Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Багдасаров Р.В. - Мистика огненного креста 2 страница




Главным символом фашизма по определению выступают фасции (от латинского fascis, пучок), которые Бенито Муссолини заимствовал из Древнего Рима. Фасции представляли собой прутья, связанные кожаным ремнем, со вложенным внутри дикторским топориком. Такие пучки ликторы (служители при высших магистратах и некоторых жрецах) несли перед сопровождаемым ими государственным лицом. Розги символизировали право наказания топор — казни. Внутри Рима топор удалялся, так как здесь высшей инстанцией для смертных приговоров был народ62. Когда Муссолини основал свое Итальянское националистическое движение в марте 1919 г., его знаменем стал триколор с дикторским топориком, символизировавшим единство военных ветеранов. Организация получила название «Фаши ди Комбаттименто» и послужила основой для создания в 1922 г. фашистской партии63. Следует помнить, что фасции являются распространенным декоративным элементом стиля классицизм, в котором построены многие здания XVIII — начала XIX в. (в том числе в Петербурге и Москве), поэтому их употребление в контексте этого стиля «фашистским» не является. Кроме того, фасции с топориками и фригийским колпаком стали символом Великой французской революции 1789 года.

В число нацистских символов можно включать специфические эмблемы СС, гестапо и других организаций, действовавших под эги-

дой Третьего рейха. Но элементы, состав ляющие эти эмблемы (руны, дубовые листья, венки и т.п.), не должнь быть запрещаемы сами по себе. Хорошим подспорьем здесь послужил бы перечень конкретных эмблем нацизма в прошлом и его наспедников сегодня.

Однако даже составление такого перечня не снимает проблемы. Радикальным ее решением стала бы полная легализация свастики, особенно в местах компактного проживания «белого» населения, где действуют расистские организации. Запретный плод сладок, и неонацизм лишился бы львиной доли своего сомнительного очарования, если бы свастика снова появилась на узорах, продуктовых этикетках, про мышленных товарах, транспорте, учреждениях, церквях и т.п.... без всякого намека на экстремизм, а лишь как декоративный элемент, торговая марка, государственный или религиозный символ. Настало время задуматься, с чем же борется общество: с экстремизмом или со свастикой?!

Свастикофобия. Последствия варварского отношения к свастике оказываются весьма плачевными для современной культуры российских народов. Известен факт, когда во время Второй мировой войны работниками Каргопольского краеведческого музея был уничтожен ряд уникальных вышивок, содержащих орнаментальный мотив свастики из-за боязни быть обвиненными в гитлеровской агитации. До наших дней в большинстве музеев (особенно периферийных) памятники искусства, имеющие свастику, не включаются в основную экспозицию. Тем самым по вине общественных и государственных институтов, поддерживающих «свастикофобию», пресекается многотысячелетняя культурная традиция.

Предвзятое отношение к свастике отрицательно влияет на употребление ее в традиционных сферах. Вышивальщицы Севера (не только русского) еще в 1990-е гг. использовали узоры со свастикой, но говорили о ней уже как о «немецком знаке» (А.И. Черемная из Пинежского района Архангельской области). Старообрядка-спасов-

|1тишиппави1впа11аш11я11а1аш111в11

ка А.Н. Путина (ок.1918+1990) из Саратова использовала в своих письмах свастику для обозначения «воинства Антихристова», наряду с пятиконечной звездой, аббревиатурой US и четырехконечным крестом. В сочинениях Путиной свастика обозначала, в частности, «Австрийскую» (Белокриницкую) церковь. Данный казус, конечно, стоит особняком; большинство староверов продолжают рассматривать свастику как положительный символ. «Символотворчество» Путиной берет начало в государственной пропаганде 1940—1970-х годов, приклеившей свастику на «образ врага»64.

До недавнего времени свастика была включена в шрифт Bookshelf Symbol 7 компании Microsoft, куда перекочевала из японского набора шрифтов. Однако в феврале 2004 г. ее изъяли из пакета Microsoft Office. Более того, компания предложила пользователям специальные утилиты для удаления символов.

Негласный запрет наложен на использование этого знака при выпуске товаров массового потребления (тканей, керамики, металлических, деревянных изделий и т.д.). И это при том, что, по мнению дизайнеров, свастика является одним из наиболее распространенных вариантов креста, интенсивно использующимся элементом декора. Однонаправленное движение лопастей, которому соответствует свастика в механике, свойственно громадному числу вращающихся агрегатов. Промышленный дизайнер Генри Дрейфус предостерегает: «Тот факт, что позорные фанатики поместили свастику на свой боевой стяг — скверное оправдание тому, чтобы игнорировать историческое значение этого символа»65. Не иначе как из опасения перед грядущими запретами, архитектор XIII в. Виллар д’Оннекур настойчиво упот-

ребляет схему свастики, демонстрируя закономерности симметрии в системе пропорций, привязанной к движениям человека66.

В 1997 г. Национальная ассоциация мануфактур и экспортеров испанской мебели ANIEME предложила конкурсный проект на моделирование оригинальной ножки для стола. Лишь один из его титулованных участников, Алессандро Мендини, большой «радикал», отважился использовать в своем произведении свастику и то лишь как предмет эпатажа: «...я решил сделать ножку микроархитектур- ным элементом с помощью переноса символа столь же элегантного, сколь драматичного, который я заключил в объем и трактую с иронией», — признался он. «Этот символ — коловорот ужаса и смерти, знак, погруженный в пустоту забвения под давлением миллионноголосого “вето” утрат и боли, — указывает дизайнерский журнал Salon interior. — Исполненный в жизнеутверждающих красно-желто-зеленых тонах, он выглядит даже дружелюбно, и только силуэт, узнаваемый в срезе, останавливает взгляд: “Свастика?! не может быть!” Но говорят, все проходит — может быть и это пройдет?»67.

Видимо, не скоро — в каталоге типичных композиций для росписи по батику, выпущенном для англоязычного читателя, свастика встречается только один раз68, хотя на самом деле этот мотив гораздо популярнее.

Самая комфортабельная поза для сна у человека напоминает свастику, почему и получила соответствующее наименование. В ней человек лежит на животе, одна рука вытянута над головой, а одна из ног согнута в колене. Так достигается необходимая для восстановления сил организма релаксация. Хотя большинство реклам матрасов изображают людей, спящих именно в этой позе, «свастика» довольно редка в реальной практике69. Вероятно, антифашистский призыв «люди, будьте бдительны!» распространился и на постельные позы. Факт, что «свастика «столь редка...», — это еще одно важное свидетельство того, что позы, выбираемые нами для сна, диктуются не столько физическим комфор-

том, сколько отражают наш личный образ жизни», — пишет д-р Самюэль Данкелл, президент Американского общества феноменологической психиатрии.

Слава Всевышнему, общественные пристрастия еще не настолько сильны, чтобы кардинально изменить строение человека. Если взглянуть на естественное «завихрение волос» головы (vortices pilorum) вокруг «спокойной точки», то будет видна спиралевидная свастика, закрученная по часовой стрелке. Подобные феномены встречаются повсюду в животном и растительном мирах (ср. распределение волокон в поперечном разрезе плода ананаса70).

У многих людей знак свастики находится на ладони между большим и указательным пальцами. Хирологи утверждают, что он отражает святость, служение высоким идеалам, счастье. Если свастика встречается в нижней части ладони в «зоне Меркурия», под мизин-

цем, она несет богатство (при этом руки должны быть рельефными, пальцы — прямыми, кожа — тонкой и нежной). Чем выше знак взбирается по руке, тем в большей степени его владелец освобождается от материальных привязанностей, а образование свастики на пальцах отражает усиление аскетизма в характере71.

Ничего не зная о свастике (и не подозревая в ней криминала), ее часто рисуют дети: «она сама появляется из-под руки маленького рисовальщика, никогда и не видавшего ее раньше, когда, желая выразить быстроту и стремительность.., ребенок преобразует в свастику простой квадрат»72. К сожалению, детская «дружба» со свастикой столь же скоротечна. Всегда найдется бдительный доброхот, который устыдит ребенка, поведав ему о жутком «человеконенавистничестве» этого символа. Только вот что считать человеконенавистничеством: здоровый интерес к законам вселенной, истории, религии или маниакальные страхи военного поколения? Социальные психологи Т.Н. Самсонова и Н.В. Карпова отмечают тревожный феномен: с 9-летнего возраста у российских детей появляется охлаждение интереса к символам, которое усиливается вплоть до 12-летнего возраста73. Ученые никак не объясняют этого обстоите тьства Скорее всего, оно связано с разочарованием в адекватном объяснении симвотаки, которого дети ожидают от взрослых. Ребята инстинктивно чувствуют, что символы значат гораздо больше, чем могут рассказать им родите чи или учителя. А когда они наталкиваются на противоестественные запреты, доверие к миру взрослых резко падает. Не желая вступать в конфликт, дети подсознательно обходят эту сферу, пока в них не начинает проявляться подростковая оппозиционность к нездоровому обществу, которая часто остается на всю жизнь.

Печальным случаем «свастикофобии» является регулярная (с 1995 г.) вырубка лиственниц в государственном секторе леса под Зерниковым (в 60 милях к северу от Берлина). Посаженные в 1938 г. местным предпринимателем, лиственницы каждую осень образовывали желтую свастику из хвои посреди вечнозеленых сосен. Свастику из 57 лиственниц площадью в 360 м2 можно было заметить только с воздуха. Посте воссоединения Германии вопрос о вырубке встал в 1992 г., а первые деревья уничтожили в 1995-м. По данным Ассоши- эйтед Пресс и Рейтер, к 2000 году было вырублено 25 лиственниц из 57, но власти и общественность проявляют беспокойство, что символ можно еще по-прежнему видеть. Дело и впрямь нешуточное: из оставшихся корней ползут молодые побеги74... Жалость тут вызывают, прежде всего, люди, чье «покаяние» плавно перешло в психоз.

Конечно, подобная установка присуща в основном немцам, которым, благодаря действующему законодательству, опасно наклеивать свастику даже на авиамодели времен Второй мировой войны75. Статья 86 уголовного кодекса ФРГ (STGB) запрещает все формы флагов, знаков, частей униформы, лозунгов и форм приветствия, употреблявшихся в национал-социалистических организациях76.

Уровень, на котором о свастике рассуждают журналисты, характеризует небольшая книга Стивена Хиллера «Свастика: символ вне искупления?» (2000). В главе об истории свастики Хиллер главным образом опирается на работу соотечественника 1894 г., игнорируя более чем вековой пласт позднейших исследований. Что не мешает рецензентам, часть которых входит в профессуру известных вузов США, давать его книге самые лестные отзывы. Приводя изображения археологических памятников кобанской культуры, кипрской вазописи, пиренейских алтарей, Хиллер повсюду ставит «дата неизвестна», хотя в современной научной литературе эти памятники получили вполне определенную временную привязку. В то же время все нацистские и антинацистские плакаты автор скрупулезно датирует. У читателя поневоле создается впечатление легендарности донацистского прошлого свастики. Из российского материала по свастике арт-директор «Нью-Йорк тайме» выбрал лишь эмблему РНЕ и антисемитские листовки 1991 г. Впрочем, это вообще устойчивая тенденция для зарубежной свастикологии. Этнографические и археологические изображения свастики на территории СССР —России иностранным ученым мало знакомы.

Границы свастикофобии. Вне Германии, где название/ начертание свастики не связано с нацистской символикой, она по-прежнему (хотя и не столь широко, как до войны) продолжает использоваться как логотип и торговая марка: Swastika series в составе National Cooperative Soil Survey U.S.A., Swastika Enterprises в Индии и др.77. Этим именем нередко называют туристические туры в страны Юго-Восточной Азии. Свастика в числе астамангала (см. III гл.) появилась 9 декабря 2000 г. на реверсе юбилейной монеты достоинством в 1000 рупий, посвященной 50-летию Шри-Ланкийского Центрального банка78. Более 60-ти лет в Сингапуре действует The Red Swastika Charity Foundation со множеством дочерних учреждений, в том числе школ79.

В религиеведении эмблема свастики закреплена преимущественно за буддизмом80, так же как ■fi’ (крест) — за христианством, С* (полумесяц) — за исламом, Ф (шестиконечная звезда) — за иудаизмом, (знак АУМ) — за индуизмом и т.д. Однако ее значение сейчас гораздо шире.

Свастика не менее популярна в индуизме и боне, а на официальном флаге джайнской религии она с 1975 г. сменила эмблему

Loka-Akasa81 (см. подробнее III гл.) В марте 1998 г, под давлением местной джайнской общественности (в лице Пракаша Моди, подавшего жалобу в Совет по делам печати штата Онтарио) канадская газета «Toronto Star» вынуждена была признать, что оскорбила религиозные чувства верующих, некорректно использовав свастику на антинацистской карикатуре. Газета обязалась впредь сопровождать изображение нацистской свастики соответствующей подписью82.

ввиапшвниввЕВВят

Одна центральная свастика в окружении четырех периферийных и четырех тай-чи (символа инь-ян) является ныне эмблемой «колеса закона» в китайском религиозном движении Фалунь Дафа (см. II гл.)83.

Несмотря на идеологическое давление, начавшееся в 1940-е годы84 свастика продолжает традиционно использоваться в религиозных обрядах индейцев Северной и Центральной Америки.

СВАСТИКА СНАРУЖИ

имметрия свастики. Обычно свастикой считают крест, лучи которого согнуты под прямым углом в одном направлении85. Однако рассмотрение свастики только как разновидности креста исключает целый ряд фигур, которые по сути являются свастическими. Археологи, этнологи, искусствоведы на практике вынуждены постоянно отступать от приведенного выше определения, если желают понять смысл символа в контексте изобразительной традиции. Под определение свастики как креста явно не подпадают 3-, 5-, 6- и им подобные

n-конечные свастики, которые вместе с «классической» 4-конечной свастикой часто являются вариациями одной и той же идеи вращения.

В чем же суть свастики как геометрической фигуры? Удобнее подойти к ней со стороны симметрии. В теории симметрии свастика

авввтввваавтш

принадлежит к фигурам с полярной плоскостью, точнее — к односторонним розеткам. Фшуры этого класса обладают так называемой особенной точкой, т.е. точкой, не имеющей в фигуре себе эквивалентных. Поскольку симметричная фигура получается за счет движения, которое в геометрии называют преобразованием, особенная точка остается единственной и инвариантной относительно всех преобразований фигуры. В отличие от других классов симметричных фигур — бордюра и сетки и даже розеток, обладающих зеркальной плоскостью, — свастика обладает лишь одним признаком симметрии — поворотной осью (ею выступает особенная точка). Вокруг последней происходит вращение фи1уры. Свастика образуется за счет поворота ее равного элемента (угла, крюка и т.п.) вокруг оси, которая расположена перпендикулярно плоскости вращения. При обороте на 360° равный элемент может совмещаться с собой на плоскости от одного до бесконечного числа раз. Число совмещений при полном обороте называется порядком оси86. Например, в свастике с двумя концами (волюте) порядок оси 2, с четырьмя — 4 и т.д.

Исходя из центральной точки, лучи свастики могут не только загибаться под любым углом, но п плавно виться, даже ветвиться в зави-

симости от смысла, заложенного в символе, и предназначения той вещи, на которой он запечатлен. Иногда трудно провести грань между собственно свастикой и так называемыми солярными символами.

Однако и это можно сделать, если сопоставить свастику с ведущим солярным символом — звездой, относящейся к розеткам с симметричной (а не только полярной) плоскостью. Равный элемент звезды симметричен относительно себя самого (в нем можно обнаружить собственную ось), в то время как элементы свастики симметричны лишь относительно друг друга в составе целой розетки. Даже если в звезде «исчезнет» поворотная ось и как целая фигура она разрушится, симметрия все равно сохранится в ее отдельных равных элементах. Но если «распадется» свастика, то ее части потеряют всякое подобие симметрии (в рамках розетки, конечно).

Если с одной стороны определение свастики ограничивает звезда, то с другой — спираль. Спираль вообще не является симметричной фигурой. Она образована движением кривой из центра, но ее центр не есть поворотная ось симметрии. Спираль не имеет равных элементов (иначе она превращается в свастику, сохраняя лишь видимость спирали[1]), совмещающихся с собой относительно особенной точки, поскольку в ней никогда не происходит полного оборота на 360°.

Основное внимание в книге уделено свастике как розетке. Хотя по мере необходимости будут привлекаться и бордюры из свастик (например, свастичный меандр), и сетки (например, мезинский сва- стико-меандровый орнамент, см. III гл.).

Вокруг свастики. Споры о происхождении и смысле свастики не затихают с середины прошлого столетия. На это в первую очередь повлияло бурное развитие археологии, когда свастика была обнаружена на всех обитаемых материках, причем разнообразие ее видоизменений не мешало существованию сходных вариаций, далеко отстоящих друг от друга в географическом пространстве и на шкале времени. Средний и Ближний Восток, Центральная, Северная и Южная Европа, Средняя Азия и Дальний Восток, обе Америки, Полинезия, Африка... — поистине свастика является планетарным символом. В отличие от других примитивных знаков, которые могли возникать независимо друг от друга в разных частях света и в разные эпохи, свастику стали считать первым символом, сознательно передававшимся по цепи традиции от человека к человеку, от племени к племени, от народа к народу87.

Самые ранние находки ее классического (четырехконечного) типа относятся к IV тысячелетию до н.э., а новейшие продолжают существовать в повседневном быту многих народов Востока. Название «свастика» ввел не позже 1852 г. Эжен Бурнуф88. До того она называлась Fylfot, tetraskelion («четвероногим»), triskelion («трехногим»), гамматическим крестом или гаммадионом (так как представляла соединение четырех греческих букв Г, «гамма»). Сведения о свастике как о христианском символе и варианте креста были напечатаны ученым-иезуитом аббатом М. Мартиньи в знаменитом «Словаре христианских древностей»

(1865) 89. Аббат Мартиньи обобщил появившиеся ранее труды Джан- баттиста де Росси и других специалистов в области христианских древностей (в основном — катакомб Рима и Неаполя).

Другой католический историк, Fr. Augustini Antonii Georgii, полагал, что встречающаяся в Тибете свастика символизировала Бога, распятого за род человеческий90. Более взвешенные суждения о свастике содержатся в монографии «Знак креста до Христианства»

(1866) Габриэля де Мортилье91, а развернутое объяснение ее религиозного смысла было представлено Эмилем Бурнуфом (1872)92. Одним из первых посвятил свастике специальное исследование директор Нумизматического музея в Копенгагене Людвиг Мюллер (1877), увидевший в ней эмблему вечного кругового движения93. Ср. также более раннюю работу Л. Мюллера «Кольцеобразные, крестообразные и крылатые символы в религиях народов мира»94.

Последовавшие работы Э. Томаса (1880)95, Л. де Милю (1882)96, X. Гайдоз (1884)97, Г. Дюмутье (1885)98, Роберта Филипса Грэга (1885)99 и графа Гобле д’Альвьелы (1889)100 закрепили древнеиндийские письменные и материальные памятники, дожившую до нас индуистскую обрядовость в качестве основного источника по истолкованию символа свастики. Отталкиваясь от них, большинство ученых рассматривали бытование свастики в культурах древней Европы, Нового Света и прежде всего — народов Азии101. См. также работы этого периода Е. Pincott, Percy-Gardener, М. Man, J. Morgan. К моменту выхода обобщающего труда Томаса Уилсона «Свастика: самый ранний известный символ и его перемещения»102 число публикаций на тему достигло 114.

Фундаментальная монография Т. Уилсона была представлена в 1894 г. как доклад Национальному музею Соединенных Штатов. В этот период изучали почти исключительно религиозный смысл свастики.

ВШНВВВШПаОЯИШЕИШШДВНЯЙПВ

Будучи куратором отдела доисторической антропологии Музея, Уилсон постарался выявить наиболее доказательные теории, сложив из них непротиворечивую мозаику103. Однако пестрота оказалась неизбежной. Являясь одним из 385 вариаций креста, известных по орнаментике и геральдике, свастику идентифицировали как знак Зевса, Ваала, Агни, Индры, Брамы, Вишну, Шивы и Юпитера-Громовержца, Афины, Артемиды и других богов. Большинство исследователей конца XIX века сошлись во мнении, что свастика является древнейшим арийским (индоевропейским) символом, обозначавшим солнце, небо, свет, свечение зигзагообразной молнии, воду; она также была эмблемой Великого Бога, Создателя и Правителя Вселенной; позже она получила значения, связанные с культами Будды и Христа.

Санскритское восклицание «свасти!» переводится, в частности, как «благо!» и по сей день звучит в ритуалах индуизма, обрамляя произнесение священного слога АУМ («АУМ Свасти!»). Анализируя слово «свастика», Густав Дюмутье раскладывал его на три слога: su-auti-ka. Su — корень, обозначающий «добро», «благо», превосходную степень или suridas, «преуспеяние». Auti — форма третьего лица единственного числа в изъявительном наклонении настоящего времени от глагола as «быть» (= латинскому sum). Ка — субстантивный суффикс104. Санскритское название suastika, писал Фридрих Макс Мюллер Генриху Шлиману, приближается к греческому eveotike /

EVECTTI («ВОЗМОЖНО», «МОЖНО», «ПОЗВОЛвНО»; ОТ EVEipi).

Существует англо саксонское название знака свастики Fylfot, которое Р.Ф. Грэг производил от fower fot, four-footed, т.е. «четверо» или «многоногий»105. Само слово Fylfot скандинавского происхождения и состоит из старонорвежского fiel, эквивалента англо-саксонского fela, немецкого viel («много») и fotr, foot («нога»), т.е. «многоножная» фигура. Однако в научной литературе и Fylfot, и упоминавшиеся выше «тетраскелис», и гамматический крест, и ошибочно отождествлявшийся со свастикой «молот Тора» (Мьелльнир) были постепенно вытеснены санскритским названием106.

По М. Мюллеру, правосторонний гамматический крест (suastika) является знаком света, жизни, святости и благополучия, который соответствует в природе весеннему, прибывающему солнцу. Левосторонний знак, suavastika, напротив, выражает тьму, гибель, зло и разрушение; он соответствует убывающему, осеннему светилу107. Подобную цепь рассуждений находим у индолога Чарльза Бирдвуда. Suastika — солнце дневное, активное состояние, день, лето, свет, жизнь и слава; эта

вшвдввншнншдшвпашви

совокупность понятий выражается санскритским pradakshina, проявляется через мужское начало, покровительствуемое богом Ганешей. Suavastika — также солнце, но подземное или ночное, пассивное состояние, зима, тьма, смерть и безвестность; ему соответствует санскритское prasavya, женское начало и богиня Кали108. В годовом солнечном цикле левосторонняя свастика является символом летнего солнцеворота, с которого начинается убывание дневного света, а правосторонняя — зимнего, от которого день набирает силу109.

Существует большая неопределенность между обозначением и смыслом право- и левосторонней свастики даже в одной Индии, не говоря о других регионах планеты. Тем более не следует переносить противоположность между двумя видами знака в сферу этики. Именно этим грешат сочинения оккультных авторов, без устали вещающих о «пагубном» и «благотворном» направлениях свастики. Зло приносит якобы та, которую М. Мюллер называл suavastika, а добро — suastika. Характерно, что приняв гипотезу о кардинальном различии двух типов свастики (в котором усомнились уже Дэниел Г. Бринтон и Т. Уилсон)110, подобные авторы путают правое и левое направления. Мюллеровскую suavastika называют «свастикой», а suastika — «суавастикой» или «совастикайей».

Большинство исследователей (первым из которых был Р.Ф. Грэг), правда, сомневаются, что право- и левосторонние виды свастики следует именовать по-разному. «Санскритское слово свастика есть единственное, применяемое во всех случаях для обозначения этого символа, — подытожил эти сомнения Рене Генон, термин же са- увастика, которым иногда стремятся обозначить одну из таких форм с тем, чтобы отличить ее от другой (и последняя в этом случае одна выступала бы как подлинная свастика)? в действительности есть лишь прилагательное, производное от свастики и обозначающее то, что относится к этому символу или его значениям»111. Основные традиции человечества (индуизм, буддизм, христианство, ислам и др.) содержат как право-, так и левостороннюю свастику, которые оцениваются не по шкале «добро —зло», а как две стороны единого процесса. Так, «разрушение» не есть для восточной метафизики «зло» в дуалистическом толковании, а только обратная сторона созидания, и т.д.

пвяшашвРпнившиандЕМйиия

Другой крайностью (проявляющейся уже не в псевдомистичес- кой, а в академической среде) является полное игнорирование различия между направлениями движения свастики, из-за чего теряется смысл целого ряда традиционных композиций.

В данной работе выделено два основных вида символа — с концами, загнутыми против солнца, справа налево, и слева направо, по солнцу. Первая свастика в дальнейшем называется свертывающейся (центростремительной или собирающей), вторая — развертывающейся (центробежной или сеющей).

Солярное истолкование свастики возобладало. Граф Гобле д’Альвь- ела и другие доказали родственность брахманических ритуалов Индии, сопровождающихся круговыми, вращательными движениями участников, с аналогичными обрядами кельтов. Индуистский культ стал рассматриваться большинством специалистов как основа для интерпретации символа. Спектр гипотез, впрочем, и по сей день остается широким. Полагают, что свастика это: текущая вода (J.B. Waring), воздух или божество воздуха (R.P. Greg), пламя или возгорание (Emile Burnouf), молния (W. Schwartz), женский пол (George Birdwood), соединение двух полов (J. Hoffman), монограмма среднеиндийского языка пали (Gal Cunningham), объединение 4-х каст Индии (Fred. Pincott), «аргонавт» или осьминог (ср. греч. поАгшош, многоногий: см. у Frederic Houssage), летящие журавли (Karl von der Steinen), первоначальное божество индоевропейцев (М. de Zmigrodzki) и, наконец, согласное с большинством, — солнце в круговом движении (Max Muller, Ludwig Muller, Percy Gardner, Edw.B. Thomas, Henri Gaidoz, Goblet d’Alviella)112. В стремлении дать знаку исчерпывающее объяснение возникали целые школы. Писали о том, что свастика отображает собой луну, годовое вращение созвездия Большой Медведицы, страны света, вечность, богов — Зевса, Ваала, семь божеств Индии (среди них — Агни, Инд- ру, Вишну и Ганешу).

IBBBBMlBlBBBBBIiaitoaiiail

Большинство толкований можно разделить на две половины: одни специалисты обращают внимание на концы свастики и связанную с ними цикличность (здесь видят знак смены сезонов и земледелия), другие — концентрируются на центре, усматривая в нем первоприн- цип (д-р Колли Марч один из первых предположил, что свастика обозначает вращение вокруг небесной оси)113. Эти точки зрения взаимно дополняют друг друга.

Еще Эмиль Бурнуф заметил, что свастика напоминает инструмент arani[2], о котором говорится в Ведах. Арани употребляется для разжигания священного огня Агни перед жертвенником и состоит из двух брусьев, положенных крест-накрест. Загнутые концы крепили четырьмя гвоздями, а в том месте, где брусья пересекались, делали в земле углубление и ставили туда вертикально третий брус в форме копья (pramantha). Вертя последний, производили трение, вследствие чего вспыхивал огонь114. Ф.М- Иевлев упоминает об устройстве, состоящем из веревочки, скрученной из конопли, и коровьей шерсти, обвитой вокруг верхнего конца деревянного стержня. С помощью веревки палочку быстро вращают. Основание, где находится дырка, также крестообразное, причем наружные концы планок, изогнутые под прямым углом, крепятся четырьмя бронзовыми гвоздями так, чтобы они не могли уклониться ни в ту, ни в другую сторону115. Бурнуф считал, что свастика из палочек символизировала женский принцип, а вертикальная прамата — мужской. Их трение иллюстрировало миф о рождении огня. Эта теория вызвала оживленную дискуссию116, в итоге которой выяснилось, что устройства, с помощью которых добывают священный огонь, не связаны со свастикой функционально, следовательно, их форма символизировала не сам огонь, но некий принцип, из которого тот возникает (см. ниже Ш гл.).






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных