Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






МОРФОЛОГИЯ СОЦИОЛОГИИ КУЛЬТУРЫ 1 страница




1. Структура понятия «культура»

Морфологический аспект культуры связан с соотношением и взаимодей­ствием различных сторон культуры, спецификой их роли в создании социаль­ного организма.

Культура — самопроизводящая система. Она сохраняет себя и развива­ется, организует ценностный мир человека, делает его своим хранителем и творцом. Человеческая жизнь становится значимой только если она наполнена культурным смыслом.

Важнейшими структурными элементами культуры как системы являются следующие: язык как основное средство общения и трансляции общезначимой информации, социального опыта, ценностей. Первоосновой любой культуры является понятийно-логический аппарат, именно посредством его человек по­знает окружающий мир. Культура может распространяться жестом, образом, мимикой, танцем, но язык — основной ретранслятор культуры. Он является главным средством общения и коммуникации. Посредством языка аккумули­руются и передаются из поколения в поколение культурные ценности. Для ус­пешного взаимодействия, согласования и координирования совместных дейст­вий люди должны придерживаться общеразделяемой всеми системы символов и значений, общих ценностей. Язык разрабатывает и определяет эти понятия. Он поддерживает сплоченность общества, координирует действия людей, обобщает их опыт. Язык настолько связан с культурой, что ее изменение ведет к изменению языка и наоборот.

Символы, понятия и смыслы, которые придаются действиям, типические связи и взаимодействия (родственные, функциональные, ритуальные), образцы и эталоны поведения также являются важнейшими составными частями содер­жания культуры. Для того, чтобы люди понимали друг друга, ориентировались в конкретных ситуациях и обстоятельствах, взаимодействовали в повседневной жизни, они должны соблюдать ряд условий.

Каждый индивид предполагает, что другие индивиды по взаимодействию с ним видят и понимают мир так же, как и он сам. Другое условие — это взаи­мозаменяемость точек зрения, если «Я» принимаю положение на веру, то и другие поступают так же. Наконец, смысловое соответствие понятий, поведе­ния — пока не доказано противоположное данное: «Я» принимаю на веру это, и другие поступают так же.

В этих ситуациях взаимодействие происходит гладко и бесконфликтно. При этом другие люди по взаимодействию понимаются не как индивидуальности, а как конкретные типы личностей (преподаватель, начальник, подчиненный, бизнесмен и др.). Т.е. стремясь достичь взаимодействия, люди контактируют друг с другом не как реальные индивиды (Петров, Иванов), а как типы с конкретным набором черт, свойств. Именно благодаря этому люди прогнозируют свое поведение и поведение других.

Типизация участников взаимодействия происходит на основе:

- речевого общения (обмен информацией);

- физических действий (индивид видит, что делают другие).

В формировании взаимодействия между людьми большую роль играют факторы: ритуал, символ, миф.

Ритуал — стандартная устойчивая последовательность действий, имею­щая церемониальный характер. Это формальная (институциональная) процеду­ра, т.к. символ и ценности, приписываемые ритуальному действию, часто не являются действительными для исполняющих этот ритуал. Например, светская беседа, дипломатический прием, обращение "вождя" к народу. Реальные жиз­ненные взаимодействия всегда ритуализированы. Чем выше уровень культуры, тем большее значение индивид придает, например, деловому этикету.

Ритуализм содержит следующие аспекты:

- принцип межиндивидуальных повседневных взаимодействий (уважае­
мые господа, привет, братаны);

- форма адаптивного поведения (верующий крестится, заходя в церковь);

- ценностная характеристика личностей, социальных групп (систематиче­ское следование нормам, правилам, которые традиционны, но уже не соответ­ствуют современным, общепринятым, например, поцелуй руки женщины). Та­ким образом, ритуал — это определенные установленные действия, которые совоершаются с целью повлиять на действительность. Они имеют неэмпирический характер, часто социально санкционированы. Ритуал — это определенные типы действий, способствующих выражению веры, приверженности опреде­ленным символическим системам. Ритуал — это социально регулируемая по­следовательность действий, которые не придают новой предметности и не из­меняют ситуацию в физическом смысле, но они вырабатываю! символы и ве­дут к символическому изменению ситуации.

В социологическом понимании ритуал представляет собой строго осуще­ствляемую, коллективно регулируемую последовательность, которая не порож­дает ничего материального, а занимается переработкой символов и ведет к сим­волическому изменению ситуаций. Например, бюрократическая деятельное п., смена института генсеков КПСС институтом президентской власти в России.

Ритуал — это культурно стандартизированный набор действий, совер­шаемый в ситуации, предписываемой традицией. Его цель в этом случае, что­бы в конце ситуации (мероприятия) участники испытали общий эмоциональ­ный подъем.

В ритуальной жизни всегда можно вылепи"", две ее основные формы. Первая — это скучная обыденность, повседневность (домашний быт, изнури­тельный труд, неудовлетворенные потребности и т.д.). Вторая — праздник без трудовой деятельности, широкое общение с представителями различных соци­альных групп. В этот период снижается социальная напряженность, наступает временная развязка, растет эмоциональная общность, чувство идентичности с другими индивидами.

Ритуалы есть позитивные и негативные Негативные — система запре­тов, т.к. люди нередко делятся на части. Например, одни приходят в торжест­венный восторг при виде государственной символики, другие над пей глумятся.

1 Позитивные ритуалы приобщают людей к общепринятым ценностям, напри­мер, военные парады, награждение соотечественников, собрание членов пар-тин, общественных движений и т.д.

Ритуалы могут быть связаны с кризисными ситуациями. Например, со­циальные потрясения в обществе, военное поражение, природные катастрофы и др. Они совершаются и индивидуально, и коллективно. Например, обращение лидера к нации, траурный митинг.

Ритуалы интенсификации (чаще с какой-либо общностью) — это сово­купность различных ритуальных типов с целью противодействия нарушению равновесия групповой, общественной жизни в целом, вызванного внутренними или внешними причинами. Например, забастовки различных слоев населения, обращения к правительству, протесты посредством средств массовой информа­ции и даже акции гражданского неповиновения. Все это повышает групповую, межгрупповую сплоченность.

Ритуалы, выражающие уважительное отношение между людьми: сово­купность норм взаимоотношений между начальником и подчиненным, мужчи­ной и женщиной; презентации, поощрение активности взаимодействия. А также ритуалы перехода из одного состояния в другое: свадебный, совершеннолетия, повышение статуса и др.

Таким образом, ритуалы осуществляются везде, где имеются символиче­ские системы, регулирующие восприятие мира человеком и поведение его и этом мире. А такие системы есть везде, они существуют в виде мифов, идеоло­гии, образов мира.

Символ — произвольный акт, вызывающий единообразную социальную реакцию, например, звук, слово, жест, действие, предмет, эмблема и т.д. Сим­вол в своем чувственном качестве указывает на конкретное социальное явле­ние: крест, знамя, герб, обручальное кольцо, красный фонарь — под этими символами каждый индивид понимает общепринятый смысл, идентичное его содержание.

Современные социальные процессы обуславливают снижение роли ритуалов и опустошение символов. Взаимодействие индивидов — это результат интерпретации их деятельности. В человеческом поведении между реакцией и символом всегда стоит интерпретация, т.е. осмысливается то, что означает, символизирует конкретный символ, на какие возможные последствия он указы­вает. В процессе интерпретации вырабатываются общие оценки, видение пред­метов и явлений, видение социального мира >< целом

Миф — это не фантастический вымысел, не выдумка и не фикция. Миф — это реальность, ибо он воздействует на реальность, изменяет ее, создавая или разрушая. Миф — это подлинная действительность; ощущаемая, вещест­венная, реальность; совокупность не абстрактных, а переживаемых категорий мысли и жизни, обладающая своей собственной истинностью, достоверностью, закономерностью и структурой. В то же время мифологическая действитель­ности содержит в себе возможности отрешиться от нормального хода событий, возможность существования иерархии бытия.

Миф — это и есть наша жизненная действительность, не абстрагирован­ная в научных процедурах. Она является единственной альтернативой стандар­тизированному научному видению. Мифологическая действительность силь­нее, более всеобъемлющая, чем действительность, придуманная наукой.

Наука и миф выполняют различные функции в жизни. Они не связаны отношениями преемственности, однако взаимодействие между ними наблюда­ется. Так, сама наука мифологична, ибо строится на предположениях. «Нор­мальная» наука развивается на общенаучных теориях, но всегда появляются факты, явления, которые в них не вписываются. Происходит научная револю­ция, борьба «нормальной» науки с новыми парадигмами. Как правило, новые концепции признаются, становятся «нормальной» наукой. «Старая» наука ока­зывается мифом, т.е. она, оказывается, руководствовалась ложными представ­лениями о реальности.

В «нормальной» науке образ мифа — это образ современной протекаю­щей жизни. В этом смысле физические образы реальности, создаваемые наукой, столь же живы и существенны, как для первобытных людей образы их мифов, воплощаемых в ритуалах.

Таким образом, одна культура никогда не сможет стать адекватной дру­гой, т.к. она из других мифов, из другой жизни. Именно этим можно во многом объяснить проблемы и потери российской модернизации организации (бази­рующейся на западных культурных моделях).

Функции мифов:

\. Миф — это фундаментальная форма строения реальности; миф форми­рует жизнь как единство. Он обеспечивает единство субъекта, единство пред­ставления и действия.

Сама культура, как и миф, не может существовать только объективно, она существует лишь как субъективно-объективное единство. Ибо она активно под­держивается или пассивно признается членами общностей.

2. Энергетическая функция мифа. Миф связывает и канализирует энергию
людей. Он концентрирует их энергию и направляет ее в наиболее важные объ­
екты и цели для людей. Миф исчезает с исчезновение этих целей, объектов.

3. На основе мифов часто осуществляется созидательная или разруши­
тельная деятельность масс.

Общественно-исторические мифы — это особая универсальная реаль­ность истории. Они возникают оттого, что никакое общество не может сущест­вовать, если основная часть граждан не готова его защищать, подчиняться его законам, следовать его нормам, обычаям, если они не считают его «своим».. Эмпирическая действительность никогда не дает для убеждения бесспорных оснований индивиду, поскольку никогда не совпадает с той действительностью, которую хотелось бы ему видеть. Интересы личности не могут целиком совпа­дать с общественными. Она хочет иметь, верить в «свое» общество, основанное на ее ценностях и интересах, но они часто не отражают адекватно существую­щую реальность. В целом, общество сохраняет жизнеспособность лишь тогда, когда у граждан есть убеждение в осуществлении его норм, ценностей.

Убеждение и знание также являются основными структурными элемен­тами культуры. В убеждениях содержится то, к чему люди привержены, чем руководствуются в повседневной деятельности, что воплощают в образах и мо­делях поведения. Любые убеждения связаны со знаниями, однако их взаимо­связь достаточно противоречива. Многие люди знают, как следует поступать согласно закона, но часто делают наоборот. Почему? Если знания, идеи проти­воречат интересам человека, то он поступает им вопреки. Происходит раздвое­ние культуры, с одной стороны, знаниями, с другой — убеждениями. Такое раздвоение может быть и при случае, когда знания опережают реальную дейст­вительность. Скудность культуры часто определяется узостью, фрагментарно­стью знаний личности. Обладая разносторонними знаниями, она избавляется от примитивных, крайних оценок, суждений, ее мировоззрение становится много­мерным, поведение и деятельность более оптимальными. Поэтому активное рас­пространение знаний придает убеждениям идею, смысл, ситуацилизирует их.

Важным критерием формирования убеждения является идеология как со­вокупность культурных ценностей в виде логически обоснованной социальной доктрины.

Функциями идеологии являются: ослабление социальной напряженности в обществе; защита групповых интересов; придание смысла коллективным дей­ствиям людей.

Уровни идеологии: базисный — общечеловеческий (общечеловеческие, гуманистические ценности); общенациональный (ценности, зафиксированные в Конституции); специфический (социально-групповые, классовые интересы).

Культура — общечеловеческое явление, она аккумулирует созданное в разные эпохи, в разных странах и цивилизациях все то, что выдерживает испы­тание временем и становится общечеловеческими ценностями.

Сущностные свойства культуры:

- Множественность конкретных форм существования культуры (истори­ческих и современных). Это означает, что есть культура как единое целое и есть

культуры как особое (национальное, локальное и др.).

- Целостность культуры, т.е. открытость, диалог между национальными,
локальными, историческими и современными культурами.

- Многомерность культуры, которая предполагает ее дифференцирован-
ность, т.е. выделение материальной, духовной, социальной, экономической, по­
литической, культуры труда, быта, досуга, художественной, демократической,
народной, субкультур и др.

Институциональный аспект культуры связан с организацией процесса культурных ценностей, их воспроизводства, хранения, трансляции.

Основные подсистемы культуры

I. Ценностная подсистема как важнейший структурный элемент культу­ры. Это совокупность жизненных ценностей, целей, средств их достижения. Ценности в различных культурах не совпадают. В частности, что в одном об­ществе представляется нравственным, в другом — безнравственно. Для ино­странца многое кажется бессмысленным, нелогичным в другой стране, а с по­зиции данной культуры это рационально, полезно, обоснованно.

Культура — это способ, метод ценностного усвоения действительности. Поэтому, чтобы определить, что значимо, что нет, что добро, а что зло, инди­вид должен иметь определенные критерии (ценности). Культура, рассматри­ваемая в ценностном аспекте, является своеобразным социальным механизмом, который определяет, воспроизводит и передает ценности в обществе. Виды со­циальных ценностей: экономические, нравственные, политические, эстетиче­ские и др. Всю эту систему пронизывают нравственные ценности. В целом, культурные ценности можно классифицировать по следующим признакам.

По масштабности: общечеловеческие, общецивилизационные, общена­циональные (общеразделяемые), локальные (субкультурные). Общеразделяе-мые ценности — это ценности, признаваемые большинством членов общества: общие цели деятельности; морально-нравственные; эстетические идеи, верова­ния. Локальные ценности поддерживаются определенными социальными общ­ностями. Нельзя понять общество, не зная ценностно-смысловых аспектов дея­тельности его членов.

По критериям соответствия потребностям людей: прогрессивные ценности, антиценности, ранее созданные, но "невостребованные" ценности, которые обо­гнали свое время.

По способу вписания ценностей в эпоху: произведения культуры прошлого и современности, созданные различными направлениями (школами) на основе их сотрудничества или противоборства. Ценности вечные, непреходящие: классика, архетипы национальных культур, культурный поток, т.е. массовая культура.

Культурную основу общества образует общеразделяемая система ценно­стей, которая видоизменяется с его развитием. Без такой системы не может нор­мально существовать ни один народ. На основе фундаментальных ценностей формируются ценностные ориентации личности: ее важнейшие потребности, цели жизнедеятельности; т.е. культура не только интегрирует личность в социальную систему, но и прививает ей определенные интересы и цели. Общепринятые цен­ности прививаются добровольно или навязываются личности, что зависит от сте­пени развитости демократии в обществе. Таким образом, ценности как регулято­ры социальных связей могут объединять и разъединять людей.

Может наблюдаться и конфликт ценностей (политика и нравственность, эко­номика и демократия). Конфликт между ценностями различных поколений, груп­повыми и общечеловеческими. Данное естественно, если конфликт разрешается цивилизованными методами (не разрушаются церкви, памятники, не выбрасывают­ся из церковных зданий музеи и т.д.). Дезинтеграция российского общества вызвала и дифференциацию общепринятых культурных ценностей, поэтому формирование новой системы общих ценностей для россиян является актуальной задачей.

Функции ценностей:

- ценности для социального субъекта выступают как предпочтительное со­
стояние социальных связей, содержание идей, эстетической формы и т.д.;

- ценности — критерии оценки реальных явлений;

- ценности регулируют социальные взаимодействия;

- ценности определяют смысл целенаправленной деятельности;

- ценности побуждают к деятельности.

В целом, они ориентируют человека в окружающем мире, побуждают на конкретные действия, поведение.

Нормативная подсистема культуры

Культура, предписывающая стандарты поведения, является нормативной. Социальные нормы — это общепринятые "эталоны" поведения индивида в об­ществе. Нормы — неотъемлемый элемент культуры. Они тесно связаны с гос­подствующими в обществе ценностями, идеалами, символами, верованиями. Регулирование, контроль при помощи норм поведения, деятельности людей — это' необходимое условие их свободы, оптимизации их жизненного выбора. Нормы культуры — это требования общества к человеку и ожидания от инди­вида соблюдения норм повседневного поведения до норм права и морали, до общепринятых стандартов поведения, деятельности.

Виды и уровни норм

Социальные нормы — это определенный набор идей, правил, утверждаю­щих или запрещающих конкретное поведение в данной ситуации, добровольно признаваемых членами общества. Это типовой, эталонный образец действий ин­дивида, группы в конкретной ситуации, базирующийся на моральных запретах.

Нормы универсальные применяются ко всем членам общества. Они свя­
заны с общеразделяемой системой ценностей, часто имеют правовую законода­
тельную основу.. ':"..-.

Нормы специфические регулируют деятельность отдельных социальных
групп (врачей, учителей, деловых кругов и др.)..,

Нормы институциональные (формальные, официальные) опираются на
общепризнанную мораль, право, законодательные акты. Это нормы и правила
поведения, одобряемые обществом и его институтами. Они чаще проявляются в
сфере политики, экономики, образования и др. Поддерживаются силой закона,
должностными инструкциями, контролируются системой санкций (поощрени­
ем или наказанием).

Неинституциональные нормы опираются на силу морали, традиций, обы­чаев, привычек, общественного мнения. В традиционном обществе они были главным механизмом управления поведением людей. В современном обществе их сфера действий сужается, охватывает в основном повседневную, внепроиз-водственную деятельности (быт, досуг, общение людей).

Функции нор.»:

- усвоение социальных норм необходимо индивиду для овладения раз­
личными социальными ВОЛЯМИ'

- без нормативной регуляции невозможна ни одна организованная дея­
тельность. Ценностно-нормативные стандарты поведения являются основным
условием упорядочения социального взаимодействия люден в обществе;

- нормы культуры носят программирующий характер, предвосхищаю!
возможные варианты человеческого поведения.

Культура как подсистема социализации человека

Культура — это гуманистическая, человекотворческая грань. В этом смысле культура есть обретение человеческой сущности и проявление ее уни­кальности; культура — человеческое измерение истории, выражение изменения самого человека в ходе исторического развития; культура — это процесс и мера самореализации человека.

Культура как сущностное свойство человека

Это совокупность культурных ценностей в виде знаний, убеждений, уме­ний, нравственности и т.д. Культура — это степень свободы человека, она ос­вобождает его от шаблонов и стереотипов мышления, поведения, деятельности. Она придает человеку свободу самовыражения. Одновременно культура — это ответственность, способность к внутреннему нравственному самоограничению. Без этого свобода легко перерастает во вседозволенность.

Культура как качественная характеристика > '

человеческой деятельности

Основные сферы жизнедеятельности человека -— это деятельность по созданию ценностей с целью удовлетворения своих потребностей, т.е. сам че­ловек оказывается творцом культуры во всем многообразии ее видов, форм, способов, результатов.

Культурасамовоспроизводящая система

Культура — это опредмечивание духовного богатства человека, т.е. его способностей, знаний, умений, воплощенных в ценности культуры в процессе творчества. Но творчество возможно, если усваиваются уже имеющиеся ценно­сти. Таким образом, культура создает ценности, меняет их и постоянно обога­щает себя. ч

2. Уровни культуры

Специализированный и обыденный уровни культуры

Общественное разделение общественных функций (труда) фиксирует ка­чественную неоднородность социокультурной жизни. Имеющаяся в обществе структура разделения функций определяет характер связей, отношений людей. С одной стороны, ею ограничены знания и навыки, необходимые людям для выполнения определенных видов деятельности. С другой, она детерминирует выход за эти границы, ибо устанавливает такого рода связи и отношения.

.Различные группы людей порождают, поддерживают и распространяют различные черты образа, стиля жизни, ценностные представления, моральные нормы, образы деятельности и поведения. Результаты деятельности, предпочте­ний и оценок одних групп людей имеют неодинаковые социокультурные послед­ствия для них самих и для представителей других групп. Например, то, что произ­водя! одни, потребляют другие, деятельность одних меняет жизненные условия других, переориентация направленности деятельности одних становится источни­ком напряжения для других, изменение образа, стиля жизни одних стимулирует принятие решения у других. Постоянное воспроизведение подобной изменчиво­сти вызывает у членов общества необходимости оценивать и осваивать ее.

Дня этого необходимо упорядочивание подобных изменений (длитель­ных, устойчивых и быстро проходящих), прогнозирование их социокультурных последствий, вычленение из них тех, которые поддаются целенаправленному воздействию с социально позитивными результатами.

В морфологическом строении культуры можно выделить две составные части:

1. Обыденная культура, осваиваемая человеком в процессе его обшей со­
циализации в среде проживания (прежде всего в процессах воспитания и обще­
го образования).

2. Специализированная культура, освоение которой требует специального
(профессионального) образования.

Промежуточным звеном между ними является массовая культура. Ее ос­новная функция — трансляция культурных смыслов от специализированной культуры к обыденному сознанию и поведению человека.

Повседневная, обыденная жизнь не анализируется до тех пор, пока ее не нарушает какое-то чрезвычайное обстоятельство. Столкнувшись с ним, субъек­ты стремятся быстрее нормализовать ситуацию, ввести се в рамки повседнев­ности. Только после этого приступают к исследованию данного события, нару­шившего ход нормальной жизни, затем этот фактор интерпретируется как нор­мальное необходимое явление.

Обыденная культура

3. Бауман сделал вывод, что общество развивалось до культуры, культура
не могла ни существовать, ни появиться вне системы общественных отноше­
ний. А. Лефевр в работе «Критика повседневной жизни» понимает под повсе­
дневной жизнью то, что происходит каждый день. Повседневная жизнь — это
посредник между общественной сутью человека и его природой, между приро­
дой и обществом.

А. Хелер понимал культуру повседневной жизни как творческое свойство человека преодолевать разнообразные формы своей отчужденной жизни.

Неспецифические формы социокультурной жизни: неофициальные лич­ные и групповые (семейные, дружеские, любительские и др.) связи относятся к обыденному уровню культуры. Он характеризуется тем, что люди в них приоб­ретают необходимые знания и навыки не специально, а благодаря повседнев­ному опыту взаимодействия с окружающим предметным миром, общению друг

с другом, освоению культуры через доступные информационные средства. Это совокупность действий, отношений, структур поведения, связанных с непо­средственными индивидуальными переживаниями и межличностными контак­тами. Это также совокупность привычных действий, направленных на удовле­творение первичных базовых потребностей. В обыденной жизни люди дейст­вуют не задумываясь, в основном следуя здравому смыслу.

Социальные последствия обыденной жизни обусловлены нормативными границами, правилами и социальными санкциями, выраженными в соответст­вующих ей культурных формах (нравах, обычаях, привычках, устойчивых представлениях людей). Именно они служат основой взаимопонимания при общении и взаимодействии людей. Однако следует учитывать, что люди живут не столько по нормам, сколько «между ними», т.е. внутри нормативных рамок у них остается достаточно свободы для индивидуального регулирования про­цессов собственной жизнедеятельности, а также для выбора среди элементов своего культурного окружения и способов обращения с ними, для отыскания пропорций между устойчивыми и изменчивыми аспектами своего образа и сти­ля жизни. Например, межличностный конфликт может быть разрешен столкно­вением индивидов через посредников, либо в иных культурных формах.

Последствия действий на обыденном уровне культуры имеют микро­групповое значение. Выход за нормативные рамки быстро фиксируется. Нару­шение карается как по закону, так и влечет локально-групповые санкции.

Эстетическое формообразование на уровне обыденной реальности во­площается в обыденной эстетике и выделяется в специализированную сферу культуры — искусство. Рационально-образно-оценочное осмысление «картины мира» с одной стороны, и «среды», «жизненного мира», с другой, в обыденной культуре выражается в виде народных верований и мудрости, а специально разрабатывается в виде философии и религии.

Непосредственная целенаправленная деятельность с объектом окружения (вещами и идеями) в обыденной жизни представляется в стереотипных формах домашнего хозяйствования и семейно-бытовых отношений. На профессиональ­ном уровне она оформляется в систему общественного разделения труда.

' *

Оценка людьми друг друга в социальном и межличностном взаимодейст­вии, его социально значимые последствия в обыденной жизни соответствуют об­ласти морали и нравственности, а на специализированном уровне — сфере права.

Организации взаимодействия людей на обыденном уровне соответствуют нравы и обычаи, а на специализированном — политическая деятельность.

Обыденная культура не изучается специально, усваивается в процессе пер­вичной социализации. Обыденная культура — это владение объектами повседнев­ной жизни социальной и национальной среды, в которой человек проживает, т.е. это общая социализация. Обыденная культура изучается исторической антрополо­гией, этнографией, филологией, урбанистической антропологией, культурологией.

Обыденная культура среднего горожанина воспроизводится в рамках се­мейного воспитания и через институт национального образовательного стан­дарта, специализированная — через систему высшего образования.

Институциональная деятельность как специализированная культура реализуется в формальных организациях: это социальная активность и профес­сиональный труд, требующие специальной подготовки, знаний и навыков. Именно на этом специализированном уровне культуры создаются вещи и идеи, удовлетворяющие широким общественным запросам.

Социальные последствия такой деятельности определяются ее местом в жизнедеятельности людей и нормативными границами ее реализации. Специа­лизированная деятельность занимает значительную часть времени человече­ской жизни. Общественное разделение труда имеет коллективный характер, институционализированно, регулируется совокупностью координированных норм. Эти нормы четкие, осознаются людьми, заучиваются в ходе специальной подготовки. Нормативные профессиональные рамки обусловлены целью, спо­собами, критериями оценки каждого вида труда, нормативные рамки социаль­ной активности определяются групповой идеологией.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных