Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ПРОЦЕССОВ




1. Многообразие и взаимозависимость культурных образцов

Циклические теории и функционализм изменили представления о пони­мании культуры по сравнению с теми, которые были наработаны в рамках эво­люционистских теорий (взглядов). Во взглядах эволюционистов каждая куль­тура рассматривалась как целостность в себе, безотносительно к тому месту, которое она занимает в эволюционной иерархической лестнице.

Функционалисты показали, насколько сложным образованием является каждая культура как социальная система. Невозможно разделять их как при­митивные и высокоразвитые. Стоящие на нижних ступенях эволюционного развития культуры стали восприниматься просто как другие, имеющие отли­чительные от современных культур структуры и закономерности функциони­рования. Такой подход стал сильным ударом по евроцентристкому мировоз­зрению.

Чтобы понять культуру в новой трактовке, стало недостаточным просто перечислить культурные образцы, т.е. описать различные объекты, традиции, ритуалы, мировоззрение. Главным стало понять, какие функции выполняет тот или иной культурный образец в целостности культуры.

Помимо того, что под сомнение ставилась точка зрения примитивности других культур по отношению к европейской, американской, была обнаружена необходимость взаимодействия между ними. Были вскрыты ошибочность и по­рочность при помощи «модернизации» навязывать западную культуру другим народам и уничтожать их эстетические традиции. Якобы они все равно на эво­люционном пути развития пройдут общие стадии и придут к культурным об­разцам, ценностям, моделям западной культуры.

Фактически такая модернизация вела к уничтожению других культур, в первую очередь традиций, обычаев, верований, которые являлись коллективной формой адаптации этносов к окружающей среде. Осознание порочности такого подхода привело к попытке осуществить модернизацию, но одновременно со­храняя и поддерживая традиционные культуры.

Попытка столкнулась с парадоксом: проявилось противоречие между за­падными ценностями (политическими, экономическими, технологическими к др.) и ценностями традиционных культур. То есть между требованиями сохра-нения многообразных культур и тенденцией глобализации современной запад­ной культуры. Мировая цивилизация не может быть в мировом масштабе пи чем иным, кроме как коалицией культур, каждая из которых сохраняет свою самобытность.

Поэтому для успешного понимания процесса развития культур следует объединить два подхода: эволюционистский — как единство культуры и преем­ственность ступеней культурного развития; плюралистический — как множест­венность культур, их самодостаточность. По отдельности эти подходы не могут объяснить ни региональных, ни общемировых социокультурных процессов.

В современной российской реальности элементы полистилистической и моностилистической культур сосуществуют, старые культурные образцы, сим­волы функционируют, входят в нынешнюю культурную реальность на правах одного из многих возможных стилей, образцов культуры. Одновременно фор­мируются новые, возрождаются забытые традиции, формы жизнедеятельности. В целом социокультурный процесс в России — это переход от моностилисти­ческой культурной организации образа жизни людей к полистилистической.

Однозначно выделить источники формирования новых культурных об­разцов и стилей сложно. Они проникают из прошлого России, с Запада и Вос­тока, сохраняются и видоизменяются из советской действительности. Переме­щаются из индустриального и постиндустриального мира, из различных идео­логических мировоззрений социальных общностей, в том числе и социальных меньшинств, из различных социально-экономическо-политических концепций.

Источниками традиций и прошлого являются, например, православие и советское наследие. Православие с его культурным наследием часто неверно отождествляется с русской культурой: русским монархизмом, дореволюцион­ным либерализмом, националистическими движениями. Большевизм — как об­раз мышления и стиль политики широко присущ и для современной российской политической жизни. Его принципы не чужды и консерваторам, и радикальным демократам и др.

Многие культурные образцы Востока (йога, буддизм, индуизм, кришна­изм, военные единоборства и др.) интегрируются в современную культуру Рос­сии через посредство Запада. Особенностью этого проникновения является то, что презентативная (внешняя) сторона утверждающихся культурных образцов стала важнее содержательной (внутренней), т.е. теоретической, доктринальной. И это не случайное явление, именно внешние факторы помогают вербовать но­вых сторонников. Например, молодых кришнаитов в России привлекает не столько моральная ценность учения (часто они ее просто не знают), сколько яр­кие театрализованные атрибуты (одежда, поведение и др.). Аналогичное проис­ходит с российскими монархистами, новым казачеством и т.д.

Внешняя сторона играет важную роль для людей, которые пытаются ус­тановить новые связи с жизнью взамен утраченных. Внешние символы иденти­фикации являются знаками быстрого выхода из нынешнего их неустойчивого положения. Вследствие этого первым и важным этапом восприятия новых культурных образцов оказывается их инсценирование при помощи символики, ритуалов, одежды, стиля, поведения и др.

Новые роли заимствуются из наследуемых традиций или восприятие по­средством средств массовой информации, из другой жизни (Запада, Востока). Люди ведут себя как актеры на сцене и живут не своей собственной жизнью. Но в то же время продолжается и их собственная жизнь (повседневная). По­этому происходит раздвоение личности, ее поведения, статуса, функций и т. д.

Особенно это ярко проявляется в политике. Многие политические пар­тии, общественные организации и движения отождествляют себя с традицион­ными дореволюционными партиями и движениями (либеральной, социал-демократической, анархической, христианской и т.д.). Однако различия между этими партиями и движениями исключительно только внешние, «стилистиче­ские». Внутреннее содержание, например, программы, цели практически оди­наковы. У партии отсутствует конкретная, тем более широкая социальная база, нет тесных связей с избирателями. Члены партий, их лидеры часто меняют свою партийную принадлежность. Это свидетельствует о том, что политическая культура носит инсценированный характер, политические стили не являются стабильными.

Подобное характерно для всей социокультурной жизни России, в которой пока не установились стабильные отношения между различными культурными образцами, между культурными стилями различных социальных групп.

Политическая культура может существовать только при условиях: терпи­мости граждан по отношению к новым и чуждым им культурным ценностям, образцам и моделям; их готовности жить в этой сложной социокультурной сре­де на основе формальных правил взаимодействия различных культурных форм.

Терпимость населения к новым культурным моделям формируется слож­но. Во-первых, за 70 лет существования многонациональным отношений, когда границы между нациями практически отсутствовали, а четвертая часть населе­ния проживала вне национальных территорий, сформировались довольно проч­ные традиции культурного добрососедства.

Во-вторых, безусловно, сказался и довольно жесткий контроль политиче­ского режима, приведший к культурному фундаментализму, то есть к моности-ческой официальной культуре.

Поэтому на современном этапе социокультурное развитие сталкивается и с устаревшими культурными нормами и предписаниями. Кроме того, исходя из политико-экономических соображений нового политического режима, пробле­мы развития культуры отодвинуть на задний план. В России существует опас-

ность ухода от одного культурного фундаментализма (советского) к другим на основе традиционных идей (особого характера русской души, великого предна­значения России) или американизации российской культуру

2. Идентификация новой культуры

Кризис культуры ведет: во-первых, к распаду привычного образа жизни, что влечет за собой массовую дезориентацию, утрату идентификации на инди­видуальном, групповой и даже на уровне общества в целом. Во-вторых, начи­нается поиск новых культурных моделей, призванных восстановить мир как целое, пусть иной, чем раньше, но понятный и упорядоченный.

При утрате идентификации с прежней культурной средой индивид теряет способность вести себя таким образом, чтобы социальная окружающая среда соответствовала его намерениям и ожиданиям. Он видит и понимает, что соци­альное окружение перестает реагировать на него адекватно, его перестают «уз­навать партнеры» по взаимодействиям, раньше такой проблемы не было. Инди­вид становится не узнаваемым для своей социальной группы и наоборот. Он как бы стал отражаться в зеркале социального мира по-другому. Такое состоя­ние порождает неуверенность, тревогу, социальные и психологические стрессы. Утрата идентификации вызывает несоответствие поведения нормативным тре­бованиям социального окружения.

Идентификация формируется в процессе социализации и может быть ут­рачена по причинам: внутренних кардинальных перемен структуры личности; в результате быстрых и значительных изменений самой окружающей социальной сферы. Многообразий идентификации связаны с различными социальными ин­ститутами: семьей, государством, образованием, экономикой и т.д. Идентифи­кация проявляется через соответствующее институциональным требованиям поведение и ответную реакцию институтов на индивидов. Поэтому резкое из­менение или разрушение социальных институтов, в которых были идентифи­цированы индивиды, вызывает массовую утрату идентификации, даже в рамках

всего общества, например, со сменой его политической системы.

Формально жизнь индивида, его биография характеризуется соотношени­ем прошлого и будущего, то есть пройденного жизненного пути и перспектив­ных жизненных планов. Но в субъективном восприятии самого индивида не прошлое, а именно предвидимое будущее составляет для него большую цен­ность. Прошлое в определенной степени имеет будущее. Оно возвращается не просто потому, что является образцом, которому следуют традиционные фор­мы действия. А главное потому, что способно, видоизменяясь, например, в ре­зультате исторической памяти или по мере своего пристрастия, воздействовать на типические формы деятельности в настоящем. Например, сопротивление значительной части населения России внедрению частной собственности на землю.

Если исчезает перспектива будущего, так как разрушается зафиксирован­ная в соответствующих социальных институтах объективная основа его плани­рования, то исчезает и прошлое как развивающаяся система, например, совет­ский образ жизни для части россиян. Прошлое превращается в неупорядочен­ный набор событий и фактов, не обладающих уже собственной, внутренней ценностью.

Особо болезненно происходит этот процесс, если жизненные планы ори­ентированы на карьеру. Чем сильнее мотивация на успех в той или иной сфер. деятельности, тем больший удельный вес приобретают факты прошлого и на­стоящего, составляющие систему ценностной ориентации, тем болезненнее и разрушительнее сказываются культурные и институционные изменения.

Поэтому гибель многих образцов советской культуры болезненнее всего сказалась на наиболее активной части общества (интеллигенции), ориентиро­ванной на успех в рамках прежних социальных институтов. Разрушение таких культурных образцов и моделей ведет к прогрессирующей дезинтеграции об­щества.

В этой ситуации менее страдают индивиды с низким уровнем притяза­ний, но ориентированные на карьеру, либо беспринципные люди, не обладаю щие устойчивой долговременной мотивизацией. Они меньше теряют в соци-

альных потрясениях, быстро меняют ценностные установки, начинают «новую»

/

жизнь, мало связанную с прошлым. Именно такой социальный тип широко распространен в современной России.

Парадокс в том, что российские реформы не освободили творческий по­тенциал у значительной части интеллигенции, который, кстати, не находил ши­рокого применения и прежде. Одна из причин заключается в том, что модерни­зация, проводимая сверху, не опирается на культурную и институциональную преемственность. Наоборот, по политическим причинам ломает ее.

В советский период 6-7-летний ребенок был октябренком, затем пионе­ром — комсомольцем. Наконец, часть индивидов вступали в партию. Такая ступенчатая преемственная социализация способствовала формированию инди­видуальной идентичности с социальным окружением. Разрушение такой систе­мы для многих миллионов людей сыграло роковую роль.

Данное стало разрушением культурной, классовой, групповой идентично­сти. Рабочий класс сразу перестал быть «гегемоном» общества. Интеллигенция лишилась своей высокой социальной позиции. Практически ни одна социальная группа советского общества не сохранила своего прежнего социального статуса.

В целом почти все современное российское общество лишалось устойчи­вой идентичности. Россия перестала быть моделью общества с советским куль­турным содержанием, но не стала и культурной моделью западного типа, то есть парламентской демократией..Россия стала не социалистической и не капи­талистической, не советской и не дооктябрьской. Все это ведет к дестабилиза­ции, деградации на общегосударственном уровне. Это результат, цена за утрату идентификации, за разрыв преемственности и разрушений культуры.

Потеря индивидуальной и общественной идентификации предлагает вос­становление и упорядочение общественной системы. Возврат к традиционным ценностям маловероятен. Советская культура всеобщего нормирования основ­ных форм и видов жизнедеятельности для значительной части общества, осо­бенно молодежи, малопривлекательна.

Во-первых, эта культура имела много элементов, образцов, противостоя­щих западной культуре. В то же время современный социокультурный процесс требует все больше интеграции локально-национальных культур.

Во-вторых, еще в советский период застоя в обществе стали формиро­ваться новые культурные образцы (например, диссидентство), которые в со­временных условиях все более утрачиваются.

В совокупности различные модели культуры дают адекватное отражение развития мира. Но чтобы они выполняли эту функцию, культурные модели ну­ждаются в презентации. Однако такой возможности не было в советских усло­виях, особенно это касалось политической и экономической культур.

В СССР неплохо знали содержание и формы многих локальных культур мира. Но официальная идеологическая оценка им давалась во многих случаях негативная, хотя и не находившая иногда всеобщей поддержки. Какие-то эле­менты других культур приживались в частной жизни, но в основном это все на­ходилось в латентном состоянии.

Подавлялись и находились в нелегитимном положении и российские многовековые культурные традиции.

3. Классификация, этапы развития и усвоения новых культурных моделей и образцов

Культурные модели, которые стали развиваться в России в последнее время, можно классифицировать по следующим признакам. Степень распространения

Региональный, локальный характер играют важную роль в качестве куль­турно-идеологической основы современных процессов децентрализации и ав-тономизации регионов. Именно культурный фактор служит обоснованием по­пыток политического, экономического обособления или даже выхода автоно­мий из состава Российской Федерации. Можно говорить не только о нацио­нальных, но и региональных особенностях культурных моделей. Например,

претендуют на большую хозяйственно-культурную самостоятельность Урал, Сибирь, Дальний Восток и др. Нынешнее административно-территориальное деление России сформировалось сравнительно недавно. Национальные, регио­нальные культуры имеют многовековую традицию.

Фактор происхождения

Традиционно в России существуют западническое и русофильное на­правления культурного развития. Сегодня его представители: западники — президент, правительство, его сторонники; русофилы — их оппозиция. Но при этом и те, и другие апеллируют к российскому наследию, придавая ему свое толкование.

Степень универсальности

Культурные модели, образцы могут претендовать на конкретные виды, формы жизнедеятельности или на все общество как систему.

Основные этапы развития культурных форм

1. В стабильном обществе: это формирование социального интереса субъ­
ектов, его осознание и доктринальное оформление, доктрина служит обоснова­
нием внешних (вещных) и поведенческих проявлений социального интереса.

2. В переходном состоянии общества у большинства его членов утрачена
идентификация, отсутствует осознанное представление о собственном интере­
се. Индивид, социальная группа не понимают, кто они такие. В этом случае ин­
терес сводится: к элементарной потребности выживания, к потребности выра­
ботки нового образца мира, своей жизнедеятельности, способных обеспечить
устойчивую идентификацию.

При этом имеются и уже готовые различные культурные формы, предла­гающие возможные варианты идентификации. Часто эти формы находятся в заро­дышевом состоянии, но содержат все необходимое для своего развития: теорити-ческое обоснование; поведенческие предписания и др. Однако при этом отсутст­вует непосредственный социальный интерес, на основе которого могла бы разви­ваться эта форма. Такие формы предлагают себя тем, кто нуждается в идентифи­кации, в новом целостном образе мире, в котором можно найти свое место.

Этапы усвоения новых культурных моделей и образцов

1. Усвоение новых культурных мифов или возрождение старых (напри­
мер, великое предназначение России в развитии мира).

2. Выработка соответствующего морально-эмоционального настроя (осо­
бого характера «русской» души).

3. Усвоение нового поведенческого кода, новой моды, символики и т.д.

4. Особый стиль языка.

5. Переориентация на новые учреждения культуры (например, церкви,
храмы и др.).

Современный процесс идентификации начинается не с формирования со­циального интереса (им он завершается), а с культурной инсценировки. На пер­вых порах интегрирования индивид чувствует себя отчужденным от новой ро­ли. Затем все более идентифицирует себя с ней. Игра все более становится его реальной жизнью. Например, новообращенный молодой человек начинает ис­ключать других людей, другие жизненные стили из своей жизни, мировоззре­ния, все более адаптируется в новой социокультурной группе.

Для индивидов, которые стремятся как можно быстрее найти выход из их нынешнего неопределенного и неустойчивого положения, обретение внешних признаков идентификации считается преодолением прошлого. Хотя чаше всего это желаемое состояние, чем реализованное на самое деле.

Передача и усвоение образцов не происходит мгновенно. В условиях, ко­гда теории и моральные учения не всегда доступны, на первый план выходят внешние признаки идентификации. Их усвоение на определенное время стано­вится единственным средством приобщения к той или иной культурной форме.

Внешними признаками идентификации может быть: новый стиль поведе­ния, мода, символика, речь, формы общения и другие, в чем происходит пред­ставление избранной культурной формы. Например, в крупных городах проис­ходит стихийное разделение зон массовых общественных движений (улицы, площади и др., связанные с традициями, конкретными политическими собы­тиями и т. д.).

Внешняя атрибутика партий политический жаргон, организационные ме­роприятия, политические лозунги могут быть различными, но внутреннее со­держание, программы почти одинаковы, несмотря на различные названия. Эти политические партии не представляют структурированных интересов, их члены формируются из индивидов, ищущих свою идентичность, а после и интересы.

Часто попытки идентификации с той или иной культурной формой ин­дивидом осуществляется методом проб и ошибок. Следствием чего является частый переход из одной группы в другую. Например, множество политиче­ских партий часто имеют не столько различия политические, сколько в куль­турных аспектах. Поэтому их члены часто меняют партийную принадлеж­ность.

Неосвоенность идеологических доктрин, идентификация только на уров­не высших проявлений той или иной политической формы делали возможной частую переориентацию лидеров, смену ими политического курса, таким обра­зом, в политике и сегодня поиск идентификации осуществляется методом проб и ошибок. Освоение культурных форм начинается с освоения их внешних ат­рибутов, а содержание играет вторичную роль. Оно считается менее важным и легко заменяемо.

С усвоением теории, часто это просто обыденные установки или пере­чень эмпирических факторов, идентификация закрепляется на рациональном уровне. Индивид обретает понимание своего места в мире и соответственно своего нового интереса, который стремится реализовать. Так начинается новая жизнь.

Под теорией конкретной культурной формы часто понимается совокуп­ность предрассудков, совокупность отдельных факторов, во многом не соответ­ствующих требованиям, предъявляемым к научной теории. Но и такая «теория» помогает понимать мир. Такое своеобразное понимание начинается с практики приспособления к внешним требованиям культурной формы, такое усвоение теории (идеологии) происходит стихийно несистематически, но оно сильно воздействует на сознание.

Знание, приобретенное подобным образом, становится важным мотивом в формировании новой идентификации. Эти знания: во-первых, изначально оказываются связанными с ясными, наглядными эмпирическими образами; во-вторых, теоретическое познание вещной и поведенческой символики часто подкрепляется реакцией публики, которая эмоционально реагирует на экзоти­ческие одежды, поведение. При этом сам идентифицирующийся отождествляет эту реакцию как идентификацию окружающих, т.е. как бы теория подтвержда­ется практикой. Например, на митинге ораторы несут теоретическое знание, а одобрение участников митинга как бы подтверждает правильность этой теории. Аналогичное происходит с религиозными обрядами, молодежными экстреми­стскими организациями, в криминальной среде и т.д.

Теории преподносятся и на специально организованных занятиях. Уже в систематизированной, наукообразной форме. Обучение теории часто происходит при помощи морально-эмоционального настроя, формируемого с помощью раз­личных ритуалов. Такие теории часто и сознательно рисуют черно-белый образ мира, разделяя людей на друзей и врагов, своих и чужих. Преподавание теории является и формированием (воспитанием) соответствующих моральных принци­пов, норм поведения в новом (своем) мире по отношению к другим (чужим).

Усвоение теории и эмоционально-морального настроя постепенно ведет к трансформации индивидуальной жизни. Так, на первом этапе идентификации индивида привлекают внешние символы культурных форм. Его жизнь делится как бы на две части: игра в новую жизнь; протекание традиционной, лишенной смысла повседневности. Но втором этапе, овладев теорией, усвоив определен­ный эмоциональный настрой, индивид обретает способность интегрировать по­вседневную жизнь так, что каждый ее элемент становится для него значимым.

По своему усмотрению он делит окружающих людей: на нужных — не­нужных; поступки — на достойные — недостойные. Естественно, что на такое поведение и другие реагируют как он ожидает: свои как друзья; чужие как вра­ги. Это только укрепляет его новообретенное мировоззрение. Если на I этапе он пытается жить чужой жизнью, использовать в ней чужой опыт, то на II этапе

этот опыт становится его собственностью. И если мысль о переходе к новой культурной форме вновь не приходит, это значит, что процесс идентификации к данной культурной форме завершился.

Постепенно формируется конкретное социальное образование представи­телей данной культурной формы (модели). Оно располагает определенными нормами отношений между «своими» и «чужими», нормами внутригрупповой иерархии, нормами отношения к различным властным структурам.

Группа обладает своей особой идеологией, которая содержит более или менее целостный и всеобъемлющий образ существующего мира. Эта группа обладает собственной вещной средой, которая может включать не только мате­риальные ценности, символику, но и технологию воспроизводства групповой жизни, технологию услуг, ориентированных на внешнюю среду.

Группе присущи общие идеи, которые заложены уже в теории. Они могут в неразрывном виде существовать еще в старых культурных формах, а в новых получить свое дальнейшее развитие. Данное, например, происходит в странах Восточной Европы — возрождение частной собственности, в прибалтийских государствах — их политической системы.

В России за 70 лет многие старые культурные формы были полностью уничтожены. Вторичное падение политического режима (советской власти) вы­звало по сути культурный коллапс. На формальном уровне выжило очень не­многое, что могло приспособиться к предполагаемому обществу. •

Социокультурные типы личности: их адаптация к новой социальной среде

Человек в силу конечности своего существования в мире, в каждую исто­рическую эпоху способен осознать лишь ограниченный срез мира. Однако он приравнивает его к миру в целом. Его знание подобно сектору, очерченному лучом света, исходящего из центра круга. Каждая эпоха имеет свой сектор, но неосознанно распространяет на весь круг. Так возникают исторически различ­ные картины мира. Их «художники», уверенные в своей правоте, обычно забы­вают иные образы мира.

Все картины мира, созданные в ходе истории человечеством, имеют об­щее: они наполнены событиями. Другое дело, что именно выступает в роли со­бытия. Явления, вещи сами по себе не мифологичны, не научны, не религиоз­ны, не идеологичны и т.д., они реальны. Различия исторических эпох есть раз­личия способов бытия людей, наполненных вещами и ситуациями.

Древний человек с его примитивным сознанием, мышлением, потребно­стями о мире знал все. Ибо все, что его окружало на протяжении его жизни, не изменялось. Человек и окружающий мир едины. В античном мире мифологиче­ский человек не огражден от мира, но он его не знает, а верит и переживает его мифы как «ребенок». Тип сознания человека традиционного общества форми­ровался уже не только мифологией, но и силой традиций, обычаев, авторитета, следовательно, самой организацией общественной жизни. В традиционных об­ществах существует вертикальная иерархия людей. Однако она не осознается как выражение социального неравенства. Человек начинает думать о структуре общества, когда она быстро меняется и налицо высокая социальная мобиль­ность.

Современный человек, замкнувшийся в этом сознании, отделен от мира, вынужден «познавать» его, то есть произвольно конструировать скрытые от не­го связи. Знать общество — это знать не столько его социальную структуру, сколько те связи, которые удерживают его в положении общества, без которого оно подобно муравейнику.

У современного человека для преобразования его сознания необходимы внутренние символические переживания. Он должен знать и понимать, а не просто обладать некоторой суммой информации. Недопонимание этого обстоя­тельства порождает одно из серьезных заблуждений социальных теорий, что внешними структурными преобразованиями можно изменить общество. •' • Общество — это люди, в результате своей деятельности овнешнившие свою внутреннюю структуру. Независимо от желания людей они всегда разде­лены по социальному положению в обществе. Личность — есть результат со­вершенных ею духовных усилий, интенсивность которых у людей разная.

ПО

Личность эпитимик

Тоталитарное авторитарное государство остается глухим к мольбам и за­просам своих граждан, если только последние не начинают бунтовать. Госу­дарство, которое по большому счету не любит свой народ, и народ, который не любит свое государственное устройство,— факторы, неизбежно ведущие к со­циальным потрясениям в обществе. Полные желудки и пустые головы — про­веренный способ господ держать в подчинении своих рабов. Не случайно по­этому при всех тоталитарных режимах всегда относительно дешевы продукты питания, но ущербная система образования, культуры в целом, высокий уро­вень которых ведет к повышению самосознания людей и создает угрозу суще­ствования тоталитарной системы.

Основой такой системы является личность — эпитимик. Ее характерные черты: неуемное стремление к власти, злобная нетерпимость к тем, кто стано­вится у нее на пути; коварство, мстительность маскируется внешне подчеркну­той вежливостью и даже угодливой слащавостью; отсутствие интеллекта при­крывается напыщенным видом, велеречивостью, обстоятельностью в описании маловажных деталей

Эпитимик, с жаждой власти, иерархии и подчинения, со стремлением жить в рамах четко очерченных правил и инструкций, комфортно чувствует се­бя при тоталитарном режиме. Тоталитарная система может функционировать, если ее поддерживает достаточное количество людей эпитимного склада. Та­кими личностями были Иван Грозный, Петр I, Ленин, особо Сталин.

В период правления людей эпитимного типа больше всех страдает психа­стеническая личность. Эти люди всегда сомневаются но любому поводу жизни, в том числе и по поводу решении власть имущих. Именно среди них наиболь­шее количество рационально мыслящих интеллигентов, видящих мир не столь­ко с официальной точки зрения, но и со своей. Именно поэтому они часто по­падают в опалу.

Власть, даже самая справедливая, без оппозиции в конце концов скатыва­ется к произволу и разоряет страну, какой богатой она бы ни была.

При сталинском режиме идея класса убила в России идею человека. Ни­колай Бердяев по этому поводу писал, что человек «буржуазный» и человек «социалистический» были объявлены друг для друга волками. Русские люди перестали подходить друг к другу, как человек к человеку. Большевики, от­вергнув всякое благородство и всякую честь как предрассудки старого мира, приступили к огромному эксперименту создания нового «социалистического мира», в котором не будет уже ничего «буржуазного».

Социалисты эволюционного и реформистского типа сохраняют некото­рую преемственность. Они впитывают в себя много "буржуазного". В Западной Европе преобладает этот "буржуазный" тип социализма.

В западной социологии выделяются следующие основные типы личности современного общества.

Властный человек

Все ценностные формы жизнедеятельности он ставит на службу своим властным устремлениям. Для него познание — средство осуществления власти. Наука ему нужна не для установления истинности, объективности, а для выго­ды, для реализации его властных устремлений. Он ориентируется на те области знания, которые помогают управлять людьми в соответствии с его собственны­ми планами. Для теоретического человека высший закон — истина, для власт­ного — власть высшая ценность.

Отношения между политикой и экономикой: богатство (материальное, финансовое) — мощное средство достижения власти. Для политического чело­века эстетическое — также лишь средство осуществления его целей. Иногда на первый план у него выходит не рациональный расчет, знание обстоятельств, а безграничная фантазия, выливающаяся в гигантские проекты: завоевание, пере­устройство мира и т.д. Это пограничный тип между властным и эстетичным (к нему относились многие завоеватели).

Выделяются два типа политиков. Чистый политик — занят исключитель­но реализацией своих целей, если это даже противоречит воле остальных. Вто­рой тип — политик «вождь», «отец», «фюрер» осчастливливает людей самим

фактом своего правления. 112

Экономический человек

Во всех жизненных ситуациях и отношениях он ориентируется на полез­ность. Для него все становится средством поддержания жизни, удовлетворения его потребностей, образа жизни. Он экономит материю, энергию, пространство, время, чтобы извлечь максимум полезного для своих целей.

Ему нужны знания только несущие конкретную полезность (технизация знаний). Эстетические ценности для него чужды, так как не обладают ценностью полезности. Экономический человек ассоциативен, то есть его основополагающая эгоистическая установка вступает в противоречие с альтруистской основой об­щинной жизни. Богатство для него это власть. Сначала он распространяет ее на природу и технические средства овладения ею, а затем на человека. Ему не чужды властные установки, и в большинстве обществ право частной собственности явля­ется конституирующим фактором политического порядка.

Теоретический человек

Для него познание — высшая форма деятельности, которая определяет характер всей жизни. Сущность познания для него — выявление предметности (объективности). Результатом познания становится взаимосвязь суждений, со­единенных между собой согласно закономерностям системы (умозаключения).

Для «теоретика» все прочие ценности вторичны. Его активное поведение в сфере экономики блокировано изначальной теоретической установкой — по­лезности для него только идеала чистого познания, эстетические ценности для него не имеют особой значимости, так как трудно определить их объектив­ность, их истинность.

Теоретик, будучи интеллектуалом, неизбежно становится индивидуали­стом. Он не разделяет общинной жизни и общих настроений, мнений. В поли­тической сфере он обладает мощным потенциалом, но не может его реализо­вать: так как он недостаточно ориентирован на конкретные действия, для него эта конкретика противоположность всеобщему. Теоретик силен в дискуссии, полемике, способен разрушать догмы. Просвещение предоставляется ему необ­ходимым и достаточным инструментом прогресса.

В политике он стремится к радикализму, так как подменяет реальность с ее многообразной жизнью чистыми мыслительными понятиями. Теоретик — космополит, так как различие народов для него видится не столько в различиях структуры сознания, сколько в их социологических ориентациях.

В сфере мотивации интеллектуал стремится преодолеть аффекты. Он стремится и быть независимым от каких-то частных конкретных целей, если не может включить их во всеобщую систему закономерностей жизни и повеления.

Эстетический тип

На каждом его жизненном отрезке силой, придающей ритм, настроения, переживания, выступает «душа». Все свои впечатления человек преобразует в деятельность, поведение. Эстет имеет малое отношение к наукам (за исключе­нием наук о душе). Его способ познания природы не теоретический, а чувст­венный.

Эстетические ценности слабо связаны с экономическими. Эстетическое разрушается, если ему приписывается ценность иного порядка (техническая, моральная, ценность воспитания и др.). Эстетический человек не является об­щественным типом, он индивидуалист, его высшая форма эстетическо-социального отношения — эротика. Такой человек обладает интересом к вла­сти, но не имеет механизма его реализации. Будучи по духовному складу инди­видуалистом и аристократом, он занимает в политике либеральные или анархи­ческие позиции.

Социальный тип личности

Организующий принцип социального человека — любовь в ее религиоз­ном смысле или альтруизме. Эта любовь противостоит объективности науки, находится в напряженных отношениях с экономическими подходами, ценно­стями к жизни. Отношения между социальными и эстетическими ценностями, как правило, не сталкиваются, но и не взаимодействуют.

В политических ценностях социальный человек может найти себя только в патриархальных политических системах, где проявляется дух братства и любви. В современных режимах главенствует дух рационализма на основе правопорядка.

Религиозный человек

Наиболее близок социальному типу. В большей или меньшей степени ре­лигиозность присуща каждому человеку. Ядро религиозности — есть поиск высшей ценности духовного существования. Религиозный человек — это тот, чья деятельность постоянно ориентирована на обнаружение высшего и прино­сящего абсолютное удовлетворение ценностного переживания.

Важнейшая черта мотивации религиозного человека заключается в том, что он стремится включиться в высшую конечную систему ценностей. Систему, которая определяет не только его личную жизнь, но и сущность мира в целом. Социокультурный «футуршок» а России

Стремительно разваливается привычный социокультурный уклад жизни многих россиян. В прошлое уходит то, что еще недавно составляло смысл их бытия. Рвутся связи с близкими людьми, человек остается одиноким перед бу­дущей неопределенностью. Психические ресурсы индивида не безграничны, и в таких условиях раньше может не выдержать не социально-экономическая среда, а человеческая психика. А. Тоффлер это явление назвал «футуршок» (шок без будущего).

Футуршок характеризуется внезапной ошеломляющей утратой чувства реальности, умения ориентироваться в жизни, вызванной страхом перед близ­ким грядущим. Смогут ли многие россияне приспособиться к нынешним пере­менам, к каким последствиям они их приведут? На протяжении жизни одного поколения социокультурные циклы меняются один за другим, создавая все но­вые социальные потрясения.

В Росси вчерашний социально уверенный индивид вдруг становится из­гоем. Кто привык к земле предков, оказывается беженцем. Православный попа­дает в исламское окружение. Нравственный человек начинает понимать, что нравственность — это камень на шее в условиях перехода к новым экономиче­ским отношениям. От маргинала, люмпена власть ждет, что они станут умелы-

ми предпринимателями-собственниками. Социокультурные потрясения в Рос­сии огромны. Но самое страшное то, что у многих утрачена надежда. Позади развалины прошлой жизни, впереди — пугающая неопределенность, которую россияне встречают по-разному.

Основные типы адаптации личности к новой социальной среде

В мировой социологии (Р. Мертон) особо выделяются следующие адап­тационные типы.

Конформизм — в западном обществе этот тип распространен, когда сте­пень стабильности общества высока, наблюдается соответствие социокультур­ных целей и институционализированных средств их достижения. Такой инди­вид является лояльным членом общества.

В России конформизм во многом имеет иное содержание: это приспособ­ленчество, пассивное принятие существующего порядка вещей, отсутствие соб­ственной позиции. Часто это просто беспринципность, человек с таким созна­нием свои действия или бездействия объясняет жизненными обстоятельствами.

Инновационный тип (новатор). В России сегодня только незначительная часть населения способна принять инновационные ценности. «Новатор» часто с девиантным поведением, достижение цели связано с использованием эффек­тивных, но неинституциональных средств, ибо труд во многих случаях пере­стает быть источником материального благополучия, законным способом до­бывания денег, достижения более высокого статуса.

Ритуалист — индивид абсолютизирует институциональные средства. Цели для него вторичны (например, кредо бюрократа — нельзя и все). Такой тип приспособления предполагает понижение целей — успеха, индивид не на­рушает институциональных средств достижения целей. Богатство, высокий ста­тус не являются стимулом для особой активности, тем более если они не связа­ны с традиционной трудовой деятельностью. Например, угроза безработицы в России не увеличила трудовую активность основной массы населения.

Вопреки ожиданиям реформаторов, не возросла и социальная вертикаль­ная мобильность. Для этого недостаточно сформированы такие социокультур­ные характеристики россиян, как: готовность продаваться на рынке труда; рационализм, самоорганизация и др.

Ритуализм характерен для значительной части рабочих и работников со­циокультурной сферы как законопослушных граждан.

Ретризм (изолированный тип) — индивид уходит от институционализи­рованных средств и целей, тип приспособления связан с отвержением общепри-знаваемых социокультурных ценностей (бродяги, бомжи, наркоманы, алкого­лики). Некоторые россияне не могут достичь своих целей законным путем, но и не хотят прибегнуть к эффективным, но незаконным новым средствам. Проис­ходит самоизоляция от общества, которое при этом ничего не делает, чтобы не допустить подобной аномалии.

Мятежный тип — деятельность направлена на активное противостояние и опровержение норм существующей общественной организации. Люди стре­мятся создать новую систему ценностей и новых средств их достижения, что предполагает ломку старой.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных