Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Багдасаров Р.В. - Мистика огненного креста 3 страница




Тем не менее связь свастики со стихией, необходимой для брах- манического священнодействия, существенно продвинула изучение символа в XIX веке. Многие ведические эпитеты священного огня близки к «свастике» по звучанию и смыслу: svane — ловкий, проворный; svanika — прекрасноликий; svarvid — доставляющий свет; svavas — доставляющий благую помощь; sva^va — имеющий прекрасных коней и т.д.117. Подтверждением этой теории считали и то, что гамматический крест был главным знаком на урнах, заключавших останки тел после кремации. Свастика изображена на погребальных вазах этрусков из Кьюзи (Poggio Renzo), Цере и др."к. На могильной вазе из Монтескудайо, где хранился пепел умершего, гамматический меандр (см. Отступление 4) обозначает связь телесного состава с четырьми стихиями, их происхождение и смыкание в центральной точке творения. Ставилась свастика и на могильных урнах славянского племени фракийцев’19.

Многие рассматривают свастику как символ плодоношення. Иоган, князь Левенштейн (Loewenstein), писал, например, в 1941 г.: «Свастика, которая с древнейших времен так часто ассоциируется с женщиной.., должна означать символ плодородия». Доказательством тому, по его мнению, служит присутствие знака на женских лицевых урнах из Трои (ок. 3000г. до н.э.) и на предметах женского обихода — веретенцах, пряслицах, других ткацких принадлежностях120.

Существуют и попытки астрономической интерпретации. Одна из первых принадлежала антропологу Зелие Магдалене Наттол (1857— 1933), признанному авторитету в археологии Мезоамерики121.

В 1890-е гг. З.М. Наттол посетила Россию и была принята Императорским Московским археологическим обществом122. Она выдвинула теорию, основанную преимущественно на идеях, которые естественным путем возникали в мозгу древнейшего человека. Личность, созерцающая годовое обращение Большой Медведицы вокруг неподвижной Полярной Звезды и сосредотачивающаяся на ее виде в четырех равноудаленных позициях, будет, по Наттол, воспроизводить в сознании форму свастики.

Этот процесс иллюстрировал ее собственный эксперимент: «В какой-то миг умственного созерцания я восприняла четверичный образ целого созвездия, выделявшегося мерцающим сиянием из густой темноты холодного неба... Оно походило на симметричную свастику гигантских размеров... Я отошла от своего окна в ту памятную ночь с растущим сознанием глубокого и сильного воздействия, которое могло оказывать на первобытного человека естественное длительное наблюдение Поляриса и околополярных созвездий»123.

В археоастрономии есть несколько версий на сей счет. Рассматривается как сезонное положение созвездия Малая Медведица (Ursa Minor) относительно Небесного полюса в IV тысячелетии до н.э.’24, так и суточное вращение М. Медведицы вокруг Полярной звезды (часть которого не доступна дневному наблюдателю)125.

ПаНШПИШПШПаЯШШПВППДЯШПзППаИДПВ!!!

При всей привлекательности подобные толкования остаются неубедительными из-за отсутствия четкой связи между формой свастики и ее предполагаемым символическим значением. Исследователям, как правило, малоинтересны подробности каждого отдельного изображения. Они склонны закрывать глаза, в угоду далеко идущим обобщениям, на малые и большие различия не только между близкими видами знака, но и между отдаленными вариациями. Очевидно, что солнечный диск вряд ли воплощался через угловую свастику, а непосредственная связь между последней и, например, слоноголовым божеством (Ганешей) или объединением двух полов еще более сомнительна. Сюда можно, кстати, отнести гипотезу Штей- нена-Бобринского, пользовавшуюся популярностью среди отечественных археологов до революции.

10.12.1896 г. известный этнограф А.А. Бобринский зачитал впервые свой доклад «Новая теория происхождения свастики в связи с мотивами кавказских ковров» на заседании (под председательством С.Ф. Платонова) русского отделения Императорского Археологического общества. Опираясь на теорию, выдвинутую немецким ученым Карлом фон-Штейненом126, который считал прообразом свастики рудиментарные изображения летящего аиста на древней керамике, граф пытался подтвердить ее примерами ковровых узоров Кавказа, где свастики сопровождались «несомненными, хотя и схематичес- ки-прямолинейными изображениями птиц с длинной шеей и длинными ногами»127.

Анализ сочетания геометрического символа (в данном случае свастики) с символом животного (птицы) всегда ценен, ибо позволяет понять, в каком контексте они оба употреблены, но стоящие рядом символы практически никогда не являются идентичными. Сочетание — первый признак того, что значение у них разное, хотя они являются символическими составляющими одного и того же сюжета (орнамента). Этот закон хорошо сознавал Гобле д’Алвьела, когда предположил, что свастика, египетский крест (crux ansata) и крылатый диск изначально обозначали одно и то же, а потому сочетаться не могут. Он делил древний мир на две зоны символизма, причем свастика преобладала «во всем арийском мире, за исключением Персии, a crux ansata и крылатый диск никогда не сменяли друг друга»128. Как будет показано далее, на уровне звериной символики свастику могла заменять не только птица, но конь и некоторые другие животные.

Понимание, появляющееся при наблюдении активно применяемого людьми символа, теряется, когда исследователи опираются исключительно на археологические находки, не соединяя их с существующей культурной традицией. Современные ученые все прочнее утверждаются на мысли, что по-настоящему усвоить значение символа можно, лишь изучив его употребление в среде живого человеческого общества, где этот символ присутствует с древнейших времен в обрядах и повседневном быту. С этой целью большинство зарубежных авторов продолжает обращаться к индийским народным обычаям.

Ритуалы в Шанти-Нагар. Среди попыток такого рода выделяется астро-этнографическая гипотеза американцев Стэнли А. и Рут С. Фридов, опубликованная ими в серии прекрасно иллюстрированных статей129.

С. и Р. Фриды подолгу жили в североиндийских деревнях, где свастика находится в повседневном употреблении, особенно в ритуалах, маркирующих начало чего-либо, таких как рождение и свадьба. Исследователи рассказывают: «Священник служит требы, в которых используется символическая фигура свастики, нарисованная цветными пудрами на земле и служащая алтарем в обряде с возжиганием огня. В церемониях рождения, бракосочетания и на праздники женщины часто наносят свастику на глиняную посуду, землю, стены. Когда какой-нибудь основной атрибут праздника убирается после его завершения, женщины рисуют свастику на том месте, где

вгашяшЕашввшнташ

он находился, чтобы зло не смогло туда проникнуть. Мы замечали свастики в таких ритуалах, но никогда не обращали на них особого внимания, пока они были общераспространенными. Селяне рассказывали нам, что они чертят свастики потому, что это благоприят ный знак, и ботыпей информации мы вытянуть не могли.

Однажды мы присутствовали на церемонии, известной как “ба- рат лена” (barat lena), встреча брачующейся пары, один из цепочки обрядов, составляющих свадьбу. На “барат лена” жениха приглашают члены семьи невесты В очередной раз наблюдая знакомый ритуал, мы не ожидачи увидеть ничего нового, но тут нам крупно повезло. Большой латунный поднос, содержащий священные наряды и симвоты, был приготовлен для церемонии; на нем виднелась тусклая, выложенная из куркумы свастика. На каждой из девяти точек, которые, соединяясь, образовывали ее форму (центр, вершины углов и окончания веток), были насыпаны кучки риса.

Мы пос тарались посмотреть свежим взглядом на то, что наблюдали уже много раз. Как большинство людей, которые пишут о свастике, мы имели обыкновение рассматривать ее ветки. Выпуклые горки риса и бледные ветви направили наше внимание к девяти точкам, расположенным в виде квадрата со сторонами 3x3 — остов свастики. Этот поменявшийся фокус зрения навел нас на новую интерпретацию ее символического значения.

В индуизме существует 9 сверхъестественных сущностей, известных как “граха” (graha). Это — 5 планет, видимых невооруженным глазом (Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и Сатурн), Солнце и Луна (все семеро считаются божествами), точки восхода и захода Луны, представляемые в виде демонов, преследующих Солнце и устраиваю щих затмения. (Это узловые точки орбит, когда Луна находится в той же плоскости, что Солнце и Земля, и может произойти затмение.) Астрономия индуизма определяет “граха” как планеты; боги, равно как и демоны в “граха”, называются планетарными божествами.

В индуистских “самскарах” (samskaras, правоверные церемонии) “граха” обычно представлены девятью квадратами, расположенными тремя рядами, по три в каждом. Каждый квадрат представляет собой отдельный символ какого-то божества, а в упрощенном виде они заменяются девятью точками. Центральный квадрат является солнцем, созидательным началом, вокруг которого расположены остальные планетарные божества, которые вместе с солнцем претставляют целое мироздание. Последующее изменение этих “граха” — прообраз созидания космоса, что выражается в линиях, которые часто рисуют по краям квадрата со сторонами 3x3. Такие линии обозначают множество богов, специально не представленных в изображении “граха”.

В контексте индуистской брачной церемонии, где 9 планетарных богов явно выделены, связь между свастикой и божествами планет становится очевидной. Символика свастики заключена в ее 9-ти точках, которые представляют планетарные божества; линии — это драматический путь соединения точек, делающий их более зримыми. Свастика может быть начерчена быстрее чем квадрат со сторонами 3x3, и над этим стоит задуматься.

Свастику могли использовать как замену квадратам или другим знакам планетарных богов, начиная со столь отдаленного времени, что ее первоначальный смысл забылся. На первом уровне свастика представляет планетарных божеств; на втором, более глубоком, или главном, уровне — мощь творения и саму сотворенную вселенную...

Связь между свастикой и планетарными божествами часто видна на изображениях, служащих алтарями для огненных обрядов. Мы сфотографировали один такой алтарь, состоящий из двух свастик, большой и малой (выложенной из 9 квадратов). Двойное присутствие “граха’’ в этом случае было вполне оправдано: церемония устраивалась ради защиты мальчика и его семьи от вредного влияния неблагоприятного расположения звезд»1-*.

В другой статье, «Ритуалы минувшего в Шанти Нагар», те же авторы заключают: «9 точек, служащих для получения формы свастики, являются девятью “граха”, представляющими, в свою очередь, всю совокупность божеств и космос. Центральная точка обозначает “бинду” (bindu), место, с которого начал созидаться мир. Согнутые ветви знака показывают, что сверхъестественное знание находится вне области человеческой логики»131.

Свастика в джайнизме. В джайнской мифологии развертывающаяся свастика считается знаком седьмого джина (тиртханкары) Супарсвы132. 24 тиртханкара, или «боги богов», основоположники джайнского вероучения, воплощаются один раз за каждый полуоборот колеса времени. В их эмблемах отсутствует солнце, но, по предположению Э. Томаса, поскольку восьмой тиртханкара имеет знак полумесяца, то предшествующий (чьим знаком является свастика), соответствует солнцу, причем солнцу' прибывающему133.

Среди счастливых знаков у джайнов свастике по праву принадлежит первое место. Она рисуется на бритых лбах детишек в свадебный день в Гуджарате. Красным кругом со свастикой в центре обводится место домашнего алтаря. Места поклонения сельским богам часто несут на себе знак свастики. В округе Meerut (периода британского владычества в Индии) поклоняющийся богу деревни Бху- мья должен был соорудить грубую модель свастики из соломы и глины. Свастика часто появляется в фольклоре и народном театре. Рыночные торговцы рисуют ее на своих дверях, дабы привлечь удачу. Это непременный атрибут магии, в том числе женской. Волосы на головах джайнских женщин часто бывают переплетены лентами в виде свастики.

Согласно разъяснениям Вирчанда Р. Ганди Томасу Уилсону горизонтальные и вертикальные оси креста, образующего традиционную джайнскую свастику, соответствуют духу и материи. Над свастикой обычно рисуются три точки, полумесяц и точка внутри полумесяца. Четыре ветви символизируют движение душ через четыре возможных состояния во вселенной: от «протоплазмы» (так В.Р. Ганди из деликатности назвал ад) к растительно-животной жизни на земле, состоянию человека и небесному состоянию (выходу в иные миры). Чтобы добиться освобождения (полумесяц, siddhashila), душе необходимо приобрести три сокровища: правильную веру (samyak darshan), правильное знание (samyak jnan) и правильное поведение

Джайны рисуют свастику всегда и везде, где требуется призвать благословение божественных сил. Для ритуального рисунка нужна пригоршня риса, крупы, муки, сахара, соли или другой сыпучей субстанции, которую высыпают на круглом пространстве приблизительно 7,5 см диаметром и 2,5 см глубиной. Линии чертят пальцем к центру: 1) слева сверху; 2) слева в правую сторону; 3) снизу вверх; 4) справа в левую сторону. После этого загибаются «рога», наносятся точки и полумесяц134.

В позднейшей интерпретации С. Падманабха начертание свастики входит в ритуал devapuja. Символ соответствует четырем возможным состояниям сансары, от которых следует освободиться135. Чтобы избегнуть новых рождений, следует верно служить джайнс- кой сангхе, имеющей четыре опоры, соответствующие делению последователей джайнизма на sadhus, sadhvis, shravaks и shravikas136. Согласно другой интерпретации свастика соответствует четырем качествам, присущим душе, которые реализуются kevalin: бесконечное знание (anant jnan), бесконечное восприятие (anant darshan), бесконечное блаженство (anant sukh) и бесконечная «энергия», что является приблизительным переводом virya (anant virya)137.

Существуют более частные, локальные схемы изображения джайнской свастики. По сообщению Ананд Шаха, его мать ставит между ветвями свастики четыре точки и пять точек под символом. Число пять может означать Пять Продвинутых Душ (parameshtis), Пять Великих Обетов (mahavratas) или пять важных событий в жизни тиртханкары138.

Свастика в Фалунь Дафа. Новая религия Фалуньгун (fah-luhn goong) известна с 1992 г. Ее эмблема включает одну центральную и четыре периферических свастики и четыре тайцзи. Как указывает основатель движения Ли Хунчжи, «это изображение фалунь представляет собой вселенную в миниатюре»139. Адепты религии акцентируют момент вращения знака фалунь, в котором вращаются как центральная, так и малые свастики. Поскольку религия Фалуньгун совмещает метафизику буддизма и даосизма, свастика воспринимается как символ первого, а тайцзи (также входящая в эмблему) — второго.

Когда фалунь вращается по часовой стрелке, он соответствует поглощению вселенской энергии; когда вращается против часовой стрелки — ее высвобождению. Движение внутрь (по часовой стрелке) символизирует самосохранение, движение наружу (против часовой стрелки) — спасение других. Фон, на котором фалунь воспринимается духовным зрением адепта, меняется в зависимости от обстоятельств, но контур свастической розетки остается неизменным.

Последователи Фалуныун полагают, что свастика обозначает метафизический статус, согласно буддийской иерархии: его приобретают достигшие уровня Будд; у Бодхисаттв и Архатов свастика отсутствует. Однако ею обладают Великие Бодхисаттвы. У Будд, превзошедших уровень Жулай, только одна свастика. У тех, кто выше Жулай, число свастик увеличивается пропорционально их превосходству: две, три, четыре, пять и т.д., вплоть до того, что все тело подобных существ представляется покрытым этими знаками. Когда свастикам уже негде помещаться, они проступают на ладонях, на ступнях, на подушечках пальцев.

Свастика в природе. Архетип свастики воспроизводится на всех этажах мироздания. Подтверждение тому — наблюдения за миграцией клеток и клеточных пластов, в ходе которых зафиксированы структуры микромира, имеющие форму свастики. Речь идет о молекулах адгезии клеток. (Адгезия, один из первичных процессов раз-

Horn

вития, означает слипание, прикрепление клеток друг к другу, без чего не может возникнуть эмбрион.) Молекулы адгезии (сокращенно МАК) образуют структуры, каждая ветвь которых представляет собой белковую цепочку. Фотографии МАК, сделанные с помощью электронного микроскопа, явно напоминают трех- и четырехконечные свастики140.

Таким образом, процесс экспрессии МАК (творение микрокосма), доступный человеческому зрению в виде свастики, повторяет форму модели мироздания (макрокосма) — «граха», сохранившуюся с незапамятных пор в индуистской обрядности.

Ту же структуру имеет наша галактика, Млечный Путь. В 1920-х годах было установтено, что вращаются не только планеты Солнечной системы, но и галактика в целом. Угловая скорость вращения убывает при удалении от ядра. Это дифференциальное вращение играет боль-

 

шую роль в образовании спиральной структуры Млечного Пути и других спиральных галактик. Поскольку наблюдается довольно большое число галактик с отчетливо выраженным спиральным узором, можно сделать вывод, что спиральная структура — долгоживущее явление, которое должно противостоять изменениям, связанным с дифференциальным вращением. «Первоначально считалось, что форма спиральных галактик сильно отличается от осесимметричной, однако теперь стало ясно, что распределение массы в них характеризуется значительно меньшей асимметрией, чем распределение яркости»141.

В 1940 г. был опубликован на латыни труд Ф. Гаузе «Симметрия в живой природе», где перечисляются свастиковидные микроорганизмы142. Одним из древнейших животных, обладающих телом в форме свастики, является Tribrachidium143.

Свастика постоянно привлекает внимание астро- и геофизиков, поскольку она весьма удобна при моделировании процессов, происходящих с небесными телами. Так, комбинация потоков так называемого «солнечного ветра» формирует в его приэкваториальном пространстве структуру, напоминающую пропеллер. Количество сек- торов-лопастей в таком «пропеллере» раскладывается на четные числа: 2, 4, 6, 8. Причем полярность магнитных полей и «солнечного ветра» в них чередуется. «Так как Солнце вращается вокруг своей оси, то изолинии, изгибаясь, приобретают спиралевидную форму (подобно струям вращающегося фонтанчика)... На значительном удалении от Солнца эти струи еще более выгибаются (до прямоугольных изломов), благодаря ударным волнам, возникающим при разгоне частиц плазмы в собственных магнитных полях звезды. В результате границы секторов образуют структуру, напоминающую свастику»144.

Смена «лопастей» солнечной «свастики» опосредованно влияет на устоявшиеся ритмы оболочек планет, в том числе и Земли. Примерно раз в неделю планеты воспринимают «удар» очередной «лопасти». Профессором В.Н. Плахотнюком выявлена связь между пульсацией кровотока, микропульсациями геомагнитного поля и колебаниями параметров «солнечного ветра» в диапазоне 0,1 — 100 Гц. Вполне возмож-

но, что этот ритм предопределил 7-дневное число недели и 28-дневную длительность месяца. Существует гипотеза о том, что за период развития Солнечной системы направление движения «пропеллера» неоднократно менялось: вначале происходило торможение и постепенное распрямление границ секторов (от свастики до креста), а затем их раскручивание и изгибание в другую сторону. Несомненно, что подобные перемены вели к грандиозным катаклизмам140.

В 1965 г. Франко Гриньяни поставил эксперимент по индукции излучения, графическое отображение которого выглядит как спиралевидная свастика с 36 лучами-витками146.

С космической катастрофой, разразившейся на Земле в эпоху бронзы, вероятно, связано изображение кометы в виде свастики из китайского атласа времен династии Хань (III —II в. до н.э.). Атлас, написанный по шелку, был обнаружен в захоронешш 3 в Mawangdui (около Changsa). Свастический рисунок назван там «звездой с длинным хвостом фазана» (di-xing). Комета показана плашмя в виде центробежной свастики с маленьким кружком посередине. Четыре конца свастики, как полагают Ф. Уиппл и Б. Кобрис, могли означать длительный период наблюдения за кометой, которая появлялась в каждом из 4-х сезонов. Это напоминает комету Энке, имеющую орбиту' с периодом в 3,3 года и ось вращения, которая спорадически нацеливается на Землю. Как отмечает Б. Кобрис, мифы индуизма о пище Гаруде, возможно, связаны с древнейшими наблюдениями за кометами147.

Ill

ПУТЯМИ СВАСТИКИ

ынашивание свастики (мезинская культура). Каталог археологических памятников со свастикой весьма обширен. Его следует начинать с древнекаменного века (палеолита). Исходя из теории симметрии, свастику рассматривают не только как монополяр- ную розетку, но и как другие симметричные фигуры — бордюр и сетчатый орнамент. Симвоч свастики выкристаллизовывается из ромбомеандрового орнамента, впервые появившегося в верхнем палеолите, а затем унаследованного практически всеми народами мира14Я. Изучавший костенковскую и мезинскую культуры, В.А. Городцов благодаря ромбомеандровой сетке выделил в Восточной Европе мадленского времени (XXV —XX тыс. лет до н.э.) отдельную область149[3].

На браслете из мамонтовой кости, найденном на стоянке в Мезине (Черниговщина), протосвастическая сетка состоит из скоплений меандров[4], которые разрежены в двух местах рябью из волнообразных зигзагов150. Оттолкнувшись от одного свастического скопления, волны словно бегут к следующему. Символический смысл, заключенный в тщательно выгравированном орнаменте, интерпретировался довольно примитивно: «Ив раннем, и в позднем палеолите на крупных костях, как на тарелках, резали мясо. После этого на них оставались зарубки, насечки... В позднем палеолите [орнамент] усложнили: черточки на

кости начали наносить не только параллельно, но и под углом друг к другу»151. Но как же тогда получился меандр, чей смысл явно не случаен? Здесь, как правило, отсылают к средствам производства. «Меандр, характерный для античной вазописи, древнегреческие гончары переняли у ткачей, а те лишь скопировали рисунок из нитей, получавшийся у них непро изволъно при изготовлении одежды»132. Но ведь мезинские охотники жили в верхнем палеолите и, как полагают те же авторы, еще не знали ткачества... Ответ стандартный: меандр у мезинцев «появился скорее всего в результате усложнения зигзагов, нередко выгравированных на их костяных предметах». То есть опять «случайность»: просто резали мясо, потом случайно получили четкий геометрический рисунок, потом ни с того ни с сего решили его размножить в больших количествах, да еще так в этом преуспели, что он («непроизвольно»!) растекся по всему.'(емному шару.

Чувствуя слабость подобной аргументации, пачеонтолог В.И. Бибикова выдвинула «остроумную» гипотезу, согласно которой ромбомеандровый орнамент имитирует естественный узор с мамонтовой кости.

Интересно, что сама В. И. Бибикова пришла к этой мысли и впрямь случайно. Однажды она

Цепочка из свастик, опоясываю- гцая градацию археологических культур. Серебряная табличка, которая быт прикреплена к курсу лекций В.А. Городцова, переплетенных студентами и подаренных профессору. Архив писателя А.Н. Стрижева

рассматривала шлиф бивня мамонта и неожиданно заметила, что пластинки дентина образуют на нем в поперечном разрезе нечто вроде меандра. Pourquoi pas? Мамонтина, как уверяют нас со школьной скамьи, была у первых Homo sapiens[5] любимым лакомством, а следовательно с ней было связано представление о благополучии. Итак, выбор небогатый: либо мясо, либо кости, т.е. на самом деле снова мясо, ибо оно — «первичное благо»153. Все это еще бы куда ни шло, если считать людей мезинской культуры животными, они же, как видно из других остатков их деятельности, были не просто людьми разумными, но их культура обладала неоспоримой эстетической привлекательностью даже в глазах наших современников. Тот же А.А. Формозов именно с ними связывает возникновение «выразительных образцов» искусства154. Ведь упомянутый браслет — предмет украшения, говорящий не просто о разумности, а о разветвленной системе понятий и представлений.

Мы не склонны разделять мнение В.И. Бибиковой и по другой причине. Обратимся к пресловутому «сходству» ромбиков дентина (величиной 0,5 —0,8 мм) и ромбомеандровой сетки. «Сходство» это весьма условно. Если на увеличенных снимках дентина наблюдается хаотическое нагромождение ромбов, квадратов и ломаных линий, то на орнаменте просматривается четкая система. Линии имеют заданную направленность. На браслете выделены два типа сетки: скопления меандров, которые образуют свастики, и зигзагообразные волны. Уплотненные до свастик меандры порождают «движение», а зигзаги лишь передают его.

Даже если палеолитические охотники действительно связывали с узором дентина какую-то символику, для того, чтобы отобразить ее, они должны были уже уметь чертить зигзаги, волны, меандр и строить на их основе орнаментальную композицию, пользуясь знанием о пропорциональности и симметрии.

Третьей причиной нашего несогласия с В.И. Бибиковой является «правило сочетания» при анализе символики древних, о коем упоминалось во II гл., в связи с гипотезой Штейнена-Бобринского. Изделия, на которые нанесен «мамонтовый» (по Бибиковой) узор, сами сделаны из мамонта, поэтому не нуждались в тождественной символической маркировке.

ишшшвтвиаииЕвдма

Проблема, из-за которой специалисты заходят в тупик, выясняя происхождение орнамента, кроется не в недостатке данных, а в ущербности методологии. Признав тезис об эволюции человека, сложно затем объяснять мотивы и причины его эволюции, исходя из животных инстинктов и механических ассоциативных связей. Напрасны также попытки воспользоваться психоанализом, оперирующим категориями бес- и подсознательного. Подходя к эволюции Человека разумного со стороны подсознания, можно угодить в тупик, пытаясь найти разумность в области, не достигающей этого уровня. Решать проблему происхождения символов (и, шире, — Разума) гораздо удобнее, если рассматривать эволюцию как результат синергии человека с высшим типом бытия. Из этой синергии возникает разумность, а способность к абстрагированию (без которой невозможно символотворчество) является ее частью. Символы выражают пограничную область между человеческой разумностью и непостижимыми для нее (иногда временно, иногда принципиально) закономерностями высшего порядка.

Именно так отвечают на вопрос о происхождении символов основные традиции народов мира. Если перевести ответ сей на язык философии, то речь пойдет о повышении самосознания с человеческой стороны и воле, направленной из источника всякой разумности. В корне происхождения символов лежит исключительность, получающая в сознании людей признаки священного. Это объясняет факт передачи символики по линии традиции. Умножая число символов, человек опознавал действие высших сил во все новых областях существования; воспринимаемые объекты с помощью символов складывались в универсальную систему.

Отступление 2. Происхождение символов. Большинство традиций сходится в том, что символический язык не является изобретением человека, но был открыт пророкам и прародителям Божественными силами, обновлялся и видоизменялся сообразно событиям в духовной жизни людей. В византийских и славянских хронографах, древнерусских палеях содержится предание, согласно которому мироустройство открылось через символы допотопному праотцу Сифу. Эта универсальная метафизика в православии называется «грамотой» (ураррато, письмена) от греческого урарра, «черта»155. Если Адаму присваивается начало устной традиции, то Сифа называют первым, кто стал «складывать слова и различать небесные знамения». После грехопадения Адама в лице его сына Сифа человечество вновь обретает Божье благоволение. Поэтому хронограф называет грамоту «первозданным языком Адама». В чем-то Сиф даже превосходит отца. Если Первочеловек дал имена животным, то его сын нарекает имена планетам и звездам: «Чтобы ведать всем этим, Сифу был дан разум от Бога. Дивясь его благочестию, тогдашние люди и самого Сифа стали называть «богом»... Поэтому потомки Сифа и Еноса зовутся «сынами Божиими»156.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных