
расширения политической и экономической сферы власти коммуны вовне. Едва
только возникли конъюрации, начались войны между коммунами, которые к XI в.
становятся постоянным явлением. Внутри города клятвенный союз добился
присоединения к нему массы горожан: знатные и патрицианские фамилии города,
основавшие братство, призывали всех землевладельцев города приносить
клятву; тот, кто не приносил клятву, терял свои права. Формальное изменение
в существующем управлении городом происходило не всегда; епископ или
светский сеньор часто сохранял свое положение во главе городского округа и
по-прежнему управлял им с помощью своих министериалов; ощутимо великое
преобразование выражалось только в наличии собрания горожан. Однако это не
осталось без изменения. В последние десятилетия XI в. повсюду появляются
консулы (consules), ежегодно официально избираемые всеми горожанами или
избранной ими коллегией, которая в действительности всегда была органом
узурпировавшей избирательное право группой знатных горожан, чей состав
подтверждался только выражением одобрения; в городе бывало несколько,
иногда до двенадцати, таких групп. Эти консулы, оплачиваемые и обладавшие
побочными доходами, захватили при завершении революционной узурпации все
или основную часть судопроизводства, высшее командование во время войны и
управление делами коммуны. В первое время они происходили преимущественно
или очень часто из среды знатных судейских должностных лиц или вотчинной
курии; разница была только в том, что теперь они выбирались объединенным
бюргерством или его представителями, а не назначались, как раньше, сеньором
города. Они находились под строгим контролем

[345]
коллегии sapientes[xxix], часто называемой credenza, состоящей частично из
прежних шеффенов, частично из знатных горожан, которые определялись на эту
должность самими консулами или по решению выборной коллегии. В сущности же
это были главы наиболее могущественных в политическом и экономическом
отношении родов, распределявших между собой эти должности. В начале
образования клятвенного братства еще сохранялось сословное деление на
различные категории capitani (главных вассалов), субвассалов,
министериалов, владельцев бургов (castellani) и cives meliores[xxx], т. е.
граждан, способных по своему экономическому положению носить оружие;
должности и места в совете пропорционально распределялись между ними. Очень
скоро, однако, обнаружилось, что движение направлено против ленных
отношений. Консулам было запрещено принимать лены от сеньоров и
коммендироваться им в качестве вассалов. Одним из первых политических
достижений было получение то ли путем насилия, то ли посредством вынужденно
предоставленных или купленных привилегий императора и епископов, вытеснение
императорских, епископских и сеньориальных бургов из города, перемещение их
за городские стены (это отражено, в частности, в привилегиях императоров
Салической династии[xxxi]) и проведение принципа, согласно которому
запрещалось в пределах определенной округи строить бурги, а император и
другие сеньоры города лишались права жить в нем. Достижением в области
судопроизводства было создание определенной процедуры, исключавшей
иррациональные доказательства, в частности судебные поединки (об этом
говорится в многочисленных привилегиях XI в.), т. е. то же, что и
предпринимала, идя навстречу интересам горожан, королевская власть Англии и
Франции; затем запрещение привлекать горожан к расследованию дел во
внегородских судах и кодификация особого рационального права для горожан,
которым должны были пользоваться консулы при рассмотрении дел в городском
суде. Так из заключаемых от случая к случаю или на короткий срок чисто
личных, скрепленных клятвой союзов возникло прочное политическое
объединение, члены которого относились к сфере особого сословного права
жителей города. Формально это право означало уничтожение старого личного
принципа права, материально - разрыв ленных связей и сословного
патримониализма. Правда, еще не в пользу подлинного принципа местных
корпоративных «учреждений». Городское право было сословным правом членов
образовавшегося посредством принесения клятвы объединения. Ему были
подвластны те, кто относился к сословию горожан или зависимым от них людям.
Еще в XVI в. там, где в городах сохранилось господство знатных родов,
например в большинстве нидерландских общин,

[346]
представительство в провинциальных и генеральных штатах было не
представительством города как такового, а представительством городской
знати; это очевидно из того, что наряду с представителями знатных родов
очень часто в этих городах присутствуют и представители цехов и других
незнатных сословий того же города; они голосуют отдельно и не объединяются
с представителями знатных родов в общее представительство города. В Италии
это явление отсутствует. Но в принципе положение очень сходно. Хотя
городская знать не должна была находиться вне ленных отношений (что далеко
не всегда действительно имело место), однако у нее наряду с городскими
домами были бурги и земельные владения вне города, вследствие чего она
входила не только в союз коммуны, но в качестве сеньора или члена и в
другие политические объединения. На ранней стадии существования итальянских
коммун управление городом принадлежало рыцарским по своему образу жизни
родам, независимо от того, предполагалось ли корпорацией нечто иное и
удавалось ли иногда в действительности рядовым бюргерам добиваться
преходящего участия в органах управления. Военное значение рыцарской знати
брало верх. На севере, особенно в Германии, старые фамилии шеффенов играли
еще большую роль, чем на юге; они часто и формально сохраняли право
управлять городом или, во всяком случае, осуществляли его в нераздельной
личной унии. В зависимости от соотношения сил участия в управлении городом
добивались иногда и прежние должностные лица сеньориальной, в частности
епископальной, власти - министериалы. Там, где узурпация власти городского
сеньора была осуществлена не полностью, часто случалось, что он (обычно это
был епископ) добивался участия своих министериалов в городском совете. В
больших городах, таких, как Кёльн и Магдебург, епископ полностью или
частично осуществлял управление посредством свободных городских шеффенов,
которые постоянно превращались из должностных лиц епископа в представителей
коммун; они всегда привлекали к участию в управлении представителей
conjuratio или делили с ним свои функции. В XIII в. во фландрских,
брабантских и нидерландских городах функции управления начинают
осуществлять наряду с назначенными графом шеффенами члены совета, принесшие
клятву - jurati (уже их наименование свидетельствует о возникновении
посредством узурпации из рядов conjuratio) или «бургомистры» из горожан;
большей частью они образуют отдельные коллегии, но иногда выступают вместе
с шеффенами. Они были представителями объединенных в корпорацию горожан и
сохранились в Голландии впоследствии как корпорация vroedschap. В первое
время отношения следует повсюду представлять себе очень колеблющимися,

[347]
без формального регулирования атрибутов фактической власти. Решающими были
личные отношения и влияния, а также персональная уния при осуществлении
различных функций управления. Формального обособления «городского
управления» в современном смысле, особых бюро и ратуш, не было. В Риме, как
и во всех городах Италии, горожане заседали в соборе, а руководящие
комитеты, иногда и бюргеры, вероятно, в частных домах или клубах. В Риме
это, несомненно, происходило именно таким образом. В Кёльне при узурпации
прав горожанами «дом богатых» (domus divitum) также находился в локальной
унии с «домом бюргеров» (domus civium), следовательно, с местонахождением
управления, и главы клуба «цеха богатых», по правильному указанию Байерле,
находились в личной унии с обладателями должности шеффенов и с другими
важными функционерами. Городского рыцаря итальянского типа здесь не было. В
Англии и во Франции ведущую роль играли гильдии купцов. В Париже главы
гильдии по снабжению водой были и формально признанными представителями
бюргерства. Но и во Франции возникновение городских корпораций в крупных
старых городах частью происходило посредством узурпации союзами бюргеров,
купцов и городских получателей рент и их объединений, заключенными либо с
живущими в городе рыцарями (на юге), либо с братствами (confraternitates) и
цехами ремесленников (на севере страны). Не будучи тождественны conjuratio,
эти союзы играли при своем возникновении большую роль в других союзах,
особенно на севере. Клятвенные братства германского севера отличаются
вследствие слабого развития в них рыцарства особенно архаическими чертами,
отсутствующими в странах Южной Европы. Клятвенные братства могли
создаваться и повторно с целью установления политической корпорации и
узурпации власти сеньора города. Но эти союзы могли примыкать и к
возникающим в большом количестве на севере и в Англии гильдиям защиты.
Первоначально такие гильдии были созданы не для того, чтобы оказывать
влияние на политические события: они заменяли горожанам то, чего те
особенно часто были лишены в городе раннего средневековья: защиту рода и
предоставленную им безопасность. Подобно роду, они помогали своим членам,
защищая их от нападения и угроз, а часто и при экономических трудностях,
устраняли споры и вражду между входящими в братство, видя свою задачу в
заключении между ними мира, брали на себя уплату военной повинности (как
это было в одном случае в Англии) и заботились об удовлетворении
потребности в общении, периодически устраивая сохранившиеся еще с языческих
времен пиршества (первоначально они были культовыми актами); заботились,
наконец, о похоронах при участии всего братства, гарантировали

[348]
умершему спасение души добрыми делами, приобретали для него за общий счет
индульгенции, покровительство могущественных святых и вообще всячески
старались в каждом данном случае защищать общие, в том числе экономические,
интересы. Если северофранцузские города возникали преимущественно как
клятвенные объединения мира без остальных атрибутов гильдий, то английские
и северные городские объединения, как правило, носили характер гильдий. В
Англии типичной формой городского объединения была торговая гильдия,
обладавшая монополией на мелкую торговлю внутри города. Немецкие торговые
гильдии большей частью делились по специальностям (обычно очень сильная
гильдия торговцев сукном, мелочных торговцев и др.). Гильдия в виде
организованной формы перешла отсюда и в дальнюю торговлю - но это нас здесь
не интересует.
Города не «возникли», как часто думают, «из гильдий», напротив, гильдии,
как правило, возникали в городах. К тому же гильдии получали власть в
городе лишь иногда (на севере, в частности в Англии, в качестве summa
convivia). Как правило, власть в городах захватывали отнюдь не
тождественные гильдиям «роды». Ибо гильдии не были идентичны conjuratio,
городскому объединению.
К тому же гильдии никогда не были единственными видами объединения в
городах. Наряду с ними существовали, с одной стороны, различные по своему
профессиональному составу религиозные объединения, с другой - чисто
экономические, разделенные по профессиям объединения - цехи. Религиозное
движение, связанное с созданием подобных союзов, confraternitates,
существует на протяжении всего средневековья наряду как с политическими
союзами, гильдиями, так и с профессиональными объединениями в разнообразном
взаимопересечении с ними. Значительную, меняющуюся в разное время роль они
играли, в частности, среди ремесленников. Само по себе то, что случайно
наиболее раннее упоминание в источниках подлинной fraternitas ремесленников
в Германии - ткачей чехлов для перин в Кёльне (1180) относится к более
позднему времени, чем соответствующее ей объединение, не доказывает, что
профессиональное объединение, вернее, его специфическая профессиональная
цель была по всюду более ранней и исконной. Однако в профессиональных цехах
это было, по-видимому, правилом и объясняется, вероятно, тем, что образцом
для объединений свободных ремесленников, во всяком случае вне Италии,
служило совершаемое вотчинным управлением деление тяглых ремесленников на
группы во главе с мастерами. Но в ряде случаев fraternitas служит отправным
пунктом будущего профессионального союза. Подобно тому как еще недавно
возникновение в России еврейских

[349]
рабочих мастерских начиналось с приобретения самого необходимого для
религиозно-полноправного еврея - с приобретения Торы[xxxii], так и
многочисленные, по существу профессиональные, союзы ставили на первое место
интересы общения и религии, или, если они были ярко выраженными
профессиональными объединениями, добивались религиозного признания, как это
было свойственно большинству гильдий и вообще всем объединениям в средние
века. И это отнюдь не было маскировкой важных материальных интересов. То
обстоятельство, например, что самые ранние конфликты в союзах подмастерьев
возникали не из-за условий труда, а по вопросам религиозного этикета
(таким, как места в религиозных процессиях и т.п.), показывает, как сильно
и тогда социальная оценка стоящего вне рода бюргера была обусловлена
религиозной. Здесь сразу же обнаруживается то, что особенно важно, - резкая
противоположность по отношению к любого рода табуистической замкнутости,
которая исключала бы братство в общине.
В целом эти братства, как религиозные, так и светские по своему характеру,
независимо от времени их возникновения в каждом отдельном случае,
фактически находились часто в первоначальной унии с официальными
профессиональными союзами - с купеческими гильдиями и цехами ремесленников,
о которых речь еще будет идти ниже. Те же, в свою очередь, не всегда были,
как часто предполагают, ответвлениями первоначально единой гильдии, хотя
это случалось, но вместе с тем объединения ремесленников, например,
сложились в некоторых случаях гораздо раньше, чем старейшие conjurationes.
He были они и их предтечами, ибо существовали во всем мире, даже там, где
никогда не возникала городская община. Все эти объединения оказывали
преимущественно косвенное воздействие: способствуя объединению горожан
посредством привычки к общности интересов, которая должна была возникнуть в
свободных объединениях, посредством примера и совмещения в личной унии
ведущего положения лицами, опытными в руководстве такими клятвенными
союзами и пользовавшимися благодаря этому влиянием. Во всяком случае,
вполне естественно было, и это подтверждается также дальнейшим развитием,
что и на севере именно богатые бюргеры, заинтересованные в независимости
торговых сношений, принимали наряду со знатными фамилиями активное участие
в создании conjuratio, давали на это деньги, следили за ходом движения и
вместе со знатными родами принимали клятву и обязательства от всей массы
населения; пережитком этого являлось, очевидно, право цеха богатых в Кёльне
предоставлять гражданское право. Там, где в этом движении бюргеров помимо
знатных родов участвовали и занимающиеся промышленной деятельностью жители
города, известную

[350]
роль в образовании городского союза играли прежде всего купеческие гильдии.
В Англии еще при Эдуарде II восставшие против купцов мелкие бюргеры
жаловались на то, что потентаты (potentes) требуют от самых бедных горожан,
в частности и от цехов, клятвы в повиновении и вводят на основе этой
узурпированной власти налоги. Сходным был, несомненно, этот процесс и в
большинстве городских братств, возникших посредством узурпации. После того
как в ряде больших городов узурпации увенчались успехом, те политические
сеньоры, которые основывали новые города или предоставляли старым городам
привилегии, поспешили из «соображений конкуренции» добровольно предоставить
бюргерам часть, в каждом случае различную, требуемых ими прав, не дожидаясь
возникновения формального объединения, вследствие чего успех этих
объединений становился по своей тенденции повсеместным. Этому
способствовало, в частности, и то, что лица, желавшие или предполагавшие
поселиться в городе, обладавшие, с точки зрения основателя города,
достаточным богатством и социальным влиянием, требовали предоставления им
уже существующего права какого-либо определенного города; так, например,
жители Фрейбурга - городское право Кёльна, многочисленные южногерманские
города - право Фрейбурга, восточные города - магдебургское право; при
возникновении конфликтов компетентное решение выносил город, чье право было
в каждом данном случае предоставлено. Чем богаче были поселенцы, на которых
расчитывал основатель города, тем больше были уступки, на которые ему
приходилось идти. Так, 24 conjurationes во Фрейбурге, которым Бертольд
Церингенский [xxxiii] обещал сохранение свобод граждан в новом городе,
играют роль, напоминающую роль «цеха богатых» в Кёльне, получают большие
личные привилегии и в качестве consules общины держат в руках управление
городом.
К числу пожалованных князьями и вотчинниками привилегий городам относится
повсюду прежде всего то, что бюргерство конституируется как «община» с
собственными органами управления; в Германии во главе ее стоит «совет».
Наличие «совета» считалось в Германии необходимым выражением свободы
города, и бюргеры притязали на автономное право определять его состав. Это
удалось им не без борьбы. Еще Фридрих II запрещает в 1232 г. деятельность
всех советов и бургомистров, выбранных городами без согласия епископа;
вормсскому епископу удалось добиться для себя и своего представителя права
председательствовать в совете и назначать его членов. В Страсбурге в конце
XII в. управление министериалов епископа было заменено советом, состоящим
из представителей бюргерства и пяти министериалов. В Базеле епископ добился
того, что император устранил совет, который, как

[351]
предполагает Гегель[xxxiv], он прежде сам разрешил. Во многих
южногерманских городах долгое время фактическим главой города оставался
назначаемый или, во всяком случае, утверждаемый сеньором шультгейс, и
бюргерство могло избавиться от этого контроля, лишь купив эту должность.
Однако в грамотах мы обнаруживаем, что наряду с шультгейсом все большее
значение обретает «бургомистр» который в конце концов получает
преимущество. Он был, в отличие от шультгейса, действительным
представителем союза горожан, т. е. должностным лицом, возникшим в
результате узурпации, а не должностным лицом сеньора. Впрочем, в XIV в. в
соответствии с изменившимся составом очень многих немецких городов
бургомистр, получая все большее значение, часто переставал быть
представителем «родов», подобно consules Италии, - им скорее
соответствовали не принесшие клятву шеффены (scabini поп jurati), консулы и
подобные им представители бюргерства больших городов в раннее время, - а
становился доверенным лицом профессиональных объединений, т. е. относился
уже к более поздней стадии развития.
Активное участие в союзе бюргеров обусловливалось сначала повсюду
наследственным, отчуждаемым, свободным от барщины и податей владением
землей в городе; или оно было связано только с твердо установленным налогом
и обязанностью участвовать в осуществлении необходимых городу целей, - эта
обязанность стала в Германии признаком городского землевладения. Позже
стала облагаться и другая собственность, прежде всего деньги и ценные
металлы. Вначале
городской житель, не обладавший земельным владением, был лишь участником в
защите города, каким бы ни было в остальном его сословное положение. Право
занимать городские должности и участвовать в совете менялось, причем в
различном смысле. К этому мы теперь и перейдем. Но сначала надо еще,
предварительно и в самом общем смысле, поставить вопрос, что послужило
причиной того, что, в отличие от Азии, в Средиземноморском бассейне, а
затем в Европе, началось развитие городов. Отчасти ответ на это был уже дан
указанием на то, что возникновению городского братства, следовательно,
городской общины препятствовала магическая замкнутость родов, а в Индии -
каст. В Китае роды были носителями важных религиозных традиций, культа
предков и поэтому нерушимы. В Индии касты определяли специфический образ
жизни, с соблюдением которого было связано существование при переселении
душ, поэтому касты ритуально исключали друг друга. Но если в Индии это
препятствие было абсолютным, то родовая знать в Китае и особенно в Передней
Азии может рассматриваться только как относительное препятствие. И в самом
деле, именно в этих регионах

[352]
появляется нечто совершенно иное: различие в военной организации, прежде
всего в ее экономико-социологической основе. Необходимость регулирования
течения рек и орошения привела в Передней Азии (включая Египет) (и менее,
но в достаточной степени в Китае) к созданию царской бюрократии, вначале
это была только бюрократия, связанная со строительными работами, но затем
она привела к полной бюрократизации управления, которая давала царю
возможность с помощью персонала и доставляемых им доходов взять снабжение
армии в свои руки, осуществляя его посредством своих бюрократических
хозяйственных органов. «Офицер» и «солдат», вся составленная из
призывников, снаряженная и снабженная необходимым из государственных
складов армия стала здесь основой военной силы. Следствием этого были
отделение солдат от средств военных действий и безоружность подданных. На
этой почве не могла возникнуть политическая, независимая по отношению к
царской власти бюргерская община, так как бюргер больше не был воином.
Совершенно иначе обстояло дело на Западе. Здесь вплоть до периода
императорской власти сохранился принцип самоэкипировки войска, независимо
от того, состояло ли оно из несущих военную повинность в силу военного
банна [xxxv] крестьян, рыцарей или городской милиции. А это означало
военную самостоятельность отдельных военнообязанных. В самоэкипирующейся
армии действует принцип, согласно которому военачальник в значительнойиз
несущих военную повинность в силу военного банна [xxxvi] крестьян, рыцарей
или городской милиции. А это означало военную самостоятельность отдельных
военнообязанных. В самоэкипирующейся армии действует принцип, согласно
которому военачальник в значительнойьшими их группами, он сильнее, но перед
всеми или большими их объединениями, если таковые возникают, он беззащитен.
Такой военачальник лишен бюрократического, слепо ему повинующегося, ибо
полностью от него зависящего, аппарата принуждения, с помощью которого он,
не вступая в переговоры с независимыми в военном и экономическом отношении
аристократическими родами, из чьих рядов он вынужден рекрутировать органы
своего управления, - своих сановников и должностных лиц на местах, - мог бы
проводить свою волю и тогда, когда эти слои сплачиваются против него. Между
тем такие союзы возникали всегда, как только предъявлялись новые требования
экономического характера, в частности требования денег. Этим объясняется
возникновение на Западе, и только там, «сословий», а также возникновение
корпоративных и автономных городских общин. Финансовая помощь горожан
вынуждала сеньоров обращаться к ним в случае необходимости и заключать с
ними договор. Такой финансовой мощью обладали также гильдии в

[353]
Китае и Индии, «денежные люди» Вавилона, что заставляло царей, дабы не
спугнуть их, и там в известной мере считаться с ними. Но это еще не давало
возможности городским жителям, какими бы богатыми они ни были, сплотиться и
выступить как военная сила против властелина города. В отличие от них, все
conjurationes и объединения Запада начиная с раннего периода античности
были вооруженными городскими союзами. И это было решающим.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных