ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
МОРФОЛОГИЯ СОЦИОЛОГИИ КУЛЬТУРЫ 1 страница1. Структура понятия «культура» Морфологический аспект культуры связан с соотношением и взаимодействием различных сторон культуры, спецификой их роли в создании социального организма. Культура — самопроизводящая система. Она сохраняет себя и развивается, организует ценностный мир человека, делает его своим хранителем и творцом. Человеческая жизнь становится значимой только если она наполнена культурным смыслом. Важнейшими структурными элементами культуры как системы являются следующие: язык как основное средство общения и трансляции общезначимой информации, социального опыта, ценностей. Первоосновой любой культуры является понятийно-логический аппарат, именно посредством его человек познает окружающий мир. Культура может распространяться жестом, образом, мимикой, танцем, но язык — основной ретранслятор культуры. Он является главным средством общения и коммуникации. Посредством языка аккумулируются и передаются из поколения в поколение культурные ценности. Для успешного взаимодействия, согласования и координирования совместных действий люди должны придерживаться общеразделяемой всеми системы символов и значений, общих ценностей. Язык разрабатывает и определяет эти понятия. Он поддерживает сплоченность общества, координирует действия людей, обобщает их опыт. Язык настолько связан с культурой, что ее изменение ведет к изменению языка и наоборот. Символы, понятия и смыслы, которые придаются действиям, типические связи и взаимодействия (родственные, функциональные, ритуальные), образцы и эталоны поведения также являются важнейшими составными частями содержания культуры. Для того, чтобы люди понимали друг друга, ориентировались в конкретных ситуациях и обстоятельствах, взаимодействовали в повседневной жизни, они должны соблюдать ряд условий. Каждый индивид предполагает, что другие индивиды по взаимодействию с ним видят и понимают мир так же, как и он сам. Другое условие — это взаимозаменяемость точек зрения, если «Я» принимаю положение на веру, то и другие поступают так же. Наконец, смысловое соответствие понятий, поведения — пока не доказано противоположное данное: «Я» принимаю на веру это, и другие поступают так же. В этих ситуациях взаимодействие происходит гладко и бесконфликтно. При этом другие люди по взаимодействию понимаются не как индивидуальности, а как конкретные типы личностей (преподаватель, начальник, подчиненный, бизнесмен и др.). Т.е. стремясь достичь взаимодействия, люди контактируют друг с другом не как реальные индивиды (Петров, Иванов), а как типы с конкретным набором черт, свойств. Именно благодаря этому люди прогнозируют свое поведение и поведение других. Типизация участников взаимодействия происходит на основе: - речевого общения (обмен информацией); - физических действий (индивид видит, что делают другие). В формировании взаимодействия между людьми большую роль играют факторы: ритуал, символ, миф. Ритуал — стандартная устойчивая последовательность действий, имеющая церемониальный характер. Это формальная (институциональная) процедура, т.к. символ и ценности, приписываемые ритуальному действию, часто не являются действительными для исполняющих этот ритуал. Например, светская беседа, дипломатический прием, обращение "вождя" к народу. Реальные жизненные взаимодействия всегда ритуализированы. Чем выше уровень культуры, тем большее значение индивид придает, например, деловому этикету. Ритуализм содержит следующие аспекты: - принцип межиндивидуальных повседневных взаимодействий (уважае - форма адаптивного поведения (верующий крестится, заходя в церковь); - ценностная характеристика личностей, социальных групп (систематическое следование нормам, правилам, которые традиционны, но уже не соответствуют современным, общепринятым, например, поцелуй руки женщины). Таким образом, ритуал — это определенные установленные действия, которые совоершаются с целью повлиять на действительность. Они имеют неэмпирический характер, часто социально санкционированы. Ритуал — это определенные типы действий, способствующих выражению веры, приверженности определенным символическим системам. Ритуал — это социально регулируемая последовательность действий, которые не придают новой предметности и не изменяют ситуацию в физическом смысле, но они вырабатываю! символы и ведут к символическому изменению ситуации. В социологическом понимании ритуал представляет собой строго осуществляемую, коллективно регулируемую последовательность, которая не порождает ничего материального, а занимается переработкой символов и ведет к символическому изменению ситуаций. Например, бюрократическая деятельное п., смена института генсеков КПСС институтом президентской власти в России. Ритуал — это культурно стандартизированный набор действий, совершаемый в ситуации, предписываемой традицией. Его цель в этом случае, чтобы в конце ситуации (мероприятия) участники испытали общий эмоциональный подъем. В ритуальной жизни всегда можно вылепи"", две ее основные формы. Первая — это скучная обыденность, повседневность (домашний быт, изнурительный труд, неудовлетворенные потребности и т.д.). Вторая — праздник без трудовой деятельности, широкое общение с представителями различных социальных групп. В этот период снижается социальная напряженность, наступает временная развязка, растет эмоциональная общность, чувство идентичности с другими индивидами. Ритуалы есть позитивные и негативные Негативные — система запретов, т.к. люди нередко делятся на части. Например, одни приходят в торжественный восторг при виде государственной символики, другие над пей глумятся. 1 Позитивные ритуалы приобщают людей к общепринятым ценностям, например, военные парады, награждение соотечественников, собрание членов пар-тин, общественных движений и т.д. Ритуалы могут быть связаны с кризисными ситуациями. Например, социальные потрясения в обществе, военное поражение, природные катастрофы и др. Они совершаются и индивидуально, и коллективно. Например, обращение лидера к нации, траурный митинг. Ритуалы интенсификации (чаще с какой-либо общностью) — это совокупность различных ритуальных типов с целью противодействия нарушению равновесия групповой, общественной жизни в целом, вызванного внутренними или внешними причинами. Например, забастовки различных слоев населения, обращения к правительству, протесты посредством средств массовой информации и даже акции гражданского неповиновения. Все это повышает групповую, межгрупповую сплоченность. Ритуалы, выражающие уважительное отношение между людьми: совокупность норм взаимоотношений между начальником и подчиненным, мужчиной и женщиной; презентации, поощрение активности взаимодействия. А также ритуалы перехода из одного состояния в другое: свадебный, совершеннолетия, повышение статуса и др. Таким образом, ритуалы осуществляются везде, где имеются символические системы, регулирующие восприятие мира человеком и поведение его и этом мире. А такие системы есть везде, они существуют в виде мифов, идеологии, образов мира. Символ — произвольный акт, вызывающий единообразную социальную реакцию, например, звук, слово, жест, действие, предмет, эмблема и т.д. Символ в своем чувственном качестве указывает на конкретное социальное явление: крест, знамя, герб, обручальное кольцо, красный фонарь — под этими символами каждый индивид понимает общепринятый смысл, идентичное его содержание. Современные социальные процессы обуславливают снижение роли ритуалов и опустошение символов. Взаимодействие индивидов — это результат интерпретации их деятельности. В человеческом поведении между реакцией и символом всегда стоит интерпретация, т.е. осмысливается то, что означает, символизирует конкретный символ, на какие возможные последствия он указывает. В процессе интерпретации вырабатываются общие оценки, видение предметов и явлений, видение социального мира >< целом Миф — это не фантастический вымысел, не выдумка и не фикция. Миф — это реальность, ибо он воздействует на реальность, изменяет ее, создавая или разрушая. Миф — это подлинная действительность; ощущаемая, вещественная, реальность; совокупность не абстрактных, а переживаемых категорий мысли и жизни, обладающая своей собственной истинностью, достоверностью, закономерностью и структурой. В то же время мифологическая действительности содержит в себе возможности отрешиться от нормального хода событий, возможность существования иерархии бытия. Миф — это и есть наша жизненная действительность, не абстрагированная в научных процедурах. Она является единственной альтернативой стандартизированному научному видению. Мифологическая действительность сильнее, более всеобъемлющая, чем действительность, придуманная наукой. Наука и миф выполняют различные функции в жизни. Они не связаны отношениями преемственности, однако взаимодействие между ними наблюдается. Так, сама наука мифологична, ибо строится на предположениях. «Нормальная» наука развивается на общенаучных теориях, но всегда появляются факты, явления, которые в них не вписываются. Происходит научная революция, борьба «нормальной» науки с новыми парадигмами. Как правило, новые концепции признаются, становятся «нормальной» наукой. «Старая» наука оказывается мифом, т.е. она, оказывается, руководствовалась ложными представлениями о реальности. В «нормальной» науке образ мифа — это образ современной протекающей жизни. В этом смысле физические образы реальности, создаваемые наукой, столь же живы и существенны, как для первобытных людей образы их мифов, воплощаемых в ритуалах. Таким образом, одна культура никогда не сможет стать адекватной другой, т.к. она из других мифов, из другой жизни. Именно этим можно во многом объяснить проблемы и потери российской модернизации организации (базирующейся на западных культурных моделях). Функции мифов: \. Миф — это фундаментальная форма строения реальности; миф формирует жизнь как единство. Он обеспечивает единство субъекта, единство представления и действия. Сама культура, как и миф, не может существовать только объективно, она существует лишь как субъективно-объективное единство. Ибо она активно поддерживается или пассивно признается членами общностей. 2. Энергетическая функция мифа. Миф связывает и канализирует энергию 3. На основе мифов часто осуществляется созидательная или разруши Общественно-исторические мифы — это особая универсальная реальность истории. Они возникают оттого, что никакое общество не может существовать, если основная часть граждан не готова его защищать, подчиняться его законам, следовать его нормам, обычаям, если они не считают его «своим».. Эмпирическая действительность никогда не дает для убеждения бесспорных оснований индивиду, поскольку никогда не совпадает с той действительностью, которую хотелось бы ему видеть. Интересы личности не могут целиком совпадать с общественными. Она хочет иметь, верить в «свое» общество, основанное на ее ценностях и интересах, но они часто не отражают адекватно существующую реальность. В целом, общество сохраняет жизнеспособность лишь тогда, когда у граждан есть убеждение в осуществлении его норм, ценностей. Убеждение и знание также являются основными структурными элементами культуры. В убеждениях содержится то, к чему люди привержены, чем руководствуются в повседневной деятельности, что воплощают в образах и моделях поведения. Любые убеждения связаны со знаниями, однако их взаимосвязь достаточно противоречива. Многие люди знают, как следует поступать согласно закона, но часто делают наоборот. Почему? Если знания, идеи противоречат интересам человека, то он поступает им вопреки. Происходит раздвоение культуры, с одной стороны, знаниями, с другой — убеждениями. Такое раздвоение может быть и при случае, когда знания опережают реальную действительность. Скудность культуры часто определяется узостью, фрагментарностью знаний личности. Обладая разносторонними знаниями, она избавляется от примитивных, крайних оценок, суждений, ее мировоззрение становится многомерным, поведение и деятельность более оптимальными. Поэтому активное распространение знаний придает убеждениям идею, смысл, ситуацилизирует их. Важным критерием формирования убеждения является идеология как совокупность культурных ценностей в виде логически обоснованной социальной доктрины. Функциями идеологии являются: ослабление социальной напряженности в обществе; защита групповых интересов; придание смысла коллективным действиям людей. Уровни идеологии: базисный — общечеловеческий (общечеловеческие, гуманистические ценности); общенациональный (ценности, зафиксированные в Конституции); специфический (социально-групповые, классовые интересы). Культура — общечеловеческое явление, она аккумулирует созданное в разные эпохи, в разных странах и цивилизациях все то, что выдерживает испытание временем и становится общечеловеческими ценностями. Сущностные свойства культуры: - Множественность конкретных форм существования культуры (исторических и современных). Это означает, что есть культура как единое целое и есть культуры как особое (национальное, локальное и др.). - Целостность культуры, т.е. открытость, диалог между национальными, - Многомерность культуры, которая предполагает ее дифференцирован- Институциональный аспект культуры связан с организацией процесса культурных ценностей, их воспроизводства, хранения, трансляции. Основные подсистемы культуры I. Ценностная подсистема как важнейший структурный элемент культуры. Это совокупность жизненных ценностей, целей, средств их достижения. Ценности в различных культурах не совпадают. В частности, что в одном обществе представляется нравственным, в другом — безнравственно. Для иностранца многое кажется бессмысленным, нелогичным в другой стране, а с позиции данной культуры это рационально, полезно, обоснованно. Культура — это способ, метод ценностного усвоения действительности. Поэтому, чтобы определить, что значимо, что нет, что добро, а что зло, индивид должен иметь определенные критерии (ценности). Культура, рассматриваемая в ценностном аспекте, является своеобразным социальным механизмом, который определяет, воспроизводит и передает ценности в обществе. Виды социальных ценностей: экономические, нравственные, политические, эстетические и др. Всю эту систему пронизывают нравственные ценности. В целом, культурные ценности можно классифицировать по следующим признакам. По масштабности: общечеловеческие, общецивилизационные, общенациональные (общеразделяемые), локальные (субкультурные). Общеразделяе-мые ценности — это ценности, признаваемые большинством членов общества: общие цели деятельности; морально-нравственные; эстетические идеи, верования. Локальные ценности поддерживаются определенными социальными общностями. Нельзя понять общество, не зная ценностно-смысловых аспектов деятельности его членов. По критериям соответствия потребностям людей: прогрессивные ценности, антиценности, ранее созданные, но "невостребованные" ценности, которые обогнали свое время. По способу вписания ценностей в эпоху: произведения культуры прошлого и современности, созданные различными направлениями (школами) на основе их сотрудничества или противоборства. Ценности вечные, непреходящие: классика, архетипы национальных культур, культурный поток, т.е. массовая культура. Культурную основу общества образует общеразделяемая система ценностей, которая видоизменяется с его развитием. Без такой системы не может нормально существовать ни один народ. На основе фундаментальных ценностей формируются ценностные ориентации личности: ее важнейшие потребности, цели жизнедеятельности; т.е. культура не только интегрирует личность в социальную систему, но и прививает ей определенные интересы и цели. Общепринятые ценности прививаются добровольно или навязываются личности, что зависит от степени развитости демократии в обществе. Таким образом, ценности как регуляторы социальных связей могут объединять и разъединять людей. Может наблюдаться и конфликт ценностей (политика и нравственность, экономика и демократия). Конфликт между ценностями различных поколений, групповыми и общечеловеческими. Данное естественно, если конфликт разрешается цивилизованными методами (не разрушаются церкви, памятники, не выбрасываются из церковных зданий музеи и т.д.). Дезинтеграция российского общества вызвала и дифференциацию общепринятых культурных ценностей, поэтому формирование новой системы общих ценностей для россиян является актуальной задачей. Функции ценностей: - ценности для социального субъекта выступают как предпочтительное со - ценности — критерии оценки реальных явлений; - ценности регулируют социальные взаимодействия; - ценности определяют смысл целенаправленной деятельности; - ценности побуждают к деятельности. В целом, они ориентируют человека в окружающем мире, побуждают на конкретные действия, поведение. Нормативная подсистема культуры Культура, предписывающая стандарты поведения, является нормативной. Социальные нормы — это общепринятые "эталоны" поведения индивида в обществе. Нормы — неотъемлемый элемент культуры. Они тесно связаны с господствующими в обществе ценностями, идеалами, символами, верованиями. Регулирование, контроль при помощи норм поведения, деятельности людей — это' необходимое условие их свободы, оптимизации их жизненного выбора. Нормы культуры — это требования общества к человеку и ожидания от индивида соблюдения норм повседневного поведения до норм права и морали, до общепринятых стандартов поведения, деятельности. Виды и уровни норм Социальные нормы — это определенный набор идей, правил, утверждающих или запрещающих конкретное поведение в данной ситуации, добровольно признаваемых членами общества. Это типовой, эталонный образец действий индивида, группы в конкретной ситуации, базирующийся на моральных запретах. Нормы универсальные применяются ко всем членам общества. Они свя Нормы специфические регулируют деятельность отдельных социальных Нормы институциональные (формальные, официальные) опираются на Неинституциональные нормы опираются на силу морали, традиций, обычаев, привычек, общественного мнения. В традиционном обществе они были главным механизмом управления поведением людей. В современном обществе их сфера действий сужается, охватывает в основном повседневную, внепроиз-водственную деятельности (быт, досуг, общение людей). Функции нор.»: - усвоение социальных норм необходимо индивиду для овладения раз - без нормативной регуляции невозможна ни одна организованная дея - нормы культуры носят программирующий характер, предвосхищаю! Культура как подсистема социализации человека Культура — это гуманистическая, человекотворческая грань. В этом смысле культура есть обретение человеческой сущности и проявление ее уникальности; культура — человеческое измерение истории, выражение изменения самого человека в ходе исторического развития; культура — это процесс и мера самореализации человека. Культура как сущностное свойство человека Это совокупность культурных ценностей в виде знаний, убеждений, умений, нравственности и т.д. Культура — это степень свободы человека, она освобождает его от шаблонов и стереотипов мышления, поведения, деятельности. Она придает человеку свободу самовыражения. Одновременно культура — это ответственность, способность к внутреннему нравственному самоограничению. Без этого свобода легко перерастает во вседозволенность. Культура как качественная характеристика > ' человеческой деятельности Основные сферы жизнедеятельности человека -— это деятельность по созданию ценностей с целью удовлетворения своих потребностей, т.е. сам человек оказывается творцом культуры во всем многообразии ее видов, форм, способов, результатов. Культура — самовоспроизводящая система Культура — это опредмечивание духовного богатства человека, т.е. его способностей, знаний, умений, воплощенных в ценности культуры в процессе творчества. Но творчество возможно, если усваиваются уже имеющиеся ценности. Таким образом, культура создает ценности, меняет их и постоянно обогащает себя. ч 2. Уровни культуры Специализированный и обыденный уровни культуры Общественное разделение общественных функций (труда) фиксирует качественную неоднородность социокультурной жизни. Имеющаяся в обществе структура разделения функций определяет характер связей, отношений людей. С одной стороны, ею ограничены знания и навыки, необходимые людям для выполнения определенных видов деятельности. С другой, она детерминирует выход за эти границы, ибо устанавливает такого рода связи и отношения. .Различные группы людей порождают, поддерживают и распространяют различные черты образа, стиля жизни, ценностные представления, моральные нормы, образы деятельности и поведения. Результаты деятельности, предпочтений и оценок одних групп людей имеют неодинаковые социокультурные последствия для них самих и для представителей других групп. Например, то, что производя! одни, потребляют другие, деятельность одних меняет жизненные условия других, переориентация направленности деятельности одних становится источником напряжения для других, изменение образа, стиля жизни одних стимулирует принятие решения у других. Постоянное воспроизведение подобной изменчивости вызывает у членов общества необходимости оценивать и осваивать ее. Дня этого необходимо упорядочивание подобных изменений (длительных, устойчивых и быстро проходящих), прогнозирование их социокультурных последствий, вычленение из них тех, которые поддаются целенаправленному воздействию с социально позитивными результатами. В морфологическом строении культуры можно выделить две составные части: 1. Обыденная культура, осваиваемая человеком в процессе его обшей со 2. Специализированная культура, освоение которой требует специального Промежуточным звеном между ними является массовая культура. Ее основная функция — трансляция культурных смыслов от специализированной культуры к обыденному сознанию и поведению человека. Повседневная, обыденная жизнь не анализируется до тех пор, пока ее не нарушает какое-то чрезвычайное обстоятельство. Столкнувшись с ним, субъекты стремятся быстрее нормализовать ситуацию, ввести се в рамки повседневности. Только после этого приступают к исследованию данного события, нарушившего ход нормальной жизни, затем этот фактор интерпретируется как нормальное необходимое явление. Обыденная культура 3. Бауман сделал вывод, что общество развивалось до культуры, культура А. Хелер понимал культуру повседневной жизни как творческое свойство человека преодолевать разнообразные формы своей отчужденной жизни. Неспецифические формы социокультурной жизни: неофициальные личные и групповые (семейные, дружеские, любительские и др.) связи относятся к обыденному уровню культуры. Он характеризуется тем, что люди в них приобретают необходимые знания и навыки не специально, а благодаря повседневному опыту взаимодействия с окружающим предметным миром, общению друг с другом, освоению культуры через доступные информационные средства. Это совокупность действий, отношений, структур поведения, связанных с непосредственными индивидуальными переживаниями и межличностными контактами. Это также совокупность привычных действий, направленных на удовлетворение первичных базовых потребностей. В обыденной жизни люди действуют не задумываясь, в основном следуя здравому смыслу. Социальные последствия обыденной жизни обусловлены нормативными границами, правилами и социальными санкциями, выраженными в соответствующих ей культурных формах (нравах, обычаях, привычках, устойчивых представлениях людей). Именно они служат основой взаимопонимания при общении и взаимодействии людей. Однако следует учитывать, что люди живут не столько по нормам, сколько «между ними», т.е. внутри нормативных рамок у них остается достаточно свободы для индивидуального регулирования процессов собственной жизнедеятельности, а также для выбора среди элементов своего культурного окружения и способов обращения с ними, для отыскания пропорций между устойчивыми и изменчивыми аспектами своего образа и стиля жизни. Например, межличностный конфликт может быть разрешен столкновением индивидов через посредников, либо в иных культурных формах. Последствия действий на обыденном уровне культуры имеют микрогрупповое значение. Выход за нормативные рамки быстро фиксируется. Нарушение карается как по закону, так и влечет локально-групповые санкции. Эстетическое формообразование на уровне обыденной реальности воплощается в обыденной эстетике и выделяется в специализированную сферу культуры — искусство. Рационально-образно-оценочное осмысление «картины мира» с одной стороны, и «среды», «жизненного мира», с другой, в обыденной культуре выражается в виде народных верований и мудрости, а специально разрабатывается в виде философии и религии. Непосредственная целенаправленная деятельность с объектом окружения (вещами и идеями) в обыденной жизни представляется в стереотипных формах домашнего хозяйствования и семейно-бытовых отношений. На профессиональном уровне она оформляется в систему общественного разделения труда. ' * Оценка людьми друг друга в социальном и межличностном взаимодействии, его социально значимые последствия в обыденной жизни соответствуют области морали и нравственности, а на специализированном уровне — сфере права. Организации взаимодействия людей на обыденном уровне соответствуют нравы и обычаи, а на специализированном — политическая деятельность. Обыденная культура не изучается специально, усваивается в процессе первичной социализации. Обыденная культура — это владение объектами повседневной жизни социальной и национальной среды, в которой человек проживает, т.е. это общая социализация. Обыденная культура изучается исторической антропологией, этнографией, филологией, урбанистической антропологией, культурологией. Обыденная культура среднего горожанина воспроизводится в рамках семейного воспитания и через институт национального образовательного стандарта, специализированная — через систему высшего образования. Институциональная деятельность как специализированная культура реализуется в формальных организациях: это социальная активность и профессиональный труд, требующие специальной подготовки, знаний и навыков. Именно на этом специализированном уровне культуры создаются вещи и идеи, удовлетворяющие широким общественным запросам. Социальные последствия такой деятельности определяются ее местом в жизнедеятельности людей и нормативными границами ее реализации. Специализированная деятельность занимает значительную часть времени человеческой жизни. Общественное разделение труда имеет коллективный характер, институционализированно, регулируется совокупностью координированных норм. Эти нормы четкие, осознаются людьми, заучиваются в ходе специальной подготовки. Нормативные профессиональные рамки обусловлены целью, способами, критериями оценки каждого вида труда, нормативные рамки социальной активности определяются групповой идеологией. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|