Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Город и его эволюция 3 страница




в какой-то степени удается при сохранении той же экономической основы (как было в древнем Риме, который здесь имеет в виду Вебер).
Во втором из намеченных Рицлером случаев это различие гораздо меньше и черты сходства выступают яснее. В хозяйстве города, стремящегося вернуть себе поколебленную обменом автаркию, появляются некоторые черты, очень сходные со средневековым городом «Отрасли производства, необходимые для местного потребления, - говорит Рицлер, - должны быть созданы внутри города»18 Начинается вмешательство городских властей в процесс образования рыночных цен, издаются законы против скупки товаров, появляются складочное право, запрещение вывоза предметов, существенных для государства или для потребления и производства, ограничение права покупки земельной и прочей недвижимой собственности «Задача полиса как кормильца горожан заключается в том, чтобы всячески защищать их, как потребителей и производителей, против всех не горожан»19
При этом не следует, однако, упускать из виду, что причины и условия, породившие экономическую политику античного и средневекового города, во всяком случае, различны в то время как в древности она была вызвана расширением обменных связей, которые полис не мог использовать вследствие
своих особенностей маленького города-государства, в средние века ее направление определялось сужением района приложения промышленной деятельности городского ремесла.
* * *
Мы изложили основные линии сложного и многостороннего исследования Вебера.
Резюмируем те выводы, к которым он пришел:
1 Средневековый город есть рыночное поселение, являющееся в то же время укрепленным пунктом и автономной
корпорацией.
2 Происхождение города надо мыслить себе не в виде постепенного развития всех этих признаков из какого-либо одного начала, а в виде ряда сложных, перекрещивающихся процессов - социально-экономических и военно-политических. В частности, корпоративную автономию город приобрел в результате вооруженной борьбы горожан с сеньором, борьбы, ставшей
возможной в силу господства принципа само экипировки войска. Эта борьба в свою очередь сильно повлияла на социально-экономическое развитие города.
3 Средневековый город, как и всякий иной, есть одновременно и город потребителей (Konsumentenstadt), и город производителей (Produzentenstadt) с большим или меньшим уклоном в сторону то одного, то другого

4 Степень и характер этого уклона зависят от характера социальной структуры города, которая очень сложна и разнообразна. Средневековый город составился первоначально из комбинации рыночного и бургового, вотчинного населения, а потому в нем можно различить три основных класса а) землевладельцев и рантье всякого рода, б) купцов, в) ремесленников. Последние в свою очередь подразделяются на ремесленную буржуазию и подмастерьев-рабочих. Социальная
борьба, носящая в то же время и политический характер, ибо она является борьбой за господство в городе, за участие в городском управлении, разыгрывается вначале между сеньориальными землевладельческими элементами и рыночными. Затем она продолжается внутри последних между различными слоями ремесленников и купцов.
5 В процессе этой борьбы и по мере развития ремесла возникает особая хозяйственная политика города, которая ставит своей целью хозяйственное регулирование «естественных условий» в производственно-потребительных интересах городского населения. При этом внегородские сословные различия игнорируются и деревня рассматривается как объект хозяйственной политики города. Упомянутые выше «естественные условия» суть а) специфический характер производства - слабость капитала в ремесле, б) наличие известной взаимной зависимости города и сельской округи. Направление и характер регулирования этих «естественных» условий определяется а) двойственностью социально-экономической структуры города как совокупности производителей и потребителей; б) столкновением классовых и сословных интересов разных слоев городского населения, в) размерами районов сбыта для продуктов городского ремесла.
Попытка резюмирования и даже изложения такой работы, как труд Вебера, по необходимости упускает из виду всю тонкость, сложность и многосторонность ее построения, давая лишь самые основные, общие выводы. От живого организма остается скелет, но, может быть, по этому скелету легче ориентироваться и в самом организме.
Теперь нам предстоит, пользуясь знакомством с конкретным содержанием работы Вебера, поближе рассмотреть его метод.

2. Метод Макса Вебера
(«Эмпирическая социология»)

Изложенное нами исследование о городе составляет лишь небольшую часть обширной социологической работы Вебера «Хозяйство и общество», работы, которая содержит в себе, помимо конкретно-исторических глав, и большое

абстрактно-социологическое введение, намечающее основные понятия социологии и ее конечные задачи. Поэтому говорить о методе Вебера - значит говорить о его социологии.
Мы будем иметь в виду именно его специфическую, веберовскую социологию, а не социологию вообще и анализировать ее в конкретных достижениях по вопросу о городе и его эволюции, а не в ее теоретических декларациях, обещаниях и намерениях.
Но термин «социология» принадлежит к числу тех многозначных слов, которые могут выражать большое количество самых разнообразных, иногда даже противоположных понятий. Более того, даже самая правомерность употребления этого термина и самое право на существование социологии как особой науки постоянно оспаривались. И тем не менее, несмотря, с одной стороны, на очень распространенное отрицательное отношение к социологии, а с другой, на весьма малоудовлетворительные результаты большинства делавшихся до сих пор попыток построения социологических систем, социология все же стоит в центре внимания всех, кто изучает общественные явления, и всякое социологическое их рассмотрение вызывает особый интерес. Все это показывает, что потребность в социологии назрела, но средств к ее удовлетворению еще недостаточно.
Однако и эти средства, т. е. имеющиеся в распоряжении конкретных исторических дисциплин материалы, могут быть использованы весьма различно. Отсюда и разница в понимании существа социологии. Чтобы охарактеризовать специфические черты социологии Вебера, мы вынуждены будем поэтому сначала отграничить ее от ряда других «социологии». Довольно обычное понимание сущности «социологии» сводится к тому, что это - абстрактная, теоретическая, систематическая наука об обществе как таковом, как об известной системе взаимосвязанных элементов. Эта наука занимается только обобщением накопленных конкретными дисциплинами фактов, выводя из них определенные законы развития общества. При этом, конечно, сейчас речь идет уже не об общих законах эволюции всяких обществ, а - со времен Маркса - о законах развития каждого данного общества.
Мы говорили уже о том, что потребность в такого рода социологии назрела, но при всех попытках ее построения должное принималось за сущее, желаемое за достигнутое Творцы социологических систем полагали, что достаточно только обобщить все известные факты, постулировать подмеченные взаимозависимости явлений в виде законов развития - и социология готова Те немногие мыслители, которые составляли исключение, в сущности и не оставили никаких социологических систем, а дали лишь методологические указания

Вебер не занимается очерченным выше видом абстрактной социологии (почему и как - об этом ниже). Он не склонен заниматься и его разновидностями так он не устанавливает обязательных для всех народов фаз и ступеней развития в духе Бюхера или Зомбарта и в этом отношении солидаризируется с Марксом20 Правда в теоретической части своей книги он противопоставляет социологию которая «создает идеально-типические понятия и ищет универсальных законов всего происходящего» истории, стремящейся к каузальному анализу индивидуальных явлении21
Каковы бы ни были однако цели социологии в понимании Вебера нас интересуют не они ибо социология до сих пор и страдала именно тем что очень хорошо ставила себе задачи и очень плохо их выполняла. Поэтому социология Вебера занимает нас не как новая система или теория а как метод практически применимый в целях более или менее широкого освещения и истолкования исторических явлении. Вебер как раз тем и отличается от прочих социологов что при выполнении социологических задач результаты его работы характеризуются гораздо большей конкретностью большей близостью к истории чем обычно И, однако пропасть между заданием и выполнением не так уж велика, и его работы носят всегда социологический характер В чем же дело? Почему же Вебер - социолог даже в конкретных своих исследованиях?
Несомненно что история есть основа всего обществоведения, ибо ведь история есть наука о развитии человеческих обществ во всей их конкретности. Поэтому науки систематические, как политическая экономия, теория права и пр., невозможны без соответствующих конкретно-исторических дисциплин Это ясно. Так же ясно и то, что и социология возможна только на почве истории, и не только в том смысле, что история есть объект социологии черпающей из нее материалы для абстрактных построений, но и в ином смысле, утверждающем более тесную связь между социологией и историей. Социология есть переведенная на язык общих понятий история. Разница между социологией и отдельными систематическими общественными науками (как политическая экономия) лишь в том, что последние переводят на язык общих понятий конкретные явления отдельных сторон процесса общественного развития, а первая - процесс развития общества в целом.
Однако и построение такой социологии можно ставить себе задачей лишь в виде конечной цели всякого конкретного исследования, между нею и им необходимо вдвинуть ряд промежуточных звеньев, проделать ряд предварительных работ. Это и делает Вебер. Он пишет историю под знаком социологии, он на пути к ней, но сознательно само ограничивается. И это дает

хорошие результаты, ибо, да позволено будет здесь это естественнонаучное сравнение, прежде чем строить теории эволюции видов, необходимо уяснить себе их сравнительно-морфологическое строение Вебер и занимается такой сравнительной анатомией или эволюционной морфологией изучая различные виды одного и того же явления - города он сравнивает их между собой в процессе их развития При этом сравнении выступают известные сходства и различия античный город развивался в форме города-государства итальянский - в несколько аналогичной форме, среднеевропейский - уже иначе, хотя также достигал корпоративной автономии, английский вовсе лишен был ее.
Это - не фазы, не схемы, не стадии, это - ряд сопоставлений, ценность которых заключается в том, что они уясняют сущность каждого из сопоставляемых явлений, и не только по сходству но и по контрасту. Причем не только итальянский город уясняется из сравнения со сходным с ним античным, но и отличный от него английский, конечно при условии наличия известных элементов сходства. Этот прием Вебера основан на том простом свойстве нашего мышления, что
всякое понятие познается нами путем отграничения от других
сходных или отличных понятии. Таким образом Вебер собирает, классифицирует описывает сопоставляет ряд конкретных исторических процессов. Уже одно это выводит его за пределы специального исторического исследования и делает его работы по крайней мере, сравнительно-историческими обзорами.
Но Вебер ведь не только описывает, но и объясняет, т. е. устанавливает известные - причинные - связи между явлениями. Будучи самостоятельным исследователем во многих областях, которые он затрагивает, Вебер на основе конкретного изучения составляет впечатление о конкретном ходе того или иного исторического процесса и в сравнительно-историческом обзоре описывает этот процесс в виде ряда причинно связанных друг с другом явлении. Такое причинное объяснительное описание может опять-таки производиться весьма различными путями.
Исследователь может задаваться целью объяснить весь сложный комплекс явлении из какого-либо одного корня из одного начала, одной основной причины (например город произошел из бурга рынка вотчины или общины). Такой прием который мы позволим себе назвать дурным монизмом, вызывается конечно, потребностью найти хоть какое-нибудь объяснение явлению но невольно влечет за собой известное насилие над фактами в интересах цельности построения невольно появляется стремление ослабить те черты явления которые не мирятся с гипотезой автора - например отодвинуть на задний

план общинные элементы средневекового города, если автор - противник общинной теории, или, напротив, вотчинные элементы, если он противник теории вотчинного происхождения городов.
Конечно, несмотря на все недостатки такого метода, он представляет шаг вперед уже в том смысле, что дает возможность подойти к явлению с определенной точки зрения и таким образом подчеркнуть и осветить то ту, то другую его сторону, до того остававшуюся неосвещенной. Можно идти и обратным путем - вместо одного «начала» взять в качестве исходных пунктов несколько «начал», т. е. рассматривать несколько исторических явлений, предшествующих данному, требующему
объяснения явлению, в виде основных его причин. При применении такого приема каждая сторона или черта объясняемого явления будет выводиться из соответствующей ей основной причины или «начала», причем эти стороны сложного комплекса останутся раздробленными, мало связанными друг с другом (так, происхождение города, поскольку он бург, объясняется из наличия бурга, поскольку он рынок - из понятия рынка и т. д.). Такой метод, который мы позволим себе назвать дурным плюрализмом, часто встречается у историков. Видные немецкие историки Допш и Белов стоят на такой методологической позиции Когда речь идет о процессе эволюции общества, эти «начала» или движущие «причины» нередко превращаются в «факторы» или «движущие силы» исторического развития. При этом их метафизический характер выступает, пожалуй, еще яснее (факторы экономический, социальный, политический и т. д.).
Конечно, если покинуть почву объяснительного описания и перейти к абстрагированию, то можно избрать и иной путь, отличный от двух предыдущих можно вовсе оставить всякие «начала» и «факторы» и говорить лишь о содержании и форме общественного развития (о базисе и надстройке), принимая развитие производительных сил в процессе борьбы общественного человека с природой за тот основной стержень, диалектическое движение которого и представляет собой, в переводе на язык социально-политических и правовых отношений, процесс общественной эволюции Здесь диалектическое развитие производительных сил - не причина, не фактор, а то содержание, которое и есть само историческое развитие, облекающееся в соответствующие ему формы социальной, политической, правовой структуры общества. Подобного рода материалистический монизм можно, конечно, только приветствовать. Но одно дело постулировать его в принципе, как
теорию, а другое дело применить к объяснению всего многообразия конкретной действительности, как метод. Чтобы можно было приступить к такому конкретному применению этого

метода, нужно проделать сложную и тонкую предварительную работу. Ее—то и пытается выполнить Вебер.
Мы уже видели, из каких соображений он отказался покамест от заоблачных высей абстракции и предпочел ограничиться рядом исторических сопоставлений. Описывая конкретные виды городов, Вебер не пытается вывести их путем насилия над фактами из того или иного «начала» или «фактора» либо из нескольких таких начал. У него нет никакой теории происхождения городов, а есть лишь история этого процесса, или, вернее, история ряда таких процессов. И когда Вебер указывает на роль экономических, военно-политических, социальных, правовых, даже религиозных процессов в развитии города, речь идет не о ряде отдельных факторов и даже не о взаимодействии факторов: Вебер говорит о взаимодействии явлений. Он дает нам не теорию взаимодействия факторов, которая была бы, конечно, неудовлетворительной, а историю взаимодействия многообразных явлений, переходящих одно в другое, сливающихся друг с другом, противоречащих друг другу и сталкивающихся между собой. Это, если хотите, тоже плюрализм, но не тот — принципиальный, сбивающийся на эклектику, бессильный что бы то ни было объяснить и зато способный все, что угодно, запутать, а плюрализм совсем особого рода во-первых, он не только не противоречит возможности абстрактно-социологического построения, но, напротив, расчищает дорогу к нему, объединяя ряд явлений и процессов, этот сложный переплетающийся клубок, в некое целое; во-вторых, он помогает ориентироваться в конкретной действительности тем, что наглядно показывает механику этого сложного взаимодействия, в то же время нисколько не упрощая его и имея, таким образом, возможность оттенить и изобразить всю пестроту отношений не хуже, чем это делается в специальном историческом исследовании. Это тот самый плюрализм, который еще Гете выразил в следующих словах: Кеin Lebendiges ist ein Eins, immer ist's ein Vieles22.
Ясно, что здесь нет никакого противоречия ни с социологией, ни с монизмом' если все живое не «однородно», а «многообразно», то это еще не значит, что оно не есть целое и не может быть рассмотрено как таковое. Напротив, то, что обычно называется конкретно-историческим и социологическим методом, сливается здесь в один метод, который сам Вебер довольно удачно называет «эмпирической социологией». Этот термин может показаться внутренне противоречивым лишь в том случае, если под «социологией» понимать исключительно абстрактно-систематическую науку и твердо верить в возможность ее построения из одних общих понятий, без предварительного приведения в порядок данных конкретного исследования.

Таким образом, мы подошли к другому пункту в методологии Вебера: его отношению к конкретным, специальным, локальным историческим исследованиям. Мы позволим себе быть краткими в этом вопросе. Ясно, что только пользуясь конкретно-локальным методом, можно надеяться достигнуть каких-либо результатов при исследовании специальных проблем исторической науки. Также ясно, однако, и другое: время от времени необходимы работы, подводящие итог ряду таких исследований и тем самым дающие толчок к новым исследованиям. Важно только, чтобы они появлялись своевременно, т.е. когда накопилось достаточно материала, и основывались именно на конкретном изучении, а не на работе фантазии. И если рассматривать труд Вебера как работу историческую, то она вполне удовлетворяет этим двум условиям. Поэтому эмпирическая социология Вебера не только не противоречит локальной истории, но, напротив, находится с ней в самой тесной связи. Зато такое противоречие действительно имеет место тогда, когда социолог или иной представитель систематической дисциплины слишком теоретичен, заботится только о чистоте своих понятий, а историк, как представитель конкретной науки, недостаточно продумывает общие понятия или
же просто пренебрежительно относится к ним, как к роскоши. Вебер чужд подобной узости. Его работа о городе - ценное историческое исследование. А в социологическом отношении она тоже только выигрывает от того, что не устанавливает «универсальных законов всего происходящего», ибо пока это еще невозможно; можно и должно стремиться к этому. Работы, подобные разбираемой нами, представляют собой конкретные попытки такого рода, делают первые шаги на пути к социологическому освещению исторических явлений. И в этом - их огромная ценность.

Примечания

Впервые опубликовано: «Под знаменем марксизма», 1923, №8-9. Автор
характеризует книгу: М. Weber. Wirtschaft und Gesellschaft, II. Teil, Кар. VIII. Die Stadt. Tubingen, 1922 (страницы в тексте указаны по этому изданию).

1 A. Dopsch. Wirtschaftliche und soziale Grundlagen der europaischen
Kulturentwicklung, l-ll. Bd. Wien, 1918-1920.

2 «Historische Zeitschrift», 120, 2. Hf., 1919, S. 327-334.

3 К. Jaspers. Max Weber. Gedenkrede. Tubingen, 1926.

4 Так, в Китае, Японии и Индии вовсе не существовало города как автономной корпорации с населением из бюргеров как носителей определённых

сословных привилегий. Были гильдии, профессиональные объединения (Япония), чиновничьи, сословные организации (Китай), касты (Индия), но не автономные общины.

5 «Ойкос», собственно, значит дом; в научной литературе этот термин принят для обозначения большого самодовлеющего хозяйства «дома»

6 «Вотчинные, ленные, земские, церковные, судебные власти рядом друг с другом» (S. 537).

7 Dopsch A. Die Wirtschaftsentwicklung der Karolingerzeit. Tl.1-2
2. Aufl. Weimar, 1921; 3. Aufl. Weimar, 1962 (Ред.).

8 Eidverbruderungen der Zunfte.

9 Система, при которой купец или предприниматель (нередко это но и то же лицо) поставляет материал целому ряду рабочих либо просто
дает им работу, заказ; он - единственный, монопольный покупатель
изделий, т.е. скупщик (ср. К. Bucher. Entstehung der Volkswirtschaft XV.
Aufl., Bd. I. Tubingen, 1920, S. 185-186).

10 «Beruflich gegllederte, rein okonomische Einungen».

11 «Spezialisierter kapitalloser oder kapitalschwacher Kleinbetrieb».

12 Lohnwerk - работа (за определенное вознаграждение) на заказчика-потребителя, являющегося одновременно поставщиком и иногда производителем сырого материала, необходимого для работы (К. Bucher. Ор. cit, S. 175).

13 Preiswerkliche Kundenproduktion - работа на сбыт, производимая при помощи собственных орудий и рассчитанная на определенный круг потребителей; продукт труда, слагающийся из собственного сырого материала ремесленника и его рабочей силы, продается им за определенную цену (ср. К. Bucher. Ор. cit, S. 183).

14 Ср. К. Bucher. Ор. cit., S. 124 и К. Riezler. Uber Finanzen und Monopole im alten Griechenland. Berlin, 1907, S. 83.

15 См. К. Riezler. Ор. cit.

16 Ibid., S. 84.

17 «Stadtsassige burgerliche Grossunternehmer und die kleinkapitalistischen Handworker».

18 K. Riezler. Ор. cit., S. 84.

19 Ibid., S. 85.

20 Ср. следующее категорическое заявление Маркса из «Письма редакцию «Отечественных записок»» (К. Маркс и Ф.Энгельс. Соч., т.19, стр. 120, 121): «Ему (моему критику. -А.Н.) непременно нужно превратить мой исторический очерк возникновения капитализма в Западной Европе в историко-философскую теорию о всеобщем пути, по которому роковым образом обречены идти все народы, каковы бы ни были исторические условия, в которых они оказываются... Но я прошу у него извинения. Это было бы одновременно и слишком лестно и слишком постыдно для меня... события поразительно аналогичные, но происходящие в различной исторической обстановке, привели к совершенно разным результатам. Изучая каждую из этих эволюции в отдельности и затем сопоставляя их, легко найти ключ к пониманию этого явления; но никогда нельзя достичь этого понимания, пользуясь универсальной отмычкой в виде какой-нибудь общей историко-философской теории наивысшая добродетель которой состоит в ее надысторичности». Достаточно сопоставить эти слова Маркса с данной выше характеристикой метода Вебера, чтобы убедиться в том, что последний идет к социологии в значительной мере по пути, проложенному Марксом, несмотря серьезные разногласия с ним в других пунктах.

21 «Die Soziologie bildet Typenbegriffe und sucht generelle Regein des Geschehens» («Wirtschaft und Gesellschaft», S. 9)

22 «Живое никогда не бывает однородно, оно всегда многообразно» (ред.)

23 Это противоречие особенно ярко отразилось в любопытном споре
Допша с Зомбартом по поводу второго издания «Современного капитализма» См. Grunberg's Archiv fur die Geschichte des Sozialismus und der Arberterbewegung, 1919, Jg. IX, Hf. 2-3


 

Указатель имён

Абрагам О. 488
Август, Гай Октавиан 147, 292,
431
Августин 143, 215, 223, 228, 235,

304,457,467,618
Авдиев В.И. 280
Авимелех 319, 327, 395,44
Агрикола Мартин 545
Адриан Публий Элий 246, 267,

306, 356, 455, 462, 467
Александр Македонский 130,169,
173,371

Александр III (росс имп.) 324
Александр Яннай 162.295
Алексеев Э Е 550
Алексей I Комнин 357,443
Али, отец Мухаммеда 272
Апи,халиф 304,328, 441
Алиды 441
Алипий 523
Алкивиад 396, 437
Алькофорадо М. 41
Аменхотеп IV (Эхнатон) 83, 95,
121,280

Амати, семья 539, 540
Ансельм Кентерберийский 212,
302

Антиох IV Эпифан 445
Антонины 292
Аппий Клавдий 430
Аристоксен 483, 509, 532
Аристотель 39,286, 294, 449, 503,
513

Арминий, вождь херусков 467
Арминий Я. 293
Арно, братья 299

Арнольд Брешианский 240, 305
Арнольд М 602
Артаксеркс 125
Архилох 26, 41

Архит Тарентский 482, 487
Архимед 541
Асмус В (свящ) 298
Аспасия 26, 41
Ауэры 378

Афанасий Александрийский 31,

42,216,303
Афинагор 298
Ахемениды 126, 288
Ашвагхоша 41

Базеви 473

Байерле Ф. 342, 348

Бакстер Р. 141, 291. 302, 616-618,

620, 623, 655
Бакхиады 377
Барклей Р. 617
Бар-Кохба 306
Батлер С. 299
Бах И.С. 472, 495, 512, 534, 544,

547, 548
Бах Ф.Э. 548
Бахофен И. Я. 41
Бейли Р. 655
Белла Дж. делла 385
Беллерман И. Г. 512
Белов Г фон 320, 440, 601, 658,
688

Бенедикт Нурсийский 303
БенианД.616,622,655
Бентам И. 66, 77
Бер 542

Бергман Т. 294

Бернар Клервоский 294, 302, 303
Бернардин Сиенский 302
Бернштейн Э. 602
Бертельс Е Э 74
Бертольд III Церингенский 351,
442

Бетховен Л. ван 548
Бисмарк О.Э Л. 466, 565, 572
Богомолов А С 307
Бодлер Ш.15,242
Бойс М. 288, 301
Бокельэон И. 40
Болотов В. В. 303
Бонгард- Левик Г. М. 75, 76, 293,

294,296
Брейэиг К. 112,285
Брентано Л.593,601

Бродвуд (семья) 548

Брольо д'Айяно 386

Брун Р. 383

Булгаков С.Н. 39, 40. 300. 302

Бурбоны 70

Буркхардт Я. 41, 573, 580, 584,
585

БуссеВ.173,297
Бюхер К. 441. 654, 677, 686, 691

Вагнер А. 251

Вагнер П. 526

Валентин 76

Валлабха 53, 147,148, 293

Валленштейн А. 435, 446

Вальдрада 356, 442

Вар Публий Квинтилий 467

Варрон Марк Теренций 455, 467

Василенко Н.П. 299

Василид 76, 303

Вебер Макс 38-42, 73, 74, 76, 77,
282, 289-291, 293, 299, 300,
302-307, 441, 444, 550, 553-
562, 564-582, 583-588,589-
596, 598-605,608-611,617-
620, 623-626,628-654,655-
657, 658-660, 663-666,670,
673, 674, 676,677,681-687,
689,690,691

Вебер Марианна 42, 654, 656, 657

Вельфы, род 293, 443

Вергилий 444

Вернле П. 270,307

Бертхеймер 520

Веспасиан Тит Флавий 288, 462,
468

Вестфаль Р. 512

Виллото 484,504

Вильгельм Завоеватель 363, 443

Вильгельм из Хирсау 499

Виндельбанд В. 76, 558

Висконти,род 397

Витте Фр. 528

Вольф И.525

Вольф X.74

Вриенний 484, 491

Вышеславцев Б.П. 75, 294

Газали (аль-Газали) Мухаммед

168,296
Гайденко П.П. 300
Гайдн И. 539
Ганауэр 362
Ганнибал 452
Гарнак (Харнак) А.фон 141,176,
291. 302

Гарун-ар-Рашид 328

Гауптман М.475

Гварнери, семья 540

Гвидо Аретинский (Д'Ареццо) 506,
524,526

Геварт Ф.0. 509, 526

Гегель Г.В.Ф. 554, 558, 639

Гегель К. 352, 442

Гельмгольц Б. 549

Гельмгольц Г.Л.Ф. 471, 473, 478-
480, 487, 488, 493-495, 514,
544

Генрих I (англ. король) 365

Герних I Птицелов 318, 466

Генрих IV (герм. имп.) 299, 441

Герасимов А. В. 75

Геродот 284

Герцман Е.В. 550

Гесиод114,119,138,16б,285,
376,432

Гёте И.В. 294, 306, 616, 655, 689

Гильман А. 488

Гогенштауфены, Штауфены
(Конрад III, Фридрих I Барба-
росса, Генрих У!,Фридрих II,
Конрад IV,Конрадин) 70, 77,
177,293,343,361,443,462,
468

Голльман 226

Гомер 57, 85, 158, 286,291, 319,
322,371,377

Гонорий Флавий 466.

Гортензий 445

Готейн Эд. 372,604

Гракхи 389,422,452

Грацианский Н.П. 303, 467

Грелль Э.А. 512

Григорий I Великий 218, 303

Григорий VII177,182,298,299,
302, 443

Григорий Турский 442

Гримальди, род 315,414,440

Гроций Г. 293

Гуго, маркиз Тосканский 442

Давид 281, 297, 327, 441
Давыдов Ю.Н. 299
Дандоло Э. 358,360
Данте Алигьери 184, 251
Дворжак М. 173
ДейссманА. 152
Дёллингер И.И.И. 307
Демосфен 26, 41, 421
Демотиониды 373
Денсмор 478, 479

Деций Гай Мессий Квинт Траян

201,302

Дидим Александрийский 487
Дильтей В.585
Диоклетиан Гай Аврелий 201 291

302,415,464
Дионисий Старший 287, 435
Дионисий Младший 287
Донат, епископ 291
Допш А.658,665,666 688 690-

Достоевский Ф.М. 180, 299
Драконт 373
Дубнов С.М. 288
Дюркгейм Э. 40, 583

Евсевий Кесарийский 287
Евтихий, архимандрит 289
Елизавета I 443, 541, 546

Залзал 485, 486, 530, 531
Зальцер Э.387,397
Зильберман (семья) 548
Зиммель Г. 556
Зомбарт В. 39, 153, 260 261 263

264,307,601,654,657 686

Ибсен Г. 522

Иванов Вяч.Ив. 286

Иезекииль 116, 285

Иеремия 614

Иероним Моравский 537

Иеффай 48, 75, 327, 441

Ильин Г.Ф. 76, 293, 294, 296

Иннокентий III (Лотариоди Сеньи)
67, 70, 77

Иоанн Безземельный 366 443

Иоанн VIII 543

Иоанн XXII 70, 240, 305

Иоанн Лейденский 40






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных